Урок Решение задач по теории вероятностей. Модель "игральная кость"
презентация к уроку по алгебре (11 класс) по теме
Материал данного урока содержит задачи типа В10 ЕГЭ 2012 года и может быть использоваться учителем как на уроках математики в 9-11 классах, так и на факультативных занятиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные понятия Модулем числа а называют расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А( а ) . Модуль числа 5 равен 5. Пишут: |5| = 5. Число 6 называют модулем числа -6 . Пишут: |-6| = 6. Модуль числа не может быть отрицательным. Противоположные числа имеют равные модули: | -а | = | а |
Расстояние между двумя точками На координатной прямой точка с большей координатой лежит правее точки с меньшей координатой. Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты его правого конца вычесть координату его левого конца. ВС = 5 – 1 = 4; АС = 5 – (- 2 ) = 7; AD = - 2 – (- 4) = 2 0 -4 - 2 5 1 D A B C
М о д у л ь и расстояние между двумя точками 8 -4 3 -9 -3 5 CD = - 4 – 5 = 5 – (- 4 ) = 9 AB = 3 – 8 = 8 – 3 = 5 MN = - 9 – (- 3 ) = - 3 – (- 9 ) = 6 M N C D A B Формула расстояния между двумя точками координатной прямой с координатами х и а : ρ ( x,a ) = |x - a|
Решите уравнения: | х-2 | = 3, | 3х+6| = 4, | х-3 | + | х-1 | = 5, | х+4| + | х-5| = 9, | 2х-3| + | 2х+3| = 6, | х+5| - | х-8 | = 13, | х+4| - | х-3 | = 1, | 3х-8| - | 3х-2| = 6. | х+7| = | х-5 |
П р о в е р ь с е б я Сколько решений может иметь уравнение | х-4 | = а, в зависимости от значений а ? Сколько решений может иметь уравнение | х+3 | +| х-1 | = а, в зависимости от значений а ? Сколько решений может иметь уравнение | х+3 | -| х-1 | = а, при положительных значениях а ?
Число решений уравнения вида: Ι х – a Ι + Ι х – в Ι = с Если сумма модулей с больше расстояния между двумя точками а и в , то уравнение имеет два решения. Если сумма модулей равна расстоянию между двумя точками, то уравнение имеет множество решений , которые принадлежат отрезку между точками [ a ; в ] . Если расстояние между двумя точками меньше суммы модулей , то решений нет.
Домашняя работа Исследовать уравнения и определить число корней в зависимости от значения а : | х – 4 | - | х +2 | = а, | х+1 | - | х - 6 | = а, | х – 3 | - | х - 8 | = а. С п а с и б о за в н и м а н и е.
П р о в е р ь с е б я Сколько решений может иметь уравнение | х-4 | = а, в зависимости от значений а ? Ответ: а) Если а=0 , то уравнение имеет одно решение; б) Если а >0 , то уравнение имеет 2 корня, в) Если а <0 , то уравнение не имеет корней
П р о в е р ь с е б я Сколько решений может иметь уравнение | х+3 | +| х-1 | = а, в зависимости от значений а ? Ответ: а) Если а=4 , то уравнение имеет множество решений – отрезок [-3;1] , б) Если а >4 , то уравнение имеет 2 корня, в) Если а <4 , то уравнение не имеет корней
П р о в е р ь с е б я Сколько решений может иметь уравнение | х+3 | -| х-1 | = а, при положительных значениях а ? Ответ: а) если а = 4 , то уравнение имеет множество решений – [1; +∞) , б) если 0 < а < 4 , то уравнение имеет 1 решение, которое лежит внутри отрезка [-3;1], в) если а > 4 , то уравнение не имеет решений.
