Урок по теме «Составление формул»
план-конспект урока алгебры (5 класс) по теме
Урок по теме «Составление формул» 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sostavlenie_formul.doc | 78 КБ |
prezentaciya_k_uroku_sostavlenie_formul.ppt | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Составление формул». 5 класс
Цитата к уроку: « У математиков существует свой язык – это формулы». (выдающийся русский математик С.Ковалевская)
Цели:
Обучающая - обучить учащихся составлению формул периметра, площади, объема геометрических фигур, применяя соответствующие правила, применить полученные формулы в практической работе;
Развивающая - стимулировать интерес учащихся к математике посредством включения творческой инициативы;
Воспитывающая – воспитывать дружеские отношения в классе методом групповой организации выполнения заданий.
Оборудование к уроку:
1. Презентация.
2. Модели геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат и др.).
3. Модели геометрических тел (прямоугольный параллелепипед, куб).
4. 3 прямоугольных параллелепипеда для практической работы.
5."Личики" настроения.
6. Рабочие листы. Приложение № 1.
7. Листы с заданиями для практической работы. Приложение № 2.
8. Инструкция к выполнению практической работы. Приложение № 3.
9. Протокол практической работы. Приложение № 4.
10. Измерительные инструменты (линейки, измерительные ленты).
11. "Мыслительные" листы.
12. Карточки - домашнее задание.
13. Листы для теста «Формулы». Приложение № 6.
Структура урока:
I. Организационный момент. ( Слайд № 1)
II. Проведение эмоциональной рефлексии учащихся. ( Слайд № 2)
II. Знакомство с «мыслительным» листом. ( Слайд № 3)
IV. Мозговая атака. (Слайд № 4)
V. Составление формул по известным правилам. Заполнение рабочего листа. Приложение № 1.
а) Беседа с учащимися. (Слайды № 5 - № 14)
б) Составление формул.
1) Формула периметра многоугольника. (Слайды № 15 - № 16)
2) Формула площади прямоугольника. (Слайды № 17 - № 18)
3) Формула объема прямоугольного параллелепипеда. (Слайды № 19 - № 20)
VI. Подведение итогов работы в рабочем листе.
VII. Практическая работа. Приложения № 2 и № 3. (Слайд № 21 - 23)
VIII. Проверка выполнения практической работы. Подведение итогов практической работы.
(Слайд № 24)
IX. Тест «Формулы». (Слайд № 25)
X. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
XI. Домашнее задание. (Слайд № 26)
XII. Проведение эмоциональной рефлексии учащихся. (Слайд № 2)
Ход урока:
I. Организационный момент. (Слайд № 1)
II. Проведение эмоциональной рефлексии учащихся. (Слайд № 2)
III. Знакомство с «мыслительным листом». (Слайд № 3)
На партах лежат «мыслительные» листы. Для чего они? Для записи ваших мыслей, которые будут возникать в ходе урока. Пришла мысль, запишите ее. Не забывайте об этих листах в течение урока.
IV. Мозговая атака. Занимательное задание для гимнастики ума. (Слайд № 4)
Задание выполним по группам.
а) Сосчитайте, сколько изображено на рисунке:
№ 1: прямоугольников (вопрос для девочек);
№ 2: треугольников (вопрос для мальчиков).
Рис. № 1 Рис. № 2
Ответ: 5
Ответ: 5 б) Показ фигур по рисунку (желающие учащиеся)
Пусть число 5 для нас сегодня будет счастливым.
V. Составление формул по известным правилам. Заполнение рабочего листа.
А) Беседа с учащимися.
Вопрос: Перечислить геометрические фигуры.
Вопрос: Какие задачи вы решали с этими геометрическими фигурами? (нахождение периметра, площади, объёма).
Вопрос: Что нужно знать, для того чтобы решать эти задачи? (правила).
Сегодня на уроке вспомним правила нахождения периметра, площади, объёма геометрических фигур и применим их для составления формул, а также будем применять формулы в практической работе.
Итак, мы с вами подошли к теме урока «Составление формул».
« У математиков существует свой язык – это формулы».
(выдающийся русский математик С.Ковалевская) (запись цитаты на доске).
На партах лежат рабочие листы. (Приложение №1)
Подпишите их и запишите тему урока. (Слайд № 5)
А теперь отправляемся в удивительный мир формул. (Слайд № 6)
Формул очень много хороших и разных. Они сопровождают человека по жизни как добрые помощники, помогая в самых трудных ситуациях.
Вопрос: Что такое формула? Сформулируйте определение формулы в своем рабочем листе (учащиеся зачитывают ответы). (Слайд № 7)
Вопрос: Какие названия формул вы знаете? (Слайд № 8 - № 14)
- формула пути
- формула стоимости товара
- формула работы
- формула заготовленного варенья
- формула расхода ткани на платье
- формула количества учеников в классе
- формула площади круга и длины окружности
Повторить определение формулы на примере различных слайдов.
Б) Составление формул.
Вопрос: Что такое периметр многоугольника? (Слайд № 15)
1) Формула периметра треугольника.
Рассмотрим рисунки на доске: произвольный, равносторонний, равнобедренный.
Что такое периметр треугольника? (ответы учащихся).
Задание: Вычислите периметр 1 - го треугольника.
Ответ: Р=4+6+7=17 см
Задание: Вычислите периметр 2 - го треугольника.
