Материалы педагогических советов
учебно-методический материал
Материалы для педагогичеких советов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический совет №3
«Современные педагогические технологии
как одно из необходимых условий
успешной реализации ФГОС нового поколения»
Савченко И.А., заместитель директора по учебной работе
Формирование метапредметных умений обучающихся
СЛАЙД 1
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
СЛАЙД 2 Слова известных людей.
«Дать никому ничего нельзя. Когда человек готов, он сам всё берёт. И берёт с огромной лёгкостью. А то, что дают, уходит в песок, растворяется».
ПАВЕЛ ЛУНГИН
(род. 12 июля 1949, Москва, СССР) —
советский и российский сценарист и кинорежиссёр
«Нельзя научить, можно только научиться».
ВСЕВОЛОД МЕЙЕРХОЛЬД –
русский советский театральный режиссер, актер и педагог
СЛАЙД 3
Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:
- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
- коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
- информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
- автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
- социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
- продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
- нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о недостаточном уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ.
СЛАЙД 4
Главная цель введения ФГОС – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
СЛАЙД 5
ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы. Стандарт включает в себя требования:
- к результатам освоения ООП;
- к структуре ООП, в т.ч. требования к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательных отношений;
- к условиям реализации ООП, в т.ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
СЛАЙД 6
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших ООП:
- Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
- Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
- Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
СЛАЙД 7
СЛАЙД 8, 9
В основе формирования метапредметных результатов лежит ключевая компетенция «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции), то есть совокупность способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений).
Работая в школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее проявляется при переходе учащихся начальной школы на следующий уровень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.
СЛАЙД 10
«… Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить. Идеальной представляется им работа, не предъявляющая никаких требований к творческому инстинкту». Генри Форд (американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель).
Учителя сталкиваются с ситуацией, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач. Таким образом, для повышения качества знаний по предметам необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД), необходимо показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.
Федеральные Государственные образовательные стандарты предусматривают приоритет результатов личностного роста. Существуют разнообразные техники, приемы, способы, методы, направленные на формирование различных аспектов творческого мышления.
Модуль «Системное мышление». Упражнение «Восстанавливаем процесс». Любое предположение, гипотеза, идея не возникают на пустом месте, они вписаны в определенный контекст, в логику событий. Для того, чтобы потренироваться в умении восстанавливать контекст событий, логику процессу, выполним следующее задание: каждая группа получит фрагмент текста, в котором речь идет о ссоре мужа и жены. Задание: предположите, что могло предшествовать событиям вашего фрагмента и что за этим последовало.
СЛАЙД 11
/Текст к упражнению С ЖЕНОЙ ПОССОРИЛСЯ А.П.Чехов
СЛАЙД 12
Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
К регулятивным универсальным учебным действиям относится:
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (1уровень);
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок (2 уровень);
- навыки саморегуляции (3 уровень).
СЛАЙД 13
К коммуникативным УУД:
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
СЛАЙД 14
К познавательным УУД:
- способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи (1 уровень);
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (2 уровень);
- проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач (3 уровень).
СЛАЙД 15
Метапредметные результаты – это универсальные способы действий, которые позволят применить приобретённые умения в жизненной ситуации. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части учебного плана.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
СЛАЙД 16
Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.
В связи с этим к итоговым работам по математике, русскому языку, окружающему миру добавляется комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Её целью является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий», т. е. оценка способностей выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования…»
СЛАЙД 17
Для определения оценки достижения планируемых результатов учащихся каждый учитель, начиная с 1 класса, заполняет «Таблицы образовательных результатов».
Это таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов и МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов (регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия). Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов заполняет педагог-психолог совместно с классным руководителем.
Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик, которые определены программами «Начальная школа XXI века», «Планета знаний», «Школа России».
Таблицы результатов не являются официальными документами, они существуют в электронном и бумажном виде.
СЛАЙД 18
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты оцениваются по 5-ти балльной шкале успешности: 5 – супер, 4 – да, вполне успешен, 3 – скорее да, чем нет, 2 – успешен от случая к случаю, 1 – успех крайне редок, 0 – успеха нет.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся УУД (Регулятивных УУД, Познавательных УУД и Коммуникативных УУД).
Главное средство контроля метапредметных результатов – специальные диагностические работы:
- задания по отдельным универсальным учебным действиям;
- комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.
СЛАЙД 19
Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
СЛАЙД 20
СЛАЙД 21
Один идет по темному лабиринту ощупью - может быть, на что – нибудь полезное наткнется, а может быть, лоб разобьет. Другой возьмет хоть маленький фонарик и светит себе в темноте. И по мере того, как он идет, его фонарь разгорается все ярче, наконец, превращается в электрическое солнце, которое ему все кругом освещает, все разъясняет. Так я вас спрашиваю, где ваш фонарь! Д. И. Менделеев
СЛАЙД 22
Расположенность к творчеству — высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности.
Среди инновационных технологий обучения детей творчеству ведущее место, на наш взгляд, занимает технология Генриха Сауловича Альтшуллера — теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
СЛАЙД 23
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с технологиями развивающего обучения.
В ТРИЗ технологии существуют приемы, позволяющие интересно работать с учебными текстами и заданиями.
Прием 1: Анализ логических сбоев.
Прием 2: Поиск многовариантности в формулировке заданий.
Приём 3: Поиск недостающих данных.
Прием 4: Замена словесных алгоритмов и описаний схемами и рисунками
Прием 5: Учимся предполагать
Прием 6: «Танцуем от печки»
СЛАЙД 24, 25
Хороший урок — это урок, который развивает, дает возможность думать, спорить, свободно выражать свои мысли; урок, на котором может быть множество точек зрения, и при этом все они могут быть верными. Использование в школе методики ТРИЗ организует мышление, делает его системным, учит находить и разрешать противоречия. На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное — формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение снимать закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач — что и требуется сегодня в школе для подготовки к завтрашней жизни.
