Программа профилактики суицидального поведения я среди учащихся
методическая разработка
Цель программы: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Задачи программы:
1. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
2. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
3. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы так и в период трудной жизненной ситуации.
4. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
5. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
6. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Участники программы:
- учащиеся школы;
- педагоги;
- родители
Сроки реализации программы:
2021 – 2023годы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktiki_suitsida_22.docx | 550.22 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2. ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
4. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ
8. ПРИЛОЖЕНИЯ
Цель программы: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Задачи программы:
1. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
2. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
3. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы так и в период трудной жизненной ситуации.
4. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
5. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
6. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Участники программы:
- учащиеся школы;
- педагоги;
- родители
Сроки реализации программы:
2021 – 2023годы
Основные направления деятельности:
1. Работа с детьми и подростками;
2. Работа с педагогами;
3. Работа с родителями.
Принципы реализации программы:
1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат:
Организованная таким образом работа позволит:
- осуществлять социальную и психологическую защиту детей;
- снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток;
- позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Достоинства настоящей программы:
⮚ В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
⮚ В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
⮚ В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
Педагогам-психологам приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.
В младшем подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.
Программа первичной профилактики суицидального поведения у детей и подростков предполагает мероприятия в трех направлениях: работу психолога с родителями, педагогами и детьми. Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых.
Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье. Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.
Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе).
Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из – за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними.
Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.
Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или присутствующих на страницах литературных произведений. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Руководствуясь подобными стереотипами, суициденты рассматривают посягательство на свою жизнь не с точки зрения общественной морали, а с позиции эффектности действий.
Первичная профилактика суицидального поведения.
Изменения в поведении ребёнка, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:
• недостаток сна или повышенная сонливость
• нарушение аппетита
• признаки беспокойства, вспышки раздражительности
• усиление чувства тревоги
• признаки вечной усталости, упадок сил
• неряшливый внешний вид
• усиление жалоб на физическое недомогание
• склонность к быстрой перемене настроения
• отдаление от семьи и друзей
• излишний риск в поступках
• выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах
• открытые заявления: ненавижу жизнь; не могу больше этого выносит; жить не хочется; никому я не нужен.
Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: дарение ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими. В случае подозрения о наличии суицидальных намерений у подростка беседу с ним можно строить следующим образом: «Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что происходит?»
В случае открытого суицидального высказывания следует обсудить эту проблему с подростком.
Реализация программы:
на 2021-2023 г
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№ | Содержание работы | сроки | ответственный |
1 | Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | В течение года 2021-2022 | Администрация, Уполномоченный по правам ребенка. |
2 | Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям | Сентябрь 2021-2022 | Уполномоченный по правам ребенка. |
3 | Проведение индивидуальных профилактических бесед с детьми из семей социального риска | В течение года 2020-2021
| Уполномоченный по правам ребенка, классные руководители.
|
4 | Незамедлительное сообщение в администрацию школы ПДН, КДН, отдел опеки и попечительства о фактах насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц. | В течение года 2021-2022 | Классные руководители, Уполномоченный по правам ребенка, педагог-психолог
|
5 | Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди школьников. Пресечение всех случаев неуставных (школьных) отношений с привлечением при необходимости работников ПДН | По необходимости | Классные руководители, Уполномоченный по правам ребенка. |
Работа с учащимися | |||
6 | Проведение классных часов (приложение №1 к программе) | В течение года | Классные руководители. |
7 | Проведение тренинговых занятий по психолого-педагогической поддержке обучающихся к выпускным экзаменам (9, 11 классы) | Март – апрель 2021 | Классные руководители. |
8 | Организация работы в период школьных каникул по оздоровлению и занятости детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении | Во время каникул | Классные руководители |
9 | Вовлечение детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении, в кружки, секции, клубы по интересам | Октябрь 2021 | Классные руководители |
Работа с педагогами | |||
10 | Семинар «Профилактика суицидального поведения подростков» | Октябрь 2021 | Руководитель МО классных руководителей. |
11 | Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе» | Февраль 2022 | Зам. директора по УВР, педагог-психолог |
12 | Заседание ШМО классных руководителей Круглый стол «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» | Апрель 2022 | Руководитель ШМО классных руководителей. |
13 | Конкурс на лучшие методические разработки по организации профилактики суицидального поведения детей и подростков. | Май 2022 | Зам. директора по УВР |
| Работа с родителями | ||
14 | Классные родительские собрания по профилактике суицида среди подростков (приложение №1 к программе) | В течение года 2021-2022 | Классные руководители. |
15 | Круглый стол «Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться» (родители 8-11 классов) | Февраль 2022 | Зам. директора по УВР, классные руководители |
16 | Родительский лекторий: Что такое суицид и как с ним бороться. Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта |
Сентябрь 2021
Март 2022
| Классные руководители. |
| Диагностика | ||
| Учащиеся | ||
17 | - Исследование социального статуса (1 – 9 классы)
- Исследование уровня адаптации (1,5 классы)
- Склонность к отклоняющемуся поведению (дети «группы риска») | 1 раз в год
Октябрь 2021
2 раза в год (октябрь, апрель) 2021-2022
| Классные руководители.