Решение уравнения |х - 2|=3 Решить уравнение : х – 2 = 3, значит найти на координатной прямой такие точки х , которые удовлетворяют условию ρ ( х;2 )= 3 ; другими словами удалены от точки с координатой 2 на расстояние 3. Ответ: -1 ; 5. -1 х 5 х 2 х 3 3
| х - 3 | = ρ ( x , 3) ; | х - 1 | = ρ ( x , 1) Нужно найти такую точку Х( х ), что : ρ ( x , 3 ) + ρ ( x , 1 ) = 5. ρ (3, 1) = 2, 2 < 5 , следовательно, точка с координатой х находиться вне отрезка [ 1; 3 ] и таких точек две. 1 3 Ответ : [ - 0,5 ; 4,5]. -0,5 х 4,5 х 2) 3,5 + 1,5 = 5 1 ) 1,5 + 3,5 = 5 Решение уравнения |х-3|+|х-1|=5
| х + 4 | = ρ ( x , -4) ; | х - 5 | = ρ ( x , 5) Нужно найти такую точку Х( х ), что : ρ ( x , -4 ) + ρ ( x , 5 ) = 9. ρ (-4, 5) = 9, 9 = 9 , следовательно, все точки этого промежутка удовлетворяют условию уравнения Х Ответ : [ - 4 ; 5] . -4 х 5 х 4 + 5 = 9 Решение уравнения |х+4|+|х-5|=9
| 2х - 3 | = ρ ( 2x, 3) ; | 2х + 3 | = ρ ( 2x, -3) Нужно найти такую точку , что : ρ ( 2x, 3 ) + ρ ( 2x, -3 ) = 6. ρ (3, -3) = 6, 6 = 6 , следовательно, все точки этого промежутка удовлетворяют условию уравнения 2х = -3 2х = 3 х = -1,5 х = 1,5 Ответ: [ -1,5; 1,5]. -3 2х 3 2х Решение уравнения |2х-3|+|2х+3|=6
Решение уравнения |х+5| - |х-8| = 13 ρ (-5; 8) = 13 , ρ ( х ; -5) > ρ ( х ; 8) ρ ( х ; -5) - ρ ( х ; 8) = 13 это множество точек координатной прямой, расположенных правее числа 8. Ответ : х [ 8; + ∞) ρ ( х ; -5) ρ ( х ; 8) //////////////////////////// -5 8 х 13
Решение уравнения | х+4 | - | х-3 | = 1 ρ ( x , -4 ) - ρ ( x , 3 ) = 1, где ρ ( x , -4 ) > ρ ( x , 3 ) ρ (-4, 3) = 7, 7 > 1 , следовательно, точка с координатой х находиться внутри отрезка [ -4; 3 ] и такая точа одна. -3 Ответ: 0 -4 3 х ρ ( х ; -4) 0 ρ ( х ; 3)
Решение уравнения |3х-8| - |3х-2| = 6 ρ (8; 2) = 6 , ρ (3х; 8) > ρ (3х; 2) ρ (3х; 8) - ρ (3х; 2) = 6 это множество точек координатной прямой, расположенных левее числа 6. ρ (3х; 8) 3х < 2 х < 2/3 6 Ответ: х ( - ; 2/3 ] 2 \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ \ 8 3х ρ (3х; 2)
| х + 7 | = ρ ( x , -7) ; | х - 5 | = ρ ( x , 5) Нужно найти такую точку Х( х ), что : ρ ( x , -7 ) = ρ ( x , 5 ) . ρ (-7, 5) = 12, следовательно, середина промежутка [-7;5] удовлетворяет условию уравнения ρ (-7, 5) = 12 -1 Х Ответ: - 1 . -7 5 Решение уравнения |х+7|=|х-5|
Предварительный просмотр:
МОУ «Осташевская средняя общеобразовательная школа»
Урок-практикум
Тема: Геометрическая интерпретация при
решении уравнений, содержащих знак
модуля
Цели: помочь повысить уровень понимания и
практической подготовки в решении
уравнений, содержащих модуль;
помочь осознать степень своего интереса к
предмету и оценить возможности овладения
им сточки зрения дальнейшей перспективы.
Задача: научить учащихся решать уравнения
содержащие модуль
Методы обучения: беседа, объяснение, выполнение
тренировочных упражнений
Формы контроля: проверка самостоятельно
решенных задач
Класс: 10
Учитель: Качайкина Н.Б.
