Проект "Дорога к доброму здоровью"
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Все эти качества зависят от физического здоровья.
В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, нравственного и психического здоровья подрастающего поколения.
На протяжении ряда лет в школе велся мониторинг заболеваемости учащихся. Результаты не радовали педагогический коллектив школы. За последние три года выросло число заболеваемости детей . Особо остро встал вопрос о состоянии здоровья обучающихся в среднем звене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Чихачёвская средняя школа»
Утверждаю
Директор школы
(приказ № )
Комплексно – целевая программа
«ЗДОРОВЬЕ»
(приложение к Программе развития школы)
Разработана Семёновой ЕН,
учителем МБОУ «Чихачёвская СШ»
Бежанийкого района
Псковской области
Содержание:
- Пояснительная записка
- Основания для создания программы
- Цели программы
- Содержание: 1 - 4 классы
5 – 9 классы
10 - 11 классы
1. Пояснительная записка
Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, нравственного и психического здоровья подрастающего поколения.
Для решения данной задачи Министерство образования Российской Федерации инициировало разработку в образовательных учреждениях специальных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учётом их возрастных, психофизиологических особенностей
Настоящая программа составлена на основе Федеральной целевой программы развития образования, президентской национальной инициативы «Наша новая школа».
Анализ программ и концепций развития образования федерального и регионального уровней позволяет выделить задачи по управлению качеством образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного процесса, которые возможно решить на уровне образовательного учреждения. К таким задачам относятся модернизация образовательного процесса (содержания, структуры, методов и отношений, уклада школьной жизни), подготовка педагогов к решению новых задач.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, cохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Мы любим рассуждать о том, какого человека должна выпускать школа: культурного, высоконравственного, творческого. Но часто забываем: прежде всего - здорового.
2.Основания для создания программы.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Для получения статистических данных о здоровье учащихся была изучена экологическая обстановка в микрорайоне школы, проведён мониторинг заболеваний за последние три года, исследованы проблемы социального и нравственного характера. Данные исследований свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз
В нашей школе 86 учащихся. Из них : (по результатам медицинского осмотра)
Вид заболевания | Число учащихся |
Заболевание опорно-двигательного аппарата | 15 |
Нарушение зрения | 10 |
Хронические заболевания | 10 |
ОРВИ | 50 |
Инвалиды детства | 1 |
Осуществляемая модернизация образования заставляет серьёзно проанализировать перспективу развития проблемы здоровья учащихся. Здоровье в обществе, в первую очередь - в силу низкой культуры, ещё не встало на 1 место в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью, как главной человеческой ценности.
Наиболее важная задача и для ребёнка, и для школы - это формирование сознательного отношения к здоровью, т.е. формирование здорового образа жизни.
Формирование ЗОЖ является одним из краеугольных камней, на которых базируется собственная концепция педагогического коллектива нашей школы .
Педагогический коллектив поставил цель - активное формирование мотивации на здоровый образ жизни. Для реализации поставленной цели нужно решение следующих задач:
- привитие навыков ЗОЖ
- реабилитация больных и ослабленных детей
- медико-психолого-педагогическая коррекция с учётом исходного уровня здоровья
- ориентация на медицинские профессии.
Работа в школе идёт в двух направлениях.
1. Создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома, рациональная организация труда и отдыха школьников (школьная гигиена)
2. Воспитание у школьников сознательного отношения к охране своего здоровья - самой большой ценности, данной человеку природой.
Решить эти задачи силами педагогов было невозможно. Да и менталитет, в основном, прежний, направленный на 100% здорового ребёнка. А то, что у нас всё более и более больных детей учитывалось слабо.
Поэтому педагогическим советом было решено разработать комплексно-целевую программу «Здоровье».
Элементы программа «Здоровье» применялись в школе всегда. Сейчас осуществляется её полное использование путём вкрапления в учебные предметы ОБЖ, физическая культура, экология, биология, ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство, профориентация на медицинские профессии, сотрудничество с Российским Красным Крестом.
Ведётся подготовка волонтёров по профилактике социально-значимых заболеваний, по оказанию первой медицинской помощи, работа с детьми-инвалидами.
