Программа развития школы
проект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_2014.doc | 329 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Уношевской средней общеобразовательной школы
Гордеевского района Брянской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Уношевская СОШ Принята на заседании педагогического совета школы
_____________ Храмцов А.И. Протокол № _1_ от 28 августа 2015 г.
Приказ № ___ от __________2015 г.
Паспорт
программы развития МБОУ Уношевской СОШ
Наименование Программы | Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Уношевской средней общеобразовательной школы 2015-2020 годы «Приведение образовательного пространства МБОУ Уношевской СОШ в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС». | |
Разработчики Программы | Педагогический коллектив и администрация школы. | |
Исполнители Программы | Администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры школы. | |
Научно-методические основы разработки Программы |
| |
Основные этапы обсуждения и принятия Программы | 1 этап: обсуждение на административном совете, анкетирование педагогов, родителей, учащихся. 2 этап: обсуждение на школьных МО, МС, родительском комитете 3 этап: педагогический совет «Разработка Концепции и Программы развития школы». 4 этап: принятие программы педагогическим советом. | |
Кем принята | Педагогический совет школы, протокол № __ от __________2015 г. | |
Цель Программы | Приведение всех компонентов образовательной системы школы в соответствие с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС и с учетом потребностей социума. | |
Задачи Программы | 1. Обновление системы управления школой в соответствии с тенденциями развития управленческой науки и требованиями Федерального закона № 273-ФЗ. 2. Оптимизация системы профессионального и личностного роста педагогических работников как необходимое условие современных образовательных отношений. 3. Обновление организации, содержания и технологий образовательного процесса в направлении обеспечения оптимальных условий формирования духовно-нравственной, социально адаптированной и профессионально ориентированной личности гражданина Российской Федерации. 4. Обеспечение информационной открытости образовательного пространства школы в целях привлечения партнеров социума для обновления инфраструктуры и содержания образовательного процесса. | |
Ожидаемые результаты | В системе управления: - в школе будет действовать обновленная система управления, разработанная с учетом современного законодательства и тенденций развития управленческой науки; - нормативно-правовая и научно-методическая база школы будет соответствовать требованиям ФЗ-273, ФГОС и современным направлениям развития психолого-педагогической науки и практики; - система мониторинга станет неотъемлемой основой управления развитием школы; - будет отмечаться рост привлеченных средств в соответствии с расширением образовательных услуг и партнерских отношений школы. В обновлении инфраструктуры: - инфраструктура и организация образовательного процесса школы будет максимально возможно соответствовать требованиям ФЗ-273, СанПиНов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса; - все учебные кабинеты будут максимально возможно оснащены в соответствии с требованиями ФГОС общего образования; - не менее 75 % учебных кабинетов будет иметь доступ к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам; В совершенствовании профессионального мастерства педагогического коллектива: - 100 % педагогов и руководителей школы пройдет повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям; - не менее 50 % педагогов будет работать по инновационным образовательным технологиям; - не менее 25 % педагогов будут иметь опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.). В организации образовательного процесса: - не менее 5-10 % школьников будет обучаться по индивидуальным учебным планам и программам по выбору в соответствии с личностными склонностями и интересами, в том числе с использованием дистантных форм и ресурсов образовательных сетей; - 50 % школьников будет получать образование с использованием информационно-коммуникационных технологий; - не менее 50 % школьников будет обучаться в системе внутришкольного дополнительного образования; - 100 % учащихся основной и старшей школы будет включено в исследовательскую и проектную деятельность; - в школе будет работать программа поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития); В расширении партнерских отношений: - не менее 50 % родителей (законных представителей) будет включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.); - не менее 5-10 партнеров социума (учреждений, организаций, физических лиц) будет участниками реализации общеобразовательных и дополнительных программ школы. | |
Срок действия | Сроки Программы: 2015 – 2020 годы. | |
Этапы реализации Программы | Первый этап (2015 – 2016 учебный год) – аналитико-проектировочный: - Проблемно-ориентированный анализ результатов реализации предыдущей Программы развития (2008-2013 гг); - Изучение и анализ Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ) и концепции ФГОС общего образования (всех уровней) с целью определения основных направлений обновления образовательной системы школы; - Разработка направлений приведения образовательной системы школы в соответствие с ФЗ № 273-ФЗ и определение системы мониторинга реализации настоящей Программы. Второй этап (2016 - 2020 учебные годы) – реализующий: - Разработка системы мониторинга реализации настоящей Программы; - Реализация мероприятий плана действий Программы; - Внедрение ФГОС ООО. - Реализация образовательных и воспитательных проектов. - Научно-методическое и нормативно-правовое сопровождение реализации Программы развития; - Осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ промежуточных результатов. Третий этап (январь – июль 2020) – аналитико-обобщающий: - Итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий; - Анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы; - Обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий; - Определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития школы. | |
Структура Программы |
| |
Ресурсное обеспечение реализации Программы | Обучение педагогов на курсах ПК и Интернет-образования ; Приобретение учебной и методической литературы, учебных пособий; Создание водоснабжения школы в соответствии с СанПином. (УО); Ремонт туалетов; Приобретение ученической мебели, в том числе шкафов (учредитель,УО, спонсорская помощь); Оснащение кабинетов (УО); | |
Порядок управления реализацией Программы | Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы; управляющим советом. Управление реализацией программы осуществляется директором. | |
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы | Обсуждение и подведение промежуточных итогов на административном и педагогическом совете, управляющем совете, общешкольных родительских собраниях. |
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ.
