Уровень воспитанности
статья
Материал рекомендован для работы классным руководителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroven_vospitannosti.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Отрадненская основная общеобразовательная школа»
«Уровень воспитанности»
(выступление на педсовете)
Подготовила:
Куликова Елена Николаевна
2018г.
Диагностика – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные оценочного уровня сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса.
Через диагностику классный руководитель устанавливает, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Диагностика имеет прямую связь с этапами управления развития коллектива и личности. В соответствии с этим выявлено 3 этапа диагностики в работе классного руководителя: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).
Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед определением воспитательных задач, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, классный руководитель изучает уровень воспитанности ученика. Выявились три основных варианта начальной диагностики:
- когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся,
- - когда коллектив не новый, а класный руководитель впервые начинает работу с классом,
- - когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.
При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором – классный руководитель изучает не только учеников, но и сам коллектив, как сложную динамическую систему. Третий вариант выборочную диагностику коллектива и личности возможность классному руководителю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее. Классному руководителю, который общается с учениками и коллективом несколько лет, нет необходимости проводить начальную диагностику полностью. Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.
Текущая (корректирующая ) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная, в результате текущей диагностики, помогает классному руководителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Через корректирующую диагностику классный руководитель имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности школьников, тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива. Планируя воспитательную работу, классный руководитель не всегда в состоянии предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самих эффективных методов и средств индивидуального воздействия.
Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.
В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года. Изучение коллектива проводится постоянно. Классный коллектив как компонент сложной динамической социальной системы обладает типичными чертами и видовыми отличиями. Классный руководитель диагностирует развитие учеников, изучая качества личности, которые были объектом воспитания, являлись ведущими на данном этапе их развития.
Практически невозможно провести диагностику всех качеств личности. Достаточно уточнить ведущие задачи и в соответствии с этим проследить за их реализацией в процессе формирования соответствующих свойств и качеств школьников. Содержание диагностики зависит также от возраста учеников. Учитывая специфику возрастного развития учеников и опираясь на сензитивные периоды, соответствующие возрасту, педагог диагностирует ту или иную группу интегративных свойств, характерную для данного возраста. Чтобы иметь реальные представления о результативности воспитательной работы, современному учителю необходимо владеть специальной методикой. Педагоги, психологи, социологи создали довольно богатый арсенал средств, с помощью которых можно изучать эффективность воспитания и совершенствовать его.
В качестве эталонных показателей воспитанности используются критерии.
Критерий воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности. Оформляются в виде шкалы наименований. Если степени проявления качеств присваивается оценка, то можно осуществить сравнение и произвести подсчет, выражая уровни воспитанности числом. Критерий воспитанности условно можно разделить на «жесткие» и «мягкие». Для характеристики школьного воспитания применяются «мягкие», облегченные критерии. Они помогают классному руководителю получит общие представления о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможность проникнуть вглубь, надежно диагностировать скрытые качества. Недостатки критериев воспитанности в том, что они не позволяют определить в комплексе все качества личности, можно лишь выявить уровень нравственных ценностей, оценить духовную атмосферу класса, характер взаимоотношений сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уровень воспитанности
Цель: показать уровень воспитанности учащихся 9 класса на основе диагностических данных....
уровень воспитанности
программа уровинь воспитанности...
уровень воспитанности 8 б
уровень воспитанности...
Уровень воспитанности учащихся
Уровень воспитанности учащихся...
"Как определить уровень воспитанности" (анкета)
Анкета для старшеклассников 9-11 классыУровни воспитанности взяла из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др, состоит из 10 разделов и содержит расчёт...
Уровень воспитанности
Долго искала методику по изучению уровня воспитанности школьников - ничего подходящего. А осенью на курсах предложили методику Степанова П.В., которой пользуются многие школы...
определение уровеня воспитанности в классе , школа 8 вида
Данная таблица наглядно даст результат уровня воспитанности, самооценки учащихся...