Программа профилактики суицидального поведения я среди учащихся
методическая разработка

Цель программы: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Задачи программы:

1.          Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

2.          Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

3.          Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы так и в период трудной жизненной ситуации.

4.          Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

5.          Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

6.          Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Участники программы:

- учащиеся школы;

- педагоги;

- родители

Сроки реализации программы:

2021 – 2023годы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilaktiki_suitsida_22.docx550.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                             2.                 ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

3.                 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

4.                 СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

5.                 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

6.                  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

7.                 СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ

8.                 ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

                    

 

 

                                

                                

Цель программы: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Задачи программы:

1.          Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

2.          Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

3.          Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы так и в период трудной жизненной ситуации.

4.          Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

5.          Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

6.          Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Участники программы:

- учащиеся школы;

- педагоги;

- родители

Сроки реализации программы:

2021 – 2023годы

 

Основные направления деятельности:

1.                 Работа с детьми и подростками;

2.                 Работа с педагогами;

3.                 Работа с родителями.

 

Принципы реализации программы:

1.                 Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

2.                 Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

3.                 Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

4.                 Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

5.                 Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат:

Организованная таким образом работа позволит:

-  осуществлять социальную и психологическую защиту детей;

-  снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток;

 -  позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Достоинства настоящей программы:

     В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;

     В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

     В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Педагогам-психологам приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.

В младшем подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.

Программа первичной профилактики суицидального поведения у детей и подростков предполагает мероприятия в трех направлениях: работу психолога с родителями, педагогами и детьми. Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых.

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье. Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе).

Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из – за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними.

Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или присутствующих на страницах литературных произведений. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Руководствуясь подобными стереотипами, суициденты рассматривают посягательство на свою жизнь не с точки зрения общественной морали, а с позиции эффектности действий.

Первичная профилактика суицидального поведения.

Изменения в поведении ребёнка, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:
• недостаток сна или повышенная сонливость
• нарушение аппетита
• признаки беспокойства, вспышки раздражительности
• усиление чувства тревоги
• признаки вечной усталости, упадок сил
• неряшливый внешний вид
• усиление жалоб на физическое недомогание
• склонность к быстрой перемене настроения
• отдаление от семьи и друзей
• излишний риск в поступках
• выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах
• открытые заявления: ненавижу жизнь; не могу больше этого выносит; жить не хочется; никому я не нужен.
Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: дарение ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими. В случае подозрения о наличии суицидальных намерений у подростка беседу с ним можно строить следующим образом: «Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что происходит?»
В случае открытого суицидального высказывания следует обсудить эту проблему с подростком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация программы:

на 2021-2023 г         

                              ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ                                                                          

Содержание работы

        сроки    

ответственный

1

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

В течение года

2021-2022

Администрация,

Уполномоченный по правам ребенка.

2

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям

Сентябрь

2021-2022

Уполномоченный по правам ребенка.

3

Проведение индивидуальных профилактических бесед с детьми из  семей социального риска

В течение года

2020-2021

 

Уполномоченный по правам ребенка, классные руководители.

 

4

Незамедлительное сообщение в администрацию школы ПДН, КДН, отдел опеки и попечительства о фактах насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц.

В течение года

 2021-2022

Классные руководители, Уполномоченный по правам ребенка, педагог-психолог

 

5

Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди школьников. Пресечение всех случаев неуставных (школьных) отношений с привлечением при необходимости работников ПДН

По необходимости

Классные руководители, Уполномоченный по правам ребенка.

Работа с учащимися

6

Проведение классных часов (приложение №1 к программе)

В течение года

Классные руководители.

7

Проведение тренинговых занятий по психолого-педагогической поддержке обучающихся к выпускным экзаменам (9, 11 классы)

Март – апрель

2021

Классные руководители.

8

Организация работы в период школьных каникул по оздоровлению и занятости детей и подростков, находящихся в социально-опасном  положении

Во время каникул

Классные руководители

9

Вовлечение детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении, в кружки,  секции, клубы по интересам

Октябрь

2021

Классные руководители

Работа с педагогами

10

Семинар «Профилактика суицидального поведения подростков»

Октябрь

2021

Руководитель МО классных руководителей.

11

Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе»

Февраль

2022

Зам. директора по УВР, педагог-психолог

12

Заседание ШМО классных руководителей

Круглый стол «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними»

Апрель

2022

Руководитель ШМО классных руководителей.

13

Конкурс на лучшие методические разработки по организации профилактики суицидального поведения детей и подростков.

Май

2022

Зам. директора по УВР

 

Работа с родителями

14

Классные родительские собрания по профилактике суицида среди подростков (приложение №1 к программе)

В течение года

2021-2022

Классные руководители.

