Современные педагогические технологии в малочисленной сельской школе.
статья по алгебре по теме
В статье приводится обоснование эффективности использования современных педагогических технологий обучения в малочисленной сельской школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_opisanie.doc | 212.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии
в малочисленной сельской школе.
Абзалимова Альмира Камильевна ,
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ «Юрт –Акбалыкская
основная общеобразовательная школа»
Колыванского района
Новосибирской области
«Образование не должно
требовать больших усилий,
а должно быть чрезвычайно легким».
Я. Коменской
(Великая дидактика. Гл.I)
Содержание.
1. Введение. Обоснование идеи необходимости применения современных педагогических технологий в малочисленной сельской школе.
2. Уроки математики в объединенном классе малочисленной сельской школы. Содержание обучения.
3. Адаптивная система обучения в разновозрастной группе на уроках математики. Методические рекомендации к организации учебного процесса в объединенных классах.
4. Заключение. Обоснование практической направленности представленной технологии обучения.
1. Введение. Обоснование идеи необходимости применения современных педагогических технологий в малочисленной сельской школе.
Я работаю в маленькой сельской школе, в которой наполняемость классов составляет 1-3 человека. Традиционные методы работы, как показал мой опыт, в такой школе мало эффективны. Их использование ведет к эмоциональному напряжению и учителя и учащихся; замедляется темп работы на уроке; уменьшается общение учащихся между собой, а общение учителя с учеником увеличивается. Возрастает опека учителем учащихся, что в свою очередь влияет на формирование ЗУН, более всего на овладение математической речью. Теряется интерес к учению. В современном мире необходимо воспитывать в детях: самостоятельно работающую личность, личность, обладающую прочными знаниями, раскованную и трудолюбивую, честную, добросовестную. Обучающиеся, получившие основное общее образование, должны:
- освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;
- приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде;
- достигнуть показателей развития интеллектуальной сферы, достаточных для организации своей познавательной, проектировочной, оценочной деятельности;
- овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез и т.д.);
- знать свои гражданские права и уметь их реализовывать.
До 2007 года я успешно решала данную задачу, работая по адаптивной системе обучения. В 2006-2007 учебном году в выпускном классе обучалось 9 человек, а уже в следующем году выпускников было всего двое. Дам небольшую сравнительную характеристику этих двух выпусков. Из девяти человек в 2006-2007 году семь имели высокий и хороший уровень обучаемости, двое – средний уровень, не было учащихся на низком уровне (методика измерения уровней обучаемости П.И. Третьякова). Это предполагало полное усвоение обязательного минимума обучения всеми учащимися класса, была возможность дифференцировать учебный материал. В 2007-2008 году один из учеников был на низком, а другой на среднем уровне обучаемости. Как работать в таком классе? Общение ограничено, уровень стандарта усваивается с трудом. Детям не с кем сравнивать свои успехи и неудачи, «поощрительные» четверки не отражают реального усвоения знаний. Естественно это повлияло на качество обученности выпускников. Сравним уровни обученности) двух выпускников (средний уровень обучаемости) 2007 года с выпуском 2008 года. Обученность – зона актуального развития. По методике Б. П. Симонова различают пять уровней обученности:
- Различение (обучающийся различает новый материал от старого, но не запомнить, не пересказать не может).
- Запоминание (может пересказать содержание правила, воспроизвести формулировку).
- Процесс нахождения существенных признаков и связей. Выявление не существенных признаков. (Может не только воспроизвести, но и объяснить).
- Простейшие умения и навыки, применение знаний на практике. Простейшие умения переходят в навыки.
- Перенос (обучающийся применяет полученные знания в новой нестандартной ситуации).
