Математический конкурс в 5 классе «Знания имей отличные по теме – Дроби десятичные»
материал по алгебре (5 класс) по теме
Данный математический час рекомендуется проводить вконце изучения всех действий с десятичными дробями. Урок проводится в форме игры, вызывает большой интерес у учащихся. Желательно в виде поощрения запастись призами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_konkurs_v_5_klasse.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Математический конкурс в 5 классе «Знания имей отличные по теме – Дроби десятичные»
Цель: развитие понятия числа и вычислительных навыков.
Учитель объявляет тему-девиз и обращается к учащимся: «Ребята! Вы знаете, что уже в глубокой древности приходилось считать. В результате счёта предметов появились числа 1,2,3 и т. д. – натуральные числа. Измерение расстояний, деление предмета на равные части привели людей к дробным числам. Сначала люди пользовались простыми дробями: половина, четверть, треть, а затем и более сложными. Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10,100,1000,…т.е. записываются единицей с последующими нулями. Их назвали десятичными. Почему же десятичные дроби мы изучаем специально? Чем они заслужили такое большое внимание?
Вспомним, что в записи любого натурального числа значение цифры зависит от занимаемого ею места, от её позиции. Вот натуральное число 2072. Цифра 2 в первом разряде означает 2 единицы, а цифра 2 в четвёртом разряде – две тысячи. Такую систему записи называют позиционной.
Если перемещаться по разрядам слева направо, то в записи чисел, которой мы пользуемся, единица каждого следующего разряда меньше в10 раз единицы предыдущего. По этому же принципу записываются и десятичные дроби. Например в дроби 2072,38 единица первого разряда после запятой в 10 раз меньше единицы , взятой из разряда единиц, и.т.д.
Сейчас нам кажется: как же всё это просто! Но к этому способу записи десятичных дробей люди шли очень долго. Об этом подготовил особый доклад один из учащихся класса.
1 ученик: « Решать задачу облегчения вычислений учёные начали ещё с древних времён. Но только в xv в. Самаркандский астроном ал-Каши в трактате «Ключ к арифметике» разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действий с ними. Труды ал-Каши долго не были известны европейским учёным. А потребность в упрощении вычислений с десятичными дробями возрастала всё больше и больше. Это было связано с развитием техники, производства, мореплавания, торговли. Нужно было быстро и точно вычислять: складывать, умножать, вычитать и делить десятичные дроби, а способ их записи в виде обыкновенных дробей не давал возможности это делать.
Прошло полтора века после открытий ал-Каши, и вот талантливый фламандский инженер и учёный Симон Стевин в своей книге «Десятая» (1585) описал арифметические действия с десятичными дробями. Он же ввёл для них символику, которая приближалась к современному виду. Популяризация десятичных дробей является огромной заслугой Стевина перед наукой. Обычно он признаётся и их изобретателем».
Учитель: «Посмотрим, почему же употребление десятичных дробей в современной форме записи значительно облегчило вычислительную работу».
2 ученик: «Современный способ записи десятичных дробей одинаков со способами записи натуральных чисел. Правила действий тоже мало отличаются от правил действий с натуральными числами. Дело только в запятой». (Демонстрирует способ сложения двух десятичных дробей.)
Учитель: «Умножение десятичных дробей можно свести к умножению натуральных чисел. Здесь надо только уметь пересчитывать десятичные знаки во множителях и правильно ставить запятую в произведении».
3 ученик показывает пример на умножение.
Учитель: «Большое удобство представляет позиционная запись десятичных дробей для умножения и деления их на10,100,1000 и т.д. Вы знаете, что при умножении на эти числа надо в десятичной дроби перенести запятую соответственно вправо на1,2,3 ит.д. цифры, а при делении – влево на 1,2,3 ит.д. цифры. Посмотрим, как вы научились узнавать, во сколько раз уменьшилось или увеличилось число от перенесения запятой».
Инсценировка. Ученики надевают на головы бумажные колпаки с написанными на них цифрами. У одного ученика на колпаке знак запятой. «Запятая» перебегает на различные места в ряду учеников-цифр, а сидящие в классе устанавливают, во сколько раз увеличилось или уменьшилось число от перенесения запятой.
Учитель: «Деление десятичных дробей также не сложно. Оно сводится к делению на натуральное число. Сделать это как раз и помогает умение умножать на10,100,1000 и т.д.
4 ученик рассказывает о правиле деления.
Учитель говорит о том, как важна точность в расчётах.
4 ученик читает стихотворение Вл. Лифшица «Три десятых»
Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник, пенал и тетради?
И суёт свой дневник, не краснея при этом,
Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?...
Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин,
Жертва вечных придирок,- он снова повален.
И шипит на растрёпанный глядя задачник:
- Просто мне не везёт!.. Просто я неудачник»!
В чём причина обиды его и досады?
Что ответ не сошёлся лишь на три десятых!
Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна
Три десятых… Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И всё же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя ваш дом, тот, в котором живёте, Архитектор немного ошибся в расчёте –
Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!
Ты вступаешь на мост, он надёжен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части.
