Системный подход в структуре экологического образования школьников
статья на тему

Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Признание ведущей роли образования среди мер, направленных на решение экологических проблем, нашло отражение в нормативных документах в нашей стране и за рубежом. Однако, приходится признать, что не произошло существенного сдвига как в отношении улучшения окружающей, так и в массовом сознании населения.

Одно из необходимых условий эффективности осуществления решений и мер, направленных на рациональное природопользование и предотвращение кризисных экологических ситуаций, – развертывание экологического образования, призванного формировать культуру деятельности и поведения личности.

Экологическое образование в нашей школе  имеет давние корни, которые постепенно  переросли в традиции и сформировали стержневую идею – лицо учреждения. Главным направлением в работе Строчковской школы, её визитной карточкой на протяжении двух последних  десятков лет  становится экологическое образование.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системный подход  в структуре   экологического  образования школьников.

Директор МБОУ «Строчковская сош» Городецкого района

 Петрова Лариса Григорьевна

октябрь 2014 год

Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Признание ведущей роли образования среди мер, направленных на решение экологических проблем, нашло отражение в нормативных документах в нашей стране и за рубежом. Однако, приходится признать, что не произошло существенного сдвига как в отношении улучшения окружающей, так и в массовом сознании населения.

Одно из необходимых условий эффективности осуществления решений и мер, направленных на рациональное природопользование и предотвращение кризисных экологических ситуаций, – развертывание экологического образования, призванного формировать культуру деятельности и поведения личности.

С.В. Васильев и В.П. Соломин под экологическим образованием понимается психолого-педагогический процесс формирования у людей научных основ природопользования и охраны природы, необходимых умений, навыков и ценностных ориентаций в обращении с окружающей средой, развитие на всех этапах жизни гражданина мировоззрения, эстетических взглядов и этики поведения, основанных на непрерывной связи всего человечества и каждого человека в отдельности с будущим биосферы, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных условий и ресурсов, глубокой внутренней убежденности в необходимости разумного поведения в природе каждого члена общества.

Экологическое образование в нашей школе  имеет давние корни, которые постепенно  переросли в традиции и сформировали стержневую идею – лицо учреждения. Главным направлением в работе Строчковской школы, её визитной карточкой на протяжении двух последних  десятков лет  становится экологическое образование.

В основу построения системы экологического образования школьников положены идеи, сформулированные Л.В Тарасовым

Принципы модели "Экология и Диалектика".

Принцип интегративно-гуманитарного подхода, включающий пять граней:

грань личностного восприятия,

грань сопричастности,

грань глобального восприятия,

грань ориентации на консенсус,

грань личной ответственности.

Принцип «окна».

Принцип «выхода за рамки».

Принцип разведения уровней.

Говоря об «Экологии», мы имеет в виду духовное возрождение личности, означающее радикальную смену многих стереотипов:

Человек теперь не сторонний наблюдатель, а часть природы; Он либо погибнет вместе с ней в экологической катастрофе, либо найдет пути дальнейшей совместной эволюции.

Человек теперь не узкий профессионал, интересующийся лишь своей сферой деятельности, а разносторонне развитая личность с целостным осознанием мира.

Человек теперь не прагматик, для которого важна лишь сиюминутная выгода, а духовная личность, принимающая на себя ответственность перед потомками и осознающая приоритет культуры над прогрессом.

Человек теперь не индивидуалист, озабоченный проблемами собственного выживания, а личность, открытая другим людям, сопереживающая их горестям и радостям.

Человек теперь не безответственный, «слепой» исполнитель, привыкший жить в системе запретов, а ответственная личность, способная перебирать, анализировать, оптимизировать, генерировать варианты, принимать решения в условиях неопределенности.

Экологическое образование реализуется в разносторонней деятельности, но главная его цель – это смена мировоззрения, формирование убеждений в возможности и необходимости природосообразного существования человека.

Начальный этап формирования системы экологического образования – погружение педагогов в идеи, цели, принципы , которые предполагает реализовать система. Это самый сложный этап - так как даже незначительное изменение взглядов, убеждений  у сформировавшейся личности, требует значительных усилий  и занимает определенный временной этап. На этом этапе проводятся серии круглых столов, обучающих семинаров, педсоветов, анкетирований, деловых игр и т.д. среди педагогов школы. Учителя, первыми присвоившие инновационные идеи, затем осуществляют диссимиляцию передового опыта в коллективе.

