Мастер-класс по математике "Мысль - цветок, действие - плод"
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа имени Я.Я.Кремлева»
Мастер-класс по математике
«Мысль - цветок,
действие - плод»
Подготовила
Шумилова
Татьяна Александровна,
учитель математики,
2010г.
Ход занятия.
1. Для активизации деятельности и дальнейшей плодотворной работы начнем занятие со следующего задания.
Задание: у каждого на столе имеются конверты с тремя задачами на 3,4 и 5 баллов. Вам необходимо за 1 минуту выбрать задачи и расположить их в той последовательности, в которой бы вы их начали решать (но их решать не надо).
Таким образом, можно по выбору задач определить самооценку (учащихся).
Если вы выбрали задачи по нарастающей сложности ( 3б,4б,5б), то в данном случае имеет место адекватная самооценка. Решение задач, начиная со сложной , говорит о завышенной самооценке. Выбор задач только одного простого уровня говорит о заниженной самооценке. ( Учитель рассматривает все возможные варианты выбора задач).
2. Основная часть занятия.
А) Теоретическая
Все задачи распределены по уровням сложности. Существует соотношение между степенью сложности учебного материала и способом познавательной деятельности, которым овладевают учащиеся. В своей работе, в процессе обучения математике, я придерживаюсь классификации способов деятельности учащихся, предложенной профессором И.Д.Лушниковым. В основу классификации положены четыре способа:
-репродуктивный (ученик воспроизводит представленное ему открытие);
-частично-поисковый (ученик включен в частичное (элементное) открытие нового);
-эвристический (ученик осуществляет целостный процесс открытия нового с помощью тех или иных специальных методов);
-исследовательский (характеристики деятельности ученика максимально приближаются к процессу научного открытия). Учитывая особенности сельских школьников, процесс обучения математике направлен на овладение тремя способами деятельности- репродуктивного, частично-поискового и эвристического.
Стандартные знания Нестандартные Усложненные
и задания знания и задания задания
«Делайте маленькое дело, но овладевайте «Деятельность- « Всякий вправе творить
им в совершенстве и относитесь к это культура души» по-своему…»
нему как к великому делу» (А.Моруа) (А.Рахматов) (Гораций)
Репродуктивный способ деятельности характеризуется такими познавательными действиями, как восприятие, запоминание, воспроизведение, копирование. В этих процессах ребенок мыслит преимущественно готовыми образцами (они могут приобретать форму алгоритма, мыслительной схемы), образами (предметов, явлений, событий), известными отношениями между фактами, знакомыми цепочками событий.
Частично-поисковый способ деятельности не ограничивается перечисленными действиями, поскольку здесь необходимо выйти за пределы наглядного, известного, готового и осуществить в определенной мере поиск скрытых от непосредственного восприятия отношений сущностных сторон познаваемого. Поиск чаще всего осуществляется в процессе «пошаговых» преобразований исходной информации, сведения её к известным суждениям, понятиям, правилам, алгоритмам, образцам.
Эвристический способ деятельности характеризуется тем, что позволяет решить неопределенные задачи. Найти способ их объяснения оказывается невозможным с помощью прямого проявления причинного мышления, умозаключений и других конкретных мыслительных действий.
Б) Практическая часть занятия
Представление системы заданий на овладение способами деятельности по некоторым темам математики. Таблица 1 заполняется и обосновывается учителем, также она входит в раздаточный материал мастер-класса (приложение1).
Таблица 1.
Тема | Репродуктивный способ | Частично-поисковый | Эвристический способ |
«Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» ( 7 класс) |
«Системы неравенств» ( 9 класс) |
«Сложение и вычитание многочленов» (7 класс) |
3. Рефлексия занятия. «Все дело в шляпе»
Поставив цель, мы в конце занятия должны подвести итог нашей работе, для этого воспользуемся идеей Эдварда де Боно, которую он назвал “Шесть шляп - шесть способов мышления”- они нам и помогут с разных позиций проанализировать занятие группами .
1) Белая шляпа - белый цвет беспристрастен и объективен. В ней “варятся” мысли, “замешанные” на цифрах и фактах.
Итак, первая группа должна изложить происходящее на занятии опираясь и подкрепляя свой ответ цифрами и фактами.