15

Круглый стол  «Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться» (родители 8-11 классов)

Февраль

2022

Зам. директора по УВР, классные руководители

16

Родительский лекторий:

    Что такое суицид и как с ним бороться.

    Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта

 

Сентябрь

2021

 

Март

2022

 

 

Классные руководители.

 

Диагностика

 

Учащиеся

17

-    Исследование социального статуса (1 – 9 классы)

 

-     Исследование уровня адаптации (1,5 классы)

 

-     Склонность к отклоняющемуся поведению

               (дети «группы риска»)

1 раз в год

 

 

 

Октябрь

2021

 

 

2 раза в год (октябрь, апрель)

2021-2022

 

 

Классные руководители.

 

 

 

 

 

 

 Приложение №1

 

Содержание работы/участники

Сроки

Ответственные

Просвещение и профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних

1

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

в течение года

Классные руководители.

2

Составление базы данных по социально неблагополучным семьям

Сентябрь

 

Классные руководители.

3

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска

в течение года

 

Классные руководители.

4

Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей (оздоровительный лагерь при школе)

каникулярное время

 

Классные руководители.

5

Организация работы по профилактике профессионального выгорания

в течение года

 

 

Классные руководители.

6

Организация волонтерского движения по оказанию помощи детям, склонным к суицидальным действиям

в течение года

 

Классные руководители.

7

Цикл психологических  классных часов:

 

 

 Классные руководители.

 

1.     «В поисках хорошего настроения»                                                                                     (1 класс)

 

Октябрь

 

 Классный руководитель

 

2.     «Как здорово жить!»(1 класс)

 

Декабрь

 

Классный руководитель

 

3.     «Жизнь как чудо» (1 класс)

Январь

 

Классный руководитель

 

4.     «Учимся снимать усталость»                                                                             (1 класс)

Май

2021

Классный руководитель

 

5.     «Мы выбираем жизнь» (2 класс)

Октябрь

 

Классный руководитель

 

6.     «Как преодолевать тревогу»                                                                               (2 класс)

Декабрь

 

Классный руководитель

 

7.     «В поисках хорошего настроения» (2 класс)

Январь

 

Классный руководитель

 

8.     «Семья в моей жизни» (2 класс)

Май

 

Классный руководитель

 

9.     «Учимся снимать усталость» (3 класс)

Октябрь

 

Классный руководитель

 

10. Я + он + они = мы                                                                                           (3 класс)

Декабрь

 

Классный руководитель

 

11. «Красота спасет мир» (3 класс)

январь

 

Классный руководитель

 

12. «Здоровье-богатство на все времена» (3 класс.)

Май

 

Классный руководитель

 

13. «Как прекрасен этот мир!»  (4 класс)

октябрь

Классный руководитель

 

14. «В поисках хорошего настроения»  (4 класс)

декабрь

Классный руководитель

 

15. «Дружба начинается с улыбки»»  (4 класс)

январь

Классный руководитель

 

16. «Жить в мире с собой и другими»  (4 класс)

май

Классный руководитель

 

17.  «Жизнь прекрасна» (5 класс)

октябрь

Классный руководитель

 

18. «Познай себя» (5  класс)

декабрь

Классный руководитель

 

19. «Как преодолевать тревогу» (5 класс)

январь

Классный руководитель

 

20. «Мир моих увлечений» (5 класс)

май

Классный руководитель

 

21.  «Ты не один!» (6 класс)

октябрь

Классный руководитель

 

22. «Мы против жестокости» (6 класс)

декабрь

Классный руководитель

 

23. «Моя семья – мое богатство» (6 класс)

январь

Классный руководитель

 

24. «У меня такой характер» (6 класс)

май

Классный руководитель

 

25. «Как преодолевать тревогу» (7 класс)

октябрь

Классный руководитель

 

26. «Способы решения конфликтов с родителями» (7 класс)

декабрь

Классный руководитель

 

27. «Жизнь дается человеку один раз…» (7 класс)

январь

Классный руководитель

 

28. «Как принять помощь, поддержку другого?» (7 класс)

май

Классный руководитель

 

29. «Жить в радость» (8 класс)

октябрь

Классный руководитель

 

30. «Жизнь ради жизни» (8 класс)

декабрь

Классный руководитель

 

31. «Мы счастливые, креативные» (8 класс)

январь

Классный руководитель

 

32. « Настроение на «отлично» (8 класс)

май

Классный руководитель

 

33. «Сделай свой выбор» (9 класс)

октябрь

Классный руководитель

 

34. «Нужна ли нам несчастная любовь» (9 класс)

декабрь

Классный руководитель

 

35. «Как сдать экзамен без стресса» (9 класс)

январь

Классный руководитель

 

36.  «Поговорим о смысле жизни» (9 класс)

май

Классный руководитель

 

37. «Безмолвие души» (10-11 классы)

октябрь

Классный руководитель

 

38. «Жизнь как высочайшая ценность» (8-9 классы)

декабрь

Классный руководитель

 

39. «Способы саморегуляции эмоционального состояния» (8-9 классы)

январь

Классный руководитель

 

40. «Я – человек!» (8-9 классы)

май

Классный руководитель

8

Правовые классные часы

 

 

1. Право имею (1-2 классы)

 

сентябрь

Классный руководитель

 

2.Я выбираю жизнь (3 класс)

 

октябрь

Классный руководитель

 

3.Мы тоже имеем право (4 класс)                             

ноябрь

Классный руководитель

9

Психолого-педагогическая поддержка учащихся к ОГЭ  (9 класс). Составление памяток

 

март

апрель

Классный руководитель

10

  Притча о смысле жизни (5 класс)                               

октябрь

Классный руководитель

11

Преступление и наказание (6 класс)

ноябрь

Классный руководитель

12

«Долой сквернословие» (7 класс)

февраль

Классный руководитель

13

«Закон обо мне – я о законе» (9 класс)

 

сентябрь

Классный руководитель

14

Работа  по выявлению дезадаптивных детей                                         (5 кл.)

октябрь - ноябрь

Классный руководитель

15

Игра «Имею право» (9 кл)

декабрь

Классный руководитель

16

Организация работы группы для подростков «Поверь в себя»  (8 кл)

январь

Классный руководитель

Работа с педколлективом

1

Выступление на МО классных руководителей «Как избежать школьных конфликтов. Методика работы с детьми девиантного поведения»

октябрь

Зам по УВР

2

Семинар «Что такое суицид и как с ним бороться?»

ноябрь

Зам по УВР

3

Памятка для педагогов «Оказание первичной психологической помощи в беседе с подросками»

декабрь

Зам по УВР

4

Выступление на МО  классных руководителей «Психологический климат в классе»

февраль

Зам по УВР

5

Выступление на МО классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними».

март

Зам по УВР

Зам по УВР

6

Семинар-практикум: «Методы разрешения педагогических конфликтов»

по запросу

Зам по УВР

7

Консультация для педагогов «Признаки готовящегося самоубийства»

сентябрь

Зам по УВР

                                                                                                                               Коррекционные мероприятия

1

Игры на сплочение детского коллектива (5-6 классы) 

октябрь

Учитель физич. культуры.

2

Занятие «Барьеры непонимания»                                                                             8 класс

ноябрь

Классные руководители.

3

Занятие по повышению самооценки «Нарисуй подарок самому себе»     7 класс

декабрь

Классные руководители.

4

Тренинг уверенности                                                                    (для старшеклассников)

февраль

Классные руководители.

5

Тренинг «Манипуляция: игры, в которые играют все»            (для старшеклассников)

март

Классные руководители.

6

Цикл занятий для подростков «Я сам строю свою жизнь»

апрель

Классные руководители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация программы:

на 2021-2022 г

Система программных мероприятий

Содержание работы

        сроки    

ответственный

1

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

В течение года

2021-2022 г

Администрация,

Уполномоченный по правам ребенка.

 

2

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям

Сентябрь

2021

 

Уполномоченный по правам ребенка

3

Проведение индивидуальных профилактических бесед с детьми из  семей социального риска

В течение года

2021-2022 г

Уполномоченный по правам ребенка, классные руководители.

 

4

Незамедлительное сообщение в администрацию школы ПДН, КДН, отдел опеки и попечительства о фактах насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц.

В течение года

2021-2022 г

Классные руководители, Уполномоченный по правам ребенка.

 

5

Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди школьников. Пресечение всех случаев неуставных (школьных) отношений с привлечением при необходимости работников ПДН

По необходимости

Классные руководители, Уполномоченный по правам ребенка.

Работа с учащимися

6

Проведение классных часов (приложение №1 к программе)

В течение года

Классные руководители

7

Проведение тренинговых занятий по психолого-педагогической поддержке обучающихся к выпускным экзаменам (9, 11 классы)

Март – апрель

2021-2022 г

Классные руководители.

8

Организация работы в период школьных каникул по оздоровлению и занятости детей и подростков, находящихся в социально-опасном  положении

Во время каникул

Классные руководители

9

Вовлечение детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении, в кружки,  секции, клубы по интересам

Октябрь

2021

 

Классные руководители

Работа с педагогами

10

Семинар «Профилактика суицидального поведения подростков»

Октябрь

2021

 

 

Руководитель МО классных руководителей.

11

Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе»

Февраль 2021

 

 

Зам. директора по УВР.

12

Заседание ШМО классных руководителей

Круглый стол «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними»

Апрель

2021

 

Руководитель ШМО классных руководителей.

13

Конкурс на лучшие методические разработки по организации профилактики суицидального поведения детей и подростков.

Май

2021

 

Зам. директора по УВР

 

Работа с родителями

14

Классные родительские собрания по профилактике суицида среди подростков (приложение №1 к программе)

В течение года

Классные руководители.

15

Круглый стол  «Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться» (родители 8-11 классов)

Февраль

2022

 

 

 

 

Зам. директора по УВР, классные руководители.

16

Родительский лекторий:

    Что такое суицид и как с ним бороться.

    Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта

 

Сентябрь

2021

 

Март

2022

 

Педагог - организатор, классные руководители.

 

Диагностика

 

Учащиеся

17

    Исследование социального статуса (1 – 11 классы)

 

     Исследование уровня адаптации (1,5 классы)

 

     Склонность к отклоняющемуся поведению

               (дети «группы риска»)

1 раз в год

 

 

 

Октябрь

2021

 

 

 

2 раза в год (октябрь, апрель)

2021-2022

 

 

Классные руководители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация программы:

на 2022-2023 г.

Система программных мероприятий

Содержание работы

        сроки    

ответственный

1

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

В течение года

2022-2023 г.

 

Администрация,

Уполномоченный по правам ребенка.

 

2

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям

Сентябрь

2022г

 

 

Уполномоченный по правам ребенка

3

Проведение индивидуальных профилактических бесед с детьми из  семей социального риска

В течение года

2022-2023г

Уполномоченный по правам ребенка, классные руководители.

 

4

Незамедлительное сообщение в администрацию школы ПДН, КДН, отдел опеки и попечительства о фактах насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц.

В течение года

2022-2023г

Классные руководители, Уполномоченный по правам ребенка.

 

5

Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди школьников. Пресечение всех случаев неуставных (школьных) отношений с привлечением при необходимости работников ПДН

По необходимости

Классные руководители, Уполномоченный по правам ребенка.

Работа с учащимися

6

Проведение классных часов (приложение №1 к программе)

В течение года

Классные руководители

7

Проведение тренинговых занятий по психолого-педагогической поддержке обучающихся к выпускным экзаменам (9, 11 классы)

Март – апрель

2023г

Классные руководители.

8

Организация работы в период школьных каникул по оздоровлению и занятости детей и подростков, находящихся в социально-опасном  положении

Во время каникул

Классные руководители.

9

Вовлечение детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении, в кружки,  секции, клубы по интересам

Октябрь

2022

 

Классные руководители.

Работа с педагогами

10

Семинар «Профилактика суицидального поведения подростков»

Октябрь

2022

 

Руководитель МО классных руководителей.

11

Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе»

Февраль

2023г

Зам. директора по УВР.

12

Заседание ШМО классных руководителей

Круглый стол «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними»

Апрель

2023г

Руководитель ШМО классных руководителей.

13

Конкурс на лучшие методические разработки по организации профилактики суицидального поведения детей и подростков.

Май

2023г

 

Зам. директора по УВР

 

Работа с родителями

14

Классные родительские собрания по профилактике суицида среди подростков (приложение №1 к программе)

В течение года

2022-2023г

Классные руководители.

15

Круглый стол  «Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться» (родители 8-11 классов)

Февраль

2023г

 

Зам. директора по УВР, классные руководители.

16

Родительский лекторий:

-    Что такое суицид и как с ним бороться.

-    Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта

 

Сентябрь

 

Март

2022-2023г

Педагог - организатор, классные руководители.

 

Диагностика

 

Учащиеся

17

-   Исследование социального статуса (1 – 9 классы)

 

-     Исследование уровня адаптации (1,5 классы)

 

-     Склонность к отклоняющемуся поведению

               (дети «группы риска»)

1 раз в год

 

 

 

октябрь

2022г

 

2 раза в год (октябрь, апрель)

 

2022-2023г

 

Классные руководители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

             По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...

Программа профилактики суицидального поведения подростков.

Основываясь на своем профессиональном опыте, проработав с подростками, наблюдая за работой коллег, целесообразным считаю основываться в превентивной профилактической деятельности по авитальному поведе...

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков

«ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» по оказанию индивидуально ориентированной комплексной помощи подросткам и семьям, находящимся в социально опасном положении....

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Мы выбираем жизнь!"

Программа разработана с учетом рекомендаций Типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихсЦель:...

Программа профилактики суицидального поведения среди детей и подростков

Пояснительная записка."Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личностив условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко)...

ПРОГРАММА профилактики суицидального поведения учащихся « Я учусь ценить жизнь»

Программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы  по профилактике суицидального поведения обучающихся...