Разработан блок дополнительных занятий с целью повышения уровня медицинских знаний:
- проведение кружковых занятий
- коллективно-творческая деятельность
- игровая деятельность
- проведение уроков и часов здоровья как в школе , так и в классах
- просмотр кино-видеофильмов соответствующей тематики
- проведение углублённых медицинских обследований учащихся и педагогов с последующей организацией лечебных и профилактических мероприятий
- выездные тематические лектории работниками районной больницы
При работе по программе «Здоровье» стараемся учитывать факторы, влияющие на здоровье ученика, связанные с организацией работы школы (объективные):
- Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
- Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
- Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
- Уровень психологической помощи учащимся.
- Состояние микроклимата в школе и дома.
Также учитываются факторы (субъективные):
- Готовность ребёнка и взрослого к здоровому образу жизни.
«Знания» взрослых людей (учителей, родителей) о ЗОЖ не стали их убеждениями, нет мотивации к заботе о собственном здоровье, нет и подготовленности учителя по вопросам сбережения здоровья школьников.
Согласно принципа системности и концепции средового подхода, учитель, воспитатель, любой взрослый является одним из важнейших элементов окружающей ребёнка воспитательной среды. И с этой точки зрения совсем немаловажно, какими личностными и профессиональными качествами обладает педагог.
Чтобы учителя способствовали формированию среди учащихся здорового образа жизни, необходимо сформировать это сознание и среди педагогов. Только совместная работа поможет создать действительно оздоравливающую и развивающую здоровье среду. Именно в этом направлении работает педагогический коллектив школы.
Принципы лечебной (здоровьесберегающей) педагогики, используемые в школе, это:
- Гуманистический подход.
- Вера в силы ребёнка.
- Оптимизм.
- Преемственность.
- Принцип активной жизненной позиции.
- Индивидуально-личностный подход.
Школа со здоровьесберегающей средой - это школа, в которой обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это педагогическая система, в которой должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе. Постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни, эффективная коррекционная и реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность, способы формирования личностных концепций здоровья, выработка умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях.
Принцип системности применительно к школе требует рассматривать её не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся во взаимозависимости, но и как части другой системы (районной, городской), во многом влияющей на её функционирование.
Только через системный подход к организации жизнедеятельности школы, возможно, обеспечить целостность становления личности учащихся.
Создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка умений и навыков, которыми должен овладеть школьник, является основой формирования здоровьесберегающей среды школы. Девизом педагогов, как и медиков, должен стать девиз: «Прежде всего - не навреди».
Программа «Здоровье» знакомит школьника с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой. Она создаёт единый предмет, в котором информация по анатомии, физиологии служит самопринятию и самоуважению.
Изменение поведения школьника немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов и всего персонала школы. Только с изменением уклада школы можно ожидать реальных результатов в изменении отношения учеников к собственному здоровью.
Программа начинается с первого класса и продолжается на всех ступенях обучения . Каждая ступень формирует более глубокое понимание мер по охране здоровья
Цель школы, содействующей здоровью, заключается в том, «чтобы обеспечить здоровый образ жизни для всех обитателей школы путем создания благоприятных условий, способствующих укреплению здоровья. Она дает возможности и пробуждает желание создать безопасные и укрепляющие здоровье социальные и физические условия». (Европейское отделение ВОЗ , 1997г)
Для реализации программы не требуется дополнительных часов в учебном плане образовательного учреждения, она войдёт в образовательные области, базирующиеся на предметах естественно-научного, гуманитарного, эстетического циклов, а также через систему дополнительного образования и воспитательные мероприятия.
Данная программа призвана послужить моделью, которую школа и учителя смогут использовать при разработке учебных планов, отвечающих потребностям школьников в этой области знаний, а также при оценке достижений учащихся.
Основной задачей нашей школы мы видим не только формирование у учащихся системы знаний учебных дисциплин, но и содействие социализации выпускников средней общеобразовательной школы в сложных и динамично меняющихся условиях современной действительности. Личностно-ориентированная педагогика направлена на развитие у каждого ученика качеств, необходимых для его успешной самореализации. Проблемная экология, социальная напряженность, размывание нравственных ценностей части социума усложняют традиционные задачи школы. Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным.
В фокусе данной программы обучения детей и подростков находится формирование умения вести здоровый образ жизни . Обучение здоровью касается знаний, отношений, навыков и поддержки, в которой дети и подростки нуждаются для того, чтобы действовать в соответствии со здоровыми канонами, строить здоровые отношения, пользоваться необходимыми услугами и создавать здоровую среду обитания.
