Дистанционное обучение учащихся
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Основой непрерывного образования на современном этапе являются интенсивно развивающиеся и внедряющиеся в образовательное пространство России дистанционные образовательные технологии, активная реализация которых в настоящее время осуществляется как в вузах, так и в средних школах. Перспективной тенденцией в развитии непрерывного образования, его доступности, личностной ориентации является оптимальное сочетание дистанционных и традиционных форм и методов обучения. Одним из преимуществ дистанционного обучения (ДО) является реальная возможность наиболее полного учета индивидуальных особенностей обучающихся и их образовательных потребностей при организации учебного процесса, в частности, самостоятельной работы учащихся и создании ситуации успеха для каждого ученика.

В настоящее время дистанционное обучение школьников предлагается использовать

- при изучении базовых курсов различных учебных дисциплин;

- в процессе обучения в рамках дополнительного образования (элективные курсы и спецкурсы по различным дисциплинам);

- в обучении во внеклассной работе (сетевые олимпиады, викторины, турниры школьников).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Metod_intervarrlov.docx47.7 КБ

Предварительный просмотр:

Метод интервалов

Методом интервалов (иногда его называют также методом промежутков), называется метод решения неравенств, основанный на исследовании смены знаков функции. Данный метод находит применение в широком круге задач, в частности, при решении линейных неравенств, квадратных неравенств, дробно-линейных неравенств.

В основе метода интервалов лежат следующие положения:

  1. Знак произведения (частного) однозначно определяется знаками сомножителей (делимого и делителя).
  2. Знак произведения не изменится (изменится на противоположный), если изменить знак у четного (нечетного) числа сомножителей.
  3. Знак многочлена справа от большего (или единственного) корня совпадает со знаком его старшего коэффициента. В случае отсутствия корней знак многочлена совпадает со знаком его старшего коэффициента на всей области определения.
  4. Если строго возрастающая (убывающая) функция имеет корень, то справа от корня она положительна (отрицательна) и при переходе через корень меняет знак.

Рассмотрим основную схему решения неравенства вида  () методом интервалов.

  1. Найти область определения функции .
  2. Найти нули функции .
  3. На числовую прямую нанести область определения и нули функции. Нули функции разбивают ее область определения на промежутки, в каждом из которых функция сохраняет постоянный знак.
  4. Найти знаки функции в полученных промежутках, вычислив значение функции в какой-либо одной точке из каждого промежутка.
  5. Записать ответ.

Метод интервалов можно использовать для решения любых неравенств, начиная с линейных и заканчивая сложными дробно-рациональными, логарифмическими, иррациональными неравенствами. Рассмотрим применение этого метода на следующих примерах. Обратите внимание на оформление решений.

Примеры.

1. Решить неравенство

Решение:

Решим неравенство методом интервалов.

Рассмотрим функцию

и найдем множество значений х, при которых 

1) Найдем

2) Найдем нули функции:

3)

Если x > 1, например x = 2, то

Если  например ,то

Если, например, то

Если x < 0, например x = -1, то

Итак,  при .

Ответ:  

2. Решить неравенство .

Решение:

Воспользуемся методом интервалов. Рассмотрим функцию f(x)=x2(2x+1)(x-3) и найдем множество значений х , при которых 

1)D(f)=R

2) Найдем нули функции:x2(2x+1)(x-3)=0

3)

Пусть требуется решить неравенство (x - a1)k1(x - a2)k2...(x - an - 1)kn - 1(x - an)kn > 0,  где k1k2, ...,  kn - 1,  kn  – целые положительные числа; a1a2, ...,an - 1, an   – действительные числа, среди которых нет равных, причем такие, что a1 <  a2 <  ..< an - 1 <  an .

 Рассмотрим свойство двучлена (- a)n . Точка  a  делит числовую ось на две части, причем:

  1. если n  четное, то выражение (- a)n  справа и слева от точки  сохраняет положительный знак;
  2. если n  нечетное, то выражение (- a)n  справа от точки a  положительно, а слева от точки aотрицательно.

Рассмотрим функцию f(x) = (x - a1)k1(x - a2)k2...(x - an - 1)kn - 1(x - an)kn,  где a1  a2 <  ..< an - 1 <  an.

