Функция
материал по алгебре на тему
Различные материалы по теме функция.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект нестандартного урока по математике с использованием информационных технологий.
Тема: Преобразование графиков функций (среда Excel).
Провела: Низовцева Анастасия Вадимовна (10Г класс, 121 школы).
Цели:
- систематизировать знания учащихся по теме функция,
- закрепить навыки построения графиков функций в среде Excel,
- закрепить умения и навыки построения графика функции с помощью преобразования элементарных функций,
- развитие пользовательских умений и навыков,
- развитие навыков самостоятельной работы,
- развитие интереса к математике и информационным технологиям,
- соблюдений правил поведений в кабинете информатики,
- воспитание ответственного отношения к учебе,
- воспитание настойчивости в достижение конечных результатов.
План урока:
- Организационный момент (2 мин)
- Актуализация нового материала (5 мин)
- Повторение пройденного материала (18 мин)
- Изучение нового материала. (15 мин)
- Выполнение заданий на компьютере (26 мин)
- Самостоятельная работа (10 мин)
- Подведение итогов, выставление оценок (4 мин)
Оборудование: компьютеры, программа Microsoft Office Excel.
Возраст: 10 – 11 класс
Количество человек: 10 – 12 (в зависимости от количества компьютеров)
Занятие проводится два раза: для первой и для второй подгруппы.
Учитель | Ученик | Доска | Тетрадь | К-тер | ||||||
Организационный момент | ||||||||||
Здравствуйте, садитесь. | Включен | |||||||||
Актуализация нового материала | ||||||||||
Одной из основных тем математики является: Функция. Какие функции вы уже изучали? | Линейные, квадратичные, степенные, тригонометрические и функции со знаком модуля. | |||||||||
Как вы строили графики для этих функций? | Чаще всего по точкам. | |||||||||
Давайте в тетради построим график функции заданной следующей формулой, на промежутке от -6 до 2. | ||||||||||
Для этого посчитаем значения функции соответствующие значениям аргумента на промежутке от -2 до 6 с шагом 0,5. Сколько всего придется посчитать значений? | 17 | |||||||||
Эти значения функции будут точными? | Нет | |||||||||
Итак, для того чтобы построить график функции, нам нужно выполнить трудоёмкую работу и полученные значения при этом будут приблизительны. | ||||||||||
Сегодня вы увидите, как можно быстро и точно построить графики аналогичных функций в программе Excel, научитесь определять функцию, график которой является базовым для графика требуемой функции. Т.е. из графика этой функции с помощью преобразований можно получить график требуемой функции. | ||||||||||
Итак, тема нашего занятия: «Преобразование графиков функций» | 17.11. Преобразование графиков функций | |||||||||
Повторение пройденного материала | ||||||||||
Прежде, чем перейти к изучению нового материала, вспомним, как построить график какой либо функции с помощью Excel. | ||||||||||
Построим график функции , на промежутке от -3 до 3. | ||||||||||
Что изображено на доске? | Фрагмент электронной таблицы | |||||||||
Верно. Первый столбик будет вспомогательный. В нём мы обозначим начало и конец промежутка, на котором будем строить график, и шаг с которым будем выбирать значения. | ||||||||||
А зачем нужно задать промежуток? | Потому что область определения этой функции все действительные числа, и мы не можем построить график для всей функции, только для функции на каком-то определённом промежутке. | |||||||||
Верно. Итак: в ячейке А2 начало промежутка, т.е. -3, А4 – конец, т.е. 3. И в ячейке А6 шаг, возьмём за шаг 0,1. | ||||||||||
Первая строка является заголовком, в ней мы будем записывать, графики каких функций будем строить. | ||||||||||
Итак что будет в ячейке В1? В ячейке С1 | В ячейке В1 – Х. В ячейке С1 - | |||||||||
Теперь нам нужно заполнить значения для Х. В ячейке В2 нужно записать значение начала промежутка. Как мы можем это сделать? | Просто записать число -3. | |||||||||
Хорошо. А если в ходе работы нам понадобиться изменить это значение, то тогда как? | Тогда лучше поставить ссылку на какую либо ячейку в которой и поставим значение начала промежутка, т.е. на ячейку А2. | |||||||||
Верно. Как поставить ссылку на ячейку А2? | Нужно в ячейке В2 поставить знак «=», и после этого номер ячейки, т.е. А2. | |||||||||
Хорошо. Дальше нужно в ячейке В3 поставить следующее значение Х, т.е. -2,9. Как это можно сделать? | Записать это число в ячейку. | |||||||||
И таким образом вы будете записывать во все 70 ячеек? | Нет. | |||||||||
Тогда как это можно сделать по-другому? | Можно записать формулу. | |||||||||
Какую? | Первоначальное значение плюс шаг. | |||||||||
Хорошо. И как это реализовать в Excel | Нужно в ячейке В3 поставить знак «=», и после этого номер ячейки в которой содержится первоначальное значение, т.е. А2, поставить знак «+», и затем номер ячейки в которой содержится шаг, т.е. А6. | |||||||||
Таким образом? | Да | |||||||||
Хорошо. А что дальше? | Дальше растянуть. | |||||||||
После растяжения в ячейке В4 будет А3 + А7. Что дальше? | Тогда нужно в ячейке В3 вместо А2 поставить В2. | |||||||||
Хорошо. А что будем делать с шагом? | Нужно поставить заморозку | |||||||||
Как это делается? | Нужно А окружить знаками доллара. | |||||||||
В ячейке В3 записываем следующую формулу: « = В2 + $A$6» И затем растягиваем до Х равного 3. | ||||||||||
Мы заполнили значения аргумента, а теперь нужно заполнить значения функции. Что будем делать? | В ячейке С2 запишем формулу функции | |||||||||
Как? | Поставим знак «=» и sin x | |||||||||
Т.е. так? | Нет вместо Х нужно поставить номер соответствующей ячейки – В2, и заключить её в скобки. | |||||||||
Хорошо. Не забывайте аргумент заключать в скобки. Итак в ячейке С2: «=sin(В2)». После этого растягиваем до ячейки с тем числовым номером, что и столбец В. | ||||||||||
Итак, мы получили значения аргумента на заданном промежутке и соответствующие им значения функции, иначе говоря, мы построили таблицу значений для нашей функции. | ||||||||||
