Коррекционное значение формирования у учеников с недостатками умственного развития жизненно необходимых практических навыков
статья

Зоя Вячеславовна Акрытова

Социальные трансформации современной жизни диктуют необходимость решения проблемы адаптации молодого поколения к современной среде. В специальной школе эта задача решается в системе коррекционных занятий по социально-бытовому ориентированию. Социально-бытовая ориентировка, как предмет обучения, направлен на практическую подготовку учащихся специальной общеобразовательной школы к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих приобретению бытового опыта и социальной адаптации школьников и повышению уровня их общего развития. Поэтому одно из центральных мест в решении данной проблемы относится именно к урокам социально-бытового ориентирования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционное значение формирования у учеников с недостатками умственного развития жизненно необходимых практических навыков

Социальные трансформации современной жизни диктуют необходимость решения проблемы адаптации молодого поколения к современной среде. В специальной школе эта задача решается в системе коррекционных занятий по социально-бытовому ориентированию. Социально-бытовая ориентировка, как предмет обучения, направлен на практическую подготовку учащихся специальной общеобразовательной школы к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих приобретению бытового опыта и социальной адаптации школьников и повышению уровня их общего развития. Поэтому одно из центральных мест в решении данной проблемы относится именно к урокам социально-бытового ориентирования.

Усвоение ребенком принятых в обществе норм и правил происходит через его социализацию. В рамках социализации осуществляется усвоение разных видов социального опыта, состоящего из общечеловеческих, общекультурных и национальных ценностей, принятых в обществе форм поведения и общения. Уровень социальной адаптации детей зависит от целей, специфики окружающей среды и возможностей индивидуума. Оптимальный результат такой подготовки подростков предполагает сформированность у них самосознания и самоконтроля, овладение ролевой поведением, умением устанавливать адекватные связи с окружением, приобретать навыки самообслуживания.

В предлагаемом пособии рассмотрены основные формы, методы и педагогические приемы, направленные на обеспечение усвоения и формирования знаний и умений по хозяйственно-бытовой деятельности учащихся 1-10-х классов специальной школы, раскрыты особенности их готовности к решению социальных, нравственных и бытовых проблем в современном обществе.

1.1. Коррекционное значение формирования у учащихся с недостатками

умственного развития жизненно необходимых

практических навыков

На современном этапе развития Украины усовершенствование специального образования связано с новым пониманием личностного становления умственно отсталых детей, с новым отношением общества к их социализации и интеграции в общество. Понимание компенсации и коррекции, социальной адаптации рассматривается как развитие сохраненного чувственного восприятия, формирование новых механизмов познания и овладения знаниями, взаимодействия со взрослыми, речевой и коммуникативной деятельности, двигательной активности, стимулирования положительных эмоций.

Социально-бытовая ориентировка - это цель и пути к которым нужно идти в повседневной жизни и строить отношения в обществе. Однако, к сожалению, социальная среда, ее эталоны и приоритеты со временем могут изменяться. Это требует от человека необходимости изменять свои стереотипы поведения, мышления, восприятия, ценностных ориентиров. Личность обязана овладеть умением правильно реагировать на конфигурации в социальном пространстве, создавать новейшие, целесообразные для соответствующей ситуации формы поведения.

Включение детей и подростков с недостатками умственного развития в социальную среду, успешное функционирование их в условиях другого окружения невозможно без предварительного специального коррекционно-воспитательного воздействия.

Проблемы социального развития умственно отсталых детей обусловили необходимость изменений и разработки в 1980 году учебной программы по указанному курса. Это позволило ввести в 1981-1982 учебном году специальные коррекционные занятия по социально-бытовому ориентированию в учебно-воспитательный процесс специальной школы.

Быт – это устройство повседневной жизни человека, удовлетворяющее материальные потребности и усвоение духовных благ и отражающее уровень общественных отношений, культуры жизни, влияющее на формирование личности. Ориентирование - формы и способы ознакомления с окружающими предметами и обществом в целях улучшения социально-психологической и социально-бытовой адаптации детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности.

Социально-бытовая ориентировка, как предмет обучения, направлен на практическую подготовку учащихся специальной школы к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащихся.

Задачами социально-бытового ориентирования является формирование навыков жизненной и социальной компетентности. Это выполнение норм и правил культурного поведения в обществе, семье, дружеских отношениях. Решение жизненно необходимых бытовых вопросов: уход за жильем, одеждой, питанием, лечением. Формирование навыков социальной компетентности осуществляется в процессе овладения элементами правовой культуры. Моделирование личностных компетентностей заложено в формировании здорового образа жизни, организации и проведении содержательного досуга.

На занятиях СПО у детей систематически формируются и совершенствуются необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей действительности. Учащихся знакомят с теми предприятиями и учреждениями, куда они обратятся для решения разных жизненно необходимых вопросов. Большое значение имеет изучение раздела по формированию умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, транспорта, медицинской помощи. Кроме решения бытовых вопросов занятия по социально-бытовому ориентированию способствуют выработке навыков общения с людьми, усвоению морально-нравственных норм поведения.

1.3. Роль и место уроков СПО в учебном процессе

специальной школы

Основные формы обучения социально-бытовому ориентированию – урок и экскурсия. На уроке большое внимание уделяется практической работе и упражнениям. Как метод обучения наиболее широко используется сюжетно-ролевая игра или моделирование реальных ситуаций, демонстрация обучающих кинофильмов разных наглядных средств обучения.

