Презентация "Из истории систем счисления"
презентация к уроку (алгебра, 5 класс) на тему
Презентация по теме "Из истории систем счисления" для 5 класса. Ее можно использовать на уроке объяснения нового материала. Она содержит также задания для закрепления теоретических знаний, служит разработкой целого урока по данной теме по учебнику Мордковича и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_istorii_sistem_schisleniya.ppt | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В те времена , когда человек охотился и собирал в лесу плоды, ему для счета хватало четырех слов : один, два, три и много .
Когда люди начали заниматься животноводством и земледелием , то им уже стало не хватать этих слов.
Способы счета : зарубки на палке, узлы на веревке, камешки, пальцы рук.
Десятичная система В Древней Руси 10 000 – «тьма».
Индейцы племени майа в Америке считали пятерками
Дюжина Четыре пальца, каждый палец состоит из трех фаланг, т.е. в распоряжении 12 объектов счета .
Гугол Это число, выраженное единицей со ста нулями . Свое происхождение это число взяло из астрономии: количество атомов – мельчайших частиц вещества – во всей Вселенной не превосходит числа , выражаемого единицей со ста нулями.
Первые изобретения колесо, число.
Николай Николаевич Миклухо-Маклай , русский путешественник
Натуральные числа Числа, которые могут быть получены в результате счета предметов – 1, 2, 3, 4, 5 и т.д., называют натуральными ( число 0 не является натуральным ). Способ записи натуральных чисел называется арабским .
Римские цифры Древние римляне пользовались нумерацией, сохраняющейся до настоящего времени под именем «римской нумерации», в которой числа изображаются буквами латинского алфавита . Сейчас ею пользуются для обозначения юбилейных дат, нумерации некоторых страниц книги (например, страниц предисловия), глав в книгах, строф в стихотворениях и т.д.
В позднейшем своем виде римские цифры выглядят так: I = 1; V = 5; X = 10; L = 50; С = 100; D = 500; M = 1000.
Пример 1. VI = 6 , т.е. 5 + 1, LX = 60 , т.е. 50 + 10, IV = 4 , т.е. 5 – 1, XL = 40 , т е. 50 – 10. Договорились, в тех случаях, когда в записи числа подразумевается вычитание , меньшую цифру (вычитаемое) ставить перед большей (уменьшаемым).
Пример 2. Какие числа записаны римскими цифрами? (письменно). II III VI VIII IX XI XIV XV XVI XIX DCLII 2 3 6 8 9 11 14 15 16 19 652
Рабочая тетрадь №1, стр. 8, № 1.5. Проверь себя: 11 25 35 65 72 121 250 XI XXV XXXV LXV LXXII CXXI CCL
У №3. Записать число. а) DXLV = 500 + (50 – 10) + 5 = 545 б) MDCCLXXXVI = 1000 + 500 + 100 +100 + 50 + 10 + 10 + 10 + 5 + 1 = 1786 в) MMMIV = 1000 + 1000 + 1000 + (5 – 1) = 3004 г) DCLXXXIX = 500 + 100 + 50 + 10 + 10 +10+ (10 – 1) = 689
Индивидуальная работа (письменно). Запишите в тетрадь ответы на вопросы римскими числами: Сколько желаний исполняет золотая рыбка? Сколько разбойников было с Али-бабой? Сколько раз надо измерить, прежде чем отрезать? III XL VII
Рабочая тетрадь №1, стр. 8, № 1. 6 . Проверь себя: б) 22 + 9 = 31 = XXXI в) 19 – 5 = 14 = XIV г) 50 – 9 = 41 = XLI
Чем еще отличаются записи чисел правого и левого столбцов кроме того, что в левом столбце они сделаны арабскими цифрами, а в правом – римскими? 111 222 333 444 555 CXI CCXXII CCCXXXIII CDXLIV DLV I - 1, V - 5, X - 10, L - 50, C - 100, D - 500, M - 1000 ? 555 = 500 + 50 + 5 = 5 • 100 + 5 • 10 + 5 Сумма разрядных слагаемых У №1. Запишите, пользуясь римской нумерацией данные числа (устно) .
