Звездный час по математике для 7-10 класс
методическая разработка (алгебра, 7 класс) по теме
Игра начинается и заканчивается путешествием к истокам математики, оформленных в виде презентаций по темам «Из истории возникновения геометрии» и « Из истории возникновения алгебры», выполненных обучающимися 7-ых классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvyozdnyy_chas_matematiki.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий математической игры «Звездный час математики».
Цель:
-способствовать развитию мышления, познавательной и творческой активности обучающихся.
Задачи:
- создать условий для проявления каждым учеником своих способностей, интеллектуальных умений;
- развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе, паре
умение самоанализа и самооценки, способности к творческой работе над собой;
- продолжить работу по формированию математической речи обучающихся;
- продолжить работу по формированию коммуникативных навыков, навыков самостоятельной работы.
Участвуют 6 команд по 2 человека: учащийся 7 класса и учащийся 10 класса. Игра состоит из 4 раундов. Две команды, набравшие в первом раунде меньшее количество очков, выбывают из игры. После второго и третьего раунда игру покидает еще по одной команде. В финале игры – две оставшиеся команды.
Игра начинается и заканчивается путешествием к истокам математики, оформленных в виде презентаций по темам «Из истории возникновения геометрии» и « Из истории возникновения алгебры», выполненных обучающимися 7-ых классов.
Мы - числа, суммы, дуги.
Нас очень, очень много,
Мы все друзья и слуги
волшебного “двурога”.
Наш юный друг!
Сегодня, придя в наш школьный зал,
Хотим лишь одного мы-
чтоб знанья показал:
про формулу Герона,
сегодня не забудь,
Бином Ньютона вспомни,
Чтоб знаньями блеснуть!
Пусть в памяти воскреснет великий Архимед,
Сраженный за творенья.
Пусть вспомниться Виет.
Знаком с Рене Декартом,
так значит ты герой –
в системе координатной-
ты как и он – король!
Ты знаешь Лобачевского?
Огромнейший талант-
Коперник в геометрии,
Он – гений, он - титан!
А Софья Ковалевская, а Нобель, Диофант
- всем нашим скромным гениям
Талант могучий дан.
Открытия их вечны – они живут в веках,
Они воспеты в песнях, и в прозе, и в стихах.
“Наука математика – царица всех наук”-
Сказал великий Гаусс, запомни это, друг!
Не станешь Пифагором ты,
- послушай, не грусти –
Но знаньями своими сегодня ты блесни!
1 раунд: « Блиц-турнир»
10 класс:
1. Что раньше на Руси называли «ломаными числами»? (дроби)
2.Число по-латински – номер, а как будет это звучать по-гречески? (арифмос, отсюда и арифметика)
3. В средней Европе их иногда называли «мавританским танцем девятерых». Назовите десятого партнера, выходца из Индии. (0)
4. В 1992 году число «пи» было рассчитано с точностью до 1 млрд 11млн 196тыс 691 знака после запятой. Этот факт был занесен в книгу Гиннеса. Почему само число туда не попало?(для записи этого числа понадобилось бы свыше тысячи страниц. Можете проверить)
7. Отношение диаметра Земли к диаметру Луны равно 3,66, нормальная температура человеческого тела равна 36,6 градуса. Какое еще известное Вам число состоит из тех же цифр? (366 дней в високосном году).
8. Что англичане называли ленивой восьмеркой? (знак бесконечности).
9. Какие числа, открытые за 600 лет до н.э. в Индии и называемые «ненастоящими», впервые ввел в обращение Л. Кардано? (отрицательные)
10. Почему при записи любого числа мы единицы пишем справа, десятки – левее, а сотни – еще левее и т.д., а не наоборот? (это арабское изобретение, а они пишут справа налево).
11. Однажды молния ударила в статую римского императора Октавиану Августа и расплавила вторую букву его имени. Жрецы, толкуя это событие, объявили ему, что после него Октавиану осталось жить всего 100 дней. На чем было основано такое заключение? ( Вторая буква его имени -С- означает у римлян цифру 100).
