Применение производной к исследованию функции
методическая разработка (алгебра, 11 класс) на тему
Методическая разработка урока по математике по теме "Применение производной к исследованию функции" и презентация к данной разработке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_proizvodnoy.doc | 180.5 КБ |
primenenie_proizvodnoy_k_issledovaniyu_funkcii.ppt | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВОХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ КОМИТЕТ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБОУ СПО "ЛЬГОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Методическая разработка компьютерного урока по математике
I курс
«ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФУНКЦИИ»
подготовила
преподаватель математики
Азарцова Лилия Александровна
г. Льгов
2011
Цели урока:
Образовательные:
- Отработка навыков исследования функции с помощью производной;
- формирование умений исследования функций по общей схеме и построение их графиков;
- закрепление навыков нахождения промежутков возрастания и убывания функции, экстремумов функции с помощью производной;
- развитие навыков чтения графиков функций; умений использовать теоретический материал при решении практических задач;
- выявление уровня овладения знаниями и качества знаний по данной теме;
- актуализация имеющихся знаний;
- создание условий для объективной самооценки обучающихся;
- увеличение объёма повторяемого материала при уменьшении времени опроса с помощью компьютерных технологий.
Развивающие:
- Расширение представлений об использовании графиков функций в различных областях научных знаний и практической деятельности людей многих профессий;
- развитие навыков самоорганизации, умений работать в группе; умений доводить начатое дело до конца;
- развитие зрительного и мысленного анализа, внимания и абстрактно- логического мышления; умений анализировать и делать выводы;
- развитие умений осуществлять поисковые действия умственного и практического плана; самоанализировать и самокорректировать свои действия;
- привитие навыков работы с научно-популярной литературной, ресурсами Интернета; углубление знаний обучающихся, расширение их кругозора;
- развитие умений планировать полный или частичный ход решения;
Воспитательные:
- Повышение интереса обучающихся к предмету; воспитание сознательного отношения к обучению;
- учить видеть практическую пользу знаний;
- воспитание чувства любви к ближнему, доброжелательности, взаимовыручки;
- воспитание прилежания, активности, внимания, умений переключаться с одного вида работы на другой;
- формирование отношения взаимной ответственности в группах;
- продолжение формирования коммуникативных умений.
Тип урока: урок повторения, систематизации и углубления знаний.
Методы проведения урока:
- Психологический тест;
- использование компьютерных технологий;
- компьютерная игра «Лото»;
- представление презентаций;
- групповая работа;
- индивидуальная работа;
- игра в путешествие.
Главная методическая идея: строить урок на деятельной основе в игровой форме.
Оборудование: компьютеры, мультимедиа проектор, презентация к уроку, карточки-задания для групповой работы.
Литература:
- В.С. Шипачев «Высшая математика»
- Н.С. Пискунов «Дифференциальное и интегральное исчисление» т.1
- В.П. Минорский «Сборник задач по высшей математике»
- В.Т. Лисичкин «Математика»
- И.П. Натансон «Краткий курс высшей математики»
- Н.Я. Виленкин «Пределы, непрерывность»
- С.М. Никольский «Элементы математического анализа»
- М.А. Доброхотова «Графики функций»
- Библиотечка «Квант» «Замечательные ученые»
- В.П. Аникин «Русские пословицы и поговорки»
Межпредметные связи:
География. «Страны мира».
Русский язык и культура речи «Русские народные пословицы»
Информационные технологии: «Работа с офисными программами».
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация имеющихся знаний.
- Подготовка к комплексному применению знаний
- Основной этап.
- Подведение итогов.
- Задание на дом.
Ход урока:
- Организационный этап
Приветствие, формулировка темы, эпиграфа, постановка целей, указание на предстоящий объем работы
Сегодня у нас урок-путешествие по теме «Применение производной к исследованию функции». Мы совершим путешествие на корабле «Производная» в удивительную страну «Функций».
Эпиграфом к нашему путешествию мы выбрали слова Сенеки:
«Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни
один ветер не будет для вас попутным»
Надеюсь, вы основательно подготовились к путешествию, и продемонстрируете свои умения исследовать функции с помощью производных, строить графики функций, характеризовать и распознавать функции по их графикам.
В ходе путешествия вам предстоит пройти психологический тест, сыграть в компьютерную игру «Лото», защитить презентации на тему русских народных пословиц, продемонстрировать умения «чтения» графиков функций, выполнить и защитить исследовательскую работу по построению графиков функций с помощью производных.
Для путешествия группа разбивается на 4 кают-компании.
- Актуализация имеющихся знаний
«Отдать швартовые»
1. Путешествие начинается с морского причала, всем известно, как важно путешественникам уметь читать карту. Вам предлагается психологический тест: по изображению контура государства на географической карте, отгадать его название.