Для любого числа x0 такого, что x0  an, соответствующее числовое значение любого сомножителя в произведении положительно, а значит, f(x0) > 0 . Для любого числа  x1, взятого из интервала  (a- 1; an), соответствующее числовое значение любого из множителей, кроме множителя  (x - an)kn, положительно, если kn  – четное число, и отрицательно, если  kn   – нечетное число. Поэтому число f(x1) < 0 ,  если  kn   – нечетное число и   f(x1) > 0 , если  kn – четное число. Аналогично определяется  знак функции f(x)  на любом интервале.

Таким образом, на числовую ось наносят числа  a1, a2, ...,an - 1, an . В промежутке справа от наибольшего из них, т. е. числа  an , ставят знак плюс, а затем, двигаясь, справа налево, при переходе через очередное число   меняют знак, если   kn   – нечетное число и  сохраняет знак, если  kn   – четное число.

Пример Решить неравенство (x + 7)(2x - 5)3(6 - x)5(3x + 10)4 < 0 .

Решение. Перепишем неравенство в равносильном виде (x - ( -7))(x - ( -310))4(-2,5)3(x - 6) > 0. На числовой оси отметим числа -7, -10/3, 2,5 и 6. Справа от наибольшего числа 6 ставим знак плюс. 

При переходе через точку x = 6  функция

f(x) = (x - ( -7))(x - ( -310))4(x -2,5)3(x - 6)меняет знак, так как двучлен (x - 6)  содержится в нечетной степени, поэтому в промежутке (2,5; 6) ставим знак минус. При переходе через точку x= 2,5  функция f(x)  меняет знак, так как двучлен (x - 2,5)   содержится в произведении в нечетной степени, поэтому в промежутке (-10/3; 2,5) ставим знак плюс. 

При переходе через точку x = -10/3 функция f(x)  не меняет знака, так как двучлен (x -( -10/3))   содержится в произведении в четной степени, поэтому в промежутке(-7;-10/3) ставим знак плюс. Наконец, при переходе через точку  x = 7   функция f(x)  меняет знак, так как двучлен (x - ( -7))  содержится в произведении в первой степени, поэтому в промежутке  (−;7) ставим знак минус. Решением неравенства (x + 7)(2x - 5)3(6 - x)5(3x+ 10)4 < 0, а значит, и равносильного ему неравенства  (x - ( -7))(x - ( -310))4(-2,5)3(x - 6) > 0  будет совокупность промежутков, где стоит знак плюс.

Ответ: x(−7;−310)(−310;25)(6;+).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное руководство и дистанционное обучение учащихся

В этом разделе я буду размещать материалы, касающиеся  учебной деятельности моих учеников(5-11 классы), информацию для родителей, сценарии праздников и другие необходимые материалы....

Дистанционное обучение учащихся по алгебре. Тема 1. "Формулы сокращённого умножения". Учитель-Монакова Клара Захаровна

Методическая разработка для помощи учащимся в подготовке к ГИА. Содержит формулы сокращённого умножения, их названия, примеры с решениями, подсказками, материал для самопроверки "Проверь себя и пришли...

Дистанционное обучение учащихся по алгебре. 7 класс. Тема 2 "Три способа разложения многочлена на множители". Учитель-Монакова Клара Захаровна

Методическая разработка поможет учащимся повторить материал к ГИА. Содержит готовые решения, подсказки, 10 заданий для самопроверки с выборочным ответом (А.В.С.Д.....

Дистанционное обучение учащихся по алгебге. Тема 4 "Сложение и вычитание рациональных дробей", 8 класс. Учитель-Монакова Клара Захаровна.

В разработке содержатся краткие теоретические справки и  алгоритмы сложения и вычитания дробей, нахождения НОК, примеры с решениями и задания ученику....

Дистанционное обучения учащихся по алгебре. Тема 5 "Умножение и деление рациональных дробей. Возведение в степень", 8 класс. Учитель-Монакова Клара Захаровна.

Материал для подготовки к ГИА. Содержит  правила, алгоритмы, примеры с решением, задание ученику в виде теста....

«Электронные средства обучения как возможность дистанционного обучения учащихся»

В статье представлена роль дистанционного обучения как способа обучения учащихся в современной школе....

«Электронные средства обучения как возможность дистанционного обучения учащихся»

статьи рекомендованы учителям русского языка и литературы с целью  описания методов и приемов  организации дистанционного обучения...