Теперь нужно построить график. Как это сделать? | Нужно выделить диапазон, содержащий все значения аргумента и все значения функции. После этого зайти в «Мастер диаграмм», там выбрать: точечная, гладкая. И нажать далее. | |||||||||
Верно. Располагаем диаграмму мы на отдельном листе. | ||||||||||
Садимся за компьютеры и строим график. | ||||||||||
Проверяет работу учащихся и если возникают какие-либо затруднения, помогает. | Выполняют задание на компьютере. | Открыта программа Microsoft Office Excel. Идет построение графика. | ||||||||
Изучение нового материала | ||||||||||
Молодцы. Все справились с заданием. А теперь приступим к изучению новой темы. На доске вы видите 5 блоков. Каждый содержит базовую функцию, т.е. и одну или две дополнительных. По каждому блоку нужно объяснить, что происходит с графиком базовой функции, т.е. вы должны сказать, как можно из графика функции построить график данной функции. | ||||||||||
Итак, первый блок. Что происходит с графиком функции . | Он отображается симметрично относительно оси абсцисс. | 1. | ||||||||
Т.е. если у вас уже начерчена синусоида, как начертить с её помощью | Нужно каждой точке графика с координатами (x, y) сопоставить точку с координатами (x, -y). Эта точка будет принадлежать графику новой функции. | |||||||||
Хорошо. Второй блок. | Здесь происходит смещение синусоиды. | 2. | ||||||||
Куда и насколько единичных отрезков? | В первом случае вверх на 1 единичный отрезок. Во втором влево, также на 1 единичный отрезок. | |||||||||
Т.е. если мы прибавляем к функции какое-либо действительное число, то график смещается на данное число единичных отрезков по оси ординат. А если к аргументу, то вдоль оси абсцисс, причем если число положительное то влево, если отрицательное, то вправо. | ||||||||||
Третий блок. Какие здесь преобразования основного графика рассматриваются? | В данном блоке происходит растяжение и сжатие графика функции вдоль оси Оy. | 3. | ||||||||
Верно. В каком случае происходит растяжение, а в каком сжатие? | В первом случае график растягивается в 2 раза, а во втором сжимается в 2 раза. | |||||||||
Как же начертить эти графики с помощью графика базовой функции. | Для того чтобы начертить график функции нужно ординату каждой точки графика увеличить в 2 раза. А для того чтобы начертить график функции её нужно уменьшить в 2 раза. | |||||||||
Правильно. Теперь рассмотрим четвёртый блок. | Здесь также рассматривается растяжение и сжатие графиков, но вдоль оси абсцисс. | 4. | ||||||||
И как же их можно построить? | В первом случае период уменьшается в 2 раза и расстояние от оси ординат до каждой точки графика также уменьшается в 2 раза. Во втором случае наоборот период и расстояние увеличиваются. | |||||||||
Итак, вывод по двум последним блокам. Если значение функции умножить на какое-либо положительное действительное число, то график получившейся функции растянется вдоль оси ординат, в зависимости от того больше это число 1 или меньше. Если больше, то растянется, если меньше, то сожмется. Если же умножить на какое-либо положительное действительное число аргумент, то график получившейся функции растянется вдоль оси абсцисс. Причем если число меньше 1, то растянется, а если больше, то сожмётся. | ||||||||||
И последний блок. Что происходит здесь с графиками? | В первом случае вся та часть графика, что находится под осью Ох отобразиться симметрично оси Ох. Во втором случае график находящийся правее оси ординат отобразиться в левую полуплоскость. | 5. | ||||||||
Итак, для того чтобы построить график функции, являющейся модулем основной функции нужно каждой точке с координатами (x, y) сопоставить точку с координатами . А для того чтобы построить график функции, где в модуль заключен аргумент нужно построить ту часть, что находиться в правой полуплоскости, а затем в левой полуплоскости построить симметричную ей. | ||||||||||
Все правила, что мы рассмотрели, действуют для любой функции. И зная как построить график основной функции, вы можете с помощью простых преобразований построить нужный вам график. | ||||||||||
Для того, чтобы определить основную (базовую) функцию для данной, нужно посмотреть в целом с какой функцией выполняются преобразования не обращая внимания на знак модуля и другие преобразования. Ориентирами служат: степень независимой переменной и обозначения тригонометрических функций. | ||||||||||
Как вы думаете, а какая функция является базовой для функции, с которой мы начали занятие? | ||||||||||
Хорошо. А для функции . | ||||||||||
Молодцы | ||||||||||
Выполнение задания на компьютере | ||||||||||
Садимся за компьютеры. Сейчас вам нужно будет построить графики для всех блоков на промежутке от -4 до 4 и последней функции на промежутке от -2 до 6. Каждый блок выполняется на отдельном листе и отдельной диаграмме. Последнюю функцию нужно построить вместе с основной. Будут возникать вопросы, зовите. | ||||||||||
Напоминаю: не забывайте про знаки умножения, а также про то, что аргумент любой функции нужно заключать в скобки. | ||||||||||
Модуль в Excel это функция abs | abs() | |||||||||
Приступайте к работе. | Выполняют задание на компьютере. | Идет построение графиков | ||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||
Молодцы, все справились. А теперь самостоятельная работа. Нужно определить основную функцию и построить в одной диаграмме график данной функции и основной. | ||||||||||
Учитель выдаёт карточки с заданием. | Выполняют самостоятельную работу. | Самостоятельная работа | ||||||||
Всё время вышло, сели все на свои места. | ||||||||||
Подведение итогов, выставление оценок | ||||||||||
Что мы сегодня изучали на уроке? | Как построить график какой-либо функции, используя график её основной функции и некоторые преобразования. А также как можно построить график с помощью компьютера. | |||||||||
Как вы думаете, вы сможете теперь строить графики аналогичных функций? | Да | |||||||||
Оценки за урок:… | ||||||||||
Урок закончен. До свидания. |
Работа на компьютере (графики).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Самостоятельная работа.
