Сохранение и укрепление здоровья детей
консультация

Парфёнова Ирина Юрьевна

Доклад на тему "Сохранение и укрепление здоровья детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Парфенова И.Ю., директор МОАУ СОШ № 17

Мысль не моя — моя лишь рифмы форма.
В сердцах людей здоровье всё ж нуждается в реформах!

                                                                                  Василий Бойчук         

 Самое ценное, что есть у человека, это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботился о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.

Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе. Выполняя Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,  коллектив нашей школы внедряет в повседневную практику своей работы мероприятия, способствующие укреплению и сохранению здоровья школьников. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить,  беречь и укреплять своё  здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек  счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учёбы и работы, стремится  к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Такого человека мы должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего  детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности.

В нашей школе работает сплоченный коллектив. Это профессионалы не только в учебной, но и в воспитательной работе. Девизом работы нашей школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся можно использовать слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, воспитании культуры здорового образа жизни, в приобщении к занятиям физической культурой и спортом. 

Исходя из цели, мы разработали программу «Здоровье», которая призвана реализовать основные направления деятельности школы для защиты здоровья детей и воспитания у них стремления к здоровому образу жизни. 

Решая задачи этой программы, мы смогли взглянуть на здоровье воспитанников с другой стороны, переоценив значение физических упражнений на формирование здоровой личности.

Широкие возможности дополнительного образования, как органической составляющей образования базового, позволили  создать условия для индивидуализации образования, сохранения вариативного компонента. Это, в свою очередь, помогает поддерживать более тесные контакты с родителями, создавать  действительную альтернативу «анархизму улицы», разрушающему личность и здоровье детей, организовывая досуг детей как культурно организованную совместную жизнь детей и взрослых. С этой целью в школе организованы и работают кружки  художественно-эстетической направленности «Бисероплетение», «Домашняя академия», танцевальная группа «Ранетки», хоровая студия, клубы по интересам, секции.  

Одним из направлений внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья учеников является организация школьного лагеря с дневным пребыванием во время летних каникул. Ежегодно организуем в летний период экологическую смену.  Экологическое воспитание направлено на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде. Здоровый человек может жить лишь в экологически чистом окружении. Ученики с удовольствием участвуют в экологических десантах, очищают и благоустраивают микрорайон школы.

Еще одним условием успешной работы по формированию здорового образа жизни является привлечение к ней родителей. Работа по формированию ЗОЖ в школе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.  Вовлечение родителей в жизнь класса, школы - важный фактор нормального психологического климата.

Хочу подчеркнуть, что без формирования у детей навыков полноценной учебно-познавательной работы, без сохранения особой познавательной мотивации, без становления самосознания и самооценки ребёнка как субъекта новой для него деятельности «учения – обучения» нельзя создавать школу как реальную здоровьесберегаюущую среду в целом.

А как избежать перегрузки детей на уроке? Как предотвратить их утомляемость? Для этого учителя школы применяют задания различной степени сложности, меняют виды деятельности, подбирают задания развивающего характера, отдыхают вместе с детьми, разряжают обстановку шутками и весёлыми фразами. Поэтому мотивация к обучению у детей в таких классах не угасает, а  остаётся высокой. Показателем этого является итоговая аттестация учащихся.

Но самое главное, что должен помнить каждый учитель, что формирование здоровой личности происходит на каждом уроке. Поэтому одной из ведущих технологий преподавания является в нашей школе компетентностный подход.

Ситуация успеха, созданная в классах, позволяет детям настроиться на плодотворную работу. Учащиеся уверенны в том, что всё у них получится. Пусть не сразу, но получится. Это позволяет сохранить психическое здоровье детей.

Мероприятия, проводимые в школе по гражданской обороне и пожарной безопасности, способствуют формированию практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент. 

Школа является одним из широко представленных в обществе социальных институтов, непосредственно участвующих  в  воспитании здоровых и инициативных граждан страны. Тема возрождения спортивных нормативов ГТО вызвала большой резонанс в обществе после того, как Владимир Путин предложил ввести физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне»  в школьную программу.  И поэтому с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации введён Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Наша школа готовится к введению комплекса «Готов к труду и обороне», для этого на сегодняшний день в школе  имеется тренажёрный зал, большой и малый спортивные залы и построен современный стадион, приобретается спортивный инвентарь: лыжи, бадминтон, мячи…

Эффективно организованный  школьный курс обучения  физической культуре  является одним из  факторов решения социальных проблем, например, сокращение уровня заболеваемости  и травматизма, алкоголизма,  наркомании, безнадзорности.

Большое значение для поддержания здоровья детей имеет питание. У нас имеется столовая, которая полностью укомплектована всем необходимым технологическим оборудованием, для обеспечения горячего питания. Питание осуществляется  следующим образом: бесплатное горячее питание получают - 504 ученика начальной школы (из них с родительской доплатой 30 рублей – 60%), 45 учащихся из малообеспеченных семей, 107 учащихся – из многодетных семей. Таким образом, организованным горячим питанием охвачены 50% учащихся 5-х классов, 40% - шестиклассников, 30% - семиклассников, 45% -восьмиклассников, 40% - девятиклассников и 70 - 75 процентов, соответственно, учащихся 10 и 11 класса.

Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь!» Наверное, нам всем нужно не строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели - сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.

         В заключении хочу сказать, что наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей должна быть основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур, и это будет способствовать только тому, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным. Ну а нам, педагогам, очень важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основываясь на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям учащихся. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.

В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...

Обобщение собственного педагогического опыта по реализации программы по сохранению и укреплению здоровья детей

Обобщение собственного педагогического опыта по реализации программы по сохранению и укреплению здоровья детей...

Формирование мотивации по сохранению и укреплению здоровья детей на уроках и во внеурочной деятельности

Одной из приоритетных задач современного образования должно стать формирование культуры здоровья подрастающего поколения. Важнейшая роль в сохранении и укреплении здоровья принадлежит самому чело...

Рекомендации родителям по сохранению и укреплению здоровья детей

Важно с раннего детства научить детей ценить, беречь и укреплять здоровье. В статье даны рекомендации родтителям по сохранению и укреплению здоровья детей....

Здоровьесберегающие технологии, как необходимый элемент, способствующий сохранению и укреплению здоровья детей с ОВЗ при проведении прогулок

Без данной технологии не обходится ни одна прогулка с детьми ОВЗ. Упражнения на релаксанию и дыхательная гимнастика подробно описаны....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ ФК на тему: "Сохранение и укрепление здоровья детей в школе"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ ФК на тему: "Сохранение и укрепление здоровья детей в школе"...