12. Какое число можно найти на каждой бензоколонке? (октановое).
13. Название этой монеты произошло от латинского слова «большой», но у нас оно ассоциируется с чем-то очень маленьким. (грош).
14. В одной из книг о Петре Великом говорится. Что он должен был знать адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. Думаю, что и Вы это знаете. Что же это? (четыре основных математических действия).
7 класс.
1. Шофер-5, пешеход-7, а катастрофа-?(11букв).
2. В 1557г. английский математик Рекорд изрек: «Нет ничего более ровного, чем две параллельные прямые». Какое изобретение принадлежит ему? (знак «=»).
3. Если поздней осенью в 10 часов вечера идет дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода? (нет, т.к. опять будет 10 вечера).
4. Обычно из двух противоположных утверждений одно неверно. Вот пример: «Все простые числа четные» и «Все простые числа нечетные». Какое из них неверно? (оба неверны: 2единственное четное простое число, это необычный случай).
5.Какое минимальное количество зеркал надо разместить на стенах прямоугольной комнаты, чтобы человек, стоящий в центре комнаты, мог видеть свое отражение? (одно)
6. Две монеты вместе составляют 15 копеек. Одна из них – не 5. Что это за монеты, если речь идет о советских монетах? (10 и 5 (если одна не 5, то вторая может быть 5)).
7. Капабланка-4, Фишер-6, Смыслов-6. Эйве-5, Таль-7, Карпов-5. Попробуйте объяснить происхождение цифр напротив фамилий известных шахматистов. (Цифры обозначают возраст, в котором они начали заниматься шахматами).
8. Чему равна русская мера счета «половина второго десятка»? (15)
9. Древнеегипетская задача: количество и его четвертая часть дают нам вместе 15. Назовите количество. (12).
10. Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу первый из пункта A со скоростью 20 км/ч, второй из B со скоростью 15 км/ч. Который из велосипедистов будет ближе к A в момент встречи их? (Велосипедисты встретятся на одном и том же расстоянии от А).
11. Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? (12 яиц).
12. Чему равно произведение последовательных целых чисел, - начинающихся числом -5 и оканчивающихся числом 5? (0).
13. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? (трое).
14. Когда нельзя сокращать сократимую обыкновенную дробь? (Иногда обыкновенной дробью выражают нумерацию углового дома квартала (числитель-номер этого дома по одной улице, знаменатель-номер его по другой улице)).
2 раунд: «Видеовопросы»
1 этап: 7 класс
1. Определи количество корней уравнения:
а) 0х=0 а) бесконечно много решений
б) 0х=5 б) единственное решение х=0
в) 5х=0 в) нет решения
2. Вычисли:
3. Найди название выражения:
а) 2х-6у а) числовое выражение
б) 5+(-18)+(56:8) б) буквенное выражение
в) 2х-19х-87=-19 в) уравнение
4. Закончи формулу:
5. Определи вид треугольника: а)
б)
в)
а) тупоугольный
б) прямоугольный
в) остроугольный
6. Биссектриса в треугольнике является: а) лучом
б) отрезком
в) прямой
7. Что изображено на чертеже? а)
б)
в)
а) медиана
б) высота
с) биссектриса
8. Назови углы, образованные 2 прямыми и секущей:
1
2
1
1
2
2
в)
б)
а)
а) накрест лежащие
б) соответственные
в) односторонние
2 этап(10 класс): (фотографии 8 известных ученых: Альфред Нобель, Эратосфен, Гаусс, Пифагор, Евклид, Лобачевский, Фалес, Виет).
Предлагается информация об одном из ученых, изображенных на фотографии.
Участникам необходимо назвать фамилию данного ученого.
Вопросы:
- А. Нобель.
Шведский инженер, изобрел динамит в 1867 и основал большую динамитную фабрику во Франции. Пожертвовал 44 млн. франков для учреждения премий за важнейшие исследования в области физики, химии и физиологии или медицины, за лучшее произведение изящной словесности идеалистического направления и за труды, ведущие к осуществлению идеи мира и к сближению народов. Однако более века назад в этом почетном праве было отказано журналистам. А вот математикам в этом было отказано из-за любовной истории.