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Уношевская средняя общеобразовательная школа Гордеевского района Брянской области |
Год открытия 1892 | |
Местонахождение образовательного учреждения (адрес, телефон, факс, E-mail) | 243667 Россия Брянская обл., Гордеевский район, с. Уношево, ул. Красногорская, д. 15 Тел. (483 40) 2-37-21 |
Учредитель | Администрация Гордеевского района Брянской области |
Руководитель образовательного учреждения | Храмцов Александр Иванович, первая квалификационная категория |
МБОУ Уношевская СОШ расположена в Гордеевском районе. В селе основными спортивными сооружениями являются школьный стадион и спортзал, а из культурных учреждений только клуб. Поэтому школа для детей и жителей села является не только учебным центром, но и культурным, досуговым.
Родители, часто занятые социально – бытовыми вопросами, не уделяют должного внимания своим детям и являются пассивными участниками образовательного процесса. В тоже время есть родители, которые желают дать всестороннее развитие своим детям, желают, чтобы их дети после школы поступали в высшие учебные заведения. Эти родители активнее участвуют в школьной жизни детей, достаточно ясно представляют образовательные потребности и являются помощниками педагогическому коллективу в вопросах воспитания и образования детей.
Социальный паспорт школы 2015-2016 учебный год
№ п/п | Категории | Количество | |
1. | Общее количество семей | 55 | |
2. | Из них детей, обучающихся в школе | 72 | |
3. | Многодетные семьи | Всего | 9 |
В них детей, посещающих школу | 17 | ||
4. | Неполные семьи | Всего | 22 |
В них детей | 27 | ||
Семьи матерей-одиночек | 8 | ||
В них детей | 10 | ||
Семьи разведенных | 14 | ||
В них детей | 18 | ||
Семьи по потери кормильца | 2 | ||
В них детей | 2 | ||
5. | Неблагополучные семьи | Всего | 2 |
В них детей | 7 | ||
Семьи матерей-одиночек | 2 | ||
В них детей | 7 | ||
Семьи разведенных | 0 | ||
В них детей | 0 | ||
6. | Родители-инвалиды | Всего семей | 1 |
В них детей | 1 | ||
7. | Дети-инвалиды | Всего семей | 1 |
В них детей | 1 | ||
8. | Занятость детей во внеурочное время | Занимаются в спортивных секциях | - |
Занимаются в школьных кружках | - | ||
Процент занятости детей от общего количества | - | ||
9. | Количество детей, состоящих на учете | На внутришкольном учете | - |
В комиссии по делам несовершеннолетних и ЗП | - | ||
В ПДН | - |
Организация образовательного процесса:
Контингент учащихся по ступеням: Всего –11 классов, 10 классокомплектов, 72 учащихся: мальчики – , девочки – .1 ступень – 4 класса, 22 чел, 2 ступень – 5 классов, 41 чел., 3 ступень – 2 класса, 9 чел.
Режим работы: 1 смена, пятидневка, начало занятий в 08.30, продолжительность урока – 40 мин. 1-4 классы обучались по ФГОС.
Кадровые ресурсы: Школа укомплектована кадрами полностью. Работает вспомогательная педагогическая служба: социальный педагог.
кол-во | % | Почетный работник общего образования РФ | 2 | |
Всего педагогов | 18 | - | Отличник народного образования РФ | - |
Высшая кв. категория | Почетная грамота Министерства образования РФ | |||
I кв. категория | 17 | 94 | ||
II кв. категория | 1 | 11 | ||
Высшее образование | 15 | 84 | ||
Средне- спец. образование | 3 | 16 |
Содержание образовательного процесса:
Обучение в школе осуществляется на основе образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, разработанным на основе государственных образовательных стандартов.
Типы программ, реализуемых школой:
На I ступени обучения (1-4 классы) образовательный процесс строится по базисному учебному плану в соответствии с ФГОС на основе УМК «Школа России».
На II ступени обучения: 5 класс переходит на ФГОС ООО, 6-9 классы образовательный процесс строится на основе БУП – 2015.
С целью подготовки к итоговой аттестации введены групповые занятия в 9 классе по предметам: математика, русский язык, биология.
На III ступени обучения (10-11 классы) образовательный процесс строится на основе базисного учебного плана с предоставлением часов на расширение предметов математика и информатика, преподавание английского языка
Учителями школы широко используются ведущие педагогические технологии:
- личностно-ориентированные;
- информационно компьютерные;
- проблемные;
-игровые.
Материально-техническая база:
Наименование | Количество |
Классные комнаты | 10 |
Мастерские | 1 |
Спортивный зал | 1 |
Столовая | 1 |
Кабинет информатики и ИКТ / рабочих мест с компьютерами | 1/6 |
Библиотека | 1 |
Компьютер | 33 |
Ноутбук | 10 |
Мультимедийный проектор | 12 |
Музыкальный центр | 1 |
Видеокамера | 1 |
Телевизор | 2 |
Интерактивная доска | 3 |
Оборудование по ФГОС | 2 |
Подключение к сети Интернет | есть |
Наличие электронной почты | есть |
Наличие собственного сайта | есть |
Создана благоприятная обстановка внутри учреждения, побуждающая к обновлению образовательного процесса, инновационной деятельности. Традициями школы являются:
- открытость образовательного и воспитательного процессов;
- уважение к личности ученика и педагога;
-стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;
- организация непрерывного образования учащихся;
- признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижения ученика;
- сохранение и передача педагогического опыта;
- ориентация на использование передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами;
- активное включение выпускников школы в образовательный процесс.
Урочная и внеурочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы:
- Воспитать творческую личность, подготовленную к жизни;
- Сформировать у учащихся мировоззренческие позиции толерантности, доброты, культуры;
- Сформировать и воспитать в учащихся такие традиционные отечественные ценности, как сострадание, милосердие,
гражданское самосознание, любовь к Родине;
- Сформировать у учащихся бережное отношение к природе.
- Создать условия, обеспечивающие преемственность на всех ступенях обучения.
К числу «сильных» сторон ОУ следует отнести:
- Достаточно высокую теоретическую подготовку педагогов;
- Благоприятный психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах;
- Высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников школы.