ЧЕМУ должны научить?
- исследовательское мышление предполагает умение «извлекать» информацию из различных источников, видеть неочевидное. С этой целью могут использоваться изображения со скрытым смыслом. Подсказка. На первой картинке за отверстиями «прячется» Чарли Чаплин (видны его «фирменные» признаки – шляпа, усы, трость, ботинки большого размера). На второй картинке (слайд 25) можно увидеть и лицо старика, и целующихся влюбленных.
Способность распознать противоречие, вычленить ее суть, сформулировать проблему может рассматриваться как признак исследовательского мышления.
СЛАЙД 26
Изобретательское мышление – это системное мышление, которое выявляет и разрешает противоречия, лежащие в глубине сложной проблемы (изобретательской задачи).
Творчество — это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью. (Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд. Казанского университета,1988. - с.50). «Новизна — нечто новое в чем-нибудь». «Прототип — первоначальный образец, прообраз» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1984. - с.357, с. 542)
Творческое задание – изобразить квадрат.
СЛАЙД 27 – 30
Результаты выполнения задания
СЛАЙД 31
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.
Вывод: Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.
Внедрение ФГОС– новый этап в развитии общего образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.
СЛАЙД 32
В жизни можно по - разному жить.
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
Список использованной литературы
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
- Ковалёва Г.С., О.Б. Логинова О.Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (часть 1, 2). М.: Издательство «Просвещение», 2010.
- Ковалёва Г.С., О.Б. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
- Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждение. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Кондаков А.М., Кузнецов А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования. М.: Просвещение, 2008.
- Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М.: Просвещение, 2004.
- Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008.
Приложение
Мониторинг результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающимися 4 класса
(личностные, метапредметные)
ФИО уч-ся | личностные | метапредметные | Средний результат | |||||||||||
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |||||||||||
Умение оценивать простые ситуации и однозначные поступки как хорошие и плохие | Определять цель учебной деятельности | Умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Умение планировать учебную деятельность на уроке | Умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ проверки учебной деятельности | Понимать, для чего нужна информация | Умение находить информацию в различных источниках | Составлять простой план небольшого текста | Наблюдать и делать самостоятельные выводы | Оформлять свою речь в устной и письменной форме | Слушать и понимать других | Договариваться о правилах общения | Учиться выполнять различные роли в группе | ||
Средний балл |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности
у обучающихся начальных классов
МБОУ «СШ №17»
Функциональная грамотность рассматривается как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Наличие ФГ по русскому языку предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание). В начальной школе основной линией языкового развития является умение грамотно и эффективно пользоваться русским языком не только в устной, но и в письменной форме. Важно понимать, что уровень сформированности языковой грамотности влияет на развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника: коммуникативная, информационная и читательская грамотность.
На уроках литературного чтения содержание литературной грамотности младшего школьника рассматривается как:
- сформированность мотивации к самостоятельному чтению; использовать задания, которые стимулируют понимание общего смысла текста, выделение главной мысли, осмысление последовательности действий, структуры текста.
- овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего художественного текста; содержательней анализ текста.
- умение ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы; моделирование, рисование схем.
- готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста. аннотация (план).
Анализ результатов выполнения заданий ВПР обучающимися 4 классов ОО, расположенных на территории ХМАО-Югры показал, что наибольшие затруднения у обучающихся вызвали задания, проверяющие уровень говорения, а именно:
- умение распознавать формы, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;
- адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации; умение на основе данной информации (содержание пословицы) и собственного жизненного опыта определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы, способность строить речевое высказывание в письменной форме: решение коммуникативной задачи и правописная грамотность.
Математическая грамотность включает характеристики:
- понимание уч-ся необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач;
- оценка разнообразных учебных ситуаций, которые требуют применения математических знаний, умений;
- способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы;
- владение математическими фактами, использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений.
В содержание обучения математики необходимо также включать упражнения, направленные на развитие финансовой грамотности младших школьников;
- упражнения на различение монет, купюр разного достоинства; на перевод рублей в копейки и обратно;
- упражнения на расчет стоимости покупки (цена, количество, стоимость), на подсчет сдачи от покупки;
- упражнения на ориентировку в ценах некоторых товаров и способах экономии денег.
Анализ результатов выполнения заданий ВПР показал, что наибольшие затруднения у обучающихся вызвали задания, проверяющие:
- умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями;
- умение решать задачи в 3-4 действия;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления.
Уроки окружающего мира должны способствовать развитию естественно-научной функциональной грамотности.
- готовность осваивать и использовать знания о природе;
- осознание ценности и значения научных знаний о природе;
- овладение методами познания природных явлений (наблюдения, опыты, исследования, построение моделей, формулирование выводов…);
- способность к рефлексивным действиям.
Анализ результатов выполнения заданий ВПР показал, что наибольшие затруднения у обучающихся вызвали задания, проверяющие умения:
- вычленять содержащиеся в тексте основные события; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; описывать достопримечательности столицы и родного края.
Учителям начальных классов рекомендуется обратить внимание на изучение материала о родном крае: достопримечательности родного края, составление обучающимися рассказа об одном из объектов окружающего мира.
Результаты международных исследований говорят о дефиците сформированности у российских школьников важнейших умений, связанных с аналитической деятельностью. Младшие школьники хорошо справляются с заданиями на запоминание и воспроизведение изученного материала. Затруднения вызывают задачи, целью которых является интерпретация имеющихся знаний. Неспособность высказать предположения и строить элементарные прогнозы, работать с моделями.
