Урок математики в 5 классе "Умножение десятичных дробей"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Гейваронская Марина Михайловна

 

Урок  «Умножение десятичных дробей» в 5 классе позволит  познакомить  с новым действием десятичных дробей                   (умножением), выработать у учащихся практические умения и навыки применения изученного действия в ходе решения примеров  и задач, повторить законы арифметических действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnozhenie_desyatichnyh_drobey.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия № 1 г. Майского»

Кабардино – Балкарская Республика

        

Учитель математики первой категории

Гейваронская Марина  Михайловна

Урок математики в 5 классе

 Тема:  «Умножение десятичных дробей»

        

        

Тема урока:  «Умножение десятичных дробей»

Цель урока: 

  1. Познакомить  с новым действием десятичных дробей                                                                                                                                                                                            

(умножением).

  1. Выработать у учащихся практические умения и навыки

применения изученного действия в ходе решения примеров

и задач.

  1. Повторить законы арифметических действий

Оборудование: Магнитофон, рисунки к задачам: яблоки красные,

зеленые; ежик, снеговик; таблица для устного счета, бланки тестовой

работы.

        Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы.

-    Дети, какие действия мы умеем выполнять с десятичными  

 дробями?  (+,_,x 10…,  : 10…)

-    Ну – ка, в сторону карандаши

Ни костяшек, ни ручек, ни мела,

Устный счёт, мы творим это дело

Только силой ума и души.

Цифры сходятся где – то во тьме

И глаза начинают светиться,

И кругом только умные лица,

Потому – что считаем в уме.

№1             Вычислите:

0,3 + 0,5        9,4 – 7,3

3,6 + 1,2        0,8 – 0,52

0,7 + 2,8        7 – 1,3

5 + 3,2

№2        Перенесите запятую так, чтобы каждое число содержало 7 целых.

0,73        0,00756        763,2

78,25        7

На сколько придётся умножить или разделить каждое число?

-   Поработаем по таблице 2. (1 – 6 строка, 3 столбец)

-   Рассмотрим задачу: 1). Зал прямоугольной формы имеет размеры

        12 м и 7 м. Найти площадь зала.

        2).  Теперь зал имеет размеры 12м и 0,7м.

        Найти площадь зала.

-   Сравните 7м и 0,7м и вспомните, как изменяется значение произведения, если один из множителей уменьшается в несколько

раз? (Значит, значение произведения < в 10 раз по сравнению с первым).

1).  Выполнить, рассуждая аналогично.

а)    1,2 x 7        б) 0,12 x 7

в)    1,2 x 0,7        г) 0,12 x 7

д)    1,2 x 0,07        е) 12 x 0,7

2).  № 804 (первый столбик)

-   Подумайте, как, применяя законы арифметических действий,

     значения выражений найти устно?

№ 809 а)  0,5 x 2 x 27,3

                 б)  0,25 x 4 x 53,34

в)  2,5 x 0,4 x (50 x 0,02)

№ 815 а)  1,6 x (63 + 37)

б) 14 x (0,69 – 0,19)

(Распределительный закон умножения относительно сложения, вычитания).

-   Вы, ребята, все устали,

Много думали, считали

Отдохнуть уже пора!

Физминутка к нам пришла.

-    Как живешь?        -   Как берешь?

-    Вот так!        -   Вот так!

-    Как идешь?        -   А даешь?

-    Вот так!        -   Вот так!

-    А бежишь?        -   Как шалишь?

-    Вот так!        -   Вот так!

-    Ночью спишь?        -   А грозишь?

-    Вот так!        -   Вот так!

-    Чтобы спорилось нужное дело

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач?

1) В магазин поступили яблоки 2-х сортов: красные и зеленые. Оля купила 3 кг зеленых по цене 3,2 руб. за кг и 1,4кг красных по цене 2,5руб. за кг.

А) Сможет ли Оля унести свою покупку в пакете, рассчитанном на

5 кг

Б) Хватит ли ей 12руб., чтобы уплатить за всю покупку?

        Веселые частушки

  1. Пропоем мы вам частушки,

Просим не смеяться!

Мы артисты молодые –

Можем застесняться.

2   Огорчённая сорока

        Возвращается с урока

        Весь урок болтала с сойкой

        И домой вернулась с 2-ой

3   Шла кукушка мимо рынка

Дроби были с ней в корзинке

И упала в яму, бух!

Раздавила 40 мух!

  1. Ну а папа наш старался,

С нами дроби он учил,

С математикой сражался.

До инфаркта доходил.

-    Ёжик, ёжик, чудачек

Сшил колючий пиджачок

Стал в кружок

Давай считать

Стал задачу предлагать.

Задача: Ёж бежит со скоростью 0,24м в минуту.

        Какой путь он проделает за 3 минуты? За 100минут?

Задача: Для того, чтобы вылепить одного снеговика потребуется 1,3ц снега. Сколько снега потребуется для лепки 2-х снеговиков?

-   А вы знаете о десятичной дроби? (дети дают историческую справку). Приложение 1.

-   Тестовая работа. Приложение 2.

-   Обобщение темы.

-   Домашнее задание: $43 I ур. № 796, 810(а,б)

        II ур. № 797, 810(в,г)

-   Выставление оценок.

Литература:

  1. Математика 5  И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, изд. «Дрофа».
  2. Дидактические материалы по математике  5 класс  А. С. Чесноков, К.И. Нешков
  3. Математические диктанты для 5-9 классов.
  4. Домашняя математика 5 класс. Книга для учителя М.В. Ткачева

Приложение I  Историческая справка.

С древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), о и измерять длину, время, площадь, вести расчеты на купленные или проданные товары.

   Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.

   В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке ,оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались- «ломанные числа».

   Черта дроби стала постоянно лишь около 300 лет назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей ,был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский). В 1202г он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, учёный – математик.

   В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные.

   Это связанно с простой правил вычисления с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале  XV века.

   Записывал аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас ,но он не использовал запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

   Но об этом в Европе в то время не узнали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином.  Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно.

   Запятая или точка для отделения целой части стали  использоваться с XVII века.

   В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики « Арифметика, сиречь наука числительная».

Приложение II

        Тестовая работа.

        I в.        IIв.

1.   5,1*3

  1. 3,1*4

а)1,24        а)153

        б)1,53

б)12,4        в)15,3

в)124        

2.   31*0,04        2.   51*0,03

        а)1,24        а)1,53

б)0,124        б)0,153

в)12,4        в)15,3

3.   1,5+2,3        3.   6,2+1,4        

        а)0,38        а)76

б)3,8        б)7,6

в)38        в)0,76

4.   9,8-3,5        4.   7,8-2,5        

        а)6,3        а)5,3

б)0,63        б)53

в)0,063        в)0,053

Таблица №2

I

II

        III

        IV

        V

1

0,2*1000

1,4 * 1000

0,8 * 1000

0,7 * 1000

0,6 * 1000

2

8 853/1000

885,3 / 1000

8854,3 / 1000

3369,1/ 1000

7890,1/1000

3

3,25 * 10

3,26 * 10

3,27 * 10

3,28 * 10

3,29 * 10

4

0,1 / 10

0,2 /10

0,31 / 10

0,15 / 10

0,16 / 10

5

17,5 * 1000

18,5 * 1000

19,5 * 1000

20,5 * 1000

21,5 * 1000

6

83,1 / 1000

16 /1000

17 / 1000

5 / 1000

1 / 1000

7

21 * 0,1

22 * 0,1

23 * 0,1

24 * 0,1

25 * 0,1

8

33 / 0,01

34 / 0,01

35 / 0,01

36 / 0,01

37 / 0,01

9

44 * 0,001

45 * 0,001

46 * 0,001

47 * 0,001

48 * 0,001

10

56 /0,001

57 / 0,001

58 / 0,001

59 / 0,001

60 / 0,001

11

211 * 0,1

209 * 0,1

210 * 0,1

208 * 0,1

220 * 0,1

12

215 / 0,1

210 / 0,1

205 / 0,1

200 / 0,1

230 /,1

13

34,4 * 0,1

34,5 * 0,1

34,6 * 0,1

34,7 * 0,1

34,8 * 0,1

14

18,5 / 0,1

18,6 / 0,1

18,7 / 0,1

18,8 / 0,1

18,9 / 0,1

15

20 * 0,01

30 * 0,01

40 * 0,01

50 * 0,01

60 * 0,01

16

0,15 / 0,01

0,16 / 0,01

0,17 / 0,01

0,18 / 0,01

0,19 / 0,01

17

0,9 * 0,001

0,8 * 0,001

0,9 * 0,001

0,5 *0,001

0,6 * 0,001

18

0,2 * 0,3

0,4 * 0,5

0,5 * 0,6

0,6 * 0,7

0,7 * 0,8

19

1,2 * 0,2

1,3 * 0,2

1,4 * 0,2

1,5 * 0,2

2,5 * 0,2

20

0,05 * 0,2

0,04 * 0,3

0,05 * 0,4

0,06 * 0,5

0,08 * 0,5

21

1,2 / 0,2

2,4 / 0,3

2,5 / 0,5

3,6 / 0,6

7,2 / 0,08

22

1,4 / 0,07

1,5 / 0,05

0,14 / 0,2

0,12 / 0,2

0,18 / 0,3

23

0,26 * 100

0,17 * 100

0,18 * 100

0,19 * 100

0,21 * 100

24

2,9 / 10

2,8 /10

2,7 /10

2,6 / 10

2,5 / 10

25

1,2 * 10

1,3 * 100

1,4 * 1000

1,5 * 100

1,6 * 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: "Десятичные дроби"

Тема "Десятичные дроби" изучается учащимися в 5 классе по учебнику "Математика",  5 класс, автор Н.Я Виленкин, В.И.Жохов. Данная тема находит широкое применение в физике, химии, биологии и других...

Урок математики "Действия с десятичными дробями"

Данный урок - урок обобщения знаний по теме "Десятичные дроби". Использование интерактивной доски на уроке повышает эффективность учебного процесса и взаимодействия ученик – учитель, позволяет в...

Урок математики "Действия с десятичными дробями", 5 класс

Тема: «Действия с десятичными дробями». Цель: систематизировать, обобщить и проверить знания учащихся. Вид урока: повторно - обобщающий. Задачи: Повторить правила действия с десятичными...

Стендовый урок математика 5 класс" Десятичные дроби"

Стендовый урок математика 5 класс "Десятичные дроби"...

урок математики по теме "Десятичные дроби" в 5 классе

Урок "Слагаемые здоровья" на закрепление темы "Действия с десятичными дробями"...

Презентация урока математики по теме "Десятичные дроби"

Урок повторения по теме "Действия с десятичными дробями"...