Тригонометрические уравнения.
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Решение тригонометрических уравнений с помощью подстановок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_trigonometriya.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: Тригонометрические уравнения.
(урок сдвоенный, тема рассматривается
на элективных занятиях).
Решение уравнений с помощью подстановок:
sinx+cosx=t, sinx-cosx=t, tgx+ctgx=t, tgx-ctgx=t.
Цели:
1). Образовательные:
Определение уровня овладения знаниями, повторение решения уравнений, решаемые с помощью вспомогательных аргументов.
Коррекция знаний, умений, навыков.
Организовать деятельность, направленную на выполнение постепенно усложняющихся заданий. Рассмотреть уравнения, решаемые с помощью подстановок.
Учащиеся должны творчески применять знания, учится переносить в новые ситуации, применять в данной теме ранее полученные знания.
2) Развивающие:
Развивать у учащихся способность самостоятельно применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Развивать у учащихся творческий подход к предложенным заданиям.
Развивать у учащихся переносить приобретённые знания в новые условия.
3) Воспитательные задачи:
Формирование самостоятельности, мыслительной активности.
Ход урока:
Повторение. Рассмотрение свойств тригонометрических функций, применяемых при решении уравнений.
Объяснение нового материала. Рассмотрение уравнений,
которые решаются с помощью замены.
Закрепление нового материала.
Самостоятельная работа.
Домашнее задание.
Вместе с учащимися разбираются свойства:
Выразить sinx cosx, если известно, что sinx +cosx= 3/4.
(sinx +cosx)² = sin²x +cos²x +2 sinx cosx.
2 sinx cosx = 9/16 - 1= - 7/ 16 , следовательно sinx cosx = -7/32.
2) Выразить tg²x+ctg²x , если tgx+ctgx=3.
9= (tgx+ctgx)²= tg²x+ctg²x + 2tgx ctgx= tg²x+ctg²x +
Следовательно tg²x+ctg²x = 7.
Вместе с учащимися разбирается уравнение
в котором используется одно из выведенных свойств.
Используем эту подстановку
при решении уравнений:
sin2x – 4 sin x = 4 + 4 cos x .
Решение.
4( sin x + cos x ) – 2 sin x cos x +4 = 0.
Введем обозначение:
sin x + cos x = t , тогда 2sin x cos x = t² -1.
Получаем : 4 t – ( t² - 1) + 4 = 0,
t² - 4 t – 5 = 0.
Решая квадратное уравнение , получаем t2 = 5 , t2 = -1.
1). sin x + cos x = 5. Нет решения, так как
│ sin x│≤ 1 , │cos x│≤ 1 .
2). sin x + cos x = - 1.
Применим способ введения вспомогательной переменной .
Разделим почленно данное уравнение на √2.
Получаем:
cos π ∕ 4 ∙ sin x + sin π ∕ 4 ∙ cos x = - √2 / 2.
sin ( x + π ∕ 4 ) = - √2 / 2 .
Решая тригонометрическое уравнение , получаем :
x + π ∕ 4 = - π ∕ 4 + 2 π n или x + π ∕ 4 = 5 π ∕ 4 + 2 π n ,
где n ∈Z .
Ответ: - π ∕ 2 + 2 π n ; π + 2 π n , где n∈ Z .
Закрепление уравнений данного типа ( у доски-учащийся):
1). 2 cos x – sin 2x = 2 +2 sinx.
Решение.
2 ( sinx – cosx) + 2 sinx + 2 = 0.
Введем обозначение:
sin x - cos x = t , тогда 2sin x cos x = 1 - t².
Получаем:
2t + 1 - t² + 2 = 0;
t² - 2t – 3 = 0.
Решая квадратное уравнение, получаем:
t1= 3 , t2 = -1.
1). sin x + cos x = 3. Нет решения, так как
│ sin x│≤ 1 , │cos x│≤ 1.
2). sin x - cos x = - 1.
Применим способ введения вспомогательной переменной .
Разделим почленно данное уравнение на √2.
cos π ∕ 4 ∙ sin x - sin π ∕ 4 ∙ cos x = - √2 / 2.
sin ( x - π ∕ 4 ) = - √2 / 2 .
Решая тригонометрическое уравнение , получаем :
x - π ∕ 4 = - π ∕ 4 + 2 π n или x - π ∕ 4 = 5 π ∕ 4 + 2 π n ,
где n ∈Z .
Ответ: 2 π n ; 3 π ∕ 2 + 2 π n ,
где n ∈Z .
sin 2x + 3√2(sin x-cos x ) =5.
