Выступления на педсовете.
учебно-методический материал на тему
Выступления на педсовете.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьников.
Уже который раз размышляя о школе будущего, человечество имеет в виду совершенствование, усложнение, модернизацию учебного процесса. Опять нарушается баланс основных функций школы — обучения, воспитания и развития. Школа как педагогическая система, как целостность, стремящаяся к гармонии, разваливается.
Особенно обидно за воспитание. Похоже, что недооценка воспитывающей деятельности педагога стала нашей дурной традицией. Ещё А.С. Пушкин почти 200 лет назад замечал, что все беды России происходят по одной причине — из-за отсутствия воспитания. Д.И. Менделееву принадлежат слова: «Знания без воспитания — это меч в руках сумасшедшего».
Но воспитание всегда отставало от обучения, рассматривалось как сопутствующая деятельность. В России воспитывать издавна значило — поучать. Позднее возникла проблема свободного времени, и педагоги взялись за организацию досуга детей Рождение детских организаций (пионерской и комсомольской) значительно обогатило жизнь школы. Но вот наступило новое время, и этих организаций не стало. Общее отношение к воспитанию изменилось. Возникло даже выражение, ставшее крылатым: «Чем советское воспитание, лучше никакого». Так и пошло.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой “валеология”, идеями “безопасного секса” и “планирования семьи”; отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.
Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути". Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть банкнотом (имеется в виду банкир — прим. автора), потому что банкист богатый и хорошая работа".
В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.
Одной из находок являются обобщающие уроки на свободную тему “Десять заповедей”. Дети припоминают все, что читали об этом за три года: из полузабытых рассказов учебной книги и внеклассного чтения у них вновь возникли образы друзей детства. Почему о десяти заповедях можно сказать, что они составляют “костяк” нравственности христианина, его конституцию?
Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий.
Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Для этого надо создавать свои учебные заведения, делать все, чтобы помогать людям и в первую очередь детям воцерковляться, приходить к Богу, чтобы утвердиться на единственно верном фундаменте.
Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.
Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству – это и идеал русской женщины и наша история, это боль, тревога и забота наших дней. Как воспитать девочку такой? Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения русской национальной традиции.
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.
Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.
У рассказа на этическую тему несколько функций:
служить источником знаний,
обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,
служить способом использования положительного примера в воспитании.
Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.
Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования.
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.
Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения.
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.
В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.
Для выявления уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников надо выяснить категориальную структуру нравственности.
Поэтому в самом начале работы предстоит ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 10 категорий.
Первоклассникам проще всего объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость».
Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорят, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучат конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся дают только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».
Во втором классе в отношении дружбы в ответах начинают дифференцироваться конкретные признаки: «это когда доверяешь другому», «когда общаешься часто с кем-то и веришь ему», «это союз единомышленников», «это такая связь с человеком, когда хоть иногда ссоришься, но все равно дружишь».
В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием -«это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».
Во втором классе зло толкуется с точки зрения причинения вреда: «делают плохое», «обижают маленьких», «отобрали мяч», т.е. сохраняется связь с конкретным действием. Сохраняется связь и с плохим (злым) человеком, и исчезают ответы, связанные только с эмоциональной оценкой данной категории.
Добро в представлении отвечающих -«когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые первоклассники включают «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла».
Во втором классе появляются ответы типа: «это когда человек умеет воспринимать чужую боль» и «это богатство».
Счастье все реже связывается с подарками и праздниками и чаще - только с радостным, веселым настроением: «это значит веселый от чего-то», «когда у человека все хорошо», «жизненная радость», «когда все удается».
Милосердие большинство ответивших связали с «добрым сердцем» и «желанием делать добрые дела», с «человеком, который всех жалеет».
Понимание категорий «свобода», «долг» далеки от действительности.
Программы, направленной на воспитание духовно – нравственных качеств младших школьников, нужно придерживаться в течение всего обучения ребенка в начальном звене.
Программы духовно – нравственного воспитания с 1 –го по 4- класс
1-ый класс
Форма общения.
1. Доброе слово что ясный день.
2. Ежели вы вежливы,
3. Когда идешь по улице.
4. Узнай себя.
5. Нам счастья не сулит обида чья-то.
Отношения к окружающему.
1. Путешествие в волшебную сказку.
