семинар тренинг Формула разрешения конфликтов
методическая разработка

Голуб Оксана Евгеньевна

Цель: формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям творчества и самосовершенствования; развитие способности толерантного поведения в конфликтной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_trening_konflikt.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – тренинг «Модель разрешения конфликтов»

1. Сказ о богатыре русском

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – Змей Горыныч лежит. И стал биться богатырь со Змеем проклятым. День бился, два бился, три бился…

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, Горыныч спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, я водицы испить хотел…

- Ды-к, пил бы! Чего ж драться-то начал?!»

        Так и в нашей жизни: порой, не разобравшись в чем дело, люди ссорятся, конфликтуют специально или неосознанно, тем самым, усложняя жизнь себе и другим. Речь сегодня пойдет о конфликтах.

        Существует обыденное представление, что конфликт - это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Однако в настоящее время ученые все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Главное: уметь грамотно управлять конфликтом. Этим мы сегодня и займемся.

2.Ассоциация

        Когда мы говорим слово «Конфликт» у нас возникает определённый рад ассоциаций, чувств.  Давайте сейчас каждый из вас запишет свою ассоциацию на облачке, что лежит возле вас. А теперь ч прошу озвучить вашу ассоциацию, и наклеить ее на ватман.

        Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».  Английский словарь синонимов дает такие понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.

Если говорить с точки зрения психологии Конфликт - это нарушение процесса общения, возникающее как следствие противоположных интересов, взглядов, мнений и вызывающее серьезное разногласие.

Конфликтные ситуации изучает конфликтология.

Кофликты делятся на следующие типы

- внутриличностный

Межличностный,

Между личностью и группой

Межгрупповой

Нас с вами больше всего интересуют межличностные конфликты.

Давайте познакомимся с Формулой конфликта:

конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия) + повод (инцидент) - "последняя капля"=конфликт.+

формула конфликта

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих.

Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт - это значит:

* устранить конфликтную ситуацию,

* исчерпать инцидент.

В жизни много случаев, когда конфликтную ситуацию устранить невозможно по объективным причинам. Формула конфликта показывает: чтобы избежать конфликта, следует проявить максимальную осторожность, не создавать инцидента.

Конечно, первое сделать сложнее, но и более важно.

Психолог. Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку?

3. Упражнение «Стулья и их тяжелая судьба»
        Все участники получают (распечатанную на бумаге) одну из трёх инструкций:

1.Поставьте все стулья в круг. У вас 10 минут.

2.Поставьте все стулья около двери. У вас на это 10 минут.

3.Поставьте все стулья около окна. У вас на это 10 минут.

     Инструкции распределяются между членами группы поровну, каждой из них должна следовать треть группы.

Инструкция: Все вы получили инструкцию, которой должны придерживаться. При этом вы не должны показывать ее текст кому – то другому.

   

Обсуждение:

1. Какие чувства вы испытывали во время игры?

2. Ощущали ли вы, что со своим стулом можно делать все, что хотите?

3. Как устанавливали отношения с коллегами, у которых были свои намерения?

4. Было ли противостояние, если да, как оно разрешалось?

5. Какова была реакция на применение физической силы или моральное давление со стороны коллег?

6. Объединялись ли коллеги с одинаковыми инструкциями в одну команду? Можно ли выделить лидеров в таких командах?

7. Считали ли вы, что инструкцию нужно выполнить во что бы ни стало, несмотря на противодействие других сторон?

8. Как можно применить этот опыт в реальных жизненных ситуациях?

Конфликты могут быть:

Конструктивными - способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)

Деструктивными – препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие).

Конструктивные  стороны  конфликта:

  • конфликт дает увидеть скрытые отношения;
  • конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • конфликт это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычные;
  • способствует сплочению коллектива в противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные стороны конфликта:

  • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины(ухудшение социально - психологического климата в коллективе);
  • ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;
  • временные потери. На 1 минуту конфликта, приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Причины возникновения конфликтов:

Причинами возникновения МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ могут быть :

Борьба за первенство, столкновение разных жизненных принципов, психологическая несовместимость, взаимное непонимание, скука, разные характеры, разные мнения по одному и тому же вопросу, неумение слушать, нежелание уступать и т.д.