Качество обученности в начальной школе по итогам учебного года составляет 60,5%, успеваемость – 100%, это говорит о том, что уровень преподавания в начальной школе находится на удовлетворительном уровне.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Обеспечить педагогам системную работу по оказанию помощи в учебе обучающимся начальных классов, имеющих высокую мотивацию к обучению, выявить причины отрицательной динамики результатов обучения на параллели начальных классов, поставить на внутренний контроль работу учителей начальных классов с группой детей, имеющих за год одну «3», это 5,5% обучающихся начальной школы.
- Классным руководителям, учителям 1 – 4 классов, имеющих обучающихся, закончивших учебный год с одной «3» запланировать на следующий учебный год формы работы с ними с целью улучшения качества образования и повышения показателя успеваемости.
Таким образом, в новом учебном году необходимо:
- Вести систематическую работу по анализу качества и результатов обучения обучающихся, по изучению реальных учебных возможностей школьников с целью оптимизации образовательного процесса.
- Целенаправленно вести работу по подготовке обучающихся к предметным олимпиадам и интеллектуальным марафонам.
- Расширять применение индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию обучающихся.
- Направить работу в новом учебном году на создание системы контрольных работ различного уровня сложности, их следует оформлять как в традиционной, так и в тестовой форме.
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«О достижениях и задачах на новый учебный год»
от 31 августа 2023 года
«Успешное будущее человека зависит от качественного образования и разностороннего развития. Такие возможности нужно обеспечить повсеместно, в любом регионе нашей страны», - сказал Президент В.В. Путин. В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога. В.В. Путин
Госдума приняла ряд поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые вступят в силу с 1 сентября. Рассказываем, что изменится в образовании российских школьников в 2023 году.
Золотой стандарт образования
С 1 сентября 2023 года в школах начнет действовать так называемый золотой стандарт знаний. Соответствующие поправки в Закон "Об образовании в РФ" приняла Госдума. Речь о единых федеральных образовательных программах. Это базовая планка, ниже которой школам сползать нельзя.
Что изменится? Появится единый стандарт преподавания по учебным предметам. Также министерство просвещения будет формировать государственный заказ на разработку учебников и утверждать авторов.
Ранее Закон "Об образовании в Российской Федерации" описывал учебную школьную программу как примерную, рекомендательную. Это часто вызывало разночтения. Скажем, при переезде семьи в новый город, при переходе в новую школу ребенок зачастую сталкивался с абсолютно новыми "вводными". Теперь по всей России детям будут давать одинаковые знания.
Введение ФООП
С нового учебного года во всех школах страны вводятся федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), которые заменят прежние рекомендации Минпросвещения.
До сих пор каждая школа могла использовать собственную программу, а каждый учитель — выбирать учебники и трактовать темы по своему усмотрению. Реформа образования 2023 года предполагает, что рабочие программы и учебные пособия будут утверждены на законодательном уровне: для всех школ они станут едиными и обязательными к исполнению.
В перспективе для каждой классной параллели останется только один учебник базового уровня и один для углублённого изучения. При этом ФООП определяет только базовый уровень знаний, меньше которого давать нельзя, но больше — можно. За учителями сохраняется право использовать собственные методики, но делать это можно будет только с учётом требований «золотого стандарта».
В частности это касается порядка изучения тем и предметных результатов в каждый год обучения, чтобы ребёнок при переводе в другую школу не был вынужден устранять пробелы в знаниях, вызванные различиями в программах.
Переход на новый стандарт будет происходить постепенно и завершится к началу 2027/28 учебного года. С 1 сентября 2023 года в начальной школе унифицируют преподавание русского языка, литературного чтения и окружающего мира, а в средней — также русского языка, литературы, истории, обществознания, истории, географии и ОБЖ.
Из перечня обязательных предметов будут исключены экономика, право, астрономия, естествознание, экология и «Россия в мире». В рамках математики кроме алгебры и геометрии появится курс «Вероятность и статистика».
В старших классах сокращена максимальная нагрузка: с 2 590 часов до 2 516. Вне зависимости от учебного профиля общими для всех десяти- и одиннадцатиклассников останутся 13 предметов: русский язык, литература, математика, информатика, иностранный язык, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физкультура и ОБЖ (об изменениях здесь читайте ниже).
Воспитательная работа
В новых образовательных стандартах прописаны не только предметные, но и личностные результаты обучения. Помимо учебной программы, на федеральном уровне также вводятся единая рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.
За их исполнение будет отвечать советник директора по воспитательной работе. В 2022 году эта должность была введена в 45 субъектах РФ, а с 1 сентября 2023 года появится в школах ещё 35 регионов. Советник по воспитанию будет участвовать в разрешении школьных конфликтов и привлекать учеников к участию в проектах детских и молодёжных объединений, устраивать культурные и спортивные мероприятия.
В рамках учебных дисциплин появятся темы, связанные с гражданским и нравственным самосознанием. Например, на обществознании, истории и литературе школьники будут обсуждать вопросы противодействия коррупции.
Еженедельные занятия по профориентации
С 1 сентября 2023 года по четвергам в школах вводятся обязательные занятия по профориентации для учеников с 6-го по 11-й класс. Каждая школа сможет выбрать, сколько часов нужно отвести под эти занятия в течение учебного года: 40, 60 или 80.
Работу со школьниками будут проводить по следующим направлениям:
- профильные классы: с медицинским, космическим, педагогическим и другими уклонами;
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность, например экскурсии на предприятия;
- посещение организаций допобразования по выбору школьников;
- производственная практика в колледжах и на предприятиях с выдачей свидетельств о получении профессии;
- проведение родительских собраний и участие родителей в школьных встречах с представителями разных профессий.
