Из опыта работы по использованию ИКТ
методическая разработка по алгебре на тему
Использование ИКТ на уроке математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_po_ispolzovaniyu_it_-tehnologiy..doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
IT- ТЕХНОЛОГИЙ.
Еланцева Светлана Викторовна, с. Малокрасноярка, Кыштовский район, Новосибирская область, МКОУ Малокрасноярская ООШ, учитель математики, s_veta_68@mail.ru
«Если сегодня будем учить так , как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра”
Дж. Дьюи
Эти слова заставляют задуматься любого учителя, которому небезразличны его выпускники. Глобальная информатизация общества становится одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности современного человека.
Я работаю в сельской основной общеобразовательной школе, где учащиеся в основном со средними учебными способностями. Передо мной постоянно стояла задача как заинтересованность ученика в процессе познания и как избежать пассивности на уроках, как сформировать навыки самостоятельной работы и осознать необходимость обучения.
Ещё совсем недавно эти вопросы я решала через организацию работы в разноуровневых группах, используя адаптивную технологию обучения. Данная форма организации учебной деятельности была очень трудоёмкой при подготовке к урокам, но давала положительный результат: повысилось качество обученности учащихся и развились навыки их самостоятельной деятельности.
С появлением компьютера многие проблемы в подготовке к урокам стали разрешимы. Появились неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса и эффективной организации познавательной деятельности учащихся. Считаю, что современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки на печатной основе, а красочные слайды, различные анимации и ролики. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.
Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
В процессе преподавания математики использую цифровые образовательные ресурсы в различных формах:
- мультимедийные сценарии уроков (презентации);
- готовые учебные и демонстрационные программы;
- проверка знаний на уроке (чаще всего различные тренажёры и тесты);
- подготовка к ГИА;
- проектная деятельность;
- внеурочная деятельность.
Незаменимым помощником в моей работе стала программа Power Point. Это приложение позволяет самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку с минимальными временными затратами. При этом не требуется глубокой компьютерной подготовки. Часто использую готовые презентации Единой коллекции ЦОР и других образовательных сайтов сети Интернет. Считаю, что математика - это один из тех предметов, в котором использование информационных технологий может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования IT–технологий многие методические цели можно реализовать более эффективно. Именно информационные технологии: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.
При изучении нового материала провожу уроки с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Использование слайдов освобождает учителя от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране – совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такому чертежу – одно удовольствие. Активизирует работу учащихся при изучении новой темы использование видео-уроков. В своей работе использую готовые видео-уроки по математике И. Жаборовского UROKIMATEMATIKI.RU.
При проведении устного счёта использую различные тренажёры, необычные задания - в виде блок-схемы. Ответы демонстрируются на экране с помощью мультимедийного проектора. Это вызывает особый интерес, так как сопровождается мультипликационной картинкой, применение которых позволяет продемонстрировать после каждого задания правильный ответ для учащихся.
В работе активно применяю программы-тренажеры, предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен. Электронные таблицы Ехсеl помогают организовать в классе практическую работу по анализу статистических данных с построением графиков и диаграмм. Эта большая методическая поддержка при изучении нового раздела математики «Статистика».
При осуществлении контроля знаний на уроке использую разнообразные тесты. Интерактивные тесты, созданные в программе Power Point, направлены на отработку учебного материала. Работа с тестом строится в режиме тренажера: даются несколько вопросов с вариантами ответов. Ученик не может выйти из программы, не выполнив все задания. Программа позволяет составлять задания в нескольких вариантах и разного уровня сложности с учетом способностей детей. Эта форма работы предупреждает образование пробелов в знаниях учащихся.
Особый интерес у учащихся при подготовке к ГИА вызывает работа с
тестами – тренажёрами из сети Интернет (http://uztest.ru/ ).
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников, по своему уровню подготовки они превосходят школьников, готовившихся по обычным учебникам и задачникам.
Особое внимание уделяю вопросу совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в тетради.
Использование современных информационных технологий способствует развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности и их творческих способностей. При прохождении нового материала по некоторым темам ученики заранее готовят к уроку презентации, для чего самостоятельно ведут поиск в сети Интернет, сканируют необходимые рисунки и схемы. На уроке они выступают с этими презентациями, объясняя новый материал. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Важным направлением организации внеурочной деятельности является научная и проектная деятельность учеников, т.е. выполнение долговременных трудоемких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности. Ученики выполняют как индивидуальные, так и групповые проекты. В проектной деятельности ученик осознает свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Он ставит цель развивать способности при освоении необходимого предметного содержания, составляет пошаговый план действий, затем воплощает его в рабочих слайдах, наконец, анализирует результат и путь, который привел к нему. Проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, а также сформировать устойчивый интерес к предмету исследования. При работе над проектом осуществляется сотрудничество ученика и учителя, что способствует решению главной задачи любой школы - формированию личности.
