Образовательная среда как объект управления
методическая разработка на тему
Образовательная среда как объект управления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_upravlencheskoy_deyatelnosti.docx | 144.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта управленческой деятельности
Образовательная среда как объект управления
Школа — это мастерская, где формируется мысль
подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее.
Барбюс Анри
Четыре года я работаю директором МБОУ «Таллинской СОШ» Вопрос повышения эффективности управления образовательным учреждением в постоянно изменяющихся условиях развития современного общества является актуальным для каждого директора школы, для меня, в частности.
Анализируя собственную управленческую деятельность за 4 года, мне хочется отметить актуальные для меня моменты, которые позволяют решать основную задачу - становление эффективной системы управления школой и образовательным процессом, направленной на развитие личности ученика и обеспечение качества образования в школе. Важнейшим компонентом всей системы качества образования является управление. Управление качеством образования – это обеспечение проектирования, достижения стабилизации качества условий образовательного процесса, качества осуществления образовательного процесса и качества его результатов. Такое определение согласуется с теми позициями, на которых основаны представления администрации нашей школы о том, что такое качество образования.
Любая деятельность должна быть урегулирована с помощью правовых норм. В последние годы всё приводится в соответствие с требованиями государства, создаётся и обновляется нормативно-правовая база школы. Поэтому я, как директор школы, постоянно работаю и стараюсь обновлять свой багаж правовых знаний, усваиваю правовые нормы. В этом мне помогают справочники, Интернет-информация, информация, получаемая на КПК. Большую роль при управлении играют локальные акты школы, которые регламентируют всю её деятельность и подводят под неё правовую основу. Поэтому директор школы, на мой взгляд, должен владеть технологией создания правовой нормы в рамках своего образовательного учреждения.
Понимание проблем и трудностей образовательного учреждения, необходимость применения адекватных мер для их решения привело меня к мысли, что основной управленческой технологией должно стать проектирование деятельности образовательного учреждения и учебно-воспитательного процесса в целом, а также планирование. Но планирование не предполагает комплексного развития образовательного учреждения, а лишь повторяет набор мероприятий, которые необходимы для обычного функционирования школы, то есть для выполнения государственного заказа. Но каждая школа уникальна и отличается от других тем, что имеет определённые условия, возможности, потребности, заказ конкретных родителей и школьников для организации и обеспечения образовательного процесса. Интенсивные процессы, которые были запущены в школе в период моего прихода, потребовали от управленческой команды, которую я возглавляла, совершенно иных решений. Главное в данном случае, что мы должны были сделать - это определить стратегию развития своего образовательного учреждения, а именно:
- уметь увидеть будущее школы (миссию школы), перспектив её развития;
- определить цели и задачи своего образовательного учреждения;
- уметь выбирать формы реализации стратегии;
- уметь реализовать стратегический замысел;
- уметь дать оценку реализации стратегии.
В связи с этим, важное место в моей управленческой деятельности занимает анализ. Именно он позволяет выявить школьные проблемы. И чем он глубже, тем яснее вырисовывается перспектива. Увидеть, а затем прописать перспективы развития школы можно, если охватить аналитической работой всех участников учебно-воспитательного процесса: педагогов, учеников и родителей. В нашей школе такую деятельность мы пытаемся развивать.
Основной целью Программы развития, которая была разработана в в 2012 г.до 2017 г, является создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
В настоящее время данную Программу реализует коллектив педагогов в составе 12 человек, из которых 9 имеют высшее образование, 3 – среднее специальное; высшую категорию имеет 1 человек, I – 10, соответствие занимаемой должности -1 человек.
Каков результат реализации Программы развития школы на данный момент?
В настоящее время в нашей школе 54 обучащихся.
Для меня, как для любого директора, важен не только процесс, но и его результаты. Именно мониторинг и контроль позволяют соотнести реальное положение с запланированным, выявить качество организации того или иного мероприятия, направленного на совершенствование учебно-воспитательного процесса, определить результативность учебной и воспитательной работы в целом.