Чтобы быть актуальным, услышанным интересным детям необходимо  идти не только в ногу со временем, необходимо быть на полшага впереди осваивая передовые идеи новые педагогические  технологии, методы или новые средства обучения. Необходимое условие в данной ситуации, постоянное образование и самообразование учителя – как главного субъекта системы экологического образования .

Этапы становления и развития  системы экологического образования  школы

1986-90г.г. В школе проводятся отдельные мероприятия экологической направленности, осуществляемые учителями естественно - научного цикла в рамках внеклассной работы;

1990-1993г.г. Вовлечение классных руководителей и коллективов учащихся в экологическую природоохранную деятельность- система КТД экологической направленности;

1993-2004г.г. Распространение методических подходов и идей экологического образования на учебн -воспитательный процесс в целом . Реализация модели школы «Экология и диалектика» Тарасов Л.В. Экологизация всей системы школьного образования;

2005-2008г.г. Участие в седьмой международной конференции АсЭкО «Образование для устойчивого будущего» в Москве. 2005г. Апробация курса « Устойчивое развитие» на базе нашей  школы.  Экологическое образование для УР, направленное на овладение обучающимися способами приобщения к социальному опыту экологической культуры и формирования личного опыта культуротворчества в интересах устойчивого развития общества и природы.  Команда школы разрабатывает  и реализует  социальный проект «Повестка 21 для Строчковской сош»;

С 2007 года на базе Строчковской школы  по инициативе администрации  школы проводиться  районная конференция школьников по экологии;

2009г. Проекто - исследовательская  деятельность  распространяется на все формы организации УВП (кружковая работа , предметные уроки, ИГЗ, внеклассная  работа, социальные проекты);

в 2011 году  границы конференции вышли за пределы района – конференция стала межрайонной;

с 2012года - реализация  системы экологического образования  в федеральных государственных стандартах второго поколения

Цель экологического образования в рамках ФГОС: освоение экосистемной познавательной модели и формирование личного опыта ее творческого применения для приобщения к экологической культуре человечества, проектирования собственной деятельности на основе экологических, нравственных и правовых императивов, развития рефлексивно-оценочных умений по разрешению ведущих противоречий экологического сознания, самоопределения в личностном смысле ценностей экологической этики (устойчивого развития).

Основные аспекты содержания экологического образования и методы его реализации по ступеням образования.

Начальная школа - этап формирования эмоционально-чувственного положительного отношения к природе.

Методы формирования субъективного отношения к природе:

Экологическая идентификация – определение своего места в системе «природа»

Экологическая эмпатия - чувства эмоциональной отзывчивости, сочувствие к жизни природы

Экологическая рефлексия - умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние по отношению к объектам окружающей среды.

Задача педагога состоит в создании ситуаций открытия ребенком в приобретаемых знаниях личностных смыслов. Следует пронести знание об окружающем мире через сознание ребенка, так чтобы были затронуты струнки души, возникло субъективное переживание или проживание материала.

Среднее звено - интеллектуализация  эмоций – смена отношений основанных на эмоциях, на осознанные отношения, базирующиеся на знаниях, подкрепленные необходимостью заботы о природе, не утратившие при этом эмоциональной окраски. Использование социального моделирования, т.е. инсценирование проблемных острых ситуаций,  которые могут возникнуть в жизни, их анализ, преобразование и проигрывание с новыми составляющими. Способ наиболее эффективен для формирования ценностей;

Старшее звено опыт творческой деятельности по решению экологических проблем, опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося к тому, что он познает или преобразовывает. Формирование нравственного отношения к природе, приоритета нравственных ценностей, готовности к моральному выбору с экологически обоснованных позиций. Организация  экологических дебатов, развитая проектно-исследовательская деятельность.

Взаимовлияние элементов содержания экологического образования (С.В. Васильев, В.П. Соломин)

Взаимосвязь элементов

Элементы содержания

1

2

3

4

1. Экологические знания

Деятельность способствует получению новой информации

Творчество стимулирует приобретение новых знаний учеником

Эмоции мотивируют тягу к знаниям, способствуют проявлению оценочных суждений

2. Виды экологической деятельности

Знания являются теоретической базой для овладения способами деятельности

Опыт творчества способствует рационализации деятельности и выработке навыков

Эмоции способствуют повышению производительности труда

3. Опыт творческой деятельности в области окружающей среды

Знания помогают осуществить перенос умений в новую ситуацию

Деятельность способствует переходу умений в навыки и росту творческой деятельности

Положительные эмоции усиливают стремление к творчеству

4. Опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде

Знания способствуют увеличению числа объектов попадающих в систему личных ценностей ученика

Наличие умений усиливает эмоциональный настой учащегося

Творчество способствует позитивному настрою на процесс учения

В современном экологическом образовании в школе необходимы все перечисленные элементы содержания, исключение любого из них нарушает функционирование всей системы, что отрицательно скажется на результатах образования.

