Разработка урока на тему "Золотое сечение"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
На уроке рассматривается определение "золотого сечения", примеры "Божественнй пропорции" в архитектуре, искусстве, музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_zolotoe_sechenie.doc | 1000 КБ |
prezentaciya_k_uroku.ppt | 647 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании
Предмет: математика, обобщающий урок
Тема: Пропорции. Золотое сечение
Продолжительность: 1 урок, 45 минут
Класс: 6 класс
Технологии:
1. Презентационное сопровождение, выполненное с помощью MS Power Point;
2. Мультимедиа оборудование (компьютер, мультимедиапроектор, экран, ПО: MS Power Point 2003 для просмотра презентационного сопровождения урока
3. Материалы ЕКЦОР: http://school-collection.edu.ru/
1) аудиофрагмент -№1 «Весна» allegro (ЦОР №98729) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c5541729-d54d-d0cc-af51-cd0c8836e564/?interface=catalog
2) презентация - Математический диктант. Пропорции,1 вариант (ЦОР №207030) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9e4089ca-a2f9-4d39-a974-cf6b35a34d30/?
3. Кроссворд «Золотое сечение» MHTML Document, выполненный с помощью программы HotPotatoes6
Условные обозначения, символы и сокращения
ЦОР – цифровой образовательный ресурс
ЕКЦОР – Единая коллекция образовательных ресурсов
-нажать, чтобы прослушать звук
- переход на следующий слайд
-возврат к предыдущему слайду
- кнопка «проверить»
- кнопка «ответ»
- кнопка «подсказка»
Цели урока
1) Обобщить понятия по теме «Пропорция»
2) Закрепить умение решать задачи на нахождение неизвестных членов пропорции
3) Дать представление о золотом сечении
4) Показать связь математики с искусством
5) Расширить кругозор учащихся
6) Показать, что лирическое начало художественного творчества может свободно уживаться с точной наукой.
7) Развивать внимание, мышление, аккуратность, речь, познавательные интересы, интерес к математике, исследовательские умения.
Этап урока | Содержание | Действия (слова) учителя | Действия (слова) учеников | № слайда | Скриншоты слайдов с пояснениями |
I. Организацион-ный момент. | Звенит звонок | -Здравствуйте, садитесь. -Начинаем урок математики | Учащиеся занимают свои места |
II. Сообщение темы и целей урока. | На слайде записаны слова | - Сегодня на уроке нам предстоит удивительное открытие. Мы вычислим формулу красоты, а помогут нам в этом наши знания пропорции и ее основного свойства. -Прочитайте эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. -Как вы думаете, прав автор этих слов или нет? -Сегодня на уроке мы постараемся выяснить это
| Учащиеся читают фразу на слайде Учащиеся отвечают на вопрос | 2 |
III. Устный опрос | На слайде вопросы для устного опроса по теме «Пропорция. Основное свойство пропорции» | - Для начала предлагаю вам вспомнить основное свойство пропорции и правило нахождения ее неизвестных членов | Учащиеся устно отвечают на вопросы, размещенные на слайдах | 3 |
IV. Математический диктант | Повторение навыков нахождения неизвестных членов пропорции | -Решите пропорции. | Учащиеся в тетрадях выполняют задания | 4 | (каждое из шести заданий появляется по щелчку) |
V. Самопроверка | Учащиеся самостоятельно проверяют математический диктант, сверяясь с доской | - Проверьте себя и сами поставьте себе оценку за математический диктант. -Поднимите руку те, кто не справился с заданием. Если такие учащиеся есть, учитель просит их сформулировать правила нахождения неизвестных членов. | Учащиеся сверяются с ответами на слайдах и сами оценивают себя. Учащиеся, не справившиеся с заданием, отвечают устно правила. | 4 | (каждый из шести ответов появляется по щелчку) |
VI. Работа над новой темой | 1.Учащимся дается определение пропорции, отличное от изученного ранее | -Мы не случайно начали сегодняшний урок, посвященный как вы помните, отысканию формулы красоты, повторению темы «Пропорция» -А что вообще называют пропорцией? -Я предлагаю вам другое определение пропорции -Как вы его понимаете? -Сегодня мы будем говорить о пропорции именно как об определенном соотношении частей целого | Учащиеся дают определение пропорции как равенства двух отношений Учащиеся читают определение Дети высказывают свои предположения | 5 |
