Мастер-класс по математике "Мысль - цветок, действие - плод"
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Татьяна Александровна Шумилова

Мастер-класс для учителей математики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа  имени Я.Я.Кремлева»

Мастер-класс по математике

«Мысль - цветок,

      действие - плод»

                                                   Подготовила

                                                 Шумилова

Татьяна Александровна,

                                                      учитель математики,

                                                       

2010г.

 

Ход занятия.

 1. Для активизации деятельности и дальнейшей плодотворной работы начнем занятие   со следующего задания.

Задание: у каждого на столе имеются конверты с тремя задачами на 3,4 и 5 баллов. Вам необходимо за 1 минуту выбрать задачи и расположить их в той последовательности, в которой бы вы их начали решать (но их решать не надо).

Таким образом, можно по выбору задач  определить  самооценку  (учащихся).

Если вы выбрали задачи по нарастающей сложности ( 3б,4б,5б), то в данном случае имеет место адекватная самооценка. Решение задач, начиная со сложной , говорит  о завышенной самооценке. Выбор задач только одного простого уровня говорит о заниженной самооценке. ( Учитель рассматривает все возможные варианты выбора задач).

2. Основная часть занятия.

А) Теоретическая

Все задачи распределены по уровням сложности.  Существует соотношение между степенью сложности  учебного материала и способом познавательной деятельности, которым овладевают учащиеся. В своей работе,  в процессе обучения математике, я придерживаюсь классификации способов деятельности учащихся, предложенной профессором И.Д.Лушниковым. В основу классификации положены четыре способа:

-репродуктивный (ученик воспроизводит представленное ему открытие);

-частично-поисковый  (ученик включен в частичное (элементное) открытие нового);

-эвристический (ученик осуществляет целостный процесс открытия нового с помощью тех или иных специальных методов);

-исследовательский (характеристики деятельности ученика максимально приближаются к процессу научного открытия). Учитывая особенности сельских школьников, процесс обучения математике направлен на овладение тремя способами деятельности- репродуктивного, частично-поискового и эвристического.

    Стандартные знания          Нестандартные                  Усложненные

              и задания                     знания и задания                        задания

 

«Делайте маленькое дело, но овладевайте          «Деятельность-                          « Всякий вправе творить

 им в совершенстве и относитесь к                   это культура души»                        по-своему…»

нему как к великому делу»  (А.Моруа)                      (А.Рахматов)                                   (Гораций)

Репродуктивный способ деятельности характеризуется такими познавательными действиями, как восприятие, запоминание, воспроизведение, копирование. В этих процессах ребенок мыслит преимущественно готовыми образцами (они могут приобретать форму алгоритма, мыслительной схемы), образами (предметов, явлений, событий), известными отношениями между фактами, знакомыми цепочками событий.

Частично-поисковый способ  деятельности не ограничивается перечисленными действиями, поскольку здесь необходимо выйти за пределы наглядного, известного, готового и осуществить в определенной мере поиск скрытых от непосредственного восприятия отношений сущностных сторон познаваемого. Поиск чаще всего осуществляется в процессе «пошаговых» преобразований исходной информации,  сведения её к известным суждениям, понятиям, правилам, алгоритмам, образцам.

Эвристический способ  деятельности характеризуется тем, что позволяет решить неопределенные задачи.  Найти способ их объяснения оказывается невозможным с помощью прямого проявления причинного мышления, умозаключений и других конкретных мыслительных действий.

Б)  Практическая часть занятия

Представление системы заданий на овладение способами деятельности по некоторым темам математики. Таблица 1 заполняется и обосновывается учителем, также она входит в раздаточный материал мастер-класса (приложение1).

Таблица 1.

Тема

Репродуктивный способ

Частично-поисковый

Эвристический способ

«Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»

 ( 7 класс)

«Системы неравенств»

( 9 класс)

«Сложение и вычитание многочленов»

(7 класс)

3. Рефлексия занятия.   «Все дело в шляпе»


Поставив цель,  мы в конце  занятия должны подвести итог нашей работе, для этого  воспользуемся  идеей Эдварда де Боно, которую он назвал “Шесть шляп - шесть способов мышления”- они нам и помогут с разных позиций проанализировать  занятие  группами .

1) Белая шляпа - белый цвет беспристрастен и объективен. В ней “варятся” мысли, “замешанные” на цифрах и фактах.

