Математика-гимнастика ума
план-конспект урока (алгебра, 6 класс) по теме
Тема: Математика- гимнастика ума.
Класс: 6
Время реализации занятия: 60 мин
Цель урока: привитие интереса к математике; развитие познавательных и творческих способностей у учащихся
Задачи урока:
1)образовательные
• обобщение и систематизация знаний учащихся;
усиление прикладной и практической направленности изученных тем;
установление внутрипредметных и межпредметных связей с курса математики и литературы;
2)развивающие
• повышение интереса учащихся к изучению математики, развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, воспитание сплочённости, взаимовыручки; расширение кругозора учащихся;
3)воспитательные
• воспитание интереса к предмету и смежным дисциплинам.
Тип урока: урок - обобщение
Форма урока:
• урок-игра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorofeevali-scenariy.doc | 739 КБ |
dorofeevali.ppt | 853.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:
Дорофеева Лилия Ильинична
Полное название образовательного учреждения:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Предмет: математика и литература
Тема: Математика- гимнастика ума.
Класс: 6
Время реализации занятия: 60 мин
Цель урока: привитие интереса к математике; развитие познавательных и творческих способностей у учащихся
Задачи урока:
1)образовательные
• обобщение и систематизация знаний учащихся;
усиление прикладной и практической направленности изученных тем;
установление внутрипредметных и межпредметных связей с курса математики и литературы;
2)развивающие
• повышение интереса учащихся к изучению математики, развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, воспитание сплочённости, взаимовыручки; расширение кругозора учащихся;
3)воспитательные
• воспитание интереса к предмету и смежным дисциплинам.
Тип урока: урок - обобщение
Форма урока:
• урок-игра
Оборудование:
карточки – тестовые задания;
компьютер;
проектор;
экран;
презентация урока.
Правила игры:
В игре участвуют две команды , по 4-5 человек в команде.
Каждая команда обеспечена 1-2 компьютерами.
По сигналу о начале игры команды “отправляются в путешествие” по станциям. В это время проводится игра с болельщиками.
По сигналу об окончании игры команды сдают жюри свои решения.
В течение 6 минут жюри подводит итоги, начисляет баллы за решенные задачи и определяет победителей и призеров. В это время болельщики в поддержку своих команд показывают художественный номер.
Итог игры подводится окончательно по общей сумме баллов за задачи и тест.
План проведения урока
Этапы урока | Временная реализация |
Сообщение цели и темы урока | 2 мин |
Приветствие команд | 3 мин |
1 станция | 7 мин |
2 станция | 10 мин |
3 станция | 10 мин |
4 станция | 10 мин |
5 станция | 10 мин |
6 станция | 2 мин |
Подведение итогов | 6 мин |
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
- Математика – вечно живое дерево науки. Она дисциплинирует ум, учит логическому мышлению. В математике много удивительного. Ею занимались и занимаются люди разных профессий. Не только руки, ноги, тело человека требуют разминки и тренировки, но и мозг человека требует упражнений. Тот быстрее сообразит, смекнет, угадает, кто больше упражняется, мастерит, решает, разгадывает загадки. Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума. Сегодня вы пришли, чтобы и поиграть, и подумать.
- Сегодня в игре принимают участие гении 6-х классов..
( Каждый класс представляет свою команду, название и девиз).
Во время представления команды получают маршрутные листы, на которых указан порядок прохождения станций.
I станция.
Конкурс «Лабиринт»
Лабиринт означает ход в подземелье.
Лабиринт – запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений.
Каждая команда получает задачку в стихах, но её условие «разбилось»; остались подсказки в виде стрелок и номерков.
Задание. Найдите выход из запутанного положения и ответьте на вопрос: сколько всего рыб и птиц?
Ответ:
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним.
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать:
Раз- два- три- четыре- пять.
Восстановленный и записанный командами текст прочитать вслух и дать ответ на поставленный вопрос.
Игра с болельщиками
II станция. «Цепочка уравнений»
Задание. « Не ошибись, решив 10 примеров»
Ответ каждого предыдущего примера подставьте в следующий.
1. 0,5• 6,2 =□
2. □+175,52 =□
3. x • 2,6 = □. Решите уравнение.
4. (□ : 3 - ×) • 25,4 = 269,24. Решите уравнение.
5. □2 = □
6. x • □ – 20,4 = 251,922. Решите уравнение.
