Статья
статья
Непрерывное профессиональное развитие педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_danilova_e.v.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
Академия социального управления
Кафедра общей и педагогической психологии
Практико-значимая работа на тему:
"Непрерывное профессиональное развитие педагога"
Выполнила директор МБОУ «Шабурновская ООШ»
Сергиево – Посадского г.о. Данилова Елена Викторовна
Научный руководитель - Олиференко Л.Я, профессор,
доктор педагогических наук, профессор.
2019
Материал наблюдений обнаруживает следующие проблемы и трудности педагогических работников, затрудняющие достижение целей ФГОС. Педагоги затрудняются в определении форм активности детей, за счет которых возможно достижение ими метапредметных результатов. Содержащиеся в ФГОС формулировки требований к метапредметным результатам зачастую непонятны педагогам. Учителя путают метапредметные, предметные и личностные результаты, затрудняются в указании конкретного УУД, актуализирующегося в учебной ситуации, испытывают трудности в проектировании формы учебной работы, способствующей формированию конкретного УУД. Для многих учителей неясна логика взаимосвязи предметного и метапредметного результата, они не обнаруживают ресурса привычных учебных заданий и ресурса учебного материала в отношении формирования метапредметного результата. Педагоги испытывают серьезный дефицит средств и способов оценки метапредметных результатов, не готовы не только к самостоятельной разработке инструментов и процедур оценки предметных грамотностей и метапредметных результатов, но и к корректному использованию имеющихся измерительных средств.
Педагоги испытывают трудности в анализе эффективности урока (в том числе, и собственного). Вместо содержательного анализа они попросту пересказывают план урока, добавляя к этому пересказу формальные перечисления использованных ими методов, приемов и т.д. Анализ эффективности урока невозможен без наличия у учителя средств диагностики образовательного результата, в том числе включенных в ход урока.
Педагоги неохотно используют формы и методы обучения, выходящие за рамки уроков: лабораторные эксперименты и т.п. Они не видят ресурса других образовательных форм и типов деятельностей (проектной, исследовательской) в получении нового образовательного результата.
Педагоги испытывают недостаток средств и технологий для включения в образовательный процесс всех учеников – с повышенными познавательными потребностями и со специальными потребностями в образовании, одаренных и отстающих, учеников с ограниченными возможностями и т.д. Хотя разнообразие форм оценивания образовательной успешности является необходимым условием полноценной реализации ФГОС, педагоги по-прежнему предпочитают учительский контроль в форме самостоятельных, контрольных и тестовых работ прочим формам, не придавая должного значения воспитанию оценочной самостоятельности, формирующему оцениванию школьников.
Учителям часто трудно найти баланс разного рода деятельностей - учебной, проектной, исследовательской, игровой, состязательной, трудовой, спортивной, художественной.
Учителя не умеют создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. Совместные образовательные и социальные проекты, таким образом, не становятся точкой роста и развития для всех субъектов образовательной среды. Родители, как правило, привлекаются школой в утилитарных целях и в качестве «скорой помощи» для решения задач и проблем разного рода, конструктивные усилия и возможности семьи учителями недооцениваются.
Педагоги испытывают трудности в реализации идеи индивидуализации, объясняющиеся, в первую очередь, недостаточным уровнем психологической подготовки к работе с детьми с разнообразными особенностями развития, оценкой динамики развития, не владеют специальными методиками коррекционно-развивающей работы, методами разработки и реализации индивидуальных программ развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
Учителя весьма ограниченно используют возможности информационно-образовательной среды школы, прибегая к ИКТсредствам в основном, в функции технических средств обучения – пренебрегая ресурсами открытой образовательной среды, возможностями виртуального экспериментирования, дистанционными формами образовательного взаимодействия, в том числе дистанционными формами освоения компетенций профессионально-методического плана.
В условиях изменения содержания образования, форм, методов, технологий образования возникают различные профессиональные затруднения. В педагогической деятельности затруднения могут быть вызваны личностными качествами, образовательным уровнем, владения предметным содержанием, профессионально-педагогическими умениями, дидактической компетентностью.
