Сложение чисел с разными знаками
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Сахарова Надежда Константиновна
Урок по формированию прочных навыков сложения положительных и отрицательных чисел

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl._matem.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Тема урока:         «Сложение чисел с разными знаками»

Тип урока:                         формирование умения применять знания

Предмет:                         математика

Авторы учебника:         Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.

Класс:                        6

Учитель:                         Сахарова Н.К.

г. Вязники

Тема урока:  «Сложение чисел с разными знаками»

 ( продолжительность урока 40 мин)

Основная цель урока:

формирование прочного навыка сложения положительных и отрицательных чисел.

Задачи урока:

образовательные:

  1. закрепить знания на сложение отрицательных и положительных чисел;
  2. продолжить формировать умение сравнивать отрицательные числа, решать уравнения, содержащие модуль числа;

развивающие:

  1. развивать логическое мышление, внимание и различные виды памяти;
  2. развивать познавательный интерес к предмету;
  3. развивать аргументированную математическую речь;

воспитательные:

  1. совершенствовать личностные качества учащихся (чувства ответственности, взаимоподдержки, уважения;
  2. развивать коммуникативные навыки в ходе фронтальной  и групповой работы.

Средства для проведения урока

  1. компьютер, проектор;
  2. презентация;
  3. листы с заданиями (на каждой парте);
  4. солнышко из цветной бумаги (у каждого учащегося)
  5. карточки со знаками «+» и «-» (у каждого учащегося)

Этапы урока

  1. Организационный момент                                                                 1 мин                                                      
  2. Формулировка  цели урока                                                        1 мин
  3. Актуализация знаний                                                                  10 мин
  4. Упражнения  на закрепление знаний                                        25 мин
  5. Подведение итогов урока                                                        1 мин
  6. Организация работы дома                                                        1 мин
  7. Рефлексия                                                                                  1 мин

        

Конспект урока

I. Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Давайте проверим, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. Поднимите улыбающееся  солнышко, если у вас хорошее настроение, плачущее солнышко – если плохое. Каким бы не было ваше  настроение, я думаю, что за урок оно у вас только улучшится. Итак, настроились на работу.

Давайте проверим домашнее задание.

II. Формулировка цели урока

Тема нашего урока сегодня «Сложение чисел с разными знаками». Как вы думаете, чем вы сегодня будете заниматься? (Дети пытаются формулировать цель урока).

Правильно, ребята. Сегодня вам нужно выработать навыки сложения отрицательных чисел, отрицательных и положительных  чисел, развивать логическое мышление, умение работать в паре и группе.

III. Актуализация знаний

        

Устная работа.

  1. Ответьте на вопросы:  

Как сложить два отрицательных числа?

 Как сложить два числа с разными знаками?

Чему равна сумма противоположных чисел?

Что такое модуль числа а?

Как сравнить два отрицательных числа? отрицательное с положительным?

  1. Правильно ли расположены числа в порядке возрастания (слайд):  

-22,5;  -12;  -12,2;  -11,5;  -8;  4,2;  11?

        3. Определите знак суммы, не вычисляя значения выражений (слайд):

а) -74 + 92;                  в) -4,55 + 45,5        д) -1 + 7/5

б) 6,1 + (-5,67)        г) -1 + 5/7                  е) 1/9 + (-4/9)

(Учащиеся поднимают карточки со знаком «+» или «-»)

        4.  Решите следующие примеры (слайд):

                а) (-30) + 70        в) (-21) + (-39)        д) (-3,4) + 3,4          ж)-100+60

                б)  8 + (-28)                г) (-103) + 143        е) 3/7 + 1 + (-3/7)     з)-50+50+2,3

40

-20

2,3

0

1

-60

а

к

ш

н

д

р

                        карандаш

Мы с вами на уроке будем не только решать математические задачи, но и говорить о карандаше. 

Однажды в английском графстве Камберленд разразилась гроза. Сильный ветер вырывал деревья с корнями, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили какое- то черное вещество. Что это за вещество?