7. (0,8 + ×) : □ – 6 = 0. Решите уравнение.
8. Найдите объем куба со стороной □.
9. (□ • 0,004 +x) • 5 – 30,6 = 28,9.
10. □ – 2,9 = □.
Последний ответ ставим в журнал. ( Должно получиться 5 )
Пока команды работают проводится игра с болельщиками.
III станция.«Прочитай фразу»
Задание. Решите пример, выбрать букву, соответствующую ответу, и из всех букв составьте фразу.
Ответ:
1026 • 305 = т - 312930
10506 : 51 = ы – 206
48 • а = 240 с – 5
267 : (x + 4) = 3 е – 85
2613 – 108 = г – 2505
5у = 125 о – 25
2р = 190 д – 95
170 : x = 85 н – 2
(12 + m) : 3 = 36 я – 96
x : 15 = 15 м – 225
(288 – 38) : 10 = о
113 + а = 125 л – 12
625 : m – 25 = 0 о
b – 82 = 13 д
(113 + 1247) : 16 = е
128 : (r + 1) = 64 ц – 1
Пока команды работают проводится игра с болельщиками.
IV станция . «Лесенка»
Даны 2 лесенки с указанием чисел и действий над ними. Члены команд выходят по одному к доске и выполняют только одно действие, затем выходит следующий, и он может исправить (если есть 0 ошибку предыдущего и сделать одно следующее действие. Выигрывает та команда, которая первой с верным ответом доберется до последней ступеньки .
Пока команды работают проводится игра с болельщиками.
V станция. «Задания на смекалку»
На обдумывание дается 1 минута. За правильный ответ команда получает 1 очко. Если команда не дает верного ответа, могут ответить ее болельщики, тогда команде зачитывается 0,5 балла. В противном случае отвечает вторая команда, и ей дается 0,5 балла.
1) В моих карманах поровну денег. Я переложил из одного кармана в другой 20 копеек.На сколько копеек там стало денег больше? (40)
2) Кирпич весит 1,4 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (2,8)
3) Что произойдет с площадью квадрата, если его сторону уменьшить в 2 раза? (Уменьшиться в 4 раза)
4) Тройка лошадей пробежала 36 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (36 км)
5) Сколько будет, если к пуду прибавить 17 фунтов? (22,8 кг)
Решение: 16 кг + 17∙0,4 кг=16 + 6,8 =22,8 кг
6) Двое играли в шахматы 4 года. Сколько времени играл каждый? (4)
7) Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30)
8) На елке горело 7 свечей, 5 из них погасили. Сколько осталось? (5, остальные сгорели)
9) Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько осталось? (1, остальные улетели)
10) На одной руке 5 пальцев, на двух десять, а на десяти сколько? (50)
11) Три плюс три умножить на 3. Сколько будет? (3+3 ∙3=12)
12) У линейки 4 угла. Если один угол срезать, сколько углов останется? (5)
13) У треугольника 3 угла, если один срезать, сколько останется? (4)
14) В коробке лежат белые и черные шары. Сколько надо взять (не глядя( шаров. Чтобы наверняка получить 2 шара одного цвета? (3)
15) Ручка дешевле тетради, а альбом дороже тетради. Какой предмет всех дешевле? (ручка)
16) Назовите наибольшее отрицательное число. ( -1)
VI станция. «Конкурс эрудитов»
1) Кто больше составит слов из слова «математика»
2) Разгадать ребус (ответ: столица)
Вопросы для игры с болельщиками:
1) Кто больше назовет пословиц и поговорок, связанных с математикой.
В пословицах и поговорках заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают им более яркий, реальный смысл.
Например: о большой семье говорят: «Семеро по лавкам сидят». О силе русского воина : «И один в поле воин» или « Семь раз отмерь - один раз отрежь».
Пословицы
-Один человек две шапки не носят.
-Один глаз, да и тот на Арзамас.
- Сшито на одного, так на двоих не полезет.
- Глупый согрешит один, а умный соблазнит многих.
-Одно яйцо два раза не высидишь.
-Одним днем лето не опоздало.
2) Вопросы:
-1% от 1 тыс. рублей?
-Единица скорости на море.
-Можно ли при умножении чисел получить ноль?
-Чему равен 1 пуд?
-Наименьшее натуральное число.
-Периметр квадрата – 20 см. Чему равна его площадь?
-Как найти неизвестное делимое?
-Как называется вторая координата точки?