Со своей главной задачей - дать учащимся качественное образование - педагогический коллектив школы справляется успешно.
О внутришкольной оценке качества образовательного процесса
Важным моментом в организации деятельности управленческой команды школы является планирование действий и управленческих решений на учебный год по основным направлениям работы, мониторинг осуществления образовательного процесса. По окончании учебного года проводится анализ выполненных действий и достигнутых результатов. Выявляются проблемы. Я, находясь в процессе работы, чётко вижу ещё и те проблемы, которые возникают в течение учебного года. Одни из них решаются оперативно, другие ставятся во главу угла следующего учебного года. Фактически получается, что и управленческая команда, и директор, как лидер этой команды, должны находиться в постоянной рефлексивной позиции по отношению к тем процессам, которые протекают в школе и по отношению к своей собственной управленческой деятельности.
Именно мониторинг и контроль позволяют соотнести реальное положение с запланированным, выявить качество организации того или иного мероприятия, направленного на совершенствование учебно-воспитательного процесса, определить результативность учебной и воспитательной работы в целом.
О методической работе
Что меня волнует в первую очередь? Конечно, компетентность и профессионализм педагогов. Поэтому большое внимание уделяю методической работе. В результате выстраивается система, цель которой – повышение профессионального мастерства учителей. Компоненты системы: курсовая переподготовка, включение учителей в конкурсы профессионального мастерства, неформальная организация методической работы в школе, участие в инновационной деятельности – направлены на достижение этой цели.
Анализ работы методических объединений показал недостаточную эффективность их деятельности. Объединили в методические объединения учителей историко-филологического цикла и учителей естественно-научного цикла соответственно. Продолжили работу методические объединения учителей начальной школы и классных руководителей. Провели семинары для руководителей МО. И процесс пошёл! Сегодня мы можем говорить об активности этой структуры в образовательном процессе. Несомненно, существуют проблемы, например, самообразования учителей, взаимопосещения уроков и др., но администрация всячески создаёт условия для их решения.
Следующий шаг – проведение педагогических советов. Продумали тематику педагогических советов с учётом проблем и затруднений предыдущего учебного года:
- Общеучебные умения и навыки – необходимое условие для успешности обучения (2013г.)
- Формы и методы контроля знаний учащихся как способ повышения качества знаний (2014г.)
- Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни (2014г.)
- От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий (2015г.)
- Новые подходы к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в образовательном процессе (2014г.)
К педагогическим советам готовимся неформально, практически всем коллективом. Заинтересованно знакомимся с теорией по данному вопросу, обсуждаем открытые уроки, выступления коллег. Результат – повышение качества уроков.
Появилась новая традиция – ежегодное проведение методической конференции «Методический рост учителя и качество образовательного процесса» под девизом «Обучать – значит вдвойне учиться».
На протяжении ряда лет школа работает в инновационном режиме:
- Развитие сети образовательных учреждений: обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства
- Расширение общественного участия в управлении образованием
- Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- Воспитательное пространство как основа развития личности ученика
- Использование возможностей социокультурного пространства Грачевского раиона для обеспечения личностного развития учащихся в соответствии с ФГОС
- Психолого- педагогическое сопровождение учащихся при выборе профессии
Тематика инновационной деятельности свидетельствует о разнообразных направлениях работы школы, что позволяет двигаться вперёд.
Ежегодно мы принимаем участие в районном этапе проведения всероссийской олимпиады школьников, результаты которого являются оптимальными; участвуем в районных и всероссийских конкурсах разной направленности.
Особое внимание при реализации учебного плана мы уделяем развивающей эколого-образовательной среде, которая выступает как средство для обучения и развития, а также как предмет проектирования и моделирования в соответствии с образовательными целями и условиями. Центральным компонентом такой среды является общность людей – субъектов эколого-образовательного процесса – педагогов и учащихся, которые взаимодействуют: а) друг с другом; б) социальным окружением; в) с окружающим природным миром, г) самими собой как частью окружающего природного мира. При этом все элементы внешней для человеческой общности среды непосредственно или косвенно взаимодействуют между собой.
