Методические рекомендации "В помощь педагогу-воспитателю"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»
В помощь воспитателю.
Цель работы коллектива воспитателей школы-интерната совпадает с целью работы всего педагогического коллектива школы: достижение максимально возможного уровня коммуникативной деятельности обучающихся на принципах дифференцированного подхода в коррекционном обучении и воспитании.
Цель воспитательной работы с воспитанниками группы (которую может ставить воспитатель) -создание благоприятного эмоционального климата в коллективе, психологического условий для развития потенциала личности воспитанников, коррекции и компенсации нарушений в индивидуальном развитии; приобретения опыта социальных отношений
Задачи воспитателя:
- Формирование и развитие коллектива класса.
- Гуманизация отношений в коллективе через разнообразные виды воспитывающей деятельности.
- Создание ситуации защищённости, эмоционального комфорта, благоприятных условий для развития личности, самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия способностей.
- Защита прав и интересов обучающихся.
- Организация системной учебно-воспитательной работы с обучающимися.
- Здоровьесбережение и формирование навыков здорового образа жизни.
- Формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров Развитие самоуправления в коллективе.
Функции воспитателя школы-интерната:
1. Организационно-координирующая
- Организация жизнедеятельности детей, проживающих в интернате
- Работа с родителями
- Взаимодействие с педагогами, сотрудниками школы-интерната, общественными организациями
- Организация учебно-воспитательной работы с обучающимися группы
- Индивидуальная работа с детьми
- Стимулирование детей на занятия в кружках по интересам
- Соблюдение единого речевого режима
2. Ведение документации
3. Коммуникативная
- Регулирование межличностных отношений между обучающимися, обучающимися и педагогами
- Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе
- Оказание индивидуальной помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств
4. Аналитико-прогностическая
- Диагностика состояния коллектива и перспектив его развития
- Диагностика личности, индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития
- Диагностика семьи, семейного воспитания
5. Контрольная
- Контроль успеваемости учащихся
- Контроль посещаемости уроков
- Контроль внешнего вида воспитанников
Документация
- Программа воспитания и социализации (положение о программа воспитания и социализации обучающихся ГБОУ КШИСОО)
1-4 кл--- Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся ООП НОО ( на ступени начального общего образования)
1-9 кл--- Программа воспитания и социализации обучающихся ООП ООО (на ступени основного общего образования)
10-11 кл---Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся ФК ГОС
- План воспитательной работы с классом на год.Планирование по месяцам и соответствующим направлениям воспитательной работы школы (по всем пунктам, классные, воспитательские часы проводятся еженедельно.согласуется с зам. директора по ВР и утверждается директором 1 раз в год – в сентябре не позднее 15 числа)
- Должностная инструкция классного руководителя. воспитателя ( + по необходимости, в соответствии с выполняемыми обязанностями)
- Локальные акты (положения: о классном руководстве, о классном уголке, о классном часе, о родительском собрании и т.д.)
- Классный журнал (ведение страницы «Внеклассная работа», страницы по занятиям по ПДД, страницы классных часов, заполнение графы занятости в УДО, факультативах, пропуски уроков, сведения о родителях)-
- Циклограмма работы классного руководителя, воспитателя на неделю (когда, в какой день проводится та или иная воспитательная работа с классом).
- Успеваемость класса.
- График проверки дневников.
- Тема самообразования (материалы по теме (проблеме)).
- Журнал педагога-воспитателя
- Список родительского комитета, протоколы заседаний (не менее 4 заседаний в год). Прошнурованы.
- Протоколы родительских собраний. Прошнурованы.
- Разработки, сценарии мероприятий.
- Планы-конспекты классных часов (воспитательских часов)
- Психолого-педагогическая характеристика коллектива класса
- Ситуативный дневник наблюдений за воспитанниками с перечнем проведённых бесед, практикумов, звонков родителям по решению имеющихся и возникающих проблем
- Тетрадь передачи обучающихся, воспитанников
- Тетрадь взаимосвязи педагогов и воспитателей (домашние задания)
- Материалы диагностик, анкетирования, оценочных тестов.
