Компетентностно-ориентированные задачи по математике
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

 

В статье представлены задачи для обучающихся 5-8 классов по математике направленные на выявление способности демонстрировать различные уровни владения предметной грамотностью, т.е. показателя функционального владения какими-либо средствами и способами в соответствующей образовательной области.

Предметные задания по математике для обучающихся 5-8 классов составлены в виде трех уровневых задач на выявление у обучающихся способов опосредствования: формального; предметного и функционального способов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopetentnostno-orientirovannye_zadachi.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Компетентносто-ориентированные задачи по математике».

Ступень: Основная школа

Тематическая область: Математика

Авторы: Шарабурова Е.В., Сафонова А.И.

Современный педагог должен владеть современными средствами диагностики результатов обучения. Мы представляем задачи для обучающихся 5-8 классов по математике, направленные на выявление способности демонстрировать различные уровни владения предметной грамотностью.

Предметная грамотность – показатель функционального владения какими-либо средствами и способами в соответствующей образовательной области. Для определения этого показателя используются предметные  умения.

Математическая грамотность - способность осуществлять математические действия, вести математические рассуждения и использовать математические средства для решения практических, исследовательских и  познавательных проблем.

        Предметные задания по математике для обучающихся 5-8 классов составлены в виде трех уровневых задач на выявление у обучающихся способов опосредствования:

1.        формального способа – овладение образцовым способом действия со стороны его внешней формы, т.е. умение реализовать образец (алгоритм, правило, схему) действия, опираясь на внешние признаки

2.        предметного способа – освоение предметного отношения, лежащего в основе культурного способа действия, т.е. действия в ситуации, где внешняя форма и конкретное содержание  не обеспечивают ориентировку действия, а  структура существенных отношений  замаскирована посторонними деталями или находится в противоречии с формальной стороной  ситуации.

3.        функционального способа – включение способа в состав психологических ресурсов индивида, т.е. свободное (функциональное) владением неким культурным способом действия как ресурсом.

Конкретизация уровневых критериев

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Общее определение для решения предметных задач

Ориентация на внешние (формальные) признаки образца действия

Ориентация на существенное (предметное) отношение, лежащее в основе образца действия

Ориентация на внутреннюю границу образца действия (образец как предельный континуум возможных воплощений)

Математическая грамотность

Действие по правилу в стандартных условиях

Действие при  «зашумленности» существенного отношения ситуации при невозможности опоры на внешние признаки

Действие при необходимости преобразования ситуации действия (условий, средств и  способа). Выход за рамки образца в более широкий  деятельностный контекст. Спонтанное применение способа

Задача 1.

К хорде АВ через центр окружности проведена перпендикулярная прямая  ОМ,M принадлежит AB, где О – центр окружности. 

1. 1. Найдите радиус окружности, если , а ОМ = 5 см.

Рис.

1.2. Докажи, что АМ = ВМ, и сделайте вывод.

1.3.  L, K - точка пересечения прямой ОМ с окружностью. Докажите, что дуга AL равна дуге BL и дуга AK равна BK. Сделайте вывод.

                                         

Задача 2.

Задание 2.1. 

Решите неравенство:

        

Задание 2.2. 

Решите систему и совокупность неравенств:

  1. ;

Задание 2.3. 

Решите двойное неравенство двумя способами:   –2 < I2x + 4I  6.

Задача 3.

Задание 3.1.

а)  Запишите координаты точек А, В и С.

x

 0

1

1

А

В

 С

 y

Задание 3.2. 

Покажите на координатной плоскости решение следующей системы и совокупности неравенств:

        

Задание 3.3. 

Опишите на алгебраическом языке области координатной плоскости, показанные на рисунках:

а)                           y                                                      б)                          y

                                           

                   1                                                                                     1

                  0       1                 x                                                           0     1                  x 

ОТВЕТЫ к задаче 1.

Задание 1.1 R=10

Задание 2.2 Рекомендации: доказать ∆ BOM = ∆ AOM, свойства диаметра.

Задание 2.3 Рекомендации: использовать свойства центрального угла.

ОТВЕТЫ к задаче 2.

Задание 2.1 x ≤ -7.

Задание 2.2 1) -3< x ≤ 1; 2) x < 6 или x > 6.

Задание 2.3 -5 ≤ x ≤ 1.

ОТВЕТЫ к задаче 3.

Задание 3.1 A(-3,5; 2,5); B(-2; 0); C(4; -1,5).

Задание 3.2 Рекомендации: построить графики соответствующих прямых.

Задание 3.3 

а)  

б)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики

Презентация по теме "Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики....

Выступление на РМО учителей математики: «Развитие компетентностно - ориентированного образования на уроках математики, используя проектную технологию».

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной профессиональной и других сферах современного общества требуют изменения методических приемов образования, пересмотра прежних ценностных приорит...

Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как средство развития предметных и ключевых компетенций учащегося

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач, способствующих развитию ключевых компетентностей. Компетентностно-ориентированные задания изменяют орган...

Стендовый доклад: Тема: «Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».

В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, ...

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики как переход на более качественный уровень усвоения знаний.

   Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач. Анализ многих действующих в основной школе учебников показывает, что подавляющ...

Компетентностно – ориентированные задания при обучении математике

Материал, представляющий некоторые примеры задач, вопросов из учебников для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. которые переработаны в виде комп...