В – 1
В – 2
В – 3
В – 4
Предварительный просмотр:
Конспекты уроков по математике.
Тема: Область определения функции.
Провела: Низовцева Анастасия Вадимовна (9Е класс, 121 школы).
Цели:
1 урок
- формирование у учащихся понятий функция и область определения функции,
- начало формирования у учащихся умений и навыков нахождения области определения функции,
- развитие умения анализировать при выполнение работы над ошибками,
- развитие умений делать выводы на основе уже имеющихся знаний,
- развитие вычислительных навыков,
- воспитание самостоятельности при решение заданий
2 урок
- формирование умений применять ранее изученный материал для решения задач нового типа,
- продолжить формирование у учащихся умений и навыков нахождения области определения функции,
- развитие вычислительных навыков,
- развитие навыков самостоятельной работы,
- воспитание настойчивости в достижение конечных результатов
План урока:
1 урок
- Организационный момент (2 мин.)
- Работа над ошибками (18 мин.)
- Повторение ранее изученного материала и изучение нового материала (12 мин.)
- Первичное осмысление нового материала (5 мин.)
- Подведение итогов (3 мин.)
2 урок
- Организационный момент (1 мин.)
- Повторение изученного материала (3 мин.)
- Первичное закрепление материала (8 мин.)
- Постановка домашнего задания (3 мин.)
- Закрепление нового материала (12 мин.)
- Самостоятельная работа (10 мин.)
- Подведение итогов, выставление оценок (3 мин.)
Учитель | Ученик | Доска | Тетрадь |
1 урок | |||
Организационный момент. | |||
Здравствуйте, садитесь. | |||
Работа над ошибками. | |||
На предыдущем уроке вы писали контрольную работу. На партах лежат тетради с проверенными работами. Сейчас мы разберём примеры, в которых вы допустили наибольшее число ошибок. На каждой парте лежат варианты контрольных работ. Тем, у кого вся контрольная работа решена, верно, работу над ошибками выполнять не нужно. В это время вы можете на оценку решить номера с 1 по 3 из третьего или четвёртого варианта, в зависимости от того какой у вас вариант, если 1 то 3, если 2, то 4. | |||
Итак, решаем номер 4 из второго варианта. Нужно преобразовать выражение. Что будем делать, Оля Брынзина? | Раскроем скобки по формуле квадрата разности. | ||
И что получим? | Квадрат первого члена, т.е. b-6, минус удвоенное произведение первого члена на второй, т.е. 2b-5 и плюс квадрат второго члена, т.е. b-4 | ||
Хорошо. Дальше как поступим? | Преобразуем дробь в произведение 2 на b-5. После чего приведём подобные слагаемые и получим ответ . | ||
Молодец. В основном ошибались при раскрытие скобок. Нельзя при возведение в степень суммы или разности возводить в эту степень каждый из членов, это правило действительно только для произведения и частного. | |||
Следующее задание: номер 5 из первого варианта. Тоже нужно преобразовать выражение. | |||
Что нужно сделать в первую очередь, Маша? | Показатели степеней привести к одному виду. | ||
И что получим? | Дробь в числителе y минус , в знаменателе минус | ||
Хорошо, а дальше? | Выносим за скобки и в числителе и в знаменателе . | ||
сокращается, а разность и 49 можно разложить по формуле разность квадратов на множители: первый сумма и 7, второй разность и 7. | |||
Разность и 7 сокращается и получаем ответ: сумма и 7. | |||
Молодец. В этом номере чаще всего допускали ошибки из-за неумения работать с формулой разности квадратов. Нужно помнить, что любую степень с действительным показателем можно представить в виде квадрата степени, показатель которой в 2 раза меньше. | |||
У вас есть 8 минут на то, чтобы решить те номера из контрольной работы, в которых вы допустили ошибки. Если есть вопросы, поднимайте руку, я подойду. | |||
Смотрит, как ребята выполняют работу над ошибками и в случае необходимости помогает. | Выполняют работу над ошибками или решают номера на оценку. | Работа над ошибками, или номера из 3, 4 варианта | |
Тетради для контрольных работ закрыли и передаём на первые парты. | |||
Повторение ранее изученного материала и изучение нового материала | |||
Сегодня мы возвращаемся к теме функция. Это очень важная тема в математике. | |||
Какие функции вы изучали в седьмом и восьмом классах? | Линейную и квадратичную. | ||
Линейная функция это функция какого вида? | y = kx + b, где k и b некоторые действительные числа, а x независимая переменная. | ||
А квадратичная? | , где а, b и с некоторые действительные числа, а x независимая переменная. | ||
На основе того, что вы знаете об этих двух функциях, попытайтесь объяснить, что же такое функция? | Функция - это зависимость. | ||
Верно, функция - это зависимость. Между чем и чем? | Между независимой переменной x и зависимой переменной y. | ||
Хорошо. Итак, функция - это зависимость между двумя переменными. | |||
Открываем учебник на странице 65 и читаем определение функции. Саша вслух, для всего класса. | Если каждому значению x из некоторого множества чисел поставлено в соответствие число y, то говорят, что на этом множестве задана функция y (x). | ||
Итак, мы имеем что, каждому значению x поставлено в соответствие число y. Число y значит, что это число может быть только одно. | |||