Варианты ответов: Франция, Египет, Россия, Индия, Швеция, Италия
2. А теперь проверим ваши знания производной в ходе математического лото.
1 вариант 2 вариант
Заполни пропуски | |
(х2)׀ | |
3х2 | |
(U+V)׀ | |
(ех)׀ | |
(5х)׀ | |
сos x | |
Заполни пропуски | |
С׀ | |
- sin x | |
U׀V+UV׀ | |
4х3 | |
х׀ | |
()׀ | |
(2х-3)׀ |
- Подготовка к комплексному применению знаний
«Кают-компания»
Графики функции широко используются в различных областях научных знаний, поэтому умения строить, «читать», прогнозировать их «поведение» имеют огромную роль в практической деятельности людей многих профессий, в том числе и бухгалтера.
Презентация
1. Сейчас проведем презентацию команд. Каждой группе предлагается задание: «Прочитать график функции». При этом можете использовать общую схему исследования функции.
№ 1
- Д – R
- ни четная, ни нечетная, не периодическая
- (0;0) – точка пересечения с ОУ, (0;0) и (2;0) – с ОХ
- (-∞; 1) – убывает; (1; + ∞) – возрастает
- х=1 – точка минимума (экстремума), х=0 – критическая точка
- асимптот нет
№ 2
- Д – R, Е – [-1;1]
- функция нечетная, не периодическая. График симметричен относительно начала координат
- (0;0) – точка пересечения с осями координат
- (-∞; -1] U [1;+∞) – убывает; [1; 1] – возрастает
- (-1; 1) – точка минимума, (1;1) – точка максимума
- у=0 – горизонтальная асимптота
№ 3
- Д – R, Е – [0;+∞]
- функция четная, т.к. график симметричен относительно оси ОУ
- (0;1) – точка пересечения с ОУ,
- (-∞; -1] U [0;1] – убывает; [-1;0] U [1; +∞) – возрастает
- (-1; 0), (1;0) – точки минимума, (0;1) – точка максимума
- асимптот нет
№ 4
- Д – R, Е – R
- функция нечетная, т.к. график симметричен относительно начала координат
- (0;0) – точка пересечения с осями координат
- (-∞;+∞) – возрастает
- точек экстремума нет
- асимптот нет
2. А теперь проверим домашнее задание «Графики функций - пословицы».
1 –я группа
«Ум – добро, а два – и лучше того», «Повторение – мать учения»
2–я группа
«Как аукнется, так и откликнется», «Каков разум, таковы и речи», «Каков корабль, таково и плаванье»
3–я группа
«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»
4–я группа
«День дню рознь: ныне тепло, а завтра мороз», «Где работно, там и густо, а в ленивом доме пусто», «Высоко летаешь, да низко садишься»
4.Основной этап – проверочная исследовательская работа
Творческая мастерская
Каждой группе предлагается исследовать функцию и построить график. Одному учащемуся дается индивидуальное задание по исследованию функции, которое он выполняет на доске.
Вы должны провести исследование поведения функции с помощью производной; по общей схеме исследования функции и построить график функции.
Затем консультант группы с помощью компьютера проверит правильность выполнения задания по эталону графика функции и оценит работу группы в целом.
На эту работу вам отводится 10 минут.
Помните: «Двигайтесь вперед, и вера в правильность результатов к вам придет».
