Презентация к развивающему занятию "Теория графов"
методическая разработка (алгебра, 7 класс) по теме

Данная презентация может быть использована на внеклассных занятиях по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ego_velichestvo_graf.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ГРАФ

Слайд 2

Введение С дворянским титулом «граф» тему моей работы связывает только общее происхождение от латинского слова « графио » - пишу. Г Р А Ф И О дальше

Слайд 3

Что такое граф Слово « граф » в математике означает картинку, где нарисовано несколько точек, некоторые из которых соединены линиями. В процессе решения задач математики заметили, что удобно изображать объекты точками, а отношения между ними отрезками или дугами. Дальше

Слайд 4

Что такое граф В математике определение графа дается так: Графом называется конечное множество точек, некоторые из которых соединены линиями. Точки называются вершинами графа, а соединяющие линии – рёбрами . Рёбра графа Вершина графа Дальше

Слайд 5

Что такое граф Количество рёбер, выходящих из вершины графа, называется степенью вершины . Вершина графа, имеющая нечётную степень, называется нечетной , а чётную степень – чётной . Нечётная степень Чётная степень содержание

Слайд 6

История возникновения графов Термин " граф " впервые появился в книге венгерского математика Д. Кенига в 1936 г., хотя начальные важнейшие теоремы о графах восходят к Л. Эйлеру. Дальше

Слайд 7

История возникновения графов Основы теории графов как математической науки заложил в 1736 г. Леонард Эйлер , рассматривая задачу о кенигсбергских мостах. Сегодня эта задача стала классической. содержание

Слайд 8

Задача о Кенигсбергских мостах Бывший Кенигсберг (ныне Калининград ) расположен на реке Прегель. В пределах города река омывает два острова. С берегов на острова были перекинуты мосты. Старые мосты не сохранились, но осталась карта города, где они изображены. Дальше

Слайд 9

Задача о Кенигсбергских мостах Кенигсбергцы предлагали приезжим следующую задачу: пройти по всем мостам и вернуться в начальный пункт, причём на каждом мосту следовало побывать только один раз. Дальше

Слайд 10

дальше Я здесь уже был!

Слайд 11

Задача о Кенигсбергских мостах Пройти по Кенигсбергским мостам, соблюдая заданные условия, нельзя. Прохождение по всем мостам при условии, что нужно на каждом побывать один раз и вернуться в точку начала путешествия, на языке теории графов выглядит как задача изображения «одним росчерком» графа. дальше

Слайд 12

Задача о Кенигсбергских мостах Но, поскольку граф на этом рисунке имеет четыре нечетные вершины, то такой граф начертить «одним росчерком» невозможно. содержание

Слайд 13

Одним росчерком Граф, который можно нарисовать, не отрывая карандаша от бумаги, называется эйлеровым . Решая задачу О кенигсбергских мостах, Эйлер сформулировал свойства графа: Невозможно начертить граф с нечетным числом нечетных вершин . дальше

Слайд 14

Одним росчерком Если все вершины графа четные, то можно не отрывая карандаш от бумаги («одним росчерком»), проводя по каждому ребру только один раз, начертить этот граф. Движение можно начать с любой вершины и закончить его в той же вершине. дальше

Слайд 15

Одним росчерком Граф, имеющий всего две нечетные вершины, можно начертить, не отрывая карандаш от бумаги, при этом движение нужно начать с одной из этих нечетных вершин и закончить во второй из них. дальше

Слайд 16

Одним росчерком Граф, имеющий более двух нечетных вершин, невозможно начертить «одним росчерком». ? содержание

Слайд 18

Применение графов Лабиринт - это граф. А исследовать его - это найти путь в этом графе. дальше

Слайд 20

Первый многосвязный садовый лабиринт был сооружён в 1820-е годы в Чевнинге в Великобритании.

Слайд 21

Граф для садового лабиринта

Слайд 22

ГАМИЛЬТОНОВЫМ ПУТЕМ(ЦИКЛОМ) ГРАФА НАЗЫВАЕТСЯ ПУТЬ(ЦИКЛ), ПРОХОДЯЩИЙ ЧЕРЕЗ КАЖДУЮ ЕГО ВЕРШИНУ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ. ГРАФ, СОДЕРЖАЩИЙ ГАМИЛЬТОНОВ ЦИКЛ, НАЗЫВАЕТСЯ ГАМИЛЬТОНОВЫМ . A B C D E (C, D, A, B, E) – гамильтонов путь

Слайд 23

В 1857 году ирландский математик Гамильтон предложил игру, названную «Путешествием по додекаэдру». Игра сводилась к обходу по ребрам всех вершин правильного додекаэдра, при условии, что ни в одну из вершин нельзя заходить более одного раза.