|
Приложение №1
№ | Содержание работы/участники | Сроки | Ответственные |
Просвещение и профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних | |||
1 | Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | в течение года | Классные руководители. |
2 | Составление базы данных по социально неблагополучным семьям | Сентябрь
| Классные руководители. |
3 | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска | в течение года
| Классные руководители. |
4 | Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей (оздоровительный лагерь при школе) | каникулярное время
| Классные руководители. |
5 | Организация работы по профилактике профессионального выгорания | в течение года
| Классные руководители. |
6 | Организация волонтерского движения по оказанию помощи детям, склонным к суицидальным действиям | в течение года
| Классные руководители. |
7 | Цикл психологических классных часов:
|
| Классные руководители. |
| 1. «В поисках хорошего настроения» (1 класс)
| Октябрь
| Классный руководитель |
| 2. «Как здорово жить!»(1 класс)
| Декабрь
| Классный руководитель |
| 3. «Жизнь как чудо» (1 класс) | Январь
| Классный руководитель |
| 4. «Учимся снимать усталость» (1 класс) | Май 2021 | Классный руководитель |
| 5. «Мы выбираем жизнь» (2 класс) | Октябрь
| Классный руководитель |
| 6. «Как преодолевать тревогу» (2 класс) | Декабрь
| Классный руководитель |
| 7. «В поисках хорошего настроения» (2 класс) | Январь
| Классный руководитель |
| 8. «Семья в моей жизни» (2 класс) | Май
| Классный руководитель |
| 9. «Учимся снимать усталость» (3 класс) | Октябрь
| Классный руководитель |
| 10. Я + он + они = мы (3 класс) | Декабрь
| Классный руководитель |
| 11. «Красота спасет мир» (3 класс) | январь
| Классный руководитель |
| 12. «Здоровье-богатство на все времена» (3 класс.) | Май
| Классный руководитель |
| 13. «Как прекрасен этот мир!» (4 класс) | октябрь | Классный руководитель |
| 14. «В поисках хорошего настроения» (4 класс) | декабрь | Классный руководитель |
| 15. «Дружба начинается с улыбки»» (4 класс) | январь | Классный руководитель |
| 16. «Жить в мире с собой и другими» (4 класс) | май | Классный руководитель |
| 17. «Жизнь прекрасна» (5 класс) | октябрь | Классный руководитель |
| 18. «Познай себя» (5 класс) | декабрь | Классный руководитель |
| 19. «Как преодолевать тревогу» (5 класс) | январь | Классный руководитель |
| 20. «Мир моих увлечений» (5 класс) | май | Классный руководитель |
| 21. «Ты не один!» (6 класс) | октябрь | Классный руководитель |
| 22. «Мы против жестокости» (6 класс) | декабрь | Классный руководитель |
| 23. «Моя семья – мое богатство» (6 класс) | январь | Классный руководитель |
| 24. «У меня такой характер» (6 класс) | май | Классный руководитель |
| 25. «Как преодолевать тревогу» (7 класс) | октябрь | Классный руководитель |
| 26. «Способы решения конфликтов с родителями» (7 класс) | декабрь | Классный руководитель |
| 27. «Жизнь дается человеку один раз…» (7 класс) | январь | Классный руководитель |
| 28. «Как принять помощь, поддержку другого?» (7 класс) | май | Классный руководитель |
| 29. «Жить в радость» (8 класс) | октябрь | Классный руководитель |
| 30. «Жизнь ради жизни» (8 класс) | декабрь | Классный руководитель |
| 31. «Мы счастливые, креативные» (8 класс) | январь | Классный руководитель |
| 32. « Настроение на «отлично» (8 класс) | май | Классный руководитель |
| 33. «Сделай свой выбор» (9 класс) | октябрь | Классный руководитель |
| 34. «Нужна ли нам несчастная любовь» (9 класс) | декабрь | Классный руководитель |
| 35. «Как сдать экзамен без стресса» (9 класс) | январь | Классный руководитель |
| 36. «Поговорим о смысле жизни» (9 класс) | май | Классный руководитель |
| 37. «Безмолвие души» (10-11 классы) | октябрь | Классный руководитель |
| 38. «Жизнь как высочайшая ценность» (8-9 классы) | декабрь | Классный руководитель |
| 39. «Способы саморегуляции эмоционального состояния» (8-9 классы) | январь | Классный руководитель |
| 40. «Я – человек!» (8-9 классы) | май | Классный руководитель |
8 | Правовые классные часы |
| |
| 1. Право имею (1-2 классы)
| сентябрь | Классный руководитель |
| 2.Я выбираю жизнь (3 класс)
| октябрь | Классный руководитель |
| 3.Мы тоже имеем право (4 класс) | ноябрь | Классный руководитель |
9 | Психолого-педагогическая поддержка учащихся к ОГЭ (9 класс). Составление памяток
| март апрель | Классный руководитель |
10 | Притча о смысле жизни (5 класс) | октябрь | Классный руководитель |
11 | Преступление и наказание (6 класс) | ноябрь | Классный руководитель |
12 | «Долой сквернословие» (7 класс) | февраль | Классный руководитель |
13 | «Закон обо мне – я о законе» (9 класс)
| сентябрь | Классный руководитель |
