Анализ воспитательной работы в школе
учебно-методический материал
Анализ воспитательной работы школы за учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_vospitatelnoy_raboty_za_2021_22_uch_g_.docx | 37.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мостовская средняя общеобразовательная школа имени Сергея Козлова
(МКОУ Мостовская СОШ им. С. Козлова)
Анализ воспитательной работы школы
за 2021-2022 учебный год
Составитель:
Заместитель директора
по воспитательной работе Гордина Г.К.
2022 г.
В соответствии с концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МКОУ Мостовская СОШ имени Сергея Козлова– личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.
Для достижения цели решались воспитательные задачи :
1) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных коллективов в жизни школы;
2) вовлекать школьников в кружки и секции работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности, с их помощью развивать духовное развитие школьников, воспитывать патриотические чувства и уважения к культурному наследию России;
3) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
4) поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных коллективов;
5) поддерживать деятельность функционирующего на базе школы детского общественного объединения «ЮнАрмия»;
6) организовывать профориентационную работу со школьниками;
7) организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
8) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном коллективе;
9) повышать уровень духовно-нравственного развития школьников путём вовлечения в общественно-полезную общешкольную деятельность, а также с помощью посещения мероприятий, формирующих мировоззрение, самосознание, ценностное самоопределение, толерантность и гуманизм;
10) организовать профилактическую работу по предупреждению асоциального поведения и правонарушений обучающихся, формирования культуры здоровья и здорового образа жизни, формирования негативного отношения к социальным порокам: алкоголизма, курение, наркомания, ПАВ и другим видам зависимостей;
12) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволила организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что стало профилактикой антисоциального поведения школьников. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле:
«Ключевые общешкольные дела», «Классное руководство», «Курсы внеурочной деятельности», «Школьный урок», «Самоуправление» , «Детские общественные объединения», «Профориентация», «Организация предметно-эстетической среды», «Работа с родителями», «Безопасность жизнедеятельности»
САМОАНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА осуществлялся по следующим критериям 1. Качество проводимых общешкольных ключевых дел; 2. Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов; 3. Качество организуемой в школе внеурочной деятельности; 4. Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; 5. Качество существующего в школе ученического самоуправления; 6. Качество функционирующих на базе школы детских общественных объединений; 7. Качество профориентационной работы школы; 8. Качество организации предметно-эстетической среды школы; 10. Качество взаимодействия школы и семей школьников.
- «Ключевые общешкольные дела»
Роль ключевых общешкольных дел для воспитания школьников очень значительна, так как часто именно они становятся традиционными, образуя своеобразный костяк воспитательной работы в школе. В первом полугодии следует отметить, что не все мероприятия прошли на должном и привычном уровне, причина - ввод ограничений на проведения культурно-массовых мероприятий в связи с распространением короновируссной инфекции КОВИД-19.
Однако, общешкольные праздники, ежегодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы в первом полугодии такие как :День знаний, Общешкольный кросс, День Учителя, (день самоуправления) новогодние мероприятия (елка для начальной школы, развлечение для среднего звена (проведено по классам) и кафе «Ледок») были проведены с соблюдением эпидемиологических требований. Традиционные спортивные мероприятия «Папа, мама, я- спортивная семья» проведены без родителей в формате соревнований между классами. Ко Дню матери (проведена фотовыставка в онлайн-формате «Лучше мамы друга нет», также учащиеся, занятые в танцевальном и вокальном кружках приняли участие в праздничном концерте в Мостовском СДК. Среди учащихся начальной школы проведена выставка поделок из природных материалов, среди учащихся всей школы конкурс рисунков «Осень золотая» и конкурс фотографии в официальной группе Вконтакте. От традиционного осеннего бала пришлось отказаться в связи с ковид-ограничениями. Осенние развлечения для начальной школы были проведены.
Все церемонии награждения школьников за активное участие в жизни школы, победу в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, проведены по классам.
Во втором полугодии в связи со снятием всех эпидемиологических ограничений, все мероприятия проводились в традиционно очном формате согласно модулю.
Учащиеся приняли участие в муницмпальном конкурсе талантов «Созвездие талантов», турнире «КВН», соревнованиях Санпостов. На базе школы организованы межмуниципальные соревнования по биатлону.
2. «Классное руководство»
Коллектив педагогов продолжает поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности, её самопознания и самоопределения. Опыт работы с классными руководителями показал, что они нуждаются в педагогической помощи и поддержке, особенно начинающие классные руководители. Это - потребность в новых психолого-педагогических знаниях и путях их использования в практической деятельности, в диагностике воспитательного процесса, в разработке программ воспитания, знакомство с вариативными педагогическими технологиями и др. С этой целью в школе создано методическое объединение классных руководителей. Планирование работы классных руководителей по воспитанию обучающихся соответствует современным требованиям.