2011 год.
- Организационный момент.
- Устная работа. Повторение основных понятий.
Слайд №2. Дайте определение модуля.
Дайте геометрическое истолкование модуля
действительного числа а?
Как изобразить на координатной прямой │5│ и │-6│?
│5│ – расстояние от начала координат О до точки В(5).
│-6│– расстояние от начала координат О до точки М(-6).
Почему модуль не может быть отрицательной величиной?
Почему противоположные числа имеют равные модули?
Слайд №3. Как расположены на числовой прямой точки с координатами -4; -2; 1 и 5?
Как найти расстояние между точками на координатной прямой?
Слайд №4. Что называется расстоянием между двумя точками на координатной прямой?
В чем состоит геометрический смысл модуля разности действительных чисел?
- Закрепление изученного материала.
Слайд №5. Решение уравнений с помощью геометрической интерпретации модуля:
- | х - 2 | = 3,
- | 3х + 6| = 4,
- | х - 3 | + | х - 1 | = 5,
- | х + 4| + | х - 5| = 9,
- | 2х - 3| + | 2х + 3| = 6,
- | х + 5| - | х - 8 | = 13,
- | х + 4| - | х - 3 | = 1,
- | 3х - 8| - | 3х - 2| = 6,
- | х + 7| = | х - 5 |.
Воспользовавшись гиперссылками слайда №5 решения уравнений
можно найти на слайдах с 12 по 20 соответственно и вернуться
обратно со слайдов с решениями.
Слайд №6. Решение уравнений с параметрами:
- Сколько решений может иметь уравнение | х - 4 | = а,
в зависимости от значений а?
- Сколько решений может иметь уравнение
| х + 3 | + | х - 1 | = а, в зависимости от значений а?
- Сколько решений может иметь уравнение
| х + 3 | - | х - 1 | = а, при положительных значениях а?
корней
Решения уравнений при необходимости можно найти на слайдах
с 9 по 11 соответственно с помощью гиперссылок слайда №6 и
вернуться обратно со слайдов с решениями.
- Разноуровневая самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.
Вариант I
- |x - 5| = 3
- |2x - 6| = 4
- |x + 4| = |x – 2|
- |x - 2| + |x + 3| = 7
- |x - 2| - |x + 3| = 5
Вариант V
- |2x - 5| - 3 = -2
- |x + 1| = |3 – х|
- |x | + |x – 1| = 9
- |3 + х| + |3 - х| = 6
- |3x + 8| - |3x + 2| = 6
- Домашнее задание.
Слайд №8. Исследовать уравнения и определить число
корней в зависимости от значения а :
| х + 3 | - | х – 1 | = а,
| х – 4 | - | х + 2 | = а,
| х + 1 | - | х - 6 | = а,
| х – 3 | - | х - 8 | = а.
- Итог урока:
Слайд №7. Сколько решений имеет уравнение вида
| х - а | + | х – в | = с?
Предварительный просмотр:
МОУ «Осташевская средняя общеобразовательная школа»
Тема: Решение задач по теории вероятностей.
Модель «игральная кость».
Цели: вспомнить определение вероятности случайного события;
развивать умение решать задачи на нахождение вероятности
случайного события;
помочь осознать степень своего интереса к теме и оценить
возможности для овладения им с точки зрения дальнейшей
перспективы.
Задача: научить учащихся решать задачи на нахождение
вероятности случайного события
Методы обучения: беседа, объяснение, выполнение
тренировочных упражнений
Формы контроля: проверка самостоятельно
решенных задач
Оборудование: презентация, карточки с заданиями
Класс: 11
Учитель: Качайкина Н.Б.
2011 год.
- Организационный момент
- Повторение(Слайд №2)
Мы с вами знакомы с понятием «теория вероятность».
Что такое вероятность?
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой читаем: «Вероятность – возможность исполнения, осуществимости чего-нибудь».
Какое определение дает основатель современной теории вероятностей А.Н.Колмогоров?
