Технологии управления образовательным процессом. Классификация технологий.
статья на тему
Статья представляет собой краткий обзор технологий управления и их классификацию. Была представлена к августовской педагогической конференции, которая была посвящена управлению образовательным процессом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_upravleniya_obrazovatelnym_protsessom.docx | 59.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии управления образовательным процессом. Классификация технологий.
Генералова Ю.В.,
учитель английского языка
МКОУ «СОШ № 4» г. Аши
В современной педагогической теории понятия «технология» и тем более «технология управления» нельзя считать новыми применительно к процессу обучения. Для традиционного процесса обучения всегда существовала и существует своя технология, характерная для тех методов и средств, которыми преподаватель пользуется при организации и управлении учебным процессом. Технология, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны, технология – это наука о способах взаимодействия преподавателя и учащихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств (А. Савельев).
Технология управления это управленческий цикл, включающий в себя подготовку, принятие и реализацию решений, осуществляемых одним или несколькими звеньями управления, с учѐтом определѐнной формы реагирования элемента на управляющее воздействие (обратная связь). Технология управления это единство стереотипных и творческих действий. Технология управления это приемы, способы и последовательность выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций.
Технология реализуется на практике непосредственно преподавателем. Поэтому от того, насколько он осознает смысл технологии, как умеет адаптировать ее к конкретным условиям обучения или разрабатывать индивидуальные технологии управления при обучении той или иной дисциплине, зависит не только результативность образовательного процесса, но и становление технологии в качестве неотъемлемого способа профессиональной деятельности преподавателя.
Функциональными компонентами технологии управления являются: принципы, механизм и функции управления (А.Н. Рыблова).
Функции управления – это различные виды педагогической деятельности, направленные на прогнозирование, координацию, регулирование, диагностику и оценивание процесса и результата действий субъектов обучения. К этим функциям относится
- планирование;
- организация, включающая принятие решений и координацию действий по их реализации;
- руководство;
- контроль.
Принципы управления мы определяем как основополагающие регулятивные нормы, которым преподаватель должен следовать в процессе управления образовательным процессом обучающихся, и выделяем следующие приоритетные принципы эффективного управления:
• принцип технологичности процесса предусматривает стандартизацию, унификацию и воспроизводимость последовательности ряда действий, реализуемых с помощью определенной заранее системы методов, форм, средств в профессионально заданных ситуациях;
• принцип цикличности процесса предполагает регулярное повторение основных функций – планирования, организации, руководства и контроля, а также организационных форм, методов и средств обучения, взаимосвязанных по времени, процессу и тематике.
• принцип разноуровневости подразумевает разработку программ об- разовательного процесса для обучающихся с разным уровнем знаний и умений; программирование при этом означает поэтапный процесс выбора такого сочетания цели, средств, действий и времени, которое необходимо для достижения запланированного результата;
• принцип интенсивности предусматривает концентрацию – увеличение до максимума объема образовательного процесса при сокращении до минимума временных характеристик;
• принцип диагностичности предполагает процесс определения и оценки уровня образовательного процесса субъектов обучения посредством реализации ряда процедур, регулярно осуществляемых преподавателем во время занятий и во внеурочное время в соответствии с профессионально заданными критериями, а также реального состояния процесса управления; задача диагностики заключается в определении мер, направленных на «отлаживание» работы всех элементов процесса управления; кроме того, диагностика тесно связана с прогнозированием и анализом возникновения затруднений у обучающихся и преподавателя;
• принцип экономичности напрямую связан с образовательным процессом обучающихся. Его соблюдение позволяет определить количество единиц профессионально значимой информации, рациональный способ ее переработки; временные затраты при использовании учебных материалов и средств обучения. Экономичность как количественный показатель вычисляется отношением количества единиц (операций теста, предложений, абзацев текста и т.п.) на выходе к количеству единиц на входе.
• принцип результативности подразумевает получение качественного результата образовательного процесса в соответствии с поставленными целями (А.Н. Рыблова).
Таким образом, управление становится эффективным, когда экономично осуществляется образовательный процесс обучающихся и используется их умственный потенциал, время, учебные материалы и средства обучения для достижения запланированного результата.
Механизм управления характеризует способ взаимодействия субъектов обучения, именно взаимодействия, а не воздействия. Механизм необходим преподавателю для эффективного управления: во время подготовки к образовательному процессу, в процессе его реализации и во время диагностики его результатов.
Во время подготовки к образовательному процессу преподавателю следует:
• создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствующую мотивации, оптимизму и уверенности в собственных силах;
• обеспечивать непринужденную обстановку в классе;
• вырабатывать совместно с обучающимися цели, определять источники ин- формации, методы, формы и средства взаимодействия субъектов обучения;
• устанавливать единые требования к качеству результата образовательного процесса;
• распределять групповые и индивидуальные задания, выбирать роли для обучающихся;
• прогнозировать способы регулирования образовательного процесса.
В процессе реализации образовательного процесса во время занятий преподавателю необходимо:
• моделировать значимые ситуации для активного межличностного взаимодействия субъектов обучения;
• стимулировать прогресс в приобретении системы действий по переработке информации;
• не давать обучающимся готовых ответов, стимулируя тем самым само- стоятельное решение поставленных задач;
• избегать длительного выполнения монотонных и рутинных заданий;
• относиться к каждому обучающемуся как к личности с уникальным набором качеств;
• поощрять индивидуальность, инициативу и самовыражение;
• равномерно распределять внимание между всеми обучающимися;
• рекомендовать уверенным в себе обучающимся доказывать правильность своих действий;
• поддерживать неуверенных в своих действиях обучающихся;
• проявлять искренний интерес к идеям обучающихся и радоваться их успеху;
• предоставлять обучающимся возможность для само/взаиморегулирования образовательного процесса.