Итак,  первая группа должна изложить происходящее на  занятии опираясь и подкрепляя свой ответ цифрами и фактами.

2)Жёлтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Она полна оптимизма, под ней живёт надежда и позитивное мышление.

Итак, вторая группа отметит какие положительные моменты были на  занятии и обоснует свой оптимизм.

3)Красная шляпа-символ восприятия действительности на уровне чувств. В ней можно отдать себя во власть эмоций.

Итак,  третья группа постарается высказать свои эмоции по поводу данного  занятия.

4) Чёрная шляпа - черный цвет мрачный. Это критика.

Итак,  четвертая группа должна высказать свое мнение о том, что не получилось на уроке или что требует доработки.

5) Синяя шляпа - синий цвет холодный, это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией, обобщением того, что достигнуто.

Итак,  пятая группа при подведении итогов урока должна указать, на что необходимо обратить внимание при  проведении занятия?

6)Зелёная шляпа-символ свежей листвы, изобилия и плодородия. Она символизирует творческое начало и расцвет новых идей.

Итак,  шестая группа ответит на вопросы: пригодятся ли  вам знания, полученные на  занятии в вашей дальнейшей работе?

В жизни вам придется решать множество задач.  Любое   решение  начинается с возникновения мысли, и того насколько мы правильно организуем свою деятельность по её решению и будет зависеть результат.     И каждый из вас должен выбрать свою, самую правильную, самую рациональную, чтобы  было интересно, радостно и комфортно  как я надеюсь,  сегодня  прошло наше  занятие. Деятельностный подход к обучению по-новому поставил вопросы о соотношении знаний, умений и навыков учащихся и их развития в учебной деятельности. Знания приобретаются и проявляются, развитие происходит только в деятельности, за умениями и навыками всегда стоит действие с определенными характеристиками; результат учебной деятельности - развитие ученика;   чтобы научить учащихся самостоятельно учиться и развиваться, надо дать им знания того, как рационально организовать и осуществить свою учебную деятельность и предоставить возможность применить эти знания на практике.

                                     Спасибо за работу!

Приложение1.

Раздаточный материал для учителей

Мастер-класс по математике

                     «Мысль - цветок,   действие - плод»

Цель проведения : способствовать зарождению мысли о новых подходах к обучению, которые давали бы «новое качество» образования. 

Тема

Репродуктивный способ

Частично-поисковый

Эвристический способ

«Делайте маленькое дело, но овладевайте     им в

совершенстве и относитесь к                                          нему как к великому делу»  (А.Моруа)                      

«Деятельность-       это культура души»    

    (А.Рахматов)                                                  

« Всякий вправе творить

по-своему…»

       (Гораций)

Стандартные задания

Нестандартные задания

Усложненные задания



«Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»

 ( 7 класс)

«Системы неравенств»

( 9 класс)







«Сложение и вычитание многочленов»

(7 класс)






Рефлексия:     Идея Эдварда де Боно  “Шесть шляп - шесть способов мышления”   -  анализ занятия с разных позиций


Происходящее на уроке

Положительные моменты

Эмоции

Что не получилось

Обобщение того, что достигнуто

Пригодятся ли знания?

Частично-поисковый способ деятельности

Репродуктивный способ деятельности

Эвристический способ деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь учащимся при самостоятельном изучении темы: «Цветок. Соцветия. Плоды»

Этот материал можно использовать при самостоятельном изучении темы обучающимися....

Презентация "Цветок и плод генеративные органы растений"

Красочная презентация о строении цветка, видах плодов,соцветий....

Мастер-класс: «Техника защиты: индивидуальные защитные действия игрока»

Цель: демонстрация форм и методов обучения индивидуальным защитным действиям игрока на уроках физической культуры в школе.Задачи:1.     Ознакомить с алгоритмом последовательного ра...

Презентация к мастер-классу: "Техника защиты: индивидуальные защитные действия игрока"

В презентации демонстрируются упражнения с описанием поэтапного разучивания индивидуальных защитных действий игрока....

Мастер-класс Приёмы формирования универсальных учебных действий Учитель русского языка и литературы Богданова Ирина Викторовна ГБОУ СОШ № 456

Задача современного учителя - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.  Современные дети должны:-...

Мастер-класс по предмету технология "Цветок солнца"

В мастер-классе показано поэтапное изготовление подсолнуха....

Мастер-класс "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физики"

              Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:...