Результативность работы школы:
Положительные результаты итоговой аттестации в течение трех последних лет
2012 г. % выпускников | 2013 г. % выпускников | 2014 г. % выпускников | |
I ступень | 100 | 100 | 100 |
II ступень | 100 | 100 | 100 |
III ступень | 100 | 100 | 100 |
В целом по ОУ | 100 | 100 | 100 |
Количество обучающихся 11 класса, награжденных медалями.
2013г. |
Количество выпускников-15 |
Количество награжденных - 3 |
Количество обучающихся, закончивших 9 класс с аттестатом особого образца
2014г. |
Количество выпускников-10 |
Количество аттестатов с отличием - 2 |
Итоги успеваемости
2012-2013 учебный год | 2013-2014 учебный год | 2014-2015 учебный год | |||
Успеваемость, % | Качество обученности, % | Успеваемость, % | Качество обученности, % | Успеваемость, % | Качество обученности, % |
100 | 49% | 100 | 51,7% | 100 | 49 |
Таким образом, в целом информационная справка показывает, что МБОУ Уношевская СОШ в целом успешно реализует цели и задачи образовательной деятельности. Результаты образовательного процесса отражают компетентность системы управления школой, профессионализм педагогического коллектива, достаточный уровень ресурсной оснащенности. Определенные проблемы, выявляющиеся из статистической информации, актуализируют необходимость инновационных преобразований различных компонентов образовательного процесса, образовательных отношений, ресурсного обеспечения и взаимодействия школы с социумом.
2. Концепция развития школы
Аналитическое и прогностическое обоснование Программы
«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России», – отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Данный постулат традиционно отражает позицию педагогического коллектива МБОУ Уношевская СОШ
Проблемно-ориентированный анализ деятельности школы в процессе реализации Программы развития 2010-2015 гг. и ежегодный педагогический анализ образовательного процесса школы (материалы заседаний Педагогического совета за 2008-2013 гг.) позволяют выявить важные результаты деятельности, соответствующие современным тенденциям развития образования.
В течение 2010-2015 года педагогический коллектив работал над реализацией программы перехода на ФГОС НОО, в которой созданы условия, удовлетворяющие разнообразным образовательным потребностям личности, обеспечены условия для самореализации каждого ребенка и взрослого на основе педагогического анализа его успехов и достижений. Приоритетными направлениями Программы были:
- Обеспечение уровня образования, соответствующего современным требованиям.
- Совершенствование системы воспитания
- Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения её эффективного развития.
- Укрепление социального партнерства
Это позволило поставить и в результате реализации Программы развития на 2008-2013 годы решить следующие задачи:
- Создание условий эффективного развития школы.
- Переход на предпрофильную и профильную систему образования, введение элективных курсов по запросу учащихся; совершенствование содержания универсально-профильного образования;
- Оздоровление учителей и учащихся
- Обеспечение преемственности в системе дошкольного и школьного образования, начальной и основной школы.
- Развитие системы воспитания
- Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.
- Активизация деятельности психолого-педагогической службы.
- Координация деятельности работы школьных методических объединений.
Все это создало возможности для обеспечения реальной вариативности, дифференциации и гуманизации образовательного процесса – перехода к структурированию учебного процесса в соответствии с требованиями к образованию и потребностями социума:
- начальная школа реализует программы «Школа России».
- основная школа направлена на расширение круга образовательных услуг за счет вариативной части: элективных курсов, спецкурсов, НОУ, групповых занятий с одаренными детьми, предпрофильной подготовки.
- старшая школа осуществляет переход от изучения предметов по выбору к универсально-профильному обучению; организуются элективные курсы.
Несмотря на то, что понятие системно-деятельностного подхода как обязательного компонента образовательной системы школы введено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.), педагогический коллектив МБОУ Уношевская СОШ пришел к необходимости его освоения, реализуя Программу развития 2010-2015 гг. Системно-деятельный подход, положенный в основу организации образовательного и инновационного процессов в школе, содействовал:
- раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
- побуждению к деятельностному началу, пронизывающему все уровни образования и все формы работы с детьми, построению образовательного процесса в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.
Этому способствовали сформированные в результате реализации Программы развития 2010-2015 следующие условия:
- Создан индивидуальный облик школы, жизнедеятельность которой опирается на принципы объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.
- Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.
- Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, ориентация на педагогические технологий, методы и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности.
Особый акцент в деятельности школы ставится на организацию воспитательной работы, которая строится на основе Программы воспитательной деятельности. Программа воспитания выстраивается с ориентацией на «портрет выпускника» как гражданина-патриота, культурную, гуманистическую, свободную и творческую личность. Реализация поставленной цели связана с решением следующих задач:
- Формирование нравственного, здорового микроклимата в детском сообществе для появления школьниками толерантных взаимоотношений, развитие коммуникативной культуры, нравственных качеств личности,
- Развитие стремления к здоровому и безопасному образу жизни: занятию спортом, организацией личного досуга.
- Создание условий для развития творческого потенциала каждого ребенка в условиях гуманистического воспитания.
Содержание воспитательного процесса направлено на: интеграцию воспитательного и образовательного пространства школы через деятельность органов ученического самоуправления; создание условий для развития творческой, интеллектуальной, нравственной личности, патриота и гражданина; реализацию воспитательных программ района, региона, активизацию взаимодействия педагогического коллектива и родительской общественности; повышение методического и профессионального уровня классных руководителей.
С переходом на ФГОС начального общего образования организована внеурочная деятельность в начальной школе, которая является частью образовательного процесса. Использование возможностей педагогического коллектива позволяет удовлетворить индивидуальные потребности детей и их родителей по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное в различных формах. Внеурочная деятельность направлена на социализацию личности учащегося, формирование и развитие метапредметных компетенций.