В процессе диагностики результатов образовательного процесса преподавателю рекомендуется:
• создавать ситуации для само/взаимоконтроля и само/взаимооценки результата образовательного процесса;
• применять систему позитивной оценки и поощрения за качественную работу и систему негативной оценки и санкций за недобросовестный образовательный процесс;
• обсуждать и корректировать совместно с обучающимися результат об- разовательного процесса и проблемы, возникшие в ходе его реализации;
• диагностировать совместно с обучающимися причины получения позитивных или негативных результатов;
• давать обучающимся рекомендации для осуществления внеурочной деятельности.
Все это, в конечном счете, должно найти отражение в стиле, избираемом преподавателем для управления деятельностью обучающихся в образовательном процессе, так как, несмотря на стремление к технологичности, управление должно оставаться человечным, т.е. компенсировать чувства растерянности, страха и отчуждения обучающихся, вызываемые инновационной технологией, делая акцент на индивидуализации обучения и человеческих отношениях субъектов обучения.
Технологии управления представляют собой систему целей, средств и способов оказания управляющего взаимодействия. Технология – это инструмент, использование которого может быть поручено различным внутриорганизационным субъектам. Именно поэтому важно классифицировать технологии и определить диапазон их использования.
Все технологии управления можно разделить на несколько классов на основании нескольких признаков.
Во-первых, все технологии разделяются по признаку цели. Данную классификацию предлагает Т.Ю.Базаров. По этому признаку технологии управления делятся на:
1. Технологии организации управленческой деятельности преподавателя;
2. Технологии формирования ученического коллектива;
3. Технологии поддержания работоспособности учащихся;
4. Технологии обеспечения инновационного процесса.
Во-вторых, технологии управления различаются по признаку причины их появления:
- Технологии плановых мероприятий;
- Технологии экстренных мер.
В-третьих, технологии управления можно разделить в соответствии с масштабом их применения:
1. Технологии управления образовательной организации в целом;
2. Технологии управления отдельными подразделениями и группами;
3. Технологии управления отдельными учащимися.
В-четвертых, технологии управления могут быть разделены в соответствии с признаком определенности:
1. Апробированные технологии;
2. Экспериментальные технологии.
В качестве конкретного примера применения технологии управления образовательным процессом можно привести технологию учебного исследования, в которой стратегии управления знаниями (приобретение, применение, создание, добыча, совместное использование, документирование, передача знаний) выступают как основа познавательной деятельности.
На первом этапе «Ориентация в предметной области» обучающиеся под руководством преподавателя изучают новую тему: получают знания и компетенции в заданной предметной области, знакомятся с проблемами и вопросами, формулируют предварительную тему исследования.
На втором этапе «Постановка и предварительный анализ проблемы» обучающиеся, используя консультативную помощь, изучают информационные источники по выбранной теме, формулируют проблему, цель и задачи исследования.
На третьем этапе «Планирование исследования» обучающиеся вместе с руководителем исследования разрабатывают программу и план научного исследования, формулируют предполагаемые результаты и разрабатывают критериально-оценочный аппарат.
На четвертом этапе «Реализация программы исследования» обучающиеся, получая результаты исследования согласно разработанному плану, овладевают новыми знаниями и компетенциями.
На заключительном, пятом, этапе «Оценка результатов и рефлексия» обучающиеся вместе с руководителем исследования и привлеченными внутренними и внешними экспертами осуществляют анализ полученных результатов на основе разработанных критериев, оценивают уровень овладения новыми знаниями и компетенциями; составляют отчетную документацию о проведенном исследовании и проводят публичную презентацию.
Таким образом, мы видим, что широко используемый в настоящее время метод проектов, а также другие современные педагогические технологии, являются одним из средств управления образовательным процессом, которые необходимо применять в современном образовательном учреждении для достижения высоких результатов обучения.
Список использованной литературы
- Технология управления образовательным процессом в системе непрерывного образования. А. Н. Рыблова. Изд. центр «Наука», 2009г.
- Определение основных организационно-педагогических условий эффективного управления образовательными системами. Зыкова Е.М. Вестник ТГПУ. 2011. № 12. С. 104-105.
- Рефлексивное управление школой: Теория и практика. Давыденко Т. М. Белгород, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии управления педагогическим процессом
Описание организации управления педагогическим процессом с использованием современных технологий. Данное электронное методическое пособие «Организация управления педагогическим пр...
ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва
В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....
Методическая разработка по применению в образовательном процессе модульной технологии при изучении спецдисциплины «Организация и управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте»
В методической разработке изложена методика изучения предмета, определена технология организации и управления перевозочным процессом, те...
Опыт использования новых образовательных технологий в образовательном процессе. ИКТ технологии на уроках английского языка.
Уроки с использованием ИКТ технологии делают обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. В статье описывается опыт использования ИКТ технологии на уроках англ...
Использование здоровьесберегающих технологий при внедрении информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс
Презентацию "Использование здоровьесберегающих технологий можно использовать на педсоветах, МО, семинарах....
"Разработка системы управления реализацией современных образовательных технологий в образовательном процессе в условиях ФГОС".
В настоящее время в условиях современной образовательной организации методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного об...