Методический семинар-практикум "Интерактивно об интерактивном"
методическая разработка
Методический семинар-практикум направлен на освоение педагогами основных приемов и методов интерактивного обучения учащихся и применения на практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_interaktivno_ob_interaktivnom_.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
Методический семинар-практикум
«Интерактивно об интерактивном»
Разработчик: Скоренко Р.А., методист
Слайд 1
- Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Игра «Импульс», игра «Пожелания».
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы снова рады вас всех приветствовать на очередном семинаре-практикуме в рамках деятельности временных творческих групп.
Сейчас мы вам предлагаем встать в круг, взять друг друга за руки и передать своим пожатием импульс по кругу. Ну, а для того чтобы удержать полученную энергию и усилить её, давайте подарим друг другу комплименты с добрыми пожеланиями.
- Распределение по группам: участникам семинара необходимо выбрать любую фигуру и занять стол с соответствующим номером.
- Вступление. Тема нашего семинара - «Интерактивно об интерактивном».
Слайд 2
В настоящее время понятие “интерактивный” широко вошло в нашу жизнь. Мы имеем возможность участвовать во всевозможных интерактивных экскурсиях, проектах, играх, программах. Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего. Этот подход весьма эффективен и в ходе образовательного процесса. Дополнительное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения.
Прежде чем узнать, что же такое интерактивные технологии обучения, я предлагаю вам выполнить 1 задание «Признаки систем обучения». Слайд 3
В течение 3-4 минут каждая команда должна распределить в таблицу признаки традиционного и интерактивного обучения и вписать в соответствующую колонку номера выбранных признаков.
- Теория. Слайд 4
Давайте же, определим понятия.
Интерактивный – inter (взаимный), act (действовать) – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и учащегося, учащихся друг с другом.
Представим в сравнении основные модели обучения: Слайд 5
– пассивная – учащийся выступает в роли объекта обучения (слушает и смотрит);
Слайд 6
– активная – учащийся выступает субъектом, т.е. равноправным участником процесса обучения (самостоятельно выполняет данное педагогом задание или творческую работу). В этой модели обучения используются методы, стимулирующие познавательную активность учащихся. Они строятся на диалоге, который предполагает свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы и характеризуются высоким уровнем активности учащихся;
Слайд 7
– интерактивная – данная модель обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Учащийся и педагог являются равноправными субъектами обучения. Роль педагога в интерактивной модели обучении принципиально отлична от традиционной. Педагог является так называемым фасилитатором (фасилитация – поддержка, облегчение). Он выступает партнером учащегося, поддерживает активность участников, старается выявить многообразие точек зрения, поощряет творчество. Усилия педагога направлены на облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса.
То есть иными словами: интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие учащегося в коллективном взаимодействии всех участников обучающего процесса познания.
Слайд 8
Основная цель интерактивной модели обучения:
Организация комфортных условий обучения, при которых все учащиеся активно взаимодействуют между собой.
Слайд 9
Задачами интерактивных форм обучения являются:
- пробуждение у учащихся интереса;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- установление взаимодействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
- формирование у учащихся собственного мнения и отношения.
- А теперь давайте вернемся к нашему первому заданию и проанализируем его. Один представитель из каждой команды должен озвучить свой выбор. Все остальные слушают и при необходимости добавляют свои варианты (на экране выводится правильный вариант). Слайд 10
- Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, а какие формы и методы интерактивного обучения вы знаете и используете в своей практической деятельности?
Давайте познакомимся с ними поподробнее:
Слайд 11
Основные формы и методы интерактивного обучения:
- Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
- Дискуссия —коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений.
- Дебаты - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному учащимися тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д.
- Мозговой штурм (мозговая атака) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
- Метод анализа конкретной ситуации (case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.
- Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы.
- Работа в малых группах – когда сложные проблемы необходимо решить коллективным разумом;
- «Броуновское движение» - предполагает движение участников по помещению с целью сбора информации по предложенной теме;
- Интерактивная экскурсия;
- Видеоконференция;
- Социально-психологический тренинг;
- Метод проектов;
- Метод «Займи позицию»;
- Метод «Дерево решений»;
- Метод «Карусель»;
- Деловая и ролевая игра;
- Метод «Попс-формула» и д.р.
- Прежде чем перейти к практической части, мы вам предлагаем в форме интерактивной физминутки выполнить упражнения и немного отдохнуть.
- Компьютер - помощник педагога в его работе. С его помощью можно сделать обучение более интересным и наглядным. И сейчас вы в этом убедились...
Слайд 12
-Перейдем к следующему этапу. Вам предстоит выполнить ещё одно интересное задание, которое называется «Найди ошибку». Каждой группе необходимо найти элементы, которые, на Ваш взгляд, не соответствуют принципам интерактивного подхода к построению учебного занятия и исправить ошибочные варианты.
На обсуждение 5-7 минут.
1 группа называет ошибки в вводной части,
2 группа – в основной части,
3 группа – в итоговой. Обсуждение.
Слайд 13
- Представляем вам основные составляющие интерактивного занятия.
Слайд 14
Следующее задание мы будем выполнять с помощью интерактивного метода «Броуновское движение». Каждый участник группы для себя выбирает один вопрос (два), ответ на который необходимо найти в дальней комнате.
- «Кроссворд»: участникам семинара предлагается отгадать кроссворд.
Ключевым словом в нашем кроссворде является слово – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Слайд 15
- Самое интересное на наш взгляд практическое, а самое главное, очень творческое задание - «Рекламный ролик». Каждая группа должна прорекламировать один из предложенных интерактивных методов так, чтобы каждый из вас захотел его использовать на своих занятиях. Итогом должен стать рекламный ролик. Думаю 10 минут будет достаточно.
Закончить наш практикум хотелось бы очень интересной восточной притчей: «Пророк и длинные ложки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Работа с интерактивными досками в детских объединениях учреждений дополнительного образования детей"
Работа с интерактивной доской.Методические рекомендции начинающим - популярное изложение, помогающее понять основы работы с ИД.Начало работы с доской. Её возможности. Планирование занятия с использова...
Методическая разработка "Цвета" с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.
Видеоуроки:Цвета на английском. Учим названия цветов на английскомhttp://Цвета на английском. Учим названия цветов на английскомУрок 3. Учим цвета на английском языке. (часть первая)https://www.youtu...
Методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения на уроках музыки
Систематическое проведение уроков музыки с использованием интерактивных форм и методов обучения даёт возможность сделать вывод о том, что задача самореализации учащихся успешно решается....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению интерактивной формы проведения занятий, методическое обеспечение занятий в интерактивных формах
Интерактивные формы обучения используются преподавателем в объеме не меньшем, чем предусмотрено учебным планом, а также в соответствии с программой учебной дисциплины. Преподаватель может и...
Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе
Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка в средней школе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ «БАНК ВРЕМЕНИ»
Игровая деятельность, является наиболее эффективным способом расширения социальных, творческих и интеллектуальных возможностей подростка. Через игровую деятельность подросток учится познавать се...
Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках географии и биологии»
Мастер-класс на школьном методическом объединении учителей естественно-научного цикла 2022-2023 уч.г. «Методические рекомендации по использованию интерактивных методов обучения на уроках г...