Урок математики в 5 классе "Умножение десятичных дробей"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Урок математики в 5 классе "Умножение десятичных дробей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_klass_umnozhenie_desyatichnyh_drobey.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Умножение десятичных дробей», 5 класс
Назарова О. М., учитель высшей кв. категории, МБОУ – СОШ №20, г. Альметьевск
Основные цели:
1) сформировать способность к умножению десятичных дробей;
2) повторить и закрепить алгоритмы умножения и деления десятичной дроби на 10. 100, 1000 и т. д., алгоритм перевода обыкновенной дроби в десятичную, решение уравнений, действия с обыкновенными дробями.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности
– Какие действия с десятичными дробями мы умеем выполнять? (Сложение, вычитание, умножение и деления на 10, 100, 1000 и т. д.)
– Чему мы должны ещё научиться?
– Вы правильно определили наши дальнейшие шаги, мы продолжаем работать с десятичными дробями.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
1. Решите уравнения устно и запишите только ответы:
х : 100 = 0,004; 0,4 : х = 10; 1000х = 4 (0,4; 0,04; 0,004.)
– Какими алгоритмами действий вы воспользовались? (Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 и т. д.)
2. Сравните произведения в столбиках:
0,4 10
0,04 10
0,004 10
– Что интересного вы заметили? (Множители равны в каждом столбике, поэтому равны и значения выражений.)
– Найдите значения произведений. (4; 0,4; 0,04.)
– Как умножают обыкновенные дроби? Как умножают дроби на натуральное число?
На доску вывешиваются алгоритмы.
– Значения выражений, в каком столбике легче вычислить? (В первом, не надо сокращать дроби, а можно просто перенести запятую.)
3. Зная, что 256 9 = 2304, найдите значение произведений:
25,6 9 25,6 0,9 0,256 9 25,6 0,09
(Первый множитель уменьшили в 10 раз, произведение уменьшиться в 10 раз: 230,4; первый множитель уменьшили в 10 раз и второй множитель уменьшили в 10 раз, значит произведение уменьшиться в 100 раз: 23,04; первый множитель уменьшили в 1000 раз, значит произведение уменьшиться в 1000 раз: 2,304; первый множитель уменьшили в 10 раз, второй множитель уменьшили в 100 раз, значит, произведение уменьшиться в 1000 раз: 2,304.)
– Что вы замечаете? (Умножение десятичных дробей можно свести к умножению натуральных чисел.)
Индивидуальное задание
На столах у каждого ученика таблица. Угадайте секрет (особенность, закономерность ) состав-
ления таблицы. Обсудите в паре со своим соседом по парте и выскажите ваши предложения.
2,7 | 2,2 | 2,42 | ||
10 | 1,8 | 1,1 | 0,2 | |
27 |
Заполните таблицу. Если при заполнении таблицы возникнут сомнения, затруднения, то оставь
те клетку пустой.
На доске фиксируются ответы. (Первое задание выполнят все дети, уже во втором задание могут быть затруднения, а третий и четвёртый примеры многие не сделают или при выполнении могут допустить ошибки.)
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
– Какое задание вы должны были выполнить? Какое задание не вызвало у вас затруднение? Какое задание у вас вызвало затруднение? Что нужно сделать, чтобы задание выполнить, не используя перевод в обыкновенные дроби?
- Сформулируйте цель урока. (Вывести алгоритм умножения десятичных дробей, научиться умножать десятичные дроби, используя выведенный алгоритм.)
– Сформулируйте тему урока. (Умножение дробей.)
– Молодцы, запишите тему урока в тетради.
4. Построение проекта выхода из затруднения
– Какой метод вы предлагаете для вывода алгоритма умножения десятичных дробей? (Представления десятичных дробей в виде смешанных чисел и обыкновенных дробей.)
Группам предложить примеры из индивидуального задания: представить десятичные дроби в виде смешанных чисел и обыкновенных дробей, выполнить умножение, ответ записать в виде десятичной дроби, придумать алгоритм умножения десятичных дробей, не переводя их в обыкновенные дроби.
Результаты вывешиваются на доску, проводится анализ и выводится правило.
Если учащиеся не смогут самостоятельно сформулировать правило, организовать подводящий диалог.
2,2 ∙ 1,1 = ∙ = = 2,42
– Какие числа вы умножали в числители дробей? (Натуральные числа, словно умножали десятичные дроби, не обращая внимания на запятую.)
– Сколько цифр после запятой в произведении 2,42? (Две цифры.)
– Сколько всего цифр после запятой в множителях? (Две цифры.)
2,42 ∙ 0,2 = ∙ = = 0,242
– Какие числа вы умножали в числители дробей? (Натуральные числа, словно умножали десятичные дроби, не обращая внимания на запятую.)
– Сколько цифр после запятой в произведении 0,242? (3 цифр.)
– Сколько всего цифр после запятой в множителях? (3 цифр.)
