Математика-гимнастика ума
план-конспект урока (алгебра, 6 класс) по теме

Тема:   Математика- гимнастика ума.

Класс: 6

Время реализации занятия: 60 мин

Цель урока: привитие интереса к математике; развитие познавательных и творческих способностей у учащихся

Задачи урока:

1)образовательные

•        обобщение и систематизация знаний учащихся;

усиление прикладной и практической направленности изученных тем;

установление внутрипредметных и межпредметных связей с курса математики и литературы;

2)развивающие

•        повышение интереса учащихся к изучению математики, развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, воспитание сплочённости, взаимовыручки; расширение кругозора учащихся;

3)воспитательные

 •       воспитание интереса к предмету и смежным дисциплинам.

Тип урока:  урок - обобщение

Форма урока:

•        урок-игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorofeevali-scenariy.doc739 КБ
Office presentation icon dorofeevali.ppt853.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

Дорофеева Лилия Ильинична

Полное название образовательного учреждения:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Предмет:  математика и литература

Тема:   Математика- гимнастика ума.

Класс: 6

Время реализации занятия: 60 мин

Цель урока: привитие интереса к математике; развитие познавательных и творческих способностей у учащихся

Задачи урока:

1)образовательные

•        обобщение и систематизация знаний учащихся;

усиление прикладной и практической направленности изученных тем;

установление внутрипредметных и межпредметных связей с курса математики и литературы;

2)развивающие

•        повышение интереса учащихся к изучению математики, развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, воспитание сплочённости, взаимовыручки; расширение кругозора учащихся;

3)воспитательные

 •        воспитание интереса к предмету и смежным дисциплинам.

Тип урока:  урок - обобщение

Форма урока:

•        урок-игра

Оборудование:

карточки – тестовые задания;

компьютер;

проектор;

экран;

презентация урока.

Правила игры:

В игре участвуют две команды , по 4-5 человек в команде.  

Каждая команда обеспечена 1-2 компьютерами.

По сигналу о начале игры команды “отправляются в путешествие” по станциям. В это время проводится игра с болельщиками.

По сигналу об окончании игры команды сдают жюри свои решения.

В течение 6  минут жюри подводит итоги, начисляет баллы за решенные задачи и определяет победителей и призеров. В это время болельщики в поддержку своих команд показывают художественный номер.

Итог игры подводится окончательно по общей сумме баллов за задачи и тест.

План проведения урока

Этапы урока

Временная реализация

Сообщение цели и темы урока

2 мин

Приветствие команд

3 мин

1 станция

7 мин

2 станция

10 мин

3 станция

10 мин

4 станция

10 мин

5 станция

10 мин

6 станция

2 мин

Подведение итогов

6 мин

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

- Математика – вечно живое дерево науки. Она дисциплинирует ум, учит логическому мышлению. В математике много удивительного. Ею занимались и занимаются люди разных профессий. Не только руки, ноги, тело человека требуют разминки и тренировки, но и мозг человека требует упражнений. Тот быстрее сообразит, смекнет, угадает, кто больше упражняется, мастерит, решает, разгадывает загадки. Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума. Сегодня вы пришли, чтобы и поиграть, и подумать.

- Сегодня в игре принимают участие гении 6-х классов..

 ( Каждый класс представляет свою команду, название и девиз).

Во время представления команды получают маршрутные листы, на которых указан порядок прохождения станций.

I станция.

Конкурс «Лабиринт»

Лабиринт означает ход в подземелье.

Лабиринт – запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений.

 Каждая команда получает задачку в стихах, но её условие «разбилось»; остались подсказки в виде стрелок и номерков.

 

 Задание. Найдите выход из запутанного положения и ответьте на вопрос: сколько всего рыб и птиц?

 Ответ:

Жил в реке один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

И учили их считать:

Раз- два- три- четыре- пять.

Восстановленный  и записанный командами текст прочитать вслух и дать ответ на поставленный вопрос.

Игра с болельщиками

II станция. «Цепочка уравнений»

                   

Задание. « Не ошибись, решив 10 примеров»

Ответ каждого предыдущего примера  подставьте в следующий.

1.        0,5• 6,2 =□

2.        □+175,52 =□

3.        x • 2,6 = □. Решите уравнение.

4.        (□ : 3 - ×) • 25,4 = 269,24. Решите уравнение.

5.        □2 = □

6.        x • □ – 20,4 = 251,922. Решите уравнение.

7.        (0,8 + ×) : □ – 6 = 0. Решите уравнение.

8.        Найдите объем куба со стороной □.

