Педсовет. Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.odt | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Фоменко Лариса Леонидовна,
заместитель директора по УВР
МБОУ «КСОШ им.Т.Т. Шерета»
С. Красномихайловское,2014г
Педсовет «Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников»
Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников.
Задачи: 1.) изучить сложившуюся в школе систему работы по данному направлению;2.) выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;3.) обновить содержание и формы работы по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.
Участники: администрация и педагоги школы, представители ученического и родительского актива.
Подготовка:
- Создание инициативной группы по проведению педагогического совета.
- Подготовка экскурсии в музей для участников педсовета.
- Анкетирование учащихся 9-11 классов (анкета прилагается).
- Изучение научно – методической литературы по обсуждаемой проблеме классными руководителями.
- Составление инициативной группой проекта решения педсовета
Оформление, оборудование и инвентарь: доска, проектор, подготовлены рабочие места для участников заседания, мультимедийная презентация по теме педсовета (Приложение 1). На доске оформлена таблица к практической части педсовета.
Ход педсовета
- Работа педагогического совета начинается с посещения музея и знакомства с экспозициями: «История школы в истории села»
- Вступительная часть. Краткое выступление директора школы Булановой Л.Г. о задачах и замысле педагогического совета
- Информационно-теоретическая часть. Выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе Фоменко Л.Л.
“Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д.Ушинский
Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работы нашей школы, для которого в школе имеются все условия: спортивный зал, имеется библиотека с читальным залом, 2 спортивных секций . Школа работает давно в этом направлении, имеет свой опыт, достижения. Команды наших спортсменов участвовали во всех районных конкурсах, эстафетах, соревнованиях, а также по итогам этих соревнований в зональных, республиканских соревнованиях, где добивались результатов по легкой атлетике, по баскетболу. Неоднократно спортсмены школы занимали призовые места: в районных соревнованиях по легкой атлетике «Шиповка юных».
Квалифицированные педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования. Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своей Родине, республике,району, школе, своей семье, для развития интереса к спорту, военной профессии.
Как же мы воспитываем патриотизм? Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Работа по гражданско - патриотическому воспитанию учащихся велась по следующим направлениям деятельности:
1 направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
- Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Традиционная ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая учащихся ).
- Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда Шефская помощь.
- Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.
- Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
- Проведение конкурсов военно-патриотической песни, смотров строя и песни, военно –
Спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в селе. Все ветераны закреплены за классными коллективами, которые шефствуют над ними, поздравляя со всеми праздниками, помогая. Выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается Книга памяти. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, с чаепитием 8 мая, традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны, участниками локальных войн и военных конфликтов к Дням воинской славы.
Возрождается в школе Тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается.
2 направление. Историко-краеведческая работа. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:
- экскурсии в городской краеведческий музей, школьный музей,
- уроки - знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края;
- изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников;
- оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью";
- конкурсы лучших чтецов «С чего начинается родина?»
3 направление. Работа военно-исторического музея. Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений является краеведение. Учащиеся совместно с руководителем музея:
- Собирают материал о подвигах участников военных событий и оформляют его в картотеку материалов о ветеранах ВОВ и локальных войн.
- Составлять и ведут Книгу Памяти.
- Охраняют памятники истории родного города, школы.
- Проводят культурно-массовую работу среди учащихся школы.
- Проведение музейных уроков.
- Проведение экскурсий для учащихся 1-11 классов, педагогов, родителей (в соответствии с тематикой стендов, основным разделам, экспозициям музея и к Дням Воинской славы).
4 направление. Формирование правовых знаний. Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.
- уроки обществознания (с 6 класса), экономики, права;
- изучение правил поведения в школе и общественных местах;
- школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);
- встречи с представителями суда и прокуратуры;
- общешкольные мероприятия;
- работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
- работа Совета школы.
5 направление. Воспитание на культурных традициях народа.