Лиза, повтори определение функции. | Если каждому значению x из некоторого множества чисел поставлено в соответствие число y, то говорят, что на этом множестве задана функция y (x). | ||
Молодец. | |||
Линейную и квадратичную функции вы задали с помощью формул, а формула позволяет по значению аргумента находить значение функции, и по значению функции находить значение аргумента. | |||
Вспомним, как вы выполняли эти действия. Для этого решим №157. Здесь вам дана неизвестная функция, но от этого порядок выполнения не меняется. | |||
Открываем тетради, записываем число, классная работа. | 1.12. Классная работа. | ||
Тимофей, к доске. Читай задание. | Дана функция нужно найти её значение от -2 и от 0. И второе, найти значение аргумента, если значение функции равно -3 и -2 | ||
Решай, объясняя свои действия. | Подставляем вместо x -2 и вычисляем это выражение. Получаем y (-2) = -1. | №157. | |
Дальше, подставляем вместо x 0 и вычисляем это выражение. Получаем y (0) = -5. | |||
Молодец. Следующее задание. | Подставляем вместо y(x). -3. Получаем уравнение. Приравниваем к 0 и приводим к общему знаменателю. Получаем в числителе , в знаменателе . Приводим подобные слагаемые. Знаменатель не может быть равен 0, т.к. на 0 делить нельзя, значит 0, равен числитель. Получаем | ||
Хорошо. И последний пример. | Подставляем вместо y(x). -2. Получаем уравнение. Приравниваем к 0 и приводим к общему знаменателю. Приводим подобные слагаемые. Получаем | ||
Молодец, садись. | |||
Итак, вы сейчас выполняли 2 операции: по значению аргумента находили значение функции, и по значению функции находили значение аргумента. Возникает вопрос: всегда ли можно выполнить данные операции. Т.е. для любого ли значения x, мы можем найти значение y. | Нет, не для любого. | ||
При каком значение аргумента мы не можем найти значение функции из предыдущего номера? | При . Потому что знаменатель обращается в 0, а на 0 делить нельзя. | ||
Правильно. Рассмотрим функцию . Какие значения может принимать аргумент в этом случае? | Все неотрицательные | ||
Т.е. . | |||
В этом случае говорят, что функция определена на множестве всех неотрицательных чисел, и это множество называют областью определения функции . | |||
Записываем тему нашего урока: Область определения функции. | Область определения функции. | ||
Что же такое область определения функции? | |||
Записываем: областью определения функции называют множество всех значений, которые может принимать её аргумент. | Областью определения функции называют множество всех значений, которые может принимать её аргумент. | ||
Алексей, повтори, что называют областью определения функции? | Областью определения функции называют множество всех значений, которые может принимать её аргумент. | ||
Область определения функции обозначается , где y это обозначение функции. | |||
Итак, нам дана функция, как же найти её область определения? | |||
Как вы определили, что в функции аргумент может принимать только неотрицательные значения? | Квадратный корень можно извлечь только из неотрицательного числа, значит, x может принимать только неотрицательные значения. | ||
Т.е. вы посмотрели на правую часть формулы, определили, при каких значениях она имеет смысл, и полученный результат и является искомым. | |||
А что значит, формула имеет смысл при данном значение x? | Это значит, что выполнимы все действия, указанные в ней. | ||
Откройте учебники на странице 66, подчеркните 2 абзаца сверху. Это нужно знать. Маша прочитай вслух, громко. | Если функция задана формулой, то принято считать, что она определена при всех значениях аргумента, при которых эта формула имеет смысл, т.е. выполнимы все действия, указанные в выражение, стоящем в правой части формулы. Найти область определения функции заданной формулой - это значит найти все значения аргумента, при которых эта формула имеет смысл | ||
Итак, чтобы найти область определения функции, мы проверяем при каких значениях x, выполняются все действия в выражение стоящем в правой части формулы. | |||
Первичное осмысление нового материала. | |||
Найдём область определения линейной и квадратичной функций. | |||
Линейная функция задана формулой y = kx + b, где k и b некоторые действительные числа, а x независимая переменная. Рассмотрим, при каких значениях x, выполняются все действия в выражение стоящем в правой части формулы. | |||
Первая операция – это операция умножения действительных чисел k и x. При каких x она выполнима? | При всех значениях x. | ||
Дальше операция сложения действительных чисел. При каких x она выполнима? | При всех значениях x. | ||
Получили, что область определения линейной функции это множество всех действительных чисел. | |||
Теперь рассмотрим квадратичную функцию. | |||
Квадратичная функция задана формулой , где а, b и с некоторые действительные числа, а x независимая переменная. Рассмотрим, при каких значениях x, выполняются все действия в выражение стоящем в правой части формулы. | |||
Первая операция – это возведение в квадрат действительного числа. При каких x она выполнима? | При любых значениях x. | ||
Далее операция умножения действительных чисел. При каких x она выполнима? | При любых значениях x. | ||
И последняя операция – это операция сложения действительных чисел. При каких x она выполнима? | При любых значениях x. | ||
Т.е. формула имеет смысл при любых действительных значениях аргумента, а значит область определения квадратичной функции это множество всех действительных чисел | |||
Итак, области определения линейной и квадратичной функций это множество всех действительных чисел. | |||
Подведение итогов. | |||
С какими понятиями вы познакомились на этом уроке? | С понятием функция и область определения функции. | ||
Что называется функцией? | Если каждому значению x из некоторого множества чисел поставлено в соответствие число y, то говорят, что на этом множестве задана функция y (x). | ||
Что называется областью определения функции? | Областью определения функции называют множество всех значений, которые может принимать её аргумент. | ||
Если функция задана формулой, как найти её область определения? | Нужно найти все значения аргумента, при которых эта формула имеет смысл. | ||
Что является областью определения линейной и квадратичной функций? | Множество всех действительных чисел. | ||
Оценки за урок получили… Урок закончен, идите на перемену. | |||
2 урок | |||
Организационный момент. | |||
Успокоились. Садитесь. | |||
Повторение изученного материала. | |||
Что вы изучали на предыдущем уроке? | Что такое функция и область определения функции. | ||
Что называется функцией? | Если каждому значению x из некоторого множества чисел поставлено в соответствие число y, то говорят, что на этом множестве задана функция y (x). | ||
Какие функции вы изучали? | Линейную и квадратичную. | ||
Это функции какого вида? | Линейная функция это функция вида y = kx + b, где k и b некоторые действительные числа, а x независимая переменная. | ||
Квадратичная функция это функция вида , где а, b и с некоторые действительные числа, а x независимая переменная | |||
Что называется областью определения функции? | Областью определения функции называют множество всех значений, которые может принимать её аргумент. | ||
Если функция задана формулой, как найти её область определения? | Нужно найти все значения аргумента, при которых эта формула имеет смысл. | ||
Что является областью определения линейной и квадратичной функций? | Множество всех действительных чисел. | ||
Первичное закрепление материала. | |||
Устно, выполняем номер 158. Объясняем свое решение. | |||
Катя, читай задание. | Найти область определения функции. | ||
Выполняй под номером 1. | Дана функция . Это квадратичная функция, а область определения квадратичной функции это множество всех действительных чисел | ||
Молодец. Дальше Антон. | Функция задана формулой . Это тоже квадратичная функция, её область определения множество всех действительных чисел | ||
Под номером 3 Вероника. | Функция . Область определения функции такого вида мы ещё не находили. Значит нужно последовательно рассмотреть все операции входящие в выражение стоящее в правой части формулы. | ||
Во-первых это дробь, значит знаменатель не должен быть равен 0, т.е. . | |||
В числителе выполняются 2 операции: умножение и сложение действительных чисел. Они выполнимы для всех значений x. В знаменателе: разность двух чисел, что также выполнимо для всех значений x. | |||
Получаем область определения этой функции все действительные числа, кроме 3. | |||
Молодец. Все рассуждения провела верно. | |||
Посмотрите, как записывается решение этого примера. | |||
Под номером 4 Максим. Оформляет решение на доске | Дана функция . В правой части формулы – дробь, значит, знаменатель 0 не равен. Т.е. . Все остальные операции выполнимы при любых значениях x. | ||
Значит область определения этой функции все действительные числа, кроме | |||
Хорошо. Под номером 5 Наташа. Оформляет решение на доске. | Функция задана формулой . В правой части корень 4 степени. Значит, подкоренное выражение должно быть неотрицательно. Само подкоренное выражение имеет смысл при любых значениях x. Значит областью определения этой функции будут все числа удовлетворяющие неравенству . Получили, область определения этой функции все числа из интервала от минус бесконечности до 6, 6 включая. | ||
Молодец. И последний пример Женя. Оформляет решение на доске. | Дана функция . В правой части квадратный корень, значит, подкоренное выражение должно быть неотрицательно. Подкоренное выражение – дробь, значит, знаменатель не равен 0. Других ограничений нет. Т.е. областью определения этой функции будут все числа удовлетворяющие двум выражениям: и . В итоге, область определения этой функции все числа из интервала от -7 до плюс бесконечности, -7 не включая. | ||
Хорошо. Обратите внимание на доску, так эти задания нужно оформлять. Т.е. сначала вы записываете саму формулу. Затем условия, при которых формула имеет смысл. Решаете. И в конце ответ в виде совокупности интервалов полученных в ходе решения. | |||
Постановка домашнего задания. | |||