Возможность участия в практических делах (творческих, социально-значимых) позволяют различные виды внеурочной деятельности: традиционная акция «Охранять природу – значит любить родину» (конкурс фотографий « Жалобная книга природы», «Любимый уголок природы», конкурсы поделок из природного материала).
Социальное направление внеурочной деятельности представлено программой «Мой мир – мой дом» (социально-значимые мероприятия класса, школы, села): трудовые десанты, Дни здоровья.
В школе также созданы условия для работы Летнего оздоровительного лагеря. Его программа скорректирована с учетом задач ЭОУЭР.
Опыт нашей практической деятельности показывает, что массового охвата учащихся внеурочной работой в указанной области и сопутствующего решения общепедагогических задач возможно достаточно эффективно добиться при выборе форм работы с учетом потребностей детей, их способностей и индивидуальных особенностей.
В школе на протяжении нескольких лет работает научное общество «Озарение», где формируется готовность к исследовательской деятельности. Тематика работ охватывает важные сферы жизни человека. Эти работы занимают призовые места на районной научно-практической конференции «Шаг в будущее», участвуют в различных дистанционных всероссийских и международных конкурсах.
Художественное творчество – еще одно направление внеурочной деятельности, дающее широкие возможности для моделирования образовательной среды, социального позиционирования. Программы внеурочной деятельности (кружок «Умелые ручки») основаны на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур.
На старшей ступени школьник апробирует свои профессиональные предпочтения, нормы взаимодействия с окружающими. Школьник – субъект соорганизации образовательной среды (для других, для себя, для социокультурной среды). Социально-проектные ситуации: традиционные школьные мероприятия, участие в мероприятиях районного Дома культуры позволяет накапливать опыт социального взаимодействия, реализовывать творческие возможности.
В любой школе должна существовать своя внутренняя культура, отражающая определённые традиции и внутреннюю атмосферу. Необходимо дать возможность учащимся наслаждаться прекрасным не только в природе и в искусстве, но и в повседневной жизни, находясь в эстетически организованной школьной среде. Исходя из этого в качестве вариативной части нами выделено такое направление, как эстетизация учебно-воспитательного пространства школы. Проект «Красота спасет мир» реализуется на всех ступенях обучения. Это качественно новый уровень: преобразование в своей практической деятельности окружающего мира.
В школе действует система воспитательной работы, построенная на диагностике личности обучающихся и нацеленная на их всестороннее развитие.
Ключевым звеном в организации воспитательной работы является классный руководитель. Организовано методическое объединение классных руководителей, под руководством педагога- психолога ведется работа по повышению их профессиональной компетентности;
- В своей деятельности школа широко использует познавательные и профессиональные возможности социума, взаимодействует со всеми организациями и учреждениями, где работают или учатся ее обучающиеся, а также с культурно-массовыми, медицинскими, правоохранительными, спортивными и другими организациями муниципального района.
Но на сегодняшний день комплексная воспитательная работа – это западающее звено в нашей школе, над которым мы постоянно работаем и надеемся на получение в дальнейшем положительных результатов. Особое внимание мы уделяем профилактике правонарушений и преступлений в молодежной среде, а также оказываем помощь в социальной адаптации и реабилитации подросткам из неполных и малообеспеченных семей.
Общество становится потребителем образовательных услуг. И поэтому интересы социума не могут не учитываться системой образования, и нашей школой в том числе. Поэтому большую роль в управлении и работе образовательного учреждения играет родительская общественность. Школа отрыта для конструктивного диалога с родительской общественностью, с местным сообществом. Ежегодно проводится традиционная родительская конференция, в полную меру действуют родительские комитеты в каждом классе.
В современных условиях возрастает сложность управления образовательным учреждением, т.к. необходимо не только руководствоваться государственными нормативными документами, реализовать образовательные стандарты, внедрять необходимые инновации, но и максимально учитывать образовательные запросы социума, ориентироваться на актуальные и перспективные потребности местного рынка труда, строить деятельность с учетом сложившихся образовательных традиций.