2. Гаусс.
Его математические способности обнаружились достаточно рано. Доподлинно известна следующая история из его детства: на уроке математики( а тогда ему было только 7 лет) учитель предложил ребятам вычислить сумму натуральных чисел от 1 до 100. Как только учитель закончил писать задание, он дал ответ.
Этот ученый первым доказал, что правильный n-угольник можно построить циркулем и линейкой; он придавал этому открытию очень большое значение и завещал выгравировать правильный 17-угольник, вписанный в круг, на своём надгробном памятнике, что и было исполнено.
Он был жизнерадостным человеком, интересовался литературой, политикой. Экономикой. Хорошо знал ряд древних европейских языков, будучи иностранным членом Петербуржской академии наук вел переписку с коллегами на русском языке. Любил творчество Пушкина и других русских поэтов и писателей.
Его астрономические работы связаны с решением проблемы определения орбит малых планет и, как астроном, получил широкую известность после разработки метода вычисления эллиптических орбит планет по трём наблюдениям, успешно примененного им к первым открытым малым планетам Церера (1801) и Паллада (1802).
3. Лобачевский.
В возрасте 14-ти лет будущий ученый становится студентом университета и вскоре проявляет особенную склонность к изучению физико-математических наук, обнаруживая выдающиеся способности.
К тому времени уже более 2200 лет в мире господствовала единственная геометрия – геометрия Евклида, в основе которой лежит система аксиом. Многие ученые пытались доказать пятый постулат Евклидовой геометрии, но только этот ученый показал, что его нельзя доказать и если заменить его другим, не эквивалентным евклидову, то получится новая геометрия.
Был ректором университета. Изучал архитектуру и сам принимал участие в разработке зданий университета.
Свой последний научный труд – «ПАНГЕОМЕТРИЯ» он диктовал, будучи слепым.
4. Виет
По образованию – юрист. Он много занимался адвокатской деятельностью, был советником королей Георга третьего и Георга четвертого, но все свое свободное время отдавал занятиям математикой, астрономией. Ввел в алгебру буквенную символику. После его открытий стало возможным записывать правила с помощью формул. Он дал первое в Европе аналитическое (с помощью формулы) представления числа «п».
Испанские инквизиторы изобрели очень сложную тайнопись (шифр), которая все время изменялась и дополнялась. Благодаря этому шифру воинствующая и сильная в то время Испания могла свободно переписываться с противниками французского короля даже внутри Франции, и эта переписка оставалась неразгаданной. После бесплодных попыток найти ключ к шифру король (Henry IV) обратился к этому ученому. Рассказывают, что он, две недели подряд дни и ночи просидев за работой, все же нашел ключ к испанскому шифру. После этого неожиданно для испанцев Франция стала выигрывать одно сражение за другим. Испанцы долго недоумевали. Будучи уверенными, в невозможности разгадать способ тайнописи людьми, они обвинили Францию перед папой римским и инквизицией в кознях дьявола, а ученый был обвинен в союзе с дьяволом и приговорен к сожжению на костре. К счастью для науки, он не был выдан инквизиции.
5. Эратосфен.
Один из самых разносторонних ученых античности, энциклопедист. Родился в Африке, в Кирене. Учился в Александрии.
Особенно его прославили труды по астрономии, географии и математике, однако он успешно трудился и в области филологии, поэзии, музыки и философии, за что современники дали ему прозвище Пентатл, т.е. Многоборец. Другое его прозвище, Бета, т.е. «второй», по-видимому, также не содержит ничего уничижительного: им желали показать, что во всех науках он достигает не высшего, но превосходного результата.
Однако самым известным достижением этого ученого в области географии был изобретенный им способ измерения размеров Земли, изложению которого посвящен трактат «Об измерении Земли».
Он нашел способ определения какого угодно числа простых или первых чисел, который получил название « Решето ….».
