Проектирование программы воспитания МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун в условиях ФГОС
статья

Лихина Наталья Александровна

В данной статье подробное описание проектирования программы воспитания в условиях ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа воспитания38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Лихина Наталья Александровна

Должность: ЗДВР

ОУ: МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун

Проектирование программы  воспитания МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун в условиях ФГОС

В мае 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин инициировал изменения в Законе «Об образовании в РФ», которые касались усиления воспитательного процесса в образовательных организациях. 22 июля 2020 года были приняты соответствующие поправки в Закон «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября 2020 года.

Каким же образом определяется понятие «воспитание» в действующей редакции нормативного акта?

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся.

Воспитательная работа должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

В соответствии с законом должны быть изменены образовательные программы, которые должны содержать рабочие программы воспитания, а также календарный план воспитательной работы.

И вот, примерная программа воспитания разработана в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания. 2 июня 2020 года программа утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

Программа подготовлена с учетом анализа существующих программ воспитания и социализации обучающихся и учитывает требования актуализированного Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми. Примерную программу необходимо воспринимать как конструктор для создания рабочей программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание основных разделов программы, корректировать их: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью школы в сфере воспитания.

Учитывая все требования, предложенные выше, мною была спроектирована программа воспитания для МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун

Первый раздел программы воспитания называется: Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.

В данном разделе я разместила информацию: о специфике расположения школы, то есть остановилась на том, что школа находится в небольшом селе.  Рассказала об особенностях ее социального окружения, источниках положительного и отрицательного влияния на детей, значимых партнерах школы, особенностях контингента учащихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.

        Следующий, второй раздел программы воспитания- это цель и задачи воспитания. В методических рекомендациях было сказано, что данный раздел в основном будет заимствоваться школой из примерной программы воспитания. Поэтому цель воспитания в нашей образовательной организации – личностное развитие школьников.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

  1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  3. вовлекать школьников в кружки, секции и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
  6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
  7. организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  8. организовывать профориентационную работу со школьниками;
  9. организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
  10. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

Третий раздел программы воспитания называется: Виды, формы и содержание деятельности, в котором я  показала, каким образом будет осуществляться практическое воплощение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из 6  инвариантных и 5 вариативных модулей. Каждый модуль  ориентирован на решение одной из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений осуществления воспитательной работы школы.

Инвариантные модули:

  • «Классное руководство»,
  • «Школьный урок»,
  • «Курсы внеурочной деятельности»,
  • «Работа с родителями»,
  • «Самоуправление»,
  • «Профориентация».

Два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования, поэтому при составлении календарного плана для начальной школы  я их исключила, а соответственно для основной школы включила.

Вариативными модулями могут быть:

  • «Ключевые общешкольные дела»,
  • «Детские общественные объединения»,
  • «Школьные медиа»,
  • «Экскурсии, экспедиции, походы»,
  • «Организация предметно-эстетической среды»

Теперь я более подробно остановлюсь на каждом модуле и на примерах покажу, как они работают в нашей школе. Первый модуль «Ключевые общешкольные дела». 

Данный модуль школьной программы воспитания раскрывает уникальность гуманистической воспитательной системы школы, в основе которой находится продуктивно-трудовая деятельность обучающихся, учителей, родителей и представителей социума, их гражданственность, инициативность, ответственность, коллективизм, целеустремленность.

Задача возрождения национальных традиций, воспитание духовной культуры, привитие любви к своей малой Родине через осознание корней истории своего села – важнейший приоритет воспитательной системы школы. Реализация ежегодных ключевых дел, жизнедеятельность разновозрастных, разнопоколенных сообществ – реальное партнерство субъектов воспитания в рамках гуманистической воспитательной системы «Школа – социокультурный центр села».

 На внешкольном уровне:

-акция: «Бессмертный полк», Митинг, посвящённый героям ВОВ;

 -праздники: «День пожилого человека», «День Учителя», «Проводы русской зимы», «День села», фестиваль-конкурс инсценированной песни, посвященной Дню Победы, «Новый год», «Я славлю мамину улыбку», которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих

На школьном уровне:

-общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела: «День самоуправления», «День матери», «Новый год», «День Защитника Отечества», Вечер встречи выпускников «Не повторяется такое никогда», «Торжественный Акт Первого звонка», «Последний звонок» связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, в которых участвуют все классы школы;

- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, за значительный вклад в развитие школы

Следующий модуль «Классное руководство»

Главное предназначение классного руководителя - создать условия для становления личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни.