Решение.
Уравнение решается самостоятельно с последующей проверкой.
Применяя данную подстановку, получаем:
t² - 3√2t +4 = 0.
t1 = 2√2 , t2 = √2
1). sin x + cos x =2√2. Нет решения, так как
│ sin x│≤ 1 , │cos x│≤ 1.
2). sin x - cos x = √2.
Применим способ введения вспомогательной переменной .
Разделим почленно данное уравнение на √2.
Получаем:
sin ( x - π ∕ 4 ) = 1.
x - π ∕ 4 = π ∕ 2 + 2 π n, где n ∈Z .
x = 3π ∕ 4 + 2 π n, где n ∈Z .
Ответ: 3π ∕ 4 + 2 π n, где n ∈Z .
Применим еще одну подстановку.
4tg²x+ctg²x +6tgx-3 ctg x-8 =0.
Решение.
2tg x- ctg x = t.
4tg²x+ctg²x – 4 = t², получаем:
t² + 3t – 4 = 0.
t1 = -4 , t2 = 1
1). 2tg x- ctg x = - 4.
2tg x- 1/tg x = - 4
2 tg²x+ 4tg x - 1 =0.
t1 = (-2 + √6)/2 , t 2 = (-2 - √6)/2.
х= arc tg (-2 + √6)/2 + π n или
х= arc tg (-2 - √6)/2 + π n ,где n ∈Z .
Ответ: arctg (-2 + √6)/2 + π n , arctg (-2 - √6)/2 + π n ,
где n ∈Z .
Закрепление темы:
tg²x+ctg²x -3(tgx+ ctg x) + 4=0.
Решение.
.
Введем подстановку:
tg x + ctg x = t, получаем :
t² + 3t + 2 = 0.
Решая квадратное уравнение , получаем:
t1 = - 2 , t2 = - 1.
tg x + ctg x = -2;
tg²x- 2tg x + 1 =0.
tg x =1.
x = π ∕ 4 + π n, где n ∈Z .
Уравнение
tg x + ctg x = -2 не имеет решения.
Ответ: π ∕ 4 + π n, где n ∈Z .
5). Решим уравнение ( учащиеся решают самостоятельно
с последующей проверкой ):
2(tgx+ ctg x)=√3( tg²x+ctg²x) - 2√3=0.
Решение.
Проверка по этапам:
Квадратное уравнение относительно t:
√3 t² - 2 t = 0.
Корни уравнения:
t=0 или t= 2/√3,
Ответ: π n; arc tg( 3 √3)/2 + π n , где n ∈Z .
IY . Далее рассматриваются более сложные уравнения,
содержащие модули.
│ sin x + cos x│ = 1+2 sin x.
Решение.
Применяя подстановку : sin x + cos x = t, получаем :
│ t│= t² .
Решая уравнения с модулем , получаем :
t = 0 или t= 1 , t = -1.
Далее решаем уже рассмотренные уравнения:
sin x + cos x = 0,
sin x + cos x =1,
sin x + cos x =-1.
Объединяя решения, получаем ответ:
Ответ: - π/4+ π n ; π ∕ 2 n ,
где n ∈Z .
Далее предлагается учащимся уравнения для самостоятельной проработки:
1) 3 (sin x + cos x ) = 2 sin2 x ,
2) 1 + sin2 x = sin x + cos x,
3) sin x + cos x - sin 2x + cos2 x – cos3 x = 1,
4) sin2 x - 5sin x + 5 cos x + 5 = 0,
5) tgx+ ctg x = 3 - sin2 x,
6) 2( sin2 x – cos2 x) = tgx+ ctg x .
Решение данных уравнений разбирается на следующих занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул
конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...
Конспект урока по теме: ”Тригонометрические уравнения. Решение простейших тригонометрических уравнений вида sinx = a. “
Разобраны свойства функции sinx. Приведено решение уравнения sinx=a. Разобраны 4 примера....
урок в 10 классе «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений, используя свойство периодичности тригонометрических функций»
Тема урока «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений,...
Тема 17. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Решение простейших тригонометрических уравнений. Общий приём. Метод разложения на множители.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Тема 17. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Решение простейших тригонометрических уравнений. Общий приём. Метод разложения на множители.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Тема 18. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Уравнения, решаемые понижением степени. Однородные уравнения и приводимые к ним. Универсальная подстановка.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Тема 21. Итоговый контроль по темам № 16-20: «Преобразования и вычисления тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения. Действия с обратными тригонометрическими функциями».
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступител...