Администратор
материал по теме
Предварительный просмотр:
Педсовет «Воспитательная функция школы в современных условиях обучения»
“Школа – это тот социальный институт,
где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная,
неповторимая индивидуальность”. (И. С. Якиманская)
Цели: выяснить воспитательные функции школы на основе рефлексивного анализа учебно-воспитательного процесса в условиях личностно ориентированного образования; познакомить педагогов с современными требованиями к постановке воспитательной цели урока.
Форма проведения: семинар с элементами дискуссии
(Педагогический совет – дискуссия предполагает, что каждый учитель или большинство коллектива выскажет свое мнение по заявленной проблеме, ознакомится с мнением коллег)
План проведения педагогического совета.
- Выступление ведущего по теме «Воспитательная функция школы»
- Выступление групп по заявленной проблеме: "Воспитание словом на уроках русского языка, литературы, духовного краеведения /Беликова Е.Н./; «Воспитание патриотизма на уроках истории» /Чернышова А.В./; «Деятельностный подход к воспитанию в коррекционных классах» /Зимонина Н.В./; «Формирование компетентностей выпускника, развитие успешности /Гусарова О.М./; «Как создать ситуацию успеха на уроке» /Серпкова М.А./; «Социализация ребёнка из неблагополучной семьи» /Егорова Г.В./
2.Выработка решения педсовета.
Очень долго в обществе решался вопрос о том, что призваны делать педагоги: обучать, воспитывая или воспитывать обучая. Мы взяли за основу первое, поставив во главу угла обучение и забыв о том, что, по словам Я.А. Коменского, пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира.
Сегодня общество пришло к осознанию того, что приоритет в образовании должен быть отдан именно воспитанию, которое призвано стать «органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в единый процесс обучения и развития».
- В современных условиях общественные институты воспитания не могут нести ответственность за подрастающее поколение, возложенную на них государством и общественностью. В условиях изменений социальной жизни проблемы образования и воспитания стали особенно актуальными. В 90-х годах с началом демократических преобразований стало очевидно, что школьная система не может работать в прежнем режиме, и необходим новый курс развития образования.В стране введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который утвержден и введен в действие приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы. Для этого в школе разработана программа «Школа здоровья и развития».
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывается поэтапно по ступеням обучения: для ступени начального общего образования, ступени основного общего образования и ступени среднего (полного) общего образования.
Переход на ФГОС осуществляется поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах - с 2013/14 учебного года.
ФГОС требует - школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Поэтому национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Цель современного образования— воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
- В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах”. Поэтому формирование компетентностей является также целью и результатом образования в школе.
Процесс образования понимается и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и др. ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.
Задачи воспитания:
- Формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности успешной самореализации в обществе путем личностного роста.
/компетентности/
Обучение, как принято считать, уже само по себе имеет воспитывающий характер.
Вопрос о необходимости становления педагогической позиции учителя в отношении воспитания и повышения статуса школьного воспитания, усиления внимания к нему на первый взгляд представляется бесспорным для всех участников образовательного процесса. А действительно ли нужно повышать этот статус? По нашему мнению, убеждают в актуальности действий в данном направлении следующие факторы: низкий уровень воспитанности современного молодого человека, незаинтересованность значительного количества учителей качеством не воспитательной работы, а качеством образования.
Попытки определить специфику воспитания приводят к вопросу о том, можно ли в принципе «увидеть», «зафиксировать» воспитательное влияние, то есть указать тот момент (точку, ситуацию), в которой происходит воспитательное влияние и, таким образом, изменения в качествах личности ребенка. Может ли вообще педагог показать администрации (методисту, инспектору), что в данный период времени имеет место воспитательный процесс?
Констатировать наличие учебного процесса несколько проще: для этого достаточно отметить, что ученик воспроизводит учебный материал, использует новое значение для решения учебных задач и т.д. показатели того, что идет процесс воспитания могут касаться как внутренней, так и внешней сторон.
К внешним, наиболее доступным для оценивания, характеристикам воспитания могут быть отнесены следующие:
- воздействие на все каналы восприятия мира;
- обращение учителя –воспитателя к эмоционально- чувственной сфере ребенка;
- естественность ситуации общения взрослого и ребенка;
- отклик ребенка, выраженный как вербально, так и невербальном уровне.
Существует набор показателей того, что «идет» именно воспитание, касается его внутренней стороны, причем его нельзя считать окончательным, завершенным.
Выделим из таких показателей следующее:
- совершение воспитанником духовных усилий, «так как трата духовной энергии есть одновременно приращение, обеспечивающие раскрытие и рост души»;
- наличие эмоционального отклика, неравнодушие к содержанию деятельности, в которую включены воспитанники;
- обязательное, неформальное принятие цели этой деятельности;
- диалогичность ситуации общения, небоязнь проявлять себя и самоутверждаться;
- зарождение у воспитанников желания участвовать в «добро- творческих делах» - действиях типа «социальной инициативы»;
- создание ситуации успеха воспитанника в учебной и внеучебной деятельности.
Указанные выше показатели характеризует не только саму воспитательную деятельность педагога, но и реакцию воспитанников на созданную педагогом ситуацию развития личности.
