Сценарий урока "Перестановки"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
В сценарии урока по теме "Перестановки" (учебник Ю.Н.Макарычева, алдгебра, 9 класс) описаны цели, ход и содержание изучения перестановок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perestanovki_chernyshev.docx | 45.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРЕСТАНОВКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В РЕШЕНИИ КОМБИНАТОРНЫХ ЗАДАЧ
Сценарий урока алгебры в 9 классе
(учебник Ю.Н.Макарычева и др.)
Составитель : Чернышев Э.Н., учитель математики
МБОУ СОШ №3
г.Красный Сулин Ростовской области
8(86367)52337, eduardlaw@yandex.ru
Цели урока:
1.Формирование у обучающихся представлений о способах и методах математического описания реальных процессов и явлений.
2.Содействовать развитию вычислительной культуры школьников.
3.Способствовать овладению школьниками навыками математического моделирования.
Формируемые компетенции:
- способность строить и преобразовывать математические модели жизненных (бытовых) процессов;
- способность анализировать совокупности однородных объектов;
- способность к построению логических умозаключений.
Уровень сложности :
средний; для общеобразовательных классов
Условия применения :
- наличие у обучающихся опыта изучения элементов комбинаторики в 5-8 классах;
- использование учебника алгебры авторов Макарычева Ю.Н. и др.;
- достаточный уровень мотивации обучающихся к изучению математики .
Возможные риски:
- несформированность навыков аналитического мышления у обучающихся;
- непонимание обучающимися математики как науке о методах познания окружающего мира, что может проявиться в «развлекательном» восприятии комбинаторных задач;
- данный раздел («Комбинаторика») в школьной математике введен недавно, у многих учителей нет должного опыта его преподавания, методы изучения нового материала могут быть исполнены не полностью, фрагментарно.
Тип урока :
урок изучения и закрепления нового материала.
Ход урока:
Номер этапа | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, | Фронтальная беседа с элементами опроса: На предыдущем уроке мы познакомились с комбинаторными задачами, с общими определениями комбинаторики и теории вероятностей и комбинаторным правилом умножения. Выполним задания устно : 1.Составьте все возможные комбинации (выборки) из трех учеников (Иванов, Петров, Сидоров) по два элемента в каждой выборке. (Ответ : Иванов и Сидоров; Иванов и Петров; Сидоров и Петров). 2.Если объект А можно выбрать х способами, а объект В – у способами, то сколько способов существует для выбора объекта А и объекта В одновременно ? (Ответ : х+у.) 3.Из города А в город В ведут три дороги, а из города В в город С ведут четыре дороги. Сколько различных вариантов маршрутов из города А в город С можно составить ? (Ответ: 12). 4.Имеются три цифры : 2, 5 и 7. Сколько различных двухзначных чисел можно составить из этих цифр без повторения их в записи числа ? (Ответ.6). 5. Имеются три цифры : 2, 0 и 7. Сколько различных двухзначных чисел можно составить из этих цифр без повторения их в записи числа ? (Ответ.4). 6.При встрече 10 человек обменялись фотографиями. Сколько потребовалось фотографий ? (Ответ.90). 7.При встрече 10 человек обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий ? (Ответ. 45). В какой форме могут быть построены математические модели ?
Какие формы математической модели мы сегодня встретим на уроке ? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполняют задания математического диктанта :
Время выполнения – 4 минуты. | Диктует задания мат.диктанта. Организует проверку выполненных заданий. Варианты проверки : 1.Предложить продублировать ответы в рабочей тетради. Собрать выполненные задания. Предъявить правильные ответы. Оценить успешность класса. 2.Содрать выполненные задания. Предложить проверить задания двум ученикам-экспертам. Огласить и обсудить результаты. 3.Взаимопроверка (в парах). 4.Самопроверка (правильные ответы предъявить на экране). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составляют четырехзначные числа:
Данная таблица является моделью результата решения задачи. | Предлагает обучающимся составить из цифр 1, 2, 3, 4 все возможные четырехзначные числа без повторения цифр в записи числа . Сколько всего таких чисел можно получить (24). 1.Сколькими способами можно выбрать первую цифру ? (4) 2.Сколькими способами можно получить вторую цифру из оставшихся ? (3) 3.Сколькими способами можно получить третью цифру из оставшихся ? (2) 4.Сколькими способами можно получить четвертую цифру ? (1) Проверьте равенство : 1∙2∙3∙4=24 Какой вывод можно сделать ? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С помощью текста п.31 учебника выполните следующие задания :
| Изучение теоретического материала с элементами модульной технологии. Контрольные вопросы : 1.Какие комбинации (выборки) называют перестановками ? 2.Что такое «эн факториал» и как его найти? 3.По какой формуле находят число перестановок ? 4.Приведите примеры комбинаций, которые являются перестановками. 5.Из букв a, b, c, d составляют различные комбинации (выборки). Какие из них являются перестановками ?