Ответ: Р=5+5+5=15 дм
Задание: Вычислите периметр 3 - го треугольника
Ответ: Р=4+4+6=14 мм
Работа в рабочих листах.
а) На рисунках длины сторон треугольника обозначены буквами. Записать формулы периметра каждого из треугольников, используя известное нам правило. Проверьте себя! (Слайд № 16). .
б) Запись формулы периметра прямоугольника.
в) Запись формулы периметра квадрата.
2) Формулы площади геометрических фигур. (Слайд № 17)
а) Формула площади прямоугольника.
Вопрос: Что называется прямоугольником? Как найти его площадь? (Слайд № 18)
б) формула площади квадрата.
в) формула площади прямоугольного треугольника. (запись формул в рабочем листе)
3) Формулы объема геометрических тел. (Слайд № 19)
а) Формула объёма параллелепипеда.
Вопрос: Как называется данное геометрическое тело? (прямоугольный параллелепипед).
Вопрос: Сколько у него измерений? (3).
Вопрос: Как они называются? (длина, ширина, высота).
Задание: Сформулировать правило нахождения объёма параллелепипеда.
Вопрос: Какой вид имеет формула объёма прямоугольного параллелепипеда?
Запись формулы в рабочем листе (учащиеся записывают, затем озвучивают полученную запись). (Слайд № 20)
б) Формула объёма куба.
Вопрос: Чем отличаются эти прямоугольные параллелепипеды? (Учитель демонстрирует куб и прямоугольный параллелепипед).
Вопрос: Сформулируйте определение куба.
Вопрос: Как записать формулу объёма куба? (запись формулы в рабочем листе).
VI. Подведение итогов работы в рабочем листе.
Вывод: Зная название фигуры и соответствующие правила, мы составили формулы периметров, площадей и объёмов геометрических фигур и тел. Знание формул вам всегда в жизни пригодится.
VII. Практическая работа. (Слайды № 21 - № 23)
Для чего нам нужны знания? Для того, чтобы применять их на практике. Сейчас нам предстоит применить полученные формулы в ходе практической работы.
Работа в группах по рядам. Работа предстоит сложная, разнопланова, поэтому в каждой группе должны быть ребята, которые:
- Хорошо и точно умеют измерять.
- Быстро и без ошибок делают вычисления.
- Могут красиво и аккуратно оформить протокол выполненной работы.
- Справедливо и честно оценивать работу своих товарищей, никому не подсуживая.
- Громко и выразительно читать вслух.
Знакомство учащихся с заданием, необходимым материалом и оборудованием.
Учитель даёт инструкцию к работе: задача в каждой группе – распределить, кто за какую работу будет отвечать, внимательно прочитать задания, выполнить их и результаты оформить в виде протокола. На столах есть всё необходимое: прямоугольный параллелепипед, измерительные инструменты, инструкции по выполнению работы, бланки протоколов, бумага для черновиков.
(Приложения № 2 - № 4)
1 группа производит все измерения в миллиметрах
2 группа производит все измерения в сантиметрах;
3 группа производит все измерения в дециметрах.
Результаты измерений могут быть дробными числами.
(во время выполнения практической работы звучит музыка)
VIII. Проверка выполнения практической работы. Запись ответов на доске (в виде таблицы).
Сравнение с эталоном. Подведение итогов практической работы (при выводе использовать Приложение № 5). (Слайд № 24)
IX. Тест «Формулы». (Приложение № 6).
Задание: Соединить линиями соответствующие части высказываний. (Слайд № 25)
X. Подведение итогов урока и выставление оценок. Работа с «мыслительным» листом.
XI. Домашнее задание: (Слайд № 26).
- Прочитать п.1 главы 11.
- Выучить формулы, пройденные на уроке (смотри рабочий лист).
- Выполнить № 1113 (а); 1114.
Задания для любознательных:
- Найти все возможные значения слова «Формула», используя различные словари.
- На пачке сока написано: объём 1 литр. Известно, что 1 литр =1дм³. Вычислите объём пакета сока, выполнив необходимые измерения. Сравните с надписью на пачке. Сделайте вывод.
XII. Проведение эмоциональной рефлексии учащихся в конце урока. (Слайд № 2)
(сравнительный анализ настроения в начале и в конце урока)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по химии на тему:«Составление формул бинарных соединений» для 8х классов!
Тема урока. Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления химических элементов и валентности. В материале присутствуют все этапы урока от организационной части до заключения и...
Зачет по теме "Составление формул кислот"
Зачет по теме "Кислоты"- 7 -8 класс...
Урок по теме: Составление технологической карты. Изготовление изделий из металла.
Открытый урок, представленный на конкурсе "Учитель года - 2012"...
урок "Степень окисления. составление формул бинарных соединений" 8 класс
составление формул по степени окисления, название бинарных соединений...
Урок-упражнение по составлению формул солей, классификации неорганических соединений.
Презентация помогает в игровой форме повторить классификацию неорганических веществ, научиться составлять формулы солей....
Методическая разработка по математике на тему "Составление формул"
Данная тема рабочей программы 7 класса по математике учебника «Математика-6» авт. Г.В.Дорофеев и др....
Урок по химии "Составление формул бинарных соединений".
Урок по химии в 8 классе. Давно хотела попробовать уроки на опережение. В интернете информации мало, отовсюду понемногу - получилось вроде неплохо. Сужу по впечатлению от урока и от его результативнос...