Конкуренция - люди стремятся к одной цели , но находятся в ситуации конкуренции (борьба за первенство)

Столкновение разных жизненных принципов ( Кот Леопольд - гуманист, и мелкие пакостники- мыши)

Психологическая несовместимость (неуживчивость темперамента и характера)

Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений).

От скуки (Том и Джерри, Ну, погоди)

4.Упражнение  «Плюсы и минусы конфликта» - по группам 

У конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. Разбейтесь на 3 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов. 3 команда получает готовые формулировки и распределяет про колонкам + и - На работу группам даётся по 7 минут.

Далее каждая группа оглашает свой список. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

Работа по группам

Плюсы

  • конфликт вскрывает "слабое звено" во взаимоотношениях;
  • дает возможность увидеть скрытые отношения;
  • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • пересмотр своих взглядов на привычное;
  • способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Минусы:

  • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата;
  • ухудшение качества работы - сложное восстановление деловых отношений;
  • представление о победителях или побежденных как о врагах;
  • временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.

Плюсы

  • конфликт  вскрывает “слабое звено” во взаимоотношениях;
  • дает возможность увидеть скрытые отношения;
  • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • пересмотр своих взглядов на привычное;
  • способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
  • дает возможность сформулировать и осознать проблему, выявить трудности;
  • найти новые пути решения;
  • оживляет нашу жизнь, делает  ее  более привлекательной, интересной;
  • учит формам общения,  умению  налаживать  отношения;
  • оказывает содействие личностному, профессиональному росту  и  развивает волевую  саморегуляцию;
  • сплачивает коллектив;
  • развивает познавательные  черты  ума,  скорость реакции,  принятие решений.

Минусы:

  • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата;
  • ухудшение качества работы - сложное восстановление деловых отношений;
  • вызывает стресс, психотравмы;
  • разрушает межличностные отношения,  семьи,  личности;
  • формируется отрицательная установка, отрицательный жизненный сценарий.
  • представление о победителях или побежденных как о врагах;
  • временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.

5.Упражнение «Праздничный пирог»

Данное упражнение позволит, определить вашу стратегию
поведения в конфликтной ситуации.         

Педагог-психолог. Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Вы именинник и как поэтому себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

1.Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)

2.Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок - не важно, себе - лучший. (Конкуренция.)

3.Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)

4.Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)

5.Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он
весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы
бы съели. 
(Компромисс.)

Конфликты - это часть нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Конфликт - это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения.

У. Томасом и Р.Х. Килменном были выделены основные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Существуют пять основных стилей поведения при конфликте:

  • приспособление;
  • компромисс;
  • сотрудничество;
  • избегание;
  • конкуренция.

Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту: например, спортсмены соревнуются друг с другом по всем правилам, в этом случае конфликт не возникает.

Выходов из этой и других ситуаций может быть несколько, все зависит от стратегии поведения человека в конфликте.

Давайте с вами определим Вашу ведущую стратегию поведения в конфликтной ситуации. Для этого проведем несложную диагностическую методику «Праздничный пирог»

Как конфликт переживают люди с различным темпераментом.

А сейчас давайте разберемся, какая личность наиболее конфликтная? У всех же свой темперамент!

Холерик - обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт, но и быстро "остывает".

Флегматик - трудно доступен для убеждения, его трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта также трудно.

Меланхолик - долго помнит и переживает обиду.

Сангвиник - легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта.

Выходов из конфликтной ситуации может быть несколько, все зависит от стратегии поведения человека в конфликте.

        Искажения восприятия в конфликтной ситуации

Когда возникает конфликт, очень часто происходят искажения восприятия своего и чужого поведения, мотивации, состояния. Они следующие:

  • «Иллюзии собственного благородства» — в конфликтной ситуации мы часто считаем, что являемся жертвой нападок противника, нам кажется, что истина на нашей стороне.
  • «Поиск соломинки в глазу другого» — в конфликте мы видим недостатки другого, но не осознаем этих же недостатков у себя.
  • «Двойная этика» — даже когда мы совершаем одинаковые поступки по отношению друг к другу, то собственные действия воспринимаются как допустимые и законные, а действия оппонента — как нечестные и непозволительные.
  • «Все ясно» — часто каждый из партнеров упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его действия хороши и правильны, а действия партнера, наоборот, плохи и неадекватны.