- уроки гуманитарного цикла;
- Факультатив «основы православной культуры»;"Основы буддизма"
- организация и проведение тематических вечеров, бесед;
- изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;
- изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;
- организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Огромная роль в воспитание гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России, Республики Калмыкии, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими, проводят большую экскурсионную работу по памятным и историческим местам, знакомя учащихся с памятниками культуры.
Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью.
Если заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом, то подростковый возраст – мировоззренческой базой будущего гражданина.
Но статистика свидетельствует о росте среди старшеклассников негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, коррозии патриотических и гражданских идеалов. Для выявления уровня гражданственности и патриотизма было проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов, в котором приняли участие 153 человека. Анкета «Патриот и гражданин» (Приложение 2). Результаты анкетирования видны на диаграмме (слайд 15). При достаточно высоких результатах тестирования, ответы на некоторые вопросы заставляют задуматься. Так на вопросы: «Я многим обязан своей стране» (3% учащихся ответили «нет»), «Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились» (7%- «да»), «Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей» (9% - «нет»). Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.
IV. Практическая часть. Для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизму у школьников присутствующим предлагается принять участие в составление плана совместных действий педагогического, ученического и родительского коллективов. Используя метод «Мозгового штурма», участники педсовета по кругу высказывают свои предложения, которые заносятся в начерченную на доске таблицу:
Обработанные в дальнейшем инициативной группой данные таблицы будут учтены при составлении Комплексной программы по гражданско-патриотическому воспитанию, при составлении общешкольного плана воспитательной работы и станут основой для планирования работы в классах.
Для разработки данной программы и совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся участникам педсовета предлагаю принять участие в составлении плана совместных действий.
V. Заключительная часть. Итоги всех проведенных мероприятий свидетельствуют о том, что прогрессирует процесс становления системы патриотического воспитания, а мероприятия, направленные на воспитания гражданственности и патриотизма у школьников приняли системный характер в связи, с чем нужно разработать и принять «Комплексную воспитательную программу работы школы по гражданско – патриотическому воспитанию на 2010 – 2015 год», включив в нее план мероприятий, посвященный 67 – летию Победы. Рассмотреть программу на заседаниях МО, создав систему массовых общешкольных, классных мероприятий совместно с педагогами, с родителями и учащимися, продолжая работу по организации совместной общественно – значимой гражданско-патриотической деятельности родителей и учащихся.
Обсуждается и утверждается решение педагогического Совета:
Проект решения педагогического совета:
- Одобрить работу педагогического коллектива школы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания, сохраняя традиции школы.
- Выбрать инициативную группу для реализации плана гражданско-патриотического воспитания, посвященного 67-годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
- Заместителю директора по УВР и инициативной группе педагогического совета, разработать и утвердить «Комплексную воспитательную программу работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию на 2010-2015 год», создав систему массовых общешкольных, классных мероприятий совместно с педагогами, с родителями и учащимися, продолжая работу по организации совместной общественно-значимой гражданско-патриотической деятельности родителей и учащихся.
- При планировании и организации воспитательной работы на 2 полугодие 2011 –2012 учебного года:
- продолжить проводить внеклассные и общешкольные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию;
- учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников вопитательно - образовательного процесс;
- использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, ДВД, а также документальные, художественно-исторические фильмы;
- приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн, выпускников-военнослужащих и курсантов военных училищ, а также родителей учащихся.
- Ежегодно проводить анкетирование учащихся по гражданско – патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников
Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников...
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.
этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....
Статья по теме семинара "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"
В данной статье представлен материал районного семинара заместителей директоров по ВР по теме "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"...
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников
Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности...
Педсовет "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"
Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников, формирования толерантного отношения к окружающим....
Педсовет "Воспитание гражданственности и патриотизма".
Педсовет "Воспитание гражданственности и патриотизма". Выступление на педсовете было подготовлено на основании опыта работы и конкретных примерах уроков истории....
Педсовет "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"
Педсовет "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"...
- Мне нравится (1)