Приоритетные направления методической работы:
1. Повышение теоретического, методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
2. Информирование о нормативно-правовой базе, регулирующей работу классных руководителей.
3. Обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта.
4. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знаниями современных форм и методов работы.
Структура планов воспитательной работы едина, соответствует требованиям, организация воспитательной работы в классе строится на основе анализа предыдущего учебного года. Классные руководители уделяют внимание воспитанию гражданственности, формированию здорового образа жизни, профориентации, индивидуальной работе с учащимися, работе с семьёй. Основной формой работы классных руководителей школы был и остается классный час, который включен в расписание и проводится еженедельно.
Проанализировав работу классных руководителей ставим перед собой следующие задачи:
1.Продолжить работу по повышению профессионального мастерства классного руководителя посредством знакомства с опытом заслуженных педагогов, а также путем знакомства с новинками педагогической литературы и участия в профессиональных конкурсах, при общении в сетевых сообществах.
2. Продолжить освоение знаний и умений по социальному проектированию, проектной деятельности через участие в разработке социальных проектов.
3. Продолжить посещение классных часов.
4. Продолжить диагностическую работу в классных коллективах.
Анализируя деятельность МО классных руководителей можно сделать вывод, что работа ведётся в системе. Классные руководители ведут работу по всем направлениям деятельности, индивидуально работают с детьми, требующими особого педагогического внимания, практически все они вовлечены во внеклассную деятельность.
3. «Курсы внеурочной деятельности»
Основной формой организации внеурочной деятельности выступают кружки и спортивные секции. Внеурочную деятельность реализуют педагоги школы: классные руководители 1-4 классов, учителя физической культуры, учителя-предметники. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбираемых школьниками направлений:
Общеинтеллектуальное направление представлено кружками «Занимательный русский язык», «Занимательная математика», «Хочу все знать», реализуемое среди учащихся начальной школы, а также «Школьная газета»
Художественно-эстетическое направление реализуется за счет деятельности танцевального кружка (танцы, фитнес, ритмика), вокального кружка и кружка «Игра на гитаре», «КВН», «Рукодельница», «Умелые ручки». Работа кружковых объединений создают благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное.
Туристско-краеведческая деятельность. представленная кружковыми объединениями «Туристско-краеведческий» и «Краеведение» направлена на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.
Спортивно-оздоровительное направление представлено секциями «Спортивные игры», «Волейбол», «Баскетбол», «Пулевая стрельба», способствует физическому развитию школьников, их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Итоги работы в 2021-22 году: занятость учащихся 1-4 классов во внеурочной деятельности – 100 %; в 5-11 классах – 75%.
Расписание занятий соответствует требованиям. Доминирующим направлением выступает спортивно-оздоровительное и художественно-эстетическое. Занятия проходят в живой интересной для детей форме. Программы внеурочной деятельности соответствуют основным требованиям написания программ.
Продуманная целостная система внеурочной деятельности и системное вовлечение в различные её виды - важный инструмент социализации ребёнка, развития у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
4. «Школьный урок»
Модуль «Школьный урок» .
Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и изобретениями.
Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на учебном занятии позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в социально значимые виды самостоятельной деятельности.
Самыми основными стали уроки: «Урок Знаний, Урок Науки и технологии», Всероссийский урок ко дню гражданской обороны РФ, уроки по здоровому питанию, Уроки по изучению Малой Родины, изучение и повторение символики РФ и РО, Уроки по изучению финансовой грамотности, Урок Доброты, Всероссийский урок безопасности, Библиотечный урок 22 ноября - День словаря, Всероссийская акция «Час кода», тематический урок информатики, Всемирный День волонтёров. Экологический урок « Эколята- Молодые защитники природы», Уроки по финансовой грамотности, Единый урок « Крымская весна», Всероссийский урок мужества « Герои нашего времени», «Мой дом- моя крепость», «Геноцид Ростовской области», Урок по вопросам сбережения лесов, охрана их от пожаров, бережного отношения к природе, «Уроки по функциональной грамотности», Урок милосердия «Доброта нужна всем», уроки «Добровольчества».
5. «Самоуправление»
Школьное ученическое самоуправление – Совет старшеклассников имеет свои традиции и регламент работы. В Совет старшеклассников входят ученики 9-11 классов. На Совете, собираемом еженедельно, обсуждаются результаты деятельности и планируются дела на ближайшее время. В обязанности Совета входит организация и проведение общешкольных дел, участие в муниципальных мероприятиях, помощь в проведении мероприятий для начального и среднего звена учащихся, организация конкурсов и выставок, оформление предметно-эстетической среды, а также издательство школьной газеты.