Организованный таким образом образовательный процесс способствует подготовке формирующейся личности к жизни в современном мире, обеспечивая формирование таких качеств личности, как:
а) мобильность, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития требуемых умений;
б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.
Важную роль в обеспечении позитивных результатов Программы развития 2010-2015 гг. сыграл педагогический коллектив, который характеризуется:
- мотивацией к продолжению инновационной деятельности;
- качественным ростом профессиональной активности педагогов;
- системным повышением квалификации через самообразование, ПК, участие в профессиональных объединениях.
Важную роль в обеспечении права детей на образование, в защите личности школьника от вредных влияний на его физическое, психическое и нравственное здоровье играет работа социально-педагогической службы, основными задачами которой являются:
- работа с детьми, находящимися в ТЖС и СОП;
- работа по профилактике наркозависимости;
- изучение новых технологий в области социальной педагогики и психологии.
Результаты реализации Программы развития 2010-2015 гг. позволяют сделать вывод о готовности педагогического коллектива МБОУ Уношевская СОШ к дальнейшей инновационной деятельности по обновлению образовательного пространства в соответствии с веяниями времени, анализом социального заказа, адресованного школе, и требованиями современного законодательства.
В то же время проблемно-ориентированный анализ позволил выявить «болевые точки» образовательной системы школы, на которых необходимо сосредоточить внимание руководству и педагогическому коллективу, чтобы и на следующем этапе жизнедеятельности успешно решать все цели и задачи современного образовательного процесса:
- нормативно-правовая база не является исчерпывающей для решения современных актуальных проблем участников образовательных отношений в связи с расширением их прав и обязанностей;
- профессиональный рост отдельных педагогических работников отстает от новых тенденций развития отечественного образования;
- содержание и организация образовательного процесса не в полной мере отвечает новым целям и задачам формирования современного гражданина России;
- инфраструктура школы имеет ряд проблем в обеспечении полного соответствия требованиям безопасности и здоровьесбережения (отраженные в СанПиНах и других нормативных документах);
- социум не всегда откликается на потребности школы в расширении пространства социализации школьников и взаимной ответственности за результаты образования.
Проблемно-ориентированный анализ деятельности школы за предыдущий период, выявление собственного потенциала, анализ Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС, а также ориентация на реализацию актуального современного социального заказа позволяет сформулировать следующие направления совершенствования образовательного пространства МБОУ Уношевская СОШ в соответствии с настоящей Программой:
- Приведение нормативно-правовой базы школы в соответствие с требованиями ФЗ №273-ФЗ и ФГОС;
- Оптимизация системы профессионального роста педагогических работников в рамках ФГОС;
- Дальнейшее развитие содержания и организации образовательного процесса;
- Обновление инфраструктуры школы;
- Совершенствование системы взаимодействия школы с внешней средой.
Признание этих приоритетов составляет объективную основу дальнейшей деятельности образовательного учреждения в направлении перспективных системных преобразований, что и лежит в основе настоящей Программы развития на 2015-2020 гг. «Приведение образовательного пространства МБОУ Уношевская СОШ в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС» (далее Программы).
Данные направления дальнейшего совершенствования образовательной системы школы заявлены в миссии, цели и задачах настоящей Программы, механизмах ее реализации.
Концептуальные положения Программы
Главным результатом законодательных инициатив в сфере отечественного образования на современном этапе является создание оптимальных условий для формирования личности, обладающей такими особенностями, как «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни», отмечено в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (Приказ Президента РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271). Поэтому обновление системы образовательного учреждения в соответствии с современной законодательной базой должно осуществляться в интересах участников образовательных отношений и прежде всего в интересах школьников.
Наиболее полно данные целевые установки отражены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»:
а) в сфере личностного развития:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
б) в сфере общественных отношений: - осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; - готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; - развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; - заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
- законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Настоящая Программа как концептуальная и организационно-правовая основа системы управления МБОУ Уношевская СОШ ориентируется на аксиологическую основу образовательной деятельности и формулирует следующую миссию школы:
МБОУ Уношевская СОШ – это востребованное в социуме с. Уношево и Гордеевского района Брянской области образовательное учреждение с:
- современной системой управления,
- высокопрофессиональной педагогической командой,
- педагогически насыщенным образовательным процессом, ориентированным на реализацию современных задач общего образования и удовлетворение образовательных запросов учащихся и их семей,
- безопасным и комфортным образовательным пространством, предусматривающим охрану и развитие здоровья участников образовательных отношений,
- информационной открытостью для взаимодействия с социумом, что в совокупности создает оптимальные условия для формирования духовно-нравственной, социально и профессионально адаптированной личности гражданина Российской Федерации.
Настоящая Программа определяет систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие всех участников образовательных отношений в решении современных задач образования и в качестве ведущих приоритетов выделяет следующие социальные и педагогические понятия:
базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
духовно-нравственное развитие личности гражданина России — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия учащимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Преемственность настоящей Программы и Программы развития 2010-2015 гг. заключается в развитии принципов реализации Программных мероприятий:
- принцип гуманизации – реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных Федеральным законом «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и искусства;
- принцип сотрудничества – построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного общения;
- принцип развивающего обучения – отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся;
- принцип индивидуализации обучения – всесторонний учет уровня способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных траекторий развития учащихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика;
- принцип дифференциации – выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к работе в различных направлениях изучаемых наук и на различном уровне в зависимости от личных качеств обучающихся; формирование классов, групп с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что может отражаться в построении учебного плана;
- принцип системности – взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов образовательного пространства;
- принцип вариативности – обеспеченность образовательного процесса содержанием и видами деятельности, выходящими за рамки жесткого учебного плана и предоставляющими учащимся возможность выбора (факультативными, специализированные, элективные курсы и т.д.).
«Современный национальный воспитательный идеал, отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Данный тезис, а также рамочные требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, лежит в основе определения «портрета выпускника» каждого уровня образования.
«Портрет выпускника начальной школы»:
- любящий свой народ, свой край, нашу Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
«Портрет выпускника основной школы»:
- любит свое Отечество и свой край, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества;
- умеет учиться, понимает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- представляет особенности своей личности, адекватно оценивает свои возможности для дальнейшей профильной ориентации, умеет строить жизненные планы и понимает средства их достижения;
- ориентируется в мире профессий, понимает значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
«Портрет выпускника средней школы»:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, активно участвующий в защите окружающей среды;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Реализация «портрета выпускника» каждого уровня образования невозможна без соответствия педагога определенному профессиональному стандарту. С учетом «Профессионального стандарта педагога» определен следующий
«Портрет педагога МБОУ Уношевская СОШ»:
- владеющий современными формами и методами обучения и воспитательной работы, умеющий их профессионально использовать в различных видах деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
- умеющий устанавливать четкие правила поведения учащихся в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в школе, эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
- эффективно управляющий учебным коллективом с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
- профессионально ставящий воспитательные цели и задачи, способствующие развитию учеников, независимо от их способностей, характера, культурных различий, половозрастных и индивидуальных особенностей, определять педагогические пути их достижения;
- признающий достоинство каждого ученика, понимая и принимая его;
- поддерживающий конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей) учащихся, привлекающий семью к решению вопросов воспитания ребенка;
- конструктивно взаимодействующий с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач;
- поддерживающий в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу, демонстрируя образцы толерантности;
- умеющий защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
- поддерживающий уклад, атмосферу и традиции школьной жизни, внося в них свой положительный вклад;
- способный адекватно анализировать свою профессиональную деятельность, определять и реализовывать пути ее непрерывного совершенствования.
Такой комплексный характер концептуальных подходов к разработке настоящей Программы определяет ее успешность на этапе проектирования, задает ее цели, задачи и механизмы реализации.
Стратегия и тактика перевода МБОУ Уношевская СОШ в новое состояние
«Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства», - отмечено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Это еще раз подчеркивает, что современное обновление образовательной системы школы должно не просто строиться на основе актуальной нормативно-правовой базы, но и предусматривать решение целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания в рамках правового поля.
Основой легитимности современного отечественного образования является Федеральный закон «Об образовании в РФ», который определяет цель и задачи Программы развития на 2015-2020 гг. «Приведение образовательного пространства МБОУ Уношевская СОШ
в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС», систему мероприятий по их реализации и контролю.
Целью настоящей Программы является:
Приведение всех компонентов образовательной системы школы в соответствие с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС и с учетом потребностей социума.
Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие задачи:
1. Обновление системы управления школой в соответствии с тенденциями развития управленческой науки и требованиями Федерального закона № 273-ФЗ.
2. Оптимизация системы профессионального и личностного роста педагогических работников как необходимое условие современных образовательных отношений.
3. Обновление организации, содержания и технологий образовательного процесса в целях создания оптимальных условий для формирования духовно-нравственной, социально адаптированной и профессионально ориентированной личности гражданина Российской Федерации.
4. Обеспечение информационной открытости образовательного пространства школы в целях привлечения партнеров социума для обновления инфраструктуры и содержания образовательного процесса.
Каждая из задач Программы носит комплексный характер и предусматривает реализацию следующих направлений развития образовательной системы школы.
1. Решение стратегической задачи «Обновление системы управления школой в соответствии с тенденциями развития управленческой науки и требованиями Федерального закона № 273-ФЗ» обеспечивается за счет осуществления программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- обновление нормативно-правовой документации школы;
- совершенствование механизмов управления школой на основе современных нормативно-правовых требований и научно-методических рекомендаций;
- разработка и внедрение системы мониторинга результативности реализуемой образовательной системы.
2. Решение стратегической задачи «Оптимизация системы профессионального и личностного роста педагогических работников как необходимое условие современных образовательных отношений» обеспечивается за счет реализации следующих программных мероприятий:
- обновление системы непрерывного профессионального образования педагогических кадров в целях оптимальной реализации ФЗ № 273-ФЗ и ФГОС общего образования (по этапам);
- освоение педагогами современного законодательства в сфере образования, содержания, форм, методов и технологий организации образовательного процесса;
- создание современной системы оценки и самооценки профессионального уровня педагогов по результатам образовательного процесса.
3. Решение стратегической задачи «Обновление организации, содержания и технологий образовательного процесса в целях создания оптимальных условий формирования духовно-нравственной, социально адаптированной и профессионально ориентированной личности гражданина Российской Федерации» обеспечивается за счет осуществления программных мероприятий по следующим ведущим направлениям:
- разработка и реализация образовательных программ в соответствии с современным содержанием образование и с учетом образовательных потребностей и возможностей учащихся;
- реализация Основных образовательных программ начального и основного общего образования, направленных на формирование и развитие гражданской позиции, профессиональной и социальной адаптации учащихся;
- обновление системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в целях создания благоприятных условий реализации ФГОС общего образования;
- расширение возможностей дополнительного образования и внеурочной деятельности учащихся в условиях школы;
- обновление и реализация действенной системы детского самоуправления.
4. Решение стратегической задачи «Обеспечение информационной открытости образовательного пространства школы в целях привлечения партнеров социума к участию в оптимизации условий реализации Федерального закона № 273-ФЗ» обеспечивается за счет организации программных мероприятий по следующим важнейшим направлениям:
- обновление нормативно-правовой базы и механизмов взаимодействия школы с партнерами социума для обновления инфраструктуры и содержания образовательного процесса;
- приведение инфраструктуры школы в соответствие с требованиями ФЗ-273, СанПиНов и ФГОС общего образования;
- активное взаимодействие школы с социумом и образовательным пространством муниципалитета, региона, страны для оптимизации условий реализации ФЗ-273.
3. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Направления деятельности | Содержание мероприятий | Сроки реализации (годы, учебные годы) | Виды деятельности |
Задача 1: Обновление системы управления школой в соответствии с тенденциями развития управленческой науки и требованиями Федерального закона № 273-ФЗ и ФГОС | |||
1.1. Обновление нормативно-правовой документации школы | - Изучение и анализ Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ на предмет определения рамок обновления образовательного пространства школы (работа информационно-аналитическая - Анализ существующей нормативно-правовой базы образовательного пространства школы и определение масштабов ее изменения (информационно-аналитическая деятельность руководства, педагогов и привлеченных специалистов); - Обновление нормативно-правовой базы школы с учетом требований ФЗ-273 (проектная деятельность руководства, руководителей МО и привлеченных специалистов, использование разнообразных ресурсов школы): - Устав школы; - Положения; - Должностные инструкции; - Договоры; - Инструкции по организации отдельных видов и форм образовательной деятельности и др. - Апробация, коррекция и дальнейшая реализация обновленной нормативно-правовой базы школы | 2015 2015 2015-16 2015-20 | Банк нормативно-правовых документов, посвященных ФЗ № 273-ФЗ. Обновленная нормативно-правовая база школы. Материалы внедрения обновленной нормативно-правовой базы |
1.2. Совершенствование механизмов управления школой на основе современных нормативно-правовых требований и научно-методических рекомендаций | - Определение современных приоритетных технологий управления в соответствии с обновленной нормативно-правовой базой и содержанием управляемой системы (проектная деятельность руководства и привлеченных специалистов) - Развитие административных, психологических, экономических и других современных методов управления образовательной системой школы (проектная и организационная деятельность руководства, использование разнообразных ресурсов школы и привлеченных финансовых ресурсов); - Расширение использования в управлении школой информационно-коммуникативных технологий (проектная и организационная деятельность руководства; закупка и установка дополнительного оборудования, программного обеспечения): - Развитие единого электронного банка данных по организации образовательного процесса; - Систематическое обновление сайта школы в соответствии с изменяющимися требованиями. | 2015 2015-16 2015-2020 2015-2020 2015-2020
| Созданные условия для реализации современных методов управления образовательной системой. Созданная управленческая информационно-технологическая среда школы |
1.3. Разработка и внедрение системы мониторинга результативности обновленной образовательной системы | - Определение критериев системы оценки деятельности школы в условиях реализации ФЗ № 273-ФЗ и современных требований к качеству образования (информационно-аналитическая и проектная деятельность руководства, руководителей МО и привлеченных специалистов); - Определение форм информационно-аналитической документации по оценке результативности образовательной системы школы (проектная деятельность руководства, руководителей МО, педагогов, использование разнообразных ресурсов школы); - Разработка системы мониторинга деятельности обновленной образовательной системы школы (проектная деятельность руководства, руководителей МО, педагогов, использование разнообразных ресурсов школы); - Реализация системы мониторинга деятельности обновленной управленческой системы (организационная и аналитическая деятельность руководства, педагогического коллектива, использование разнообразных ресурсов школы). | 2015 2015-16 2016-17 2015-2020 | Описание системы мониторинга результативности обновленной образовательной системы школы. Комплект информационно-аналитической документации по реализации системы мониторинга. |
Задача 2: Оптимизация системы профессионального и личностного роста педагогических работников как необходимое условие современных образовательных отношений | |||
2.1.Обновление системы непрерывного профессионального образования педагогических кадров в целях оптимальной реализации ФЗ № 273-ФЗ и ФГОС общего образования (по этапам) | - Анализ и определение резервов сложившейся в школе системы повышения квалификации, определение перспективных потребностей и потенциальных возможностей в повышении квалификации педагогов (информационно-аналитическая деятельность руководства, руководителей МО, педагогов); - Выявление организаций повышения квалификации педагогов и практикующихся в них современных форм обучения взрослых, использование выявленных возможностей (информационно-аналитическая деятельность руководства, руководителей МО и педагогов, расходы на внебюджетные курсы повышения квалификации и командировочные расходы); - Обновление внутриучрежденческой системы повышения квалификации педагогов в условиях реализации ФЗ № 273-ФЗ (проектная деятельность руководства, руководителей МО и привлеченных специалистов, использование разнообразных ресурсов школы). - Создание условий формирования индивидуальных траекторий профессионального, карьерного и личностного роста педагогов (организационная деятельность руководства, руководителей МО, практическая деятельность педагогов, использование разнообразных ресурсов школы); - Включение педагогов (педагогических команд) в современные направления научно-методической и исследовательской деятельности (организационная деятельность руководства, руководителей МО, практическая деятельность педагогов, использование разнообразных ресурсов школы) | 2015 2015-16 2016-17 2017-18 2015-2020
| Описание системы непрерывного профессионального образования педагогических работников школы с учетом требований ФЗ № 273-ФЗ и ФГОС общего образования. Методические материалы по организации инновационной научно-методической и исследовательской деятельности. |
2.2.Освоение педагогами современного законодательства в сфере образования, содержания, форм, методов и технологий организации образовательного процесса | - Изучение педагогами современного законодательства в сфере образования, в том числе содержания Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (приобретение нормативно-правовых документов, информационно-аналитическая и организационная деятельность педагогов и руководства, руководителей МО); |
2015-16
| Компетентность педагогического коллектива в области требований современного законодательства в сфере образования, ФЗ № 273-ФЗ. Банк методических материалов по реализации ФГОС общего образования (по уровням), методических материалов по оценке результатов обучения, контрольных измерительных материалов. Банк современных образовательных технологий. |