IV. Упражнения на закрепление знаний

1.  Решите:

        (Ребята решают в паре, 1 вариант решает в тетради первый столбик, 2 вариант решает 2 столбик, у доски в это время эти примеры решают два человека). Найти примеры с одинаковыми ответами.

        1)  -4 + (-5)                1) -3 + (-6)

        2)  -2 + (-9)                2)  -3 + (-8)

        3)  -1,2 + 5,8        3)   -0,6 + 5,2

        4)  9 + (-9)                4)  -0,01 + 0,01

        5)  -7,2 + (-2,8)        5)  -21 + 11

        6)  -23,6 + 3,6        6)  -3,8 + (-16,2)

4,6

0

-10

-20

-9

-11

а

ф

и

т

г

р

                        графит

Кусочками графита пастухи стали метить овец, а торговцы делали надписи на корзинах и ящиках. Узнайте, в каком году случилось описанное событие.

2.  Вычислите:   (слайд)

                              -1/4 + (-0,75)+ 1566

           3. Физкультминутка.

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

 Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

  1. Задание «Расшифруй слово» .

С зашифрованными словами связана истрия карандаша.

  Узнаем, что скрывают полученные слова, когда выполним следующее задание в группах.  (Ребята работают в  группах, 6 групп по 4 человека,  у каждой группы свой набор выражений, которые напечатаны на листах и разложены на партах до начала урока).

1 группа                        2 группа                        3 группа

1)   3,3 + (-2,4)                     1)  3,4 + (-2,4)                    1) -1,45 + 25        

2)  5,3 + (-4,7)                 2)  -15,6 + 11,3                2) -6,7 + 2,9

3)   -44,4 + (-6,6)                3)  8,34 + (-5,24)                3) 4,1 + (-3,2)        

        4)   -24,45 + 25                4)  -6,7 + 3,6                        4) -3,425 + 6,525

        5)  -2,4 + 1,9                            5)  1,001 + (-3,001)                5)  8,2 + (-10,2)

        6) 7,2 + (-5,8)                            6)   -17,5+ 16,02                6)   -7,2 + (-3,5)

        7)  -2,999 + 2,9                7)  44,4 + (-49,2)                7)  -2,4 + (-2,4)

                                                8)  -0,25 + (-0,25)                8)  1,001 + (-1,1)

        (Ответ: грифель)                (Ответ: Жак Конте)             (Ответ: мягкость)

        4 группа                        5 группа                            6 группа

        1)  -3,5 + (-7,2)                1)  -0,25 + 1,65                1)  -13,6 + 2,9

        2)  -4,4 + (-0,4)                2)  1,3 + (-3,3)                        2)  1,8 + (-6,6)

3)  -7,2 + 2,9                            3)  -18+41,35                   3)  18 + (-18,5)

4)  -5,5 + 4,02                        4)  -0,25 + (-1,75)                4)  -76,5 + 25,5

5)  -44,4 + (-0,6)                5)  5,3 + (-6,78)                5)  -2,4 + 0,92

6)  -2,2 + (-2,1)                6)  -8,425 + 6,425                6)  5,3 + (-0,7)

7)  8,34 + (-7,74)                7)  -44,4 + 33,7                        7)  -16,9 + 16,4

8)  -1,45 + (-3,35)                8)-3,35+5,35                        8)  -2,4 +5,5

(Ответ: стандарт)                 9)13,3+(-17,4)                        (Ответ: Стейнбек)        

                                               (Ответ: Ломоносов)

