Урок по теме «Составление формул»
план-конспект урока алгебры (5 класс) по теме

Столбова Фаина Витальевна

Урок по теме «Составление формул» 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sostavlenie_formul.doc78 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku_sostavlenie_formul.ppt2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Составление формул».  5 класс

                                  Цитата к уроку: « У математиков существует свой  язык – это формулы».                                                                         (выдающийся русский математик С.Ковалевская)

 Цели:

Обучающая - обучить учащихся составлению формул периметра, площади, объема геометрических фигур, применяя соответствующие правила, применить  полученные формулы в практической работе;

Развивающая - стимулировать интерес учащихся к математике посредством включения творческой инициативы;

Воспитывающая – воспитывать дружеские отношения в классе методом групповой организации выполнения заданий.

Оборудование к уроку:

   1. Презентация. 

   2. Модели геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат и др.).

   3. Модели геометрических тел (прямоугольный параллелепипед, куб).

    4. 3 прямоугольных параллелепипеда для практической работы.

   5."Личики" настроения.

   6. Рабочие листы. Приложение № 1.

   7. Листы с заданиями для практической работы. Приложение № 2.

   8. Инструкция к выполнению практической работы. Приложение № 3.

   9. Протокол практической работы. Приложение № 4.

   10. Измерительные инструменты (линейки, измерительные ленты).

   11. "Мыслительные" листы.

   12. Карточки - домашнее задание.

    13. Листы для теста «Формулы». Приложение № 6.

Структура урока:

   

  I. Организационный момент.  ( Слайд № 1)

II. Проведение  эмоциональной рефлексии учащихся. ( Слайд № 2) 

II. Знакомство  с «мыслительным» листом. ( Слайд № 3)

IV. Мозговая атака.  (Слайд № 4)

V. Составление формул по известным правилам. Заполнение рабочего листа. Приложение № 1.

     а) Беседа с учащимися. (Слайды № 5 - № 14)

     б) Составление  формул.

         1) Формула периметра многоугольника. (Слайды № 15 - № 16)

         2) Формула площади прямоугольника. (Слайды № 17 - № 18)

         3) Формула объема прямоугольного параллелепипеда. (Слайды № 19 - № 20)

 VI. Подведение  итогов работы в рабочем листе.

 VII. Практическая  работа. Приложения  № 2 и № 3.  (Слайд № 21 - 23)

VIII. Проверка  выполнения  практической работы. Подведение итогов практической работы.

   (Слайд № 24)

  IX. Тест «Формулы».  (Слайд № 25)

  X.  Подведение итогов урока. Выставление оценок.

 XI.  Домашнее задание. (Слайд № 26)

XII. Проведение  эмоциональной рефлексии учащихся. (Слайд № 2)

Ход урока:

I. Организационный момент.   (Слайд № 1)

II. Проведение  эмоциональной рефлексии учащихся.  (Слайд № 2)

III. Знакомство с «мыслительным листом». (Слайд № 3)

На партах лежат «мыслительные» листы. Для чего они? Для записи ваших мыслей, которые будут возникать в ходе урока. Пришла мысль, запишите  ее. Не забывайте об этих листах в течение  урока.

IV. Мозговая атака. Занимательное задание для  гимнастики ума. (Слайд № 4)

     Задание выполним по группам.

      а) Сосчитайте, сколько изображено на рисунке:

       № 1: прямоугольников (вопрос для девочек);

         № 2: треугольников (вопрос для мальчиков).

                   Рис. № 1                                                                           Рис. № 2

                      Ответ: 5                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                            Ответ: 5                                                                          б) Показ фигур по рисунку (желающие учащиеся)                           

         Пусть число 5 для нас сегодня будет счастливым.

V. Составление формул по известным правилам. Заполнение рабочего листа.

 А) Беседа с учащимися.

    Вопрос: Перечислить геометрические фигуры.

    Вопрос: Какие задачи вы решали с этими геометрическими фигурами?  (нахождение периметра,    площади, объёма).

     Вопрос:  Что нужно знать, для того чтобы решать эти задачи? (правила).

Сегодня на уроке вспомним правила нахождения  периметра, площади, объёма геометрических фигур  и применим их для составления формул, а также будем применять формулы в практической  работе.

Итак, мы с вами подошли к теме урока «Составление формул».

            « У математиков существует свой  язык – это формулы».

                                   (выдающийся русский математик С.Ковалевская) (запись цитаты на доске).

    На партах лежат рабочие листы. (Приложение №1)

    Подпишите их и запишите тему урока. (Слайд № 5)

     А теперь отправляемся в удивительный мир формул. (Слайд № 6)

    Формул очень много хороших и разных.  Они сопровождают человека по жизни как добрые       помощники, помогая в самых трудных ситуациях.

    Вопрос: Что такое формула? Сформулируйте определение формулы в своем рабочем листе (учащиеся зачитывают ответы).  (Слайд № 7)

Вопрос: Какие названия формул вы знаете? (Слайд № 8 - № 14)

  1. формула пути  
  2. формула стоимости товара
  3. формула работы
  4. формула заготовленного варенья
  5. формула расхода ткани на платье
  6. формула количества учеников в классе
  7. формула площади круга и длины окружности

Повторить определение формулы на примере различных слайдов.

 Б) Составление  формул.

    Вопрос: Что такое периметр многоугольника? (Слайд № 15) 

1) Формула периметра треугольника. 

     Рассмотрим рисунки на доске: произвольный, равносторонний, равнобедренный.

     Что такое периметр треугольника? (ответы учащихся).

     Задание: Вычислите периметр 1 - го треугольника.

       Ответ: Р=4+6+7=17 см

    Задание: Вычислите периметр 2 - го треугольника.

