Компетентностно-ориентированные задачи по математике
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
В статье представлены задачи для обучающихся 5-8 классов по математике направленные на выявление способности демонстрировать различные уровни владения предметной грамотностью, т.е. показателя функционального владения какими-либо средствами и способами в соответствующей образовательной области.
Предметные задания по математике для обучающихся 5-8 классов составлены в виде трех уровневых задач на выявление у обучающихся способов опосредствования: формального; предметного и функционального способов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopetentnostno-orientirovannye_zadachi.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Компетентносто-ориентированные задачи по математике».
Ступень: Основная школа
Тематическая область: Математика
Авторы: Шарабурова Е.В., Сафонова А.И.
Современный педагог должен владеть современными средствами диагностики результатов обучения. Мы представляем задачи для обучающихся 5-8 классов по математике, направленные на выявление способности демонстрировать различные уровни владения предметной грамотностью.
Предметная грамотность – показатель функционального владения какими-либо средствами и способами в соответствующей образовательной области. Для определения этого показателя используются предметные умения.
Математическая грамотность - способность осуществлять математические действия, вести математические рассуждения и использовать математические средства для решения практических, исследовательских и познавательных проблем.
Предметные задания по математике для обучающихся 5-8 классов составлены в виде трех уровневых задач на выявление у обучающихся способов опосредствования:
1. формального способа – овладение образцовым способом действия со стороны его внешней формы, т.е. умение реализовать образец (алгоритм, правило, схему) действия, опираясь на внешние признаки
2. предметного способа – освоение предметного отношения, лежащего в основе культурного способа действия, т.е. действия в ситуации, где внешняя форма и конкретное содержание не обеспечивают ориентировку действия, а структура существенных отношений замаскирована посторонними деталями или находится в противоречии с формальной стороной ситуации.
3. функционального способа – включение способа в состав психологических ресурсов индивида, т.е. свободное (функциональное) владением неким культурным способом действия как ресурсом.
Конкретизация уровневых критериев
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |
Общее определение для решения предметных задач | Ориентация на внешние (формальные) признаки образца действия | Ориентация на существенное (предметное) отношение, лежащее в основе образца действия | Ориентация на внутреннюю границу образца действия (образец как предельный континуум возможных воплощений) |
Математическая грамотность | Действие по правилу в стандартных условиях | Действие при «зашумленности» существенного отношения ситуации при невозможности опоры на внешние признаки | Действие при необходимости преобразования ситуации действия (условий, средств и способа). Выход за рамки образца в более широкий деятельностный контекст. Спонтанное применение способа |
Задача 1.
К хорде АВ через центр окружности проведена перпендикулярная прямая ОМ,M принадлежит AB, где О – центр окружности.
1. 1. Найдите радиус окружности, если , а ОМ = 5 см.
Рис.
1.2. Докажи, что АМ = ВМ, и сделайте вывод.
1.3. L, K - точка пересечения прямой ОМ с окружностью. Докажите, что дуга AL равна дуге BL и дуга AK равна BK. Сделайте вывод.
Задача 2.
Задание 2.1.
Решите неравенство:
Задание 2.2.
Решите систему и совокупность неравенств:
- ;
Задание 2.3.
Решите двойное неравенство двумя способами: –2 < I2x + 4I 6.
Задача 3.
Задание 3.1.
а) Запишите координаты точек А, В и С.
x
0
1
1
А
В
С
y
Задание 3.2.
Покажите на координатной плоскости решение следующей системы и совокупности неравенств:
Задание 3.3.
Опишите на алгебраическом языке области координатной плоскости, показанные на рисунках:
а) y б) y
1 1
0 1 x 0 1 x
ОТВЕТЫ к задаче 1.
Задание 1.1 R=10
Задание 2.2 Рекомендации: доказать ∆ BOM = ∆ AOM, свойства диаметра.
Задание 2.3 Рекомендации: использовать свойства центрального угла.
ОТВЕТЫ к задаче 2.
Задание 2.1 x ≤ -7.
Задание 2.2 1) -3< x ≤ 1; 2) x < 6 или x > 6.
Задание 2.3 -5 ≤ x ≤ 1.
ОТВЕТЫ к задаче 3.
Задание 3.1 A(-3,5; 2,5); B(-2; 0); C(4; -1,5).
Задание 3.2 Рекомендации: построить графики соответствующих прямых.
Задание 3.3
а)
б)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики
Презентация по теме "Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики....
Выступление на РМО учителей математики: «Развитие компетентностно - ориентированного образования на уроках математики, используя проектную технологию».
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной профессиональной и других сферах современного общества требуют изменения методических приемов образования, пересмотра прежних ценностных приорит...
Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как средство развития предметных и ключевых компетенций учащегося
Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач, способствующих развитию ключевых компетентностей. Компетентностно-ориентированные задания изменяют орган...
Стендовый доклад: Тема: «Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».
В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, ...
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики как переход на более качественный уровень усвоения знаний.
Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач. Анализ многих действующих в основной школе учебников показывает, что подавляющ...
Компетентностно – ориентированные задания при обучении математике
Материал, представляющий некоторые примеры задач, вопросов из учебников для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. которые переработаны в виде комп...