Программа воспитания лицея
рабочая программа

Травина Наталья Олеговна

 

Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. В центре программы воспитания находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы лицея станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_litseya.docx137.29 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа воспитания

на 2021-2026    годы

                     

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

  1. Особенности организуемого в лицее воспитательного процесса        4
  2. Цель и задачи воспитания        4
  3. Виды, формы и содержание деятельности        8
  1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»        8
  2. Модуль «Классное руководство»        10
  3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»        11
  1. Модуль «Школьный урок»        14
  2. Модуль «Детские общественные объединения»        14

3.6 Модуль «Самоуправление»        16

  1. Модуль «Школьные медиа»        17
  2. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»        17
  3. Модуль «Профориентация»        18
  4. Модуль «Профилактика»        19
  5. Модуль «Работа с родителями»        20
  1. Основные направления самоанализа воспитательной работы        21 
  1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.        21
  2. Состояние организуемой в лицее деятельности детей и взрослых        22

5. План воспитательной работы на 2021-2022 учебный год…………………………………23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитания Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Политехнический лицей имени Героя Советского Союза И.И.Стрельникова» разработана на основании:

  • Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных

целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (подпункт «б» пункта 5) в части мероприятий, призванных внедрить национальную систему профессионального роста педагогических работников;

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;

  • Национального проекта «Образование» (паспорт национального проекта утверждён решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года);
  • Письма Минпросвещения России от 12.05.2020 N ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях»;
  • Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 04.08.2020 ДГ-1249/06

«О внедрении примерной программы воспитания»;

  • Методических рекомендаций «Примерная программа воспитания» (утверждены 2 июня 2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования).

Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. В центре программы воспитания находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы лицея станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе.

  1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса

Процесс воспитания в МАОУ «Политехнический лицей» имени Героя Советского Союза И.И.Стрельникова» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

  • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;
  • ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
  • реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые        объединяют        детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета

совместной заботы и взрослых, и детей;

  • системность и целесообразность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:

  • ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
  • коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
  • создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
  • ориентирование педагогов   школы   на   формирование   коллективов   в   рамках

школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

  • классный руководитель   является   ключевой   фигурой   воспитания   в   школе,

реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

  1. Цель и задачи воспитания

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации - личностное развитие школьников, проявляющееся:

  • в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе

этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

  • в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
  • в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

  1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

К наиболее важным из них относятся следующие:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
  • знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою

страну;

  • беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
  • проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то

непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

  1. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой

дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,

как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

  • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным

социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

  • к   самим    себе    как    хозяевам    своей    судьбы, самоопределяющимся    и

самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст - наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

2.3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества.

     Это:

  • опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
  • опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
  • опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
  • опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
  • опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
  • опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
  • опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
  • опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку формировать правильные ценности, получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

  • реализовывать        потенциал        классного        руководства        в        воспитании        школьников,

поддерживать активное участие классных коллективов в жизни школы;

  • вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности, с их помощью развивать духовное развитие школьников, воспитание эстетического чувства и уважения к культурному наследию России (киноклуб «Уроки нравственности», театральная студия «Лицей»);
  • использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать

использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

  • поддерживать школьное ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и  на уровне классных коллективов;
  • поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных организаций и объединений (РДШ, школьное волонтерское движение,«Юнармия»);
  • организовывать профориентационную работу со школьниками, в том числе и в рамках всероссийских проектов «Билет в будущее», «Большая перемена»;
  • организовать работу школьных медиа (телестудия , издательский центр и школьная газета «Pro лицей»), реализовывать их  воспитательный потенциал;
  • реализовывать        воспитательные        возможности        общешкольных        ключевых        дел,

поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном коллективе;

  • повышать уровень духовно-нравственного развития школьников путём вовлечения в общественно-полезную общешкольную деятельность, а также с помощью посещения мероприятий, формирующих мировоззрение, самосознание, ценностное самоопределение, толерантность и гуманизм;
  • организовать профилактическую работу по предупреждению асоциального поведения

и правонарушений обучающихся, формирования культуры здоровья и здорового образа жизни, формирования негативного отношения к социальным порокам: алкоголизма, курение, наркомания и другим видам зависимостей в совместной работе с социально-психологической службой;

  • продолжать организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и

реализовывать их воспитательный потенциал;

  • организовать работу   с   семьями   школьников, направленную на повышение педагогической, психологической и правовой грамотности их   родителями   или   законными представителями, в рамках проекта «Неравнодушные родители».

        Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

3. Виды, формы и содержание деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы лицея. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

  1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела — это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.

Для этого в школе используются следующие формы работы:

На внешкольном уровне:
  • организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники,

фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих (спортивно-оздоровительная деятельность в рамках школьного спортивного клуба, далее ШСК); досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню матери, 23 февраля, 8 Марта, вечер встречи выпускников, выпускные вечера с участием родителей, бабушек и дедушек;

  • участие во   всероссийских   акциях, посвященных   значимым   отечественным   и международным событиям;
  • социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками, родителями и педагогами проекты (социальной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование и благоустройство школьной среды;

На школьном уровне:

  • общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы: День Знаний, День Учителя, День лицея; праздники, концерты, конкурсные программы, приуроченные ко Дню матери, новогодним праздникам, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню Победы, к окончанию уровня образования «Последний звонок» для 4, 9, 11 классов, неделя науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита);
  • торжественные ритуалы   посвящения, связанные   с   переходом   учащихся   на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей: «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пятиклассники», «Посвящение в старшеклассники»;
  •   церемония награждения (по итогам года) «Ассамблея успешности» школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы, а также подведение итогов проведения школьного конкурса «Ученик года». Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу;
  •  театрализованные, танцевальные, художественные выступления педагогических работников, родителей и обучающихся с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни обучающихся и педагогов. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообщества школы («Танцы со звездами», «Битва хоров»).

На уровне классов:

  • выбор и делегирование представителей классов в комитеты ученического самоуправления, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
  • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
  • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольной ученической конференции.

На индивидуальном уровне:

  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
  • индивидуальная помощь   ребенку   (при   необходимости)   в   освоении   навыков

подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
  • при необходимости коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

  1. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует:

  • работу с коллективом класса;
  • индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
  • работу с учителями, преподающими в данном классе;
  • работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом:
  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных

дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно- оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;

  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения

педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;

  • сплочение   коллектива    класса    через игры    и    тренинги    на    сплочение    и

командообразование; экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные представителями актива класса поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;

  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить

нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с учащимися:
  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – с педагогом – психологом;
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или

законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:
  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса

и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании

отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • создание и организация  работы родительских комитетов классов, Совета родителей школы, Управляющего Совета лицея, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса,лицея;
  • организация        на        базе        класса        семейных        праздников,        конкурсов,        соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

  1. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования осуществляется преимущественно через:

  • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая

предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально-значимых делах;

  • формирование в   кружках, секциях,   клубах,   студиях   и   т.п.   детско-взрослых

общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными

эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

  • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
  • поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской

позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

  • поощрение педагогами детских инициатив.

        Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:

Направление

Решаемые задачи

Формы реализации направления

Спортивно-

оздоровительное

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению

здоровья.

В форме еженедельных занятий кружков, внеклассные мероприятия по ЗОЖ, спортивные соревнования различного уровня.

Общекультурное

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной

компетенций.

В форме еженедельных занятий кружков, различные виды творческой деятельности и художественное творчество в системе учреждений

дополнительного образования.

Обсуждение книг, художественных фильмов, телевизионных передач, компьютерных игр на предмет их этического и эстетического

содержания.

Духовно-нравственное

Привитие любви к

Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к

базовым ценностям общества, религии своего народа.

В форме еженедельных занятий, кружков, классные часы, беседы, просмотр кинофильмов с целью знакомства с героическими страницами истории России, жизнью

замечательных людей, с обязанностями гражданина.

Беседы о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, встречи с

ветеранами и военнослужащими. Расширение опыта позитивного

взаимодействия в семье - беседы о семье, о родителях

Общеинтеллектуальное

Обогащение запаса учащихся языковыми

знаниями, способствование формированию

мировоззрения, эрудиции, кругозора.