9.        (□ • 0,004 +x) • 5 – 30,6 = 28,9.

10.         □ – 2,9 = □.

Последний ответ ставим в журнал. ( Должно получиться 5 )

Пока команды работают проводится игра с болельщиками.

III станция.«Прочитай фразу»

Задание. Решите пример, выбрать букву, соответствующую ответу, и из всех букв составьте фразу.

                                                              Ответ:

1026 • 305 =                                  т - 312930

10506  :  51 =                                ы – 206

48 • а = 240                                   с – 5

267  : (x + 4) = 3                            е – 85

2613 – 108 =                                  г – 2505

5у = 125                                         о – 25

2р = 190                                         д – 95

170   :  x = 85                                 н – 2

(12  + m) : 3 = 36                           я – 96

x : 15 = 15                                      м – 225

(288 – 38) : 10 =                             о

113  +  а = 125                                л – 12

625  :  m – 25 = 0                            о  

 b – 82 = 13                                     д

(113 +  1247) : 16 =                        е

128 : (r + 1) = 64                            ц – 1

Пока команды работают проводится игра с болельщиками.

IV станция .  «Лесенка»

Даны  2 лесенки с указанием чисел и действий над ними. Члены команд выходят по одному к доске и выполняют только одно действие, затем выходит следующий, и он может исправить  (если есть 0 ошибку предыдущего и сделать одно следующее действие. Выигрывает та команда, которая первой с верным ответом доберется до последней ступеньки .

Пока команды работают проводится игра с болельщиками.

V станция.  «Задания на смекалку»

На обдумывание дается 1 минута. За правильный ответ команда получает 1 очко. Если команда не дает верного ответа, могут ответить ее болельщики, тогда команде зачитывается 0,5 балла. В противном случае отвечает вторая команда, и ей дается 0,5 балла.            

1)        В моих карманах поровну денег. Я переложил  из одного кармана в другой 20 копеек.На сколько копеек там стало денег больше? (40)

2)        Кирпич весит 1,4 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (2,8)

3)        Что произойдет с площадью квадрата, если его сторону уменьшить в 2 раза? (Уменьшиться в 4 раза)

4)        Тройка лошадей пробежала 36 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (36 км)

5)         Сколько будет, если к пуду прибавить 17 фунтов? (22,8 кг)

Решение: 16 кг + 17∙0,4 кг=16 + 6,8 =22,8 кг

6)        Двое играли в шахматы 4 года. Сколько времени играл каждый? (4)

7)        Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30)

8)        На елке горело 7 свечей, 5 из них погасили. Сколько осталось? (5, остальные сгорели)

9)        Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько осталось? (1, остальные улетели)

10)        На одной руке 5 пальцев,  на двух десять, а на десяти сколько? (50)

11)        Три плюс три умножить на 3. Сколько будет? (3+3 ∙3=12)

12)        У линейки 4 угла. Если один угол срезать, сколько углов останется? (5)

13)        У треугольника 3 угла, если один срезать, сколько останется? (4)

14)        В коробке лежат белые и черные шары. Сколько надо взять (не глядя( шаров. Чтобы наверняка получить 2 шара одного цвета? (3)

15)        Ручка дешевле тетради, а альбом дороже тетради. Какой предмет всех дешевле? (ручка)

16)  Назовите наибольшее отрицательное число. ( -1)    

VI станция.  «Конкурс эрудитов»

1)        Кто больше составит слов из слова «математика»

2)        Разгадать ребус (ответ: столица)

 

Вопросы для игры с болельщиками:

1)         Кто больше назовет пословиц и поговорок, связанных с математикой.

В пословицах и поговорках заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают им более яркий, реальный смысл.

Например: о большой семье говорят: «Семеро по лавкам сидят». О силе русского воина : «И один  в поле воин» или « Семь раз отмерь - один раз отрежь».

Пословицы

-Один человек две шапки не носят.

-Один глаз, да и тот на Арзамас.

- Сшито на одного, так на двоих не полезет.

- Глупый согрешит один, а умный соблазнит многих.

-Одно яйцо два раза не высидишь.

-Одним днем лето не опоздало.

2)  Вопросы:

-1% от 1 тыс. рублей?

-Единица скорости на море.

-Можно ли при умножении чисел получить ноль?

-Чему равен 1 пуд?

-Наименьшее натуральное число.

-Периметр квадрата – 20 см. Чему равна его площадь?

-Как найти неизвестное делимое?

-Как называется вторая координата точки?

-Найти третью часть от 60.

-Найти корень уравнения: |x|=-4

-Как называется сотая часть числа?

