программа информатизации
материал на тему
Предварительный просмотр:
Оглавление
Паспорт программы ............................................................................................................................... 2
Пояснительная записка .......................................................................................................................... 3
Краткий анализ состояния информатизации организации................... 5
Анализ уровня информатизации УЦ к началу разработки программы ...................................... 5
Использование ИКТ в организации функционирования и управления УЦ. ............................. 5
Использование ИКТ в организации информационно-научно-методической работе. ..................... 6
Приоритетные направления деятельности участников образовательного процесса ....................... 7
Направления деятельности администрации УЦ по реализации программы информатизации . 7
Направление деятельности педагогов по реализации программы ..................................................... 7
Направление деятельности школьников по реализации программы ................................................. 8
Направления деятельности родителей по реализации программы информатизации УЦ .......... 8
Направления деятельности по созданию единой информационно-образовательной среды школы 8
Этапы информатизации ............................................................................................................................9
Циклограмма работы по информатизации ............................................................................................ 10
План мероприятий по основным направлениям информатизации на 2015-2018 гг. ......................... 12
Ожидаемые результаты реализации программы информатизации ОО.............................................. 14
Критерии эффективности реализации программы информатизации .................................................14
Ресурсное обеспечение ........................................................................................................................... 15
Возможные риски .................................................................................................................................... 16
Паспорт программы
Наименование программы | «Программа информатизации МБО ДО «Учебный центр» п.Таксимо РБ |
Основание для разработки | ▪ Программа развития единой образовательной информационной среды РФ ▪ Целевая программа развития образования РФ ▪ Программа развития Учебного центра |
Контактная информация и адрес ОУ | 671561, Республика Бурятия, Муйский район, п.Таксимо, ул.Советская,9 корпус 4 Телефоны: 8 (30132) 4-20-49 (ул.Советская 9) Е – mail: myk.taksimo@yandex.ru |
Основной разработчик | Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Учебный центр» |
Цель программы | ▪ Повышение качества образования в МБО ДО УЦ через активное внедрение информационных технологий. ▪ Переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий всеми субъектами образовательной деятельности |
Основные задачи программы | ▪ Использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов. ▪ Формирование открытого информационного образовательного пространства организации. ▪ Формирование информационной культуры обучающихся, повышение уровня образовательной и предпрофессиональной подготовки в области современных информационных технологий. ▪ Применение информационных технологий в образовании. ▪ Создание условий для участия учащихся в дистанционных проектах, конкурсах, олимпиадах. |
Механизм реализации программы | Программа реализуется через: ▪ работу методических объединений педагогов и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование преподавателей и мастеров производственного обучения, ▪ взаимодействие всех участников образовательного процесса. |
Ожидаемые результаты программы | ▪ Повышение уровня ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса ▪ Укрепление материально – технической базы ОО. ▪ Функционирует общешкольная сеть, каждый имеет выход в Интернет ▪ Повышение учебной самостоятельности и качества образования учащихся. |
Пояснительная записка
Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования.
Информационная культура становится определяющим фактором развития общества.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места информационных
технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и
информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к
оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности.
Информационно-коммуникативные технологии в образовании способствуют раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, активизации познавательной деятельности, формированию информационной культуры, готовности к использованию средств вычислительной техники. Применение информационных технологий в сфере образования позволяет педагогам изменить содержание, методы и организационные формы обучения.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно
представить современное образовательное учреждение. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности ОО.
Источники финансирования
Муниципальный бюджет; внебюджетные средства.
Сроки и этапы реализации программы
2015-2018 годы.
I этап – 2015-2016 (подготовительный)
II этап – 2016 – 2017 (основной)
Реализация системы мероприятий, корректировка содержания Программы
на основе поэтапного рефлексивного анализа.
III этап – 2017-2018 (завершающий)
Итоговый анализ реализации Программы. Мониторинг программы, определение перспектив развития школы с учетом результатов внедрения программы.
Исполнители основных мероприятий
Директор ОУ, заместитель директора по УВР, АХЧ, педагоги.
Система организации
контроля за исполнением Программы
Ежегодный анализ итогов реализации Программы на методическом, педагогическом советах.
В нашей организации осуществлен комплекс мероприятий направленных на внедрение современных информационных технологий в практику деятельности педагогических работников. Для планомерного развития процесса информатизации ОО была разработана программа информатизации.
Программа информатизации организации рассчитана на три года и направлена на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования.
Реализация данной программы позволит эффективно организовать учебный процесс,
анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения.
Программа включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий.