14 | Работа по выявлению дезадаптивных детей (5 кл.) | октябрь - ноябрь | Классный руководитель |
15 | Игра «Имею право» (9 кл) | декабрь | Классный руководитель |
16 | Организация работы группы для подростков «Поверь в себя» (8 кл) | январь | Классный руководитель |
Работа с педколлективом | |||
1 | Выступление на МО классных руководителей «Как избежать школьных конфликтов. Методика работы с детьми девиантного поведения» | октябрь | Зам по УВР |
2 | Семинар «Что такое суицид и как с ним бороться?» | ноябрь | Зам по УВР |
3 | Памятка для педагогов «Оказание первичной психологической помощи в беседе с подросками» | декабрь | Зам по УВР |
4 | Выступление на МО классных руководителей «Психологический климат в классе» | февраль | Зам по УВР |
5 | Выступление на МО классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними». | март | Зам по УВР Зам по УВР |
6 | Семинар-практикум: «Методы разрешения педагогических конфликтов» | по запросу | Зам по УВР |
7 | Консультация для педагогов «Признаки готовящегося самоубийства» | сентябрь | Зам по УВР |
Коррекционные мероприятия | |||
1 | Игры на сплочение детского коллектива (5-6 классы) | октябрь | Учитель физич. культуры. |
2 | Занятие «Барьеры непонимания» 8 класс | ноябрь | Классные руководители. |
3 | Занятие по повышению самооценки «Нарисуй подарок самому себе» 7 класс | декабрь | Классные руководители. |
4 | Тренинг уверенности (для старшеклассников) | февраль | Классные руководители. |
5 | Тренинг «Манипуляция: игры, в которые играют все» (для старшеклассников) | март | Классные руководители. |
6 | Цикл занятий для подростков «Я сам строю свою жизнь» | апрель | Классные руководители |
Реализация программы:
на 2021-2022 г
Система программных мероприятий
№ | Содержание работы | сроки | ответственный |
1 | Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | В течение года 2021-2022 г | Администрация, Уполномоченный по правам ребенка.
|
2 | Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям | Сентябрь 2021
| Уполномоченный по правам ребенка |
3 | Проведение индивидуальных профилактических бесед с детьми из семей социального риска | В течение года 2021-2022 г | Уполномоченный по правам ребенка, классные руководители.
|
4 | Незамедлительное сообщение в администрацию школы ПДН, КДН, отдел опеки и попечительства о фактах насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц. | В течение года 2021-2022 г | Классные руководители, Уполномоченный по правам ребенка.
|
5 | Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди школьников. Пресечение всех случаев неуставных (школьных) отношений с привлечением при необходимости работников ПДН | По необходимости | Классные руководители, Уполномоченный по правам ребенка. |
Работа с учащимися | |||
6 | Проведение классных часов (приложение №1 к программе) | В течение года | Классные руководители |
7 | Проведение тренинговых занятий по психолого-педагогической поддержке обучающихся к выпускным экзаменам (9, 11 классы) | Март – апрель 2021-2022 г | Классные руководители. |
8 | Организация работы в период школьных каникул по оздоровлению и занятости детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении | Во время каникул | Классные руководители |
9 | Вовлечение детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении, в кружки, секции, клубы по интересам | Октябрь 2021
| Классные руководители |
Работа с педагогами | |||
10 | Семинар «Профилактика суицидального поведения подростков» | Октябрь 2021
| Руководитель МО классных руководителей. |
11 | Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе» | Февраль 2021
| Зам. директора по УВР. |
12 | Заседание ШМО классных руководителей Круглый стол «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» | Апрель 2021
| Руководитель ШМО классных руководителей. |
13 | Конкурс на лучшие методические разработки по организации профилактики суицидального поведения детей и подростков. | Май 2021
| Зам. директора по УВР |
| Работа с родителями | ||
14 | Классные родительские собрания по профилактике суицида среди подростков (приложение №1 к программе) | В течение года | Классные руководители. |
15 | Круглый стол «Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться» (родители 8-11 классов) | Февраль 2022
| Зам. директора по УВР, классные руководители. |
16 | Родительский лекторий: Что такое суицид и как с ним бороться. Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта |
Сентябрь 2021
Март 2022
| Педагог - организатор, классные руководители. |
| Диагностика | ||
| Учащиеся | ||
17 | Исследование социального статуса (1 – 11 классы)
Исследование уровня адаптации (1,5 классы)
Склонность к отклоняющемуся поведению (дети «группы риска») | 1 раз в год
Октябрь 2021
2 раза в год (октябрь, апрель) 2021-2022
| Классные руководители.
