Выступление на педсовете по теме: "Профстандарт педагога дополнительного образования"
материал

 Ирина Алексеевна

                           Материал предназначен для руководителей образовательных учреждений, в которых иработают педагоги дополнительного образования. Разработка стандарта и продуманные мероприятия по его внедрению в перспективе позволят снять многие современные проблемы:неясности комплекса трудовых функций, обеспечивающих функционирование и развитие системы профессионального образования и дополнительного образования;отсутствия понятных (прозрачных) критериев, позволяющих оценивать уровень квалификации специалистов в области образования и создавать на этой основе систему и стимулирования качества профессиональной деятельности и профессионального развития; оторванности подготовки педагогических кадров от реалий образования перспектив его развития. Зачем нужен стандарт? Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. Ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей. Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений. Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый руководитель вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности в зависимости от особенностей своей образовательной организации.  Стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от педагога, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования

Слайд №1 (тит лист)

Слайд №2

      Одним из элементов национальной системы квалификаций являются профессиональные стандарты. 8 сентября 2015 года был подписан приказ № 613н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Что касается понятия профессионального стандарта, то оно было внесено в Трудовой кодекс РФ еще в 2012 году и закреплено в статье 195.1

     Слайд №3

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт регулирует не столько трудовые отношения между конкретным работником и его работодателем (для этого существуют другие документы, например, трудовой договор или эффективный контракт), сколько отношения между профессиональным сообществом и гражданином, который хотел бы подтвердить свою квалификацию и стать частью этого профессионального сообщества. Такой подход исключает сведение профессионального стандарта к обновленной версии должностной инструкции.

Слайд №4

Разработка стандарта и продуманные мероприятия по его внедрению в перспективе позволят снять многие современные проблемы:

  • неясности комплекса трудовых функций, обеспечивающих функционирование и развитие системы профессионального образования и дополнительного образования;

  • отсутствия понятных (прозрачных) критериев, позволяющих оценивать уровень квалификации специалистов в области образования и создавать на этой основе систему и стимулирования качества профессиональной деятельности и профессионального развития;

  • оторванности подготовки педагогических кадров от реалий образования

перспектив его развития.

 Слайд № 5

Зачем нужен стандарт?

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире
  • Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень
  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога
  • Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования

         -Стандарт – основа формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

  Слайд  № 6

Ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:

  • Работа с одаренными детьми;
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • Работа с детьми  мигрантами;
  • Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.
  • Владеть ИКТ-компетенциями

Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.

Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый руководитель вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности в зависимости от особенностей своей образовательной организации.  Стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от педагога, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.

Слайд №7

Область применения стандарта

  • При приёме на работу в образовательную организацию
  • При проведении аттестации педагогов образовательных организаций

  • При проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями

Профессиональный стандарт может стать механизмом управления персоналом, профессионального саморазвития, так как отражает требования к результативности педагогической деятельности.

Профессиональный стандарт может использоваться как основание для разработки оценочных материалов, содержания квалификационных экзаменов. Для того чтобы избежать двусмысленности и субъективизма в процедуре аттестации необходимы четко поставленные, достижимые и диагностируемые задачи для каждого педагога и понятный механизм оценки результатов их действий.

Слайд №8

Требования стандарта к образованию педагогов

Требования к педагогу дополнительного образования:

высшее образование (бакалавриат) или среднее профессиональное образование по направлению «Педагогическое образование», как правило, по профилю «Дополнительное образование (в соответствующей области);

высшее образование (бакалавриат) или среднее профессиональное образование, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, и дополнительное профессиональное образование по направлению «Педагогическое образование».

Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Рекомендуется обучение по программам образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. 

Слайд № 9

Содержание профессионального стандарта 

Профессиональный стандарт строится как совокупность обобщенных  трудовых функций, выполнение которых ведёт к общей цели.  Каждая из обобщенных функций интегрирует комплекс трудовых функций, трудовая функция, в свою очередь, подразделяется на трудовые действия, умения и знания, необходимые для ее реализации. Такой подход позволяет и дать развернутую характеристику педагогической деятельности,  сформулировать объективные и диагностируемые критерии ее качества деятельности.