2. Я могу быть волшебником.
3. Маленькое дело лучше большого безделья.
4. Любимый уголок родной отчизны.
5. У каждого народа свои герои.
6. Мы соберём большой хоровод.
7. Я люблю маму милую мою.
8. Поздравляем наших мам: коллективный праздник.
9. Люби все живое.
Отношения в коллективе.
1. Если радость на всех одна.
2. Мой класс - мои друзья.
3. Самолюб никому не люб.
4. Поиграем и подумаем.
5. 0 дружбе мальчиков и девочек.
6. Путешествие в мир мудрых мыслей.
7. Доброта что солнце (итоговое занятие).
2-ой класс.
Форма общения.
1. Если песни петь, с ними веселей.
2. Добрым жить на белом свете веселей.
3. Добро творить - себя веселить.
4. Подумай о других.
5. Подарок коллективу.
6. Делу - время, потехе - час.
7. Чего в других не любишь, того и сам не делай.
Отношения с окружающими.
1. Подари другому радость.
2. 0т чего зависит настроение.
3. Не стесняйся доброты своей.
4. Мой дом - моя семья.
5. В труде человек хорошеет
6. Все на белом свете солнышкины дети.
7. Поздравляем наших мам.
8. Со взрослыми и сверстниками.
9. Цени доверие других.
Отношения в коллективе.
1 .Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.
2. Советуем друг другу.
3. Общее и особенное для мальчиков и девочек.
4. Поговорил бы кто со мной.
5. Подарок коллективу (общеколлективная деятельность).
6. Делаем газету (итоговое занятие).
3-ий класс.
Форма общения.
1. Здравствуйте все.
2. Будем беречь друг друга.
3. Дружим с добрыми словами.
4. Любим добрые поступки.
5. Подари учителю дело и слово доброе.
6. Умеем общаться.
7. Каждый интересен.
8. Подарок коллективу (коллективная деятельность).
Человеческие отношения.
1. Душа - это наше творение.
2. Отворите волшебные двери добра и доверия.
3. Хорошие песни к добру ведут.
4. Вглядись в себя - сравни с другими.
5. Помоги понять себя.
6. 0 настоящем и поддельном.
7. Тепло родного дома.
8. Поздравляем наших мам.
9. Цветы, цветы - в них Родины душа.
10. Когда солнце тебе улыбается (праздник песни).
Отношения в коллективе.
1. Чтобы быть коллективом.
2. Коллектив начинается с меня.
3. Подарок коллективу.
4. Секретные советы мальчикам и девочкам.
5. Скажи себе сам.
6. Вот и стали добрей и умней.
7. Школе посвящается (заключительный праздник).
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…». В.А.Сухомлинский .
Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии . Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Принципы здоровьесбережения : « Не навреди !». Приоритет заботы о здоровье учителя и учащего ся. Непрерывность и преемственность. Субьект - субьективные взаимоотношения . Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям усащихся. Комплексный, междисциплинарный подход . Успех порождает успех . Активность. Ответственность за свое здоровье.
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика Рациональ-ный уровень Недостаточ-но рацио-нальный Нерацио-нальный Количество видов учебной деятель- ности Виды учебной деятельности : опрос,письмо,чтение,слуша-ние,рассказ, ответы на вопросы,рас- сматривание, списывание 4-7 2-3 1-2
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика Рациональ-ный уровень Недостаточ-но рацио-нальный Нерацио-нальный Не более 10 мин. 11-15 мин. Более 15 мин. Средняя продолжи- тельность и частота чередова-ния видов деятельно-сти
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика Рациональ-ный уровень Недостаточ-но рацио-нальный Нерацио-нальный Количество видов пре-подавания Виды препода- вания: словесный, наглядный, самостоятель-ная или практическая работа, аудиовизуаль- ный Не менее 3-х 2 1
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока . Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика Рациональ-ный уровень Недостаточ-но рацио-нальный Нерацио-нальный Чередова-ние видов преподава-ния Плотность урока Количество времени, затраченное школьником на работу Не позже, чем через 10-15 мин. Не менее 60% и не более 75-80% Через 15-20 мин. 85-90% Не череду-ются Более 90%
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока. Критерии здоровье- сбережения Характерис-тика Рациональ-ный уровень Недостаточ-но рацио-нальный Нерацио-нальный На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражне-ний с 3-4 повторе-ниями каждого 1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер- жанием или продолжи- тельностью Отсутст-вует Наличие, место, содержание и продолжи- тельность на уроке моментов оздоровле-ния Физкультми-нутки, динами-ческие паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Работоспособность в течение учебного дня 1-6 классы
Работоспособность в течение учебного дня 7-11 классы
Работоспособность в течение рабочей недели 1-6 классы
Работоспособность в течение рабочей недели 7-11 классы
Физкультурно-оздоровительная работа в школе
Требования к проведению физкультминуток Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Виды физкультминуток Упражнения для снятия общего или локального утомления. Упражнения для кистей рук. Гимнастика для глаз. Гимнастика для слуха. Упражнения корректирующие осанку. Дыхательная гимнастика
Литература 1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.».,Москва, Издательство «Вако»,2005 г. 2. 2. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г. 3. 3. Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии»., Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г. 4. 4. http://www.openclass.ru/io/9/kostenko Костенко Л.В. «Здоровье сберегающие технологии в школе».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы; являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а также системы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.
Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным возможностям обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Достижение планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно учитываться при оценке результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений, педагогических работников.
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по завершении обучения.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ОСНОВНАЯ ШКОЛА любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный , активно и заинтересованно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни . любящий свой край и свою Родину , знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности человеческой жизни , семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного ОЖ, безопасного для человека и окружающей его среды ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА преемственность и развитие
УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО РАЗВИТИЯ (11-13 лет, 14-15 лет)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (система ведущих целевых установок и ожидаемых результатов) ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ личностные мета предметные предметные Самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация Саморегуляция и самоорганизация коммуникация познавательная деятельность Освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Достижение планируемых результатов проявляется в способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач путём овладения системой учебных действий с изучаемым учебным материалом УУД ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок , отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества c педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
УУД 2 4 1 Формирование основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности Формирование готовности и способности к переходу к самообразованию на основе устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Готовность к выбору направления профильного образования Формирование основ социальных компетенций Личностные УУД Формирование адекватной позитивной самооценки и Я-концепции (самосознание) 3 5 Самоопределение
УУД 5 2 4 3 1 Прогнозирование и корректировка Способность ставить новые учебные цели и задачи (целеполагание) Контроль и оценивание своих действий по результату и по способу действий Планирование реализации целей Выбор путей и средств Регулятивные УУД (способность к проектированию) Управленческие умения
УУД 5 2 4 3 1 Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Учитывать намерения и способы коммуникации партнёра Развитие речевой деятельности Коммуникативные УУД Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию Продуктивно разрешать конфликты
УУД 5 2 4 3 1 Познавательные УУД Практическое освоение основ проектно- исследовательской деятельности Освоить ознакомительное, изучающее, усваивающее и поисковое чтение Практическое освоение методов познания Работа с текстом, преобразование и интерпретация, содержащейся в нём информации Приобретение потребности поиска дополнительной информации
Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета УМЕНИЯ ( в начальной школе ОПЫТ), специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых обучающимся.
Учебно-познавательные задачи способствующие освоению систематических знаний: первичное ознакомление, отработка и осознание теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур; выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности; выявление и анализ существенных устойчивых связей и отношений между объектами и процессами. самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний ( использование знако-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации; установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений и т.д.)
Учебно-практические задачи разрешения проблем сотрудничества коммуникации самоорганизации и саморегуляции рефлексии формирования ценностно-смысловых установок формирования ИКТ- компетентности обучающихся
На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: • четырёх междисциплинарных учебных программ - «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»; • учебных программ по всем предметам - «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Второй иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования - один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования путем через вовлечение в оценочную деятельность педагогов и обучающихся.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна: определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в
обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования; предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения); позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности образовательного учреждения и системы образования разного уровня.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.
Система оценки достижения планируемых результатов ООПООО – это инструмент реализации требований Стандарта, направленный на обеспечение качества образования. ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обеспечение эффективной обратной связи , позволяющей осуществлять управление образовательным процессом Итоговая оценка «Выпускник научится» Результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности . Промежуточная аттестация является внутренней оценкой. Уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО, необходимых для продолжения образования. Г(И)А является внешней оценкой. По результатам ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ По результатам ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (в том числе Г(И)А)
Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в оценке образовательных достижений. Положительная динамика образовательных достижений — важнейшее основание для принятия решения об эффективности учебного процесса, работы учителя ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ : отслеживание динамики образовательных достижений ученика.
