Программа элективного курса "Использование Интернет-ресурсов при подготовке учащихся 9 классов к ГИА по математике"
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенном уровнях. Часть 1 экзаменационной работы направлена на проверку овладения содержанием курса на уровне базовой подготовки. Эта часть содержит 18 заданий: 4 задания с выбором ответа из четырех вариантов, 13 заданий с кратким ответом, 1 задание на соответствие. В 2012 году в нее добавлены задания по статистике и теории вероятностей, а также геометрические и практико-ориентированные задания.
Для эффективной подготовки к ГИА нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА можно выделить следующие составляющие:
-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Элективный курс «Использование Интернет-ресурсов при подготовке учащихся 9 классов к ГИА по математике» предназначен для учащихся предпрофильного обучения и рассчитан на 17 часов (1 час в неделю во втором полугодии). Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:
- использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;
- применение тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ГИА по математике 2005-2012 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ГИА в режиме online.
- дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ГИА с учетом уровня их обучаемости.
Цели курса:
- подготовка учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ГИА;
- воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами.
Задачи курса:
- повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса математики с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
- формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;
- развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_elektiv.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №2
ПРОГРАММА
курса по выбору
«Использование Интернет-ресурсов при подготовке учащихся 9 классов к ГИА по математике»
2011 – 2012 учебный год
Автор – учитель математики и физики
первой квалификационной категории
Рыбакова С. Ю.
Ковров 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенном уровнях. Часть 1 экзаменационной работы направлена на проверку овладения содержанием курса на уровне базовой подготовки. Эта часть содержит 18 заданий: 4 задания с выбором ответа из четырех вариантов, 13 заданий с кратким ответом, 1 задание на соответствие. В 2012 году в нее добавлены задания по статистике и теории вероятностей, а также геометрические и практико-ориентированные задания.
Для эффективной подготовки к ГИА нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА можно выделить следующие составляющие:
-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Элективный курс «Использование Интернет-ресурсов при подготовке учащихся 9 классов к ГИА по математике» предназначен для учащихся предпрофильного обучения и рассчитан на 17 часов (1 час в неделю во втором полугодии). Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:
- использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;
- применение тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ГИА по математике 2005-2012 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ГИА в режиме online.
- дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ГИА с учетом уровня их обучаемости.
Цели курса:
- подготовка учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ГИА;
- воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами.
Задачи курса:
- повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса математики с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
- формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;
- развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.
Функции элективного курса:
- ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
- компенсация недостатков обучения по математике.
Курс ориентирован на формирование базовой математической компетентности и способствует созданию положительной мотивации обучения. В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.
Первый принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
Второй принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Третий принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
Четвертый принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективного курса:
- обучение через опыт и сотрудничество;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- интерактивность (работа в малых группах, тренинги);
- личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Ведущие методы:
- словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
- наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
- частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
- практический.
Формы обучения:
- коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
- индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Основные средства обучения:
- электронные учебные пособия;
- теоретические материалы в электронном и печатном формате;
- видеофильмы, анимации, таблицы, схемы, математические модели в электронном формате;
- различные варианты контрольно-измерительных материалов ГИА по математике;
Формы контроля:
- текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
- итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Ожидаемые результаты
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
- Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий ГИА;
- Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
- Выработают умения:
- самоконтроль времени выполнения заданий;
- оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
- прикидка границ результатов;
- прием «спирального движения» (по тесту).
Методические рекомендации по реализации программы.
Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются online – тесты по математике. Занятия проводятся в компьютерном классе, где каждый компьютер подключен к сети Интернет.
Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости».
Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере.
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Для более эффективной работы учащихся целесообразно проведение данного курса параллельно с тематическим повторением учебного материала на уроках или факультативных занятиях.
Структура курса.
Программа элективного курса содержит три блока.
Первый блок содержит основы работы и правила техники безопасности при работе в сети Интернет. В этом блоке учащиеся знакомятся с основными поисковыми системами Интернета и осуществляют поиск полезных цифровых ресурсов для подготовки к ГИА.
Второй блок содержит алгебраические и геометрические задания 1 части. Это задания с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов, с кратким ответом и на установление соответствия между объектами двух множеств. В этом блоке проверяется владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания: математических понятий, их свойств, приемов решения задач и пр., отрабатывается умение пользоваться математической записью, решать математические задачи, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.
В этом блоке отрабатывается навык решения математических задач.
Содержание курса.
1. Основы работы в сети Интернет.