Слайд №10

Давайте  рассмотрим обобщенные трудовые функции ПДО

  • Преподавание по программам дополнительного образования детей и взрослых;
  • Организационно- методическое обеспечение образовательного процесса по реализации программ дополнительного образования детей и взрослых;
  • Организационно-педагогическое обеспечение реализации программ дополнительного образования детей и взрослых;

Преподавание по программам дополнительного образования детей и взрослых  включает следующие функции:

  • Организация деятельности учащихся, направленное на освоение дополнительной общеобразовательной программы;
  • Организация  досуговой  деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы;
  • Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания;
  • Педагогический контроль и оценка освоения  дополнительной  общеобразовательной программы;

Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ:

Организация и проведение исследований рыка услуг дополнительного образования детей и взрослых;

Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования;

Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ;

Организационно – педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ:

  • Организация и проведение массовых досуговых мероприятий;
  • Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых;
  • Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности;

Слайд №11

Профессиональный стандарт позволяет, исходя из общей характеристики деятельности, «набирать» функции отдельного сотрудника. Все представленные функции не должен выполнять один специалист-универсал. Они распределяются между всеми сотрудниками, вовлеченными в процесс.

Руководитель организации обеспечивает выполнение функций за счёт рациональной комплектации штатов, за счёт повышения квалификации своих сотрудников, за счёт адекватного распределения зон ответственности между ними.

Такой подход позволяет уйти от ситуации приравнивания квалификации молодого и опытного преподавателя, возлагая на них идентичные функции и предполагая при этом, что выполнены эти функции будут на одинаковом уровне качества.

Профессиональный стандарт – инструмент формирования новой педагогической культуры, даже более того - общественного сознания. Сама деятельность педагогов профессионального образования оценивается с позиций компетентностного подхода - педагогу на аттестации нужно продемонстрировать, как он справляется с профессиональными задачами; показать свои знания в способах деятельности.

Профстандартом  перед педагогом поставлен ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться. Ведь нельзя от педагога требовать того, что он не умеет.

Слайд №12

Будет ли способствовать введение профессионального стандарта повышению качества образования?

 Во–первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов; во-вторых, профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; в-третьих, профессиональный стандарт  повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.

Слайд №13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление по теме:«Качество образования-качество жизни!». участник Московского гор-го профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог г. Москвы-2013» в номинации "Педагог дополнительного образования"

Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни!»Докладчик Топилина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ Печатники г. МосквыучастникМосковского...

Выступление к педсовету по теме: «Повышение квалификации, самообразования и саморазвития педагогов дополнительного образования»

Уровень профессиональной деятельности педагога зависит, с одной стороны, от самообразования и саморазвития, с другой - от системы методической работы в образовательном учреждении. В связи с этим возни...

Выступление к педсовету: «Процессы интеграции общего и дополнительного образования детей»

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляю­щая образовательного про­странства, сложившегося в современном российском обществе, как один из опред...

Выступление на заседании ГМО учителей музыки и педагогов дополнительного образования - "Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и те...

«Тольятти – рождение нового города» . Выступление на Областном Форуме «Творчество молодых педагогов дополнительного образования Самарской области» в секции «Педагогический дебют»

Я - молодой педагог дополнительного образования, Головлева Анна Сергеевна,  реализую программу «Школа молодого журналиста». Пришла во Дворец детского и юношеского творчества с искренним убеждение...

Выступление на педсовете Тема. Инновационные технологии в дополнительном образовании детей.

Данный материал позволит ответить на вопросы: как организовать проектную деятельность обучающихся  в воспитательной деятельности. Какова роль моя, как педагога,  в проектной деятельности.Ког...

Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования по теме: «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей»

Предлагаемый материал информирует о последних изменениях в основных документах нормативно-правовой базы в системе дополнительного образования детей и рекомендован педагогам дополнительного образования...