Трудовое воспитание школьников
Ещё одним нововведением в образовании в 2023 году стало закрепление понятия «трудовое воспитание» в законе. Поправки позволяют школам привлекать учеников к общественно-полезному труду без получения официального согласия родителей.
Речь идёт о школьных дежурствах, уборке класса и прилегающей территории, участии в субботниках, оформлении кабинетов к праздничным дням, помощи в школьных библиотеках, музеях и театрах. Закон также позволяет школам привлекать учеников к участию в добровольческих акциях и патриотических инициативах. При этом поручать им работу можно будет строго в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.
Новый учебник истории
Преподавание истории в 10–11-х классах с 1 сентября 2023 года начнётся по новым единым учебникам. Его авторы обещают, что новое пособие будет формировать у школьников целостную картину прошлого России в контексте всей мировой истории. Кроме того, создатели постарались сделать его интересным и познавательным. На страницах будут размещены QR-коды со ссылками на достоверные источники.
В новом учебнике будет значительно расширен блок о Великой Отечественной войне, а раздел новейшей истории пополнят главы о Крымской весне и военной операции на территории Украины.
ФГИС «Моя школа»
С нового учебного года все общеобразовательные организации обяжут использовать только государственные ресурсы для хранения личных данных учеников. Для этого специально разработана федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа». Она объединит электронные дневники и журналы, расписание уроков, библиотеку электронных материалов к урокам, учебные симуляторы, онлайн-курсы и другие сервисы.
В прошлом учебном году «Моя школа» была успешно протестирована в 15 регионах РФ, а с 1 сентября 2023 года её применение станет массовым.
Основы безопасности и защита Родины
Изменения в школьном образовании в 2023 году существенно повлияли на курс ОБЖ. В соответствии с новой Концепцией информационной безопасности детей учебную программу по ОБЖ дополнят модулем о кибербезопасности. Школьников будут учить защищать свои личные данные от злоумышленников, безопасно общаться в социальных сетях, не становиться жертвами шантажа и финансовых махинаций.
Кроме того, в курс ОБЖ для 10–11-х классов в 2023 году войдут элементы начальной военной подготовки. Старшеклассники будут учиться обращаться с автоматическим оружием и ручными гранатами, маршировать и оказывать первую помощь раненым. В 2024/25 учебном году предмет ОБЖ планируется переименовать в «Основы безопасности и защиту Родины» и распространить элементы НВП на другие классные параллели.
Изменения в ОГЭ и ЕГЭ
Несмотря на многочисленные дискуссии в Госдуме по поводу отмены ЕГЭ в этом году, реформа образования 2023 года не предполагает смены формата государственных экзаменов. Однако некоторые изменения в государственной итоговой аттестации в 2023/24 учебном году всё же произойдут:
- Одиннадцатиклассники смогут изменить выбранный ранее уровень ЕГЭ по математике с базового на профильный и наоборот.
- Выпускники прошлых лет смогут изменить или дополнить перечень предметов, выбранных для прохождения ЕГЭ. При этом сдавать экзамены они смогут только в резервные сроки основного периода.
- Срок проверки экзаменационных работ по информатике сократится с четырёх календарных дней до двух.
- Дополнительную дату проведения итогового сочинения (изложения) перенесли на вторую среду апреля (раньше это была первая рабочая среда мая).
Выпускников 9-х классов ждут следующие изменения в ОГЭ:
- Девятиклассникам официально разрешили проходить итоговое собеседование дистанционно. Его дата переносится с первого рабочего понедельника мая на третий понедельник апреля.
- Во время прохождения итогового собеседования участникам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, шпаргалки и другие средства хранения информации.
- Участники ОГЭ, которые не смогли сдать экзамены по выбранным дисциплинам в сентябре, смогут изменить список предметов в следующем году.
Серебряные медали
Приятные изменения в образовании в 2023 году ждут хорошистов. Выпускники, которые окончат школу без троек, с одной-двумя четвёрками, снова будут получать серебряные медали. Награде вернули официальный статус и присвоили название «За особые успехи в учении» II степени. Как и золотые медали, серебряные будут давать обладателям дополнительные баллы при поступлении. Сколько именно — станет известно к началу учебного года.
Предварительный просмотр:
Педагогический совет №4:
«Качество образования и возможность
его повышения в условиях современной школы»
Савченко И.А.,
заместитель директора по учебной работе
«SWOT – анализ состояния качества образования в МБОУ «СШ №17»
Как и для большинства школ страны, для нашей образовательной организации актуальной является проблема достижения современного (нового) качества образования. Школа ищет пути решения данной проблемы. Ведь сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Я думаю, что для нашего общеобразовательного учреждения заявленная тема очень актуальна. В качестве аргументов достаточно привести результаты качества образования обучающихся 1-4 классов за 3 четверть текущего учебного года.