- Дневник наблюдения за «трудными учащимися» и «трудными семьями».
- Социальный паспорт класса.
- Журнал (папка) инструктажа по технике безопасности и ПДД.
- Аналитический отчёт по воспитательной работе в классе.
- Информация по посещаемости, питанию, проверке дневников, материалы справок, проверки дневников администрацией.
- Внеурочная деятельность. Расписание занятий уч-ся в кружках и секциях школы и вне школы..
- Сведения о родителях..
- Классный уголок. Информационно-правовой уголок
- Личные дела уч-ся (перечень документов для личного дела уч ГБОУ КШИСОО)
- Программа по ПДД (10ч)
- Программа по профориетационной работе .Диагностика профориентации – март.
- Программа по безопасность жизнедеятельности
- Программа ЗОЖ (обяз половое воспитание)
- Программа по профилактике преступлений и правонарушений
- Паспорт жилых комнат
- Опись документов .Копии документов детей (свидетельство о рождении, медицинский полис)
- Методический паспорт воспитателя
План воспитательной работы классного руководителя содержит:
- Список класса с датой рождения и адресом.
- Анализ работы за прошлый уч. год.
- Характеристика класса.
- Цели и задачи. Разбивка мероприятие по месяцам, неделям
- Расписание уроков
- Направления:
- экономическое и экологическое воспитание;
- патриотическое воспитание;
- правовое воспитание и культуры поведения;
- эстетическое воспитание;
- половое воспитание;
- гигиеническое воспитание и формирование ЗОЖ.
- трудовое воспитание;
- духовно-нравственное воспитание;
- воспитание толерантности
Содержание характеристики класса.
- Количество уч-ся, количество мальчиков, девочек., возраст уч-ся количество из неполных семей, количество учащихся с ослабленным здоровьем.
- Структура класса – какие микрогруппы существуют в классе, по каким основаниям происходит деление на микрогруппы, какие отношения складываются между микрогруппами в классе.
- Кто является лидерами в классе, их краткая характеристика, входят ли они в официальную структуру класса;
- Кто является «отверженными в классе, их краткая характеристика, причины их положения;
- Каков характер взаимоотношений класса с другими классами школы – параллельными, младшими, старшими.
- В каких официальных школьных и внешкольных объединениях (кружках, секциях, клубах, и т. д.) участвуют ребята.
- В какие неформальные группы вне школы входят учащиеся класса.
- Какие нормы и ценности существуют в классе.
- Каковы традиции, ритуалы, символика, сленг класса.
- Какие конфликты наиболее часто встречаются в классе.
- Какие виды деятельности предпочитают в классе.
- Каковы мотивы участия школьников в деятельности класса,
- Отношение класса к учебной деятельности в школе.
- Отношение класса к внеучебной деятельности, осознаёт ли класс себя единым целым.
- Сформирован ли коллектив в классе, на какой стадии формирования находится..
Характеристики, которые должен иметь воспитатель
- Характеристика классного коллектива
- Индивидуальная характеристика учащихся
Работа воспитателя по здоровьесбережению воспитанников:
- Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности обучающихся в школе-интернате
- Организация и проведение в коллективе мероприятий по профилактике заболеваний и здоровому образу жизни
- утренняя зарядка,
- гигиенические процедуры,
- проведение физкультминуток на самоподготовках,
- соблюдение режима проветривания в спальне и классе во время самоподготовки,
- организация двигательной активности детей на прогулке,
- внешний вид детей на прогулке в соответствии с сезоном.
- Организация и проведение мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах, изучение инструктажей по технике безопасности в быту, на улице, по противопожарной безопасности, по противодействию терроризму и др.
- Организация и проведение мероприятий по профилактике наркомании, курения, токсикомании, алкоголизма.