6. Фалес
Он вошел в историю науки как философ и геометр, его называют первым из семи мудрецов. Этому ученому приписывают знаменитое изречение (наравне с Сократом): «Познай самого себя!» Он предсказал солнечное затмение 585 г. до н. э. Говорят, что именно он научил мореплавателей ориентироваться по звездам. В области математики с его именем связывают следующие достижения:
Установление равенства углов при основании равнобедренного треугольника
Открытие равенства вертикальных углов при пересечении двух прямых;
Обнаружение пропорциональности отрезков, образующихся на прямых, пересеченных несколькими параллельными прямыми;
Доказательство того, что диаметр делит круг пополам.
7. Пифагор
Музыка и математика – две основных страсти в жизни этого ученого. Он утверждал, что
« все есть число». Именно в музыке впервые была обнаружена, таинственная направляющая роль чисел в природе. Он обогатил музыку методами построения ее фундамента – музыкальной гаммы. Согласно преданию, этот ученый обнаружил, что приятные слуху созвучия – консонансы получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, относятся как целые числа первой четверки, т.е. 1:2, 2:3, 3:4. Но в геометрии он знаменит доказательством совсем другой теоремы.
8. Евклид.
древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике.
Его главная работа «Начала» (в латинизированной форме – «Элементы») содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел Его главная работа «Начала» (в латинизированной форме – «Элементы») содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел ; в ней он подвел итог предшествующему развитию греческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики.
Из других сочинений по математике надо отметить работу «О делении фигур», сохранившуюся в арабском переводе, четыре книги «Конические сечения», материал которых вошел в произведение того же названия Аполлония Пергского, а также «Поризмы», представление о которых можно получить из «Математического собрания» Паппа Александрийского. Евклид – автор работ по астрономии, оптике, музыке и др.
Рекламная пауза. Показ видеоролика «Ералаш» «Математические софизмы».
3 раунд «Отгадай зашифрованное слово»
Знак, обозначающий в математике одно из действий или результат этого действия, этот знак был изобретен немецким математиком Хансом Рудольфом в 1525 г. и усовершенствован голландским математиком А. Жираром в 1629 г.
Квадратные корни наполняют юные умы радикализмом в отношении правил их вычисления.
На экране изображены тройки букв русского алфавита, которым соответствует определенная цифра. Участникам предлагается угадать слово их 7 букв, замененных цифрами.
4 раунд «Финал»: за 1 минуту командам предлагается вспомнить как можно больше математических понятий, начинающихся с буквы «п». Выигрывает та команда, которая назовет последнее слово.
Подведение итогов и награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к игре звездный час "По родному краю" 5-6 класс
Презентация к игре звездный час "По родному краю" 5-6 класс...
ИГРА «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ПО МАТЕМАТИКЕ » в 6 классе
Мероприятие проводится в рамках недели математики для учащихся 6 класса...
Внеклассное мероприятие по литературе "Звездный час" на тему: "Литературные сказки" 5 класс
"Звездный час" является как завершающим мероприятием большого раздела "Литературные сказки" в 5 классе с родным языком обучения. Это мероприятие по литературе сотоит из 6 туров, где 1 тур посвящен био...
Внеклассное мероприятие по математике для 8-9 классов. Дидактическая игра "Звездный час"
Игра - форма познавтельной деятельности, через которую ребенок познает мир. Для активизации мыслительной деятельнсти учащихся необходимо проводить дидактические игры. Игра, которую можно предложитьуча...
Звездный час по математике
Математическая играЦель: «Заинтересовать учащихся математикой. Вспомнить некоторые исторические факты. Развивать мыслительные операции:навыки устного счета и математическую смекалку. Формирование навы...
Внеклассное мероприятие «Звездный час» по математике в 5-6 классе.
Данное веклассное мероприятие можно использовать в рамках декадника по математике в 5-7 классах....
Разработка внеклассного мероприятия по математике для 6 – 7 классов "Звездный час"
Интеллектуальная игра-викторина по математике в 6 - 7 классах. В игре участвуют 6 команд по 2 человека: учащийся 6 класса и учащийся 7 класса. Игра состоит из 4 раундов. Две команды, набрав...