м

ж

я

а

г

н

к

е

о

р

с

23,55

1

-3,8

-4,3

0,9

-1,48

3,1

-0,5

-2

0,6

-10,7

и

т

ф

ь

л

д

б

в

-51

-4,8

0,55

-0,1

1,4

-45

4,6

-4,1

В 1795 году графит смешали с глиной, обожгли в печи, отрезали тонкую полоску. Эту полоску мы называем грифелем. Вставил в деревянную трубочку. Так был сделан первый карандаш. А сделал это французский химик Николя- Жак Конте. По такому же принципу карандаши делают до сих пор. В зависимости от соотношения графита и глины получают грифель различной мягкости:чем больше графита, ем больше мягкость. Шестигранную форму карандаша предложил в середине XIX века граф Лотар фон Фаберкастл- для более устойчивого положения на наклонной поверхности для письма. Он же является автором стандартной длины и диаметра карандаша. В России, богатой графитом и лесом Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке. Любители статистики подсчитали, что одним обыкновенным деревянным карандашом можно провести линию длиной около 56 км или написать более 40 тыс. слов. А вот Стейнбек- американский прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе, говорят, мог исписывать до 60 карандашей за один день

5.  Тест на проверку знаний учащихся.  (слайд)

        1.  -3 +  8

        а) -11;                б) 11;                в)  -5;                г) 5

        2.  -15,4 + 8

        а)  -23,4;        б)  -7,4                в)  23,4;        г)  7,4

        3.

а) ;           б) ;               в) ;           г)  

4.   

а)  ;           б) ;                 в)  ;                г)

Проверка по слайду.

Ребята, поднимите руку, у кого все правильно.

У кого одна ошибка?  (Выяснить в каком выражении)

У кого две ошибки? (Выяснить где)

V. Итог урока

Давайте подведем итоги урока

Что надо сделать, чтобы сложить два отрицательных числа?

Что надо сделать, чтобы сложить два числа с разными знаками?

VI. Организация домашнего задания

 

 № 1019 (а) стр. 171, 1081 (3 столбик), 1085 стр. 184

VII. Рефлексия

Сегодня вы работали очень хорошо. Узнали и об истории возникновения карандаша. А как каждый из вас оценивает свою активность и работу на уроке.

Поднимите улыбающееся солнышко, кто доволен своей работой. А если вы были не совсем активны, то поднимите плачущее солнышко.

 И завершить урок хочется словами Омара Хайяма:

Мне мудрость не чужда была земная,

Разгадки тайн ища, не ведал сна я.

За семьдесят перевалило мне

Что ж я узнал! –

Что ничего не знаю.

Это говорит о том, что учиться и познавать новое необходимо всегда. Так давайте же работать над собой, учиться, стремиться к знаниям, что бы достичь в жизни поставленной цели.

      Спасибо за урок. Урок закончен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН УРОКА "СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ "

ПРЕДЛАГАЮ ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК И ПРЕЗЕНТАЦИЮ  ПО ТЕМЕ "СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ С РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ"....

Урок по математике в 6 классе на тему "Сложение чисел с разными знаками"

Представленный урок - урок формирования умений и навыков. На уроке используются разные формы работы, которые повышают работоспособность учащихся. Для реализации целей урока использаваны следующие обо...

Тест "Сложение чисел с разными знаками", п.33

Тестовая работа, математика 6 класс, к п. 33, УМК Н.Я. Виленкин. Тест создан в программе Excel - 2003....

конспект урока по математике в 6 классе "Сложение чисел с разными знаками"

способствовать выработке навыков сложения отрицательных чисел и сложения чисел с разными знаками; развитие интуиции, смекалки, устной и письменной математической речи...

Урок математики в 6 классе по теме: "Сложение чисел с разными знаками"

Материал содержит конспект урока, технологическую карту и самоанализ урока математики в 6 классе по теме: "Сложение чисел с разными знаками" с применением интерактивной доски....

"Сложение чисел с разными знаками"

Урок по математике для 6 класса к учебнику под редакцией Виленкина. Презентация содержит задания для работы на интерактивной доске....

Урок математики в 6 классе "Сложение чисел с разными знаками""

Конспект урока, презентация к уроку, сопроводительные бланки для учеников, самоанализ занятия. Урок и самоанализ урока построен в рамках ФГОС 2 поколения....