Коллектив школы, ставя перед собой задачу создания здоровьесберегающей среды, исходит из того, что мы должны сделать все, от нас возможное для того, чтобы наши дети были здоровы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
- Тематические классные часы, лекции , познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции
- Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.
- Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи
- Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
1. Учет состояния детей:
- Анализ медицинских карт учащихся.
- Определения группы здоровья.
- Учет посещаемости занятий.
- Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
- Организация работы спортивных секций, кружков.
- Проведение ежедневной зарядки .
- Динамические паузы.
- Индивидуальные занятия.
- Дни здоровья.
- Физкультминутки для учащихся.
- Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
3.Урочная и внеурочная работа.
- Открытые уроки учителей физкультуры, ОБЖ.
- Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
- Спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- содействовать укреплению здоровья каждого школьника;
- продемонстрировать многоугольную природу здоровья;
- сформировать у школьника представление об ответственности за собственное здоровье и за здоровье окружающих;
- обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- создать методологические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в образовательном учреждении, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого её обитателя;
- расширить и разнообразить взаимодействие школы и родителей на ниве укрепления здоровья детей.
Содержание
Программа включает 7 разделов:
- Самопознание.
- Я и другие.
- Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.
- Питание и здоровье.
- Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
- Предупреждение употребления психоактивных веществ.
1- 4- е классы
Разделы | Содержание | Ожидаемый результат |
Самопознание |
Части тела, их функциональное назначение. Внутренние органы и их назначение. «язык» тела. Рост и развитие человека, периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.
Эмоциональная сфера личности: чувства, настроение, эмоциональные переживания, ощущения. Способы проявления эмоцый и выражения чувств. | Ученик может называть органы и части тела, их функциональное предназначение . умеет: рассказать о своих телесных ощущениях , объяснить, чем отличается состояние болезни, рассказать о субъективных признаках своей усталости Доброжелательно относиться к инвалидам. Ученик должен уметь распознавать основные эмоции у себя и у других, словесно объяснить их, отчётливо выразить с помощью жестов, мимики, позы, уметь словесно описать свои ощущения, выражать готовность обратиться за советом и помощью в ситуациях страха. |
Я и другие | Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения. Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми. Родственные связи- семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности. | Ученик должен знать общепринятые правила и коммуникации и уметь их применять в модельных условиях; знать свои права и признавать взаимные обязательства в семье. Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах, корректно отказываться от общения с незнакомыми людьми, определить свою роль в группе и работать для достижения общей цели, соблюдать социальные нормы поведения и формальных группах, различать признаки недружелюбной группы и уметь из неё выйти. |
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний |
Кожа. Функциональное назначение. Уход за кожей, волосами и ногтями.
Общее представление о ротовой полости, временные и постоянные зубы, прикус и вредные привычки, нарушающие его. Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами.
Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых. Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.
Микромир: микробы, простейшие грибки. Взаимодействие человека с микробом. «хорошие» и «плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни : мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т. д. Представление об «активной» защите - иммунитете. | Ученик должен уметь быть опрятным, обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счёт правильного выбора одежды и обуви, регулярно выполнять гигиенические процедуры, поддерживать а чистоте предметы своего ежедневного обихода. Ученик должен иметь правильной чистки зубов, сформированную привычку чистить зубы 2 раза в день, во время лечить кариес. Ученик должен уметь составить усреднённый режим дня на неделю и следовать ему, уметь распознать признаки утомления , в том числе зрительного. Иметь навыки на переключения на разные виды деятельности для избежание утомления. Ученик должен иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приёмом пищи. Уметь использовать «пассивную защиту» при необходимости контакта с больным человеком (далеко расстояние, проветривание помещения, ношение маски, отдельная посуда и т. д.) Нести моральную ответственность за распространение инфекционного заболевания ( не приходить с гриппом в школу). Знать, для чего делают прививки. |
Питание и здоровье |
Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приёма пищи в разных странах. Правила поведения за столом.
Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой. | Ученик должен уметь соблюдать элементарные правила режима питания, пользоваться столовыми приборами. Ученик должен умкть мыть посуду, иметь навык соблюдения правил хранения пищевых продуктов, навык обработки фруктов и овощей перед употреблением. |
Основы личной безопасности и профилактика травматизма |
Основные ситуации – «ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «родители с детьми». Правила безопасности у ж/д путей.
