Тригонометрические уравнения.
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Решение тригонометрических уравнений с помощью подстановок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: Тригонометрические уравнения.
(урок сдвоенный, тема рассматривается
на элективных занятиях).
Решение уравнений с помощью подстановок:
sinx+cosx=t, sinx-cosx=t, tgx+ctgx=t, tgx-ctgx=t.
Цели:
1). Образовательные:
Определение уровня овладения знаниями, повторение решения уравнений, решаемые с помощью вспомогательных аргументов.
Коррекция знаний, умений, навыков.
Организовать деятельность, направленную на выполнение постепенно усложняющихся заданий. Рассмотреть уравнения, решаемые с помощью подстановок.
Учащиеся должны творчески применять знания, учится переносить в новые ситуации, применять в данной теме ранее полученные знания.
2) Развивающие:
Развивать у учащихся способность самостоятельно применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Развивать у учащихся творческий подход к предложенным заданиям.
Развивать у учащихся переносить приобретённые знания в новые условия.
3) Воспитательные задачи:
Формирование самостоятельности, мыслительной активности.
Ход урока:
Повторение. Рассмотрение свойств тригонометрических функций, применяемых при решении уравнений.
Объяснение нового материала. Рассмотрение уравнений,
которые решаются с помощью замены.
Закрепление нового материала.
Самостоятельная работа.
Домашнее задание.
Вместе с учащимися разбираются свойства:
Выразить sinx cosx, если известно, что sinx +cosx= 3/4.
(sinx +cosx)² = sin²x +cos²x +2 sinx cosx.
2 sinx cosx = 9/16 - 1= - 7/ 16 , следовательно sinx cosx = -7/32.
2) Выразить tg²x+ctg²x , если tgx+ctgx=3.
9= (tgx+ctgx)²= tg²x+ctg²x + 2tgx ctgx= tg²x+ctg²x +
Следовательно tg²x+ctg²x = 7.
Вместе с учащимися разбирается уравнение
в котором используется одно из выведенных свойств.
Используем эту подстановку
при решении уравнений:
sin2x – 4 sin x = 4 + 4 cos x .
Решение.
4( sin x + cos x ) – 2 sin x cos x +4 = 0.
Введем обозначение:
sin x + cos x = t , тогда 2sin x cos x = t² -1.
Получаем : 4 t – ( t² - 1) + 4 = 0,
t² - 4 t – 5 = 0.
Решая квадратное уравнение , получаем t2 = 5 , t2 = -1.
1). sin x + cos x = 5. Нет решения, так как
│ sin x│≤ 1 , │cos x│≤ 1 .
2). sin x + cos x = - 1.
Применим способ введения вспомогательной переменной .
Разделим почленно данное уравнение на √2.
Получаем:
cos π ∕ 4 ∙ sin x + sin π ∕ 4 ∙ cos x = - √2 / 2.
sin ( x + π ∕ 4 ) = - √2 / 2 .
Решая тригонометрическое уравнение , получаем :
x + π ∕ 4 = - π ∕ 4 + 2 π n или x + π ∕ 4 = 5 π ∕ 4 + 2 π n ,
где n ∈Z .
Ответ: - π ∕ 2 + 2 π n ; π + 2 π n , где n∈ Z .
Закрепление уравнений данного типа ( у доски-учащийся):
1). 2 cos x – sin 2x = 2 +2 sinx.
Решение.
2 ( sinx – cosx) + 2 sinx + 2 = 0.
Введем обозначение:
sin x - cos x = t , тогда 2sin x cos x = 1 - t².
Получаем:
2t + 1 - t² + 2 = 0;
t² - 2t – 3 = 0.
Решая квадратное уравнение, получаем:
t1= 3 , t2 = -1.
1). sin x + cos x = 3. Нет решения, так как
│ sin x│≤ 1 , │cos x│≤ 1.
2). sin x - cos x = - 1.
Применим способ введения вспомогательной переменной .
Разделим почленно данное уравнение на √2.
cos π ∕ 4 ∙ sin x - sin π ∕ 4 ∙ cos x = - √2 / 2.
sin ( x - π ∕ 4 ) = - √2 / 2 .
Решая тригонометрическое уравнение , получаем :
x - π ∕ 4 = - π ∕ 4 + 2 π n или x - π ∕ 4 = 5 π ∕ 4 + 2 π n ,
где n ∈Z .
Ответ: 2 π n ; 3 π ∕ 2 + 2 π n ,
где n ∈Z .
sin 2x + 3√2(sin x-cos x ) =5.
Решение.
Уравнение решается самостоятельно с последующей проверкой.
Применяя данную подстановку, получаем:
t² - 3√2t +4 = 0.
t1 = 2√2 , t2 = √2