Откройте дневники и запишите домашнее задание. Пункт 12, номера:156, 208 ( 1, 3 ), 216 ( 1 - 3 ) | Д.з.: п.12, №156, 208 (1, 3), 216(1 - 3) | ||
Закрыли дневники, отложили на край стола. | |||
Закрепление нового материала. | |||
Решаем номер 159. | |||
К доске под цифрой 2, Таня. За доской под цифрой 1 Сергей. Таня читай задание | Найти область определения функции . | ||
Как будешь решать? | Сначала нужно переписать формулу. | №159 2) | |
Затем выписать условия, при которых формула имеет смысл. | |||
Какие это условия? | Имеем корень чётной степени, значит, подкоренное выражение должно быть неотрицательным, т.е. . Само подкоренное выражение имеет смысл при любых значениях x, значит требуется выполнение только одного условия. | ||
Хорошо. Затем? | Решаем квадратное неравенство. Для этого вводим функцию | - функция квадратичная, график парабола, ветви направлены вверх т.к. а = 1 > 0 | |
Верно. Дальше нужно найти её область определения | Её область определения множество всех действительных чисел. | ||
Далее находим нули функции. | |||
Строим эскиз графика, и на нём отмечаем промежутки, на которых функция положительна и на которых она отрицательна. | |||
Получаем что, на промежутках и она положительно, они являются решением неравенства, а значит и областью определения функции. | |||
Итак, область определения этой функции все числа из интервалов от минус бесконечности до 2, 2 включая и от 5 до плюс бесконечности, 5 включая. | |||
Молодец, садись. Ребята обратите внимание, как решение нужно оформлять. | |||
Серёжа, объясняй своё решение. | Функция: . В правой части формулы – дробь, значит, знаменатель не равен 0. Т.е. . Числитель на область определения не влияет. Находим корни уравнения , . Областью определения функции являются все числа кроме этих двух. | 1) | |
Хорошо, садись. Под номером 4 на доске Юля, номер 3 за доской Володя. Юля читай задание. | Найти область определения функции . | ||
Как будешь выполнять? | Сначала нужно переписать задание. | 4) | |
Затем записываем условия, при которых формула имеет смысл. | |||
В правой части корень 6 степени. Значит, подкоренное выражение должно быть неотрицательно. Т.е. . | |||
Решаем это неравенство с помощью метода интервалов. | |||
Вводим функцию . Находим её область определения (), нули функции () и отмечаем полученные числа на координатной прямой, при этом нужно следить какие точки заштрихованы, а какие нет. Затем определяем знак на каждом промежутке: плюс или минус, начиная, справа, подставляя по одному числу из каждого промежутка в формулу. | 1. 2. 3. | ||
Т.к. нам нужно найти значения x при которых неравенство неотрицательно то искомый промежуток от -2, включая, до 3, не включая. | |||
Молодец, садись. | |||
Ребята обратите внимание, на оформление решения. | |||
Володя, объясняй своё решение | Функция . В правой части формулы корень чётной степени. Значит, подкоренное выражение должно быть неотрицательно. Решаем квадратное неравенство. Для этого вводим функцию . Находим её нули. Т.к. дискриминант отрицательный, нулей функции нет. Строим эскиз графика. Область определения этой функции множество всех действительных чисел. | 3) - функция квадратичная, график парабола, ветви направлены вверх т.к. а = 3 > 0 - действительных корней нет. | |
Хорошо. Задание решено верно, садись на своё место. | |||
Самостоятельная работа. | |||
А теперь выполняем самостоятельную работу, тетрадями можете пользоваться. У вас 10 минут на решение 3 заданий. | Выполняют самостоятельную работу. | Текст самостоятельной работы. | Решение самостоятельной работы. |
Время вышло, ручки отложили, сдаем работы. | |||
Подведение итогов, выставление оценок. | |||
Итак, что вы изучали на сегодня на уроках? | Что такое функция, область определения функции и как находить область определения функции. | ||
Что называется областью определения функции? | Областью определения функции называют множество всех значений, которые может принимать её аргумент. | ||
Если функция задана формулой, как найти её область определения? | Нужно найти все значения аргумента, при которых эта формула имеет смысл. | ||
Перечислите пункты плана нахождения области определения функции. | Сначала записываем формулу. Затем условия, при которых формула имеет смысл. Решаем. И в конце ответ в виде совокупности интервалов полученных в ходе решения. | ||
Оценки за работу на уроке получили… | |||
Урок окончен, до свидания. |
Самостоятельная работа.
В – 1
1.
D( y ): 5x – 10 ≠ 0
x ≠ 2
D( y ):
2.
D(y): x2 – 4x + 3 ≥ 0
f(x) = x2 – 4x + 3 функция квадратичная, график парабола, ветви направлены вверх т.к. а = 1 > 0
D(f):
f(x) = 0:
x2 – 4x + 3 = 0
x1 = 1 x2 = 3
D( y ):
3.
D( y ):
f( x ) =
- D(f ): 3 – 2x ≠ 0
- f( x ) = 0:
x + 2 = 0
x = -2
3. f( 2 ) < 0
. f( 0 ) > 0
f( -3 ) < 0
D( y ):
В – 2
1.
D( y ): 3x + 6 ≠ 0
x ≠ - 2
D( y ):
2.
D( y ): x2 + 6x + 5 ≥ 0
f( x ) = x2 + 6x + 5 функция квадратичная, график парабола, ветви направлены вверх т.к. а = 1 > 0
D(f ):
f( x ) = 0:
x2 + 6x + 5 = 0
x1 = - 5 x2 = - 1
D( y ):
3.
D( y ):
f( x ) =
- D(f ): 2 – 3x ≠ 0
- f( x ) = 0:
x - 1 = 0
x = 1
3. f( 2 ) < 0
. f( 0,7 ) > 0
f( -1 ) < 0
D( y ):
Домашняя работа.