класс | к-во уч-ся на начало 1 четв | к-во уч-ся на конец 1 четв | успевают | учатся на 4 и 5 | из них учатся на отлично | не успевают | успевают с одной 3 | ||||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | ||||
1а | 30 | 29 | 29 | 100,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
1б | 30 | 30 | 30 | 100,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
1в | 30 | 30 | 30 | 100,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
1г | 30 | 31 | 31 | 100,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
| 120 | 120 | 120 | 100,0 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | |
2а | 29 | 29 | 29 | 100,0 | 23 | 79,3 | 3 | 10,3 | 0 | 0,0 | 3 | 10,3 | |
2б | 25 | 27 | 27 | 100,0 | 20 | 74,1 | 2 | 7,4 | 0 | 0,0 | 3 | 11,1 | |
2в | 25 | 25 | 25 | 100,0 | 15 | 60,0 | 3 | 12,0 | 0 | 0,0 | 2 | 8,0 | |
2г | 26 | 25 | 25 | 100,0 | 14 | 56,0 | 1 | 4,0 | 0 | 0,0 | 4 | 16,0 | |
| 105 | 106 | 106 | 100,0 | 72 | 67,9 | 9 | 8,5 | 0 | 0,0 | 12 | 11,3 | |
3а | 25 | 26 | 26 | 100,0 | 14 | 53,8 | 1 | 3,8 | 0 | 0,0 | 3 | 11,5 | |
3б | 23 | 23 | 23 | 100,0 | 11 | 47,8 | 3 | 13,0 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 | |
3в | 25 | 25 | 25 | 100,0 | 10 | 40,0 | 2 | 8,0 | 0 | 0,0 | 3 | 12,0 | |
3г | 25 | 24 | 23 | 95,8 | 15 | 62,5 | 3 | 12,5 | 1 | 4,2 | 3 | 12,5 | |
3д | 26 | 27 | 27 | 100,0 | 17 | 63,0 | 3 | 11,1 | 0 | 0,0 | 3 | 11,1 | |
| 124 | 125 | 124 | 99,2 | 67 | 53,6 | 12 | 9,6 | 1 | 0,8 | 12 | 9,6 | |
4а | 25 | 25 | 25 | 100,0 | 15 | 60,0 | 5 | 20,0 | 0 | 0,0 | 4 | 16,0 | |
4б | 26 | 26 | 26 | 100,0 | 10 | 38,5 | 2 | 7,7 | 0 | 0,0 | 2 | 7,7 | |
4в | 26 | 24 | 24 | 100,0 | 9 | 37,5 | 3 | 12,5 | 0 | 0,0 | 4 | 16,7 | |
4г | 26 | 26 | 26 | 100,0 | 17 | 65,4 | 4 | 15,4 | 0 | 0,0 | 7 | 26,9 | |
4д | 25 | 24 | 23 | 95,8 | 8 | 33,3 | 0 | 0,0 | 1 | 4,2 | 3 | 12,5 | |
| 128 | 125 | 124 | 99,2 | 59 | 47,2 | 14 | 11,2 | 1 | 0,8 | 20 | 16,0 | |
итого | 477 | 476 | 474 | 99,6 | 198 | 55,6 | 35 | 9,8 | 2 | 0,4 | 44 | 12,4 |
– При успеваемости 99,6% качество составляет 55,6%. Кроме этого есть резерв из обучающихся, имеющих одну «3» по предмету, это 12,4% обучающихся 2-4 классов.
Задачи:
1.Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы.
2.Определить наиболее эффективные образовательные технологии в работе учителя по повышению качества знаний обучающихся.
3.Повысить мотивацию педагогов на применение современных образовательных технологий на уроках.
4.Побудить учителей к активной работе по повышению качества знаний обучающихся.
В своем докладе представлю проблемно-ориентированный анализ состояния качества образования в МБОУ «СШ №17», проведенный с помощью метода «SWOT –анализ».
– Почему мы обратились именно к этой технологии? Во-первых, SWОT–анализ является одним из эффективнейших методов стратегического менеджмента, который позволяет провести качественный анализ сильных и слабых сторон потенциала школы. Во-вторых, чтобы стать успешным завтра, надо быть успешным в настоящем. Одним из факторов успешности является проведение анализа деятельности.
– Модель «SWОT–анализа» сформировалась в 1960-1970 годах. Альберт Хампрей, американский консультант по менеджменту, был основоположником данной теории. SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Данную методологию SWOT–анализа представим в виде таблицы (матрицы), в которой внутренняя обстановка образовательной организации отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т.
S Сильная сторона | W Слабая сторона |
O Возможности | Т Риски |
Внутренние факторы. Сильная сторона.
S Сильная сторона |
1.Стабильный опытный коллектив. 2.Ежегодное обновление материально-технического оснащения образовательной организации. 3.Ежегодное проведение внутреннего аудита оценки качества образования (администрацией школы совместно с руководителями МО). |
Комментарии к таблице-матрице:
– Перед нами таблица, в которой дана оценка внутреннего потенциала школы и оценка перспектив развития ОУ, исходя из внешнего окружения по направлению «Качество образования».
–Внутренние факторы. Сильная сторона. №1. Кадры обеспечивают стабильное функционирование и развитие ОУ. Большинство членов нашего педагогического коллектива имеют устойчивую внутреннюю мотивацию, которая позволяет выразить себя, показать собственную значимость за результаты своего труда.
–Внутренние факторы. Сильная сторона. №2. Это говорит о том, что в нашей образовательной организации созданы условия для освоения ФГОС НОО и ООО.
–Внутренние факторы. Сильная сторона. №3. Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования.
– Процедуры оценки действительно способствуют повышению качества образования, только если используются для принятия информированных решений, помогают учителям улучшить их педагогическую практику и вооружают родителей знанием о том, насколько хорошо учатся их дети.
–В течение 2016-2017 учебного года администрация школы совместно с руководителями методических объединений, проводила внутренний аудит оценки качества образования через:
- мониторинг успеваемости учащихся по основным предметам учебного плана (административные контрольные работы 2 раза в год);
- контроль за состоянием преподавания учебных предметов, элективных учебных предметов, выполнение государственных образовательных стандартов, анализ результатов промежуточной и государственной итоговой аттестации;
- изучение спроса на дополнительные образовательные услуги (элективные учебные предметы) на следующий учебный год;
- мониторинг участия обучающихся в интеллектуальных (олимпиады, конференции) и творческих конкурсах.
Таблицы: Мониторинг успеваемости обучающихся за 3 года по школе.