Формы и виды деятельности:

— формирование традиций в классном коллективе: «День именинника», ежегодный поход «Есть в осени первоначальной…», Операция « Поздравительная открытка», конкурс рисунков « Портрет мамы», Мастерская Деда Мороза, Организация ЛОК. И тд.

 ;— установление позитивных отношений с другими классными коллективами (через подготовку и проведение ключевого общешкольного дела);

— сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся и их родителей, чтобы найти вдохновителей для организации интересных и

— создание ситуации выбора и успеха

— заполнение с учащимися «Портфолио», т.е. «портфолио» как «источник успеха» учащихся класса;

— работа классного руководителя с учащимися, находящимся в состоянии стресса и дискомфорта;

— предложение (делегирование) ответственности за то или иное поручение в классе;

— вовлечение учащихся в социально значимую деятельность. (Акция « Милосердие», посещение пожилых людей;

Далее следует модуль «Курсы внеурочной деятельности». Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах. В нынешнем учебном году у нас создано 25 объединений различных направлений. Это такие как «Гиревой», «Баскетбол», «Волейбол», «Шахматы», «Весёлые нотки», «Литературное Забайкалье», Школьная газета «Переменка» , «Экологической тропой», « Правила успеха» « Мир химии» и т.д.

 Следующий модуль, который присутствует в нашей программе воспитания Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

-учебное и внеучебное время занимают в школе, как правило, тематические недели - это предметные недели. Тематические недели особенно хороши тем, что позволяют дать школьникам целостное восприятие того или иного научного факта. Они наиболее сложны в подготовке, потому что представляют особую, обычно, авторскую учебно-методическую разработку, требуют длительной усиленной подготовки, предполагают активное участие и взаимодействие практически всех преподавателей школы.

-готовя задания для олимпиад, мы исходим из следующих принципов: включение заданий, в основе поиска решений которых лежит не просто воспроизведение тех или иных научных фактов, а возможность найти ответ путем логических операций; составление олимпиадных заданий в нескольких вариантах, что позволяет создать довольно гибкую систему, учитывающую индивидуальные возможности и интересы учащихся, а также уровень их подготовки, что немаловажно для привлечения к участию в олимпиадах.

Рассмотрим ещё один модуль «Самоуправление».

Высшим органом школьного самоуправления является Совет Старшеклассников объединение «Будущее – это мы», состоящий из представителей ученического коллектива, администрации школы и педагогов.

Структура ученического самоуправления школы имеет несколько уровней. Уровень классных коллективов формируется и реализуется в каждом ученическом классе. Данный уровень самоуправления дает обучающимся возможность раскрыть свои личностные качества, получить опыт реализации различных социальных ролей в процессе разработки плана классных дел, подготовки и организации разнообразных событий класса.

Для формирования и развития лидерских качеств, управленческих компетенций, освоения эффективных форм организации классного коллектива дважды в год проводится учеба актива школы, на которую приглашаются лидеры всех классов( Старосты классов).

Какие же мероприятия подтверждают сущность данного модуля в нашем образовательном учреждении: Выборы состава ученического самоуправления «Совет школы», Выборы кандидатов в «Совет школы», разработка и оповещение программ, выпуск агитационных листовок, создание роликов будущего президента школы, выступление кандидатов в СМИ, сами выборы., заседания « Совета школы». Также дни самоуправления, когда весь образовательный и воспитательный процесс организуют дети (два раза в год).

        Следующий модуль – это «Детские общественные объединения».        

Действующее на базе МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун детское общественное объединение «Юнармия» – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Традиционной формой вступления является, торжественное обещание(клятва) юнармейца, поддержка и развитие в отряде его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в отряде.

Отрядные дела и встречи: встречи членов отрядов для обсуждения вопросов планирования  дел в школе и районе, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на военно – спортивную подготовку .

Действующее на базе школы отряды:  отряд«ЮИД»,  волонтёрский отряд «Искра».

Волонтерское движение – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом; это гарантия того, что ребята вырастут добрыми, открытыми, честными, готовыми в любую минуту на бескорыстную помощь ближнему.

. Операция «Чистое село», уборка сельского кладбища, уборка памятника «Защитникам Отечества»  включает работа волонтёрского отряда. Выпуск и распространение писем- обращений к водителю, участие в муниципальных конкурсах по данной тематике, «Безопасное колесо» всё это работа отряда «ЮИД».

        Седьмой модуль МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун «Экскурсии, походы».

Экскурсии,  походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.  На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: Туристический поход всей школой « Мы за ЗОЖ», велокросс «Гыршелун- Алентуйка», Туристический поход на Гыршелунский камень, Заочные путешествия по местам боевой славы, Экологическая тропа, Организация экскурсий на предприятия села и города Хилок.