№156
1) y(-3) = (-3)2 – 4∙(-3) + 5 = 9 + 12 + 5 = 26
y(-1) = (-1)2 – 4∙(-1) + 5 = 1 + 4 + 5 = 10
y(0) = 02 – 4∙0 + 5 = 0 + 0 + 5 = 5
y(2) = 22 – 4∙2 + 5 = 4 - 8 + 5 = 1
2) При y(x) = 1:
1 = x2 – 4x + 5
x2 – 4x + 4 = 0
x = 2
При y(x) = 5:
5 = x2 – 4x + 5
x2 – 4x = 0
x1 = 0 x2 = 4
При y(x) = 10:
10 = x2 – 4x + 5
x2 – 4x – 5 = 0
x1 = -1 x2 = 5
При y(x) = 17:
17 = x2 – 4x + 5
x2 – 4x – 12 = 0
x1 = -2 x2 = 6
№208
1)
D( y ): 2x + 1 ≠ 0
D( y ):
3)
D( y ): -5 – 3x ≥ 0
D( y ):
№216
1)
D( y ):
2)
D( y ): 13x – 22 - x2 ≥ 0
f( x ) = 13x – 22 - x2 функция квадратичная, график парабола, ветви направлены вниз т.к. а = -1 < 0
D(f ):
f( x ) = 0:
13x – 22 - x2 = 0
x1 = 2 x2 = 11
D( y ):
3)
D( y ):
f( x ) =
- D(f ): x + 7 ≠ 0
- f( x ) = 0:
x2 + 6x + 5 = 0
x1 = -5 x2 = -1
3.
. f( 2 ) > 0
f( -3 ) < 0
f( -6 ) > 0
f( -8 ) < 0
D( y ):
Предварительный просмотр:
- По графику определите:
- значения x, при которых y = -2;
- значение y, при x = -4;
- наибольшее значение функции;
- координаты вершины параболы;
- значения x, при которых y < 0;
- промежуток, на котором функция возрастает.
- На рисунке изображен график некоторой функции. Какое из следующих утверждений верно?
- если x = 0, то y = -1;
- y <0 при -1 < x < 3;
- функция возрастает при x > 1;
- функция убывает при x > 1.
- На каком рисунке изображен график данной функции?
- ; b) ; c) ; d) ; e) ; f) ;
- График, какой из функций изображен на рисунке;
- ;
- ;
- ;
- .
- укажите направление ветвей;
- проходит ли график этой функции через начало координат?
- График функции получается из графика функции :
- растяжением вдоль оси OY в 2,5 раза;
- сжатием вдоль оси OY в 2,5 раза;
- сдвигом вдоль оси OX на 2,5 единицы вверх.
- График функции получается из графика функции :
- сжатием в 2 раза вдоль оси OY;
- сдвигом вдоль оси OY на 2 единицы вниз;
- сдвигом вдоль оси OY на 2 единицы вверх;
- сдвигом вдоль оси OX на 2 единицы влево;
- сдвигом вдоль оси OX на 2 единицы вправо.
- Постройте график функции , укажите:
- вершину;
- ось симметрии;
- промежуток возрастания функции;
- промежуток убывания функции.
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа.
- Задайте формулой линейную функцию, график которой
- параллелен прямой у = 3х +1 и проходит через точку (1; -2).
- перпендикулярен прямой у = 0,5х - 2 и проходит через точку (-1; 2)
- Постройте график функции
- Постройте график функции
Самостоятельная работа.
- Задайте формулой линейную функцию, график которой
- параллелен прямой у = 3х +1 и проходит через точку (1; -2).
- перпендикулярен прямой у = 0,5х - 2 и проходит через точку (-1; 2)
- Постройте график функции
- Постройте график функции
Самостоятельная работа.
- Задайте формулой линейную функцию, график которой
- параллелен прямой у = 3х +1 и проходит через точку (1; -2).
- перпендикулярен прямой у = 0,5х - 2 и проходит через точку (-1; 2)
- Постройте график функции
- Постройте график функции
Самостоятельная работа.
- Задайте формулой линейную функцию, график которой
- параллелен прямой у = 3х +1 и проходит через точку (1; -2).
- перпендикулярен прямой у = 0,5х - 2 и проходит через точку (-1; 2)
- Постройте график функции
- Постройте график функции
Самостоятельная работа.
- Задайте формулой линейную функцию, график которой
- параллелен прямой у = 3х +1 и проходит через точку (1; -2).
- перпендикулярен прямой у = 0,5х - 2 и проходит через точку (-1; 2)
- Постройте график функции
- Постройте график функции
Самостоятельная работа.
- Задайте формулой линейную функцию, график которой
- параллелен прямой у = 3х +1 и проходит через точку (1; -2).
- перпендикулярен прямой у = 0,5х - 2 и проходит через точку (-1; 2)
- Постройте график функции
- Постройте график функции
Самостоятельная работа.
- Задайте формулой линейную функцию, график которой
- параллелен прямой у = 3х +1 и проходит через точку (1; -2).
- перпендикулярен прямой у = 0,5х - 2 и проходит через точку (-1; 2)
- Постройте график функции
- Постройте график функции
Самостоятельная работа.
- Задайте формулой линейную функцию, график которой
- параллелен прямой у = 3х +1 и проходит через точку (1; -2).
- перпендикулярен прямой у = 0,5х - 2 и проходит через точку (-1; 2)
- Постройте график функции
- Постройте график функции
Самостоятельная работа.