В форме еженедельных занятий кружков. Участие в интеллектуальных викторинах, конкурсах, олимпиадах различного уровня. Разработка

учебных проектов и исследовательских работ.

Социальное

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально-значимой

деятельности.

В форме еженедельных занятий кружков. Разработка социально- значимых проектов. Участие в социально-значимой деятельности школы, города и округа.

В рамках внеурочной деятельности в школе организовать лицейский спортивный клуб (ЛСК) «Старт» - общественная организация учащихся, учителей и родителей, способствующая развитию физической культуры и спорта.

Клуб        призван осуществлять        свою        деятельность        в        непосредственном        контакте        с руководителем образовательного учреждения и выполнять следующие функции:

  • организация для учащихся, педагогов, родителей систематические занятий физической

культурой,        спортом        в        спортивных        секциях        и        группах        оздоровительной направленности;

  • проведение        массовые        физкультурно-оздоровительных        мероприятий,        спортивных

праздников, дней здоровья и т.д., использование научно-методических рекомендаций и передового опыта работы по развитию массовости физической культуры и спорта;

  • проведение работы по подготовке учащихся к выполнению нормативов ВФСК (ГТО), а в 2021 году школа также будет являться центром сдачи нормативов ВФСК (ГТО);
  • обеспечивание организационно-методического руководства и контроля за учебно- тренировочным процессом в секциях, оздоровительных группах, формирование сборных команд образовательного учреждения по видам спорта и обеспечение их участие в спортивных соревнованиях;
  • обеспечение рационального и эффективного использования спортивно-технической базы и материальных ресурсов.

  1. Модуль «Школьный урок»

                Реализация        школьными        педагогами        воспитательного        потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию

детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках

реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

  1. Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе лицея детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5).

Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

  • утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
  • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить

важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.

  • договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением,

традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, школьниками, не являющимися членами данного объединения;

  • клубные встречи   –   формальные   и   неформальные   встречи   членов   детского

общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;

  • рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации

деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);

  • поддержку        и        развитие        в        детском        объединении        его        традиций        и        ритуалов,

формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет- странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);

  • участие членов   детского   общественного   объединения   в   волонтерских   акциях,

деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников.

В лицее         будет организовано        волонтерское        движение, целью которого станет развитие у учащихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения учащихся к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, благотворительных, культурно-образовательных, профилактических и просветительских и др. проектах и программах).

Основными задачами станут:

- поддержка ученических инициатив;

- содействие всестороннему развитию учащихся, формированию у них активной жизненной позиции.

  1. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:

На уровне школы:

- через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией
и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;

- через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для обучающихся информации и получения обратной связи от классных коллективов;

- через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего
и организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);

- через деятельность Комитетов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.

На уровне классов:

- через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса старост, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;

- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих
за различные направления работы класса;

- через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.

На индивидуальном уровне:

- через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

- через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

  1. Модуль «Школьные медиа»

Цель школьных медиа - развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • Издательский центр - разновозрастный редакционный совет учащихся и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления (школьная газета «Четыре четверти»);
  • Школьная телестудия «School tаmes»   -   разновозрастная группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, вечеров, и выпускающая на регулярной основе видеопрограммы.

«Школьный библиотечно- информационный центр». Библиотечно-информационные услуги в нашей школе удовлетворяют целый ряд требований (соответствие целевому назначению, адресность, эргономичность, информативность, комфортность). В библиотеке получают развитие инновационные инициативные формы обслуживания, позволяющие целенаправленно наращивать объем профильного сервиса.

Под инновационным сервисом подразумевается, прежде всего, специально организованное дополнительное обслуживание, оказание индивидуализированных услуг пользователям.

Удаленные пользователи нашей библиотеки получают библиотечные услуги в той же мере, что и читатели, работающие непосредственно в стенах библиотеки.