Успешность обучающихся 1-11 классов в сравнении за три учебных года
Показатель | 2020 – 2021 учебный год | 2021 – 2022 учебный год | 2022 – 2023 учебный год |
Процент успеваемости | 99,5 | 99,5 | 99,5 |
Процент качества | 39,8 | 46,3 | 44,5 |
Доля отличников | 78 чел. (8,6%) | 86 чел. (9%) | 80 чел. (8,4%) |
Доля хорошистов | 284 чел. (31,2%) | 359 чел. (37,4%) | 343 чел. (36,1%) |
Не успевают | 5 чел. (0,5%) | 5 чел. (0,5%) | 5 чел. (0,5%) |
Доля обучающихся, переведенных условно | 4 чел. (0,4%) | 5 чел. (0,5%) | 4 чел. (0,4%) |
Доля обучающихся, оставленных на повторный год обучения | 1 чел. (0,1%) | 0 | 1 чел. (0,1%) |
Успешность обучающихся 1-4 классов в сравнении за три учебных года
Показатель | 2020 – 2021 учебный год | 2021 – 2022 учебный год | 2022 – 2023 учебный год |
Процент успеваемости | 99,8 | 100 | 99,8 |
Процент качества | 57,7 | 66 | 59,1 |
Доля отличников | 47 чел. (12,8%) | 53 чел. (14,1%) | 49 чел. (13,5%) |
Доля хорошистов | 164 чел. (33,5%) | 196 чел. (51,9%) | 166 чел. (45,6%) |
Доля обучающихся, переведенных условно | 1 чел. (0,2%) | 0 | 1 чел. (0,2%) |
Доля обучающихся, оставленных на повторный год обучения | 0 | 0 | 0 |
Таблица. Мониторинг участия обучающихся в предметных очных олимпиадах (олимпиада «Юниор» среди обучающихся начальных классов общеобразовательных организаций):
2020 – 2021 учебный год | 2021 – 2022 учебный год | 2022 – 2023 учебный год |
МАТЕМАТИКА | ||
участие | участие | участие |
РУССКИЙ ЯЗЫК | ||
участие | участие | 2 место Тараев Сергей (3А) |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | ||
участие | 1 место Керимов Артем (3А) | 3 место Керимов Артем (4А) |
3 место Ткаченко Данил (2Д) |
Хотелось бы обратить внимание на то, что в муниципальной системе образования имается показатель, отражающий «Наличие призеров и победителей муниципального, регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников» и рассматривается, как равноценный показатель «качества обучения» по результатам независимой оценки.
Внутренние факторы. Слабая сторона.
W Слабая сторона |
1.Контингент обучающихся сложных социальных слоев. 2.Не все обучающиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции). 3.У педагогов проявляется привычка работать по известной модели подачи знаний, присутствует нежелание при реализации ФГОС. 4.Наблюдается тенденция к снижению качества образования по результатам мониторинга по итогам учебного года. |
–Внутренние факторы. Слабая сторона. №1. Наличие в образовательном учреждении обучающихся, имеющих языковой барьер при общении со сверстниками, педагогами. А это, в свою очередь, не способствует успешной обученности данной категории детей. К этой же категории относятся учащиеся, имеющие низкую мотивацию к обучению, систематические пропуски занятий, слабый контроль со стороны родителей, что также ведет к снижению успеваемости в целом по школе.
–Внутренние факторы. Слабая сторона. №2. Ежегодно в конце года проводится мониторинг результатов усвоения основной образовательной программы НОО и ООО. В нем отслеживаются предметные и метапредметные результаты. Анализ данного направления будет представлен на августовском педагогическом совете в 2017 году.
–Внутренние факторы. Слабая сторона. №3. Привычная традиционная система преподавания нам всем ближе и переход к новому всегда вызывает опасения. Поэтому важно знать точку зрения педагогов о том, что, в реальных условиях нашей школы обеспечит повышение качества обучения.
–Внутренние факторы. Слабая сторона. Итоги ОГЭ/ЕГЭ:
Уровень знаний выпускников соответствует достаточному: доля выпускников, освоивших образовательный стандарт на уровне, необходимом для получения документа об основном и среднем общем образовании – 100%, качество итоговой аттестации (средний тестовый балл) понизилось значительно.
- Все выпускники 9,11 классов окончили школу и получили аттестаты. Пять выпускников окончили среднюю школу с медалями (с финансовым вознаграждением), 2 человека получили аттестаты с отличием за 9 класс.
- Отрицательным результатом деятельности педагогического коллектива следует считать неудовлетворительные итоги ОГЭ по предметам по выбору: успешность - 60,2%, качество - 11,83%.
- Отрицательные результаты ОГЭ и ЕГЭ получаем, сравнивая их с городскими показателями почти по всем предметам.
Приоритетным направлением в муниципальной системе образования оставалось «Обеспечение высокого качества образования». Это связано с тем, что понятие «качество образования» в рамках закона «Об образовании в Российской Федерации» определяется по результатам независимой оценки знаний обучающихся, то есть государственной итоговой аттестацией выпускников 9,11-х классов. Соответственно, эффективность качества образования определяется «Соответствием итогов государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов средним показателям итогов по региону в соответствии с реализуемой программой по русскому языку и математике» и «Соответствие итогов государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов средним показателям итогов по региону в соответствии с реализуемой программой по русскому языку и математике».
Внешние факторы. Возможности.