- Задайте формулой линейную функцию, график которой
- параллелен прямой у = 3х +1 и проходит через точку (1; -2).
- перпендикулярен прямой у = 0,5х - 2 и проходит через точку (-1; 2)
- Постройте график функции
- Постройте график функции
Самостоятельная работа.
- Задайте формулой линейную функцию, график которой
- параллелен прямой у = 3х +1 и проходит через точку (1; -2).
- перпендикулярен прямой у = 0,5х - 2 и проходит через точку (-1; 2)
- Постройте график функции
- Постройте график функции
Предварительный просмотр:
- Не строя график функции определите D(y), E(y):
- б) в)
г) д)
е)
- Постройте график функции. По графику определите y(-3), y(0), y(1).
- Дана функция . Не строя графика, найдите
- y(-), y(-2), y(1),
- нули функции,
- точки пересечения с осями координат.
- Дана функция . Найдите y(х+2), y(2х), y().
- Дана функция . Найдите y(х+2), y(2х), y().
- Не строя график функции определите D(y), E(y):
- б) в)
г) д)
е)
- Постройте график функции. По графику определите y(-3), y(0), y(1).
- Дана функция . Не строя графика, найдите
- y(-), y(-2), y(1),
- нули функции,
- точки пересечения с осями координат.
- Дана функция . Найдите y(х+2), y(2х), y().
- Дана функция . Найдите y(х+2), y(2х), y().
Предварительный просмотр:
Домашнее задание:
- Постройте графики функций:
- y=-2x+1+x-3;
- y=x-1, при x≤-3,1/x, при x>-3.
- y=x2, при x≤1,x-2, при x>1.
- y=x2, при x≤-1,1⁄x, при-1
- Для каждой функции ответить на вопросы:
- Область определения функции, область значения функции.
- Непрерывность.
- При каких значениях функция положительна, отрицательна;
- Нули функции
- Точки пересечения с осями координат;
- Промежутки возрастания, убывания.
Домашнее задание:
- Постройте графики функций:
- y=-2x+1+x-3;
- y=x-1, при x≤-3,1/x, при x>-3.
- y=x2, при x≤1,x-2, при x>1.
- y=x3, при x≤-1,1⁄x, при-1
- Для каждой функции ответить на вопросы:
- Область определения функции, область значения функции.
- Непрерывность.
- При каких значениях функция положительна, отрицательна;
- Нули функции
- Точки пересечения с осями координат;
- Промежутки возрастания, убывания.
Домашнее задание:
- Постройте графики функций:
- y=-2x+1+x-3;
- y=x-1, при x≤-3,1/x, при x>-3.
- y=x2, при x≤1,x-2, при x>1.
- y=x2, при x≤-1,1⁄x, при-1
- Для каждой функции ответить на вопросы:
- Область определения функции, область значения функции.
- Непрерывность.
- При каких значениях функция положительна, отрицательна;
- Нули функции
- Точки пересечения с осями координат;
- Промежутки возрастания, убывания.
Домашнее задание:
- Постройте графики функций:
- y=-2x+1+x-3;
- y=x-1, при x≤-3,1/x, при x>-3.
- y=x2, при x≤1,x-2, при x>1.
- y=x3, при x≤-1,1⁄x, при-1
- Для каждой функции ответить на вопросы:
- Область определения функции, область значения функции.
- Непрерывность.
- При каких значениях функция положительна, отрицательна;
- Нули функции
- Точки пересечения с осями координат;
- Промежутки возрастания, убывания.
Домашнее задание:
- Постройте графики функций:
- y=-2x+1+x-3;
- y=x-1, при x≤-3,1/x, при x>-3.
- y=x2, при x≤1,x-2, при x>1.
- y=x2, при x≤-1,1⁄x, при-1
- Для каждой функции ответить на вопросы:
- Область определения функции, область значения функции.
- Непрерывность.
- При каких значениях функция положительна, отрицательна;
- Нули функции
- Точки пересечения с осями координат;
- Промежутки возрастания, убывания.
Домашнее задание:
- Постройте графики функций:
- y=-2x+1+x-3;
- y=x-1, при x≤-3,1/x, при x>-3.
- y=x2, при x≤1,x-2, при x>1.
- y=x3, при x≤-1,1⁄x, при-1
- Для каждой функции ответить на вопросы:
- Область определения функции, область значения функции.
- Непрерывность.
- При каких значениях функция положительна, отрицательна;
- Нули функции
- Точки пересечения с осями координат;
- Промежутки возрастания, убывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-214845-1382186044.jpg)
Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции.
видеоурок по алгебре "Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции."...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/22/picture-343905-1385142621.jpg)
Открытый урок по теме: «Функция: понятие, способы задания, основные характеристики. Обратная функция. Суперпозиция функций».
Изложены основные характеристики функции. Приведены определения обратной функции и сложной функции....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-300111-1379773117.jpg)
Конспект урока математики (по новым ФГОС), по теме:Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции.
Конспект урока математики по новым ФГОС.Тема урока: Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/12/picture-551393-1502527371.jpg)
Квадратичная функция. Функция. Свойства функций. Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции.
Квадратичная функция. Функция. Свойства функций. Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/13/picture-893837-1486988684.jpg)
Разработка открытого урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме: «Окрестность точки. Предел функции в точке. Теоремы о пределах функций. Предел функции при х→0 »
открытый урок по теме "пределы" для старшеклассников (в помощь учителю математики)...
Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функции, заданных различными способами. Свойства функции.
Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функции, заданных различными способами. Свойства функции....