Администрация школы постоянно проводит мониторинг удовлетворённости посредством анкетирования родительской общественности и учащихся качеством образовательных услуг школы.
Что можно считать достижением в воспитательном процессе? Хорошее поведение учеников? Выполнение поручений? Отсутствие состоящих на учёте? Высокий процент занятости дополнительным образованием? Наверное, формально, всё это верно. Но мы знаем, что результаты воспитания – это долгосрочная перспектива, предполагающая, что выпускник состоялся в жизни. А для этого важно, чтобы в школе была сформирована воспитательная система.
С моей точки зрения, в нашей школе такая система есть. Это гуманистическая модель, цель которой – напитать сердце и душу ребенка «всеми лучшими,…возвышающими» образами. (Ш.А. Амонашвили).
Задача школы – включение учащихся в различные виды деятельности, чтобы дети развивались в соответствии с тремя фазами: становление, формирование, преобразование, а в конечном итоге стали социализированными, успешными, нравственными людьми.
Реализация воспитательной компоненты происходит за счёт проведения мероприятий ряда программ, а именно: «Духовно-нравственное воспитание учащихся», «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», «Профилактика употребления психоактивных веществ», «Память поколений», «Вместе мы шагаем дружно», Программа внеурочной деятельности.
Достижениями в воспитательной работе считаю:
- активность участия обучающихся в школьных и внешкольных мероприятиях, ученическом самоуправлении составляет 80% .
- развитие спорта через создание спортивного клуба «Луч», проведение школьной спартакиады, участие в районных соревнованиях. Школьная команда по волейболу – заняла 2 место в районных соревнованиях
- реализация социально-патриотического проекта «Никто не забыт», ежегодно проводится акция «Подарок воину»
- развитие творческих способностей учащихся через создание танцевального коллектива, включение в творческие конкурсы и мероприятия;
Наверное, многое из перечисленного есть в любой другой школе. Тогда чем отличаемся мы? Наверное, тем, что в предлагаемых делах учащиеся участвуют по желанию. А желающих много! И как гордятся ребята (и их родители), когда получают заслуженные награды и пополняют своё портфолио.
О родителях
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”, - писал В.А.Сухомлинский. Сотрудничество школы с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сегодня проблемой для школы являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь образовательного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.
Уже на линейке 1 Сентября после того, как дети зашли в школу, говорю всем присутствующим: «Все вопросы в школе решаются в пользу ребёнка!» В конце каждой встречи с родителями говорю о взаимодействии семьи и школы во имя благополучия ребёнка! Есть надежда, что меня слышат, так как со всеми проблемами приходят прежде всего в школу. Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания. Учителя, классные руководители знают мою позицию и поддерживают её.
Взаимодействие с родителями в школе строится на основе таких идей-принципов, как:
- обращение к чувству родительской любви;
- умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;
- уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.
Придерживаюсь в этой деятельности мнения В.А. Сухомлинского “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям и как можно больше духовного общения с детьми и родителями”.
Содержание сотрудничества с родителями включает три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.
С целью реализации первого направления проводятся встречи со специалистами на родительских собраниях (психологами, врачами), организованы индивидуальные консультации с психологом проводятся круглые столы по обмену опытом воспитания в семье.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс происходит через совместное участие в школьных мероприятиях, приветствуется совместное выполнение проектных заданий. Родители могут посещать уроки как в День семьи, так и в обычные дни, когда хотят познакомиться с работой ребёнка на уроке или требованиями учителя-предметника.
К сожалению, интерес родителей к участию в школьных делах угасает с взрослением ребёнка. Но не у всех! Самые активные участвуют в работе родительских комитетов классов, Родительского совета школы, Управляющего совета. Органы общественного управления обсуждают вопросы организации питания и безопасности учащихся, внеурочной деятельности, благоустройства школьной территории, согласовывают локальные акты и объекты ремонта. Не могу не сказать, что среди активистов-родителей много бывших выпускников.