Стартовая диагностика Проводится в 5-9 классах для определения уровня остаточных знаний, сформированных УУД, организации коррекционной работы в зоне «актуального развития».
Стартовая диагностика Стартовые работы проводятся на 2-3 неделе сентября; Используется инструментарий, по содержанию равнозначный использованному в конце предыдущего класса; Результаты фиксируются в сводных таблицах, где указаны проверяемые умения, в листах индивидуальных достижений; Контрольные работы по предметам, диагностика сформированности УУД
Самооценка
Особенности оценки МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ в основной школе Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта, обязательного для всех обучающихся.
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии школы или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. Выделяем два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный . Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта.
Уровневый подход к достижению предметных результатов Уровень Освоение планируемых результатов Рекомендации Выполнение заданий (%) Отметка Высокий Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области. 100 5 Повышенный 75 4 Базовый Освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Достаточный уровень для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. 50 3 Пониженный Отсутствие систематической базовой подготовки, обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня. 25 2 Низкий Наличие только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению , развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся. 0-5 1
Базовый Освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Достаточный уровень для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. 50 3 Пониженный Отсутствие систематической базовой подготовки, обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня. 25 2 Низкий Наличие только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению , развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся. 0-5 1
Уровень Освоение планируемых результатов Рекомендации Выполнение заданий (%) Отметка Высокий Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области. 100 5 Повышен-ный 75 4 Базовый Освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Достаточный уровень для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. 50 3
Планирование результата учитель должен уметь: формулировать дидактическую цель (проект будущего желаемого результата) урока; формулировать задачи, направленные на достижение всех групп результатов, поставленной цели; определить базовый и повышенный уровни овладения новым способом действия; формулировать результаты урока в соответствии с задачами; подбирать задания для итоговых и срезовых работ…
Оценка учителем результатов, полученных в ходе выполнения стандартизированных проверочных, контрольных, диагностических работ на протяжении всего периода обучения
Все проверочные (любые классные) работы имеют следующие этапы проведения: рассказ учителя о внешних критериях оценки (эталонах), выработка критериев, выполнение самой работы, оценка учащимися своей работы по заданным критериям, проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся, соотнесение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение расхождений в оценке.
Философия учебного портфолио предполагает: Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; Интеграцию количественной и качественной оценок; Перенос педагогического ударения с оценки педагога на самооценку школьника; Основной смысл портфолио – "дать возможность каждому школьнику показать все, на что он способен".
Функции "портфолио": Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени; Целеполагания - поддерживает учебные цели ученика; Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ; Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году; Мотивационная - поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей; Рейтинговая - показывает диапазон навыков, умений, использование приобретенного опыта.
Цель портфолио – Выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы .
Механизмы комплектования профильных классов с помощью итоговой аттестации и портфолио Зачисление в профиль- ные классы школ Построение образова- тельного рейтинга каждого выпускника Муниципальная экзаменационная комиссия: (4 экзамена: Русский язык, Математика, 2 экзамена по выбору)+ Портфолио Выпускники 9-х классов
Типы ( составляющие) портфолио "Портфолио документов" "Портфолио работ" "Портфолио отзывов"
Вид представления Достоинства (преимущества) Ограничения Вкладыш в аттестат Диплом Грамота Свидетельство Возможность как количественной, так и качественной оценки материалов портфолио Не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.п. Портфолио документов Сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения
Портфолио работ С обрание творческих и проектных работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности . Вид представления Достоинства (преимущества) Ограничения Ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выбору Творческая книжка с приложением работ Электронные документы Видеозаписи Модели, проекты Качественн ая оценк а по заданным параметрам : полнот а , р азнообразие, убедительност ь материалов, ориентированност ь на выбранный профиль обучения , динамик а учебной и творческой активности, направленност ь интересов, характер предпрофильной подготовки. Качественная оценка не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.
Портфолио отзывов Х арактеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам Вид представления Достоинства (преимущества) Ограничения Тексты заключений Рецензии Отзывы Резюме Эссе Рекомендательные письма и прочее Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления Сложность формализации и учета собранной информации.
Механизмы включения портфолио в предпрофильную подготовку Создание в МОС организационной структуры, отвечающей за портфолио и вводящей его в действие на своей территории; Разработка структуры и содержания портфолио; Разработка критериальной базы; Определение "веса" портфолио; Установление срока, в течение которого индивидуальные учебные достижения являются актуальными и накапливаются в портфолио; Определение ответственных за формирование портфолио учащегося.
Схема исчисления итоговой оценки портфолио Позиции Компоненты Баллы Блок А Олимпиады Международная Победитель или призер Всероссийская Победитель Призер Республиканская Победитель областная, краевая Призер Городская Победитель Призер 10 9 8 8 7 7 6 Блок Б Иные сертифика-ты Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, вузами, фондами и др. Образовательное тестирование и конкурсы по предметам Конкурсы и мероприятия, организованные МОС От 1 до 5
Варианты определения "веса" портфолио: Вес портфолио может соответствовать весу одного экзамена – max 5 баллов; Вес портфолио может соответствовать весу двух экзаменов – max 10 баллов; Итоговая оценка портфолио определяется максимальным баллом какой-либо одной его составляющей или является интегральной величиной.
МОУ__________________________________________ Название школы _____________________ Фамилия______________________________ Имя__________________________________ Отчество______________________________ Число, месяц, год рождения_________________ Дата выдачи: «___» _____20___г. М.П. Директор школы:_________ / ФИО /
l . Сведения об участии в олимпиадах № Класс Дата участия Наименование олимпиады Уровень Место Баллы Подпись классного руководителя
2. Сведения об участии в научно-практических конференциях. 3. Сведения об участии в мероприятиях и конкурсах дополнительного образования, образовательных тестированиях по предметам. 4. Сведения о спортивных достижениях. 5. Сведения о прохождении элективных курсов, спецкурсов и практики. № Класс Дата участия Наименование мероприятия Уровень Место Баллы Подпись классного руководителя
Образовательный рейтинг ученика № Компоненты Результаты (баллы) 1. Результаты экзаменов Оценки Общий балл Русский язык Математика Экзамен по выбору Экзамен по выбору 2. Профильные предметы (3 предм.) Оценки Общий балл 1.,2.,3. 3. Портфолио Один максимальный балл 4. Аттестат об основном общем образовании Средний балл 5. Итого
Положение "О переводе успехов и достижений в балльную систему" Компоненты Уровень Место Баллы Олимпиады Международный Всероссийский Победитель призер Победитель Призер 10 10 9 8 Республиканский Муниципальный Школьный Победитель Призер 2-3 Призер 4-6 Победитель Призер 2-3 Призер 4-6 Победитель Призер 2-3 8 7 6 6 5 4 3 2
Положение "О переводе успехов и достижений в балльную систему" Компоненты Уровень Место Баллы Мероприятия, конкурсы дополнительного образования, спортивные соревнования Международный Всероссийский Победитель призер Победитель Призер 8 7 7 6 Республиканский Муниципальный Школьный Победитель Призер Победитель Призер Победитель Призер 6 5 4 3 2 1
Структура портфолио 1. Олимпиады Российского, городского, школьного уровней 2. Конкурсы (сочинений, творческих работ и т.д.) Российского, республиканского, муниципального, школьного уровней 3. Исследовательская деятельность на федеральном, республиканском, муниципальном, школьном уровнях 4. Предпрофильные курсы, отработанные обучающимися в собственной школе или в учреждении сетевого взаимодействия (за 9 класс) 5. Дополнительное образование, участие в работе кружков, секций и т.д. 6. Образовательные курсы – курсы, пройденные учащимися с целью углубления и расширения знаний по определенным дисциплинам. Включаются при условии сертификации
Параметры оценивания Федеральный уровень 1 место – 10 б. 2-3 место – 9 б. Республиканский уровень 1 место - 8 б. 2-3 место – 7 б. Муниципальный уровень 1 место – 5 б. 2-3 место – 4 б. Школьный уровень 1 место – 2 б. 1, 2, 3 разделы портфолио Высший балл 4, 5, 6 разделы портфолио Средний балл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...
Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.
Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...
Выступление на педсовете
Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....
Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.
Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...