За учебный год члены совета приняли участие в организации и проведении Дня Знаний; Дня самоуправления; мероприятиях, посвященных празднику «Осени»; парадных шествий в памятные даты ВОВ; спортивных мероприятий, новогодних праздничных мероприятий; приняли участие в муниципальном этапе медиафорума «Стань волонтером», мероприятиях, посвященных дням памяти и скорби.
Общее количество активистов школьного самоуправления составляет 10 человек.
Рассматривая результаты деятельности совета самоуправления планируется продолжать работу по воспитанию у участников совета самостоятельности, уверенности в своих силах, заинтересованности, инициативности.
6. «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. В первом полугодии эта работа осуществлялась через:
-циклы профориентационных классных часов, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- просмотр видео роликов «Шоу профессий»;
- участие в Региональном профориентационном фестивале «Шаг к успеху»
- участие в муниципальном этапе медиафорума «Стань волонтером»
- размещение информации об учебных заведениях области на информационных стендах школы:
- Организация и проведение дня «Дублера»
По данному направлению работа не всегда носит системный характер, стоит обратить внимание на раннюю профориентацию ,так как при анализе данного направления выяснилось , что активная работа ведется только в 9 и 11 класс
7.«Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Действуют (дистанционно) Совет родителей школы, участвующий в управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей; родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников. Проводится педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей.
Происходит взаимодействие с родителями посредством школьных сайта, аккаунта в ВК: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости. В каждом классе есть родительский чат в соцсети.
Родители оказывают помощь в подготовке и проведении мероприятий.
Проводится индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. За прошедший учебный год не возникало конфликтов между педагогическим коллективом и родителями.
Недочеты: в связи с санитарными ограничениями снизилось вовлечение родительской общественности в творческую, социально значимую деятельность школы
8. «Организация предметно-эстетической среды»
Модуль реализовался за счет оформления школьных помещений при подготовке к запланированным праздникам, таким как золотая осень, день учителя, новый год, 8 марта, 23 февраля, День Победы. Мотивационными средствами являлись организация конкурсов плакатов, рисунков, новогодних украшений, победители которых награждались грамотами и призами. Дважды были проведена уборка пришкольной территории (осень и весна). На уровне классов проводилось оформление классных уголков и украшение к праздникам. В целом, оцениваем проведенную в этом направлении работу удовлетворительной.
9.«Детские общественные объединения»
Модуль реализуется за счет функционирования на базе школы детского общественного объединения ЮнАрмия. Поставленные цели достигались за счет участия отряда в торжественных мероприятиях, днях памяти, скорби. Юноармейцы помогают организовывать и участвуют в спортивных мероприятиях, таких как легкоатлетические забеги, турниры по настольному теннису, шахматам, биатлон, пулевая стрельба.
Недочеты: Отдельные участники движения не проявляли должной ответственности, активности в работе движения, ставим задачи уделять больше внимания формированию осознанного ответственного отношения к деятельности организации. Также ставим задачу, связанную с вовлечением в рды ЮнАрмии новых участников.
10.«Безопасность жизнедеятельности
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» реализуется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы. Профилактике и безопасности уделяется большое внимание со стороны педагогического коллектива.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся осуществлялось по трем направлениям:
- профилактика и оздоровление – физкультурная разминка во время учебного процесса, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа;
- образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;
- информационно-консультативная работа – лекции, классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни и профилактику вредных привычек, спортивные соревнования, внутришкольные соревнования, соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил.
В течение учебного года в школе активно велась работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Классные руководители, учитель физической культуры привлекают учащихся к занятиям физической культурой и спортом, используют нестандартные формы спортивных праздников и мероприятий, что повышает интерес к спортивной внеклассной работе, к занятию спортом.
Работа классных руководителей включает в себя несколько направлений: просветительское, организационное, контролирующее.
В планы работы классных руководителей были включены мероприятия, позволяющие формировать у учащихся навыки и культуру здорового образа жизни, тематические классные часы, беседы, игры, тренинги, состязания, конкурсы.
Беседы: «Всемирный День здоровья», « Здоров будешь- всё забудешь», Как добиться положительных успехов в учёбе и сохранить здоровье?» " Здоровье -это здорово"," Жить в мире с собой и другими", " Я здоровье берегу, сам себе я помогу", " Береги здоровье смолоду", "Профилактика инфекционных, простудных заболеваний", " Ученик и его здоровье", " Осторожно, коронавирус!", беседы по предупреждению употребления ПАВ (31 мая – Всемирный день борьбы с курением), «Влияние алкоголя на организм человека. «Социальные последствия употребления алкоголя». «Беседа по профилактике наркозависимости».
