"Статистические исследования" урок математики в 6 классе.
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Данный урок задумывался как урок-практикум.
В курсе математики 6 класса по учебнику Дорофеева в теме «Обыкновенные дроби» есть п. «Столбчатые и круговые диаграммы» (1.5), в теме «Комбинаторика, случайные события» - п. Сравнение шансов. (9.3) Этот урок объединяет занятия по 2 данным пунктам. В курсе информатики это занятие – отработка практических навыков построения диаграмм. Идея урока пришла благодаря заданиям рабочей тетради.
Предлагаю провести урок после рассмотрения процентов и круговых диаграмм и перед изучением п. «Эксперименты со случайными исходами», в котором применяется та же методика подсчетов, что и на данном уроке. С построением и чтением диаграмм учащиеся сталкиваются при изучении других предметов.
Работа в группах позволяет каждому ученику принять участие в проведении исследования и построении диаграмм (учитель контролирует!). Отметки связаны с качеством выполнения представленных работ (самостоятельность, скорость, эстетичность)
К уроку подготовлены презентация, опросные карты, карточки-инструкции, проведен опрос учащихся 5-7 классов силами самих 6-классников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statistika_6_kl.rar | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Наумова Марина Николаевна – учитель математики МОУ «Корниловская средняя школа», Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, п. Двинской
Урок информатика +математика в 6 классе.
Тема: «Статистические исследования».
Цель: - ознакомление с методикой проведения статистических исследований опросом и применение ее на практике;
Задачи:
- учиться проводить статисследования (собирать, обрабатывать данные, делать выводы);
- отрабатывать навык построения диаграмм;
- учиться применять в комплексе знания, полученные в ходе изучения различных предметов;
- развивать умение работать в группе (формировать коммуникативную компетентность).
Подготовительная работа. Заранее проведены исследования среди учащихся 5-7 классов по вопросам «Любимый вид спорта», «Любимое домашнее животное». Даны опросные листы. Подготовлена презентация, карточки.
Ход урока.
1сл. Организационный момент.
Домашнее задание: записать три вопроса для статистического исследования среди учащихся 5-7 классов.
В курсе математики основной школы изучается тема «Теория вероятностей, статистика и комбинаторика». С основами теории вероятностей вы уже знакомились в 5 классе. Одно из главных понятий теории вероятностей – «событие». Приведите примеры событий.
2 сл. Виды событий, устная работа.
3 сл. Блез Паскаль - французский математик, физик, религиозный философ и писатель. Он - автор выдающихся работ по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятности.
Существуют специальные формулы расчета вероятности того или иного события. Но достаточно часто результат можно получить в ходе исследования статистических данных, в том числе с помощью опроса.
4сл.Тема этого урока «Статистические исследования». (запись)
Мы познакомимся с методикой проведения опросов и сделаем практическую работу по ее применению. Используем при этом имеющийся навык построения диаграмм с помощью персонального компьютера.
5сл. СТАТИСТИКА – это наука. (Определение, запись)
Готовясь к этому уроку, вы проводили опрос.
Напомните темы (любимое животное, любимый вид спорта)
Кого вы опрашивали? (учащихся 5-7 классов)
6сл. (план)
- Что уже сделано по этому плану?
- Какой следующий этап?
- Что будет являться результатом анализа? (вывод)
- Что значит «опубликовать»? (определение)
Основная часть.
1. Построение диаграмм – учитель информатики напоминает учащимся способы построения диаграмм и ход работы.
2. Делим класс на группы (по 4-6 человек).
3. Задание (карточка):
- обработать данные опроса;
- оформить сводную таблицу;
- построить диаграмму;
- сформулировать вывод;
- довести до сведения класса.
4. Учащиеся работают в группах, подводят итог, строят диаграммы, делают выводы.
5. Знакомство с результатами,
7,8 сл. Демонстрация диаграмм прошлых лет.
9 сл. (определение статистического наблюдения)
- Можно ли назвать наше исследование статистическим? Да, т.к. они проводятся третий год (а в первый год – нет!)
- Это сплошное или выборочное исследование? (выборочное)
- Повседневное или периодическое? (периодическое)
- Какие вероятностные выводы можно сделать по результатам и зачем могли бы понадобиться такие исследования?
(Завоз животных в зоомагазин – кого приобретут наиболее вероятно?
Открытие школьных секций – какие будут пользоваться наибольшим спросом?)
- Какие статистические исследования вы могли бы предложить?
(Провести дополнительный анализ по остроте зрения и сопоставить;
Провести дополнительный анализ успеваемости и сопоставить).
Ксерокопии страниц газет со статистическими сведениями из ЗАГСа (рождения/смерти, браки/разводы и т.д.) – найти на странице статистические сведения и ответить на вопросы:
- Это сплошное или выборочное исследование?
- Повседневное или периодическое?
ИТОГ
- Интересно ли было заниматься исследованием?
- Хотел бы кто-нибудь продолжить такую работу?
- Выгодно ли заниматься статисследованиями? (реализация товаров и услуг!)
- Какие темы для исследования вы можете предложить?
Фрагмент фильма «Служебный роман», где Л. Калугина говорит о статистике.
10 сл.
Опросный лист
Время ежедневного занятия на компьютере | учащиеся | |
подсчеты | Колич. | |
До 15 минут включительно | ||
До 30 минут включительно | ||
До 1 часа включительно | ||
До 1,5 часов включительно | ||
До 2 часов включительно | ||
До 2,5 часов включительно | ||
До 3 часов включительно | ||
Более 3 часов |
Опросный лист
Любимый вид спорта | учащиеся | |
подсчеты | Колич. | |
Баскетбол | ||
Теннис | ||
Лыжи | ||
Футбол | ||
Коньки | ||
Волейбол | ||
Биатлон | ||
Другие виды |
Опросный лист
Любимое животное | учащиеся | |
подсчеты | Колич. | |
Собака | ||
Кошка | ||
Рыба | ||
Хомяк | ||
Другие |
Ход работы.
- Обработать данные опроса.
- Оформить сводную таблицу.
- Построить диаграмму.
- Сформулировать вывод.
- Довести до сведения класса.
__________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика 8 класс. Конспект урока "Наглядное представление статистической информации"
При изучении данной темы на уроке математики используются ИКТ....
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Презентация "Элементы статистической обработки данных" 7 класс
В работе рассматриваются элементы статистической обработки данных, которые должны знать обучающиеся в 7 классе общеобразовательной школы....
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Самостоятельная работа по теме "Статистические характеристики" в 7 классе
При планировании 4 урока алгебры в неделю есть возможность проверить усвоение полученных знаний. В дидактических материалах А. П. Ершова,В. В. Голобородько нет самостоятельной работы по этой теме. Пре...
Самостоятельная работа по теме "Статистические характеристики" в 7 классе
При планировании 4 урока алгебры в неделю есть возможность проверить усвоение полученных знаний. В дидактических материалах А. П. Ершова,В. В. Голобородько нет самостоятельной работы по этой теме. Пре...
Презентация Статистические данные для 7 класса (Макарычев)
Презентация Статистические данные для 7 класса (Макарычев)...