-Найти третью часть от 60.
-Найти корень уравнения: |x|=-4
-Как называется сотая часть числа?
-Как найти неизвестное делимое?
-Назовите единицу массы драгоценных камней.
-Первая женщина-математик.
-Как найти неизвестное вычитаемое?
-Как называется первая координата точки?
-Разделите 100 наполовину.
-Найдите корень уравнения: x2=-9
-Сумма длин всех сторон многоугольника?
Список использованной литературы:
Иченская М.А. Отдыхаем с математикой. Изд.-Волгоград: «Учитель»,2006
Козина М.Е. Нетрадиционная форма организации контроля на уроках математики. Изд.- Волгоград: «Учитель»,2006
Фарков А.В. Математические олимпиады в школе.Изд.-М.Айрис-пресс,2009
http://detsky-mir.com/uploads/images/f/f/5/2/2/feb4c09b36.jpg
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: привитие интереса к математике; развитие познавательных и творческих способностей у учащихся
Задачи: обучающие: обобщение и систематизация знаний учащихся; усиление прикладной и практической направленности изученным темам; установление внутрипредметных и межпредметных связей темами курса математики и литературы; развивающие: повышение интереса учащихся к изучению математики, развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, воспитание сплочённости, взаимовыручки; расширение кругозора учащихся воспитательные: воспитание интереса к предмету и смежным дисциплинам.
Правила игры: В игре участвуют две команды , по 4-5 человек в команде. Каждая команда обеспечена 1-2 компьютерами. По сигналу о начале игры команды “отправляются в путешествие” по станциям. В это время проводится игра с болельщиками. По сигналу об окончании игры команды сдают жюри свои решения. В течение 6 минут жюри подводит итоги, начисляет баллы за решенные задачи и определяет победителей и призеров. В это время болельщики в поддержку своих команд показывают художественный номер. Итог игры подводится окончательно по общей сумме баллов за задачи и тест.
Станции I станция. Конкурс «Лабиринт» II станция. «Цепочка уравнений». III станция.«Прочитай фразу» IV станция . «Лесенка» V станция. «Задания на смекалку» VI станция. «Конкурс эрудитов». Вопросы для игры с болельщиками
I станция. Конкурс «Лабиринт» Задание. Найдите выход из запутанного положения и ответьте на вопрос: сколько всего рыб и птиц? Назад
II станция. «Цепочка уравнений». Задание. « Не ошибись, решив 10 примеров.» Ответ каждого предыдущего примера подставьте в следующий. 1) 0,5• 6,2 =□ 2) □+175,52 =□ 3) x • 2,6 = □. Решите уравнение. 4) (□ : 3 - ×) • 25,4 = 269,24. Решите уравнение. 5) □ 2 = □ 6) x • □ – 20,4 = 251,922. Решите уравнение. 7) (0,8 + ×) : □ – 6 = 0. Решите уравнение. 8) Найдите объем куба со стороной □. 9) (□ • 0,004 + x ) • 5 – 30,6 = 28,9. 10) □ – 2,9 = □. Последний ответ ставим в журнал . Назад
III станция.«Прочитай фразу» Задание. Решите пример, выбрать букву, соответствующую ответу, и из всех букв составьте фразу. Ответ: 1026 • 305 = т - 312930 10506 : 51 = ы – 206 48 • а = 240 с – 5 267 : ( x + 4) = 3 е – 85 2613 – 108 = г – 2505 5у = 125 о – 25 2р = 190 д – 95 170 : x = 85 н – 2 (12 + m ) : 3 = 36 я – 96 x : 15 = 15 м – 225 (288 – 38) : 10 = о 113 + а = 125 л – 12 625 : m – 25 = 0 о b – 82 = 13 д (113 + 1247) : 16 = е 128 : ( r + 1) = 64 ц – 1 Назад
IV станция . «Лесенка» Даны 2 лесенки с указанием чисел и действий над ними. Члены команд выходят по одному к доске и выполняют только одно действие, затем выходит следующий, и он может исправить (если есть 0 ошибку предыдущего и сделать одно следующее действие. Выигрывает та команда, которая первой с верным ответом доберется до последней ступеньки. Назад
V станция. «Задания на смекалку» Вопросы командам. На обдумывание дается 1 минута. За правильный ответ команда получает 1 очко. Если команда не дает верного ответа, могут ответить ее болельщики, тогда команде зачитывается 0,5 балла. В противном случае отвечает вторая команда, и ей дается 0,5 балла. В моих карманах поровну денег. Я переложил из одного кармана в другой 20 копеек. На сколько копеек там стало денег больше? Кирпич весит 1,4 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? Что произойдет с площадью квадрата, если его сторону уменьшить в 2 раза? Тройка лошадей пробежала 36 км. Сколько пробежала каждая лошадь? Сколько будет, если к пуду прибавить 17 фунтов? Вопросы командам. Продолжение Назад
Вопросы командам. Двое играли в шахматы 4 года. Сколько времени играл каждый? Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь? На елке горело 7 свечей, 5 из них погасили. Сколько осталось? Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько осталось? На одной руке 5 пальцев, на двух десять, а на десяти сколько? Три плюс три умножить на 3. Сколько будет? У линейки 4 угла. Если один угол срезать, сколько углов останется? У треугольника 3 угла, если один срезать, сколько останется? В коробке лежат белые и черные шары. Сколько надо взять (не глядя( шаров. Чтобы наверняка получить 2 шара одного цвета? Ручка дешевле тетради, а альбом дороже тетради. Какой предмет всех дешевле? Назовите наибольшее отрицательное число .