O Возможности |
1.Участие МБОУ «СШ № 17» в независимой оценке качества образования (внешний аудит). 2.Повышение эффективности работы с одаренными и талантливыми детьми с привлечением социальных партнеров. 3.Систематизация урочной и внеурочной деятельности учащихся. 4.Привлечение педагогов школы для участия в развитии и совершенствовании знаний и талантов обучающихся. 5.Создание системы повышения уровня педагогической просвещенности родителей. 6.Создание ресурсного центра на базе школы. 7.Расширеение сфер деятельности школы (предоставление платных образовательных услуг, в том числе, для населения микрорайона школы). |
1. В МБОУ «СШ №17» в 2016-2017 учебном году был проведен внешний аудит оценки качества образования через участие обучающихся школы в НИКО, ВПР.
– Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов заявил, что результаты оценочных процедур нужно использовать для повышения квалификации учителей. Глава Рособрнадзора напомнил, что одно из поручений Президента Российской Федерации Владимира Путина по результатам заседания Государственного Совета РФ 23.12.2015 ставит задачу формирования национальной системы учительского роста. По его словам, результаты оценочных процедур должны влиять на формирование этой системы, а также на содержание образовательных программ. (ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА).
– С какой целью используются результаты оценочных процедур?
Результаты оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
(независимая оценка качества образования)
РУССКИЙ ЯЗЫК
2020-2021 учебный год | 2021-2022 учебный год | |
Всего обучающихся 4-х классов | 132 | 111 |
Выполняли работу (кол-во человек) | 121 | 101 |
Средний балл за всю работу | 19,9 (72,6% от max) | 35 (81,4% от max) |
Набрали max балл | 3 чел. (2,5%) | 2 чел. (2%) |
Справились на «4» и «5» | 63 чел. (52%) | 82 чел. (81%) |
Не справились | 1 чел. (0,8%) | 4 чел. (4%) |
Средний балл по предмету | 3,7 | 4,2 |
МАТЕМАТИКА
2020-2021 учебный год | 2021-2022 учебный год | |
Всего обучающихся 4-х классов | 132 | 111 |
Выполняли работу (кол-во человек) | 124 | 107 |
Средний балл за всю работу | 18,5 (77,1% от max) | 12 (67% от max) |
Набрали max балл | 5 чел. (4%) | 1 чел. (1%) |
Справились на «4» и «5» | 77 чел. (62%) | 73 чел. (68,2%) |
Не справились | 0 | 0 |
Средний балл по предмету | 3,8 | 4,0 |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
2020-2021 учебный год | 2021-2022 учебный год | |
Всего обучающихся 4-х классов | 132 | 111 |
Выполняли работу (кол-во человек) | 121 | 103 |
Средний балл за всю работу | 18,8 (78,5% от max) | 19 (63,3% от max) |
Набрали max балл | 4 чел. (3,3%) | 0 |
Справились на «4» и «5» | 84 чел. (69,4%) | 84 чел. (81,5%) |
Не справились | 0 | 0 |
Средний балл по предмету | 3,9 | 4,0 |
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА
(проводилась для осуществления объективной индивидуальной оценки достижения метапредметных результатов обучающимися 4 классов за учебный год)
2020-2021 учебный год | 2021-2022 учебный год | |
Всего обучающихся 4-х классов | 132 | 111 |
Выполняли работу (кол-во человек) | 107 | 103 |
Средний балл за всю работу | 17,2 (77,7% от max) | 18 (82% от max) |
Набрали max балл | 11 чел. (9%) | 13 чел. (12,6%) |
Справились на «4» и «5» | 76 чел. (71%) | 79 чел. (76,7%) |
Не справились | 2 чел. (1,7%) | 1 чел. (1%) |
Средний балл по предмету | 3,9 | 4,1 |
– 2. Повышение эффективности работы с одаренными и талантливыми детьми с привлечением социальных партнеров. Одним из важных направлений работы школы является направление по работе с мотивированными учениками. Администрация школы и педагогический коллектив стремится к тому, чтобы в школе были созданы все условия для развития творческой личности учащихся, для самоопределения и самореализации школьников, совершенствования знаний учащихся в определенной области. Учащиеся привлекаются к участию в интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах: ежегодная Всероссийская олимпиада школьников, конкурс «Кенгуру», «Человек и природа», «Русский медвежонок» и др.
Участие в школьных, городских, окружных, всероссийских
предметных конкурсах
Уровень | Классы | Количество участников | Предмет | Победители и призеры |
Окружной | 1 – 4 классы | 78 | межпредметный | 71 |
Всероссийский | 1 – 4 классы | 495 | математика, ИЗО, информатика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, английский язык, физкультура, ОБЖ | 209 |
Международный | 1 – 4 классы | 118 | математика, русский язык, информатика, ОБЖ, окружающий мир | 2 |
Внешние факторы. Риски.
Т Риски |
1. Количество оценочных процедур не гарантирует качество образования. 2.Наличие неудовлетворительных результатов по итогам проведения оценочных процедур. 3.Консервативнй подход некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при освоении ФГОС ООО. 4.Ограничения в освоении ФГОС и углубленного изучения предметов вносит физическая не готовность некоторых учащихся воспринимать обновленное содержание образования, нет или недостаточно сформированы компетенции для их освоения у некоторых учащихся. 5.Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов. 6.Определение образовательной организации, относящейся к «кластеру риска» в Муниципальной системе образования города. |
- Итоги SWOT-анализа:
1.Школа располагает всеми необходимыми ресурсами и инфраструктурой для осуществления образовательной деятельности. Материально-техническая база школы соответствует санитарным нормам, правилам пожарной безопасности и в полной мере позволяет решать задачи обучения и воспитания детей.
2.В школе созданы условия для выполнения образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и организации образовательного процесса.
3.В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов НОО и ООО.
4.Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПиН. Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы.
5.Выстраивается система работы с одаренными и талантливыми детьми. 6.Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, олимпиады, конференции, конкурсы. Участие в олимпиадах, конференциях и конкурсах на различных уровнях. Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов.