Программа информатизации предусматривает на всех этапах ее реализации мониторинг обученности учащихся; создание банка разработок, посвященных использованию новых информационных технологий в образовательном процессе; компьютерное тестирование учащихся; использование мультимедийной техники в образовательном процессе; широкое использование образовательных Интернет-ресурсов; использование информационных технологий в работе с одаренными детьми.
Краткий анализ состояния информатизации ОО
Анализ уровня информатизации организации к началу разработки программы
В ОО созданы условия для внедрения информационных технологий в учебный процесс. В течение 2013, 2014 года материально-техническая база пополнилась новым
компьютерным оборудованием. В настоящее время перечень компьютерной техники организации включает в себя:
компьютер 24
ноутбук 1
принтер 7
проектор 5
сканер 1
экран 5
цифровой фотоаппарат 1
Компьютерный класс 1
5 учебных кабинетов оснащены автоматизированным рабочим местом преподавателя (компьютер, проектор, экран);
Процесс оснащения учебных, административных и иных помещений средствами ИКТ продолжается постоянно. За прошедший период был произведен обширный фронт работ по совершенствованию информационно-технической базы ОО.
Произведена оптимизация структуры и дизайна сайта. Наш адрес: muk-taksimo.ru
Организована работа сайта учреждения, обеспечено постоянное обновление информации,
освещающей разные стороны учебного процесса.
Использование ИКТ в организации функционирования и управления ОО.
В Учебном центре успешно функционирует система КИАСУО, весь документооборот ведется в электронном варианте (сведения об учащихся, педагогах, их достижения, результаты обучения, учебный план, приказы и т.д.). Кроме этого, в Центре создан банк данных по:
∙ группам (успеваемость, прибывшие/выбывшие);
∙ педагогам (качество знаний по предмету в различных группах, курсы
повышения квалификации, и т.п.);
∙ итоговой аттестации выпускников .
∙ материалам, используемым для проведения тематических классных часов, часов общения, родительских собраний, педагогических советов, методических совещаний.
∙ достижениям учащихся и педагогов.
Планирование работы Центра, отчеты классных руководителей, паспорта учебных кабинетов, анализы посещенных уроков, проведенных мероприятий, характеристики, мониторинговые работы, календарно-тематическое планирование педагогов, т.д. – все оформляется в электронном виде.
Используется ИКТ для подготовки и проведения родительских собраний, педагогических советов, общешкольных мероприятий.
Дидактические, контрольно-измерительные, методические материалы тиражируются
с использованием средств ИКТ.
Использование ИКТ в организации информационно-научно-методической работе.
Информационно - коммуникационные технологии используются как при проведении уроков, так и при подготовке внеклассных мероприятий. Информационные технологии активно внедряются в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, что несомненно вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.
Более 90% педагогов в той или иной степени владеют простейшими навыками
работы на компьютере. Примерно 80% педагогов используют ИКТ в процессе обучения.
Используются ИКТ и для проведения психолого-педагогических диагностик учащихся. И педагоги, и ребята пользуются различными Интернет-ресурсами при подготовке к
экзаменам.
Педагогический коллектив образовательного учреждения профессионально использует в своей работе возможности современных информационных технологий и цифровых предметно-методических материалов.
Педагоги проходят дистанционное обучение на курсах повышения квалификации в различных ВУЗах страны.
Приоритетные направления деятельности участников образовательного процесса.
Под участниками образовательного процесса следует понимать следующие устойчивые группы:
✓ администрация школы (директор и его заместители);
✓ социально-педагогическая служба (педагоги, мастера производственного обучения);
✓ обучающиеся (независимо от группы и возраста);
✓ родители (как основные заказчики «качества образования»).
Направления деятельности администрации ОО по реализации
программы информатизации
Организационно-методическое управление реализацией Программы осуществляет администрация учреждения. Текущий контроль над исполнением программы осуществляет директор. Непосредственное исполнение Программы возлагается на педагогический коллектив в соответствии с планом.
1. Ведение компьютерного мониторинга качества обучения школьников.
2. Ведение электронного документооборота.
3. Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в
образовательный процесс.
4. Поддержание сайта ОО. Размещение на сайте учреждения локальных документов.
5. Компьютеризация предметных кабинетов учреждения.
6. Расширение единой локальной сети.
7. Приобретение компьютерной техники и расходных материалов для оснащения всех
кабинетов организации.
Направление деятельности педагогов по реализации программы
1. Использование информационных ресурсов сети Интернет при организации познавательной деятельности учащихся на занятиях.
2. Дистанционное образование, повышение квалификации.
3. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные
этапы традиционного урока.
4. Проведение занятий на основе готовых программных продуктов.
5. Разработка собственного программного обеспечения, формирования и использование медиатек.
6. Создание сайтов учителей, электронного портфолио, блогов и т. д..
7. Участие педагогов в различных Интернет конкурсах.
8. Информационная, консультационная и техническая поддержка творческой деятельности учащихся и педагогического персонала в учебное и дополнительное время, в
организации творческих мероприятий с использованием компьютерных и мультимедийных технологий.
Направление деятельности учащихся по реализации программы
1. Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования.
2. Дистанционное обучение.
3. Использование компьютерных технологий для подготовки к уроку.
6. Обсуждение актуальных проблем на Интернет-форуме сайта учреждения.
7. Участие детей в различных Интернет конкурсах.
Направления деятельности родителей по реализации программы
информатизации Учебного центра
1. Получение информации через сайт Центра:
− о расписании учебных занятиях;
− о проводимых мероприятиях и их результатах;
− о проводимых консультациях при подготовке учащихся к экзаменам;
− о расписании экзаменов в период итоговой аттестации выпускников УЦ;
2. Интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.
Направления деятельности по созданию единой информационно-образовательной среды Учебного центра
Единая информационно-образовательная среда – это система, которая связывает всех участников образовательного процесса: администрацию ОО, педагогов,
обучающихся и их родителей, социальных партнеров.
Формирование единого информационного пространства на первом этапе реализации программы сводится к созданию общей информационной базы данных, объединяющей потоки, которые функционируют в УЦ, и организации постоянного доступа к ней всех участников образовательного процесса.
На втором этапе реализации программы предусматривается расширение пользовательской аудитории сайта Центра, разнообразие размещенных материалов, активизация работы творческой группы, привлечение большего числа учащихся для работы над сайтом.
На третьем этапе реализации программы предполагается расширение локальной
сети, позволяющей объединять и систематизировать внутришкольные информационные
ресурсы, обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет для любого пользователя со
своего рабочего места.
Для стабильной работы сетевых компьютерных ресурсов и защиты данных на них на компьютерах должны постоянно работать:
− система индивидуальной защиты данных пользователей организацией разделения прав пользователей на каждом компьютере и использования паролей;
− антивирусные программы;
− система защиты локальной сети от вторжения внешних пользователей на сервере, обеспечивающем выход в интернет.
Этапы информатизации
I этап
2015– 2016 гг.
− Формирование пакета нормативных документов, регламентирующих
процесс информатизации образования.
− Подготовка педагогических кадров к работе в условиях применения информационных технологий.
− Дальнейшее оснащение учреждения средствами ИКТ.
− Оценка ИКТ - компетентности учащихся ОО.
− Оценка ИКТ - компетентности педагогов ОО.
− Повышение уровня образовательной и профессиональной подготовки учащихся в области современных информационных технологий.
− Работа по информатизации процесса управления ОО.
− Подведение промежуточных итогов работы, постановка новых задач.
− Развитие и совершенствование материальной базы организации.
− Организация информационного взаимодействия с другими образовательными учреждениями.
II этап
2016-2017 гг.
− Развитие информационно-управленческой системы.
− Организация постоянного доступа в Интернет для педагогов и учащихся.
− Презентация педагогических инициатив.
− Использование возможностей ИКТ в работе с базами данных.
− Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.
− Подведение промежуточных итогов работы, постановка новых задач.
− Накопление опыта использования ИКТ на уроках и внеклассных мероприятиях.
− Развитие и совершенствование материальной базы УЦ.
III этап
2017 -2018 гг.
− Совершенствование накопленных компьютерных программных продуктов по различным предметам.
− Продолжение разработки методик использования ИКТ в процессе преподавания различных дисциплин.
− Широкое внедрение накопленных программно-методических материалов
в образовательный процесс.
− Совершенствование профессиональной ИКТ - компетентности педагогов.
− Обобщение и распространение опыта использования ИКТ - технологий в
учебно-воспитательном процессе.
− Развитие и совершенствование материальной базы Учебного центра.