-Как найти неизвестное делимое?

-Назовите единицу массы драгоценных камней.

-Первая женщина-математик.

-Как найти неизвестное вычитаемое?

-Как называется первая координата точки?

-Разделите 100 наполовину.

-Найдите корень уравнения: x2=-9

-Сумма длин всех сторон многоугольника?

Список использованной литературы:

Иченская М.А. Отдыхаем с математикой. Изд.-Волгоград: «Учитель»,2006

Козина М.Е.  Нетрадиционная форма организации контроля на уроках математики. Изд.- Волгоград: «Учитель»,2006

Фарков А.В. Математические олимпиады в школе.Изд.-М.Айрис-пресс,2009

        http://detsky-mir.com/uploads/images/f/f/5/2/2/feb4c09b36.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика-гимнастика ума МБОУ «СОШ №6»,г.Нижнекамска РТ Составитель: Дорофеева Л.И.

Слайд 2

Цели: привитие интереса к математике; развитие познавательных и творческих способностей у учащихся

Слайд 3

Задачи: обучающие: обобщение и систематизация знаний учащихся; усиление прикладной и практической направленности изученным темам; установление внутрипредметных и межпредметных связей темами курса математики и литературы; развивающие: повышение интереса учащихся к изучению математики, развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, воспитание сплочённости, взаимовыручки; расширение кругозора учащихся воспитательные: воспитание интереса к предмету и смежным дисциплинам.

Слайд 4

Правила игры: В игре участвуют две команды , по 4-5 человек в команде. Каждая команда обеспечена 1-2 компьютерами. По сигналу о начале игры команды “отправляются в путешествие” по станциям. В это время проводится игра с болельщиками. По сигналу об окончании игры команды сдают жюри свои решения. В течение 6 минут жюри подводит итоги, начисляет баллы за решенные задачи и определяет победителей и призеров. В это время болельщики в поддержку своих команд показывают художественный номер. Итог игры подводится окончательно по общей сумме баллов за задачи и тест.

Слайд 5

Станции I станция. Конкурс «Лабиринт» II станция. «Цепочка уравнений». III станция.«Прочитай фразу» IV станция . «Лесенка» V станция. «Задания на смекалку» VI станция. «Конкурс эрудитов». Вопросы для игры с болельщиками

Слайд 6

I станция. Конкурс «Лабиринт» Задание. Найдите выход из запутанного положения и ответьте на вопрос: сколько всего рыб и птиц? Назад

Слайд 7

II станция. «Цепочка уравнений». Задание. « Не ошибись, решив 10 примеров.» Ответ каждого предыдущего примера подставьте в следующий. 1) 0,5• 6,2 =□ 2) □+175,52 =□ 3) x • 2,6 = □. Решите уравнение. 4) (□ : 3 - ×) • 25,4 = 269,24. Решите уравнение. 5) □ 2 = □ 6) x • □ – 20,4 = 251,922. Решите уравнение. 7) (0,8 + ×) : □ – 6 = 0. Решите уравнение. 8) Найдите объем куба со стороной □. 9) (□ • 0,004 + x ) • 5 – 30,6 = 28,9. 10) □ – 2,9 = □. Последний ответ ставим в журнал . Назад

Слайд 8

III станция.«Прочитай фразу» Задание. Решите пример, выбрать букву, соответствующую ответу, и из всех букв составьте фразу. Ответ: 1026 • 305 = т - 312930 10506 : 51 = ы – 206 48 • а = 240 с – 5 267 : ( x + 4) = 3 е – 85 2613 – 108 = г – 2505 5у = 125 о – 25 2р = 190 д – 95 170 : x = 85 н – 2 (12 + m ) : 3 = 36 я – 96 x : 15 = 15 м – 225 (288 – 38) : 10 = о 113 + а = 125 л – 12 625 : m – 25 = 0 о b – 82 = 13 д (113 + 1247) : 16 = е 128 : ( r + 1) = 64 ц – 1 Назад

Слайд 9

IV станция . «Лесенка» Даны 2 лесенки с указанием чисел и действий над ними. Члены команд выходят по одному к доске и выполняют только одно действие, затем выходит следующий, и он может исправить (если есть 0 ошибку предыдущего и сделать одно следующее действие. Выигрывает та команда, которая первой с верным ответом доберется до последней ступеньки. Назад