  1.  Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»

Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

 Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • регулярные пешие прогулки, краеведческие квесты или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями обучающихся;
  • турслет с участием команд, сформированных из педагогических работников, обучающихся и их родителей, включающий в себя: соревнование
    по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету;
  • каникулярные выездные культурно-образовательные поездки в другие регионы страны (повышение культурного уровня школьников, организация содержательного отдыха детей и подростков).

  1. Модуль «Профориентация»

Федеральный государственный стандарт основного общего образования нового поколения определяет необходимость профориентации. Во ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Основной целью профориентационной работы в современной школе должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально- профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой. В общеобразовательном учреждении важно создать специальную социально-педагогическую профориентационную среду и социально- педагогические условия: социокультурные, личностные, организационно-управленческие, организационно-методические, воспитательные, организационно-педагогические.

ФГОС дает возможность ввести внеурочную деятельность, которая предусматривает и профориентационную работу. В школе созданы все условия для подобной работы (реализуется программа внеурочной деятельности «Азбука профориентации»).

Профориентационная работа осуществляется различными способами:

- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего,;

- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;

- экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования (в каникулярный период организуются поездки в регионы страны для ознакомления с ведущими ВУЗами);

- организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты
в области профориентации и где обучающиеся могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки. 

- совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям
и направлениям образования;

участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие
в мастер-классах, посещение и просмотр онлайн-трансляций всероссийских открытых уроков, в том числе в рамках реализации проекта «ПроеКТОриЯ»;

- индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований
и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включенных в основную образовательную программу лицея или
в рамках программ дополнительного образования (элективы «Журналистика», «Основы юридических знаний», программы «Телестудия», «Издательский центр»).

На уровне старшей школы начинается сотрудничество с ВУЗами города

Лицей продолжит работу 4 профилей старшей школы: технологического, естественнонаучного, гуманитарного и универсального.

Лицей активно участвует во всероссийских проектах «Билет в будущее» и «Большая перемена».

  1. Модуль «Профилактика»

Совместная деятельность педагогов, школьников, родителей по направлению

«Профилактика» включает в себя развитие творческих способностей и коммуникативных навыков детей, формирование здорового образа жизни, воспитание культуры поведения. Создание условий для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу, уважение к правам и свободам человека, позитивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, воспитанию законопослушного поведения реализуется через следующие направления:

  • Программа     по      профилактике      и      безнадзорности      и      правонарушений

несовершеннолетних и пропаганде здорового образа жизни, направленная на профилактику потребления несовершеннолетними наркотических, токсических и других психоактивных веществ (ПАВ), алкогольной продукции, табакокурения;

  • обеспечение психологической   безопасности   для   благополучного   и   безопасного

детства,   формирование   жизнестойкости   несовершеннолетних.   Общей причиной подросткового суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций;

  • приоритетным направлением деятельности по защите детей от жестокого обращения

является первичная профилактика - предупреждение возникновения факторов риска проявления жестокого обращения, выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьей (репродуктивной, педагогической, функции социализации и т.д.);

  • межведомственная    профилактическая     акция     «Подросток»,     направлена     на

профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организацию отдыха и занятости в летний период детей и подростков, состоящих в социально- опасном положении, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних и образовательном учреждении;

  • привлечение школьников к проблеме межэтнических отношений, через организацию

классных часов, круглых столов, мастер-классов;

  • мониторинг ежедневной занятости учащихся, состоящих на всех видах профилактического учета;
  • заседание Совета профилактики;
  • коллективные        и        индивидуальные        профилактические        беседы        с        учащимися инспектором ПДН ОМВД, КДН, наркологом, представителями лечебных заведений;
  • спортивно-массовые мероприятия, направленные на пропаганду занятий спортом и здорового образа жизни;

  1. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.

Начнет реализацию проект «Неравнодушные родители», цель которого объединить родительскую общественность для оказания школе посильной помощи в организации общешкольных мероприятий, поддержания имиджа лицея на городском уровне через реализацию социально-значимых проектов (благотворительная акция «Твори добро!», «Ветеран живет рядом» и т.д.).

