"Статистические исследования" урок математики в 6 классе.
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

 

Данный урок задумывался как урок-практикум.

В курсе математики 6 класса по учебнику Дорофеева в теме  «Обыкновенные дроби» есть п. «Столбчатые и круговые диаграммы» (1.5), в теме «Комбинаторика, случайные события» - п. Сравнение шансов. (9.3) Этот урок объединяет занятия по 2 данным пунктам. В курсе информатики это занятие – отработка практических навыков построения диаграмм. Идея урока пришла благодаря заданиям рабочей тетради.

Предлагаю провести урок после рассмотрения процентов и круговых диаграмм и перед изучением п. «Эксперименты со случайными исходами», в котором применяется та же методика подсчетов, что и на данном уроке. С построением и чтением диаграмм учащиеся сталкиваются при изучении других предметов.

Работа в группах позволяет каждому ученику принять участие в проведении исследования и построении диаграмм (учитель контролирует!). Отметки связаны с качеством выполнения представленных работ (самостоятельность, скорость, эстетичность)

К уроку подготовлены презентация, опросные карты, карточки-инструкции, проведен опрос учащихся 5-7 классов силами самих 6-классников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statistika_6_kl.rar34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Наумова Марина Николаевна – учитель математики МОУ «Корниловская средняя школа», Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, п. Двинской

Урок информатика +математика в 6 классе.

Тема: «Статистические исследования».

Цель: - ознакомление с методикой проведения статистических исследований опросом и применение ее на практике;

Задачи:

        - учиться проводить статисследования (собирать, обрабатывать данные, делать выводы);

        -  отрабатывать навык построения диаграмм;

        - учиться применять в комплексе знания, полученные в ходе изучения различных предметов;        

        - развивать умение работать в группе (формировать коммуникативную компетентность).

Подготовительная работа. Заранее проведены исследования среди учащихся 5-7 классов по вопросам «Любимый вид спорта», «Любимое домашнее животное». Даны опросные листы. Подготовлена презентация, карточки.

Ход урока.

1сл. Организационный момент.

Домашнее задание: записать три вопроса для статистического исследования среди учащихся 5-7 классов.

В курсе математики основной школы изучается тема «Теория вероятностей, статистика и комбинаторика». С основами теории вероятностей вы уже знакомились в 5 классе. Одно из главных понятий теории вероятностей – «событие». Приведите примеры событий.

2 сл. Виды событий, устная работа.

3 сл. Блез Паскаль - французский математик, физик, религиозный философ и писатель. Он - автор выдающихся работ по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятности.

Существуют специальные формулы расчета вероятности того или иного события. Но достаточно часто результат можно получить в ходе исследования статистических данных, в том числе с помощью опроса.

4сл.Тема этого урока «Статистические исследования». (запись)

Мы познакомимся с методикой проведения опросов и сделаем практическую работу по ее применению. Используем при этом имеющийся навык построения диаграмм с помощью персонального компьютера.

5сл. СТАТИСТИКА – это наука. (Определение, запись)

        Готовясь к этому уроку, вы проводили опрос.

        Напомните темы (любимое животное, любимый вид спорта)

        Кого вы опрашивали? (учащихся 5-7 классов)

6сл. (план)                                

- Что уже сделано по этому плану?

- Какой следующий этап?

- Что будет являться результатом анализа? (вывод)

        - Что значит «опубликовать»? (определение)

Основная часть.

1. Построение диаграмм – учитель информатики напоминает учащимся способы построения диаграмм и ход работы.

2. Делим класс на группы (по 4-6 человек).

3. Задание (карточка):

- обработать данные опроса;

- оформить сводную таблицу;

- построить диаграмму;

- сформулировать вывод;

- довести до сведения класса.

        4. Учащиеся работают в группах, подводят итог, строят диаграммы, делают выводы.

5. Знакомство с результатами,

7,8 сл. Демонстрация диаграмм прошлых лет.

9 сл. (определение статистического наблюдения)

        - Можно ли назвать наше исследование статистическим? Да, т.к. они проводятся третий год (а в первый год – нет!)

        - Это сплошное или выборочное исследование? (выборочное)

        - Повседневное или периодическое? (периодическое)

- Какие вероятностные выводы можно сделать по результатам и зачем могли бы понадобиться такие исследования?

(Завоз животных в зоомагазин – кого приобретут наиболее вероятно?

Открытие школьных секций – какие будут пользоваться наибольшим спросом?)

        - Какие статистические исследования вы могли бы предложить?

(Провести дополнительный анализ по остроте зрения и сопоставить;

Провести дополнительный анализ успеваемости и сопоставить).

        Ксерокопии страниц газет со статистическими сведениями из ЗАГСа (рождения/смерти, браки/разводы и т.д.) – найти на странице статистические сведения и ответить на вопросы:

- Это сплошное или выборочное исследование?

- Повседневное или периодическое?

ИТОГ

- Интересно ли было заниматься исследованием?

- Хотел бы кто-нибудь продолжить такую работу?

- Выгодно ли заниматься статисследованиями? (реализация товаров и услуг!)

- Какие темы для исследования вы можете предложить?

Фрагмент фильма «Служебный роман», где Л. Калугина говорит о статистике.

10 сл.

Опросный лист

Время ежедневного занятия на компьютере

учащиеся

подсчеты

Колич.

До 15 минут включительно

До 30 минут включительно

До 1 часа включительно

До 1,5 часов включительно

До 2 часов включительно

До 2,5 часов включительно

До 3 часов включительно

Более 3 часов



Опросный лист

Любимый вид спорта

учащиеся

подсчеты

Колич.

Баскетбол

Теннис

Лыжи

Футбол

Коньки

Волейбол

Биатлон

Другие виды



Опросный лист

Любимое животное

учащиеся

подсчеты

Колич.

Собака

Кошка

Рыба

Хомяк

Другие

Ход работы.

  1. Обработать данные опроса.
  2. Оформить сводную таблицу.
  3. Построить диаграмму.
  4. Сформулировать вывод.
  5. Довести до сведения класса.

__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 8 класс. Конспект урока "Наглядное представление статистической информации"

При изучении данной темы на уроке математики используются ИКТ....

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Презентация "Элементы статистической обработки данных" 7 класс

В работе рассматриваются элементы статистической обработки данных, которые должны знать обучающиеся в 7 классе общеобразовательной школы....

Самостоятельная работа по теме "Статистические характеристики" в 7 классе

При планировании 4 урока алгебры в неделю есть возможность проверить усвоение полученных знаний. В дидактических материалах А. П. Ершова,В. В. Голобородько нет самостоятельной работы по этой теме. Пре...

Самостоятельная работа по теме "Статистические характеристики" в 7 классе

При планировании 4 урока алгебры в неделю есть возможность проверить усвоение полученных знаний. В дидактических материалах А. П. Ершова,В. В. Голобородько нет самостоятельной работы по этой теме. Пре...

Презентация Статистические данные для 7 класса (Макарычев)

Презентация Статистические данные для 7 класса (Макарычев)...

Конспект урока Статистическая обработка данных 11 класс

Конспект урока Статистическая обработка данных  11 класс...