Технологии управления образовательным процессом. Классификация технологий.
статья на тему

Генералова Юлия Владимировна

Статья представляет собой краткий обзор технологий управления и их классификацию. Была представлена к августовской педагогической конференции, которая была посвящена управлению образовательным процессом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_upravleniya_obrazovatelnym_protsessom.docx59.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии управления образовательным процессом. Классификация технологий.

Генералова Ю.В.,

учитель английского языка

МКОУ «СОШ № 4» г. Аши

В современной педагогической теории понятия «технология» и тем более «технология управления» нельзя считать новыми применительно к процессу обучения. Для традиционного процесса обучения всегда существовала и существует своя технология, характерная для тех методов и средств, которыми преподаватель пользуется при организации и управлении учебным процессом. Технология, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны, технология – это наука о способах взаимодействия преподавателя и учащихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств (А. Савельев).

Технология управления это управленческий цикл, включающий в себя подготовку, принятие и реализацию решений, осуществляемых одним или несколькими звеньями управления, с учѐтом определѐнной формы реагирования элемента на управляющее воздействие (обратная связь). Технология управления это единство стереотипных и творческих действий. Технология управления это приемы, способы и последовательность выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций.

Технология реализуется на практике непосредственно преподавателем. Поэтому от того, насколько он осознает смысл технологии, как умеет адаптировать ее к конкретным условиям обучения или разрабатывать индивидуальные технологии управления при обучении той или иной дисциплине, зависит не только результативность образовательного процесса, но и становление технологии в качестве неотъемлемого способа профессиональной деятельности преподавателя.

Функциональными компонентами технологии управления являются: принципы, механизм и функции управления (А.Н. Рыблова).

Функции управления – это различные виды педагогической деятельности, направленные на прогнозирование, координацию, регулирование, диагностику и оценивание процесса и результата действий субъектов обучения. К этим функциям относится

  • планирование;
  • организация, включающая принятие решений и координацию действий по их реализации;
  • руководство;
  • контроль.

образ процесс.jpg

Принципы управления мы определяем как основополагающие регулятивные нормы, которым преподаватель должен следовать в процессе управления образовательным процессом обучающихся, и выделяем следующие приоритетные принципы эффективного управления:

• принцип технологичности процесса предусматривает стандартизацию, унификацию и воспроизводимость последовательности ряда действий, реализуемых с помощью определенной заранее системы методов, форм, средств в профессионально заданных ситуациях;

• принцип цикличности процесса предполагает регулярное повторение основных функций – планирования, организации, руководства и контроля, а также организационных форм, методов и средств обучения, взаимосвязанных по времени, процессу и тематике.

• принцип разноуровневости подразумевает разработку программ об- разовательного процесса для обучающихся с разным уровнем знаний и умений; программирование при этом означает поэтапный процесс выбора такого сочетания цели, средств, действий и времени, которое необходимо для достижения запланированного результата;

• принцип интенсивности предусматривает концентрацию – увеличение до максимума объема образовательного процесса при сокращении до минимума временных характеристик;

• принцип диагностичности предполагает процесс определения и оценки уровня образовательного процесса субъектов обучения посредством реализации ряда процедур, регулярно осуществляемых преподавателем во время занятий и во внеурочное время в соответствии с профессионально заданными критериями, а также реального состояния процесса управления; задача диагностики заключается в определении мер, направленных на «отлаживание» работы всех элементов процесса управления; кроме того, диагностика тесно связана с прогнозированием и анализом возникновения затруднений у обучающихся и преподавателя;

• принцип экономичности напрямую связан с образовательным процессом обучающихся. Его соблюдение позволяет определить количество единиц профессионально значимой информации, рациональный способ ее переработки; временные затраты при использовании учебных материалов и средств обучения. Экономичность как количественный показатель вычисляется отношением количества единиц (операций теста, предложений, абзацев текста и т.п.) на выходе к количеству единиц на входе.

• принцип результативности подразумевает получение качественного результата образовательного процесса в соответствии с поставленными целями (А.Н. Рыблова).

Таким образом, управление становится эффективным, когда экономично осуществляется образовательный процесс обучающихся и используется их умственный потенциал, время, учебные материалы и средства обучения для достижения запланированного результата.

Механизм управления характеризует способ взаимодействия субъектов обучения, именно взаимодействия, а не воздействия. Механизм необходим преподавателю для эффективного управления: во время подготовки к образовательному процессу, в процессе его реализации и во время диагностики его результатов.

Во время подготовки к образовательному процессу преподавателю следует:

• создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствующую мотивации, оптимизму и уверенности в собственных силах;

•   обеспечивать непринужденную обстановку в классе;

• вырабатывать совместно с обучающимися цели, определять источники ин- формации, методы, формы и средства взаимодействия субъектов обучения;

• устанавливать единые требования к качеству результата образовательного процесса;

• распределять групповые и индивидуальные задания, выбирать роли для обучающихся;

•   прогнозировать способы регулирования образовательного процесса.

В процессе реализации образовательного процесса во время занятий преподавателю необходимо:

• моделировать значимые ситуации для активного межличностного взаимодействия субъектов обучения;

• стимулировать прогресс в приобретении системы действий по переработке информации;

• не давать обучающимся готовых ответов, стимулируя тем самым само- стоятельное решение поставленных задач;

•   избегать длительного выполнения монотонных и рутинных заданий;

• относиться к каждому обучающемуся как к личности с уникальным набором качеств;

•  поощрять индивидуальность, инициативу и самовыражение;

•  равномерно распределять внимание между всеми обучающимися;

• рекомендовать уверенным в себе обучающимся доказывать правильность своих действий;

•  поддерживать неуверенных в своих действиях обучающихся;

•  проявлять искренний интерес к идеям обучающихся и радоваться их успеху;

• предоставлять обучающимся возможность для само/взаиморегулирования образовательного процесса.