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:
  • Совет родителей лицея, Управляющий Совета лицея, участвующие в управлении образовательной организации и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
  • День родительского самоуправления, День открытых дверей, во время которых родители становятся активными участниками учебно-воспитательного процесса, проводя самостоятельно занятия, используя различные формы их проведения;
  • общешкольные родительские конференции и собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • Дни семьи, в которые учащиеся и их родители, организуют совместный активный содержательный досуг.

На индивидуальном уровне:
  • работа социально-психологической службы по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • участие        родителей        в        педагогических        консилиумах,        собираемых        в        случае

возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

  • помощь        со        стороны        родителей        в        подготовке        и        проведении        общешкольных

мероприятий воспитательной направленности;

  • индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
  1. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самим лицеем направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самого лицея.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

  • принцип        гуманистической        направленности        осуществляемого        анализа,

ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

  • принцип приоритета   анализа   сущностных   сторон   воспитания,   ориентирующий

экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;

  • принцип развивающего        характера осуществляемого анализа, ориентирующий

экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

  • принцип   разделенной    ответственности    за    результаты    личностного    развития

школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников — это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого лицее воспитательного процесса:

  1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора  по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете лицея.

Способом получения        информации        о        результатах        воспитания,        социализации        и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

  1. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью лицея.

Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости - их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете лицея.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных:

  • с качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
  • качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
  • качеством организуемой в школе внеурочной деятельности и дополнительного образования;
  • качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
  • качеством существующего в школе ученического самоуправления;
  • качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
  • качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
  • качеством профориентационной работы школы;
  • качеством работы школьных медиа;
  • качеством организации предметно-эстетической среды школы;
  • качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.

  1. План воспитательной работы на 2021-2022 учебный  год

п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственные исполнители

Гражданско-правовое и патриотическое воспитание

Цель: формирование социально активной личности, гражданина, патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

1

Проведение классных часов в рамках Дня знаний по темам:

  • «Урок мира»;
  • «Урок безопасности» (приуроченные ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом);
  • «Молодые избиратели»;
  • «Добрый урок»

Сентябрь

Заместитель директора по ВР, , классные руководители

2

День знаний. Праздник школьного звонка.

1 сентября

Заместитель директора по ВР, педагог-организатор

3

Мероприятия, посвященные государственным праздникам, г.Хабаровска и Хабаровского края:

  • День города – квест «Любимому городу посвящается…»
  • День рождения Хабаровского края

октябрь

май

Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги  и учащиеся лицея

4

Тематические книжные выставки, посвящённые юбилейным датам и государственным праздникам

Постоянно в течение года

Библиотекарь совместно с учителями русского языка и литературы, истории

5

Месячник безопасности детей.

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

6

Неделя безопасности. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

7

Выборы школьного актива и активов классов.

Выборы Президента ученического самоуправления.

Сентябрь-октябрь

Заместитель директора по ВР, педагог-организатор

8

Дни финансовой грамотности.

Сентябрь,

в течение года

Заместитель директора по ВР, учитель элективного курса, классные руководители

9

День пожилого человека:

  • Выставка рисунков "Мои бабушка и дедушка» (1-4 классы)
  • «Уроки доброты и уважения» (1-11 классы);
  • Книжная выставка «Мы славим возраст золотой»

Сентябрь-Октябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель ИЗО, библиотекарь

10

Месячник гражданской обороны.

Октябрь

Заместитель директора по ВР

11

Учёба школьного актива. День ученического самоуправления.

Октябрь

Заместитель директора по ВР, заместитель директора по УВР, педагог-организатор

12

Библиотечные уроки, приуроченные к Международному дню школьных библиотек

Октябрь

Библиотекарь, классные руководители

13

Посвящение в первоклассники, пятиклассники, старшеклассники.

Октябрь -

Ноябрь

Заместитель директора по ВР,

заместитель директора по УВР, педагог-организатор, классные руководители

14

Мероприятия, приуроченные ко Дню призывника

Октябрь - Ноябрь

Заместитель директора по ВР

15

День народного единства:

  • классные часы «Страницы российской истории» (1-11 кл.)
  • участие в онлайн-мероприятиях (акции, флешмобы в соцсетях)

Ноябрь

Заместитель директора по ВР классные руководители

16

День правовой помощи детям.