1 ученик | 2 ученик | |
2007 | 3 уровень | 4 уровень |
2008 | 2 уровень | 3 уровень |
СОУ (2007)= 68%, СОУ (2008)= 60%. Как видно из диаграммы степень обученности в 2007 году выше, чем в 2008 году. Хочется заметить, что в 2008 году, хотя не высокий уровень, но динамичный, при этом очень низкий уровень мотивации к учению. Да, это слабый класс. Тогда, возьмем, к примеру, класс, в котором два ученика, один на хорошем уровне обучаемости, другой – на среднем. Более сильный ученик будет без труда получать «четыре», имея рейтинг в 70%. Ему не с кем себя сравнить и незачем получать более высокую в процентном соотношении «четверку». Другой старается, получает «три» от 50% до 65 %. Вроде бы прогресс на лицо, но это все равно «три», опять её сравнить не с кем. Отсюда появляется равнодушие к учебе.
Итак, на сегодняшний день я столкнулась с такими проблемами, которые возникают, я думаю, в каждой малочисленной сельской школе:
- Как адаптировать хорошо зарекомендовавшие себя в практике массовой школы технологии обучения к обстоятельствам, сложившимся в малочисленных школах?
- Как добиться эффективности этих технологий в условиях нестабильности типологических групп обучающихся, отсутствия соревновательности в усвоении знаний?
- Как повысить качество знаний выпускников сельских школ, обеспечить правильную профессиональную ориентацию обучающихся, гарантировать им равные условия при поступлении в высшие и средние учебные заведения?
Задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Для организации такой деятельности необходимы методы и формы обучения, которые обеспечивали бы учение как целенаправленный и мотивированный процесс, учитывая все особенности обучения в малочисленной сельской школе.
2. Уроки математики в объединенном классе малочисленной сельской школы. Содержание обучения.
Что бы избежать негативных последствий обучения в малочисленном классе, я решила использовать объединенные уроки математики для учеников разных классов. Эта идея не нова и широко применяется в начальной школе. Изучив опыт работы в данном направлении своих коллег, опыт работы школ других регионов, опыт лаборатории малочисленной школы РАО РФ, я сделала вывод, что такая организация учебного труда позволит:
чаще проводить совместную работу разновозрастных детей, повысится качество обучения; привлекать более старших детей к объяснению нового материала, что послужит закреплением ими пройденного; организовывать совместное обсуждение, взаимопроверку.
УМК и методические рекомендации для проведения объединенных уроков математики в основной общеобразовательной школе были опубликованы в статьях Е.Г. Ивлиевой в журнале «Сельская школа» (2003. № 2,4,5; 2004 №№ 1,5,4) и на сайте: http://setilab.ru/ сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». Построение учебной программы основано на объединении учащихся 5-6 классов и 7- 9 классов. Все темы выстроены по основным содержательным линиям: Числа и вычисления. Выражения и их преобразования. Уравнения, неравенства. Функции и их графики. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин. На каждом следующем году обучения основные темы включают в себя основные понятия перечисленных содержательных линий, содержание которых углубляется и расширяется от класса к классу. Темы для разных классов в тематическом планировании согласованы не только по содержанию, но и по времени изучения. Это позволяет изучать и завершать тему в одном темпе, планировать уроки одного типа (изучения нового, закрепления изученного, контрольная работа). В поурочном планировании дается возможность отработки одинаковых умений учащихся на учебном материале разного уровня. Например, Е.Г. Евлиева рекомендует в 5-6 классах при изучении обыкновенных дробей предусмотреть уроки на сложение, вычитание дробей, при этом в 5 классе рассматривать сложение, вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, а в 6 классе - с разными знаменателями. В 7-9 классах при обучении решению текстовых задач с помощью уравнений в каждом из названных классов учащиеся могут составлять уравнения к задачам на движение, работу, стоимость, вычисление элементов и площадей фигур, но при этом в 7 классе решают уравнение - линейное, в 8 классе - квадратное, рациональное, в 9 классе – рациональное или целое. Используя данные рекомендации я составила примерное тематическое планирование изучения курса математики в объединенных 5-6 классах, алгебры и геометрии в 7-9 классах.
Математика, 5-6 классы. Тематическое планирование
5 класс, 5 ч в неделю, всего 170 ч | 6 класс 5 ч в неделю, всего 170 ч | ||||
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Название темы | Кол-во часов | |
1 | Натуральные числа | 14 | Целые числа | 14 | |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 15 | Сложение и вычитание целых чисел | 15 | |
3 | Умножение и деление натуральных чисел | 20 | Умножение и деление целых чисел | 20 | |
4 | Геометрические фигуры. | 16 | Делимость чисел | 16 | |
5 | Обыкновенные дроби. | 16 | Обыкновенные дроби | 16 | |
6 | Сложение и вычитание обыкновенных и десятичных дробей | 30 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | 30 | |
7 | Умножение и деление десятичных дробей | 30 | Умножение и деление обыкновенных дробей | 30 | |
8 | Проценты | 16 | Отношения и пропорции | 16 | |
9 | Геометрические фигуры (углы, диаграммы) | 7 | Геометрические фигуры (координатная плоскость, диаграммы и графики) | 7 | |
10 | Обобщающее повторение | 6 | Обобщающее повторение | 6 |
Алгебра 7-9 классы. Тематическое планирование
7 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа | 8 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа) | 9 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа) | ||||
№п/п | Название темы | ч | Название темы | ч | Название темы | ч |
1 | Тождественное преобразование выражений | 20 | Алгебраические дроби | 20 | Квадратный трехчлен. Квадратичная функция. | 20 |
2 | Степень с натуральным показателем | 9 | Степень с целым показателем | 9 | Степень с целым и натуральным показателем. (повторение) | 9 |
3 | Одночлены. | 16 | Квадратные корни | 16 | Квадратные корни. Тождественное преобразование выражений (повторение) | 16 |
4 | Линейные уравнения | 6 | Квадратные уравнения | 6 | Целые уравнения | 6 |
5 | Многочлены. | 13 | Дробно – рациональные уравнения | 13 | Дробно – рациональные уравнения (повторение). | 13 |
6 | Формулы сокращенного умножения | 13 | Повторение: квадратные уравнения | 13 | Прогрессии. | 13 |
7 | Линейная функция. | 8 | Функции у=k/x. Функции у=x | 8 | Решение неравенств второй степени. | 8 |
8 | Системы линейных уравнений | 14 | Неравенства. Системы неравенств. | 14 | Системы уравнений второй степени | 14 |
9 | Повторение | 3 | Повторение | 3 | Повторение | 3 |
Примерное поурочное планирование объединенных уроков математики в 5-6 классе, алгебры в 7-9 классе в приложении 1.
Геометрия. 7-9 классы. Тематическое планирование
7 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) | 8 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) | 9 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) | ||||
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Название темы | Кол-во часов | Название темы | Кол-во часов |
1. | Начальные геометрические сведения | 7 | Решение задач | 7 | Решение задач | 7 |
2. | Треугольники | 16 | Четырехугольники | 16 | Решение треугольников. | 16 |
3. | Параллельные прямые | 14 | Площадь. Теорема Пифагора. | 14 | Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга. | 14 |
4. | Метрические соотношения между сторонами и углами треугольника | 12 | Подобные треугольники | 12 | Векторы | 12 |
5. | Геометрические построения | 10 | Окружность. | 10 | Движения. | 10 |
6. | Повторение | 9 | Повторение. | 9 | Повторение. | 9 |
3. Адаптивная система обучения в разновозрастной группе на уроках математики. Методические рекомендации к организации учебного процесса в объединенных классах.
Сгруппировать учебный материал, составить тематическое планирование – это только первый этап работы над подготовкой к обучению в объединенном классе. Необходимо выбрать наиболее эффективные формы и методы работы. Принципы работы учителя в малокомплектной школе предусматривают: чередование работы учителя и самостоятельной работы учащихся; организацию совместной работы учеников объединенных классов в парах и группах, при этом они могут быть составлены из ребят как одного, так и разных классов; использование методов взаимного обучения и контроля; построение отдельных уроков или их систем на однородном учебном материале; изменение сложившихся стереотипов общения между учителем и учениками как одного так и разных классов; поиск внутрипредметных возможностей интегрирования математических знаний. (Принципы сформулированы Е. Евлиевой. СШ №2 2006 г. стр. 113). Сравним принципы с моделью Адаптивной системы обучения и её основными признаками.
Модель Адаптивной системы обучения,
Учитель обучает всех учащихся | |
Учитель работает индивидуально | Учащиеся работают самостоятельно |
Модель урока в АСО
учитель | учащиеся | время | |
фронтальная работа | 10 мин. | ||
индивидуальная работа учителя | 5 мин. | ||
индивидуальная работа учителя | взаимоконтроль | самоконтроль | 25 мин. |
самоконтроль | взаимоконтроль | ||
самостоятельная работа учащихся | |||
Итог, домашнее задание | 5 мин |
Основным признаком АСО является резкое увеличение времени самостоятельной работы на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой. На уроке учащиеся овладевают приемами устной самостоятельной работы, для выполнения которой необходимо иметь партнера. Из выше сказанного следует: обучать по Адаптивной технологии в объединенном классе малокомплектной школы возможно, если внести некоторые изменения в технологический процесс обучения. Управление учебной деятельностью осуществляется при помощи сетевого плана, состоящего из блоков заданий. Отличительная черта сетевого плана для объединенных классов состоит в том, что он содержит помимо основных блоков (ВК – входной контроль, УЧ – работа с учебником, З – решение задач с адаптацией, ДЗ – домашние задания, КР, СР – контрольные и самостоятельные работы, ДЛ – работа с дополнительной литературой) блок П – повторения. Данный блок предусматривает повторение материала из изученного курса, который необходим при изучении нового. Пример сетевого плана для изучения темы «Степени» в 9 классе в приложении 2. Перейдём непосредственно к урокам. В. А. Сухомлинский дает такое определение уроку «Урок – основной участок учебно-воспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся». А современный урок должен ещё и отвечать современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях. Для того чтобы отвечать всем этим требованиям должна быть сформирована система уроков. Систему уроков для объединенных классов я взяла ту же, что в АСО, классифицированную по дидактическим целям и месту в общей системе (классификация Б.П. Есипова, Г. И. Щукиной), но структуру уроков адаптировала для разновозрастной группы, руководствуясь методическими рекомендациями Е. Г. Евлиевой. Урок – лекция. Перед проведением этого урока проводится работа по блоку повторения, осуществляется входной контроль. Основной идеей является составление опорного конспекта (ОК) по теме. В объединенном классе ОК составляется для 2-3 классов. Начало конспекта может быть одинаковым, далее для каждого класса он пополняется необходимым материалом. Или ОК может отличаться некоторыми теоретическими положениями. Рассмотрим фрагмент урока алгебры в 7- 9 классах по теме «Степени».
№ | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
1. | Работа с определением степени с натуральным показателем | |||
2. | Применение определения к решению простейших примеров по карточкам. | Работа с определением степени с целым отрицательным показателем. | ||
3. | Самоконтроль. | Применение определения к решению простейших примеров по карточкам. Взаимоконтроль. | ||
4. | Формулирование свойств степени с натуральным показателем. | |||
5. | Применение свойств степени к решению простейших примеров. | Формулирование свойств степени с целым отрицательным показателем. | ||
6. | Совместная работа учителя с учащимися | Применение свойств степени к решению простейших примеров. Взаимоконтроль. |
2. Урок изучения нового материала (блоки УЧ.). Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятий, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т. д. Е.Г. Евлиева рекомендует для уроков в объединенных классах несколько вариантов. Я выбрала для себя в основном два варианта, приемлемых для организации АСО.