Ответ : перестановки во втором столбике. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участвуют в обсуждении решений задач. | Задача № 1 Сколько различных пятизначных чисел можно составить из цифр 0, 2, 4, 6 и 8, при условии, что цифры в записи числа не повторяются ? Решение. Из цифр 0, 2, 4, 6 и 8 можно получить P5=5!=120 перестановок. Из них надо исключить те перестановки, которые начинаются с 0, так как натуральное число не может начинаться с нуля. Число таких перестановок равно числу перестановок цифр 2, 4, 6 и 8, т.е. P4=4!=24. Таким образом, искомое количество пятизначных чисел равно P5-P4=120-24=96. Ответ. 96. Задача № 2 Имеется десять различных книг, из которых шесть – учебники. Сколькими способами можно расставить эти книги на полке так, чтобы все учебники стояли рядом ? Решение. Будем рассматривать все шесть учебников как один объект. Тогда на полке надо расставить пять книг (объектов). Число таких комбинаций равно P5=5!=120. К каждой из этих комбинаций учебники можно расставить различными способами. Количество таких способов равно P6=6!=720. По комбинаторному правилу умножения все десять книг можно разместить P5∙P6=120∙720=86400 способами. Ответ. 86400. Задача № 3 Сколько среди четырехзначных чисел, составленных из цифр 7, 6, 5, 0 (без их повторения), которые кратны 15 ? Решение. Из данных цифр можно составить P4-P3=24-6=18 различных четырехзначных чисел без повторения цифр в их записи. Заметим, что сумма предложенных цифр равна 18, т.е. любое четырехзначное число, составленное из этих цифр (без их повторения в записи числа), будет кратно трем. Чтобы полученные числа были кратны 15, необходимо, чтобы они были кратны не только числу 3, но и числу 5, т.е. оканчивались на 0 или на 5 . Число таких чисел равно 2P3=12. Таким образом, искомое количество равно 12. Ответ. 12. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Сколькими способами можно расставить на книжной полке 5 различных книг ? (Ответ: 120). 2.Сколько различных шестизначных чисел можно составить из цифр 1, 4, 2, 9, 5 и 7 без повторения их в записи числа? (Ответ: 720). 3. Сколько различных шестизначных чисел можно составить из цифр 0, 4, 2, 9, 5 и 7 без повторения их в записи числа? (Ответ: 600). 4.Вычислить: 18!14!∙4! (Ответ : 3060) 5.Что больше и во сколько раз : 10∙9! или 9∙10!. (Ответ. Больше второе число в 9 раз). 6.Шесть мальчиков, в число которых входят Саша и Ваня, становятся в ряд. Найти число возможных комбинаций, если: а) Саша должен находиться в начале ряда; (Ответ : 120) б) Саша должен находиться в начале ряда, а Ваня – в конце ряда; (Ответ: 24) в) Саша и Ваня должны стоять рядом. (Ответ : 48). | Решение задач. Решение задач выполняется на доске с подробным разбором каждого решения. Для обучающихся, успешно справляющихся с заданиями, даются индивидуальные задания (Приложение) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тестовое задание :
| Выдает тестовые задания. Контролирует ход и самостоятельность их выполнения. При необходимости дает направляющие примеры. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Какие математические модели мы строили сегодня на уроке ? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание. Выучить определение перестановки (стр. 176) и формулу для вычисления числа перестановок (стр. 177). Выполнить решение задач № 741, № 744 с подробной записью решения. | Комментирует домашнее задание; указывает на возможные затруднения при выполнении заданий. |
Приложение
Индивидуальные задания для обучающихся
Карточка № 1 |
|
Карточка № 2 |
|
Карточка № 3 |
|
Карточка № 4 |
|
Карточка № 5 |
|
Литература :
- Алгебра. 9 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений / [Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова]; под ред. С.А.Теляковского.-М.:Просвещение, 2008-2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий последнего звонка "Сценарий многосерийного фильма"
интересный тематический сценарий последнего звонка....
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
разработка сценария "исторический КВН".Сценарий игры "исторический аукцион"
Сценарии "исторический КВН2и игра "исторический аукцион" способствуют к самореализации ученика, воспитание настойчивости, выдержки, способности принимать решения, т е все то, что необходимо для успеха...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Сценарий спектакля на английском языке "The magic gift". Сценарий спектакля "Волшебный дар"
Сценарий подходит для проведения предметных недель на тему Хеллоуин, Рождество, День Святого Валентина.Мы поставили спектакль силами учащихся 7, 2, 3 классов. Выступили перед начальной школой на...
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...
Сценарий праздничного концерта, посвященного международному женскому дню 8 марта «Песни весны в кругу семьи» методическая разработка мероприятия (сценарий).
Данная методическая разработка является сценарием праздничного концерта, посвящённого международному женскому дню 8 марта. В разработке представлен полный сценарий со стихами, авторами и названиями пе...