       Ответ: Р=5+5+5=15 дм

   Задание: Вычислите периметр 3 - го треугольника

       Ответ: Р=4+4+6=14 мм

    Работа в рабочих листах.

       а) На рисунках  длины сторон треугольника обозначены буквами. Записать формулы периметра каждого  из треугольников, используя известное нам правило. Проверьте себя! (Слайд № 16).  .

       б) Запись формулы периметра прямоугольника.

        в) Запись формулы периметра квадрата.

2) Формулы площади геометрических фигур. (Слайд № 17)

   а) Формула площади прямоугольника.

     Вопрос: Что называется прямоугольником? Как найти его площадь? (Слайд № 18)

  б) формула площади квадрата.

   в) формула площади прямоугольного треугольника.    (запись формул в рабочем листе)

3) Формулы объема геометрических тел. (Слайд № 19)

  а) Формула объёма параллелепипеда.

     Вопрос: Как называется данное геометрическое тело?  (прямоугольный параллелепипед).

     Вопрос:  Сколько у него измерений? (3).

     Вопрос: Как они называются? (длина, ширина, высота).

     Задание: Сформулировать правило нахождения объёма параллелепипеда.

     Вопрос:  Какой вид имеет формула объёма прямоугольного параллелепипеда?

     Запись формулы в рабочем листе (учащиеся записывают, затем озвучивают полученную запись).        (Слайд № 20)

   б) Формула объёма куба.

      Вопрос: Чем отличаются эти прямоугольные параллелепипеды? (Учитель демонстрирует куб и  прямоугольный параллелепипед).

     Вопрос: Сформулируйте определение куба.

     Вопрос: Как записать формулу объёма куба?  (запись формулы  в рабочем листе).

VI. Подведение  итогов работы в рабочем листе.

 Вывод: Зная название фигуры и соответствующие правила, мы составили формулы периметров, площадей и  объёмов геометрических фигур и тел. Знание формул вам всегда в жизни пригодится.

VII. Практическая работа. (Слайды № 21 - № 23)

 Для чего нам нужны знания? Для того, чтобы применять их на практике. Сейчас нам предстоит применить полученные формулы в ходе практической работы.

 Работа в группах по рядам. Работа предстоит сложная, разнопланова, поэтому в каждой группе   должны быть ребята, которые:

  1. Хорошо и точно умеют измерять.
  2. Быстро  и без ошибок делают вычисления.
  3. Могут красиво и аккуратно оформить протокол выполненной работы.
  4. Справедливо и честно оценивать работу своих товарищей, никому не подсуживая.
  5. Громко и выразительно читать вслух.

    Знакомство учащихся с заданием, необходимым материалом и оборудованием.

 Учитель даёт инструкцию к работе: задача в каждой группе – распределить, кто за какую работу будет  отвечать, внимательно прочитать задания, выполнить их и результаты оформить в виде протокола. На столах есть всё необходимое: прямоугольный параллелепипед, измерительные инструменты, инструкции по выполнению работы, бланки протоколов, бумага для черновиков.

                   (Приложения № 2 - № 4)

          1 группа производит все измерения в миллиметрах

          2 группа производит все измерения в сантиметрах;

          3 группа производит все измерения  в дециметрах.

     Результаты измерений могут быть дробными числами.

     (во время выполнения практической работы звучит музыка)

VIII. Проверка выполнения практической работы. Запись ответов на доске (в виде таблицы).

         Сравнение с эталоном.  Подведение  итогов практической работы (при выводе использовать Приложение № 5). (Слайд № 24)

IX. Тест «Формулы». (Приложение № 6).       

         Задание: Соединить линиями соответствующие части высказываний. (Слайд № 25)

 X. Подведение итогов урока и выставление оценок.  Работа с «мыслительным» листом.

XI. Домашнее задание: (Слайд № 26).

  1.  Прочитать п.1 главы 11.
  2. Выучить формулы, пройденные на уроке (смотри рабочий лист).
  3. Выполнить № 1113 (а); 1114.

      Задания для любознательных:

  1. Найти все возможные значения слова «Формула», используя различные словари.
  2. На пачке сока написано: объём 1 литр. Известно, что 1 литр =1дм³. Вычислите объём пакета сока, выполнив необходимые измерения. Сравните с надписью на пачке. Сделайте вывод.

XII. Проведение эмоциональной рефлексии учащихся в конце урока. (Слайд № 2)

        (сравнительный анализ настроения в начале и в конце урока)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по химии на тему:«Составление формул бинарных соединений» для 8х классов!

Тема урока. Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления химических элементов и валентности. В материале присутствуют все этапы урока от организационной части до заключения и...

Зачет по теме "Составление формул кислот"

Зачет по теме "Кислоты"- 7 -8 класс...

Урок по теме: Составление технологической карты. Изготовление изделий из металла.

Открытый урок, представленный на конкурсе "Учитель года - 2012"...

урок "Степень окисления. составление формул бинарных соединений" 8 класс

составление формул по степени окисления, название бинарных соединений...

Урок-упражнение по составлению формул солей, классификации неорганических соединений.

Презентация помогает в игровой форме повторить классификацию неорганических веществ, научиться составлять формулы солей....

Методическая разработка по математике на тему "Составление формул"

Данная тема рабочей программы 7 класса по математике учебника «Математика-6» авт. Г.В.Дорофеев и др....

Урок по химии "Составление формул бинарных соединений".

Урок по химии в 8 классе. Давно хотела попробовать уроки на опережение. В интернете информации мало, отовсюду понемногу - получилось вроде неплохо. Сужу по впечатлению от урока и от его результативнос...