Ничего не скрываю от родителей! На заседаниях Родительского совета обсуждаем самые злободневные вопросы организации образовательного процесса.
И обязательно говорим слова благодарности за воспитание детей на итоговых линейках и выпускных вечерах!
Постоянно проводится мониторинг уровня удовлетворённости родителей школой. 85% родителей удовлетворены качеством предоставления образовательных услуг.
О социальных партнёрах
Социальное партнёрство важно для более качественной организации образовательного процесса, информированности о работе образовательной организации и др. На сегодня установлены партнёрские отношения с учреждениями дополнительного образования, учреждения культуры и досуга, общественными организациями.
За последние годы мне удалось установить отношения с представителями депутатского корпуса района и области.
О стимулировании труда педагогических работников
Считаю важным для себя стимулировать труд сотрудников в соответствии с разработанным Положением. Стабильно работает Комиссия по стимулированию, основной принцип которой – открытость и гласность. Со всеми сотрудниками заключён эффективный контракт. Разработаны критерии эффективности и результативности труда для всех категорий сотрудников, каждый из которых знает, за что он может получить стимулирующую выплату.
Организация этой работы способствует повышению качества образовательного процесса.
Исходя из практико-ориентированного анализа, нами были выделены основные направления, по которым коллектив школы работал в течение последних трех лет:
1. Создание реальных условий для получения основного общего и среднего (полного) общего образования учащихся.
2. Развитие мотивации деятельности обучающихся, повышение качества знаний и успеваемости, создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, жизненного пути, направлений самореализации и самосовершенствования.
3. Социальная поддержка и психолого-педагогическая реабилитация подростков, содействие их успешной социализации в современных условиях.
4. Обеспечение условий для индивидуализации образовательного маршрута учащихся в процессе получения среднего (полного) общего образования в соответствии с возможностями и мотивацией обучающихся
5. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, формирование ценностей здорового образа жизни.
6. Развитие представлений молодых людей о системе общечеловеческих ценностей, нормах морали, нравственно-эстетическое воспитание учащихся. Укрепление правосознания как средства гражданского, патриотического воспитания.
Школа - сложная многоуровневая система. Она не может функционировать и развиваться также и без решения хозяйственных и финансовых вопросов. А в условиях развития экономической самостоятельности школы повышаются и требования к директору, как главному менеджеру. Он должен научиться разбираться во всех механизмах, к чему мы и стремимся, несмотря на все трудности современного мира.
Таким образом, считаю, что моя деятельность руководителя охватывает необходимые направления работы школы и имеет определённые результаты. Но всегда есть, к чему стремиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общеучебные умения и навыки как объект управления образовательным процессом.
Доклад на Межрегиональном интернет-педсовете «Создание в общеобразовательном учреждении единого образовательного пространства для формирования учебных и общеучебных умений учащихся». Данный матер...
Проблема оценки качества информационно-образовательной среды в структуре управления образовательными системами
Достижения в области современных информационных и телекоммуникационных технологиях находят всё большее применение в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в образовании. Внедрение их ...
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...
Методическое пособие "Использование Google-форм и Google-таблиц в управлении качеством образования в цифровой образовательной среде"
Разноуровневые тесты на Google-формах - конструктор on-linе тестов, удобный для контроля и проверки различный данных. Можно использовать как для урочно-внеурочной работы, так и дистанционной.В пособии...
«Цифровая образовательная среда школы, как средство управления качеством образования».
Процесс реформирования школы зависит от общемировых тенденций. На данный момент отмечается подъем в обучении, обусловленный развитием информационных технологий, которые ускоряют информатизацию обществ...
Информационно -образовательная среда для управления образовательными результатами и совершенствования методической работы в школе
Одним из условий эффективного функционирования школы является использование современных информационных технологий в управлении образовательными результатами и организацией методической работы в школе....
Возможности единой информационно-образовательной среды в управлении образовательным учреждением
Предпосылками для разговора об информационно-образовательной среде в современной педагогической науке стали разговоры об информатизация образования. Рассмотрим информатизацию в двух методических аспек...