Опасные факторы современного жилища, школы, игровой площадки. Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна, катания на перилах, прыжков с крыш гаражей и т.д. Элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Оказание первой медицинской помощи при простых травмах (ссадинах, царапинах, поверхностных ранах), при укусах зверей, змей, насекомых.
Экстремальная ситуация в городе. Экстремальная ситуация в деревне. Экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком. Правила поведения при пожаре. Вызов экстренной помощи: 01, 02, 03,04, службы спасения. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы. | Ученик должен уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге. Иметь навык наблюдения, «сопротивления» волнению или спешке, «переключения на улицу», переключение на самоконтроль. Ученик должен уметь распознавать опасные зоны в помещении, на улице, предвидеть возможность падения с высоты, получения травмы, ожога и избегать их. Иметь навыки безопасного обращения с острыми предметами, электроприборами, уметь обесточить электроприбор. Применять на практике правила безопасности при катании на велосипеде. Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах. Уметь распознать негативные реакции животных и избегать укусов животного, насекомого, змея. Ученик должен освоить три модели поведения в экстремальной ситуации: «зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самоспасению». Уметь обращаться за помощью в экстремальных ситуациях. Знать способы тушения огня. Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения при возникновении пожара. Владеть навыками по само спасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным. |
Культура потребления медицинских услуг |
Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», служба спасения. Посещение врача. Больница, показания для госпитализации.
Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома. | Ученик должен уважительно относится к врачам и медицинским сёстрам как к людям, которые помогают ему сохранить здоровье. Знать, в каких случаях необходимо обратиться за экстренной медицинской помощью, и иметь навыки обращения. Знать зачем детей госпитализируют. Ученик должен иметь навык аккуратного обращения с лекарствами (хранить в фабричной упаковке, проверять срок годности перед употреблением, применять только по назначению врача или рекомендации родителей, не пробовать неизвестные таблетки) |
Предупреждение употребления психоактивных веществ | Общее представление о психоактивных веществах. Причины употребления веществ. Вред табачного дыма. Что такое алкоголь и чем опасно его употребление. Поведение с людьми, употребляющими психоактивные вещества. | Ученик должен уметь избежать ситуации пассивного курения. Понимать , что алкоголизм и наркомания – трудноизлечимые заболевания. Выработать формы поведения , когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Иметь чёткое представление о том, что восприимчивость к наркотическим веществам индивидуальна- и зависимость может возникнуть после первых приёмов. |
5 – 9 КЛАССЫ
Разделы | Содержание | Ожидаемый результат |
Самопознание |
Телосложение. Ткани, органы, системы органов и их саморегуляция. Гомеостаз (постоянство внутренней среды) как условная норма состояния организма. Функции основных систем организма (сенсорной, костно-мышечной , сердечно- мышечной, сердечно- сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной, половой).Физиологические и психологические процессы в различные периоды взросления и полового созревания. Индивидуальные особенности строения и развития тела.
Самооценка. Кризисы развития в период взросления (кризисы идентичности и авторитетов, переживания отчуждения и др.) Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы преодоления стресса. Биологические основы поведения, взаимосвязь физического и психического здоровья. Половые различия в поведении людей. | Уметь осуществить простейшие физиологические измерения – рост, вес, частоту пульса, температуру тела, тесты на силу, выносливость, гибкость и координацию. Иметь представление о собственной физиологической норме и уметь видеть отклонения от неё. Доброжелательно относится к физическим недостаткам других людей. Соблюдать адекватный для своего организма режим нагрузок, отдыха, питания, достаточной двигательной активности; тепловой режим. Уметь имитировать различные эмоциональные проявления. Распознавать и вербализовать такие состояния , как страх ,высокая тревожность, беспомощность, агрессия, мысли о самоубийстве. Понимать природу переживаний в периоды кризисов взросления. Уметь попросить о помощи в трудных ситуациях. Принимать различия между людьми , уважать особенность, Уважать особенности их поведения. Избегать рискованных для здоровья форм поведения. |