7.Созданы условия для повышения уровня качества образования, эффективности урока. Организована индивидуальная работа с учащимися, имеющими пробелы в ЗУН и испытывающими трудности в обучении, в том числе работа с учащимися с ОВЗ. Организован административный контроль состояния преподавания предметов с низким рейтингом по результатам внешней оценки.
Таким образом, можно сделать вывод, что качество образовательных результатов, уровень реализации образовательного процесса по итогам 3–х лет находится на удовлетворительном уровне.
Состояние качества образования МБОУ «СШ №17»
Процедуры оценки результатов обучающихся |
|
| |||
ВПР начальная школа | 3 года |
| |||
РДР 8 классы математика, русский язык | 1 год (30% от общей численности параллели) | Увеличивающаяся успеваемость | |||
ВПР (5 классы- русский язык, математика, история, биология) (11 класс – география) | 1 год |
| |||
| 3 года | Колеблющаяся успеваемость | |||
| 3 года | Колеблющаяся успеваемость с элементами пророста с 2 до 5 призовых мест | |||
ОГЭ, ЕГЭ 9, 11 классы | 3 года | Снижающаяся успеваемость |
Исходя из состояния образовательного процесса в школе, наличия проблем и противоречий, а также современных стратегических приоритетов образовательного пространства, основными направлениями развития системы оценки качества образования МБОУ «СШ №17» являются следующие:
- формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
- получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; прогнозирование развития образовательной системы школы.
– Как считали древние китайские мудрецы, бессмысленно постоянно пытаться сравнивать себя с другими. Ведь всегда найдутся те, кто окажется впереди нас, и обязательно найдутся те, кого мы сами сумели опередить. Стоит ли на это ориентироваться? Гораздо важнее «сравнить себя с собой вчерашним». Управление по результатам основано на систематическом знании субъектом того, как протекает управляемый процесс. Для этого в школе создается система оценки качества образования, система мониторинга – постоянного отслеживания хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, повлиявших на них, а также принятия и реализации управленческих решений по регулированию и коррекции образовательного процесса.
Одной из основных задач образовательной политики на современном этапе является достижение качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Качество образования – категория сложная и включает в себя:
-итоговую успеваемость;
-итоговые экзамены;
-промежуточную аттестацию;
-результаты административных срезов;
-личную удовлетворенность участников образовательного процесса;
-достижения на различных уровнях (олимпиады, конкурсы, марафоны) и т.д.
Намеченные для модернизации системы образования меры нам вполне понятны и реально осуществимы. Внедрение в процесс обучения современных методик и инновационных технологий набирает темп. Поэтому, один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса – использование современных педагогических технологий.
Все мы находимся в начале пути, ФГОС только вводятся в массовую практику, и ждать сиюминутных новых результатов бессмысленно. Но увидеть тенденции, возможности для корректировки программ, совершенствования содержания, способов и форм работы с учащимися мы должны.
Каждый педагог-предметник должен стремиться стать полипредметником, метапредметником, т.е. при реализации новых образовательных стандартов нужно, чтобы изменился сам учитель, его менталитет.
Проект решения педагогического совета:
- Проанализировать информацию, полученную в ходе педсовета о наиболее востребованных в условиях реализации ФГОС педагогических технологиях, применение данных технологий планировать в своей деятельности.
- Продолжить участие в оценочных процедурах качества образования федерального, регионального и муниципального уровней в 2017 году.
- Рассмотреть результаты внешнего аудита на заседаниях МО и учесть их при планировании образовательной деятельности как педагога в отдельности, так и образовательной организации в целом на 2017-2018 учебный год.
- Продолжить мониторинговые исследования качества знаний учащихся по основным предметам в рамках реализации ФГОС НОО и ООО.
- Определить одним из приоритетных направлений работы школы – совершенствование деятельности учителей-предметников по повышению качества знаний учащихся.
- Совершенствовать систему внутреннего контроля оценки качества образования и управления качеством образования в школе.
- Каждому учителю определить свои пути повышения качества образования на уровне класса по преподаваемому предмету и на уровне классного коллектива, как классный руководитель.
- При планировании уроков учителю-предметнику учитывать рекомендации педагога-психолога школы, полученные в результате мониторинговых исследований, во время организации индивидуальной работы с обучающимися, а также в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
9.Ознакомиться с видеороликом, рассказывающим о комплексной системе процедур оценки качества образования в российских школах, на Youtube-канале Рособрнадзора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы педагогического совета "ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА КАК ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ. "
Что мы знаем об уроке? Каким должен быть эффективный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя соединяются? Как в эффективном уроке соседствует традиционное и новое?Эффект...
Материалы к педагогическим советам в форме презентаций на темы: "Проектная деятельность учащихся" и "Новые подходы к оценке достижений учащихся"
Материалы к педагогическим советам в форме презентаций. ...
Материалы для педагогического совета "Системно-деятельностный поход и пути его реализации в условиях введения ФГОС"
В данном материале рассматриваются теоретические основы системно-деятельностного подхода, его отличие от традиционного. Основной целью определяется совершенствование теоретической и практической...
Материалы педагогического совета "Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися"
Цель: разработать эффективный алгоритм работы педагогического коллектива школы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.Задачи:Выявить возможные причины низкой неуспеваемости обучающихся;Выраб...
Материалы педагогического совета "Личность педагога - основной фактор успешности педагогической деяткльности"
Выступление на педагогическом совете на тему "Личность педагога - основной фактор успешности педагогической деяткльности"...
Мастер-класс "Выгодно ли брать кредит?" Проблемный диалог. Материалы педагогического совета.
Презентацию можно использовать для уроков экономики в 8-11 классах...
Материалы педагогического совета
Система оценки достижений планируемых результатов при реализации математической концепции обучения...