Администратор
материал по теме
Предварительный просмотр:
Педсовет «Воспитательная функция школы в современных условиях обучения»
“Школа – это тот социальный институт,
где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная,
неповторимая индивидуальность”. (И. С. Якиманская)
Цели: выяснить воспитательные функции школы на основе рефлексивного анализа учебно-воспитательного процесса в условиях личностно ориентированного образования; познакомить педагогов с современными требованиями к постановке воспитательной цели урока.
Форма проведения: семинар с элементами дискуссии
(Педагогический совет – дискуссия предполагает, что каждый учитель или большинство коллектива выскажет свое мнение по заявленной проблеме, ознакомится с мнением коллег)
План проведения педагогического совета.
- Выступление ведущего по теме «Воспитательная функция школы»
- Выступление групп по заявленной проблеме: "Воспитание словом на уроках русского языка, литературы, духовного краеведения /Беликова Е.Н./; «Воспитание патриотизма на уроках истории» /Чернышова А.В./; «Деятельностный подход к воспитанию в коррекционных классах» /Зимонина Н.В./; «Формирование компетентностей выпускника, развитие успешности /Гусарова О.М./; «Как создать ситуацию успеха на уроке» /Серпкова М.А./; «Социализация ребёнка из неблагополучной семьи» /Егорова Г.В./
2.Выработка решения педсовета.
Очень долго в обществе решался вопрос о том, что призваны делать педагоги: обучать, воспитывая или воспитывать обучая. Мы взяли за основу первое, поставив во главу угла обучение и забыв о том, что, по словам Я.А. Коменского, пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира.
Сегодня общество пришло к осознанию того, что приоритет в образовании должен быть отдан именно воспитанию, которое призвано стать «органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в единый процесс обучения и развития».
- В современных условиях общественные институты воспитания не могут нести ответственность за подрастающее поколение, возложенную на них государством и общественностью. В условиях изменений социальной жизни проблемы образования и воспитания стали особенно актуальными. В 90-х годах с началом демократических преобразований стало очевидно, что школьная система не может работать в прежнем режиме, и необходим новый курс развития образования.В стране введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который утвержден и введен в действие приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы. Для этого в школе разработана программа «Школа здоровья и развития».
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывается поэтапно по ступеням обучения: для ступени начального общего образования, ступени основного общего образования и ступени среднего (полного) общего образования.
Переход на ФГОС осуществляется поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах - с 2013/14 учебного года.
ФГОС требует - школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Поэтому национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Цель современного образования— воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
- В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах”. Поэтому формирование компетентностей является также целью и результатом образования в школе.
Процесс образования понимается и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и др. ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.
Задачи воспитания:
- Формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности успешной самореализации в обществе путем личностного роста.
/компетентности/
Обучение, как принято считать, уже само по себе имеет воспитывающий характер.
Вопрос о необходимости становления педагогической позиции учителя в отношении воспитания и повышения статуса школьного воспитания, усиления внимания к нему на первый взгляд представляется бесспорным для всех участников образовательного процесса. А действительно ли нужно повышать этот статус? По нашему мнению, убеждают в актуальности действий в данном направлении следующие факторы: низкий уровень воспитанности современного молодого человека, незаинтересованность значительного количества учителей качеством не воспитательной работы, а качеством образования.
Попытки определить специфику воспитания приводят к вопросу о том, можно ли в принципе «увидеть», «зафиксировать» воспитательное влияние, то есть указать тот момент (точку, ситуацию), в которой происходит воспитательное влияние и, таким образом, изменения в качествах личности ребенка. Может ли вообще педагог показать администрации (методисту, инспектору), что в данный период времени имеет место воспитательный процесс?
Констатировать наличие учебного процесса несколько проще: для этого достаточно отметить, что ученик воспроизводит учебный материал, использует новое значение для решения учебных задач и т.д. показатели того, что идет процесс воспитания могут касаться как внутренней, так и внешней сторон.
К внешним, наиболее доступным для оценивания, характеристикам воспитания могут быть отнесены следующие:
- воздействие на все каналы восприятия мира;
- обращение учителя –воспитателя к эмоционально- чувственной сфере ребенка;
- естественность ситуации общения взрослого и ребенка;
- отклик ребенка, выраженный как вербально, так и невербальном уровне.
Существует набор показателей того, что «идет» именно воспитание, касается его внутренней стороны, причем его нельзя считать окончательным, завершенным.
Выделим из таких показателей следующее:
- совершение воспитанником духовных усилий, «так как трата духовной энергии есть одновременно приращение, обеспечивающие раскрытие и рост души»;
- наличие эмоционального отклика, неравнодушие к содержанию деятельности, в которую включены воспитанники;
- обязательное, неформальное принятие цели этой деятельности;
- диалогичность ситуации общения, небоязнь проявлять себя и самоутверждаться;
- зарождение у воспитанников желания участвовать в «добро- творческих делах» - действиях типа «социальной инициативы»;
- создание ситуации успеха воспитанника в учебной и внеучебной деятельности.
Указанные выше показатели характеризует не только саму воспитательную деятельность педагога, но и реакцию воспитанников на созданную педагогом ситуацию развития личности.
