Ранее профессиональное самоопределение на уровне основного общего образования
статья (7, 8, 9 класс) на тему
В статье представлены материалы, отражающие опыт работы МАОУ СОШ №1 г. Салехарда по проблеме раннего профессионального самоопределения подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstup._statya.docx | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранее профессиональное самоопределение на уровне основного общего образования
Меха А.В., директор МАОУ СОШ №1
имени Героя Советского Союза И.В. Королькова
Сычева Т.В., заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ №1
имени Героя Советского Союза И.В. Королькова
Перед каждым человеком постоянно возникают проблемы, требующие от него определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или её смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем объясняют понятием профессиональное самоопределение. В связи с его многогранностью, это сложное психологическое явление не получило «единственно правильного» объяснения в психологической науке [2].
Профессиональное самоопределение (professional self) – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма[8]. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.
Профессиональное самоопределение – это осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией [3]. В психологическом плане профессиональное самоопределение означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект. Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, реализуется через формирование у него отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации. Теоретически процесс самоопределения можно считать завершенным, когда человек начинает считать себя профессионалом. Однако реально процесс он не может иметь конечной завершенности, так как по мере роста объективного уровня профессионализации растут и усложняются критерии оценки этого уровня.
По мнению Н. С. Пряжникова, профессиональным самоопределением является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации [11].Традиционно проблема самоопределения личности рассматривается в возрастной психологии при анализе особенностей подросткового и юношеского возраста.
Целостность и непрерывность профессионально-личностного развития отражается в ряде зарубежных исследовательских школ и подходов: дифференциально-диагностическом (Ф. Парсонс, Г. Мюнстенберг, Г. Боген и др.), психоаналитическом (З. Фрейд, У. Мозер, Е. Бордин и др.), в рамках теории решений (Х. Томэ, Г. Рис, Д. Тидеман, О'Хара и др.), типологическом (Дж. Холланд, Э. Шпрангер, К. Уокер, Э. Роу, Э. Фромм и др.) и в рамках теории развития (Э. Гинцберг, Д. Сьюпер, М. Бон, Дж. Крайтс и др.).
Анализ различных подходов к изучению профессионального и личностного самоопределения и его роли в формировании и проявлении профессиональной пригодности субъекта деятельности позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, самоопределение представляет собой процесс и результат смысловых и ценностных ориентации личности, ее жизненных позиций и установок и критериев личного отношения к событиям и явлениям жизни, стратегий поведения в типовых и кризисных ситуациях и т. п.
Во-вторых, самоопределение выступает в качестве механизма детерминации поведения, и в этом отношении его следует рассматривать как регулятор трудовой активности человека, уровня трудовых достижений и, следовательно, степени профессиональной пригодности.
В-третьих, с позиций реализации такой функции самоопределения личности, как поиск смысла, можно говорить о его роли в формировании чувства необходимости, удовлетворенности (неудовлетворенности) процессом и результатом профессиональной деятельности, чувства (и степени) критичности в своем отношении к конкретному трудовому процессу, что, в свою очередь, отражает уровень профессионализации личности.
В-четвертых, самоопределение выступает в качестве механизма образной регуляции процесса становления профессионала на основе формирования и сопоставления представлений о себе как профессионале и профессионале-эталоне.
Нам близки работы Э. Ф. Зеера [4], который в качестве оснований для выделения стадий профессионального становления личности берет социальную ситуацию, которая детерминирует отношение личности к профессии и профессиональным общностями и уровень реализации ведущей деятельности (её освоение, совершенствование способов выполнения приводят к кардинальной перестройке личности). Обобщенно влияние этих двух факторов на профессиональное становление личности представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Стадии профессионального становления личности (по Э. Ф. Зееру)
№ п/п | Название стадии | Основные психологические новообразования стадии |
1 | Аморфная оптация (0-12 лет) | Профессионально ориентированные интересы и склонности |
2 | Оптация (12-16 лет) | Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение |
3 | Профессиональная подготовка (16-23 года) | Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду |
4 | Профессиональная адаптация (18-25 лет) | Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества |
5 | Первичная профессионализация | Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности, квалифицированный труд |
6 | Вторичная профессионализация | Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность |
7 | Профессиональное мастерство | Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития |
Мы принимаем, как руководство к действию, подходы к профессиональному самоопределению, которые были сформулированы Д. А. Леонтьевым. Профессиональное самоопределение рассматривается им как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала [6].