Циклограмма работы по информатизации
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Использование в работе учреждения электронной почты. | Ежедневно | Администрация ОО |
2 | Консультации для педагогов с целью повышения уровня компьютерной грамотности и информационной культуры. | Постоянно | Программист |
3 | Поддержка и совершенствование сайта учреждения и форума в Интернете | Не реже 2 раз в месяц | Программист |
4 | Использование информационных услуг Интернета в практике работы УЦ | Постоянно | Заместитель директора по УВР |
5 | Компьютерный мониторинг качества образования | Один раз в полугодие | Заместители директора по УВР |
6 | Заседания методического совета УЦ по вопросам информатизации | Один раз в год | Председатель методического совета |
7 | Совещание при директоре по реализации и корректировке программы информатизации ОО | Один раз в год | Директор ОО, заместитель директора по УВР |
8 | Создание информационного банка из опыта работы с новыми информационными технологиями | В течение года | Заместитель директора по УВР |
9 | Участие в конкурсах, семинарах, конференциях с использованием информационных технологий. | В течение года | Заместитель директора по УВР |
10 | Использование компьютеризации и ресурсов Интернет для проведения интегрированных уроков. | Постоянно | Заместитель директора по УВР |
11 | Использование мультимедийной техники на школьных, районных мероприятиях. | Постоянно | Заместитель директора по УВР |
12 | Использование компьютерного класса для проведения интегрированных уроков | Постоянно | Заместитель директора по УВР, педагоги |
13 | Применение новых информационных технологий для управления качеством образования | Постоянно | Директор, его заместители |
14 | Обмен опытом создания и использования мультимедийной продукции в образовательном процессе | Постоянно | педагоги |
15 | Использование метода проектов в образовательном процессе | Постоянно | педагоги |
16 | Создание и использование мультимедийных продуктов в образовательном процессе | Постоянно | педагоги |
17 | Составление аналитической справки по результатам информатизации образовательного учреждения | Ежегодно в мае | Заместитель директора по УВР |
План мероприятий по основным направлениям информатизации на 2015-2018 гг.
Направление | Мероприятие | Срок | Ответственный |
Использование ИКТ в управленческой деятельности | Электронный документооборот. Работа с КИАСУО | Постоянно | Администрация ОО, педагоги |
Пополнение баз данных по учащимся и педагогам | Сентябрь 2015 г. | Администрация ОО | |
Создание банка данных с шаблонами типовых документов (отчетов, справок, актов, распоряжений, приказов и т.д.) в целях сокращения предоставления информации на бумажных носителях. | Сентябрь 2015 г | Администрация ОО | |
Проведение педагогических советов и совещаний с использованием ИКТ | Постоянно | Заместитель директора по УВР | |
Создание и пополнение информационных ресурсов для общего пользования | В течение 2015– 2016 гг. | Заместители директора: по УВР, АХЧ, делопроизводитель | |
Работа в сети Интернет | Постоянно | педколлектив | |
Формирование банка данных электронных адресов образовательных ресурсов | Постоянно | Заместитель директора по УВР | |
Использование ИКТ в учебной деятельности Пополнение медиатеки, видеотеки и апробация новых ресурсов. | Постоянно | Заместитель директора по УВР | |
Создание банка данных авторских разработок уроков и дидактических материалов педагогов ОО с использованием ИКТ. | Постоянно | Заместитель директора по УВР | |
Проведение уроков с использованием ИКТ по предметам | Постоянно | Заместитель директора по УВР педагоги | |
Проведение открытых уроков, семинаров, мастер-классов | Постоянно | Заместитель директора по УВР педагоги | |
Участие учащихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах | Постоянно | Заместитель директора по УВР педагоги | |
Повышение квалификации педагогов в области информационных технологий Предоставление педагогам возможности повышать уровень информационной компетентности через курсовую подготовку, дистанционное обучение, индивидуальные консультации и самоподготовку | Постоянно | Директор ОО, заместитель директора по УВР | |
Постоянное методическое сопровождение педагогов, внедряющих ИКТ, повышение мотивации педагогов к изучению и внедрению ИКТ | Постоянно | заместитель директора по УВР | |
Развитие и совершенствование материальной базы | Оснащение УЦ средствами компьютерной и организационной техники (приобретение и установка компьютеров в предметных кабинетах) | Ежегодно | Директор ОО, заместитель директора по АХЧ |
Приобретение необходимого лицензионного программного обеспечения для компьютерных классов, компьютеров педагогов, администрации | Ежегодно | Директор ОО, программист | |
Пополнение расходных материалов (картриджи, диски, бумага, маркеры для доски). | Постоянно | Заместитель директора по АХЧ |
Ожидаемые результаты реализации программы информатизации Учебного центра
1. Повышение доступности и качества образования за счет использования информационных и коммуникационных технологий.
2. Повышение общего уровня грамотности выпускников в области современных
методов работы.
3. Повышение информационной открытости ОО, эффективности взаимодействия с органами управления, учениками, родителями, другими сообществами путем
организации электронного документооборота и функционирования школьного сайта.