Три десятых – стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьёт человека…
Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно
И скажи – на права ль была Марья Петровна?
Если честно подумаешь, Костя, об этом,
То недолго лежать дневнику под буфетом!
Соревнования и игры
Задачи предлагаются всему классу. Отвечает тот, кто первым поднял руку. За правильное решение – 5 баллов. Эти баллы выставляют в таблицу той команде, в которой состоит ученик, решивший задачу.
1. Какой знак можно поставить между числами 7 и 8, чтобы получившееся число было больше 7 и меньше 8?
2. Между числами 5,2 и 5,3 поставьте число больше7 и меньше 8.
3. Даны числа: 0,3; 7,7; 0,125. Поставьте между ними такие знаки, чтобы в результате выполнения указанных ими действий получилось 1.
4. Найдите устно сумму 20 чисел 0,1+0,2+0,3+…+1,8+1,9+2.
Ответ:(0,1+2)х10=21
5. Даны две суммы:2,18+4,36+6,53+8,77 и 7,82+5,64+3,47+1,23. Найдите устно сумму этих двух сумм.
Ответ: (2,18+7,82)х4=40
6. Найдите устно значение выражения:
(13-2,46:3,54)х(0,5-)
Игра «Заполни клетку»
Учащиеся получают листочки, текст которых приведён в таблице
Вариант 1. Фамилия | Вариант 2. Фамилия |
1,4+0,6= | 2,6+0,4= |
… -1,7= | … - 2,8= |
… Х1,2= | … Х1,8= |
… :9= | … :12= |
… +0,96= | … +0,97= |
… - 0,2= | … - 0,1= |
… Х0,5= | … Х0,5= |
… :0,02= | … :0,15= |
Ответ:Вариант 1(20),вариант 2 (-3).
Правило заполнения состоит в том, что ответ предыдущего действия ставится в начало следующего. Число баллов команде начисляется по числу правильных ответов в конце.
Игра «Сравни дроби»
На доске прикреплены таблицы (по одной для каждой команды), на которых изображены квадраты, разбитые на9 одинаковых клеток. В каждой клетке написана десятичная дробь. Дроби во всех таблицах одинаковы, но расположены по разному. Учащимся предлагают в течение одной минуты рассмотреть числа в таблице, мысленно располагая их в порядке возрастания. Затем учащиеся в командах выстраиваются друг за другом. По команде ребята, стоящие первыми бегут к таблицам о указывают на них самое маленькое число. Каждый следующий игрок указывает большее число. Он выбегает тогда, когда предыдущий возвратился и встал в конец строя.
Начисление баллов идёт по двум критериям: кто быстрее? Кто без ошибок? В этом случае учителю помогают наблюдатели. Можно повести игру ещё раз, предлагая расположить числа в порядке убывания.
Игра вызывает ещё больший интерес, если бегать будет каждая команда по очереди, а остальные в это время будут наблюдать и контролировать. В этом случае таблицы должны отличаться друг от друга числами.
0,3 | 2,06 | 5,4 |
1,48 | 0,08 | 0,29 |
5,39 | 2,1 | 1,5 |
Итог соревнования: учитель объявляет командное и личное первенство, награждает победителей.
Розыгрыш номерков: на доске прикреплены 3 листочка размером в лист тетради, на каждом из которых написано одно из неравенств, например таких:
Х ≤ 1,2; 1,2 < х < 2,4; х ≥ 2,4.
Отдельным учащимся предлагается с расстояния от задней стенки комнаты до доски бросить мяч так, чтобы он попал в один из листков. Это и определит выигрышные номера. Допустим, мяч попал в листок 1,2 < х < 2,4. Учащиеся должны разделить числа на имеющихся у них номерках на 100 и выбрать те значения х, которые больше 1,2 и меньше 2,4.
В качестве выигрыша могут быть чертёжные инструменты, принадлежности, наконец, конфеты, яблоки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по математике (5 класс) .Урок обобщения по теме: "Умножение десятичных дробей"
План конспект обобщающего урока по математике в 5 классе по теме " Умножение десятичных дробей". Урок направлен на развитие функциональных умений и навыков примененять математические знания в реальной...
Знания имей отличные по теме "Дроби десятичные" Математика 5 класс
Знания имей отличные по теме "Дроби десятичные"...
Урок-квест по математике 5 класс "Решение задач по теме: "Деление десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д."
Урок-квест заинтересует учащихся и поможет закрепить навыки деления десятичных дробей...
Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Умножение десятичных дробей"
В данной презентации представлен обобщающий урок по математике 5 класс по теме "Умножение десятичных дробей". При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и другие, ...
Презентация по математике в 5 классе "Устная работа" по теме "Умножение десятичных дробей".
Презентация по математике в 5 классе "Устная работа" по теме "Умножение десятичных дробей" предназначена в помощь учителям математики и учащимся 5 класса....
5 класс. Карточка-тренажер по теме "Деление десятичных дробей на натуральные числа"
Карточка-тренажер для 5 класса по теме "Деление десятичных дробей на натуральные числа".Содержит задания на повторение....
"Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»”
Смотр знаний "Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»”, 5 класс...