- Проведение профилактической работы с родителями на темы ЗОЖ
- Организация встреч с инспекторами ГИББД, отд. по делам несовершеннолетних, медработниками, наркологами и др.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий на темы ЗОЖ и сбережения здоровья в условиях ухудшающейся экологии (беседы, конкурсы, КТД, декады, соревнования, викторины, выпуск листовок)
- Организация и проведение исследований уровня культуры ЗОЖ
- Диагностика уровня и качества знаний о правилах гигиены, о правилах дорожного движения, правовой культуре, экологической культуре.
ОТЧЕТЫ
ОТЧЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
- ПОСЕЩАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ (ЕЖЕДНЕВНО)
- Социальный паспорт (1 раз в год)*
- Планы воспитательной работы (1 раз в год) – 2 экземпляра. В начале года.
- Анализ ВР класса (конец года), храниться в папке кл рук, воспитаталя и ЗДВР.
- Отчет + фотоотчет о проведении мероприятия в классе. (по мере проведения)
- Собеседование (по мере необходимости, в конце четверти - 4 раза в год)
- Журнал бесед и классных, воспитательских часов сдавать на проверку в конце каждой четверти.
- Характеристика на учащегося (по мере необходимости).
- Отчет классного руководителя, воспитателя по профилактике безнадзорности и неуспеваемости в курируемом классе (в конце каждой четверти).*
- Отчёт классного руководителя по итогам контроля (дети ВШУ, опека, дети, требующие особого контроля, дети из неблагополучных семей)(в конце каждой четверти)*
- Информационная справка об учащемся (дети ВШУ, опека, дети, требующие особого контроля, дети из неблагополучных семей) (в конце каждой четверти).*
- Акты обследования бытовых условий проживания учащихся (дети ВШУ, опека, дети, требующие особого контроля, дети из неблагополучных семей). (1 раз в год)*
- Мониторинг деятельности классного руководителя по воспитательной работе (по мере необходимости)
- *отчеты сдавать социальному педагогу
Внутришкольный учет
- ПО ВШУ (ЗДВР и социальному педагогу):
- Заявление на постановку на ВШУ (по факту постановки).
- Карточка индивидуального учета (по факту постановки).
- Характеристика (по факту постановки, обновляется ежегодно).
- График проведенных бесед с учащимся, стоящим на ВШУ (по факту постановки, обновляется ежегодно).
- Оценочный лист, выписка оценок (по факту постановки, ведется в течение года)
- Индивидуальная карта учёта (по факту постановки, обновляется ежегодно, ведется в течение года).
Текущая работа с классом
1. Ежедневный контроль посещаемости внеурочных занятий.
2. Организация дежурств по школе, в столовой – по графику; в классе, в комнате, – ежедневно.
3. Организация генеральных уборок – в конце каждого месяца и каждой четверти.
4. Контроль учебно-внеурочной деятельности обучающихся – еженедельно.
5. Составление характеристик обучающихся – в течение года.
6. Проверка дневников обучающихся – еженедельно.
7. Беседы с мед работником школы по поводу состояния здоровья детей.
8. Проведение инструктажей о правилах безопасного поведения в школе, в общественных местах, на природе( раз в четверть)
Индивидуальная работа с обучающимися
1. Изучение интеллектуальных возможностей и особенностей ребёнка.
2. Изучение причин затруднений обучающихся в учебе и процессе социализации.
3. Индивидуальная работа с обучающимися «группы риска».
4. Контроль за соблюдением медицинских рекомендаций, индивидуальная работа с обучающимися, не заботящимися о своём здоровье.
5. Привлечение каждого ученика к участию в общественных делах.
6. Создание условий для самоопределения и самореализации обучающихся.
7. Внимание к личным проблемам детей, диагностика этих проблем. Индивидуальная работа (утешение, поддержка, полезный совет и т.п.), направленная на разрешение проблем.