Педагогическое воздействие действительно становится воспитанием при соблюдении следующих условий:
- процесс воспитания непрерывен, но при этом в нем выделяются специально организованные педагогом ситуации, проживая которые воспитанник приобретает опыт отношения к различным сферам бытия и взаимоотношения с ними;
- воспитатель и воспитанник находятся в субъект – субъектной позиции по отношению друг к другу;
- воспитатель озабочен прежде всего не коррекцией поведения и приведением его в соответствие с общепринятыми культурными нормами, а поддержкой нравственного отношения ребенка к различным сферам, событиям и явлениям жизни, к другому человеку и собственному образу Я;
- воспитатель работает не с внешними проявлениями воспитанности личности, а с ее внутренним миром, с «внутренним культурным контекстом ребенка»;
- воспитатель целесообразно ставит воспитанника в ситуацию, в которой у него возникает необходимость и даже потребность совершать духовное усилие по самоопределению;
- положительные изменения в личности ребенка как результат воспитывающего общения сказываются на качестве духовности самого воспитателя, его саморазвитии;
- в проектировании ситуации развития ребенка ему отведена определенная роль, не пассивная, а роль субъекта, ответственного за свой личностный рост, когда воспитанник сознательно, совместно с педагогом определяет цели саморазвития.
Каждое занятие должно быть воспитывающим. Воспитывающее обучение – один из главных принципов преподавания любого предмета. Основные воспитательные возможности урока включают следующие моменты, зависящие в полной мере от учителя:
- четкая организация познавательной деятельности учащихся;
- требовательность, но творческая взаимопомощь;
- использование воспитательных возможностей каждого учебного предмета с учетом его специфики.
- формирование ключевых компетенций на уроке.
Как происходит воспитание словом и формирование компетентностей на уроках русского языка, литературы и духовного краеведения
учитель русского языка и литературы
Формирование ключевых социальных компетентностей происходит на уроках истории.
Классный час – это одна из форм воспитательной работы классного руководителя, при котором учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности.
Классные руководители школы уделяют большое внимание классным часам, на которых они развивают такие компетенции как:
- Здоровьесбережения,
- Общения,
- Познавательной деятельности,
- Ценностно-смысловой ориентации в мире,
Надо помнить, что классный час – есть форма прямого отношения со своими воспитанниками.
Классный час – это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя.
Классный руководитель
Процесс воспитания-это специально организованныйпедагогом процесс, в результате которого воспитанник приобретает опыт отношений к роазличным сферам бытия и взаимоотношения с ними. Как осуществляется деятельностный подход к воспитанию в коррекционных классах.
Учитель коррекционных классов
В пректе ФГОС говорится о развитии личности, которая имеет набор социальных и семейных ценностей. Этот процесс особенно сложно проходит в асоциальных семьях и с детьми девиантного поведения. Какова роль социального педагога в социализации личности нашей школы?
Социальный педагог
Качество воспитательного процесса, также как и учебного зависит от того, насколько умело воспитатель может созджать ситуацию успеха для воспитанника. Для этого существуют определённые методы и приёмы. Свой инструментарий предложит психолог школы
Психолог
Сегодня для практической работы на педсовете по определению воспитательных функций школы на современном этапе обучения выделены группы, которые будут определять формы, компетентности и показатели воспитания на уроке, в дополнительном образовании, классном часе и при работе с родителями.
«Воспитательные функции школы»
Направления деятельности школы по воспитанию учащихся | Примерные формы (1-2) | Какая компетентность формируется | Что может быть показателем сформированности ключевых компетентностей |
Урок | |||
Дополнительное образование | |||
Классный час | |||
Работа с родителями |
(выступление по таблице от каждой группы)
Мы должны с вами принять решение, и я опять обращаюсь к группам: Составьте по 1 пункту проекта решения по своему направлению.
Итак, главное, что мы должны помнить при выполнении своих воспитательных функций – это то, что
- каждый педагог работает на общую цель: не содействует, а именно обеспечивает достижение общей цели;
- комплексно решаются задачи обучения, развития и воспитания; осуществляется единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования.
Согласно модернизации школьного образования необходимо решить много задач, одними из которых являются:
Проект решения педсовета:
- Воспитательную функцию урока направлять на воспитание нравственного отношения ученика к различным сферам, событиям и явлениям жизни, другому человеку и собственному образу и формулировать ее в воспитательной цели урока.
- Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
- Включить в планы самообразования педагогов в следующем учебном году вопрос изучения целеполагания в условиях реализации личностно- ориентированного образования.
- Педагогам школы сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Сформировать у них практические навыки самообразования.
Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-140602-1352459381.jpg)
контрольно - проверочные материалы по профессии "Администратор"
контрольная по предмету " Гостиничное хозяйство"...
Администратору школы
Управление...
Презентация "Профессия администратор сайта"
Презентация "Профессия администратор сайта"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОУД.17 Физика по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование квалификации Администратор баз данных
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», на основе Примерной прог...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1203004-1580916198.jpg)
Работа администратором электронного журнала школы
Работа администратором электронного журнала школы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/14/picture-315852-1381775583.jpg)
Презентация "Цели и задачи системного администратора"
Презентация "Цели и задачи системного администратора"...