Этапы урока | Примерная структура урока | |
5 класс | 6 класс | |
1. | Работа учителя: организационный момент | |
2. | Самостоятельная работа учащихся: подготовка к изучению нового материала, выявление проблемы. | |
3. | Самостоятельная работа учащихся: усвоение новых знаний. | |
4. | Самостоятельная работа учащихся: осмысление новых знаний. | Первичное закрепление знаний, индивидуальная работа. |
5. | Первичное закрепление знаний, индивидуальная работа. Взаимопроверка, самоконтроль | Самостоятельная работа учащихся: взаимопроверка, самоконтроль |
6. | Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания. |
Этапы урока | Примерная структура урока | ||
7 класс | 8 класс | 9 класс | |
1. | Работа учителя: организационный момент | ||
2. | Самостоятельная работа учащихся: подготовка к изучению нового материала, выявление проблемы. | Самостоятельная работа учащихся: подготовка к изучению нового материала, выявление проблемы. | Самостоятельная работа учащихся: подготовка к изучению нового материала, выявление проблемы. |
3. | Работа учителя: формирование новых знаний, индивидуальная работа. | Самостоятельная работа учащихся: усвоение новых знаний. | Самостоятельная работа учащихся: усвоение новых знаний. |
4. | Самостоятельная работа учащихся: осмысление новых знаний. | Работа учителя: формирование новых знаний, индивидуальная работа. | Самостоятельная работа учащихся: осмысление новых знаний. |
5. | Самостоятельная работа учащихся: взаимопроверка, самоконтроль | Самостоятельная работа учащихся: взаимопроверка, самоконтроль | Работа учителя: формирование новых знаний, индивидуальная работа. |
6. | Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания. |
Задания для самостоятельной работы можно дифференцировать по уровню сложности.
Рекомендации к организации этапов урока в приложении 3.
3. Уроки формирования умений и навыков или уроки – тренинги (блоки З). Основная дидактическая цель – формирование определенных умений. На этих уроках изученный материал применяется в стандартной ситуации, осуществляется перенос знаний и их первичное применение в новых измененных условиях с целью формирования умений.
Примерная структура урока для 7-9 классов может быть такой
Этапы урока | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
1 | Работа учителя: организационный момент | ||
2 | Повторение изученного материала, работа учащихся в парах. | ||
3 | Формирование новых умений. Работа учителя. | Самостоятельная работа по формированию умений. | |
4 | Самостоятельная работа по формированию умений. Взаимопроверка. | Формирование умений применения знаний в измененной ситуации. Работа учителя. | |
5 | Формирование умений применения знаний в измененной ситуации. Работа учителя. | Совместная работа учащихся. Взаимопроверка. | |
6 | Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания |
Конспект урока по формированию умений и навыков в приложении 4.
4. Уроки применения умений и знаний или уроки по решению задач с адаптацией (блоки З-1, З-2…). В процессе применения знаний и умений различают следующие основные звенья: воспроизведение и коррекцию необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; самостоятельное выполнение заданий; рационализацию способов выполнения заданий; взаимоконтроль и самоконтроль. Задания на этих уроках предлагаются трех уровней сложности (стандарт, средний уровень и повышенный уровень). Если ранее я предлагала учащимся выбирать самим уровень сложности, то сейчас целесообразно уровень стандарта выполнить всем учащимся, а потом выбирать уровень сложности. Общая структура урока может быть следующей:
1. Орг. Момент.
2. Взаимопроверка домашнего задания. Совместное повторение изученного материала.
3. Самостоятельная работа.
4. Взаимоконтроль. Самопроверка.
5. Консультация к выполнению домашнего задания.
На одном из этапов индивидуальная работа.
5. Уроки обобщения и систематизации знаний (блоки ДЛ) могут проводиться в различной форме: семинары, дискуссии и т.д. Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий и их систем, от них к овладению основными теориями и ведущими идеями предмета. В связи с этим, несмотря на форму проведения урока, можно выделить его основные структурные элементы:
- постановку цели урока и мотивацию учебной деятельности учащихся;
- воспроизведение и коррекцию опорных знаний;
- повторение и анализ основных фактов, событий;
- обобщение и систематизацию понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
- усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;
- подведение итогов урока.