Работа с учителями-предметниками
1. Координация деятельности учителей-предметников для соблюдения единства требований.
2. Содействие учителям-предметникам при контакте с родителями обучающихся.
3. Координация воздействия учителей класса на отдельных учащихся и на класс в целом.
4. Содействие индивидуальному подходу к детям в процессе обучения (помощь слабоуспевающим, поддержка сильных учеников).
5. Организация (при необходимости) малых педсоветов и педагогических консилиумов для осуществления индивидуального подхода к детям.
6. Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания.
Работа с родителями обучающихся
1. Информирование родителей о состоянии учебной деятельности детей – постоянно.
2. Работа с родителями, направленная на преодоление непонимания собственных детей и конфликтов с ними.
3. Работа с родителями, направленная на заботу о здоровье их детей.
4. Работа с родителями по организации досуга обучающихся в выходные дни и в каникулы.
5. Привлечение родителей для организации кружков, экскурсий, походов.
6. Посещение семей обучающихся (по мере необходимости).
Методический паспорт воспитателя
20018-2019 учебный год
ФИО
предмет, образование, категория
Воспитатель_____ класса
Сведения об воспитателе
- Педагогический стаж
Тема самообразования "Повышение эффективности духовно-нравственного воспитания учащихся как результат использования во внеурочной деятельности индивидуального подхода"
- Награды, поощрения
Форма | Дата | Кем награжден |
Грант в номинации «Лучший классный руководитель» | 2018 год | |
3. Участие в профессиональных конкурсах
Год | Конкурс | Результат |
2008 | Конкурсный отбор среди лучших учителей района в номинации «Классный руководитель» | Победа |
4. Участие в конкурсах детей под руководством педагога
Год | Конкурс | Учащиеся | Результат |
2009 | Областная заочная эколого-биологическая викторина «Удивительное рядом» | 1 место | |
2010 | Районный поэтический конкурс, посвященный государственной символике РФ | 2 место | |
2011 | Областная заочная эколого-биологическая викторина «Удивительное рядом» | ||
5. Участие в методической работе 2018-2019учебный год
Форма работы | Тема |
Открытый классный час | «Тайны живой природы», май 2011 |
Открытое общешкольное мероприятие | «Посвящение в пятиклассники», октябрь 2010 |
Выступление на КМО | Руководитель МО классных руководителей средних классов |
Выступление на педсовете | Повестка: «Роль классного руководителя в повышении качества образования», представлен материал «Программа взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками» |
Участие в семинарах | Проведение семинаров по плану работы МО |
Взаимопосещения классных часов | |
Рукописное обобщение опыта | Папка классного руководителя 5 класса, представлена на районной методической выставке |
Публикации | www/uchportal.ru www/rusedu.ru http/900igr.net http/naurok/ru |
Конкурс «Самый классный классный» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "В помощь родителям"
памятки для родителей....
Методические рекомендации в помощь педагогам при подготовке школьных команд для участия в творческих конкурсах различного уровня
Полезный материал при подготовке ребят к участию творческих конкурсах: начало работы, разновидности творческих конкурсных испытаний, репетиции, работа с микрофоном, возможные ошибки на выступление и с...
Методические рекомендации по эффективной работе педагогов-воспитателей в системе LMS «ШКОЛА»
В презентации описываются приемы эффективной работы воспитателей в системе LMS Школа....
Конструктивное общение с трудным подростком. Рекомендации для педагогов, воспитателей, родителей.
Рекомендации для педагогов, воспитателей, родителей....
Планирование работы методического объединения педагогов-воспитателей на 2016-2017 учебный год.
Совершенствование профессиональной деятельности воспитателей, совершенствования воспитательного процесса...
рекомендации для педагогов (воспитателей)
Рекомендации для воспитателей«Ложь или фантазия»...
Методические рекомендации по разработке индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов-воспитателей.
Цель рекомендаций – выявить особенности разработки индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность педагога – это характер...