Я и другие | Положение личности в группе. Ролевые позиции в группе. Базовые компоненты общения: внимание, слушание, активное слушание. Виды и формы общения: вербальное невербальное. Критика и её виды. Способы реагирования на критику. Конфликты с родителями , друзьями, учителями, способы их разрешения. Отношения между мальчиками и девочками. Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей. Типологизация групп. Референтные группы. Ролевые позиции в группе. Тактика взаимодействия : диктат, сотрудничество, конфронтация, невмешательство. «Инструменты» общения: конструктивная критика, поддержка, убеждение и др. Групповое давление. Ролевые позиции в семье. Поведенческие риски, опасные для здоровья. | Умение представить себя в выгодном свете в различных модельных группах. Демонстрировать базовые навыки общения: умение слушать, начинать , поддерживать и прекращать разговор. Уметь критиковать, хвалить, принимать похвалу. Иметь навык самостоятельного принятия решения. Уметь аргументировано отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями. Иметь навыки отказа и противостояния групповому давлению. Уметь принимать самостоятельные и коллективные решения в модельных условиях. Иметь навыки выхода из группы. Избегать форм поведения, связанных с риском для здоровья и жизни. Понимать структуру собственной семьи, осознавать ролевую позицию каждого члена семьи, её естественной трансформации во времени. Занимать активную позицию непринятия девиантных форм поведения (распитие спиртных напитков, курение, проявление агрессии) в неформальной группе. |
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний |
Индивидуальные и возрастные особенности кожи. Микрофлора кожных покровов. Запахи тела. Уход за кожей лица и рук, ногами, ногтями. Правила выбора гигиенических средств ухода за телом. Типы волос, уход за волосами. Болезни кожи, связанные с нарушением правил гигиены. Правила личной гигиены подростков, мальчиков и девочек. Пользование предметами личной гигиены.
Средства гигиены полости рта. Выбор зубной щётки, зубной пасты. Заболевания зубов, дёсен, меры их профилактики. Питание и здоровье зубов. Профилактические осмотры у стоматолога.
Биологические ритмы организма : суточные , недельные, сезонные. Периоды работоспособности. Режим учёбы, отдыха и сна. Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок. Переутомление, его субъективные и объективные признаки, методы снятия. Признаки утомления органов зрения и слуха, способы его снятия. Оптимальные условия труда, микроклимат в классе и доме.
Причины возникновения инфекционных заболеваний. Их возбудители. Пути передачи. Механизмы защиты организма- иммунитет. «Активные» и «пассивные» способы его повышения. Эпидемии, пандемии. Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни. Ответственность за распространение инфекции. Инфекции, передаваемые половым путём. Туберкулёз, его предупреждение. | Иметь навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность во всех присущих возрасту функциональных состояниях. Уметь подобрать гигиенические средства для ухода за телом, волосами. Терпимо относится к людям, которые не могут соблюдать правила личной гигиены Уметь выбрать зубную щётку, зубную пасту, менять щётку и пасту не реже 1 раза в 3 месяца, пользоваться дополнительными средствами гигиены полости рта (флосы, гели, силанты и др.) Посещать стоматолога не реже 1 раза в год с целью профилактического осмотра. Ученик должен уметь спланировать деятельность на неделю с учётом индивидуальных биологических ритмов, использовать большой арсенал различных видов двигательной активности (спортивные секции, подвижные игры, любимые виды спорта), регулировать воздушно-тепловой режим в школе и дома. Иметь навыки снятия утомления глаз. Иметь уважительное отношение к людям со сниженными способностями и возможностями. Ученик должен уметь вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях. Иметь сформированные навыки поведения в условиях эпидемии респираторных заболеваний в качестве больного и здорового, навык регулярного прохождения медицинских осмотров, чёткие представления о своём поведении при подозрении на инфекционное заболевание, позитивное отношение к вакцинации. |
Питание и здоровье |
Основные группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение. Составление индивидуального меню. Энергическая ценность питания, физиологические нормы потребности в основных пищевых веществах и энергии. Пищевые риски, опасные для здоровья. Продукты питания в разных культурах. Традиции национальной кухни. Ядовитые грибы и растения.
Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и блюд. сервировка стола, оформления блюд. | Ученик должен уметь готовить разнообразные основные блюда, составить индивидуальное меню с учётом энергетической ценности используемых продуктов и физиологических потребностей организма, организовывать собственное питание в течение рабочего дня, различать ядовитые грибы и ягоды, избегать пищевых факторов риска Ученик должен уметь оценить правильность и сроки хранения продуктов по упаковке. Иметь устойчивый навык читать информацию на этикетках продуктов и оценивать их пригодность для еды, навык оценки свежести продуктов по органолептическим свойствам перед их употреблением. |
Основы личной безопасности и профилактика травматизма |
Ситуация самостоятельного движения ребёнка по улице. Во дворе дома тоже улица: кусты у подъезда, стоящие машины, угол дома и другие предметы, мешающие обзору. Пересечение улицы по пешеходному переходу или на перекрёстке без светофора. Переход улицы на нерегулируемом перекрёстке. Ожидание на «островке безопасности» . Посадка в автобус, троллейбус. Выход из автобуса. Опасность движения группой. Ребёнок носит очки. Безопасное поведение в транспорте- зона повышенного риска. Правила движения велосипеда.