        Восьмой модуль «Профориентация». Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: Диагностику психологической готовности учеников 9 класса к выбору профессии или профиля обучения. Участие детей 8,9 классов В «Дне открытых дверей» на базе ЖХУ г.Хилок. Выпуск информационных бюллетеней о рабочих профессиях, которые можно получить в учебных заведениях Забайкальского края. Встреча школьников с родителями – представителями  различных профессий и т.д.

        Девятый модуль, который мною был включён в программу воспитания « Школьные медиа».

Цель медиа в нашей школе – развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  газета «Переменка», на страницах которой освещаются наиболее интересные события жизни школы, участие учащихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня, деятельность детских объединений и ученического самоуправления. Для выпускников размещаются материалы о вузах, колледжах. Редакция газеты организует конкурсы рассказов, поэтических произведений, проводит круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем;

 медиацентр «Школьный мередиан» – созданная из заинтересованных учащихся группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение праздников, фестивалей, конкурсов, вечеров, дискотек;

 интернет-группа - разновозрастное сообщество учащихся и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и группы в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», «Instagram» с целью освещения деятельности лицея в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы.

Следующий вариативный модуль, который  был включён в программу воспитания «Организация предметно- эстетической среды». Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы школы как: Операция «Уют» благоустройство классных кабинетов, школьных коридоров. Уборка пришкольного участка, сада, территории. Посадка цветочной рассады. Разбивка клумб, высадка цветов. Поливка цветов, овощных культур- трудовая практика.

        Заключительным модулем нашей программы является модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: общешкольные и классные родительские собрания. Два раза в год Месячник правовых знаний с привлечением сотрудников ПДН и КДН. Курсы для родителей. Открытые дни для посещений уроков и внеклассных мероприятий. Индивидуальные встречи для решения возникающих вопросов по обучению школьников. Заседания Отцов, родительского комитета.

Четвёртый раздел в программе воспитания «Основные направления самоанализа воспитательной работы» Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы  проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа.,

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания.,

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются следующие.

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

1. В течение года классные руководители отслеживают динамику личностного развития школьников своего классного коллектива. Данные оформляются в виде отдельных таблиц на класс. Анализ таблиц в конце учебного года позволяет классному руководителю сделать выводы: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать.

2. В конце учебного года каждый классный руководитель проводит отчет классного руководителя по предложенной форме (заполняет таблицы и пишет анализ проделанной работы.) Заканчивается самоанализ выводами, которые классный руководитель делает по результатам приведённых аналитических данных и в сравнении их с предыдущим периодом).

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

1. В течение года активы классов проводят в классных коллективах рефлексию по каждому мероприятию. В результате отмечаются положительные моменты и недочёты, которые необходимо учесть при подготовке следующих мероприятий.

2. Членами совета старшеклассников и ЗДВР в течение года заполняется итоговая таблица «Класс года», где отражаются все результаты классных коллективов. Данные помогают проанализировать работу  отдельных классных коллективов.

3. Заместитель директора по воспитательной работе проводит исследования

удовлетворённости участников образовательных отношений совместной деятельностью детей и взрослых, проводимых в школе мероприятий, организацией воспитательного процесса в целом. Также заполняет таблицу по участию классных коллективов, классных руководителей в различных конкурсах, соревнованиях, Акциях, классных часах, ведение документации и т.п.

4. Директор школы анализирует ресурсное обеспечение воспитательного процесса в школе (в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах, необходимых для организации воспитательного процесса, особенно нуждается школа – с учётом ее реальных возможностей; какие имеющиеся у школы ресурсы используются недостаточно; какие нуждаются в обновлении) и все данные представляет в отчёте по самообследованию за год.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;

- качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;

- качеством работы школьных медиа;

- качеством организации предметно-эстетической среды школы;

- качеством взаимодействия школы и семей школьнико;

- качеством существующего в школе ученического самоуправления;

- качеством профориентационной работы школы.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование и организация образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения на разных ступенях общего образования в области "Искусство"

Развитие  активно-учебной  познавательной  деятельности обучающихся с использованием технологий критического мышления на уроках «Искусства» (музыка)....

Проектирование урока технологии в 5-ом классе в условиях перехода на ФГОС ООО

Введение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...

Проектирование урока по биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Проектирование урока по биологии в 5 классев условиях реализации ФГОС основного общего образования...

Проектирование урока иностранного языка в условиях ФГОС

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в целом...

Проектирование и внедрение инновационных комплексов педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения

Проектирование и внедрение инновационных комплексов  педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения (из опыта работы МБОУ "СОШ №1" г.о.Кашира)...

Система работы по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС

quot;Система работы по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федерального государственного образовательного ст...