«Вероятность математическая – это числовая характеристика степени возможности появления какого-либо определенного события в тех или иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях».
Какое классическое определение вероятности дают авторы школьных учебнков?
«Вероятностью Р(А) события А в испытании с равновозможными элементарными исходами называется отношение числа исходов т, благоприятствующих событию А, к числу п всех исходов испытания».
Р(А) = т/п
Вывод: в математике вероятность измеряется числом.
Сегодня мы с вами продолжим рассматривать математическую модель
«игральная кость». (Слайд№3)
Предметом исследования в теории вероятностей являются события,
появляющиеся при определенных условиях, которые можно
воспроизводить неограниченное количество раз.
Каждое осуществление этих условий называют испытанием.
Испытание – бросание игральной кости.
Событие – выпадение шестерки или выпадение четного числа очков.
Выпадение каждой грани при многократном бросании кубика
имеет одинаковую вероятность (игральная кость правильная).
- Устная работа. Решите задачи(слайд №4):
- Игральную кость (кубик) бросили один раз. Какова вероятность того, что выпало 4 очка?
Решение. Здесь случайный эксперимент – бросание кубика. Элементарное событие – число на выпавшей грани. Граней всего шесть. Перечислим все элементарные события? 1,2,3,4,5,6. Значит
п = 6. Событию А={выпало 4 очка} благоприятствует одно элементарное событие: 4. Поэтому т = 1.
Элементарные события равновозможные, поскольку подразумевается, что кубик честный. Поэтому Р(А) = т/п = 1/6 = 0,17.
- Игральную кость (кубик) бросили один раз. Какова вероятность того, что выпало не более 4 очков?
Решение. Здесь случайный эксперимент – бросание кубика. Элементарное событие – число на выпавшей грани. Значит п = 6. Событию А={выпало не более 4 очков} благоприятствует 4 элементарных события: 1,2,3,4. Поэтому т = 4.
Поэтому Р(А) = т/п = 4/6 = 0,67.
- Игральную кость (кубик) бросили один раз. Какова вероятность того, что выпало менее 4 очков?
Решение. Здесь случайный эксперимент – бросание кубика. Элементарное событие – число на выпавшей грани. Значит п = 6. Событию А={выпало менее 4 очков} благоприятствует 3 элементарных события: 1,2,3. Поэтому т = 3.
Поэтому Р(А) = т/п = 3/6 = 0,5.
- Игральную кость (кубик) бросили один раз. Какова вероятность того, что выпало нечетное число очков?
Решение. Здесь случайный эксперимент – бросание кубика. Элементарное событие – число на выпавшей грани. Значит п = 6. Событию А={выпало нечетное число очков} благоприятствует 3 элементарных события: 1,3,5. Поэтому т = 3.
Поэтому Р(А) = т/п = 3/6 = 0,5.
IV. Изучение нового
Сегодня рассмотрим задачи, когда в случайном эксперименте используются две игральные кости или выполняются два, три броска
- В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что сумма выпавших очков равна 6. Ответ округлите до сотых(слайд №5).
Решение(слайд №9) Элементарный исход в этом опыте – упорядоченная пара чисел. Первое число выпадет на первом кубике, второе – на втором.
Множество элементарных исходов удобно представить таблицей. Строки соответствуют количеству очков на первом кубике, столбцы – на втором кубике. Всего элементарных событий п = 36.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Напишем в каждой клетке сумму выпавших очков и закрасим клетки, где сумма равна 6. Таких ячеек 5. Значит, событию А = {сумма выпавших очков равна 6} благоприятствует 5 элементарных исходов. Следовательно, т = 5.
Поэтому, Р(А) = 5/36 = 0,14
- В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 3 очка. Результат округлите до сотых (слайд №5).
Решение (слайд №10). Элементарный исход в этом опыте – упорядоченная пара чисел. Всего элементарных событий п = 36.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Событию А = {сумма равна 3} благоприятствуют 2 элементарных исходов. Следовательно, т = 2.
Поэтому, Р(А) = 2/36 = 0,06.
- В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет более 10 очков. Результат округлите до сотых(слайд №5) .