6. Уроки консультации предполагают целенаправленную работу по ликвидации пробелов, развитию их умений. Можно выделить два типа таких уроков:
- тематические консультации проводятся по каждой теме;
- целевые консультации: работа над ошибками, анализ контрольной работы или зачета.
7. Уроки контроля знаний и умений (блоки КР, ВК) контрольные работы и зачеты. Структурировать уроки 4 – 7 типов можно для 2 – 3 классов как было показано выше, а можно работать по общей схеме в зависимости от сложности материала и степени подготовленности учащихся.
В 5- 6 классе целесообразно применять не все уроки данной системы. Я предпочтение отдала бы элементам технологии «Математика без перегрузок», где рекомендованы четырех циклов: уроки объяснения, уроки решения задач, уроки общения, самостоятельная работа. Структура уроков строится аналогично выше приведенной схеме. На каждую контрольную работу я отвожу два урока, второй урок необходим для коррекции знаний учащихся.
При разработке объединенного урока важно планировать совместную работу ребят в парах, группах, причем как учащихся одного возраста, так и разных возрастов. Такая работа должна занимать большую часть учебного времени урока и её можно планировать на разных этапах урока. Рекомендации по организации работы в парах в приложении 5. Особое внимание нужно уделить и различным формам контроля. Среди этих форм следует выделить такие: математическое лото, зашифровка ответа, действия по схеме, карточки-контролеры, таблицы устного счета. Можно использовать карточки-консультанты, которые при выполнении домашнего задания, при решении заданий в классе помогают ученику решить задачу. Сначала карточки составляет учитель, а затем привлекает к этому и обучающихся. В процессе работы они приобретают ряд полезных навыков: учатся выделять узловые моменты, предупреждать ошибки, вырабатывают навыки самоконтроля.
В некоторых источниках даны рекомендации для рационального сочетания на уроке различных видов учебной деятельности в малочисленном классе, с учетом психологических особенностей обучающихся. Объясняется это тем, что в классах с малой накопляемостью весь учебный день и каждую минуту урока ребята находятся в непосредственном контакте с учителем (даже в объединенном классе). Рассмотрим некоторые особенности организации самостоятельной работы с обучающимися, имеющими ярко выраженный тип нервной деятельности. Обучающиеся с разными темпераментами различным образом воспринимают одно и тоже задание, по-разному приступают к его выполнению. Для холериков характерно то, что их мысли и действия чаще всего находятся в соответствии. Поэтому если они не слушают, это сразу заметно. Если же они слушают или читают, то их внимание сконцентрировано на этом занятии. В непонятных местах они сами спросят – таков их характер. Поэтому если учитель корректировал действия холериков и сангвиников, то он может не бояться за работу этих обучающихся. Ученики, которые отличаются медлительностью умственных действий (флегматики и меланхолики), не сразу переключаются на другой вид деятельности. Их мысли и чувства как бы отстают от происходящего, переживая и обдумывая ситуацию, предшествующую данной. Потому при организации работы с флегматиками и меланхоликами учитель должен своевременно переключить внимание этих обучающихся на предстоящую деятельность. Это может быть вопрос, есть ли что-то непонятное в условии задания, совет быть внимательнее или предложение вспомнить задачи, решенные накануне, либо краткая беседа – консультация. Такое короткое общение помогает обучающимся установить соответствие между собственными мыслями и требуемыми действиями. Думаю, в этом заключается смысл индивидуальной работы учителя на уроке.
4. Заключение. Обоснование практической направленности представленной технологии обучения.