У №2. Прочитайте числа, записанные в таблице разрядов. Запишите их, оставляя промежутки между классами ( письменно ). Класс триллионов Класс миллиардов Класс миллионов Класс тысяч Класс единиц сот. дес. ед. сот. дес. ед. сот. дес. ед. сот. дес. ед. сот. дес. ед. 2 4 8 5 9 5 4 3 5 7 8 3 1 8 2 6 3 9 проверь с е б я 200 004 085 954 003 057 000 000 831 000 820 000 63 900 000 000 000
805 660 254 508 052 780 530 771 021 32 504 700 1 110 267 000 831 5 8 5 2 7 8 5 3 7 7 1 2 1 3 2 5 4 7 4 3 6 5 3 7 9 9 9 3 3 3 8 5 6 6 2 5 4 Класс триллионов Класс миллиардов Класс миллионов Класс тысяч Класс единиц сот дес ед. сот дес ед. сот дес ед. сот дес ед. сот дес ед. 1 1 1 2 6 7 8 3 1 340 065 370 000 99 900 333 000 Рабочая тетрадь №1, стр. 6, № 1.1. 5 8 5 2 7 8 5 3 7 7 1 2 1 3 2 5 4 7 4 3 6 5 3 7 9 9 9 3 3 3 8 5 6 6 2 5 4 Класс триллионов Класс миллиардов Класс миллионов Класс тысяч Класс единиц сот дес ед. сот дес ед. сот дес ед. сот дес ед. сот дес ед. 1 1 1 2 6 7 8 3 1
Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых . 800 000 000 + 5 000 000 + 600 000 + 60 000 + 200 + 50 + 4 500 000 000 + 8 000 000 + 50 000 + 2 000 + 700 + 80 500 000 000 + 30 000 000 + 700 000 + 70 000 + 1 000 + 20 + 1 30 000 000 + 2 000 000 + 500 000 + 4 000 + 700
Разминка. У №9 . 27 64 24 35 40 56 36 24 25 27 М Т К Р Е А А Ф И И - раздел математики, посвященный изучению свойств чисел и действий над ними.
У №13 (письменно). а) 102 230 071 б) 580 000 240 500 в) 48 044 876 000 000 г) 34 515 500
У №14 (устно).
Пример 3. Разложить на разряды двумя способами данные числа (письменно). 475 = 400 + 70 + 5; 475 = 4 ∙ 100 + 7 ∙ 10 + 5. 2 305 = 2000 + 300 + 5; 2 305 = 2 ∙ 1000 + 3 ∙ 100 + 5. 407 888 = 400000 + 7000 + 800 + 80 + 8; 407 888 = 4 ∙ 100000 + 7 ∙ 1000 + 8 ∙ 100 + 8 ∙ 10 + 8
Подведение итогов.
Домашнее задание. §1, стр. 5-6, №4, №5, №15 . задачи на смекалку ( по желанию ). Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР
План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР...
Презентация к уроку "История систем счисления"
В данной презентации рассказывается об истории систем счисления, рассматриваются понятия позиционной и непозиционной систем счисления....
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.
План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....
история систем счисления
история...
«Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Двоичная арифметика. Практическая работа №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»»
Конспект урока по информатике разработан по учебнику Угриновича для 8 класса фГОС. Содержит цели и результаты обучения, технологическую карту урока. В уроке рассматриваются задания по указанной теме, ...
Образовательный Web-квест по теме «История возникновения различных систем счисления»
Краткое описаниеМетодическая разработка: образовательный Web-квест по теме «История возникновения различных систем счисления» Ключевые словаметодическая разработка, квест, тематически...
«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».
Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...