Проблема профессионального самоопределения школьников всегда была не только психолого-педагогической, но и государственной. Поручения Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 года N Пр-3086, поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 25 апреля 2014 года N ОГ-П8-2956, связанные с совершенствованием профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях и развитием системы среднего профессионального образования, отражают социальный запрос современной экономики: от профессионального самоопределения личности к устойчивому социально-экономическому развитию страны и отдельных регионов. В связи с этим Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа принято распоряжение от 12 сентября 2014 г. N 585-РП «Об утверждении комплекса мер по профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа и развитию системы среднего профессионального образования с учётом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии в Ямало-Ненецком автономном округе»[10]. Опыт эффективной организации деятельности по профессиональному самоопределению школьников в ЯНАО имеется в муниципальных образованиях г. Губкинский, г. Ноябрьск[12].
Актуален он и в других регионах нашей страны. Особый интерес вызывает практика профессионального самоопределения детей и молодёжи, основанная на научной школе А.Д. Сазонова (Курганская область), основным целевым ориентиром модели которой, является соединение в единое целое профориентации, профильного обучения и предпрофильной подготовки[1]. Определённое место в реализации вышеуказанной модели профессионального самоопределения отводится каждому возрастному этапу в школьной жизни детей (5-7 классы – профессиональная направленность, 8-9 классы – профессиональное самосознание, 10-11 классы – осознанный профессиональный выбор).
Такие направления профориентационной деятельности образовательных организаций, как предпрофильная и допрофильная подготовка, профпробы (8-9 классы), профильная подготовка и профессиональные практики (10-11 классы) достаточно хорошо описаны в психолого-педагогической и методической литературе. Формирование профессиональной направленности учеников 5-7 классов в образовательных организациях имеет, как правило, второстепенное значение, периферическое значение, хотя данный этап профессионального самоопределения имеет важное значение.
С целью создания в образовательной организации модели по формированию и развитию профессионального самоопределения школьников в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова» разработана и реализуется программа развития «Школа саморазвития и профессионального самоопределения». Частью программы является проект «Модель школы допрофильной ориентации», который реализуется на уровне основного общего образования в 7-8 классах через организацию работы допрофильных модульных курсов [7]. Работа в данном направлении поможет ответить на один из важнейших вопросов: как нужно строить образовательный процесс в основной школе, чтобы он мог обеспечить эффективную подготовку учащихся к профильному обучению на уровне среднего общего образования.
В ходе реализации проекта сделана попытка разработать педагогические условия, способствующие раннему профессиональному самоопределению школьников.
Проект предусматривает управление содержанием образования через разработку, апробацию и внедрение в учебный план 7-8 классов допрофильных модульных курсов профориентационной направленности, сгруппированных в предметные образовательные модули «Человек и право», «Человек и природа», «Лингвистика», «Технопарк». В каждый модуль включено содержание предметов учебного плана школы.
В ходе реализации программ предметных образовательных модулей (допрофильных модульных курсов) использовались проектный метод, тренинги, организационно-деятельностные игры, исследовательский метод, проблемно-поисковые беседы, решение задач, экскурсии, просмотры фильмов и их обсуждение, конференции, устные журналы, работа в группах, семинары, ролевые игры, тематические вечера, защита рефератов, защита проектов, практические работы и лабораторные работы, практикумы с использованием современного оборудования [9, 13].
Результатом освоения образовательных модулей является образовательный продукт учащегося. По итогам учебного полугодия проводилась школьная неделя проектов, где учащимся предоставлялись условия для защиты индивидуальных и коллективных проектов. По итогам реализации программ проводилась промежуточная диагностика с целью выявления возможных изменений проекта в интересах детей.
Управление структурой образовательного процесса произошло через изменение учебного плана в 7-8 классах. Проект реализован за счет часов, выделенных из компонента образовательного учреждения по 1 часу в неделю в каждом классе. Предусмотрено деление класса на подгруппы, что обеспечило оптимальную наполняемость (12-14 человек) и сделало возможным использование инновационных образовательных технологий, в том числе ИКТ и Интернет-ресурсов.
Обучающиеся были включены в разновозрастные группы, сформированные на основе их самостоятельного выбора одного допрофильного модульного курса. В течение учебного года обучающиеся смогли посетить два курса из предложенных предметных образовательных модулей.