1). sin x + cos x =2√2. Нет решения, так как
│ sin x│≤ 1 , │cos x│≤ 1.
2). sin x - cos x = √2.
Применим способ введения вспомогательной переменной .
Разделим почленно данное уравнение на √2.
Получаем:
sin ( x - π ∕ 4 ) = 1.
x - π ∕ 4 = π ∕ 2 + 2 π n, где n ∈Z .
x = 3π ∕ 4 + 2 π n, где n ∈Z .
Ответ: 3π ∕ 4 + 2 π n, где n ∈Z .
Применим еще одну подстановку.
4tg²x+ctg²x +6tgx-3 ctg x-8 =0.
Решение.
2tg x- ctg x = t.
4tg²x+ctg²x – 4 = t², получаем:
t² + 3t – 4 = 0.
t1 = -4 , t2 = 1
1). 2tg x- ctg x = - 4.
2tg x- 1/tg x = - 4
2 tg²x+ 4tg x - 1 =0.
t1 = (-2 + √6)/2 , t 2 = (-2 - √6)/2.
х= arc tg (-2 + √6)/2 + π n или
х= arc tg (-2 - √6)/2 + π n ,где n ∈Z .
Ответ: arctg (-2 + √6)/2 + π n , arctg (-2 - √6)/2 + π n ,
где n ∈Z .
Закрепление темы:
tg²x+ctg²x -3(tgx+ ctg x) + 4=0.
Решение.
.
Введем подстановку:
tg x + ctg x = t, получаем :
t² + 3t + 2 = 0.
Решая квадратное уравнение , получаем:
t1 = - 2 , t2 = - 1.
tg x + ctg x = -2;
tg²x- 2tg x + 1 =0.
tg x =1.
x = π ∕ 4 + π n, где n ∈Z .
Уравнение
tg x + ctg x = -2 не имеет решения.
Ответ: π ∕ 4 + π n, где n ∈Z .
5). Решим уравнение ( учащиеся решают самостоятельно
с последующей проверкой ):
2(tgx+ ctg x)=√3( tg²x+ctg²x) - 2√3=0.
Решение.
Проверка по этапам:
Квадратное уравнение относительно t:
√3 t² - 2 t = 0.
Корни уравнения:
t=0 или t= 2/√3,
Ответ: π n; arc tg( 3 √3)/2 + π n , где n ∈Z .
IY . Далее рассматриваются более сложные уравнения,
содержащие модули.
│ sin x + cos x│ = 1+2 sin x.
Решение.
Применяя подстановку : sin x + cos x = t, получаем :
│ t│= t² .
Решая уравнения с модулем , получаем :
t = 0 или t= 1 , t = -1.
Далее решаем уже рассмотренные уравнения:
sin x + cos x = 0,
sin x + cos x =1,
sin x + cos x =-1.
Объединяя решения, получаем ответ:
Ответ: - π/4+ π n ; π ∕ 2 n ,
где n ∈Z .
Далее предлагается учащимся уравнения для самостоятельной проработки:
1) 3 (sin x + cos x ) = 2 sin2 x ,
2) 1 + sin2 x = sin x + cos x,
3) sin x + cos x - sin 2x + cos2 x – cos3 x = 1,
4) sin2 x - 5sin x + 5 cos x + 5 = 0,
5) tgx+ ctg x = 3 - sin2 x,
6) 2( sin2 x – cos2 x) = tgx+ ctg x .
Решение данных уравнений разбирается на следующих занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул
конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...

Конспект урока по теме: ”Тригонометрические уравнения. Решение простейших тригонометрических уравнений вида sinx = a. “
Разобраны свойства функции sinx. Приведено решение уравнения sinx=a. Разобраны 4 примера....

Тема 17. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Решение простейших тригонометрических уравнений. Общий приём. Метод разложения на множители.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...

Тема 17. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Решение простейших тригонометрических уравнений. Общий приём. Метод разложения на множители.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...

Тема 18. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Уравнения, решаемые понижением степени. Однородные уравнения и приводимые к ним. Универсальная подстановка.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...

Тема 21. Итоговый контроль по темам № 16-20: «Преобразования и вычисления тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения. Действия с обратными тригонометрическими функциями».
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступител...
Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Равносильность уравнений, неравенств, систем.
Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Равносильность уравнений, неравенств, систем....