Классные часы: " Наркотики это смерть", Профилактика детского травматизма" , " В здоровом теле- здоровый дух", " Влияние наркотиков на здоровье человека", " Рецепты народной медицины", "Стресс в нашей жизни". Тренинг: " " Я люблю тебя жизнь". Презентация «Правда об алкоголе» , «Курить или жить» .
Инструктажи по ТБ(ПДД, ППБ, АБ, правила поведения во время каникул и другие).
Беседы о здоровом питании: " Если хочешь быть здоров", " Самые полезные продукты", " Как правильно есть", " Как сделать кашу вкусной", " Пора ужинать", " продукты разные нужны, блюда разные важны", " Энергия пищи", " Где и как мы едим", "Режим дня", " Движение и энергия", «Как добиться положительных успехов в учёбе и сохранить здоровье?»
Мероприятия: «Неделя безопасности», посвященная началу учебного, «Уроки Безопасности». Месячник безопасности дорожного движения «Безопасная зимняя дорога». Также конкурс плакатов о здоровом образе жизни. Участие в соревнованиях санпостов.
Одно из направлений работы школы – система мероприятий по профилактике правонарушений среди учащихся. Можно выделить следующие основные направления школы в данной сфере деятельности: выявление правонарушений несовершеннолетних; выявление и пресечение случаев жестокого обращения с несовершеннолетними; оказание помощи несовершеннолетним в защите и восстановлении их нарушенных прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности и, прежде всего, несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; проведение профилактической работы с родителями или лицами их заменяющими.
Эта работа в школе ведется на уровне администрации школы, классных руководителей.
Участие учащихся в конкурсах муниципального,
регионального и выше уровней.
«Подарок для папы»:
Кириллов Дмитрий -2 место
Маркварт Макар – 3 место
Уткин Артем – 2 место
Созвездие талантов:
Вокальный коллектив:
(средняя возрастная группа: 4 человека) Гран-при
(младшая возрастная группа: 4 человека) Гран-при
Сольное пение (младшая возрасная группа Гордина Иустина – 1 место)
Танцевальный коллектив:
(младшая возрастная группа: 18 человек) 1
Средняя возрастная группа: 5 человек гран-при
Рамка для маминой фотографии:
Шатанков Артем 1 место
Ильясова Анастасия 1 место
Уткин Артем 2 место
Кириллов Дмитрий 2 место
Живая Классика:
Михайлова Полина - победитель
Турнир КВН: 3 место
Тупикин Виктор – 2 место
Ильясова Анастасия – 3 место
Шатанков Артем – 3 место
Соревнования санпостов – 2 место
Конкурс видеороликов «Никто не забыт!» - 1 место
Соревнования по волейболу – 3 место
Межмуниципальные соревнования по биатлону (Мирный)
Соловьев, Конфеткин, Кудрявцев 1 место
Межмуниципальные соревнования по биатлону (Пено)
Соловьев, Конфеткин, Кудрявцев, Крылова 2 место
Всероссийский конкурс «Зеленая планета глазами детей»
Стафеев Арсений лауреат
Международный конкурс «Вдохновение»
Танцевальный коллектив «РитМикс» дипломант 2 степени
Всероссийский конкурс «Ученике года»
Уткин Артем Лауреат среди учеников 3 класса
Всероссийский детский творческий конкурс «Сквозь года»
Уткин Артем 1 место «Боевое сражение»
Всероссийский детский творческий конкурс «Старость в радость»
Уткин Артем 1 место
Галерея Пушкинских героев
Уткин Артем 1 место
ВЫВОД: Подводя итоги по реализации программы воспитания за 2021-2022 учебный год, следует отметить, что педагогический коллектив старается успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ним задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы в школе за 2011 - 2012 учебный год
Воспитательная работа в школе....
Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...
Анализ воспитательной работы ГБОУ школе № 401 за 2013-2014 учебный год.
Целью воспитания в нашей школе является воспитание интеллектуальной, духовно и нравственно богатой, свободной, здоровой, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, с гибкой и быст...
Анализ воспитательной работы МБОУ "школа-гимназия" г.Ярцева Смоленской области за 2015-2017 уч.гг.
Анализ воспитательной работы МБОУ "школа-гимназия" г.Ярцева Смоленской области за 2015-2017 уч.гг....
Анализ воспитательной работы в школе
Воспитательная система школы разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, Уставом школы. Основными идеями, которые легли в ос...
Анализ воспитательной работы МАУ "Школа искусств"
Анализ воспитательной работы МАУ "Школа искусств" 2020/2021 учебный год...
Анализ воспитательной работы МАУ "Школа искусств"
Анализ воспитательной работы МАУ "Школа искусств" 2021/2022 учебный год....