4. Обеспечение равноправного вхождения школьников и педагогов в глобальное
информационное сообщество (посредством Интернет) на основе соблюдения права на
свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.
5. Использование информационных технологий в преподавании образовательных предметов и в организации воспитательной работы.
6. Функционирование медиатеки.
7. Увеличение возможности обучения и повышения квалификации педагогов с помощью системы дистанционного обучения, путем широкого использования различных
информационных и образовательных ресурсов сети Интернет, достижение компьютерной грамотности у 100% педагогов ОО.
8. Усовершенствование материально-технической базы УЦ, обеспечивающей
системное внедрение и активное использование ИКТ.
Критерии эффективности реализации программы информатизации
Эффективность результатов по реализации программы информатизации учреждения предполагается отследить по следующим критериям:
− единое информационное пространство ОО;
− увеличение количества педагогических работников, повысивших квалификацию в области ИКТ-компетентности __________ и эффективно применяющих их в образовательной практике;
− уровень готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях
Информатизации;
− качество и эффективность уроков и внеклассных мероприятий, проводимых с
применением ИКТ;
− увеличение количества учащихся, участвующих в телекоммуникационных
районных, республиканских и Всероссийских олимпиадах, конкурсах и проектах;
− число выпускников основной школы, демонстрирующих компетентность в области ИКТ;
− процент обеспеченности учебного плана цифровыми учебными ресурсами, соответствующими программам;
− количество педагогов, имеющих собственные разработки и пособия с применением ИКТ.
Ресурсное обеспечение
Основой реализации программы является бюджетное финансирование, вместе с
тем, не исключается возможность привлечения в сферу информатизации ОО финансовых и иных ресурсов из различных источников.
№п\п | Перечень затрат | Исполнитель |
1 | Приобретение компьютерной техники | Директор ОО, заместитель директора школы по АХЧ |
2 | Приобретение специализированной мебели для педагогов | Директор ОО, заместитель директора школы по АХЧ |
3 | Приобретение лицензионного ПО (системные и прикладные программы), CD-дисков, электронных учебных пособий, энциклопедий, тренажеров и др | |
4 | Приобретение расходных материалов. | Заместитель директора школы по АХЧ |
Возможные риски
Предполагаемые пути выхода из ситуации
Отсутствие финансирования не позволит создать необходимые технико-технологические условия.
Обратиться за помощью к спонсорам.
Невостребованность системы электронного документооборота педагогами.
Организовать деятельность с педагогами по изменению их представлений. Создать
ситуацию вынужденности.
Невыполнение мероприятий, запланированных программой.
Проводить рефлексию после реализации каждого этапа программы, корректировку планов.
Возможное ухудшение здоровья учащихся (зрение, осанка).
Выполнять единые требования СанПИН.
Неэффективность использования ИКТ по тем или иным причинам: недостаточная
компетентность и опытность педагогов, неотработанная методика их использования и, как следствие, — разочарование в перспективах информатизации, нежелание работать в этом направлении в дальнейшем.
Повышение ИКТ-компетенции учителей
Перегрузка учащихся дополнительными заданиями и самостоятельной работой,
несоответствие уровня сложности заданий уровню подготовленности учащихся, и,
как следствие, снижение интереса к самостоятельной, проектной работе, работе с
ИКТ.
Повышение ИКТ-компетенции учеников, дифференциация заданий по уровню подготовленности учеников.
Некомпетентное использование компьютерной техники (особенно в зонах свободного доступа) и, как следствие, — частые поломки, постоянные проблемы с расходными материалами для принтера при их неумелом использовании.
Организация регулярной профилактики компьютерной техники, ведение журнала
технического обслуживания техники, учет расходного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа информатизации образовательного учреждения
Реализация программы информатизации образовательного учреждения обеспечит достижение следующей цели: Повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий. Дл...
Программа информатизации
Программа информатизации в ОУ, отчеты о ходе выполнения за два года, 2012...
Программа информатизации.
Программа информатизации образовательного пространства школы....
«Информационная образовательная среда образовательного учреждения и программа информатизация школы»
ИОС...
Реализация программы информатизации. Интерактивные и компьютерные технологии современного урока.
Статья о реализации программы информатизации г имназии....
программа информатизации школы
Программа информатизации школы на 2010-2015 гг....
Программа информатизации школы
Информатизация образования является приоритетным направлением развития современной школы, обозначенным в документах Правительства России, РТ. Она необходима для качественного и эффективного обра...