Компетентностный подход в обучении математики
статья по теме
Подготовку учащихся к научно-исследовательской деятельности нужно, начиная с пятого класса, несмотря на то, что эффективность такой работы будет выражаться не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских навыков. Впоследствии, переходя из класса в класс, пополняя запас знаний, учащиеся при желании смогут заниматься научно-исследовательской деятельностью, связанной с выбором будущей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tumanova_faina_nikolaevna.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Туманова Фаина Николаевна,
учитель математики МБОУ «СОШ №15 г. Йошкар-Олы»
Компетентностный подход в обучении математики
В образовательной политике России на современном этапе отчетливо представлен социальный заказ школе: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к максимальному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание». Реализация этого социального заказа невозможна в рамках традиционной знаниево - просветительской парадигмы, требует новых подходов к образованию, одним из которых является компетентностный подход в образовательном процессе. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Принципиально изменяется и позиция учителя, преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций. Можно определить возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды:
- Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
- Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точек зрения окружающих.
- Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.
- Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
- Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
- Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
- Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы.
- Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
Перед преподаванием математики в школе стоят цели - это формирование и развитие математического мышления. Необходимо систематически использовать на уроках задачи, способствующие формированию у учащихся познавательного интереса и самостоятельности. Осуществляя целенаправленное обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных упражнений, учить их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы. На мой взгляд целесообразно использовать на уроках задачи на сообразительность, задачи-шутки, математические ребусы, софизмы. Учитывать индивидуальные особенности школьника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя задания различного типа. Умение учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. При изучении темы «Проценты» можно предложить следующее задание. На имя пятиклассников нашей школы поступило письмо пенсионерки Нины Ивановны: «Дорогие пятиклассники! Размер моей пенсии 10800 рублей. Посчитайте сколько денег я потрачу на коммунальные расходы, если они составляют 23%. У меня в кошельке 2500 рублей. Хватит ли этих денег на оплату коммунальных услуг». В старших классах при решении задач на проценты можно предложить посчитать доход от вклада в 10000 рублей при ставке 9.8 % годовых на три года без пополнения счёта, а в другом случае ежегодно пополняя счёт на 1000 рублей. Прочное усвоение знаний является главной задачей процесса обучения, но это очень сложный процесс. В него входят восприятие учебного материала, его запоминание и осмысливание, а также возможность использования этих знаний в различных условиях.
Для создания соответствующих условий обучения, развития и воспитания ученика учитель математики, в свою очередь, должен обладать информационно-коммуникационной компетентностью.
Считаю, что я обладаю информационно-коммуникационной компетентностью, а именно:
Применяю в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ (пользовательские ИКТ – компетенции):
• компьютер;
• программное обеспечение на уровне пользователя;
• коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя.
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении, и на уроках математики в частности, невозможно без компьютера. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения:
• путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет);
• путём ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники);
• используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала; при закреплении и повторении изученного; при итоговом контроле.
При проведении уроков и при подготовке к ним я использую материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещённой на сайте в Интернет: http://school-collection.edu.ru/catalog/.
Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.
Для формирования исследовательской компетенции предлагаю задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты решения одной задачи и сделать определенный вывод, а также задачные ситуация, которые могут быть разрешены на основе кластерного подхода и направлены на развитие экономико-математической компетентности учащихся. «Для взрослого кролика-самки весом в 3 кг в покое требуется зимой в сутки: сена 0,125кг, корнеплодов 0,1кг, концентратов 0,035кг. Сколько потребуется сена, корнеплодов и концентратов в отдельности, чтобы прокормить 4-х кроликов в течение ноября, декабря, января и февраля месяцев високосного года?» (решали на уроке обобщающего повторения в конце прошлого учебного года в 6-х классах).
После рассмотрения этой задачи учащимся предлагается составить кормовой рацион для кролика весом 4 кг, находящегося в состоянии покоя в летний период. Для разрешения данного исследовательского задания создали три кластера для сбора информации из различных источников: посещение станции юных натуралистов города Йошкар-Олы; беседа с родителями, бабушками, дедушками, знакомыми, которые занимаются разведением кроликов; посещение городской библиотеки и использование ресурсов сети Интернет. Полученные данные использовали для составления новых задач, а учащиеся, выполняя задание, открывают ранее неизвестное для них знание. Приведу условие одной из задач, которая была составлена учащимися после проведённого исследования: «На станции юных натуралистов города Йошкар-Олы 10 взрослых кроликов. Летом одному кролику весом в 4 кг в покое требуется: 0,7кг подвяленной травы, 0,1кг корнеплодов (1 капустный лист или 1 кусок кабачка, или 1 кусок моркови), 1 кусок белого сухарика – 0,015кг. Сколько потребуется в отдельности кормов, чтобы прокормить 10 кроликов в течение всего лета?»
