Самоуправление в школе
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Поддубская Ксения Игоревна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoupravlenie_v_shkole.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

  1.                            

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ

Поддубская Ксения Игоревна

ГБОУ СОШ № 1076 г. Москва

     

  1.                                  «Только там, где есть общественная жизнь,

                                 Есть потребность и возможность САМОУПРАВЛЕНИЯ.

                                 Где ее нет, всякое САМОУПРАВЛЕНИЕ

                                 Выродится в фикцию или игру».

                                                                                              С.И. Гессен

  Что такое самоуправление в школе?

1.     Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своей организации

2.     . Цели ученического самоуправления - воспитание гражданина с высокой демократической культурой,способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

3.     Задачи:

            -формирование потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов, духовного мира, развития самостоятельности, мышления и самосознания.

        -воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям и нормам коллективной жизни, законам государства, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, окружающих людей, Отечество;                  

       -воспитание желания преодолевать трудности, бороться за своих друзей и окружающих людей и помогать им найти себя

4.     Принципы работы органов самоуправления:

-открытость и доступность;

-добровольность и творчество;

-равенство и сотрудничество

-непрерывность и перспективность.

1. Проблемы развития школьного самоуправления. 

      Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми.

     Этому может служить создание социальной практики, участие в которой поможет школьникам получить опыт. Наиболее удачной формой, позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, являются школьное самоуправление (или иные формы участия детей в управлении школой) и разнообразные формы внутришкольной социальной активности.

 Сущность, как правило, отражается в определении понятия, поэтому мы обратились к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

с л а й д  6

           Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое  занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы.

                             СЛАЙД (7,8 цель)

     Актуальность   темы

В обществе и в школах  происходят определенные перемены. В связи с этим меняются функции, принципы и методы организации ученического самоуправления, а также         позиция педагогов и учеников.

В нашей школе ученическое самоуправление находится на стадии функционирования, движения к развитию за последние годы не наблюдается, что снижает влияние ученического самоуправления на жизнедеятельность       школы.        Незаметно       ослабевает единство педагогического и ученического коллективов в решении вопросов школьной жизни. Это волнует и взрослых и детей. Поэтому возникла необходимость проведения данного педсовета, который поможет решить следующие задачи:

1.  Выявить         степень         педагогической         поддержки         и         влияния ученического   самоуправления  на  жизнедеятельность     школы.

2.  Наметить        пути,         формы       и        методы       дальнейшего        развития ученического   самоуправления   в   школе.

      Школа должна предоставлять учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Проблемы и сложности эффективного функционирования школьного самоуправления.

      О важности организации школьного самоуправления было много сказано, у школ в прошлом был богатый опыт сотрудничества с пионерскими и комсомольскими организациями. Мы понимаем, что самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. Через различные виды совместной деятельности вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, за других.

с л а й д 9

      Н.П. Аникеева подчеркивает: «Детское самоуправление – это не совокупность выборных органов, а организация гуманистических отношений, которые реализуются в процессе деятельности».

      Но опыт последних лет показывает, что идея школьного самоуправления порой не срабатывает, где-то дает сбой, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Закона “Об образовании” о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Почему?

   Скорее всего, проблема заключается в следующем:

 1. Идея создания школьного самоуправления для России не нова, поэтому иногда слепо переносятся в настоящее время все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе.

 2. Иногда педагоги оказывались не готовы к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением.

 3. Декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху и в то же время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют детям в полной мере использовать эти права на практике, отсюда, как следствие, фиктивная деятельность, не вызывающая интереса у школьников.

 4. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети. Ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать. Последние исследования по вопросам школьного самоуправления, показали, что дети настаивают на введении контроля со стороны школьной администрации за своей деятельностью, а классному руководителю отводят роль “связного” с администрацией.

 5. Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают.

 6. Еще одним фактором, влияющим на эффективное функционирование, является игнорирование создания “духа школы”, учет реалий скрытого содержания образованием.

  Возникают вопросы:

 · Может быть, не имеет смысла в нынешних условиях заниматься проблемой школьного самоуправления?

 · Если организация школьного самоуправления актуальна для педагогов и учащихся, то как избежать перечисленных выше проблем?

 · Как создать школьное самоуправление?

 · Как сделать работу школьного самоуправления эффективной?

 Актуальность создания школьного самоуправления в современных условиях.

 Прежде чем задумываться о создании школьного самоуправления, необходимо ответить на вопрос о необходимости вовлечения детей в процесс школьного самоуправления.

 Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций – подростка и педагога с учетом социально-психологических особенностей развития ребенка.

 С точки зрения возрастных психологических особенностей для подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении.

 С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

     Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.

 У обучающихся возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении.

    На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.

 Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности.

 Важность и необходимость создания эффективного школьного самоуправления для педагогов понятна. Но точка зрения взрослых наставников может не совпадать с точкой зрения детей и их родителей на проблему школьного самоуправления.

Роль ученического самоуправления в развитии конкурентноспособной личности

 Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает дл многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

     Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, дети организовывают своих товарищей на выполнение заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. А, как известно, всякая деятельность человека является своего рода упражнением его сил и способностей, и, следовательно, вызывает определенное их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. А ведь, по словам В.М. Коротова, «воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке воспитанников к участию в общественном самоуправлении, в формировании у детей важнейших качеств нового человека».

     Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

    прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

 формируется и такое важное качество, как принципиальностью во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.

 Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера.

     Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы  расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка.
Основными направлением создания развивающей среды является:  вовлечение детей в детскую организацию, основывающуюся на самоуправлении. Детское школьное самоуправление в школе  имеет свою специфику и носит определенную структуру.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои возможности. Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. Наше самоуправление является формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи.
 

                                                                                                           

     В нашей школе функционируют детские объединения «Бригантина» и «Солнечный ветер». В состав ученического самоуправления входят учащиеся 5-11 классов. Существуют постоянные органы самоуправления – это 5 министерств: образования, труда и порядка, спорта и здравоохранения, досуга и пресс-центр. Есть положение о школьном самоуправлении. Учащиеся  школы   организовывают рейды по проверке классных уголков, дежурств по школе, следят за успеваемостью, посещаемостью учащихся. Ребята учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решение, взаимодействовать с товарищами, помогать другим, осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Обучающиеся стараются ответственно относиться к порученному делу, но, к сожалению, не все ребята это понимают.
    Ученическое самоуправление определяет основные направления деятельности ученического коллектива. В начале учебного года на заседании ученического совета школы был составлен план работы  самоуправления на учебный год, который скоординирован с планом учебно-воспитательной работы школы.

Особое место в планировании отведено коллективно-творческим делам. В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют все этапы самоуправления:
– совместно определяют цель своей деятельности;
– договариваются о средствах и способах ее реализации;
– управляют процессом ее осуществления;

– результат (подводят итоги выставки, школьных конкурсов).
Среди учащихся много творческих детей. Все они входят в состав ученического самоуправления, которые, оформляют актовый зал к праздникам, помогают в подборке материалов для сценариев.

     Заседания школьного самоуправления проходят 1 раз в месяц, ведутся протоколы. На заседаниях рассматриваются вопросы подготовки учащикся к проведению мероприятий, анализ мероприятий, подводятся итоги за четверть, по обращениям учителей разбираем поведение учащихся. (в этом году 1 раз). Учёба актива проходит 1 раз в месяц, но план заседаний стихийный.

     В школе проводятся традиционные праздники, спортивные соревнования. В начале октября был проведен концерт, посвященный Дню Учителя. В это день проводился День самоуправления, когда роль педагогов исполняли старшеклассники. Со временем День самоуправления получил статус отдельного школьного мероприятия. Все ученики ждали этот день с нетерпением, ведь у многих был шанс стать, пусть даже и на один день, учителем или воспитателем, почувствовать себя взрослым, самостоятельным. Также старшеклассники заменили на один день нашу администрацию. И после проведения Дня  многие ученики понимали, как порой тяжело бывает учителям и воспитателям с воспитанниками школы. Праздник осени в начальных классах проводился в виде конкурсно-игровой программы, для всех обучающихся прошла выставка цветов и поделок, где результаты подводят сами учащиеся. Ежегодно проводится  акция «Ветеран живёт рядом» в целях оказания помощи ветеранам, пожилым людям, инвалидам. Информация о проделанной работе направляется в отдел молодежной политики администрации Николаевского муниципального района. Результат работы  за несколько лет -  призовые места.

     Успешной формой в формировании конкурентноспособной личности является активное участие детей в районных, краевых и всероссийских  конкурсах и участие детей в КТД.

    Важное преимущество коллективно-творческих дел общешкольного масштаба состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Большинство обучающихся  с удовольствием участвуют в  общественных делах школы, что благотворно влияет на стремление их к самоуправлению, самореализации в различных сферах общественной жизни.

   

 Что надо сделать, чтобы активизировать работу ученического самоуправления:                                                                                                                                 

      Основными задачами для активизации ученического  самоуправления являются:

- Активное вовлечение каждого школьника  в разнообразную деятельность. Что является основным механизмом формирования личности;

- Обучение школьников управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность обучающихся;

- Повышение интеллектуального уровня школьников, воспитание в детях добра и милосердия;

  • Развитие творческой индивидуальности ребёнка;
  • разработать новое положение об ученическом самоуправлении;
  • активизировать учёбу актива ученического самоуправления;
  • привлечь педагогов для участия в ученическом самоуправление (обучение актива)

     

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоуправление в школе

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теор...

Организация ученического самоуправления в школе

В статье рассматриваются формы организации ученического самоуправления, более подробно я останавливаюсь на организации пресс-службы школы...

«Каким я вижу ученическое самоуправление в школе завтрашнего дня»

«Каким я вижу ученическое самоуправлениев школе завтрашнего дня»...

«Каким я вижу ученическое самоуправление в школе завтрашнего дня»

«Каким я вижу ученическое самоуправлениев школе завтрашнего дня»...

Самоуправление в школе

Цели и задачи воспитательной работы: Цель программы :Раскрытие, развитие и реализация творческих способностей, формирование гармоничной личности в максимально благоприятных условиях организ...

Организация самоуправления в школе

Организация самоуправления в школе выступление на педагогическом совете....

День самоуправления в школе

Презентация с фотографиями уроков...