Презентация «Психолого-педагогический мониторинг образовательной среды»
презентация к уроку
Презентация «Психолого-педагогический мониторинг образовательной среды»
Психолого-педагогический мониторинг — это сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, носителями которых являются разные участники, выполняющие различные функции, необходимые для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды дошкольного учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие ребенка.
Педагогический мониторинг — это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития.
В общем смысле психологический мониторинг в образовании выступает как "система информационного сопровождения учебного процесса".
В работе рассматриваются цели, задачи и методы психолого-педагогического мониторинга; возможности психолого-педагогического мониторинга развития учащихся и классных коллективов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskiy_monitoring_obrazovatelnoy_sredy.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолого-педагогический мониторинг — это сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, носителями которых являются разные участники, выполняющие различные функции, необходимые для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды дошкольного учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие ребенка . Педагогический мониторинг — это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития. В общем смысле психологический мониторинг в образовании выступает как "система информационного сопровождения учебного процесса".
Психолого-педагогический мониторинг в образовании Форма организации, сбора, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития Майоров А.Н .
ОБЪЕКТ Психолого-педагогического мониторинга Образовательная среда (среда образования)- система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении Ясвин В.А .
Задачи п сихолого-педагогический мониторинга 1 . Систематическое отслеживание психолого- педагогического статуса ребёнка и динамики его развития в процессе школьного обучения и воспитания; 2 . Создание благоприятных условий для социализации, развития личности учащихся и их успешного обучения; 3. Создание специальных социально- психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении .
Задачи п сихолого-педагогический мониторинга 4. Осуществление аналитико-проектировочной деятельности, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы 5. Доказательство зависимости квалификации педагога и результатов обучения учащихся 6. Оперативное предоставление информации о психологическом состоянии детей, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза
ЦЕЛЬ психолого-педагогического мониторинга Создание системы психологических условий для решения задач развития (образования) учащихся разного возраста и с разными индивидуальными особенностями в конкретной образовательной ситуации. Выявить наличие или отсутствие в образовательной среде условий и возможностей для развития активности (пассивности) ребенка, его личностной свободы или зависимости для получения сведений о состоянии объекта (образовательной среды), прогнозирования его развития, предупреждения критических ситуаций.
МЕТОДЫ психолого-педагогического мониторинга Наблюдение , беседа, анкетирование, анализ, изучение продуктов детской деятельности, собеседование с педагогами, родителями и детьми, анализ документации, опыта работы педагогов; качественный анализ и количественная обработка результатов , индивидуальная и групповая экспертная оценка
ИНСТРУМЕНТ психолого-педагогического мониторинга В качестве методической базы используется система психодиагностических параметров , разработанная для анализа отношений Ясвин 1994, Панов 2007
Технология проведения психолого-педагогического мониторинга Определение целей. Подготовка плана проведения исследования Разработка инструментария Проведения мониторинга Обработка и анализ полученных результатов Написание отчета и рекомендаций Использование результатов в управленческой деятельности
Критерии оценки психолого-педагогического мониторинга Широта Интенсивность Осознаваемость Обобщенность Эмоциональность Доминантность Когерентность Социальная активность Мобильность Устойчивость
Направления работы психологической службы ОО в режиме психолого- педагогическ ого мониторинга Консультирование Диагностика Психологический мониторинг Психо -профилактика Просвещение и развитие
Психолого-педагогический мониторинг предполагает взаимодействие всех участников образовательного и воспитательного процесса мнение родителей, воспитателей, учителей-предметников, классных руководителей диагностика различных параметров учащихся классными руководителями взаимодействие администрации, социального педагога и психолога
Используемые методы исследования Беседа Опросы, анкетирование Наблюдение на уроках и во внеурочное время Психодиагностика всех субъектов образовательного процесса
Психологический инструментарий подбирается по следующим основным критериям Валидность по отношению к измеряемым показателям Стандартизированность исследовательских процедур Сопоставимость тестовых показателей методик, используемых на различных этапах возрастного становления учащегося Экономичность
Возможности психолого-педагогического мониторинга развития учащихся и классных коллективов отслеживание динамики изменений результатов от года к году выявление группы учащихся с высокими и низкими показателями ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам предупреждение изоляции отдельных учащихся в группе сверстников
Возможности психолого-педагогического мониторинга развития учащихся и классных коллективов организация условий, способствующих развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей анализ соответствия достижений запланированным результатам , понимание закономерностей возрастного развития , прогноз ожидаемого состояния образовательной системы оценка успешности проведенных коррекционно-развивающих мероприятий
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ На современном этапе развития образования одна из задач- воспитание и развитие самостоятельной, активной личности ребенка. В связи с этим необходимы дополнения в содержании основной образовательной программы ОО в части развития инициативы, творчества воспитанников, реализации индивидуального подхода в процессе воспитания и образования
Список литературы: Корчак Я. Как любить ребенка . АСТ, Харвест , Mainstream , 2014. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании.-М: Интеллект-Центр, 2005-424 с. Мясищев В. Н. Психология отношений. — М.: Воронеж, 1998 Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. —СПб.: Питер, 2007. — 352 с. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с . Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990 . Поташник М.М. Управление развитием школы. М., 1998 . Булкас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения//Вестник Московского университета, сер. 14. Психология № 2, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-образовательного процесса
Доклад на обласном совете директоров об организации психолого-педагогического сопровождения в школе...
Презентация "Психолого -педагогическое сопровождение образовательного процесса"
В системе образования России складывается особая культура в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиона...
Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицин...
Программа психолого-педагогического сопровождения профилактики конфликтов среди подростков «Служба примирения»
В данной программе представлен опыт психологической работы по профилактике и урегулированию конфликтов среди подростков через технологию посредничества. Медиаторами являются учащиеся, прошедшие курсы ...
Профилактический психолого-педагогический проект "Умение жить среди людей"
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...
Доклад «Развитие коррекционно-развивающей воспитывающей среды для формирования социально-интегрированной личности в свете организации комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса».
Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды....
Презентации Психолого-педагогическое сопровождение как фактор повышения эффективности работы образовательных организаций
Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность....