Системный подход в структуре экологического образования школьников
статья на тему
Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Признание ведущей роли образования среди мер, направленных на решение экологических проблем, нашло отражение в нормативных документах в нашей стране и за рубежом. Однако, приходится признать, что не произошло существенного сдвига как в отношении улучшения окружающей, так и в массовом сознании населения.
Одно из необходимых условий эффективности осуществления решений и мер, направленных на рациональное природопользование и предотвращение кризисных экологических ситуаций, – развертывание экологического образования, призванного формировать культуру деятельности и поведения личности.
Экологическое образование в нашей школе имеет давние корни, которые постепенно переросли в традиции и сформировали стержневую идею – лицо учреждения. Главным направлением в работе Строчковской школы, её визитной карточкой на протяжении двух последних десятков лет становится экологическое образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_ekologicheskogo_obrazovaniya_shkolnikov_petrova_l.g.docx | 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Системный подход в структуре экологического образования школьников.
Директор МБОУ «Строчковская сош» Городецкого района
Петрова Лариса Григорьевна
октябрь 2014 год
Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Признание ведущей роли образования среди мер, направленных на решение экологических проблем, нашло отражение в нормативных документах в нашей стране и за рубежом. Однако, приходится признать, что не произошло существенного сдвига как в отношении улучшения окружающей, так и в массовом сознании населения.
Одно из необходимых условий эффективности осуществления решений и мер, направленных на рациональное природопользование и предотвращение кризисных экологических ситуаций, – развертывание экологического образования, призванного формировать культуру деятельности и поведения личности.
С.В. Васильев и В.П. Соломин под экологическим образованием понимается психолого-педагогический процесс формирования у людей научных основ природопользования и охраны природы, необходимых умений, навыков и ценностных ориентаций в обращении с окружающей средой, развитие на всех этапах жизни гражданина мировоззрения, эстетических взглядов и этики поведения, основанных на непрерывной связи всего человечества и каждого человека в отдельности с будущим биосферы, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных условий и ресурсов, глубокой внутренней убежденности в необходимости разумного поведения в природе каждого члена общества.
Экологическое образование в нашей школе имеет давние корни, которые постепенно переросли в традиции и сформировали стержневую идею – лицо учреждения. Главным направлением в работе Строчковской школы, её визитной карточкой на протяжении двух последних десятков лет становится экологическое образование.
В основу построения системы экологического образования школьников положены идеи, сформулированные Л.В Тарасовым
Принципы модели "Экология и Диалектика".
Принцип интегративно-гуманитарного подхода, включающий пять граней:
грань личностного восприятия,
грань сопричастности,
грань глобального восприятия,
грань ориентации на консенсус,
грань личной ответственности.
Принцип «окна».
Принцип «выхода за рамки».
Принцип разведения уровней.
Говоря об «Экологии», мы имеет в виду духовное возрождение личности, означающее радикальную смену многих стереотипов:
Человек теперь не сторонний наблюдатель, а часть природы; Он либо погибнет вместе с ней в экологической катастрофе, либо найдет пути дальнейшей совместной эволюции.
Человек теперь не узкий профессионал, интересующийся лишь своей сферой деятельности, а разносторонне развитая личность с целостным осознанием мира.
Человек теперь не прагматик, для которого важна лишь сиюминутная выгода, а духовная личность, принимающая на себя ответственность перед потомками и осознающая приоритет культуры над прогрессом.
Человек теперь не индивидуалист, озабоченный проблемами собственного выживания, а личность, открытая другим людям, сопереживающая их горестям и радостям.
Человек теперь не безответственный, «слепой» исполнитель, привыкший жить в системе запретов, а ответственная личность, способная перебирать, анализировать, оптимизировать, генерировать варианты, принимать решения в условиях неопределенности.
Экологическое образование реализуется в разносторонней деятельности, но главная его цель – это смена мировоззрения, формирование убеждений в возможности и необходимости природосообразного существования человека.
Начальный этап формирования системы экологического образования – погружение педагогов в идеи, цели, принципы , которые предполагает реализовать система. Это самый сложный этап - так как даже незначительное изменение взглядов, убеждений у сформировавшейся личности, требует значительных усилий и занимает определенный временной этап. На этом этапе проводятся серии круглых столов, обучающих семинаров, педсоветов, анкетирований, деловых игр и т.д. среди педагогов школы. Учителя, первыми присвоившие инновационные идеи, затем осуществляют диссимиляцию передового опыта в коллективе.
Чтобы быть актуальным, услышанным интересным детям необходимо идти не только в ногу со временем, необходимо быть на полшага впереди осваивая передовые идеи новые педагогические технологии, методы или новые средства обучения. Необходимое условие в данной ситуации, постоянное образование и самообразование учителя – как главного субъекта системы экологического образования .
Этапы становления и развития системы экологического образования школы
1986-90г.г. В школе проводятся отдельные мероприятия экологической направленности, осуществляемые учителями естественно - научного цикла в рамках внеклассной работы;
1990-1993г.г. Вовлечение классных руководителей и коллективов учащихся в экологическую природоохранную деятельность- система КТД экологической направленности;
1993-2004г.г. Распространение методических подходов и идей экологического образования на учебн -воспитательный процесс в целом . Реализация модели школы «Экология и диалектика» Тарасов Л.В. Экологизация всей системы школьного образования;
2005-2008г.г. Участие в седьмой международной конференции АсЭкО «Образование для устойчивого будущего» в Москве. 2005г. Апробация курса « Устойчивое развитие» на базе нашей школы. Экологическое образование для УР, направленное на овладение обучающимися способами приобщения к социальному опыту экологической культуры и формирования личного опыта культуротворчества в интересах устойчивого развития общества и природы. Команда школы разрабатывает и реализует социальный проект «Повестка 21 для Строчковской сош»;
С 2007 года на базе Строчковской школы по инициативе администрации школы проводиться районная конференция школьников по экологии;
2009г. Проекто - исследовательская деятельность распространяется на все формы организации УВП (кружковая работа , предметные уроки, ИГЗ, внеклассная работа, социальные проекты);
в 2011 году границы конференции вышли за пределы района – конференция стала межрайонной;
с 2012года - реализация системы экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения
Цель экологического образования в рамках ФГОС: освоение экосистемной познавательной модели и формирование личного опыта ее творческого применения для приобщения к экологической культуре человечества, проектирования собственной деятельности на основе экологических, нравственных и правовых императивов, развития рефлексивно-оценочных умений по разрешению ведущих противоречий экологического сознания, самоопределения в личностном смысле ценностей экологической этики (устойчивого развития).
Основные аспекты содержания экологического образования и методы его реализации по ступеням образования.
Начальная школа - этап формирования эмоционально-чувственного положительного отношения к природе.
Методы формирования субъективного отношения к природе:
Экологическая идентификация – определение своего места в системе «природа»
Экологическая эмпатия - чувства эмоциональной отзывчивости, сочувствие к жизни природы
Экологическая рефлексия - умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние по отношению к объектам окружающей среды.
Задача педагога состоит в создании ситуаций открытия ребенком в приобретаемых знаниях личностных смыслов. Следует пронести знание об окружающем мире через сознание ребенка, так чтобы были затронуты струнки души, возникло субъективное переживание или проживание материала.
Среднее звено - интеллектуализация эмоций – смена отношений основанных на эмоциях, на осознанные отношения, базирующиеся на знаниях, подкрепленные необходимостью заботы о природе, не утратившие при этом эмоциональной окраски. Использование социального моделирования, т.е. инсценирование проблемных острых ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, их анализ, преобразование и проигрывание с новыми составляющими. Способ наиболее эффективен для формирования ценностей;
Старшее звено – опыт творческой деятельности по решению экологических проблем, опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося к тому, что он познает или преобразовывает. Формирование нравственного отношения к природе, приоритета нравственных ценностей, готовности к моральному выбору с экологически обоснованных позиций. Организация экологических дебатов, развитая проектно-исследовательская деятельность.
Взаимовлияние элементов содержания экологического образования (С.В. Васильев, В.П. Соломин)
Взаимосвязь элементов Элементы содержания | 1 | 2 | 3 | 4 |
1. Экологические знания | Деятельность способствует получению новой информации | Творчество стимулирует приобретение новых знаний учеником | Эмоции мотивируют тягу к знаниям, способствуют проявлению оценочных суждений | |
2. Виды экологической деятельности | Знания являются теоретической базой для овладения способами деятельности | Опыт творчества способствует рационализации деятельности и выработке навыков | Эмоции способствуют повышению производительности труда | |
3. Опыт творческой деятельности в области окружающей среды | Знания помогают осуществить перенос умений в новую ситуацию | Деятельность способствует переходу умений в навыки и росту творческой деятельности | Положительные эмоции усиливают стремление к творчеству | |
4. Опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде | Знания способствуют увеличению числа объектов попадающих в систему личных ценностей ученика | Наличие умений усиливает эмоциональный настой учащегося | Творчество способствует позитивному настрою на процесс учения |
В современном экологическом образовании в школе необходимы все перечисленные элементы содержания, исключение любого из них нарушает функционирование всей системы, что отрицательно скажется на результатах образования.
Важный фактор – атмосфера и среда, в которой осуществляется процесс экологического образования.
Все материальные аспекты школьной жизни рассматриваются в контексте природосообразности:
-водосбережение;
- энергосбережение;
- теплосбережение;
-«зеленый дизайн» помещений;
- «благоустройство территории»;
- озеленение территории
Экологическая подготовка учащихся базируется на краеведческом материале.
Разработка экологических карт местности, карты зеленых насаждений территорий и др. Учебно- исследовательские работы , выполненные учащимися, через практические формы деятельности, расширяют познание школьниками родного края .(Приложение №1)
Результативность системы экологического образования
- Ежегодно школа становиться призером или победителем по организации экологической работы в районе: «Дни защиты от экологической опасности». Месячник включает спектр природоохранных акций ежегодно организуемых в школах района и области. Все учащиеся школы от 1класса до 11 – принимают участие в этих мероприятиях.
- На протяжении 11 лет в школе функционирует кружок экологическо- краеведческой направленности «Турист - эколог», «Юнек». Экологическое воспитание, через живое общение с природой, через организацию природосообразной жизнедеятельности туристов в рамках походов и экспедиций, прикладной деятельности является наиболее эффективной формой работы в этом направлении.
Автор была разработчиком и организатором проекта межрайонного этно-экологического лагеря «Росток». Одной из важнейших составляющих работы лагеря, является разработка и реализация этно - экологических исследовательских проектов.
- В школе ежегодно проводиться международная «Неделя в защиту животных» при активном участии детей и родителей. Ученики и руководители акций ежегодно получают благодарности от Международного фонда защиты животных.
- Активное участие принимают школьники, учителя и родители в акциях и экологических мероприятиях Союза охраны птиц Росси СОПР (Нижегородское отделение) Учеты птиц на пролете, Акции «Птица года», изготовление гнездовий и кормушек, листовок , проведение агитбригад по тематике .
- Призовые места за участие в конкурсах социальных проектов, экологических молодежных проектов.
- 20 летний опыт организации экологических исследований школьниками окружающей среды. Копилка лучших исследовательских работ учащихся.
- Призовые места в конференциях учебно- исследовательских работ среди школьников на областном уровне
- Ученики школы ежегодно становятся призерами и победителями олимпиад по экологии и биологии
Заключение.
Данная система, являясь составляющей непрерывного экологического образования, с одной стороны, рассматривается как часть системы школьного образования, в которой данная система функционирует. С другой стороны, она является частью системы непрерывного экологического образования, которое берет свое начало из системы дошкольного образования, а продолжается в профильном образовании вузов и сузов.
Система экологического образования - открытая, непрерывно развивающаяся система. Она эффективна, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем, она постоянно обновляется целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами. На следующем этапе своего развития включает в свою структуру идеи зеленого развития и экологической психологии.
Литература
- С.В. Васильев, В.П. Соломин «Экологическое обучение и воспитание в системе школьного географического образования» http://www.vevivi.ru/best/YEkologicheskoe-obuchenie-i-vospitanie-v-sisteme-shkolnogo-geograficheskogo-obrazovaniya-ref140166.html
- Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н., Либеров А. Ю http://do.gendocs.ru/docs/index-357200.html?page=3
- Сборник методических материалов под редакцией профессора Л.В Тарасова , Модель школы «Экология и диалектика».1993г.
Приложение №1
Тематика творческих работ (проектов, исследований), выполненных учащимися школы( 2006 -2013г.г.).
№ | год | Автор | класс | форма | Тема | результат |
1 | 2006 -07 | Малышева Светлана | 10 | Учебно-исследовательская | Инвентаризация старовозрастных деревьев городского вала г.Городца Нижегородской области. | Призер областной конференции «Мы и земля» |
2 | 2007-08 | Селиверстова Дарья | 9 | Учебно-исследовательская | Влияние компьютера на здоровье школьника. | Победитель районной олимпиады по экологи |
3 | 2007-08 | Малышева Светлана | 11 | Учебно-исследовательская | Мониторинг физического развития и анализ заболеваемости школьников, на примере учащихся МОУ Строчковской средней общеобразовательной школы» | Победитель районной олимпиады по экологи |
4 | 2007-08 | Беляева Елизавета | 10 | Учебно-исследовательская | Экологическое исследование памятника природы « Дубрава Городецкого района» | Победитель районной олимпиады по экологи |
5 | 2008 -09 | Селиверстова Дарья | 10 | Учебно-исследовательская | Биотестирование почвы и временных водоемов , окружающих полигонтвердых бытовых отходовг.Городца с использованием растительных тест объектов | Участник областной олимпиады |
6 | 2008 -09 | Беляева Елизавета | 11 | Учебно-исследовательская | Оценка сукцессионных процессов экосистемы памятника природы « Дубрава Городецкого района», через серию геоботанических исследований фитоценозов и учет возрастной структуры ценопопуляций древесных эдификаторов | Победитель районной олимпиады по экологи, победитель районной конференции по экологии |
7 | 2008 | Шушарина Анастасия | 11 | Учебно-исследовательская | Эколого-гигиеническая оценка школьного учебного помещения | Участник районной конференции по экологии |
8 | 2008 -09 | Киселева Ирина | 9 | Учебно-исследовательская | Проблемы умственного утомления школьников | Победитель районной олимпиады по экологи (IIместо) |
9 | 2009 - 10 | Житник Анастасия | 10 | Учебно-исследовательская | Диагностика заболеваний по ногтевым пластинкам класса | Призер районной олимпиады по экологии |
10 | 2008-09 | Борькова Ирина | 10 | Учебно-исследовательская | Отношение школьников к здоровью | Призер районной конференции по экологии |
11 | 2008-09 | Ефимова Валерия, Семенов Анатолий | 8 | Учебно-исследовательская | Оценка важнейших показателей состояния здоровья школьников и подготовленности организма к занятиям физической культурой | Участник районной конференции по экологии |
| 2009 | Золотова Ирина | 11 | Реферат | Витамины их влияние на здоровье человека | |
2010-11 | Провкова Дарья | 9 | Учебно-исследовательская | Сравнение кисломолочных продуктов разных производителей, оценка их качественных характеристик класса | Призер районной олимпиады по экологи | |
2010 -11 | Хахалина Анастасия | 8 | Реферат | Антибиотики | Призер районной конференции по экологии | |
2010 -11 | Сизов Артем | 10 | Учебно-исследовательская | Жевательная резинка – польза и вред | Участник районной олимпиады по экологии | |
2010 - 11 | Житник Анастасия | 11 | Учебно-исследовательская | Комплксное экологическое исследование водоема «Поливные» | Победитель районной олимпиады по экологи (I место), Призер районной конференции по экологии | |
2011- 12 | Новикова Анастасия | 9 | Учебно-исследовательская | Проблемы обращения с ТБО на территории Кумохинской сельской администрации | участник районной конференции по экологии | |
2010 -11 | Хахалина Анастасия | 9 | Реферат с элементами исследования | Список редких и исчезающих растений Городецкого района «Красная книга Городецкого района» | Призер районной конференции по экологии | |
2011-12 | Хахалина Дарья | 8 | Учебно-исследовательская | Сравнительная характеристика экологического состояния водоемов села Строчково Городецкого района Нижегородской области | Призер районной конференции по экологии | |
2011-12 | Хахалина Анастасия | 10 | Учебно-исследовательская | « Инвентаризация и электронная гербаризация поздноцветущих растений исследуемых территорий Городецкого района Нижегородской области » | Призер районной конференции по экологии | |
2012-13 | Хахалина Анастасия | 11 | Учебно-исследовательская | Воздействие окрашивания и средств гигиены на структуру и физические свойства волос | Победитель областной конференции | |
2012-13 | Хахалина Дарья | 9 | Учебно-исследовательская | Изучение изменения окраски листьев и закономерностей листопада у древесных листопадных растений | Призер областной конференции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура системной платы. Основные характеристики компьютера. Принцип открытой архитектуры компьютера.
Разработка урока по информатики...
Технологическая карта с дидактической структурой урока Логопедическое занятие с группой детей 3 СКК с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
Логопедическое занятие для обучающихся 3 СКК с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с...
Выступление на курсах повышения квалификации учителей истории по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"
Представляю презентацию к выступлению по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"...
Структура урока с точки зрения системно-деятельностного подхода
Презентация на тему "Структура урока с точки зрения системно-деятельностного подхода"...
Структура урока в рамках системно-деятельностного подхода в обучении
В этом материале можно ознакомиться со структурой урока в рамках системно-деятельностного подхода в обучении...
Структура урока при системно-деятельностном подходе выступление на теор семинаре
Структура урока при системно-деятельностном подходе выступление на теор семинаре...
Задания по коррекции слоговой структуры у школьников.
Предлагаю Вашему вниманию интересные задания, которые я использую на логопедических занятиях для обучающихся с ТНР и ЗПР. Данные задания мы разрабатывали совместно с обучающимися 3-4 классов на логопе...