Анализ результатов показал, что по отношению к введению ФГОС ОО определено 4 группы учителей:
1 группа - учителя, с недоверием относящиеся к изменениям в их профессиональной деятельности, ориентированные на предметные результаты образования, отторгающие те виды деятельности, где присутствуют субъект-субъектные отношения.
2 группа - учителя, в целом отличающиеся безразличным отношением к инновациям. Этим учителям свойственно стремление оправдать свою инертность дефицитом времени, большой загруженностью, связанной с выполнением профессиональных обязанностей.
3 группа - учителя, у которых имеются определенные образовательные потребности, стремление к саморазвитию, но в то же время сохраняется установка на имитационную деятельность, порою без учета реальной педагогической ситуации и своих личностных особенностей.
4 группа - учителя-исследователи, осваивающие ФГОС на основе личных убеждений, стремящиеся к глубокому осмыслению теоретических основ новых подходов к обучению и умеющие реализовать соответствующие принципы, методы, формы на практике; способные адаптировать учебный материал к реальным условиям школы, исходить из возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также собственных интересов и возможностей.
Выявлены следующие основные субъективные профессиональные затруднения руководителей и педагогических работников:
субъективные затруднения педагогов:
разработка рабочих программ, содержание которых не связано с формированием у обучающихся универсальных учебных действий;
реализация системно-деятельностного подхода
применение новых педагогических технологий;
методика использования ИКТ в образовательном процессе;
разработка программ воспитания и социализации обучающихся;
формирование у обучающихся метапредметных компетенций;
работа с одаренными детьми;
критериальное оценивание учебных достижений обучающихся;
организация уроков с учетом требований ФГОС ООО;
организация внеурочного занятия с учетом требований ФГОС ООО;
подготовка к выпускным экзаменам;
работа со слабыми учениками;
затруднения в планировании и прогнозировании конечных результатов обучающей деятельности;
понять структуру преобразований в школе;
формирование мотивации учеников в овладении предметом с целью успешной подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Объективные затруднения:
психологическая неготовность кадров к работе в новых условиях;
недостаточно точное понимание целей и задач образования, трудности в их реализации;
трудности в реализации новой системы оценки результатов образования (сложность в подборе и применении методик оценки планируемых результатов.
введение Стандарта происходит без изменения традиционной системы работы школы, результат деятельности которой оценивается по степени успешности итоговой аттестация обучающихся;
воспитательная работа, в основном, проходит с учащимися всего класса, на индивидуальную работу времени не остаётся (на что постоянно жалуются родители);
для организации внеурочной деятельности нет специалистов, материально-технической базы, внеурочные занятия никак не связаны с содержанием стандартов, а это основная идея внеурочной деятельности на этапе его введения, требование обязательности посещения всеми детьми класса внеурочных занятий неправомерно и приводит к конфликтам;
выпускники ВУЗов не обучены работать по новым стандартам, что требует от школы серьёзной дополнительной работы с ними;
чрезмерное количество отчетных материалов по мониторингам, которые должен оформлять учитель, не позволяет ему уделять достаточно времени для работы с учащимися, сокращает его свободное время на собственное развитие.
недостаточное материально-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС;
затруднения в разработке программы развития школы, основной образовательной программы учреждения и рабочих программ по предметам;
не все учителя повысили квалификацию по ФГОС ОО;
нехватка спортивных залов, инвентаря, пособий по введению стандарта для учителей физической культуры;
невозможно проведение урока с 2, 3 группами разных параллелей;
нет у детей потребности в систематических занятиях физкультурой;
проведение массовых мероприятий по разным видам спорта школьной программы.
Обобщенные потребности
повышение уровня профессиональной компетентности;
понять структуру преобразований в школе;
необходима теоретическая подготовка по ФГОС ООО;
эффективное использование педагогических технологий;
овладеть методиками проведения проектной и исследовательской деятельности;
изучить методы альтернативного обучения;
знать особенности технологии групповой работы;
ознакомиться с методиками проведения интегрированных уроков, активных форм уроков, методы, приемы, средства;
получить информацию об организации уроков с учетом основных положений ФГОС ООО;
организация внеурочного занятия с учетом требований ФГОС ООО;
подготовка к выпускным экзаменам;
материально-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС;
получить информацию об организации уроков с учетом основных положений ФГОС ООО;
преобразовать содержание и механизмы внедрения инноваций с учетом приоритетов времени и возможностей школы;
хотелось бы увидеть новое в проведении сдвоенных уроков и проведении массовых мероприятий по разным видам школьной программы.