2.3.Создание современной системы оценки и самооценки профессионального уровня педагогов по результатам образовательного процесса. | - Анализ эффективности существующей в школе системы оценки качества деятельности педагогов (информационно-аналитическая деятельность педагогов и руководства); - Определение современных критериев и параметров оценки и самооценки деятельности педагогов, разработка (адаптация существующих) диагностических материалов (проектная деятельность педагогов, руководства и руководителей МО); - Создание современной системы мотивации педагогов школы на участие в инновационной деятельности (аналитическая, проектная и организационная работа руководства, расчет необходимых дополнительных финансовых средств): анализ существующей системы мотивации педагогов; - Реализация обновленной системы оценки и самооценки качества деятельности педагогического коллектива | 2015 2015-16 2016-17 2015-2020 | Методические материалы по системе современной оценки и самооценки качества деятельности педагогических работников в условиях реализации инноваций. Портфолио педагогов. |
Задача 3: Обновление организации, содержания и технологий образовательного процесса в целях создания оптимальных условий формирования духовно-нравственной, социально адаптированной и профессионально ориентированной личности гражданина Российской Федерации | |||
3.1. Разработка и реализация образовательных программ в соответствии с современным содержанием образование и с учетом образовательных потребностей и возможностей учащихся | - Выявление образовательных потребностей учащихся школы и запросов социума в целях определение актуальных направлений и содержания образовательных программ (аналитическая и проектная деятельность педагогов, руководства и привлеченных специалистов); - Использование в образовательном процессе (в рамках всех учебных предметов) информационно-коммуникационных технологий (проектная и организационная деятельность педагогов, использование разнообразных ресурсов школы, работа с Интернет-ресурсами); - Создание и реализация для учащихся старших классов основной и старшей школы оптимальных условий, обеспечивающих возможность выбора индивидуального учебного плана и сетевых форм получения образования (дополнительное финансирование индивидуальных учебных программ, проектная и организационная деятельность руководителей и педагогов школы, использование разнообразных ресурсов школы); - Разработка и реализация программ поддержки талантливых учащихся по различным направлениям интеллектуальной, творческой, социальной и спортивной деятельности - Использование в образовательном процессе разнообразных нетрадиционных форм контроля знаний: зачет, защита проектов, защита реферативных и исследовательских работ и др. (проектная, организационная и аналитическая деятельность педагогов, использование разнообразных ресурсов школы, работа с Интернет-ресурсами). |
2015-16 2015-20
2016-17 2015-20 2015-20 | Банк программ, эффективных дидактических методов и образовательных технологий в соответствии с новым содержанием учебного процесса (программы, учебные планы, методические разработки и т.д.). |
3.2. Реализация Основных образовательных программ начального и основного общего образования, направленных на формирование и развитие гражданской позиции, профессиональной и социальной адаптации учащихся | - Оптимальное использование всех элементов ООП НОО и ООП ООО в направлении формирования духовно-нравственной, социально и профессионально адаптированной личности гражданина Российской Федерации (проектная и организационная деятельность педагогов, классных руководителей и руководства, использование разнообразных ресурсов школы); - Реализация программ общешкольных мероприятий различного содержания и в разнообразных формах в направлении формирования духовно-нравственной, социально и профессионально адаптированной успешной личности гражданина Российской Федерации - Использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий - Организация помощи учащимся в подготовке портфолио как одно из условий планирования и реализации потенциальных возможностей саморазвития | 2015-20 2015-20 2015-20 2015-20 | Новое содержание организации образовательного процесса. Банк эффективных методов, технологий и форм организации образовательного процесса. Портфолио учащихся. |
3.3. Обновление системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в целях создания благоприятных условий реализации ФГОС общего образования | - Анализ деятельности психолого-педагогической службы и выявление ее потенциальных возможностей обновления (информационно-аналитическая деятельность специалистов службы, руководства и привлеченных специалистов, использование разнообразных ресурсов школы, работа с Интернет-ресурсами); - Обновление программно-методического и диагностического материала деятельности психолого-педагогической службы с учетом современных требований (аналитическая и проектная деятельность специалистов службы и руководства школы, использование разнообразных ресурсов школы, работа с Интернет-ресурсами); - Реализация и текущая коррекция обновленной программы деятельности психолого-педагогической службы для различных категорий участников образовательных отношений (аналитическая и организационная деятельность специалистов службы и руководства, использование разнообразных ресурсов школы, работа с Интернет-ресурсами); - Организация специалистами службы системы методических семинаров, консультаций, тренингов, индивидуальной практической помощи для всех участников образовательных отношений (организационная деятельность специалистов службы, педагогов и руководства, использование разнообразных ресурсов школы, работа с Интернет-ресурсами) | 2014 2014-15 2015-16 2015-20 2015-16 2019-20 | Комплекты обновленного программно-методического и диагностического материала деятельности психолого-педагогической службы с учетом современных требований. Аналитические материалы по результатам ежегодной диагностики образовательного процесса. |
3.4. Расширение возможностей дополнительного образования и внеурочной деятельности учащихся в условиях школы | - Анализ существующей в школе системы внеурочной деятельности в целях выявления резервов ее оптимизации - Расширение форм и направлений внеурочной деятельности школы в соответствии с потребностями учащихся разных возрастов - Реализация наиболее популярных у школьников направлений и форм внеурочной деятельности | 2015 2015-20 2015-20 | Описание системы внеурочной деятельности школы. Материалы реализации эффективных форм и направлений внеурочной деятельности Портфолио школьников |
Задача 4: Обеспечение информационной открытости образовательного пространства школы в целях привлечения партнеров социума к участию в оптимизации условий реализации Федерального закона № 273-ФЗ и ФГОС | |||