Классные часы «Мои права и обязанности» (1-11 классы)

Ноябрь

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

17

Организация и проведение фестиваля толерантности «Палитра Мира»

Ноябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

18

Встреча учащихся 8-11 классов с представителями традиционных религиозных конфессий, приуроченная к Международному дню толерантности.

Ноябрь

Заместитель директора по ВР

19

«Уроки доброты», приуроченные к Международному Дню инвалидов (1-11 классы)

Декабрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

20

«Уроки мужества», приуроченный Дню Неизвестного Солдата (1-11 классы);

Декабрь

Заместитель директора по ВР

классные руководители

21

День Героев Отечества (8-11 классы)

Декабрь

Заместитель директора по ВР

преподаватели истории и обществознания

22

Месячник «Государственные символы России»:

  • Классные часы (1-11 классы)
  • Обновление стенда «Государственные символы»
  • Онлайн-мероприятия, посвящённые дню Конституции Российской Федерации (акции, флешмобы в соцсетях)

Декабрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители,

преподаватели истории и обществознания

23

Вечер встречи выпускников школы (онлайн)

Январь

Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители

24

День памяти жертв Холокоста (кл часы, библиотечные уроки)

Январь

Заместитель директора по ВР, преподаватели истории и обществознания

25

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы, посвящённый Дню Защитника Отечества.

  • «Уроки Мужества», приуроченные ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);
  • Участие в городском митинге, организация встреч с ветеранами и участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, ко Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;  
  •      Выставка рисунков, посвященных Дню защитника Отечества.

Январь-Февраль

Заместитель директора по ВР классные руководители

26

Классные часы, приуроченные Дню воссоединения Крыма с Россией (1-11 классы)

Март

Заместитель директора по ВР, классные руководители

27

Неделя космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» (1-11 классы)

Апрель

Преподаватель астрономии, классные руководители

28

Классные часы, приуроченные:

  • Дню пожарной охраны (тематические уроки ОБЖ 8-9 классы);
  • Дню местного самоуправления (10-11 классы)

Апрель

Заместитель директора по ВР, классные руководители

29

Ежегодная благотворительная акция «Твори добро», в рамках Всероссийской недели Добра

Апрель

Заместитель директора по ВР,

педагог-организатор,

классные руководители

30

Праздник Великой Победы:

  • Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка»
  • Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк»
  • Участие в городских мероприятиях. Возложение венка к стеле.
  • Организация Почётного караула
  • Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла
  • «Уроки Мужества» (76 лет со дня Победы)
  • Акции «Ветеран живёт рядом» (организация волонтёрской помощи)
  • Выставка творческих работ учащихся

Май

Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги и учащиеся лицея

31

Участие во Всероссийской акции «Солдатский платок»

Апрель - Май

Руководители кружков

32

Праздник Последнего звонка

  • «Прощай, начальная школа!» (4)
  • Торжественная линейка «Последний звонок» (9)
  • «Живой коридор» (5-11)
  • «Последний школьный звонок» (11)

Май

Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители

33

Посещение музеев города и библиотек

В течение года

Педагоги, классные руководители

34

«Памятные даты российской военной истории»

В течение года

согласно календарю событий военной истории России

Заместитель директора по ВР классные руководители, преподаватели истории и обществознания

35

Деятельность лицейского волонтерского движения

В течение года

Заместитель директора по ВР, координатор волонтерского движения

37

Мероприятия и проекты в рамках деятельности Всероссийского движения школьников

В течение года по отдельному плану

Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования

Духовно-нравственное воспитание, развитие этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности

Цель: совершенствование системы духовно-нравственного, гражданско-правового воспитания, формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе

38

Организация и проведение встреч (онлайн) учащихся и родителей с представителями традиционных религиозных конфессий

В течение года

Заместитель директора по ВР, педагоги лицея

39

Участие в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, конференциях различного уровня

В течение года согласно графику проведения

Педагоги дополнительного образования и внеурочной деятельности, учитель ИЗО

40

Организация проектной деятельности учащихся (разработка и реализация проектов по направлению)

В течение года

Педагоги лицея, классные руководители

41

Кинолекторий «Уроки нравственности»

В течение года

Классные руководители

42

День Учителя

  • Праздничный концерт
  • Выпуск праздничного номера школьной газеты

Октябрь

Педагог-организатор, классные руководители

43

Организация и проведение новогодних мероприятий               (1-11 кл.)