Решение (слайд №11). Элементарный исход в этом опыте – упорядоченная пара чисел. Всего элементарных событий п = 36.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Событию А = {в сумме выпадет более 10 очков} благоприятствуют 3 элементарных исхода. Следовательно, т = 3.
Поэтому, Р(А) = 3/36 = 0,08.
- Люда дважды бросает игральный кубик. В сумме у неё выпало 9 очков. Найдите вероятность того, что при одном из бросков выпало 5 очков(слайд №6).
Решение(слайд №12). Элементарный исход в этом опыте – упорядоченная пара чисел. Первое число выпадет при первом броске, второе –при втором.
Множество элементарных исходов удобно представить таблицей. Строки соответствуют результату первого броска, столбцы – результату второго броска. Всего элементарных событий, при которых сумма очков 9 будет п = 4.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Значит, событию А = {при одном из бросков выпало 5 очков} благоприятствует 2 элементарных исхода. Следовательно, т = 2.
Поэтому, Р(А) = 2/4 = 0,5.
- Саша дважды бросает игральный кубик. В сумме у него выпало 6 очков. Найдите вероятность того, что при одном из бросков выпало 1 очко(слайд №6).
Решение (слайд №13).
Первое бросание Второе бросание Сумма очков
1 + 5 = 6
2 + 4 = 6
3 + 3 = 6
4 + 2 = 6
5 + 1 = 6
Равновозможных исходов – 5
Благоприятствующих исходов – 2
Вероятность события р = 2/5 = 0,4
- Аня дважды бросает игральный кубик. В сумме у нее выпало 5 очков. Найдите вероятность того, что при первом броске выпало 3 очка(слайд №6).
Решение(слайд №14).
Первое бросание Второе бросание Сумма очков
1 + 4 = 5
2 + 3 = 5
3 + 2 = 5
4 + 1 = 5
Равновозможных исходов – 4
Благоприятствующих исходов – 1
Вероятность события р = 1/4 = 0,25
- Наташа и Вика играют в кости. Они бросают игральную кость по одному разу. Выигрывает тот, кто выбросил больше очков. Если очков выпало поровну, то наступает ничья. В сумме выпало 8 очков. Найдите вероятность того, что Наташа выиграла(слайд №7).
Решение(слайд №15).
Наташа Вика Сумма очков
2 + 6 = 8
3 + 5 = 8
4 + 4 = 8
5 + 3 = 8
6 + 2 = 8
Равновозможных исходов – 5
Благоприятствующих исходов – 2
Вероятность события р = 2/5 = 0,4
- Тоня и Нина играют в кости. Они бросают игральную кость по одному разу. Выигрывает тот, кто выбросил больше очков. Если очков выпало поровну, то наступает ничья. В сумме выпало 6 очков. Найдите вероятность того, что Тоня проиграла(слайд №7).
Решение(слайд №16).
Тоня Нина Сумма очков
1 + 5 = 6
2 + 4 = 6
3 + 3 = 6
4 + 2 = 6
5 + 1 = 6
Равновозможных исходов – 5
Благоприятствующих исходов – 2
Вероятность события р = 2/5 = 0,4
- Коля и Лёша играют в кости. Они бросают игральную кость по одному разу. Выигрывает тот, кто выбросил больше очков. Если очков выпало поровну, то наступает ничья. Первым бросил Коля, у него выпало 3 очка. Найдите вероятность того, что Лёша не выиграет(слайд №8).
Решение(слайд №17).
У Коли выпало 3 очка.
У Лёши равновозможных исходов – 6
Благоприятствующих проигрышу исходов – 3 (при1 и при 2 и при 3)
Вероятность события р = 3/6 = 0,5.
- Миша трижды бросает игральный кубик. Какова вероятность того, что все три раза выпадут чётные числа(слайд №8)?
Решение(слайд №18).
У Миши равновозможных исходов – 6 · 6 · 6 = 216
Благоприятствующих проигрышу исходов – 3 · 3 · 3 = 27
Вероятность события р = 27/216 = 1/8 = 0,125.