Слайд 10

V станция. «Задания на смекалку» Вопросы командам. На обдумывание дается 1 минута. За правильный ответ команда получает 1 очко. Если команда не дает верного ответа, могут ответить ее болельщики, тогда команде зачитывается 0,5 балла. В противном случае отвечает вторая команда, и ей дается 0,5 балла. В моих карманах поровну денег. Я переложил из одного кармана в другой 20 копеек. На сколько копеек там стало денег больше? Кирпич весит 1,4 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? Что произойдет с площадью квадрата, если его сторону уменьшить в 2 раза? Тройка лошадей пробежала 36 км. Сколько пробежала каждая лошадь? Сколько будет, если к пуду прибавить 17 фунтов? Вопросы командам. Продолжение Назад

Слайд 11

Вопросы командам. Двое играли в шахматы 4 года. Сколько времени играл каждый? Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь? На елке горело 7 свечей, 5 из них погасили. Сколько осталось? Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько осталось? На одной руке 5 пальцев, на двух десять, а на десяти сколько? Три плюс три умножить на 3. Сколько будет? У линейки 4 угла. Если один угол срезать, сколько углов останется? У треугольника 3 угла, если один срезать, сколько останется? В коробке лежат белые и черные шары. Сколько надо взять (не глядя( шаров. Чтобы наверняка получить 2 шара одного цвета? Ручка дешевле тетради, а альбом дороже тетради. Какой предмет всех дешевле? Назовите наибольшее отрицательное число .

Слайд 12

VI станция. «Конкурс эрудитов». 1) Кто больше составит слов из слова «математика» 2) Разгадать ребус Назад

Слайд 13

Вопросы для игры с болельщиками 1) Кто больше назовет пословиц и поговорок, связанных с математикой. Ведущий. В пословицах и поговорках заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают им более яркий, реальный смысл. Например: о большой семье говорят: «Семеро по лавкам сидят».О силе русского воина : «И один в поле воин» или « Семь раз отмерь - один раз отрежь». Пословицы -Один человек две шапки не носит. -Один глаз, да и тот на Арзамас. - Сшито на одного, так на двоих не полезет. - Глупый согрешит один, а умный соблазнит многих. -Одно яйцо два раза не высидишь. -Одним днем лето не опоздало . 2) Вопросы: Назад

Слайд 14

Вопросы: -1% от 1 тыс. рублей? -Единица скорости на море. -Можно ли при умножении чисел получить ноль? -Чему равен 1 пуд? -Наименьшее натуральное число. -Периметр квадрата – 20 см. Чему равна его площадь? -Как найти неизвестное делимое? -Как называется вторая координата точки? -Найти третью часть от 60. -Найти корень уравнения: |x| =-4 -Как называется сотая часть числа? -Как найти неизвестное делимое? -Назовите единицу массы драгоценных камней. -Первая женщина-математик. -Как найти неизвестное вычитаемое? -Как называется первая координата точки? -Разделите 100 наполовину. -Найдите корень уравнения: x 2 =-9 -Сумма длин всех сторон многоугольника? Назад

Слайд 15

Литература: Иченская М.А. Отдыхаем с математикой. Изд.- Волгоград: «Учитель»,2006 Козина М.Е. Нетрадиционная форма организации контроля на уроках математики. Изд.- Волгоград: «Учитель»,2006 Фарков А.В. Математические олимпиады в школе.Изд.-М.Айрис-пресс,2009 http://detsky-mir.com/uploads/images/f/f/5/2/2/feb4c09b36.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Математика - гимнастика ума", игра (3-5 классы)

Математическая игра для двух команд. Команды к игре готовят девиз, название, приветствие. Игра начинается с приветствия команд и представления жюри....

" Математика - гимнастика ума"

Внеклассное мероприятие по математике...

Внеклассное занятие "Математика - гимнастика ума"

Данное занятие способствует воспитанию интереса к математике"...

Программа кружка "Математика - гимнастика ума!" для 11 класса

Экзамен по алгебре не только своим названием, но и формой, и содержанием вызывает у многих испуг или удивление. Именно поэтому к нему начинаем готовить специально даже тех,  кто, неплохо пишет об...

Программа элективного курса по математике "Математика - гимнастика ума!" для 9 класса

Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки к ГИА   по математике. Программа содержит практические материалы....

Математика - гимнастика ума. Внеклассное мероприятие для учащихся 5 - 6 классов

Разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся 5 - 6 классов в виде конкурсной программы соревнования двух команд....

Урок занимательной математики «Математика – гимнастика ума!» в 5 классе

Цель урока - развивать  познавательный  интерес к предмету в период адаптации после обучения в начальной школе. Укрепить веру в свои  возможности, прибавить творческие силы, подарить ра...