Педагогическое воздействие действительно становится воспитанием при соблюдении следующих условий:
- процесс воспитания непрерывен, но при этом в нем выделяются специально организованные педагогом ситуации, проживая которые воспитанник приобретает опыт отношения к различным сферам бытия и взаимоотношения с ними;
- воспитатель и воспитанник находятся в субъект – субъектной позиции по отношению друг к другу;
- воспитатель озабочен прежде всего не коррекцией поведения и приведением его в соответствие с общепринятыми культурными нормами, а поддержкой нравственного отношения ребенка к различным сферам, событиям и явлениям жизни, к другому человеку и собственному образу Я;
- воспитатель работает не с внешними проявлениями воспитанности личности, а с ее внутренним миром, с «внутренним культурным контекстом ребенка»;
- воспитатель целесообразно ставит воспитанника в ситуацию, в которой у него возникает необходимость и даже потребность совершать духовное усилие по самоопределению;
- положительные изменения в личности ребенка как результат воспитывающего общения сказываются на качестве духовности самого воспитателя, его саморазвитии;
- в проектировании ситуации развития ребенка ему отведена определенная роль, не пассивная, а роль субъекта, ответственного за свой личностный рост, когда воспитанник сознательно, совместно с педагогом определяет цели саморазвития.
Каждое занятие должно быть воспитывающим. Воспитывающее обучение – один из главных принципов преподавания любого предмета. Основные воспитательные возможности урока включают следующие моменты, зависящие в полной мере от учителя:
- четкая организация познавательной деятельности учащихся;
- требовательность, но творческая взаимопомощь;
- использование воспитательных возможностей каждого учебного предмета с учетом его специфики.
- формирование ключевых компетенций на уроке.
Как происходит воспитание словом и формирование компетентностей на уроках русского языка, литературы и духовного краеведения
учитель русского языка и литературы
Формирование ключевых социальных компетентностей происходит на уроках истории.
Классный час – это одна из форм воспитательной работы классного руководителя, при котором учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности.
Классные руководители школы уделяют большое внимание классным часам, на которых они развивают такие компетенции как:
- Здоровьесбережения,
- Общения,
- Познавательной деятельности,
- Ценностно-смысловой ориентации в мире,
Надо помнить, что классный час – есть форма прямого отношения со своими воспитанниками.
Классный час – это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя.
Классный руководитель
Процесс воспитания-это специально организованныйпедагогом процесс, в результате которого воспитанник приобретает опыт отношений к роазличным сферам бытия и взаимоотношения с ними. Как осуществляется деятельностный подход к воспитанию в коррекционных классах.
Учитель коррекционных классов
В пректе ФГОС говорится о развитии личности, которая имеет набор социальных и семейных ценностей. Этот процесс особенно сложно проходит в асоциальных семьях и с детьми девиантного поведения. Какова роль социального педагога в социализации личности нашей школы?
Социальный педагог
Качество воспитательного процесса, также как и учебного зависит от того, насколько умело воспитатель может созджать ситуацию успеха для воспитанника. Для этого существуют определённые методы и приёмы. Свой инструментарий предложит психолог школы
Психолог
Сегодня для практической работы на педсовете по определению воспитательных функций школы на современном этапе обучения выделены группы, которые будут определять формы, компетентности и показатели воспитания на уроке, в дополнительном образовании, классном часе и при работе с родителями.
«Воспитательные функции школы»
Направления деятельности школы по воспитанию учащихся | Примерные формы (1-2) | Какая компетентность формируется | Что может быть показателем сформированности ключевых компетентностей |
Урок | |||
Дополнительное образование | |||
Классный час | |||
Работа с родителями |
(выступление по таблице от каждой группы)
Мы должны с вами принять решение, и я опять обращаюсь к группам: Составьте по 1 пункту проекта решения по своему направлению.
Итак, главное, что мы должны помнить при выполнении своих воспитательных функций – это то, что
- каждый педагог работает на общую цель: не содействует, а именно обеспечивает достижение общей цели;
- комплексно решаются задачи обучения, развития и воспитания; осуществляется единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования.
Согласно модернизации школьного образования необходимо решить много задач, одними из которых являются:
Проект решения педсовета:
- Воспитательную функцию урока направлять на воспитание нравственного отношения ученика к различным сферам, событиям и явлениям жизни, другому человеку и собственному образу и формулировать ее в воспитательной цели урока.
- Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
- Включить в планы самообразования педагогов в следующем учебном году вопрос изучения целеполагания в условиях реализации личностно- ориентированного образования.
- Педагогам школы сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Сформировать у них практические навыки самообразования.
Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольно - проверочные материалы по профессии "Администратор"
контрольная по предмету " Гостиничное хозяйство"...
Ежедневный план работы администратора
Очень удобная форма, попробуйте....
Администратору школы
Управление...
Презентация "Профессия администратор сайта"
Презентация "Профессия администратор сайта"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОУД.17 Физика по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование квалификации Администратор баз данных
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», на основе Примерной прог...
Работа администратором электронного журнала школы
Работа администратором электронного журнала школы...
Презентация "Цели и задачи системного администратора"
Презентация "Цели и задачи системного администратора"...