- В случайном эксперименте бросают три игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 16 очков. Результат округлите до сотых(слайд №8).
Решение(слайд №19.
Первая Вторая Третья Сумма очков
4 + 6 + 6 = 16
6 + 4 + 6 = 16
6 + 6 + 4 = 16
5 + 5 + 6 = 16
5 + 6 + 5 = 16
6 + 5 + 5 = 16
Равновозможных исходов – 6 · 6 · 6 = 216
Благоприятствующих исходов – 6
Вероятность события р = 6/216 = 1/36 = 0,277… = 0,28.
V. Тренировочная самостоятельная работа.
Вариант 1.
- Игральную кость(кубик) бросили один раз. Какова вероятность того, что выпало не менее 4 очков? (Ответ:0,5)
- В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 5 очков. Результат округлите до сотых. (Ответ:0,11)
- Аня дважды бросает игральный кубик. В сумме у нее выпало 3 очка. Найдите вероятность того, что при первом броске выпало 1 очко.
(Ответ:0,5)
- Катя и Ира играют в кости. Они бросают игральную кость по одному разу. Выигрывает тот, кто выбросил больше очков. Если очков выпало поровну, то наступает ничья. В сумме выпало 9 очков. Найдите вероятность того, что Ира проиграла. (Ответ:0,5)
- В случайном эксперименте бросают три игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 15 очков. Результат округлите до сотых. (Ответ:0,05)
Вариант 2.
- Игральную кость(кубик) бросили один раз. Какова вероятность того, что выпало не более 3 очков? (Ответ:0,5)
- В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите
вероятность того, что в сумме выпадет 10 очков. Результат округлите до сотых. (Ответ:0,08)
- Женя дважды бросает игральный кубик. В сумме у нее выпало 5 очков. Найдите вероятность того, что при первом броске выпало 2 очка.
(Ответ:0,25)
- Маша и Даша играют в кости. Они бросают игральную кость по одному разу. Выигрывает тот, кто выбросил больше очков. Если очков выпало поровну, то наступает ничья. В сумме выпало 11 очков. Найдите вероятность того, что Маша выиграла. (Ответ:0,5)
- В случайном эксперименте бросают три игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 17 очков. Результат округлите до сотых. (Ответ:0,01)
VI. Домашняя работа(слайд № 20)
- В случайном эксперименте бросают три игральные кости. В сумме выпало 12 очков. Найдите вероятность того, что при первом броске выпало 3 очка. Результат округлите до сотых.
- Даша трижды бросает игральный кубик. Какова вероятность того, что все три раза выпадут одинаковые числа?
VII. Итог урока
Что нужно знать для нахождения вероятности случайного события?
Для вычисления классической вероятности нужно лишь знать все возможные исходы события и благоприятные исходы. Однако в жизни чаще встречаются события, сравнить и оценить которые, основываясь только на интуиции, невозможно и трудно
Классическое определение вероятности применимо только к событиям с равновозможными исходами, что ограничивает область его применения
Для чего в школе изучаем теорию вероятности?
Теория вероятностей – один из наиболее важных прикладных разделов математики. Многие явления окружающего нас мира поддаются описанию только с помощью теории вероятностей.
Литература
- Алгебра и начала математического анализа.10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений : базовый уровень / [Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева и др.]. – 16-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 464 с.
- Семенов А.Л. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В / – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 543с.
- Высоцкий И.Р., Ященко И.В. ЕГЭ 2012. Математика. Задача В10. Теория вероятностей. Рабочая тетрадь / Под ред. А.Л.Семенова и И.В.Ященко. – М.: МЦШМО, 2012. – 48 с.