2)Жёлтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Она полна оптимизма, под ней живёт надежда и позитивное мышление.
Итак, вторая группа отметит какие положительные моменты были на занятии и обоснует свой оптимизм.
3)Красная шляпа-символ восприятия действительности на уровне чувств. В ней можно отдать себя во власть эмоций.
Итак, третья группа постарается высказать свои эмоции по поводу данного занятия.
4) Чёрная шляпа - черный цвет мрачный. Это критика.
Итак, четвертая группа должна высказать свое мнение о том, что не получилось на уроке или что требует доработки.
5) Синяя шляпа - синий цвет холодный, это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией, обобщением того, что достигнуто.
Итак, пятая группа при подведении итогов урока должна указать, на что необходимо обратить внимание при проведении занятия?
6)Зелёная шляпа-символ свежей листвы, изобилия и плодородия. Она символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
Итак, шестая группа ответит на вопросы: пригодятся ли вам знания, полученные на занятии в вашей дальнейшей работе?
В жизни вам придется решать множество задач. Любое решение начинается с возникновения мысли, и того насколько мы правильно организуем свою деятельность по её решению и будет зависеть результат. И каждый из вас должен выбрать свою, самую правильную, самую рациональную, чтобы было интересно, радостно и комфортно как я надеюсь, сегодня прошло наше занятие. Деятельностный подход к обучению по-новому поставил вопросы о соотношении знаний, умений и навыков учащихся и их развития в учебной деятельности. Знания приобретаются и проявляются, развитие происходит только в деятельности, за умениями и навыками всегда стоит действие с определенными характеристиками; результат учебной деятельности - развитие ученика; чтобы научить учащихся самостоятельно учиться и развиваться, надо дать им знания того, как рационально организовать и осуществить свою учебную деятельность и предоставить возможность применить эти знания на практике.
Спасибо за работу!
Приложение1.
Раздаточный материал для учителей
Мастер-класс по математике
«Мысль - цветок, действие - плод»
Цель проведения : способствовать зарождению мысли о новых подходах к обучению, которые давали бы «новое качество» образования.
Тема | Репродуктивный способ | Частично-поисковый | Эвристический способ |
«Делайте маленькое дело, но овладевайте им в совершенстве и относитесь к нему как к великому делу» (А.Моруа) | «Деятельность- это культура души» (А.Рахматов) | « Всякий вправе творить по-своему…» (Гораций) |
Стандартные задания | Нестандартные задания | Усложненные задания |
«Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» ( 7 класс) |
«Системы неравенств» ( 9 класс) |
«Сложение и вычитание многочленов» (7 класс) |
Рефлексия: Идея Эдварда де Боно “Шесть шляп - шесть способов мышления” - анализ занятия с разных позиций
Происходящее на уроке | Положительные моменты | Эмоции | Что не получилось | Обобщение того, что достигнуто | Пригодятся ли знания? |
Частично-поисковый способ деятельности
Репродуктивный способ деятельности
Эвристический способ деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал в помощь учащимся при самостоятельном изучении темы: «Цветок. Соцветия. Плоды»
Этот материал можно использовать при самостоятельном изучении темы обучающимися....
Презентация "Цветок и плод генеративные органы растений"
Красочная презентация о строении цветка, видах плодов,соцветий....
Мастер-класс: «Техника защиты: индивидуальные защитные действия игрока»
Цель: демонстрация форм и методов обучения индивидуальным защитным действиям игрока на уроках физической культуры в школе.Задачи:1. Ознакомить с алгоритмом последовательного ра...
Презентация к мастер-классу: "Техника защиты: индивидуальные защитные действия игрока"
В презентации демонстрируются упражнения с описанием поэтапного разучивания индивидуальных защитных действий игрока....
Мастер-класс Приёмы формирования универсальных учебных действий Учитель русского языка и литературы Богданова Ирина Викторовна ГБОУ СОШ № 456
Задача современного учителя - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными. Современные дети должны:-...
Мастер-класс по предмету технология "Цветок солнца"
В мастер-классе показано поэтапное изготовление подсолнуха....
Мастер-класс "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физики"
Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:...