Правила пользования пиротехническими средствами. Факторы , способствующие обморожению. Первая помощь при обморожениях. Правила безопасности на экскурсии, в походах, экипировка туриста. Походная аптечка. Правила безопасности при обращении с открытым огнём. Доврачебная помощь. Элементы реанимации. Основные правила наложения жгутов, повязок, транспортировка пострадавшего.
Экстремальные ситуации аварийного и криминального характера. Поведение при аварийных ситуациях в жилище (пожар, затопление, разрушение). Поведение в криминогенных ситуациях. Поведение в незнакомой природной среде. Преодоление панических ситуаций. Переживание острых негативных эмоций и стрессовых состояний. Помощь при утомлении. | Ученик должен иметь навык самоконтроля, автоматизированные стереотипы – наблюдение за улицей, внимательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин, особенно во время дождя, когда капюшоны и зонтики мешают детям увидеть приближающиеся автомобили, критическое отношение к поведенческим рискам на дороге. Уметь безопасно переходить через дорогу или через пути на ж/д переездах, используя не только зрение , но и слух. Понимать свою персональную ответственность за безопасность на дороге.
Ученик должен уметь обращаться с пиротехническими средствами, продаваемыми в магазинах, открытым огнём, оказать элементарную помощь пострадавшему в пределах своих возрастных и физиологических возможностей, организовать оказание полноценной помощи. Ученик должен знать алгоритм поведения в экстремальных ситуациях, за счёт каких действий можно предупредить или минимизировать повреждение в случае стихийных бедствий или техногенных катастроф, средства спасения утопающего на воде в тёплое и холодное время рода, последовательность действий при спасении. Ученик должен уметь обратиться за помощью в случае тяжёлых переживаний, несчастья, выполнять последовательность действий при спасении. Владеть навыками самообороны. |
Культура потребления медицинских услуг |
Когда и куда обращаться за медицинской помощью. Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях. Ответственность за ложные вызовы медицинских служб. Критическое отношение е рекламе и выбору медицинских услуг и товаров. Типы учреждений и специалистов, оказывающих медицинскую помощь. Выбор товаров и услуг, ориентированных на здоровье. Альтернативная медицина, влияние на организм человека.
Рецепт, аптека, лекарства. Правила употребления лекарственных препаратов. Опасность самолечения. Безопасное хранение и обращение с лекарственными препаратами. Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств. | Ученик должен уметь обратиться за плановой и экстренной медицинской помощью. Иметь навыки соблюдения чистоты и правил поведения в помещении (на примете поликлиники, школы), представление о механизмах воздействия рекламы и навыки критического отношения к рекламируемым товарам и услугам. Ученик должен знать минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача ( при головной боли, подъёме температуры и др.) Уметь подобрать для себя лекарственный препарат из этого арсенала с учётом индивидуальной переносимости лекарств, возрастных доз, применять первые меры самопомощи при развитии побочного действия лекарства. |
Предупреждение употребления психоактивных веществ | «Легальные»(алкоголь, табак) и «нелегальные» (наркотики) психоактивные вещества. История распространения психоактивных веществ. Жизненный стиль человека, зависимого от психоактивных веществ. Ложные представления о допустимости употребления психоактивных веществ. Употребление данных как слабость воли, зависимость, болезнь. Как противостоять групповому давлению и не употреблять психоактивные вещества. Зависимость от психоактивных веществ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая, психологическая. Состояние интоксикации и побочные действия при употреблении психоактивных веществ. Болезни человека , связанные с употреблением наркотиков, табака, алкаголя. Изменение поведения человека связанное с употреблением психоактивных веществ. Защита себя и других в ситуации употребления психоактивных веществ. Отказ от употребления психоактивных веществ на различных этапах. | Ученик должен иметь сформировавшееся представление о том, что «легальные» психоактивные вещества могут вызвать такую же зависимость, как и «нелегальные». Иметь сформированные навыки отказа от употребления психоактивных веществ в группе. Иметь широкий арсенал средств для решения конфликтных ситуаций, проведения свободного времени. Владеть навыками поддержания общения. Иметь навыки критического переосмысления информации, получаемой в неформальных группах. |
10-11 классы
Разделы | Содержание | Ожидаемый результат |
Самопознание |
Субъективные и объективные признаки здоровья . представление о здоровом и больном теле в разных культурах. Половой диморфизм. Репродуктивное здоровье юноши и девушки. Понятие о генотипе и фенотипе. Обменные и инфекционные болезни, приводящие к нарушению формы тела и/или инвалидности.
Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения. Планирование и способы ре6ализации планов. Ответственность и свобода выбора. | Ученик должен уметь самостоятельно планировать режим нагрузок , отдыха, питания в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья, моделировать свой собственный имидж и формировать его. Иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной активности. Доброжелательно относится к особенностям пожилых и инвалидов. Ученик должен контролировать собственные эмоциональные и поведенческие реакции, ставить дл себя реалистичные, ясные цели и планировать пути их достижения Выражать готовность и нести персональную ответственность за собственное поведение и здоровье. Иметь навыки критического мышления. |
Я и другие | Индивидуальные различия в восприятия и понимании людьми друг друга. Интимные межличностные отношения: дружба, любовь, вражда, одиночество. Человек в семье. Семья и её функции. Психологический климат в семье. Развод. Правовые акты семейного взаимодействия. Способы манипулирования людьми. Формальные неформальные группы, их социально- психологическая специфика. Механизмы и пути взаимодействия группы и личности в области сохранения и укрепление здоровья. Принятие решения в группе. Межличностные отношения в группе. Их типология и пути разрешения. Конформизм и самостоятельность, лидерство. Навыки, необходимые для противостояния негативным влиянием неформальной группы в сфере отношения к здоровью. | Ученик должен знать правовые аспекты взаимоотношений между людьми, различные формы группового взаимодействия. Иметь навыки позитивного взаимодействия к людям со специфическим строением тела, особенностями умственной деятельности, различными религиозными, национальными и социальными установками, навыки поведения в конфликтных ситуациях. Уметь составить реальный план группового взаимодействия и поэтапно его выполнять, оценивать эффективность группового взаимодействия.
|
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний |
Выбор гигиенических средств для ухода за телом при функциональных различных состояниях и в различных климатических условиях Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья.
Средства гигиены полости рта: правила индивидуального подбора, хранения, смены.
Планирование труда и отдыха в экстремальных условиях: во время экзаменов, тренировок, соревнований. Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам, срыв адаптации.
ВИЧ/ СПИД, пути передачи, способы предупреждения. «Группы риска» по заражению инфекционными заболеваниями.. профилактика инфекционных заболеваний в различных социальных и жизненных ситуациях. Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний. | Ученик должен иметь потребность сохранять своё тело, одежду в чистоте. Не иметь заболеваний, связанных с нарушением правил ухода за кожей. Ученик не должен иметь заболеваний зубов. Ученик должен знать индивидуальную норму нагрузок. Своевременно определять субъективные признаки утомления. Владеть техникой восстановления работоспособности при различных видах психических и физических нагрузок. Уметь спланировать режим деятельности физическим и интеллектуальным нагрузкам. Ученик должен знать способы предупреждения заболеваний, передающихся половым путём. Уметь распознать ситуации, рискованные для заражения инфекционными заболеваниями. Регулярно проходить профилактические осмотры по рекомендации врачей, в том числе флюорографию, не реже 1 раза в год. Иметь сформированное отношение к людям, потенциально опасным с точки зрения заражения инфекциями. |
Питание и здоровье |
Основные правила рационального питания: режим питания, сбалансированность продуктов в меню, пищевые приоритеты. Выбор продуктов и блюд. Диеты, лечебное питание и голодание. Пост . болезни в результате неправильного питания, анорексия, ожирение. Питание в особых условиях (питание спортсменов, питание в походах, во время экзаменов и т. д.). правила поведения в местах общественного питания – кафе, ресторанах и др.