VI станция. «Конкурс эрудитов». 1) Кто больше составит слов из слова «математика» 2) Разгадать ребус Назад
Вопросы для игры с болельщиками 1) Кто больше назовет пословиц и поговорок, связанных с математикой. Ведущий. В пословицах и поговорках заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают им более яркий, реальный смысл. Например: о большой семье говорят: «Семеро по лавкам сидят».О силе русского воина : «И один в поле воин» или « Семь раз отмерь - один раз отрежь». Пословицы -Один человек две шапки не носит. -Один глаз, да и тот на Арзамас. - Сшито на одного, так на двоих не полезет. - Глупый согрешит один, а умный соблазнит многих. -Одно яйцо два раза не высидишь. -Одним днем лето не опоздало . 2) Вопросы: Назад
Вопросы: -1% от 1 тыс. рублей? -Единица скорости на море. -Можно ли при умножении чисел получить ноль? -Чему равен 1 пуд? -Наименьшее натуральное число. -Периметр квадрата – 20 см. Чему равна его площадь? -Как найти неизвестное делимое? -Как называется вторая координата точки? -Найти третью часть от 60. -Найти корень уравнения: |x| =-4 -Как называется сотая часть числа? -Как найти неизвестное делимое? -Назовите единицу массы драгоценных камней. -Первая женщина-математик. -Как найти неизвестное вычитаемое? -Как называется первая координата точки? -Разделите 100 наполовину. -Найдите корень уравнения: x 2 =-9 -Сумма длин всех сторон многоугольника? Назад
Литература: Иченская М.А. Отдыхаем с математикой. Изд.- Волгоград: «Учитель»,2006 Козина М.Е. Нетрадиционная форма организации контроля на уроках математики. Изд.- Волгоград: «Учитель»,2006 Фарков А.В. Математические олимпиады в школе.Изд.-М.Айрис-пресс,2009 http://detsky-mir.com/uploads/images/f/f/5/2/2/feb4c09b36.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Математика - гимнастика ума", игра (3-5 классы)
Математическая игра для двух команд. Команды к игре готовят девиз, название, приветствие. Игра начинается с приветствия команд и представления жюри....
" Математика - гимнастика ума"
Внеклассное мероприятие по математике...
Внеклассное занятие "Математика - гимнастика ума"
Данное занятие способствует воспитанию интереса к математике"...
Программа кружка "Математика - гимнастика ума!" для 11 класса
Экзамен по алгебре не только своим названием, но и формой, и содержанием вызывает у многих испуг или удивление. Именно поэтому к нему начинаем готовить специально даже тех, кто, неплохо пишет об...
Программа элективного курса по математике "Математика - гимнастика ума!" для 9 класса
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ГИА по математике. Программа содержит практические материалы....
Математика - гимнастика ума. Внеклассное мероприятие для учащихся 5 - 6 классов
Разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5 - 6 классов в виде конкурсной программы соревнования двух команд....
Урок занимательной математики «Математика – гимнастика ума!» в 5 классе
Цель урока - развивать познавательный интерес к предмету в период адаптации после обучения в начальной школе. Укрепить веру в свои возможности, прибавить творческие силы, подарить ра...