В процессе диагностики результатов образовательного процесса преподавателю рекомендуется:

• создавать ситуации для само/взаимоконтроля и само/взаимооценки результата образовательного процесса;

• применять систему позитивной оценки и поощрения за качественную работу и систему негативной оценки и санкций за недобросовестный образовательный процесс;

• обсуждать и корректировать совместно с обучающимися результат об- разовательного процесса и проблемы, возникшие в ходе его реализации;

• диагностировать совместно с обучающимися причины получения позитивных или негативных результатов;

• давать обучающимся рекомендации для осуществления внеурочной деятельности.

Все это, в конечном счете, должно найти отражение в стиле, избираемом преподавателем для управления деятельностью обучающихся в образовательном процессе, так как, несмотря на стремление к технологичности, управление должно оставаться человечным, т.е. компенсировать чувства растерянности, страха и отчуждения обучающихся, вызываемые инновационной технологией, делая акцент на индивидуализации обучения и человеческих отношениях субъектов обучения.

Технологии управления представляют собой систему целей, средств и способов оказания управляющего взаимодействия. Технология – это инструмент, использование которого может быть поручено различным внутриорганизационным субъектам. Именно поэтому важно классифицировать технологии и определить диапазон их использования.

Все технологии управления можно разделить на несколько классов на основании нескольких признаков.

Во-первых, все технологии разделяются по признаку цели. Данную классификацию предлагает Т.Ю.Базаров. По этому признаку технологии управления делятся на:

1. Технологии организации управленческой деятельности преподавателя;

2. Технологии формирования ученического коллектива;

3. Технологии поддержания работоспособности учащихся;

4. Технологии обеспечения инновационного процесса.

Во-вторых, технологии управления различаются по признаку причины их появления:

  1. Технологии плановых мероприятий;
  2. Технологии экстренных мер.

В-третьих, технологии управления можно разделить в соответствии с масштабом их применения:

1. Технологии управления образовательной организации в целом;

2. Технологии управления отдельными подразделениями и группами;

3. Технологии управления отдельными учащимися.

В-четвертых, технологии управления могут быть разделены в соответствии с признаком  определенности:

1. Апробированные технологии;

2. Экспериментальные технологии.

        В качестве конкретного примера  применения технологии управления образовательным процессом можно привести технологию учебного исследования,  в которой стратегии управления знаниями (приобретение, применение, создание, добыча, совместное использование, документирование, передача знаний) выступают как основа познавательной деятельности.

        На первом этапе «Ориентация в предметной области» обучающиеся под руководством преподавателя изучают новую тему: получают знания и компетенции в заданной предметной области, знакомятся с проблемами и вопросами, формулируют предварительную тему исследования.

        На втором этапе «Постановка и предварительный анализ проблемы» обучающиеся, используя консультативную помощь, изучают информационные источники по выбранной теме, формулируют проблему, цель и задачи исследования.

        На третьем этапе «Планирование исследования» обучающиеся вместе с руководителем исследования разрабатывают программу и план научного исследования, формулируют предполагаемые результаты и разрабатывают критериально-оценочный аппарат.

        На четвертом этапе «Реализация программы исследования» обучающиеся, получая результаты исследования согласно разработанному плану, овладевают новыми знаниями и компетенциями.

        На заключительном, пятом, этапе «Оценка результатов и рефлексия» обучающиеся вместе с руководителем исследования и привлеченными внутренними и внешними экспертами осуществляют анализ полученных результатов на основе разработанных критериев, оценивают уровень овладения новыми знаниями и компетенциями; составляют отчетную документацию о проведенном исследовании и проводят публичную презентацию.

        Таким образом, мы видим, что широко используемый в настоящее время метод проектов, а также другие современные педагогические технологии, являются одним из средств управления образовательным процессом, которые необходимо применять в современном образовательном учреждении для достижения высоких результатов обучения.

Список использованной литературы

  1. Технология управления образовательным процессом в системе непрерывного образования.  А. Н. Рыблова. Изд. центр «Наука», 2009г.
  2. Определение основных организационно-педагогических условий эффективного управления образовательными системами. Зыкова Е.М.   Вестник ТГПУ. 2011. № 12. С. 104-105.
  3. Рефлексивное управление школой: Теория и практика. Давыденко Т. М.  Белгород, 1995.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии управления педагогическим процессом

Описание организации  управления педагогическим процессом с использованием современных технологий. Данное электронное методическое пособие «Организация управления педагогическим пр...

ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....

Методическая разработка по применению в образовательном процессе модульной технологии при изучении спецдисциплины «Организация и управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте»

       В методической разработке изложена  методика изучения  предмета,    определена технология организации и управления перевозочным процессом, те...

Опыт использования новых образовательных технологий в образовательном процессе. ИКТ технологии на уроках английского языка.

Уроки с использованием ИКТ  технологии делают обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. В статье описывается опыт использования ИКТ технологии на уроках англ...

Использование здоровьесберегающих технологий при внедрении информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс

Презентацию "Использование здоровьесберегающих технологий можно использовать на педсоветах, МО, семинарах....

"Разработка системы управления реализацией современных образовательных технологий в образовательном процессе в условиях ФГОС".

В настоящее время в условиях современной образовательной организации методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного об...