Слайд 24

Задача А В С К Е D P F

Слайд 25

Выводы Графы – это замечательные математические объекты, с помощью, которых можно решать математические, экономические и логические задачи. Также можно решать различные головоломки и упрощать условия задач по физике, химии, электронике, автоматике. Графы используются при составлении карт и генеалогических древ. В математике даже есть специальный раздел, который так и называется: « Теория графов ». содержание

Слайд 26

ТЕОРЕМА В ГРАФЕ СУММА СТЕПЕНЕЙ ВСЕХ ЕГО ВЕРШИН – ЧИСЛО ЧЕТНОЕ, РАВНОЕ УДВОЕННОМУ ЧИСЛУ РЕБЕР ГРАФА: ТЕОРЕМА ЧИСЛО НЕЧЕТНЫХ ВЕРШИН ЛЮБОГО ГРАФА – ЧЕТНО. СЛЕДСТВИЕ ЧИСЛО ВЕРШИН МНОГОГРАННИКА, В КОТОРЫХ СХОДИТСЯ НЕЧЁТНОЕ ЧИСЛО РЁБЕР, ЧЁТНО. Степень А +степень В + степень С +…= 2*число рёбер НЕЧЁТНОЕ ЧИСЛО ЗНАКОМЫХ В ЛЮБОЙ КОМПАНИИ ВСЕГДА ЧЁТНО.

Слайд 27

ГРАФ НАЗЫВАЕТСЯ ПОЛНЫМ , ЕСЛИ ЛЮБЫЕ ДВЕ ЕГО РАЗЛИЧНЫЕ ВЕРШИНЫ СОЕДИНЕНЫ ОДНИМ И ТОЛЬКО ОДНИМ РЕБРОМ. ДОПОЛНЕНИЕМ ГРАФА НАЗЫВАЕТСЯ ГРАФ С ТЕМИ ЖЕ ВЕРШИНАМИ И ИМЕЮЩИЙ ТЕ И ТОЛЬКО ТЕ РЕБРА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДОБАВИТЬ К ИСХОДНОМУ ГРАФУ, ЧТОБЫ ОН СТАЛ ПОЛНЫМ. ДОПОЛНЕНИЕ ГРАФА ДО ГРАФА

Слайд 28

ЦИКЛ – ПУТЬ, У КОТОРОГО СОВПАДАЮТ НАЧАЛО И КОНЕЦ. A B C u t s r

Слайд 29

G H E C D F A B G, H, E, B, A - ВИСЯЧИЕ ВЕРШИНЫ Деревом называется связный граф, не имеющий циклов

Слайд 30

Применение графов Использует графы и дворянство. На рисунке приведена часть генеалогического дерева знаменитого дворянского рода Л. Н. Толстого. Здесь его вершины – члены этого рода, а связывающие их отрезки – отношения родственности, ведущие от родителей к детям. дальше

Слайд 31

Перечислить все возможные варианты обедов из трех блюд (одного первого, одного второго и одного третьего блюда), если в меню столовой имеются два первых блюда: щи (щ) и борщ ( б) ; три вторых блюда: рыба (р), гуляш (г) и плов ( n ) ; два третьих: компот (к) и чай (ч) . Решение.

Слайд 32

Задача №2. У Аси есть любимый костюм, в котором она ходит в школу. Она надевает к нему белую, голубую, розовую или красную блузку, а в качестве « сменки » берет босоножки или туфли. Кроме того, у Аси есть три разных бантика (№ 1, 2, 3), подходящих ко всем блузкам. а) Нарисуйте дерево возможных вариантов Асиной одежды. Задача №3. Группа туристов планирует осуществить поход по маршруту Антоново – Борисово – Власово – Грибово . Из Антонова в Борисово можно сплавиться по реке или дойти пешком. Из Борисова во Власово можно дойти пешком или доехать на велосипедах. Из Власова в Грибово можно доплыть по реке, доехать на велосипедах или дойти пешком. а) Нарисуйте дерево возможных вариантов похода. б) Сколько всего вариантов похода могут выбрать туристы? в) Сколько есть полностью не пеших вариантов?

Слайд 33

Применение графов Задача : Аркадий, Борис. Владимир, Григорий и Дмитрий при встрече обменялись рукопожатиями (каждый пожал руку каждому по одному разу). Сколько всего рукопожатий было сделано? дальше

Слайд 34

Применение графов Решение: А Г В Б Д 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 дальше

Слайд 35

Задача 2 . По окончании деловой встречи специалисты обменялись визитными карточками (каждый вручил свою карточку каждому). Сколько всего визитных карточек было роздано, если во встрече участвовали: 1) 3 человека; 2) 4 человека; 3) 5 человек? 1) Во встрече участвовали 3 человека: 2) Во встрече участвовали 4 человека: 3) Во встрече участвовали 5 человек.

