должностная инструкция "УЧИТЕЛЬ" согласно Профстандарта педагога
консультация на тему
разработанная должностная инструкция позволяет анализировать т ребования, предъявляемые к учителю, согласно профессионального стандарта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolzhnostnaya_uchitel_prostandart.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Должностная инструкция учителя,
учитывающая требования профессионального стандарта педагога
1. Общие положения
1.1. Учитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на другого учителя, воспитателя (ГПД).Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в общеобразовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Учитель непосредственно подчиняется заместителю директора.
1.4. Учитель должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
Конвенцию ООН о правах ребенка;
нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ основного и среднего общего образования;
основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
методику преподавания предмета, программы и учебники по преподаваемому предмету;
теорию и методы управления образовательными системами, методику учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности;
педагогику, психологию, возрастную физиологию;
основы научной организации труда;
современные методы и педагогические технологии пол и культурного, продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
основы экологии, экономики, социологии;
школьную гигиену;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка школы;
трудовое законодательство;
режим работы школы;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. В своей деятельности учитель должен руководствоваться:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
указами Президента Российской Федерации, нормативными актами Правительства Российской Федерации, правительства субъекта Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;
трудовым законодательством;
правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
уставом и локальными нормативными актами школы, в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией, трудовым договором.
Учитель должен соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка и требования положения о нормах профессиональной этики педагогических работников.
2. Функции
Основными функциями, выполняемыми учителем, являются:
2.1. осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета;
2.2. организация образовательного процесса на своих уроках и других мероприятиях с обучающимися, руководство и контроль за развитием этого процесса;
2.3. обеспечение социализации, осознанного выбора и последующего освоения обучающимися профессиональных программ, формирование общей культуры личности;
2.4. обеспечение соблюдения обучающимися норм и правил техники безопасности в образовательном процессе на своих уроках и в ходе других видов деятельности.
3. Должностные обязанности
Учитель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. анализирует:
систематически эффективность учебных занятий и подходов к обучению;
административные и срезовые контрольные работ и в трехдневный срок (за исключением сочинения в 9-11-х классах, которые проверяются в недельный срок) представляет по ним отчет непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе;
результаты усвоения обучающимися преподаваемого им предмета (учебной дисциплины, образовательного модуля);
3.2. прогнозирует:
тенденции изменения ситуации в области образования для корректировки образовательных программ и учебных планов;
последствия запланированных изменений в образовательной программе, учебном плане;
последствия внедрения новшеств;
3.3. планирует и организует:
образовательный процесс в соответствии с образовательной программой школы;
самостоятельную деятельность обучающихся, в числе исследовательскую и проблемное обучение
осуществление систематического контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся и выполнения ими домашних заданий;
проведение предметных олимпиад, конференций, турниров;
работу с обучающимися по подготовке к переводным экзаменам, ГИА и ЕГЭ;
просветительскую работу для родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам организации освоения федеральных государственных стандартов и образовательных программ по преподаваемому предмету;
овладение обучающимися рациональными способами и приемами учебной деятельности;
оснащение закрепленного за ним учебного кабинета или другого помещения наглядными пособиями, учебно-методической и художественной литературой по профилю преподаваемого предмета;
с участием заместителя директора (учебно – воспитательная работа, административно-хозяйственная работа) своевременную и качественную паспортизацию учебного кабинета или другого закрепленного за ним помещения;
3.4. координирует:
работу обучающихся по освоению ими федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ по преподаваемому предмету;
взаимодействие обучающихся между собой во время проводимых им уроков и внеклассных мероприятий;
3..5. контролирует:
систематически качество знаний и компетенций учащихся, выполнение ими домашних заданий;
соблюдение учащимися во время занятий правил внутреннего распорядка учащихся и техники безопасности;
безопасность используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения;
соответствие содержания и художественного оформления полиграфической и иной информационной продукции (в том числе тетрадей, дневников, обложек для книг, закладок для книг), используемой учащимися в образовательном процессе, требованиям, предъявляемым к информационной продукции для детей соответствующей возрастной группы;
3.6. корректирует:
поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
ход выполнения учебного плана и образовательных программ;
знания учащихся по преподаваемому предмету.