Основные химические и биологические загрязнители пищи: тяжелые металлы, пестициды, плесень и др. | Ученик должен уметь организовывать рациональное питание с учетом индивидуальных особенностей и финансовых возможностях различных членов семьи, обеспечить адекватное физиологическим потребностям и индивидуальным особенностями питание во время экзаменов, в походах. Уметь интерпретировать данные этикетки продуктов, оценить соотношение цена/ качество при покупке продуктов питания. |
Основы личной безопасности и профилактика травматизма |
Расчет скорости движения транспорта и тормозного пути. Расчеты траектории движения транспорта. Дорога глазами водителя. Ответственность за нарушение правил дорожного движения
Травматизм при конфликтах. Жестокое обращение с детьми и подростками. Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации, нанесение телесных повреждений. Строительство и техника безопасности. Техника безопасности в быту (приготовление пищи, пользование стиральной машиной, газовой или электроплитой и т.д.) .Травматизм в местах массового скопления людей. Прогноз развития травмоопасной ситуации, меры предупреждения травмы. Первая доврачебная помощь при ранениях, травмах, потере сознания. Сердечно-лёгочная реанимация.
Модели поведения людей в экстремальных ситуациях, например, поведение в горах, во время природных катализм. | Ученик должен иметь сформированные стереотипы соблюдения правил безопасности на дороге. Уметь объяснить младшим детям принцип безопасного поведения на дороге и продемонстрировать их на примере реальной улицы. Ученик должен знать виды наказания за нарушения ПДД Ученик должен владеть приёмами конструктивного решения конфликтных ситуаций. Уметь обратиться за помощью в случае жестокого обращения в семье, во дворе, в школе. Уметь пользоваться строительным инвентарём и бытовой техникой. Уметь прогнозировать травмоопасные ситуации во время массовых мероприятий и своевременно принимать меры к избежанию травмы. Уметь оказать первую доврачебную помощь в пределах своей компетенции, Провести мероприятия по восстановлению жизненных функций. Уметь оказать помощь пострадавшим в экстремальной ситуации. Владеть навыками самоконтроля, управления паническими реакциями. |
Культура потребления медицинских услуг |
Права и ответственность клиента, получающего медицинские услуги. Ответственность врача. Оказание помощи в различных медицинских учреждениях. Врачебная тайна. Получение и анализ информации с целью выбора медицинских и оздоровительных услуг. Обязательное и добровольное медицинское страхование.
Передозировка лекарственных средств. Первая помощь | Ученик должен знать права пациента в системе обязательного медицинского страхования. Уметь выбрать страховую компанию для добровольного медицинского страхования на основе предложенного ею комплекта документов Ученик должен иметь навык прочтения аннотации или рецепта перед применением лекарственных препаратов. Иметь представление о возможной несовместимости лекарственных препаратов или наличии побочного эффекта. |
Предупреждение употребления психоактивных веществ | Основные виды психоактивных веществ. Их употребление как ложный путь решения жизненных проблем. Возможности, трудности и пути выздоровления курильщика, наркомана, алкоголика. Помощь социума людям, прекратившим употребление психоактивных веществ. Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление психоактивных веществ | Ученик должен знать о наступлении уголовной ответственности в случае хранения и распространения наркотических средств. Иметь сформированную точку зрения на наркоманию, алкоголизм, табакокурение как трудноизлечимые заболевания. Осознать коммерческий характер рекламы алкогольных напитков и табачных изделий и уметь критически оценивать её. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ДОРОГА К ДОБРОМУ ЗДОРОВЬЮ»
ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ...
"Дорога к доброму здоровью"
внеклассное мероприятие по здоровому образу жизни для учащихся 5 класса....
конспект занятия "Дорога к доброму здоровью"
задачи занятия: формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; воспитывать интерес к здоровому образу жизни....
Конспект внеклассного мероприятия "Дорога к доброму здоровью"
Цели: - приучать учащихся к здоровому образу жизни.Задачи:- пропагандировать здоровый образ жизни;- в игровой форме проверить и закрепить ранее полученные знания о пользе...
Проект на тему: «По дороге к доброму здоровью»
Проект на тему: «По дороге к доброму здоровью» был разработан для учащихся 10-14 лет. Задания проекта:I....
Внеклассное мероприятие «Дорога к доброму здоровью».
Цель: воспитывать потребность в здоровом образе жизни.Задачи: Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения. ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путь к доброму здоровью"
Мероприятие предназначено для младших школьников с ОВЗ по формированию здорового образа жизни...