В ходе реализации проекта разработаны и научно обоснованы социально-психологические и социально-педагогические механизмы сопровождения раннего профессионального самоопределения подростков, закреплённые в соответствующих локальных актах, регулирующих деятельность школы (Учебный план МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова», Порядок реализации часов допрофильных модульных курсов (ДМК) в 7-8 классах, Порядок проведения конкурсного состязания «Фестиваль проектных работ», Программа проведения методического семинара «Итоги реализации регионального инновационного проекта «Модель школы допрофильной ориентации как инструмент саморазвития и раннего профессионального самоопределения личности»).
Педагогическими работниками, включёнными в реализацию проекта составлены и апробированы 13 программ допрофильных модульных курсов профориентационной направленности («Избранные вопросы математики», «Профессия гид-переводчик», «Экскурсоведение», «Основы журналистики», «Занимательное рядом», «Хочу всё знать», «В гостях у астрономии», «Профессия юрист», «Клуб химиков-лаборантов» и другие); апробированы образовательные технологии и методические приёмы, направленные на саморазвитие личности, формирование универсальных учебных действий обучающихся.
Одним из методических продуктов, который разработан в ходе реализации проекта, стал дневник личностного роста «На пути к профессии». Дневник личностного роста – это рабочая тетрадь для учащихся 7-8 классов. Работа с тетрадью может быть организована на классных часах, в ходе занятий курса «Самосовершенствование личности» (авторы Селевко Г.К., Соловьёва О.Ю.), на занятиях допрофильных модульных курсов. Дневник состоит из нескольких разделов «Какой я?», «Как работать над собой?», «Мой выбор». Логика организации работы с учениками 7-8 классов такова, что выполнение одних и тех же заданий и тестов проводится несколько раз за соответствующий период обучения, результаты фиксируются в специальных таблицах. Сравнивая результаты, можно проследить динамику изменения личностных качеств и профессиональных предпочтений ученика, сделать вывод о состоянии раннего профессионального самоопределения школьников, готовности их к профильному обучению.
В ходе реализации проекта создан банк диагностических материалов, позволяющих проследить динамику результативности и эффективности реализации программ допрофильных модульных курсов; оценить изменение уровня профессиональной компетентности педагогов; сформированы банки данных о личностных и метапредметных результатах освоения учащимися образовательной программы школы.
Диагностика учеников 7-8-х классов, проведённая по итогам 2013-2014 учебного года позволила оценить организационно-педагогические условия, созданные для реализации программ допрофильных модульных курсов. Каждое занятие посетили 59% респондентов. 69% учащихся отметили, высокую степень заинтересованности, происходящим на занятиях. Вместе с тем, 8% учеников показали отсутствие у них познавательной активности. 49% опрошенных выполнили коллективные проекты. Ценностное отношение учеников 7-8-х классов к своей деятельности на занятиях представлено в следующей палитре ответов: экскурсионная деятельность – 11,4%; коммуникативная деятельность – 8,2%; познавательная деятельность – 19,7%; профориентация – 1,6%; работа с оборудованием – 11,4%; не определились со значимостью – 47,5%. 50% респондентов показали устойчивый интерес к выбранному курсу.
В апреле и октябре 2014 года проведена диагностика учеников, направленная на выявление их профессиональных интересов (опросник «Карта интересов», «Типы профессий» Е.А.Климова, методика "Профассоциации").
Обследование проводилось в форме группового тестирования, в процессе которого составлялся протокол исследования, в котором результаты зафиксированы по каждому ученику. Выборка испытуемых составила 76,7 % учеников от общего количества учащихся данных классов. При анализе ответов была выявлена преобладающая группа учащихся среди 7 и 8 классов по таким типам профессии, как «человек-природа», «человек-человек». У учащихся были определены ярко выраженные творческая профессиональная направленность, направленности, связанные с профессиями учитель, юрист и врач.
Диагностики по разным методикам среди учащихся 7, 8 классов показали гармоничность профессиональной направленности с типами профессий, что может свидетельствовать о формировании первичного устойчивого профессионального самоопределения учащихся, включённых в проект.
Таким образом, анализ результатов деятельности, проведённой в режиме реализации инновационного проекта, позволяет сделать предположение о том, что при создании особых организационно-педагогических условий, при использовании соответствующих образовательных технологий и методических приёмов у учащихся 7-8 классов возможно ранее профессиональное самоопределение.