2.Учащимся дается краткая информация по истории математики | -Учение об отношениях и пропорциях наиболее успешно развивалось в Древней Греции в IV веке до нашей эры и связано с именем Евклида | Учащиеся читают информацию на слайде | 6,7 | Слайды меняются по щелчку |
3.Дается определение пропорциональности в природе и искусстве | -Мы сегодня будем говорить о пропорциях в искусстве и природе. Прочитайте определение | Учащиеся читают определение | 8 |
4. Дается геометрическая интерпретация золотого сечения | -Говоря о пропорциональности в искусстве или природе, говорят о так называемом «золотом сечении». - Прочитайте определение. | Учащиеся читают определение | 9 |
5.Учащиеся опытным путем находят числовое значение «золотого сечения» | –У вас на столах есть точно такой же чертеж, представленный на слайде. С помощью линейки измерьте в миллиметрах длину отрезков АС и ВС. Результаты запишите в тетрадях. -Найдите отношение длины отрезка ВС к АС. -Что у вас получилось? -Обратите внимание на слайде дано другое значение золотого сечения, неужели мы ошиблись? | Учащиеся, работая с раздаточным материалом №1, измеряют длины отрезков, результаты фиксируют в тетрадях Учащиеся называют полученные результаты, практически у всех они приближенно равны 0,61… -Нет, если перевести обыкновенную дробь 5/8 в десятичную, получится тот же результат | 10 |
6. Идет демонстрация примеров «золотого сечения» в архитектуре, искусстве | -Термин «золотое сечение» ввел в великий итальянец Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, но еще задолго до него отношение золотого сечения уже использовалось в архитектуре. Например в храмах древней Греции (слайд 11) -В готических Соборах (слайд 12) -Также золотое сечение применяется в скульптуре (слайд 13) - «Божественная пропорция» в живописи (слайд 14) -Золотое сечение использовалось и знаменитым русским иконописцем Андреем Рублевым (слайд 15) - Великий да Винчи в своих рисунках доказывал, что пропорции «золотого сечения» свойственны и человеческому телу (слайд 16) | Учащиеся рассматривают слайды с примерами использования «золотого сечения» | 11 12 13 14 15 16 |
VII. Физминутка. | Звучит фрагмент классического музыкального произведения. Учащимся предлагается посидеть с закрытыми глазами, чтобы отдохнуть | -Но «золотое сечение» помогает сделать красивым не только изображение, но и звуки. Знаменитый мастер Страдивари изготавливал свои скрипки строго в соответствии с божественной пропорцией. Послушайте, как прекрасны звуки скрипки | Учащиеся слушают музыкальный фрагмент с закрытыми глазами | 17 | (чтобы включить музыку на слайде надо нажать на ) |
VIII. Работа над новой темой (продолжение) | Рассматривается золотое сечение в природе | -Золотое сечение нашло свое воплощение и в живой природе - Например, рассматривая расположение листьев на общем стебле растения, можно заметить, что между каждыми двумя парами листьев третья расположена в месте золотого сечения. -Нормально артериальное давление находится в отношении золотого сечения. Разделите 80 на 130 | Учащиеся рассматривают слайд Учащиеся выполняют вычисления и сравнивают их с числовым значением золотого сечения | 18 |
IX. Закрепление изученного материала. | Просмотр слайдов с различными примерами золотого сечения | - Золотое сечение называют божественной мерой красоты, таким образом, золотое сечение это и есть формула красоты, которую мы искали. | Учащиеся смотрят слайды с 19 по 25 без комментариев | 19 20 21 22 23 24 25 |