2. Решение заданий КИМов ГИА
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество занятий | Форма проведения |
1 | Техника безопасности и правила работы в сети Интернет. Знакомство с интернет-браузерами. | 1 | Лекция, практическая работа |
2 | Знакомство с поисковыми системами и правила работы с ними. | 1 | Беседа, практическая работа |
3 | Знакомство с требованиями и правилами проведения ГИА по математике | 1 | Практическая работа |
4 | Знакомство с демо-версией ГИА 2013 по математике | 1 | Коллективное решение заданий |
5 | Формирование электронного банка данных интерактивных тренажеров и online-тестов. | 1 | Практическая работа |
6-16 | Работа с интерактивными тренажерами и выполнение online-тестов. | 11 | Тестирование, индивидуальные консультации, работа в парах, группах |
17 | Итоговое занятие | 1 |
Список литературы:
- Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.].- 5-е изд. — М. : Просвещение, 2010. — 239 с. : ил. — (Государственная итоговая аттестация).
- Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2009. — 240 с. : ил. — (Государственная итоговая аттестация).
- Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А., Колесникова Т. В., Рослова Л. О. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2010/ ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2010. – 128 с.
- ГИА-2010 : Экзамен в новой форме : Алгебра 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, СБ. Суворова Е.А. Бунимович и др. — М.: ACT: Астрель, 2010. — 61,[3) с. -(Федеральный институт педагогических измерений).
- И. В. Ященко, А. В. Семенов, П. И. Захаров Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 (новая форма). - Методические рекомендации. - М., МЦНМО, 2009. - 240 с.
- Алгебра. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2009. — 240 с. (Итоговая аттестация)
- Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. М.: «Экзамен», 2007.
- Мордкович А.Г. Алгебра. Часть 1. Учебник. 7-9 классы. М.: «Мнемозина», 2004.
- Алгебра. Решебник. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2009. — 256 с. (Итоговая аттестация)-
- Глазков, Ю.А. ГИА. Алгебра. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Тематические тестовые задания / Ю.А. Глазков, М.Я. Гаиашвили. — М.: Издательство «Экзамен», 2010. —126, [2] с. (Серия «ГИА. 9 класс. Тематические тестовые задания»)
11. Минаева, С.С., Колесникова Т.В. ГИА 2010. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Минаева С.С., Колесникова Т.В. — М.: Издательство «Экзамен», 2010. — 62. [2] с. (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»).
Электронные ресурсы
http://www.uchportal.ru/load/246
http://talia.ucoz.com/index/testy/0-70
http://mathematics.ru/courses/algebra/design/index.htm
http://www.mathgia.ru:8080/or/gia12/Main.html?view=TrainArchive
http://karmanform.ucoz.ru/index/podgotovka_k_gia/0-28
http://shpargalkaege.ru/TRENAG.shtml
http://www.mathtest.ru/index.html
http://www.moeobrazovanie.ru/online_test/matematika/
http://www.ctege.info/content/view/1340/74/
http://madam-fonova.ucoz.ru/publ/testy_dlja_podgotovki_k_gia_po_matematike_9_klass/30
http://ege2012-online.ru/ege2012/?page=42&v=597701823
http://le-savchen.ucoz.ru/publ/5-1-0-13
http://uztest.ru/exam?idexam=1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы живем на земле донских казаков.Программа Элективного курса в рамках профильной подготовки для учащихся 10-х классов
Интегрированный курс по географии,истории, краеведению, биологии для пофильной подготовки учащихся...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
Введение профильного обучения определяет социальный заказ общества. Однако многие из учащихся не готовы к выбору специализации, поэтому необходимо ...
Перечень Интернет-ресурсов по ИСТОРИИ для учащихся заочных классов
Перечень Интернет-ресурсов по ИСТОРИИ для учащихся заочных классов...
Подготовка к ГИА. Письмо-программа элективного курса по английскому языку для учащихся 9 классов
По своему содержанию элективный курс представляет собой расширение (углубление) отдельных тем обязательных предметов федерального компонента (т.е. совершенствование умений в письменных видах реч...
Учебная программа элективного курса «Риторика» (курс предпрофильной подготовки для учащихся 8 – го класса на 17 часов)
Настоящая программа элективного курса «Риторика» составлена для учащихся 8-ых классов. Риторика готовит подростков к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Курс школьной риторики, относящийся к...
Программа элективного курса по английскому языку для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки "Страницы британской истории".
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизн...
Интернет-ресурсы, помогающие при подготовке к олимпиаде по русскому языку
Интернет-ресурсы, помогающие при подготовке к олимпиаде по русскому языку...