Применение электронных учебных пособий на уроках математики показало: повышение интереса к урокам математики, улучшение дисциплины на уроках, улучшение успеваемости по другим предметам, повышение внимания и улучшение памяти.
Анализируя свою педагогическую деятельность, считаю что по сравнению с традиционными педагогическими технологиями IT –технологии обладают рядом преимуществ:
- Изложение нового материала более доходчиво и за меньшее время;
- легче и быстрее создавать дидактические пособия, раздаточные материалы, опросники, планы уроков, оценочные и тестирующие материалы отчёты и т.д.
- расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического);
- легко достигается уровневая дифференциация обучения; достигается оптимальный темп работы ученика, так как каждый ученик выполняет индивидуальное задание, работая в своем темпе;
- повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся; работа ученика оценивается сразу, причём учитель меньше тратит времени на проверку работ;
- отслеживаются ошибки, допущенные учеником, и повторно отрабатывается недостаточно усвоенный материал; возможность возвращения к изученному материалу в случае необходимости, не прибегая за помощью к учителю;
- способствуют повышению мотивации обучения и повышают активность обучаемых;
- усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей;
- возможность обмениваться материалами с коллегами и тиражирования собственного педагогического опыта;
- можно находить в сети Интернет основные и дополнительные материалы по теме уроков и внеклассных занятий;
- возможность активно применять метод проектов, который позволяет развивать: самостоятельность мышления, умение анализировать и систематизировать материал, работать в команде.
Кроме этого мотивами, побуждающими педагога к использованию ИКТ на уроке, считаю следующее:
- повышение уровня профессиональной культуры учителя;
- развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;
- возможность тиражирования собственного педагогического опыта (создав собственный сайт в сети);
- повышение авторитета среди учащихся и среди коллег;
- поощрение администрации.
Однако для обеспечения эффективности учебного процесса с применением IT-технологий необходимо: избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся. Не просто демонстрировать материал, а ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного. Дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся.
Наряду со всеми преимуществами по внедрению информационных технологий в обучение не обойтись и без проблем.
Главная проблема в нашей школе (думаю как и во многих сельских) - слабая обеспеченность современным оборудованием, в том числе и мультимедийным, а также:
- отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать. Это не позволяет выстроить грамотную и эффективную технологическую цепочку внедрения IT – технологий в школе;
- усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем родителям; отсутствие на селе скоростного Интернета (кроме школы). Сегодня мы должны в обязательном порядке реализовать проект «Дневник.ру», хотя у 90% родителей и детей дома нет доступа к Интернету.
- Также активное, как утверждают психологи, внедрение ИТ-технологий вызывает опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение.
- Применение информационных технологий обучения в процессе преподавания школьных дисциплин, не связанных с изучением информатики и программирования, требует от учителя-предметника постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, освоения информационных технологий.
- Известно, что наибольшим препятствием в использовании информационных технологий на всех уровнях образования всех стран, независимо от их технического развития и оснащенности конкретного учебного заведения, является практически полное отсутствие методических разработок использования ИКТ в образовании и отсутствие или недостаточность подготовки преподавателей.
Чтобы идти вперёд вместе с продвинутым поколением наших учеников нам, учителям, необходимо постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство. Сегодня стали наиболее актуальными слова К.Д. Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».
Литература:
- Гриценко В.И. Сущность информационных технологий / В.И. Гриценко. - М: Просвещение, 2006.- 354c.
- Скамницкая, Г.П. Информационно-коммуникативные педагогические технологии как фактор повышения качества профессионального образования /Г.П. Скамницкая // Среднее профессиональное образование.-2008.-№1.-С.55-56.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 3 – 144.
Аннотация
Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
В статье представлен опыт работы по использованию элементов IT –технологий на уроках математики в 5-9 классах, описаны преимущества и проблемы по внедрению данных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Из опыта работы с использованием опорных конспектов»
«Из опыта работы с использованием опорных конспектов» Основные принципы составления опорного конспекта:*лаконичность...
Из опыта работы об использовании современных обучающих технологий.
Возрастающая потребность школьников в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, обязыва...
Описание опыта работы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Актуальность темы. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определе...
Описание опыта работы "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"
Помещаемый материал содержит описание опыта на тему "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"...
Из опыта работы по использованию краеведческого материала на уроках географии
Научная и методическая литература, свидетельствует о том, что краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью.Под термином «родной край» понимается терр...
Из опыта работы «Эффективность использования интерактивного оборудования на различных этапах урока биологии».
XXI-век – это век новых информационных технологий и среди современного технического оснащения в школах стали появляться интерактивные доски, микроскопы, документ-камеры и многое другое. Их использован...
Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.
Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...