-Мы с вами также созданы по законам золотого сечения. Обратите внимание на пропорции лица. Данная схема представлена у вас в раздаточных материалах. Дома вы можете сравнить пропорции своего лица с золотым сечением, которое в средневековье считалось эталоном красоты Пока учащиеся рассматривают схему лица человека на бумажном носителе, необходимо закрыть демонстрацию слайдов и запустить задание «Кроссворд к уроку» | Учащиеся рассматривают схему лица представленную в раздаточных материалах №2 | 26 |
X. Итог урока. | Итоговое задание «Кроссворд» | -Надеюсь, сегодня вы узнали много интересного и моя попытка доказать вам всю красоту математики не была напрасной. А насколько внимательно вы меня слушали, мы узнаем, когда вы ответите на вопросы кроссворда. Учитель самостоятельно заполняет сетку кроссворда ВАРИАНТ Если по какой-то причине произошел сбой и через компьютер кроссворд не запустился, можно провести итоговое задание, используя раздаточный материал №3 на бумажном носителе (в этом случае каждый ученик будет самостоятельно отвечать на вопросы кроссворда, листы с ответами целесообразно собрать и проверить) | Учащиеся отгадывают кроссворд, называя слова ВАРИАНТ Учащиеся самостоятельно заполняют кроссворд, работая в раздаточных материалах №3, по окончании работы листы сдают учителю | Если при открытии файла всплывает окно системы безопасности «Чтобы помочь обеспечению безопасности…и т.д.», нажать на окно левой кнопкой, в появившимся окне выбрать «Разрешить заблокированое содержимое», щелкнуть левой кнопкой, в появившемся окне «Предупреждение системы безопасности» левой кнопкой нажать «да» (Работа с кроссвордом: при щелчке по клеточке с номером появляется вопрос, ответ необходимо вписать в поле рядом с вопросом, при нажатии на кнопку «ответ» - ответ будет размещен в сетке кроссворда, при однократном нажатии на кнопку «подсказка» - появится начальная буква ответа в поле для ответа (с каждым новым нажатием на «подсказку» будет добавлятся по одной букве в поле ответа до тех пор, пока загаданное слово не будет записано, после этого можно нажать «ответ»). Когда все клетки кроссворда будут заполнены, можно нажать внизу поля кнопку «проверка» - на экране появятся набранные баллы) |
-А закончу я наш урок фразой: "Там, где присутствует золотое сечение, ощущается красота и гармония" Вы согласны со мной и неизвестным автором | Учащиеся высказывают свои мнения |
ХI. Домашнее задание. | Запись домашнего задания | Написать небольшое эссе на темы «Математика в искусстве» или «Математика в природе» | Записывают домашнее задание в дневник |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Золотое сечение"
Предмет: Геометрия. Класс: 9, общеобразовательный. Тема урока: «Золотое сечение» Задачи: Дать понятия «золотого сечения», «золотого треугольника», «золотого прямоугольника», «золотой...
Разработка урока геометрии в 10 классе "Сечение параллелограмма"
План урока, презентация к уроку....
Разработка урока на тему "Сечение многоранников"
Актуальность темы заключается в том, что построение сечений широко используется в строительном деле,архитектуре,машиностроении, во многих других областях науки и техники. А в школьном курсе геометрии ...
разработка урока по геометрии по теме "Построение сечений многогранников".
данная разработка знакомит учащихся с различными способами решения геометрических задач при помощи построения сечений геометрических фигур...
Методическая разработка урока Построение сечений в многогранниках
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе "Построение сечений в многогранниках" (Конспект + презентация)Комментарии к презентации.Презентация к уроку «Построение сечений в многогранниках» со...
Методическая разработка урока по теме "Построение сечений многогранников"
В материале представлен конспект урока с использованием современных технологий. А также добавлено приложение к уроку для оценки результатов обучения учениками....
Методическая разработка урока по теме "Построение сечений многогранников"
В материале представлен конспект урока с использованием современных технологий. А также добавлено приложение к уроку для оценки результатов обучения учениками....