Презентация
Начиная с пятого слайда, работают гиперссылки: белый кубик – выход к ответу, красный кубик – возврат к задачам. С восьмого слайда гиперссылкой «Решите задачу» можно перейти к домашней работе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова « Вероятность – возможность исполнения, осуществимости чего-нибудь». А.Н.Колмогоров « Вероятность математическая – это числовая характеристика степени возможности появления какого-либо определенного события в тех или иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях ». К лассическое определение вероятности «Вероятностью Р(А) события А в испытании с равновозможными элементарными исходами называется отношение числа исходов т, благоприятствующих событию А, к числу п всех исходов испытания». Р(А) = т/ п
М атематическая модель «игральная кость» Выпадение каждой грани при многократном бросании кубика имеет одинаковую вероятность Испытание – бросание игральной кости Событие – выпадение очков
Устная работа 1. Игральную кость (кубик) бросили один раз. Какова вероятность того, что выпало 4 очка? 2. Игральную кость (кубик) бросили один раз. Какова вероятность того, что выпало не более 4 очков? 3. Игральную кость (кубик) бросили один раз. Какова вероятность того, что выпало менее 4 очков? 4. Игральную кость (кубик) бросили один раз. Какова вероятность того, что выпало нечетное число очков?
1. В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что сумма выпавших очков равна 6. Ответ округлите до сотых . 2. В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 3 очка. Результат округлите до сотых. 3. В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет более 10 очков. Результат округлите до сотых Решите задачу
Решите задачу Люда дважды бросает игральный кубик. В сумме у неё выпало 9 очков. Найдите вероятность того, что при одном из бросков выпало 5 очков. Саша дважды бросает игральный кубик. В сумме у него выпало 6 очков. Найдите вероятность того, что при одном из бросков выпало 1 очко. Аня дважды бросает игральный кубик. В сумме у нее выпало 5 очков. Найдите вероятность того, что при первом броске выпало 3 очка.
Решите задачу 7. Наташа и Вика играют в кости. Они бросают игральную кость по одному разу. Выигрывает тот, кто выбросил больше очков. Если очков выпало поровну, то наступает ничья. В сумме выпало 8 очков. Найдите вероятность того, что Наташа выиграла. 8. Тоня и Нина играют в кости. Они бросают игральную кость по одному разу. Выигрывает тот, кто выбросил больше очков. Если очков выпало поровну, то наступает ничья. В сумме выпало 6 очков. Найдите вероятность того, что Тоня проиграла
Решите задачу 9. Коля и Лёша играют в кости. Они бросают игральную кость по одному разу. Выигрывает тот, кто выбросил больше очков. Если очков выпало поровну, то наступает ничья. Первым бросил Коля, у него выпало 3 очка. Найдите вероятность того, что Лёша не выиграет. 10. Миша трижды бросает игральный кубик. Какова вероятность того, что все три раза выпадут чётные числа? 11. В случайном эксперименте бросают три игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 16 очков. Результат округлите до сотых.
Результат каждого бросания – это пара чисел ( a , b ), где a и b – числа от 1 до 6. Поэтому все поле событий состоит из 6х6 = 36 элементов ( п = 36 ) Решение задачи № 1 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 2 3 4 5 6 7 8 3 4 5 6 7 8 9 4 5 6 7 8 9 10 5 6 7 8 9 10 11 6 7 8 9 10 11 12 Благоприятным исходом для рассматриваемого события является любая пара ( a , b ), для которой a + b = 6. Это можно сделать пятью следующими способами: 6 = 1 + 5 6 = 2 + 4 6 = 3 + 3 6= 4 + 2 6 = 5 + 1 ( т = 5 ) Таким образом, вероятность заданного события равна Р = т / п =5/36 = 0,14