Важный фактор – атмосфера и среда, в которой осуществляется процесс экологического образования.

Все  материальные аспекты  школьной жизни рассматриваются в контексте природосообразности:

-водосбережение;

- энергосбережение;

- теплосбережение;

-«зеленый дизайн» помещений;

- «благоустройство территории»;

- озеленение территории

Экологическая подготовка учащихся базируется   на краеведческом материале.

Разработка экологических  карт местности, карты зеленых насаждений территорий и др. Учебно- исследовательские работы , выполненные учащимися, через практические формы деятельности, расширяют познание школьниками родного края .(Приложение №1)

Результативность системы  экологического образования

- Ежегодно школа становиться призером  или победителем по организации экологической работы в районе: «Дни защиты от экологической опасности». Месячник включает спектр природоохранных акций ежегодно организуемых в школах района и области. Все учащиеся школы от 1класса до 11 – принимают участие в этих мероприятиях.  

 - На протяжении 11 лет в школе функционирует кружок экологическо- краеведческой направленности «Турист - эколог», «Юнек». Экологическое воспитание, через живое общение с природой, через организацию природосообразной жизнедеятельности туристов  в рамках походов и экспедиций, прикладной деятельности является наиболее эффективной формой работы в этом направлении.

Автор была разработчиком  и организатором проекта межрайонного этно-экологического лагеря «Росток». Одной из важнейших составляющих работы лагеря, является разработка и реализация этно - экологических исследовательских проектов.

- В школе ежегодно проводиться международная   «Неделя в защиту животных» при активном  участии детей и родителей. Ученики и руководители акций ежегодно получают благодарности от Международного фонда  защиты животных.

 -  Активное участие принимают школьники, учителя и родители в акциях и экологических мероприятиях Союза охраны птиц Росси СОПР (Нижегородское отделение) Учеты птиц на пролете, Акции «Птица года», изготовление гнездовий и кормушек, листовок , проведение агитбригад по тематике .                                                                                                      

- Призовые места  за участие в конкурсах социальных проектов, экологических молодежных проектов.  

- 20 летний опыт организации экологических исследований школьниками окружающей среды. Копилка лучших  исследовательских работ учащихся.

- Призовые места в конференциях учебно- исследовательских работ среди школьников на областном уровне

- Ученики школы ежегодно становятся призерами  и победителями олимпиад по экологии и биологии

Заключение.

Данная система, являясь составляющей непрерывного экологического образования, с одной стороны, рассматривается как часть системы школьного образования, в которой данная система функционирует. С другой стороны, она является частью системы непрерывного экологического образования, которое берет свое начало из системы дошкольного образования, а продолжается в профильном образовании вузов и сузов.

Система экологического образования  - открытая, непрерывно развивающаяся система.  Она эффективна, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем, она постоянно обновляется целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами. На следующем этапе своего  развития включает в свою структуру идеи зеленого развития и экологической психологии.

Литература

  1. С.В. Васильев, В.П. Соломин «Экологическое обучение и воспитание в системе школьного географического образования» http://www.vevivi.ru/best/YEkologicheskoe-obuchenie-i-vospitanie-v-sisteme-shkolnogo-geograficheskogo-obrazovaniya-ref140166.html
  2. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н., Либеров А. Ю http://do.gendocs.ru/docs/index-357200.html?page=3
  3. Сборник методических материалов под редакцией профессора Л.В Тарасова , Модель школы «Экология и диалектика».1993г.

Приложение №1

Тематика творческих  работ (проектов, исследований), выполненных учащимися школы( 2006 -2013г.г.).

год

Автор

класс

форма

Тема

результат

1

2006 -07

Малышева Светлана

10

Учебно-исследовательская

Инвентаризация старовозрастных деревьев городского вала г.Городца Нижегородской области.

Призер областной конференции  «Мы и земля»

2

2007-08

Селиверстова Дарья  

9

Учебно-исследовательская

Влияние компьютера на здоровье школьника.