– Сделайте вывод, как умножить десятичные дроби? (Учащиеся предлагают свои варианты алгоритма, учитель уточняет, редактирует, вывешивает алгоритм на доску.)
Алгоритм умножения десятичных дробей.
- Умножить десятичные дроби, как натуральные числа, не обращая внимания на запятую.
- В произведении отделить запятой справа столько знаков, сколько их в обоих множителях вместе.
– Мы выполнили поставленную цель? (Мы только вывели алгоритм, но ещё не научились умножать дроби.)
– Что для этого необходимо? (Выполнить упражнения на умножение дробей.)
5. Первичное закрепление во внешней речи
1) № 957 (1 – 4) – устно, выполняют цепочкой. (Делаем вывод об умножение десятичных дробей на 0 и на 1.)
1) 7 0,2 (умножим 7 на 2, получим 14, в результате отделим, справа один знак запятой, получим 1,4)
В остальных примерах рассуждения аналогичные.
0,5 4 = 2; 2 2,5 = 5; 1,6 9 = 14,4;
2) 0,8 0,7 = 0,56; 0,4 0,3 = 0,12; 1,2 0,6 = 0,72; 0,15 0,5 = 0,075;
3) 60 0,03 = 1,8; 0,9 800 = 720; 0,004 0,6 = 0,0024; 3,5 0,02 = 0,07;
4) 5,78 0 = 0; 1 92,6 = 92,6; 0,89 0,1 = 0,089; 0,001 4,8 = 0,0048.
– Запишите в буквенном виде свойства 0 и 1 при умножении.
На доске:
а 1 = а; а 0 = 0
В двух последних примерах можно проговорить, какими ещё правилами можно воспользоваться при выполнении задания (умножение десятичных дробей на 0,1; 0, 01; 0,001 и т.д.)
2) Проверьте решение: 2,46 6,25
* 0,8 * 4,8
1,928 + 5000
2500
300,00
3) «Потерялась запятая»
1,27 ∙ 3,5 = 4445
12,7 ∙ 0,35 == 4445
12,7 ∙ 3,5 = 4445
№ 959 (5 – 6) – в парах с проверкой по образцу.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
№ 959 (1 – 5)
Проверяют по эталону, анализируются и исправляются, допущенные ошибки.
7. Включение в систему знаний и повторение
Выполните действия и расшифруйте слово:
Б 1,5 ∙ 5 =
Д 0,2 ∙ 2,4 =
П 3,6 ∙ 0,3 =
А 1,4 ∙ 5 =
О 1500∙ 0,02 =
Е 4,2 ∙ 1,1 =
1,08 | 30 | 7,5 | 4,62 | 0,48 | 7 |
Ребята! Что означает слово ПОБЕДА?
С какой крупной датой нашего государства связано слово ПОБЕДА?
В 2010 году 9 мая исполниться 65 лет Победы в Великой Отечественной войне нашего народа над фашист
№ 1011 (3 у доски, 4 самостоятельно с самопроверкой по образцу)
3) 12х – 11,99х + 83,4 = 117,96;
0,01х + 83,4 = 117,96;
0,01х = 117,96 – 83,4;
0,01х = 34,56;
х = 34,56 : 0,01;
х = 3456
№ 1014 у доски
1) ;
;
4 : 9 = ;
;
2) ;
;
;
;
8. Рефлексия деятельности на уроке
– Какую цель мы поставили в начале урока?
– Достигнута цель урока?
– Что интересного вы заметили при умножении десятичных дробей?
– Проанализируйте результат своей работы, ответив на вопросы:
Домашнее задание
п.4.2.3., №№ 1016; 1033 (а); 1011 (1, 2) – на выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме: "Десятичные дроби"
Тема "Десятичные дроби" изучается учащимися в 5 классе по учебнику "Математика", 5 класс, автор Н.Я Виленкин, В.И.Жохов. Данная тема находит широкое применение в физике, химии, биологии и других...
Урок математики "Действия с десятичными дробями"
Данный урок - урок обобщения знаний по теме "Десятичные дроби". Использование интерактивной доски на уроке повышает эффективность учебного процесса и взаимодействия ученик – учитель, позволяет в...
Занимательный материал на уроках математики по теме "Десятичные дроби"
Игровые моменты на уроках математики...
Урок математики "Действия с десятичными дробями", 5 класс
Тема: «Действия с десятичными дробями». Цель: систематизировать, обобщить и проверить знания учащихся. Вид урока: повторно - обобщающий. Задачи: Повторить правила действия с десятичными...
Стендовый урок математика 5 класс" Десятичные дроби"
Стендовый урок математика 5 класс "Десятичные дроби"...
урок математики по теме "Десятичные дроби" в 5 классе
Урок "Слагаемые здоровья" на закрепление темы "Действия с десятичными дробями"...
Презентация урока математики по теме "Десятичные дроби"
Урок повторения по теме "Действия с десятичными дробями"...