3.7. разрабатывает:
инструкции по технике безопасности в закрепленном помещении и пересматривает их при изменении технической оснащенности, но не реже 1 раза в 5 лет;
инструкции для обучающихся по проведению лабораторных и практических работ;
3.8. консультирует: обучающихся по преподаваемому предмету;
3.9. оценивает: знания и компетенции обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с их реальными учебными возможностями;
3.10 обеспечивает
формирование универсальных учебных действий;
формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее— ИКТ);
формирование мотивации к обучению;
реализацию воспитательных возможностей различных видов деятельности обучающихся;
создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни школы;
развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
формирование у обучающихся толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
управление учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивации их к учебно-познавательной деятельности;
защиту достоинства и интересов обучающихся, помощь обучающимся, оказавшимся в социально опасном положении;
применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающихся;
оказание адресной помощи обучающимся;
разработку совместно с другими работниками и реализацию совместно с родителями (законными представителями) обучающихся программ их индивидуального развития;
формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся;
достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов);
особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, а также обучающимся, имеющим отклонения в развитии;
использование разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках ФГОС, современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов;
проведение учебных занятий с опорой на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также на современные информационные технологии и методики обучения;
выполнение образовательной программы, организацию и поддержку разнообразных видов деятельности обучающихся;
связь обучения по предмету (учебному курсу, образовательному модулю, образовательной программе) с практикой, обсуждение с обучающимися актуальных событий современности;
своевременное составление установленной отчетной документации и ее представление непосредственным руководителям;
своевременное и аккуратное заполнение классных журналов;
контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях ИКТ (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся и пр.);
выставление отметок в журнал и в дневник обучающегося сразу же после оценивания его ответа или работы;
связь с родителями (законными представителями) обучающихся;
оценку эффективности и результатов обучения обучающихся по предмету (учебному курсу, образовательному модулю, образовательной программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся;
использование в своей деятельности компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц;
уважение человеческого достоинства, чести и репутации обучающихся;
поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий
охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
своевременное проведение инструктажа обучающихся по технике безопасности в закрепленном помещении и его регистрацию в журнале;
выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности;
своевременную и качественную паспортизацию учебного кабинета или другого закрепленного за ним помещения;
сохранность оборудования, мебели и санитарное состояния закрепленного помещения, а также любого другого помещения, в котором учитель проводит какие-либо мероприятия с обучающимися;
своевременное информирование заместителя директора (учебно-воспитательная работа и дежурного администратора о невозможности выхода на работу из-за болезни;
3..11. предоставляет возможность:
администрации и (или) назначенным ей лицам присутствовать на своих уроках и любых мероприятиях, проводимых с обучающимися, при условии предварительного уведомления не позднее дня, предшествующего урокам и мероприятиям,
3.12. принимает участие в:
разработке основной общеобразовательной программы школы;
создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды путем обеспечения безопасности обучающихся, поддержания эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в школе;
работе педагогического совета школы, методического объединения и т.п. в объеме не менее 3 часов в месяц;
3.13. проходит:
обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
обязательное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим;
раз в 5 лет обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности;
повышение квалификации по решению аттестационной комиссии.
4. Права
Учитель имеет право:
4.1. выбирать: обоснованно и использовать при работе с обучающимися образовательные программы и их учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы из числа утвержденных в школе;
систему промежуточной аттестации учащихся, утвержденную в школе;
4.2. давать обязательные распоряжения ученикам во время занятий;
4.3. привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, дезорганизующие образовательный процесс, в порядке, установленном правилами внутреннего распорядка обучающихся;
4.4 принимать участие в:
разработке основной общеобразовательной программы школы;
создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды путем обеспечения безопасности жизни обучающихся, поддержания их эмоционального благополучия в период пребывания в школе;
принятии решений педагогическим советом;
4.5. вносить предложения:
о начале, прекращении или приостановлении конкретных методических, воспитательных или инновационных проектов;
по совершенствованию учебно-воспитательной, экспериментальной и методической работы;
4.6. запрашивать у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
4.7. приглашать от имени школы родителей (законных представителей) обучающихся для информирования об учебных успехах и проблемах их детей, нарушениях ими правил внутреннего распорядка обучающихся, устава и других локальных нормативных актов школы;
4.8. требовать:
от обучающихся соблюдения правил внутреннего распорядка обучающихся, выполнения устава школы;
от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на посещение не было дано разрешение администрации школы;
4.9. повышать свою квалификацию.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжении директора, локальных нормативных актов школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного взыскания может быть применено увольнение.
5.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации образовательного процесса учитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательных отношений ущерба, в том числе морального, в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией, учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Учитель:
6.1. работает в соответствии с учебной нагрузкой порасписанию, утвержденному директором школы;
6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый образовательный модуль в соответствии с учебным планом школы и утвержденной образовательной программой. План работы утверждается непосредственным руководителем учителя не позднее 5 дней с начала планируемого периода;
6.3. представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности объемом не более двух машинописных страниц в течение 5 дней по окончании каждого учебного модуля (полугодия);
6.4. получает от директора школы и (или) его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию с другими педагогами;
6.6. исполняет обязанности других учителей и заместителей директора школы в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора;
6.7. передает своему непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях и конференциях, непосредственно после ее получения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профстандарт педагога - достоинства и недостатки
Профстандарт педагога принят. Каковы плюсы и минусы?...
Стратегия менеджмента ОУ в условиях внедрения Профстандарта педагога
Данная программа представляет собой стратегию действий администрации ОУ по грамотному внедрению Профстандарта педагога в деятельность школы: внутрикорпоративное обучение, психолого-педагогическое сопр...
допсоглашение к трудовому договору согласно Профстандарта педагога
форма трудового допсоглашения составлена с учетом нормативно-правовой базы профессионального стандарта педагога...
Брошура "Профстандарты педагога"
подготовленна для РМО...
Задания. Профстандарт педагога
Задания к тесту профстандарт педагога...
Самооценка профкомпетенций по профстандарту ПЕДАГОГ (шаблон)
Шаблон для самооценки профессиональных компетенций по профстандарту "Педагог". Сводная таблица с автоматической обработкой на Excel....
Профстандарт педагога
Выступление на муниципальном методическом объединении учителей технологии "Профессиональный стандарт педагога"...