Использование совместной деятельности учащихся позволит учителю приучить учеников понимать стоящие перед ними цели и задачи, научить взаимодействовать, оценивать результаты выполненного. Добиться таких результатов сразу невозможно, дети должны постепенно научиться общаться, обмениваться информацией, высказывать свои мысли, исправлять ошибки. Планирование, проведение такой работы требует от учителя специальной подготовки, создания учебных материалов, инструкций для её проведения, разработки критериев оценки. Учитель должен продумать ряд вопросов:
- как составлять пары или группы;
- менять ли состав пар, групп или использовать постоянный их состав;
- как часто проводить совместную работу учащихся;
- какую следует оказывать помощь ученикам, работающим в парах или группах;
- чем должен заниматься учитель во время совместной работы учащихся;
- как разрешать возникающие конфликты, проблемы в ходе совместной деятельности;
- как проверять и оценивать знания и умения школьников?
Рекомендации по оцениванию знаний, умений навыков учащихся в приложении 6.
В своей работе я постаралась ответить на большинство приведенных выше вопросов. Это мне помогло организовать подготовку к организации обучения в объединенных классах. Мной разработаны на базе рекомендаций Е. Г. Ивлиевой, старшего научного сотрудника лаборатории малочисленной школы Института содержания и методов обучения РАО, рекомендаций Л. Ф. Батан, преподавателя курсов НИПКиПРО, новые методы организации обучения в малочисленной сельской школе. В приложениях даны рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, направленного на гуманистическое развитие личности.
Новизна в методах обучения состоит в том, что учитель:
- переходит с позицией носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности обучающихся;
- мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации и добивается интереса к предмету;
- организует творческие и самостоятельные работы на уроке;
- использует коллективные способы обучения;
- организует помощь в деятельности ученику;
- создает ситуацию успеха;
- организует гуманную систему взаимоотношений;
- организует самоанализ деятельности ученика;
- создает условия для развития всех и каждого.
Литература:
- Ивлиева Е. Г. Урок математики в объединенном классе малочисленной школы. Методические рекомендации. // «Сельская школа» (2003. №2, 4 ,5; 2004. №1, 4, 5; 2006. №2).
- Батан Л. Ф. Организация самостоятельной деятельности учащихся в адаптивной технологии обучения. – НИПКиПРО, 1998.
- Манвелов С. Г. Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение 2005
- Волович М. Б. Математика. Как обеспечить усвоение математики в 5 классе. Методическое пособие. – М.: «Вентана-Граф» 2003.
- Остапенко А. Школьная оценка: как сделать её достоверной, отражающей усилия ученика.// «Сельская школа» №3, 2006.
Интернет источники:
1. http://setilab.ru/ Сетевые лаборатории: Школа для всех.
2. http://www.inter-pedagogika.ru/index.php / Интер - педагогика.
3. http://it-n.ru/ Интер - педагогика. Новости.
4. http://www.apkpro.ru/ АПКиППРО повышение квалификации работников образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Современные педагогические технологии в сельской школе
В настоящее время в России происходит изменение системы образования , которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство . Все время растет потребность в людях ,умеющих самостоя...
ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛОЧИСЛЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Педагогические технологии...
«Особенности деятельности учителя в малокомплектной и малочисленной сельской школе в условиях реализации ФГОС».
ФГОС адресован всем учителям, независимо от места работы. Условия сельской школы влияют на способы реализации идей стандарта. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальн...
методическая разработка "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
В методической разработке представлено описание современных педагогических технологий и их практическое применение на уроках музыки с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе....
Педсовет "Современные педагогические технологии в образовательной деятельности школы в условиях ФГОС"
Современные педагогические технологии вобразовательной деятельности школы в условиях ФГОССценарий педагогического совета Цель: повышение креативной компетентности педагогов (способность педагога ...
Инновационный проект «Потенциал квеста как педагогической технологии для активизации учебной деятельности учащихся в малочисленных сельских школах и развитии сетевого взаимодействия»
Аннотация проектаПеред современным образованием стоит задача поиска новых видов иформ организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающимв плане развития самостоятельного критического и...