Кроме того, считаю, что готовить учащихся к научно-исследовательской деятельности нужно, начиная с пятого класса, несмотря на то, что эффективность такой работы будет выражаться не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских навыков. Впоследствии, переходя из класса в класс, пополняя запас знаний, учащиеся при желании смогут заниматься научно-исследовательской деятельностью, связанной с выбором будущей профессии. Начиная с пятого класса, стараюсь обучение сделать проблемным, чтобы оно содержало элементы самостоятельной исследовательской деятельности. В качестве иллюстрации учебного исследования приведу пример из учебника математики для пятого классах авторов Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, упражнение № 528: «Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, со знакомыми взрослыми и постарайтесь узнать, нужна ли им в работе, в жизни математика, можно ли стать хорошим специалистом, не зная математики». Задание даётся учащимся как домашнее задание на определённый срок и оформляется в виде творческих работ. Суть такого задания сводится к тому, что учащиеся проводят кратковременные исследования по предложенной учителем тематике. Выполнение этого задания – своего рода вводный мониторинг, показывающий уровень исследовательской компетентности учащихся, уровень их готовности и мотивации к выполнению исследований по математике. После этого можно начинать работу по вовлечению учащихся, а возможно и их родителей, в исследовательскую деятельность, где у каждого будет определён свой уровень, способ и скорость продвижения по освоению навыков исследователя.
Список использованной литературы
1. Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе / Тобольск, Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1997
2. Ермолаева Н.А. Маслова Г. Г. Новое в курсе математики средней школы / М:, Просвещение, 1978.
3. Журнал "Математика в школе ".
4. Ирошников Н.П. Организация обучения математике в 4-5 классах сельской школы: Пособие для учителей ,2-е издание переработано / М: Просвещение, 1982.
5. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Мокрушин Е.Л. и другие. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики / М., Просвещение, 1977.
6. Методика преподавания математики в средней школе : Общая методика; Учебное пособие для студентов физико-математического факультета педагогических институтов / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский, -2-е издание переработано и дополнено / М., Просвещение ,1980.
7. Программы школьных факультативов по математике.
8. Понтрягин Л.С. О математике и качестве её преподавания - Коммунист, 1980.
9. Новосельцева З.И. Развернутые планы лекций и учебные задания для студентов по курсу "Теоретические основы обучения математике"/ С.-Петербург, Изд-во "Образование", РГПУ, 1997
10. Рогановский Н.М. Методика преподавания математики в средней школе / Минск, Изд-во "Высшая школа", 1990
11. Учебники для средней школы и соответствующие пособия для учителя.
12. Черкасов Р.С., Столяр А.А. Методика преподавания математики в средней школе / Москва, Изд-во "Просвещение", 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья"Компетентностный подход при обучении математики."
Компетентность-это по определению готовность человека использовать знания, умения и навыки в жизни для реализации практических и теоретических задач. Перспективным этот подход является и потому, что у...
Компетентностный подход в обучении математике
В связи с введением новых образовательных стандартов меняются требования к подготовке выпускников, с этой целью предлагается реализовывать компетентностный подход на уроках математики. В работе ...
Компетентностный подход в обучении математике
В статье рассматривается вопрос формирования ключевых образовательных компетенций на уроках математики (по Хуторскому)...
"Компетентностный подход в обучении математике.Из опыта работы"
Компетентностный подход при обучении математике...
КУРС «КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ» - ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
На современном этапе развития общества необходим человек отличающийся мобильностью, способный к творческому овладению знаний, умеющий применять эти знания в нестандартных ситуациях. Все эти каче...
ФГОС: компетентностный подход в обучении математике
В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс в образовательном учреждении, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка у...
Компетентностный подход в обучении математики
Компетентностный подход, как перспективное направление развития современного образования....