        А теперь, зная о подобных искажения восприятия, проанализируйте свои ощущения в конкретных случаях.Я сейчас попрошу вспомнить какой - то ваш конфликт и ответить на вопрос: «Были ли у вас какие - то искажения восприятия в данной конфликтной ситуации?» (Ответы педагогов)

        Как правило, так и получается. Когда мы попадаем в конфликтную ситуацию, то видим в другом человеке только плохое. Если бы наше восприятие было более адекватным, то, возможно, нам легче было бы выйти из конфликтной ситуации, и конфликтов было бы меньше.

6. Упражнение «Расскажи сказку – «Колобок»

Цель: проанализировать и обыграть действия персонажей сказки с точки зрения переговорных позиций; отработка навыка противостояния манипуляции и конструктивного решения конфликта.

Участники делятся на 5 групп, каждой из которых предлагается от имени героя русской сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы («Сядь ко мне на носок, спой еще разок»). Колобок, вооруженный знаниями о цивилизованных способах противостояния манипуляциям, должен за 5-10 мин написать и зачитать ответ Лисе, соответствующий определенной стратегии поведения в конфликте.

Ответ колобка к упражнению «Колобок и лисица»

1. Лиса! Если ты намереваешься меня съесть, то так и знай: ты растолстеешь! Я ведь мучной, высококалорийный. А ты такая стройная и красивая, наверняка следишь за своей фигурой. А еще от моей сладости у тебя может нарушиться кислотно-щелочной баланс ротовой полости. Нос твой может не выдержать нагрузки (я ведь тяжелый) и тебе придется идти к врачу (метод убеждений, договора, сотрудничество)

2. Лиса! Все хотят съесть меня, но стоит ли? Ты знаешь, чем это обычно заканчивается? Если ты меня задержишь еще на минуту, я опоздаю, не успею вовремя прикатиться домой, вот тогда мой дед придет с ружьем и сошьет своей старухе прекрасную шубу (угроза – конфронтация).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Роль педагога в разрешении конфликта"

Известно, что жизнедеятельность любого социума невозможна без каких-либо противоречий, нередко приводящих к конфликтам. Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессионал...

Презентация родительского собрания -тренинга "Пути разрешения конфликтов в школе"

Цель родительского собрания: познакомить родителей с алгоритмом решения проблем (конфликтных ситуаций) "Идеал" Дж.БрэмсфордаПлан проведения родительского собрания:1. Создание проблемной ситуации2.Пост...

Тренинг разрешения конфликтов "Я среди других"

Конспекты двух тренинговых занятий по формированию культуры общения студентов путем умения понимать друг друга и эффективно взаимодействовать. Проводится в форме игры. Состоит из конспектов и  ра...

тренинг "Разрешение конфликтов"

В настоящее время во всем мире изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обусловливают нарастание негативных тенденций в стан...

Программа «Обучающий семинар-практикум для педагогов по конструктивному разрешению конфликтов в рамках поддержки школьной службы примирения»

Цель данного семинара – в активном режиме познакомить педагогов с восстановительным подходом через ролевое проигрывание восстановительных программ (медиация, Круги сообществ) для создания и дальнейшей...

сертификат ( тренинг- практикум "Предупреждение и разрешение конфликтов")

тренинг- практикум "Предупреждение и разрешение конфликтов"...

Конспект занятия с элементами тренинга и дискуссии по теме: "Организация конструктивного взаимодействия в детском коллективе. Профилактика и технология разрешения конфликта"

В процессе занятия происходит знакомство подростков с приемами, способствующими выстраиванию конструктивного взаимодействия в обществе и нивелированию конфликтных ситуаций.Задачи:Обучающие:&minu...