Декабрь

Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители,

44

Проведение праздничного концерта, приуроченного к празднованию Международного женского дня 8 Марта

Март

Педагог-организатор, классные руководители

Воспитание экологической культуры

Цель: создание системы экологического образования и воспитания по формированию у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через урочную и внеурочную деятельность.

45

Участие во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая Россия»

Сентябрь   Май

Заместитель директора по ВР, классные руководители

46

Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе Ярче»

Октябрь

Заместитель директора по ВР, учитель географии

47

Акции «Час земли» и «Вода – основа жизни!»

(выставка рисунков и плакатов, проведение круглого стола, экологического квеста, организация эколаборатории и т.д.)

Март

Заместитель директора по ВР, классные руководители, преподаватели химии и географии

48

Международный день леса (выставка рисунков и плакатов, экологический квест, и т.д.)

Март

Заместитель директора по ВР, преподаватели географии, классные руководители

49

Международный день птиц (классные часы, выставка рисунков и плакатов, викторина и т.д.)

Апрель

Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, преподаватели биологии и географии, классные руководители

50

Участие в конкурсах детских творческих работ «Осторожно, огонь!», «Берегите лес от пожара»

Согласно графику проведения

Заместитель директора по ВР, преподаватель ИЗО, классные руководители

51

Тематические классные часы по экологии и ресурсосбережению (энергоресурсы, водные ресурсы)

В течение года

Заместитель директора по ВР, Классные руководители

52

Экологический лекторий для родителей

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

53

Оформление стендов на тему экологии родного края  

В течение года

Заместитель директора по ВР,

учителя географии

54

Реализация школьного проекта «Чистая умная планета»

в течение года

Руководитель проекта, классные руководители

Пропаганда семейных ценностей

Цель: укрепление социально-педагогических отношений семьи и школы;

создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов; создание среды для проявления, раскрытие и развития творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса; формирование духовно-нравственных ценностей личности обучающихся.

55

Организационные родительские онлайн-собрания. Выборы родительских комитетов классов.

Сентябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

56

День матери

  • Выставка творческих работ учащихся «Моя мама»
  • Праздничный онлайн-концерт

Ноябрь

Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители

57

День семьи

  • Выставка декоративно-прикладного творчества;
  • Выставка рисунков и фотографий «Моя семья»;
  • Награждение лучших родителей благодарственными письмами;

Май

Заместитель директора по ВР, педагоги-организаторы, руководители внеурочной деятельности, классные руководители, преподаватели физической культуры

58

Онлайн-лектории для родителей

  • 1-4  классы по параллелям
  • 5-6  классы по параллелям
  • 7-8  классы по параллелям
  • 9-11 классы по параллелям

В течение года

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители;, сотрудники правоохранительных органов

59

Заседания Управляющего Совета

Совета родителей

В течение года,

в соответствии с планами работы Советов

Директор лицея, заместители директора,

Председатель Управляющего Совета лицея,

Председатель Совета родителей лицея

Воспитание физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. Культура безопасности

Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к здоровому образу жизни.

60

День здоровья.

  • Спортивные соревнования, турпоходы
  • Школьный легкоатлетический кросс
  • «Веселые старты»

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

преподаватели физической культуры, классные руководители.

61

Участие в городском забеге

май

Заместитель директора по ВР преподаватели физической культуры, классные руководители.

62

Профилактическая акция «Здоровое сердце»

Сентябрь

Заместитель директора по ВР, школьные волонтеры

63

Участие в городской Спартакиаде школьников

В течение года

Заместитель директора по преподаватели физической культуры

64

Профилактическая акция в день борьбы с инфарктами и инсультами

Октябрь

Заместитель директора по ВР, школьные волонтеры

66

Проведение классных часов и встреч, приуроченных ко Дню отказа от курения

Ноябрь

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, школьные волонтеры

67

Профилактическая акция «Красная лента» (распространение листовок и буклетов, красные ленты), приуроченная ко Всемирному дню борьбы со СПИДом

Декабрь

Социальный педагог, школьные волонтеры

68

Участие в окружном конкурсе детских творческих работ «За здоровый образ жизни!»

