«Современные способы повышения мотивации у учащихся на уроках математики"
статья по алгебре по теме
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.
Поэтому учителю надо поставить перед собой задачу – какие именно характеристики мотивации следует формировать для возникновения нового – сознательного и целенаправленного отношения ученика к внутренним сторонам учения как общественно значимой деятельности, к содержанию своего учебного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_naumkinoy_n.v..docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные способы повышения мотивации у учащихся на уроках математики».
«Личность – звено между мотивацией и ее реализацией»
З.Фрейд
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.
Поэтому учителю надо поставить перед собой задачу – какие именно характеристики мотивации следует формировать для возникновения нового – сознательного и целенаправленного отношения ученика к внутренним сторонам учения как общественно значимой деятельности, к содержанию своего учебного труда.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выбранная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.
Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.
Но, зачастую, как показывает опыт, уровень мотивации на уроках математики, заставляет желать лучшего, это конечно в первую очередь зависит от уровня сложности предмета и его учебной нагрузки. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс нами на уроках активно используются информационные технологии. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.
Использование яркой и красивой презентации при объяснение нового материала, способствуют лучшему усвоению материала, и возникновению желания разобраться и хорошо усвоить данный материал. Кроме того, можно предложить учащимся самим составить презентацию, к уроку-закреплению. Это так же формирует интерес к математики.
Уроки с использованием ИКТ способствуют повышению концентрации внимания учащихся, облегчают понимание и запоминание изучаемого материала. Учащимся нравиться работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. В коллекции программного обеспечения интерактивной доски более тысячи математических объектов: координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники, многогранники и т.д. Поэтому чертежи на интерактивной доске получаются особенно наглядными, аккуратными.
На основание выше изложенного, можно сказать о том, что учитель, применяющий на своих уроках информационные технологии, почувствует положительную динамику в мотивации учащихся, ведь благодаря этому решается одновременно ряд проблем:
1) больше внимания уделяется потребности личности в саморазвитии;
2) каждый учащийся чётко планирует программу действий;
3) легко достигается уровневая дифференциация обучения;
4) отслеживаются ошибки, допущенные учеником, и повторно отрабатывается недостаточно усвоенный материал;
5) урок становится разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
6) используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
7) активизируется познавательная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время;
8) возможна реализация опережающего обучения, в том числе и для учащихся с низким и средним уровнем обученности.
Опыт показывает, что использование информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для учащихся. Способствует повышению мотивации. Обучение с использованием информационных технологий становится для ребенка творческим поиском, от которого можно получить удовлетворение и благодаря которому можно самоутвердиться. Применение информационных технологий повышает индивидуализацию обучения, обеспечивает творческий рост и учащихся, и учителя.
Список литературы:
1. И.Р.Высоцкий, Н.П.Данилова Компьютер на уроках. – ж-л «Информатика и образование» №7, 1999.
2. Е.А.Задорожная Образовательно-компьютерный проект «Математика для будущего» – ж-л «Математика в школе» №5, 1994.
3. В.И.Ковалев Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988.
4. Н.Г.Миндюк Организация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики. – М., «Просвещение», 1988.
5. Ю.А.Сениченков Компьютерные инструменты педагога – газета «Математика» №3, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационных технологий как способ повышения мотивации у учащихся к урокам физической культуры и спорту.
Роль уроков физической культуры возрастает в связи с проблемой сохранения здоровья и развития физического потенциала школьников. Результативность воспитания и обучения во многом зависит от лично...
Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка
Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка...
мастер класс Информационная технология как способ повышения мотивации у учащихся интереса к художественной литературе
The Sims — это игровой стимулятор жизни. Игра нового поколения, использующая революционную технологию «виртуальной жизни». С помощью этой игры можно создавать всевозможные образы и их характеры,...
Современные способы повышения мотивации у учащихся на уроках математики
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьн...
Современные способы повышения мотивации у учащихся на уроках математики
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьн...
Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках математики.
Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить&ra...
Статья на тему «Способы и методы повышения мотивации у учащихся на уроках английского языка»
В наши дни не для кого не секрет, что использование комплексного психолого-методического подхода, современных методик и информационных технологий положительно влияют на отношение ребят к образовательн...