Результат каждого бросания – 36 равновозможных исходов Решение задачи № 2 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 2 3 4 5 6 7 8 3 4 5 6 7 8 9 4 5 6 7 8 9 10 5 6 7 8 9 10 11 6 7 8 9 10 11 12 Благоприятных исходов – 2 В ероятность заданного события Р = т/ п Р = 2/36 = 0,555… = 0, 0 6
Результат каждого бросания – 36 равновозможных исходов Решение задачи № 3 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 2 3 4 5 6 7 8 3 4 5 6 7 8 9 4 5 6 7 8 9 10 5 6 7 8 9 10 11 6 7 8 9 10 11 12 Благоприятных исходов – 3 В ероятность заданного события Р = т/ п Р = 3/36 = 0, 0 8 3 … = 0, 08
Решение задачи № 4 Первое бросание Второе бросание Сумма очков 3 + 6 = 9 4 + 5 = 9 5 + 4 = 9 6 + 3 = 9 Равновозможных исходов – 4 Благоприятствующих исходов – 2 Вероятность события р = 2/4 = 0,5
Решение задачи № 5 Первое бросание Второе бросание Сумма очков 1 + 5 = 6 2 + 4 = 6 3 + 3 = 6 4 + 2 = 6 5 + 1 = 6 Равновозможных исходов – 5 Благоприятствующих исходов – 2 Вероятность события р = 2/5 = 0,4
Решение задачи № 6 Первое бросание Второе бросание Сумма очков 1 + 4 = 5 2 + 3 = 5 3 + 2 = 5 4 + 1 = 5 Равновозможных исходов – 4 Благоприятствующих исходов – 1 Вероятность события р = 1/4 = 0,25
Решение задачи № 7 Наташа Вика Сумма очков 2 + 6 = 8 3 + 5 = 8 4 + 4 = 8 5 + 3 = 8 6 + 2 = 8 Равновозможных исходов – 5 Благоприятствующих исходов – 2 Вероятность события р = 2/5 = 0,4
Решение задачи № 8 Тоня Нина Сумма очков 1 + 5 = 6 2 + 4 = 6 3 + 3 = 6 4 + 2 = 6 5 + 1 = 6 Равновозможных исходов – 5 Благоприятствующих исходов – 2 Вероятность события р = 2/5 = 0,4
Решение задачи № 9 У Коли выпало 3 очка. У Лёши равновозможных исходов – 6 Благоприятствующих проигрышу исходов – 3 (при1 и при 2 и при 3) Вероятность события р = 3/6 = 0,5
Решение задачи № 10 У Миши равновозможных исходов – 6 · 6 · 6 = 216 Благоприятствующих проигрышу исходов – 3 · 3 · 3 = 27 Вероятность события р = 27/216 = 1/8 = 0,125
Решение задачи № 11 Первая Вторая Третья Сумма очков 4 + 6 + 6 = 16 6 + 4 + 6 = 16 6 + 6 + 4 = 16 5 + 5 + 6 = 16 5 + 6 + 5 = 16 6 + 5 + 5 = 16 Равновозможных исходов – 6 · 6 · 6 = 216 Благоприятствующих исходов – 6 Вероятность события р = 6/216 = 1/36 = 0,277… = 0,28
Домашняя работа В случайном эксперименте бросают три игральные кости. В сумме выпало 12 очков. Найдите вероятность того, что при первом броске выпало 3 очка. Результат округлите до сотых. Даша трижды бросает игральный кубик. Какова вероятность того, что все три раза выпадут одинаковые числа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Решение задач по теории вероятностей. Модель "игральная кость"
Материал данного урока содержит задачи В10 ЕГЭ 2012 и безусловно может использоваться учителем как на уроках математики в 9-11 классах, так и на факультативных занятиях....
Презентация к уроку "Решение задач по теории вероятностей"
Этот материал поможет в подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы, а также будет полезным при подготовке к ЕГЭ по математике....
План открытого урока 11 кл.- Применение комбинаторики при решении задач по теории вероятностей
План открытого урока 11 кл.- Применение комбинаторики при решении задач по теории вероятностей...
урок по теме "Решение задач по теории вероятностей"
Материал для подготовки к ЕГЭ...
Разработка урока – практикума по алгебре в 9 классе по теме: «Применение комбинаторики при решении задач по теории вероятностей»
Разработка урока повторения изученного материала по комбинаторике и теории вероятностей....
Урок по теме Решение задач по теории вероятностей
Урок изучения нового материала в 9 классе....
Презентация к уроку по теме "Решение задач по теории вероятностей"
Презентация по теме "Теория вероятностей" может быть использована на уроках повторения в 10- 11 классах, а также при подготовке к итоговой аттестации....