Определяя место и объем учебного материала, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, указанные в соответствующем разделе программы, учитывать, что с каждым годом материал усложняется. Это требует усложнения методов и приёмов, используемых в учебном процессе.

Для закрепления знаний и умений нужно постоянно повторять изученное. С этой целью, составляя план занятия, учитель должен продумать, в какой части урока учащиеся могут использовать уже усвоенные знания и умения. Причем повторение уже изученного материала должно являться элементом каждого урока.

Логическое продолжение занятия СПО получают во время внеклассной работы. Здесь очень важна взаимосвязь работы учителя и воспитателя. Однако необходимо помнить, что воспитатель не должен использовать формы и методы работы учителя, поскольку он только закрепляет знания, полученные на уроке.

Связь учителя и воспитателя может производиться при проведении экскурсий, некоторых итоговых занятий, которые можно объединить с внеклассной работой. При таких условиях учитель активно участвует во внеклассной работе, которая непосредственно касается занятий СПО, поскольку это помогает проверить, насколько учащиеся правильно восприняли и усвоили материал. Такая взаимосвязь учебной и внеклассной работы способствует усовершенствованию знаний и умений, успешности их использования в повседневной жизни.

Изучение курса социально-бытового ориентирования в специальной школе тесно связано с другими предметами общеобразовательного курса: родным языком, математикой, химией, физикой, географией, естествознанием, трудом. Умственное развитие детей происходит более успешно, если предмет социально-бытовой ориентировки изучается в связи с другими общеобразовательными предметами. Цельность и системность знаний достигают цели только в условиях использования межпредметных связей, формирования у учащихся обобщенных знаний и умений.

Практика свидетельствует о том, что межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным проявлением интеграционных процессов, играющих важную роль в повышении теоретической и практической подготовки учащихся с нарушениями развития.

Анализ программы и практика проведения уроков родного языка свидетельствуют о том, что уже в младших классах учащиеся получают элементарные сведения о хозяйственно-бытовой стороне жизни, о семье, здравоохранении, транспорте, одежде и т.д. На уроках чтения в начальных классах учащиеся знакомятся с морально-нравственными нормами, хозяйственно-бытовым трудом, разными профессиями. На основании этого создается база для восприятия программного материала по СПО в старших классах.

Не считая того на уроках СПО нужно уделять внимание развитию языка учащихся. Учитель должен следить, чтобы учащиеся могли последовательно выражать свои мысли, правильно формулировали фразы, выстраивали аргументы и выводы, развивали диалогическую речь. Правильно говорить дети учатся не только на уроках, в школе, но и на экскурсии, во время посещения различных учреждений, вступая в спонтанную беседу со знакомыми и незнакомыми. людьми. На уроках родного языка учащиеся составляют разные документы, учатся оформлять квитанции, справки.

Каждый предмет, излагаемый в школе, имеет определенный объем теоретических сведений и свою логику изложения материала. И наиболее естественно в специальной школе дергаются задачи социально-бытовой ориентировки и математики. Именно на уроках СПО учащиеся выполняют задачи, связанные с умением считать бюджет семьи, осуществлять вычисление коммунальных услуг, измерять площадь квартиры по проведению ремонта, размещать предметы быта, выполнять вычислительные операции по выполнению рецепта блюд, лекарств, замерять температуру.

Трудовое обучение во вспомогательной школе имеет значительные возможности подготовки умственно отсталых учащихся к самостоятельной жизни. Полученная в школе профессиональная трудовая подготовка служит основой материального и социального благополучия выпускника. Кроме того, процесс обучения труда позволяет решать целый ряд других задач социально-бытового характера: воспитывать бережливость и экономность, формировать навыки анализа объекта и предварительного планирования последующей работы, изготавливать различные изделия и чинить их. На уроках СПО учащиеся закрепляют умение пользоваться неадаптированными инструкциями по работе с электроприборами, химическими средствами обихода; следить за одеждой, жилищем, растениями; заниматься ремонтными работами в квартире и т.д.

Следовательно, исходя из этого, межпредметные связи выступают важным условием комплексного подхода к обучению школьников и как дидактическое обеспечение эффективности учебно-воспитательного процесса и как одно из направлений развития интеллектуальных и физических возможностей умственно отсталых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение формирования жизненно-необходимых навыков у детей через систему дополнительного образования

«Для чего рождается человек? Человек рождается для того, чтобы быть счастливым, сделать других счастливыми» - этот афоризм древнего мыслителя  и философа Китая Конфуция не утрачивает своей ...

Методическая разработка «Планирование педагогической работы по развитию жизненно важных практических навыков и умений у детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста»

В настоящей методической разработке представлено планирование работы с детьми с ограниченными возможностями от 3-х до 7 (8)-ми лет по развитию у них жизненно важных практических навыков и проведению п...

Формирование экологической компетенции на уроках естествознания и географии в школе для детей с недостатками умственного развития.

Статья о формировании экологических компетенций у детей с недостатками  интеллектуального развития. Успешность решения задач по экологическому  воспитанию на  уроках географии и ес...

Консультация для родителей: "значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка"

          Умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительн...

Исследовательская деятельность на уроках математики как средство развития мышления и практических навыков у обучающихся.

      В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть математика. На уроках математики дети учатся рассуждать, доказывать, ...

Презентация к выступлению по теме "Исследовательская деятельность на уроках математики как средство развития мышления и практических навыков у обучающихся"

.        В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть математика. На уроках математики дети учатся рассужда...