в соответствии с положением конкурса

Социальный педагог, классные руководители.

69

Спортивные соревнования в рамках Месячника, посвящённого Дню Защитника Отечества

(«Весёлые старты», пионербол, футбол, баскетбол, настольный теннис)

Февраль

Заместитель директора по ВР преподаватели физической культуры

70

Онлайн-мероприятия, приуроченные Международному дню борьбы с наркоманией

Март

Заместитель директора по ВР, классные руководители, школьные волонтеры

71

Участие в городском спортивном мероприятии «Лыжня России –2021»

Март

Заместитель директора по ВР преподаватели физической культуры

72

Участие в городских конкурсах:

  • «Юный пожарный»;
  • «Безопасное колесо».

Согласно графику проведения

Заместитель директора по ВР

73

Тематические классные часы по информационной и  психологической безопасности:

  • «Безопасный Интернет»;
  • «Безопасный поиск информации в Интернет»;
  • «Здоровье и безопасность в мире компьютерных технологий и Интернет»;
  • «Информационная безопасность»;
  • «Моя психологическая безопасность».

В течение года

Классные руководители, педагог-психолог

74

Реализация программ внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности:

  • «Шахматы» (2-3 классы);
  • «Спортивные игры» (1, 4 классы);
  • «Зарница» (7 – 9 классы);
  • «Пулевая стрельба» (5 – 6, 10 классы).

В течение года

Заместитель директора по ВР

75

Реализация программ дополнительного образования «Баскетбол», «Волейбол», «Шахматы» для обучающихся 5-11 классов

В течение года

Заместитель директора по ВР

76

Организация и проведение мероприятий по пропаганде ВФСК «Готов к труду и обороне»:

  • Школьный и муниципальный этапы Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»;
  • Школьный и муниципальный этапы Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские спортивные игры»

В течение года

Заместитель директора по ВР

учителя физической культуры

  1. План по профориентации на 2021-2022 учебный год

Мероприятия

Охват детей

Место проведения

Сроки

Ответственные

1

Реализация программы внеурочной деятельности

«Азбука профориентации» для 9 классов (знакомство с предприятиями, востребованными профессиями в

регионе, СПО, ВПО, с программами для

молодых специалистов)

9

классы

лицей

в течение учебного года

педагог-организатор

2

Участие учащихся во Всероссийских проектах «Билет в будущее» и «Большая перемена»

6-10 классы

лицей

в течение учебного года

 педагог-организатор

3

Участие учащихся во Всероссийских открытых уроках проекта «ПроеКТОриЯ»

5-11 классы

лицей

в течение учебного года

педагог-организатор

4.

Участие учащихся в экскурсиях на предприятия и организации города

8-9 классы

предприятия и организации города

в течение учебного года

классные руководители

5.

Участие учащихся в днях открытых дверей учреждений СПО и в профессиональных пробах

8-9 классы

ОО СПО

апрель 2022 года

педагог-организатор,

6.

Консультационные сессии с преподавателями ВУЗов-партнеров

10-11 классы

вебинары

в течение учебного года

Заместитель директора по ВР

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Программа воспитания подростков в классном коллективе «Вера в себя

1. Программа воспитания подростков в классном коллективе "Вера в себя"...

Анализ реализации подпрограммы " Одаренные дети" Программы развития лицея 2015год

В данном материале представлен анализ работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию  к обучению и результаты работы с данными детьми....

Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"

Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....

Обновление структуры и содержания рабочей программы воспитания в контексте требований Федеральной программы воспитания

В статье я кратко познакомлю с обновлениями в воспитательной работе в связи с новым законодательством в области воспитания....

Программа воспитания "Воспитание личности в классном коллективе"

Данна программа составления для организации воспитательной работы в классе по основным направлениям воспитательной деятельности....