отработка организации внеурочной деятельности по четырём моделям, предложенным Федеральным Министерством образования и науки.
Проведя анкетирование учителей нашей школы, можно сделать следующие выводы.
В анкетировании приняли участие 10 педагогов.
На вопрос №1 Знаете ли Вы Профессиональный стандарт своей деятельности:
8 человек ответили – да (80%)
2 человека – отчасти (20%).
На вопрос №2 Достаточно ли Вы информированы о приоритетных направлениях развития образования системы РФ?
9 человек ответили – да (90%)
1 человек – отчасти (10%).
На вопрос №3 В достаточной ли степени Вы ознакомлены с нормативными документами о порядке новой аттестации?
5 человек ответили – да (50%)
5 человек – отчасти (50%).
На вопрос №4 Владеете ли Вы умениями объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля?
Назовите методы контроля, которыми пользуетесь?
10 человек ответили – да (100%)
Учителя пользуются следующими методами контроля:
1) индивидуальный опрос,
2) фронтальный опрос,
3) тестирование.
На вопрос №5 Испытываете ли Вы затруднения в разработке и реализации программ учебных дисциплин?
8 человек ответили – да (80%)
2 человека – отчасти (20%).
Трудности:
1) В области мотивации учебной деятельности школьников,
2) Проблема преодоления «универсальности» школьной отметки.
На вопрос №6 Способны ли Вы использовать и апробировать специальные подходы к обучению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?
Назовите их.
5 человек ответили – да (50%)
5 человек – нет (50%).
На вопрос №7 Имеете ли Вы необходимость в разработке и применении современных психолого-педагогических технологий?
2 человека ответили – да (20%)
3 человека – отчасти (30%)
5 человек – нет (50%)
На вопрос №8 Испытываете ли затруднения в планировании и проведении учебных занятий?
10 человек – нет (100%).
На вопрос №9 Способны ли Вы в соответствии с ФГОС организовывать различные виды внеурочной деятельности?
6 человека ответили – да (60%)
2 человека – отчасти (20%)
2 человек – нет (20%)
Учителя организовываю следующие виды внеурочной деятельности:
1) Игровые,
2) Художественное творчество,
3) Проблемно – ценностное общение,
4) Проектная
5) Спортивно- оздоровительная
На воппрос №10 Какие испытываете проблемы с основами методики преподавания, основными принципами деятельностного подхода?
1 человека– отчасти (10%)
9 человек – нет (90%)
Проблема: познание и знание как следствие преодоления трудностей.
На вопрос №11 Испытываете ли Вы проблемы в связи с необходимостью учета основных закономерностей возрастного развития обучающихся?
Какие возрастные особенности учитываете Вы при обучении?
10 человек – нет (100%)
Учителя учитывают следующие возрастные особенности:
1) Избирательность внимания,
2) Физическое состояние,
3) Эмоциональное развитие,
4) Когнитивное развитие,
5) Психологические.
На вопрос №12 Знаете ли Вы преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС?
10 человек – да (100%)
На вопрос №13 Следуете ли Вы требованиям Конвенции о правах ребенка и Трудовому законодательству?
10 человек – да (100%)
Необходимо повышение квалификации по теме:
1) «Трудности в области мотивации учебной деятельности обучающихся начальной школы»
2) «Возрастная психология ребенка»
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:
Учителя реально оценивают свою деятельность. Однако анализ анкет позволил определить ряд вопросов, которые необходимо более глубоко изучить на заседаниях методического объедения, используя опыт работы педагогов у которых данные вопросы не вызывают затруднения. Скорректировать план работы методического объединения и рассмотреть следующие вопросы:
- Организация и применение элементов современных психолого – педагогических технологий.
- Выбор соответствующих методов и методических приемов для реализации целей урока.
- Организация внеурочной деятельности.
- Ввнедрение проектной, исследовательской деятельности, применение активных форм работы, групповых и индивидуальных в урочной и внеурочной деятельности, что требует изменения структуры классно-урочной системы школы.
- Ознакомление с нормативными документами о порядке новой аттестации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....