Победитель районной олимпиады  по экологи

3

2007-08

Малышева Светлана

11

Учебно-исследовательская

Мониторинг физического развития и анализ заболеваемости школьников, на примере учащихся МОУ Строчковской средней общеобразовательной школы»

Победитель районной олимпиады  по экологи

4

2007-08

Беляева Елизавета

10

Учебно-исследовательская

Экологическое исследование памятника природы « Дубрава Городецкого района»

Победитель районной олимпиады  по экологи

5

2008 -09

Селиверстова Дарья  

10

Учебно-исследовательская

Биотестирование почвы и временных водоемов , окружающих полигонтвердых бытовых отходовг.Городца с использованием растительных тест объектов

Участник областной олимпиады

6

2008 -09

Беляева Елизавета

11

Учебно-исследовательская

Оценка сукцессионных процессов экосистемы памятника природы « Дубрава Городецкого района», через серию геоботанических исследований фитоценозов и учет возрастной структуры ценопопуляций древесных эдификаторов

Победитель районной олимпиады  по экологи, победитель районной конференции по экологии

7

2008

Шушарина Анастасия

11

Учебно-исследовательская

Эколого-гигиеническая оценка школьного учебного помещения

Участник районной конференции по экологии

8

2008 -09

Киселева Ирина

9

Учебно-исследовательская

Проблемы умственного утомления школьников

Победитель районной олимпиады  по экологи     (IIместо)

9

2009 - 10

Житник  Анастасия

10

Учебно-исследовательская

Диагностика заболеваний  по ногтевым пластинкам  класса

Призер районной олимпиады  по экологии  

10

2008-09

Борькова Ирина

10

Учебно-исследовательская

Отношение школьников к здоровью

Призер районной конференции по экологии

11

2008-09

Ефимова Валерия, Семенов Анатолий

8

Учебно-исследовательская

Оценка важнейших показателей состояния здоровья школьников и подготовленности организма к занятиям физической культурой

Участник районной конференции по экологии

  1. 12

2009

Золотова Ирина

11

Реферат

  Витамины их влияние на здоровье человека

2010-11

Провкова Дарья

9

Учебно-исследовательская

Сравнение кисломолочных продуктов разных производителей, оценка их качественных характеристик  класса

Призер районной олимпиады  по экологи    

2010 -11

Хахалина  Анастасия

8

Реферат

Антибиотики

Призер районной конференции по экологии

2010 -11

Сизов Артем

10

Учебно-исследовательская

Жевательная резинка – польза и вред

Участник районной олимпиады  по экологии    

2010 - 11

Житник  Анастасия

11

Учебно-исследовательская

Комплксное экологическое исследование водоема «Поливные»

Победитель районной олимпиады  по экологи (I место),     Призер районной конференции по экологии

2011- 12

Новикова  Анастасия

9

Учебно-исследовательская

Проблемы обращения с ТБО на территории Кумохинской сельской администрации      

участник районной конференции по экологии

2010 -11

Хахалина  Анастасия

9

Реферат с элементами  исследования

Список редких и исчезающих растений Городецкого района «Красная книга Городецкого района»

Призер районной конференции по экологии

2011-12

Хахалина Дарья

8

Учебно-исследовательская

 Сравнительная характеристика экологического состояния водоемов села Строчково Городецкого района Нижегородской области

Призер районной конференции по экологии

2011-12

Хахалина  Анастасия

10

Учебно-исследовательская

« Инвентаризация и электронная гербаризация поздноцветущих растений исследуемых территорий Городецкого района Нижегородской области » 

Призер районной конференции по экологии

2012-13

Хахалина  Анастасия

11

Учебно-исследовательская

Воздействие окрашивания и средств гигиены на структуру и физические свойства волос

Победитель областной конференции

2012-13

Хахалина Дарья

9

Учебно-исследовательская

Изучение  изменения окраски листьев и закономерностей листопада у древесных листопадных растений

Призер областной конференции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта с дидактической структурой урока Логопедическое занятие с группой детей 3 СКК с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

Логопедическое занятие для обучающихся 3 СКК с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с...

Выступление на курсах повышения квалификации учителей истории по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"

Представляю презентацию к выступлению по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"...

Структура урока с точки зрения системно-деятельностного подхода

Презентация на тему "Структура урока с точки зрения системно-деятельностного подхода"...

Структура урока в рамках системно-деятельностного подхода в обучении

В этом материале можно ознакомиться со структурой урока в рамках системно-деятельностного подхода в обучении...

Структура урока при системно-деятельностном подходе выступление на теор семинаре

Структура урока при системно-деятельностном подходе выступление на теор семинаре...

Задания по коррекции слоговой структуры у школьников.

Предлагаю Вашему вниманию интересные задания, которые я использую на логопедических занятиях для обучающихся с ТНР и ЗПР. Данные задания мы разрабатывали совместно с обучающимися 3-4 классов на логопе...