Слайд 36

Логические задачи 36

Слайд 37

Известно, что в настоящий момент: Ваня сыграл шесть партий; Толя сыграл пять партий; Леша и Дима сыграли по три партии; Семен и Илья сыграли по две партии; Женя сыграл одну партию. Условие задачи Требуется определить: с кем сыграл Леша . Шахматный турнир проводится по круговой системе, при которой каждый участник встречается с каждым ровно один раз, участвуют семь школьников. 37

Слайд 38

Число в скобках называют степенью вершины, оно показывает сколько ребер выходит из данной вершины В аня (6) Т оля (5) Л еша (3) Д има (3) С емен (2) И лья (2) Ж еня (1) Изобразим участников турнира точками Для каждой точки укажем ее имя (по первой букве имени игрока) и количество партий, сыгранные этим игроком 38

Слайд 39

Начать построение ребер следует с вершины В , так как это единственная вершина, которая соединяется со всеми другими вершинами графа В аня (6) Т оля (5) Л еша (3) Д има (3) С емен (2) И лья (2) Ж еня (1) Будем строить ребра графа с учетом степеней вершин 39

Слайд 40

Для вершин В и Ж построены все возможные ребра В аня (6) Т оля (5) Л еша (3) Д има (3) С емен (2) И лья (2) Ж еня (1) Сделаем первые выводы: 40

Слайд 41

Теперь однозначно определяются ребра вершины Т . С учетом ребра ВТ надо построить четыре ребра В аня (6) Т оля (5) Л еша (3) Д има (3) С емен (2) И лья (2) Ж еня (1) Построим следующие ребра 41

Слайд 42

Все возможные ребра теперь построены для вершин Ж, В, Т , а также для вершин С и И В аня (6) Т оля (5 ) Л еша (3) Д има (3) С емен (2) И лья (2) Ж еня (1) Пора делать новые выводы 42

Слайд 43

ОТВЕТ: Леша играл с Толей, Ваней и Димой В аня (6) Т оля (5) Л еша (3) Д има (3) С емен (2) И лья (2) Ж еня (1) Требовалось определить: с кем сыграл Леша. Граф к задаче построен 43

Слайд 44

В одном дворе живут четыре друга. Вадим и шофер старше Сергея, Николай и слесарь занимаются боксом, Электрик-младший из друзей. По вечерам Андрей и токарь играют в домино против Сергея и электрика. Определите профессию каждого из друзей. Условие задачи 44

Слайд 45

Вадим Коля Сергей Андрей слесарь токарь электрик шофер Начинаем анализировать полученную схему. От каждого верхнего кружка должно исходить 4 линии к кружкам нижнего ряда,одна из которых сплошная(прочная связь) , три-пунктирные . (разрывная связь). И от кружков нижнего ряда-аналогично . От Сергея отходит 3 разрывные связи, значит, четвертая- прочная связь Ответ готов : Вадим-токарь, Сергей-слесарь, Коля-электрик, Андрей-шофер 45

Слайд 46

Андрей, Борис, Володя, Даша, Галя договорились созвониться по телефону о посещении кино. Вечером у кинотеатра собрались не все. На следующий день стали выяснять, кто кому звонил. Оказалось, что Андрей звонил Борису и Володе, Володя звонил Борису и Даше, Борис звонил Андрею и Даше, Даша – Андрею и Володе, а Галя – Андрею, Володе и Борису. Кто не пришёл в кино, если все они условились, что поход в кино состоится только в том случае, если созвонятся все? Задача.

Слайд 47

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры"

В данной презентации отражён опыт работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи с использованием театрализованных игр. На примере показаны коррекционно-развивающие возможности театрализованной игр...

Презентация "Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете"

Презентация содержит требования к организации коррекционно-образовательной среды в логопедическом кабинете....

Презентация коррекционно-развивающего занятия с детьми среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Викторина «Весёлая математика».

В группе продленного дня класса "Особый ребенок", чтобы закрепить знания, полученные на уроке "Математические представление и конструирование", я провожу игры-викторины "Веселая математика"...

Презентации для развивающих занятий

Тренинг: «Достигни цели»Для лучшего результата при проведении тренинга необходимо определить, какой вид памяти преобладает у ребенка (с помощью которого он лучше усвоит информацию). Учащихся просят ра...

Презентация к развивающему занятию по математике в 5-8 классах по теме "Решение нестандартных задач"

Презентация позволяет провести развивающее занятие по математике в 5-8 классах  по теме "Решение нестандартных задач".Повышает познавательную активность учащихся, направлена на развитие интереса ...

Презентация на тему "Совмещение графо-моторных и речевых упражнений"

Каждому ребенку с речевыми нарушениями необходимы кпражнения по развитию графо-моторных навыков.  На логопедических занятиях зачастую просто не хватает времени для заданий такого рода. В этой пре...

Презентация Информационные модели в графах

графический способ информационного моделирования, модели в графах...