Литература
- Бобкова, Л.Г. Управление развитием профессионального самоопределения детей, учащихся и молодёжи в сфере науки, техники и технологии // Развитие инновационной деятельности детей и молодёжи в сфере науки, техники и технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 20 марта 2013 г. / Главное управление образования Курганской области, ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2013. – 174 с. – С. 5-8.
- Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.
- Душков Б.А., Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / Б.А. Душков, А.В.Королев, Б.А. Смирнов - 2005. / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://vocabulary.ru/dictionary/896 (дата обращения 02.03.2015).
- Зеер, Э.Ф. Социально-профессиональное воспитание в ВУЗе: практико-ориентир. Монография / Э.Ф.Зеер, И.И. Хасанова. - Екатеринбург: Изд-во Рос.Гос.проф.-пед.университета, 2003. - С. 158.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А.Климов.- 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 304 с.
- Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии №1. 2001 / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.hr-portal.ru/article/professionalnoe-samoopredelenie-kak-postroenie-obrazov-vozmozhnogo-budushchego (дата обращения 02.03.2015).
- Меха, А.В. Модель школы допрофильной ориентации как инструмент раннего профессионального самоопределения личности / А.В. Меха, Т.В. Сычева //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии/ Сб. ст. по материалам XLVII междунар. науч.-практ. конф. №12(47). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. – 232 с. – С. 40-49.
- Монографии. Раздел 1. Словарь терминов. Самоопределение и профориентация учащихся. / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.rae.ru/monographs/237-7229 (дата обращения 02.03.2015).
- Нестеров В.П. Опыт использования образовательных конструкторов ЛЕГО для организации работы интенсивных школ// Развитие инновационной деятельности детей и молодёжи в сфере науки, техники и технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 20 марта 2013 г. / Главное управление образования Курганской области, ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2013. – 174 с. – С. 46-49.
- Об утверждении комплекса мер по профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа и развитию системы среднего профессионального образования с учётом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии в Ямало-Ненецком автономном округе. Распоряжение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 сентября 2014 г. N 585-РП.
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: Изд-во «Ин-т практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996.- С. 205.
- Профориентация: от профессионального самоопределения личности к социально-экономическому развитию региона. Г. Ноябрьск. http://www.nguo.ru/index.php/168-o-departamente/stranitsa-nachalnika-departamenta/509-proforientatsiya-ot-professionalnogo-samoopredeleniya-lichnosti-k-sotsialno-ekonomicheskomu-razvitiyu-regiona (дата обращения 02.03.2015 года).
- Сычева Т.В. Опыт использования цифровой лаборатории «Архимед» для организации исследовательской работы по химии / Т.В.Сычева // Развитие инновационной деятельности детей и молодёжи в сфере науки, техники и технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 20 марта 2013 г. / Главное управление образования Курганской области, ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2013. – 174 с. – С. 147-149.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для уровня основного общего образования
Рабочая программа по биологии составлена на основании требований ФГОС ООО к рабочей программе. За основу взята программа по биологии, которая легла в основу учебников для 5 - 9 класса, выходящих в сер...
Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования
Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...
Образовательный проект «Внедрение элементов инженерного образования на уроках технологии на уровне основного общего образования»
laquo;Внедрение элементов инженерного образования на уроках технологии на уровне основного общего образования»...
« Особенности реализации содержания курса химии на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования »
Выступление « Особенности реализации содержания курса химии на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования »...
«Организация воспитательной работы по профессиональному самоопределению школьников на основной ступени образования»
Профессиональное самоопределение- одна из важнейших проблем подрастающего поколения. Решить эту проблему помогает система работы классного руководителя....
Спецификация контрольных измерительных материалов по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для проведения процедур контроля и оценки качества образования на уровне основного общего образования (5 класс)
Работа предназначена для проведения процедуры вводного контроля по диагностике индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Русский язык» в 5 классе....
Итоговая работа по курсу «Функциональная грамотность как метапредметный результат на уровне основного общего образования: инструменты формирования и основные смыслы оценивания (читательская грамотность)»
Итоговая работа на тему: «Комплект заданий по тексту Л Яхнина «Последняя рубашка »для оценки уровня читательской грамотности»...