|
Реализация программы:
на 2022-2023 г.
Система программных мероприятий
№ | Содержание работы | сроки | ответственный |
1 | Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | В течение года 2022-2023 г.
| Администрация, Уполномоченный по правам ребенка.
|
2 | Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям | Сентябрь 2022г
| Уполномоченный по правам ребенка |
3 | Проведение индивидуальных профилактических бесед с детьми из семей социального риска | В течение года 2022-2023г | Уполномоченный по правам ребенка, классные руководители.
|
4 | Незамедлительное сообщение в администрацию школы ПДН, КДН, отдел опеки и попечительства о фактах насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц. | В течение года 2022-2023г | Классные руководители, Уполномоченный по правам ребенка.
|
5 | Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди школьников. Пресечение всех случаев неуставных (школьных) отношений с привлечением при необходимости работников ПДН | По необходимости | Классные руководители, Уполномоченный по правам ребенка. |
Работа с учащимися | |||
6 | Проведение классных часов (приложение №1 к программе) | В течение года | Классные руководители |
7 | Проведение тренинговых занятий по психолого-педагогической поддержке обучающихся к выпускным экзаменам (9, 11 классы) | Март – апрель 2023г | Классные руководители. |
8 | Организация работы в период школьных каникул по оздоровлению и занятости детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении | Во время каникул | Классные руководители. |
9 | Вовлечение детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении, в кружки, секции, клубы по интересам | Октябрь 2022
| Классные руководители. |
Работа с педагогами | |||
10 | Семинар «Профилактика суицидального поведения подростков» | Октябрь 2022
| Руководитель МО классных руководителей. |
11 | Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе» | Февраль 2023г | Зам. директора по УВР. |
12 | Заседание ШМО классных руководителей Круглый стол «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» | Апрель 2023г | Руководитель ШМО классных руководителей. |
13 | Конкурс на лучшие методические разработки по организации профилактики суицидального поведения детей и подростков. | Май 2023г
| Зам. директора по УВР |
| Работа с родителями | ||
14 | Классные родительские собрания по профилактике суицида среди подростков (приложение №1 к программе) | В течение года 2022-2023г | Классные руководители. |
15 | Круглый стол «Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться» (родители 8-11 классов) | Февраль 2023г
| Зам. директора по УВР, классные руководители. |
16 | Родительский лекторий: - Что такое суицид и как с ним бороться. - Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта |
Сентябрь
Март 2022-2023г | Педагог - организатор, классные руководители. |
| Диагностика | ||
| Учащиеся | ||
17 | - Исследование социального статуса (1 – 9 классы)
- Исследование уровня адаптации (1,5 классы)
- Склонность к отклоняющемуся поведению (дети «группы риска») | 1 раз в год
октябрь 2022г
2 раза в год (октябрь, апрель)
2022-2023г
| Классные руководители.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...
Программа профилактики суицидального поведения среди учащихся подросткового и юношеского возраста
Прграмма профилактики суицидального поведения...
Программа профилактики суицидального поведения подростков.
Основываясь на своем профессиональном опыте, проработав с подростками, наблюдая за работой коллег, целесообразным считаю основываться в превентивной профилактической деятельности по авитальному поведе...
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков
«ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» по оказанию индивидуально ориентированной комплексной помощи подросткам и семьям, находящимся в социально опасном положении....
Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Мы выбираем жизнь!"
Программа разработана с учетом рекомендаций Типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихсЦель:...
Программа профилактики суицидального поведения среди детей и подростков
Пояснительная записка."Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личностив условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко)...
ПРОГРАММА профилактики суицидального поведения учащихся « Я учусь ценить жизнь»
Программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по профилактике суицидального поведения обучающихся...