1-я группа Исследовать и построить график функции у = 3х2 – х3
- Д – R
- Функция общего вида
- х=0, у=0, (0; 0),
у=0, х2 (3 - х) = 0; х1=0, х2=3; (0; 0), (3; 0)
- у׀=6х – 3х2, у׀=0, 3х(2 – х) = 0; х=0, х=2
у׀ - min + max -
у 0 2
Уmin=0 Уmax=12–8=4
X max = 2,
(0; 0) – точка минимума, (2; 4) – точка максимума
2-я группа Исследовать и построить график функции у = х4 – 4х2
- Д – R
- Функция четная
- х=0, у=0
у=0, х2(х2-4) = 0; х1=0, х2= -2; х3=2 (0; 0), (-2; 0), (2; 0)
- у׀=4х3 – 8х, у׀=0, 4х(х2-2) = 0; х=-√2, х=0, х=√2
у׀ - min + max - min +
у -√2 0 √2
(-√2; 4) (0; 0) (√2; -4)
У min = (-√2)4-4(-√2)2= 4 – 8 = -4
У max = 0, У min = √24 – 4·√22 = -4
3-я группа Исследовать и построить график функции у = 3х5 – 5х3
- Д – R
- у (-х)= -3х5 + 5х3 = - (3х5 – 5х3) = -у (х)
функция нечетная – график симметричен относительно начала координат
- х=0, у=0 : с ОУ: (0; 0)
с ОХ: у=0, 3х5 – 5х3 = х3 (3х2 - 5) = 0; х1=0, х2= ±; (0; 0), (-; 0), (; 0)
- у׀=15х4 – 15х2, у׀=0, 15х2(х2-1) = 0; х= -1, х=0, х=1
у׀ + max - - min +
у -1 0 1
(-√2; 4) (0; 0) (√2; -4)
(-1; 2) – точка максимума; (1; -2) – точка минимума
4-я группа Исследовать и построить график функции у = х3 – 3х2
- Д – R
- функция ни четная, ни нечетная – общего вида
- с ОУ: х=0, у=0 (0; 0)
с ОХ: у=0, х3 – 3х2 = 0; х2 (х - 3) = 0; х1=0, х2=3; (0; 0), (3; 0)
- у׀=3х2 – 6х, у׀=0, 3х(х - 2) = 0; х1= 0, х2=2 – критические точки
у׀ + max - min +
у 0 2
(0; 0) – точка максимума; (2; -4) – точка минимума
5-я группа Исследовать и построить график функции у = х4 – 8х2
- Д – R
- функция четная – график симметричен относительно оси ординат
- с ОУ: х=0, у=0 (0; 0)
с ОХ: у=0, х2 (х2 - 8) = 0; х1=0, х2= -2√2; х3 =2√2 (0; 0), (-2√2; 0), (2√2; 0)
- у׀=4х3 – 16х, у׀=0, 4х(х2 - 4) = 0; х1= -2, х2=0, х3= 2
у׀ - min + max - min +
у -2 0 2
(-2; -16) (0; 0) (2; -16)
5. Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия
«Каюта отдыха»
Сегодня мы закрепили умения исследовать функции с помощью производных и строить их графики; «читать» графики функций.
Данные умения и знания пригодятся вам в жизни и в вашей профессиональной деятельности.
Рефлексия
Ребята, поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке; а теперь те, кто работал хорошо, но умеет еще лучше; а у кого работа не получилась и он не доволен собой.
Активно поработали и заработали неплохие оценки, следующие ученики…
Спасибо за работу
6. Задание на дом
Исследовать функции и построить их графики:
- у (х) = х3 + 3х + 2
- у (х) = х4 – 2х3 + 3
Самоанализ урока
- Придя на работу в данное образовательное учреждение я начала работать над личной методической проблемой: «Приемы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике» и данный урок является одним из примеров их внедрения.
- Вам был предложен урок-путешествие с использованием информационных технологий на тему «Применение производной к исследованию функции».
- Считаю, что выбранный мною метод проведения урока: урок-путешествие помог мне, радуя учащихся, а не пугая, открывать им яркие панорамы красочного мира, а не отгораживать от них этот мир забором мертвых схем, скучных правил и частоколом цифр.
- На основе этого был выбран оптимальный объем учебного материала, наглядности, практических заданий.
- При планировании и постановке целей урока были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся данной группы, их учебные возможности, учтена связь с ранее изученным материалом, значимость данной темы в системе других, а так же учтена связь между теоретическим и практическим материалом.
- На уроке я старалась добиться, чтобы самый слабый учащийся пережил радость успеха, даже, если он учится плохо, то не должен терять веру в свои силы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка учебного занятия по теме" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции"
Разработка учебного занятия по теме :" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции". Урок является логическим продолжением изучаемого материала. Р...
Производная. Геометрический смысл производной. Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы
Урок обобщения и систематизации знаний. Осуществляется подготовка к ЕГЭ по заданиям с производной. Используются различные формы работы (фронтальная, групповая, самостоятельная работа учащихся)....
Геометрический смысл производной. Применение производной к исследованию функций
В данной презентации рассматриваются задачи, взятые из открытого банка задач ЕГЭ по математике. Каждая рассматриваемая задача визуально анимированная, что способствует хорошему осмыслению изучаемого м...
ЭОР "Применение производной к исследованию функций, построению графиков функций и решению задач"
Разработка открытого урока по алгебре в 11 классе по теме "Применение производной к исследованию функций, построению графиков функций и решению задач"...
Материал для самоподготовки обучающихся по теме "Применение производной для исследования функций. Возрастание и убывание функции"
Материал для самоподготовки учащихся вечерней школы....
Самостоятельная работа по алгебре 10 класс "Применение производной к исследованию функции. Геометрический смысл производной, касательная."
Самостоятельная работа представлена в 4 вариантах. Состоит из заданий В-7 открытого банка заданий ЕГЭ, профильный уровень....