4.1. Обновление нормативно-правовой базы и механизмов взаимодействия школы с партнерами социума для обновления инфраструктуры и содержания образовательного процесса | - Анализ социума школы на предмет выявления новых потенциальных партнеров для полноценной реализации ФЗ-273 (работа с Интернет-ресурсами, информационно-аналитическая деятельность руководства); - Изучение и анализ Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» совместно с родительской общественностью и определение рамок обновления нормативно-правовой документации по взаимодействию школы с потребителями образовательных услуг. - Разработка обновленных нормативно-правовых документов взаимодействия школы, потребителями образовательных услуг и социума - Всеобуч для родителей по содержанию Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и обновленной нормативно-правовой базы школы в целях обеспечения единых подходов (организационная деятельность педагогов, родительской общественности и руководства, использование ресурсов школы, работа с Интернет-ресурсами). | 2015 2015-16 2015-16 2016-17 2015-20
| База потенциальных партнеров социума для оптимизации условий реализации ФЗ № 273-ФЗ Действующая обновленная нормативно-правовая база взаимодействия участников образовательных отношений, взаимодействию школы и социума. Компетентность всех потребителей образовательных услуг школы в действующем законодательстве в области образования. |
4.2. Приведение инфраструктуры школы в соответствие с требованиями ФЗ № 273-ФЗ, СанПиНов и ФГОС общего образования | - Анализ ресурсной базы школы и выявление потребностей в ее расширении в соответствии требованиями ФЗ № 273-ФЗ, СанПиНов и ФГОС общего образования (информационно-аналитическая деятельность педагогов и руководства); - Анализ уровня комфортности и безопасности условий организации образовательного процесса и выявление потенциальных возможностей обновления (информационно-аналитическая деятельность специалистов служб, руководства и привлеченных специалистов, использование ресурсов школы, работа с Интернет-ресурсами); - Обновление материально-технической базы школы в соответствии требованиями ФЗ № 273-ФЗ, СанПиНов и ФГОС общего образования (организационная работа руководства, приобретение необходимого оборудования): -Пополнение учебных кабинетов специальным лабораторным, техническим оборудованием, необходимыми программами и учебно-методическими комплексами для реализации ФГОС общего образования; - Обновление спортивной базы школы; - Комплектование школьной библиотеки учебной, учебно-методической, научно-популярной литературой в соответствии с новыми образовательными программами. - Формирование научно-методической базы школы в соответствии с современными образовательными программами - Обновление деятельности службы охраны труда с учетом современных нормативно-правовых требований - Совершенствование системы питания учащихся и персонала школы в соответствии с требованиями СанПиНов - Обеспечение в школе всех необходимых бытовых условий в соответствии с требованиями | 2015 2015 2015-20 2017-20 2015-16 2016-17 2015-20 2018-19 2018-19 2019-20 | Образовательная среда, соответствующая требованиям требованиями ФЗ № 273-ФЗ, СанПиНов и ФГОС общего образования. Ресурсная база, соответствующая современному содержанию образования. Работающие механизмы инвестиций в образовательное пространство школы. Созданные комфортные и безопасные социально-бытовые условия образовательного процесса |
4.3. Активное взаимодействие школы с социумом и образовательным пространством муниципалитета, региона, страны для оптимизации условий реализации ФЗ-273 | - Реализация механизмов взаимодействия школы и партнеров социума по обеспечению необходимых условий, реализации современных программ и технологий образования и социализации - Презентационная работа школы через сайт, организацию дней открытых дверей, участие в мероприятиях педагогического сообщества и общественности, публикаций, интервью в СМИ - Распространение эффективного педагогического опыта работы школы | 2015-20 2015-20 2015-16 2017-18 2019-20 | Материалы взаимодействия школы с образовательными учреждениями муниципалитета, региона, страны и другими партнерами социума. Материалы презентации школы в методических изданиях, в СМИ и др. |
4.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В системе управления:
- в школе будет действовать обновленная система управления, разработанная с учетом современного законодательства и тенденций развития управленческой науки;
- нормативно-правовая и научно-методическая база школы будет соответствовать требованиям ФЗ-273, ФГОС и современным направлениям развития психолого-педагогической науки и практики;
- система мониторинга станет неотъемлемой основой управления развитием школы;
- будет отмечаться рост привлеченных средств в соответствии с расширением образовательных услуг и партнерских отношений школы.
В обновлении инфраструктуры:
- инфраструктура и организация образовательного процесса школы будет максимально возможно соответствовать требованиям ФЗ-273, СанПиНов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса;
- все учебные кабинеты будут максимально возможно оснащены в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
- не менее 75 % учебных кабинетов будет иметь доступ к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам;
- 100 % педагогов и руководителей школы пройдет повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям;
- не менее 50 % педагогов будет работать по инновационным образовательным технологиям;
- не менее 25 % педагогов будут иметь опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.).
В организации образовательного процесса:
- не менее 5-10 % школьников будет обучаться по индивидуальным учебным планам и программам по выбору в соответствии с личностными склонностями и интересами, в том числе с использованием дистантных форм и ресурсов образовательных сетей;
- 50 % школьников будет получать образование с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- 100 % учащихся основной и старшей школы будет включено в исследовательскую и проектную деятельность;
- в школе будет работать программа поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития);
В расширении партнерских отношений:
- не менее 50 % родителей (законных представителей) будет включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.);
- не менее 5-10 партнеров социума (учреждений, организаций, физических лиц) будет участниками реализации общеобразовательных и дополнительных программ школы.
При реализации Программы развития на 2015-2020 гг. «Приведение образовательного пространства МБОУ Уношевская СОШ в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ) и ФГОС» возможно возникновение рисков (угроз), которые могут снизить эффективность спланированных инновационных изменений. Чтобы исключить подобные риски, настоящая Программа обозначает следующую систему мер по их минимизации.
Система мер по минимизации рисков реализации Программы
Виды рисков | Пути минимизации рисков |
Нормативно-правовые риски | |
- Неполнота отдельных нормативно-правовых документов, не предусмотренных на момент разработки и начало внедрения Программы. - Неоднозначность толкования отдельных статей ФЗ-273 и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность и ответственность субъектов образовательного процесса и школе в целом | - Регулярный анализ нормативно-правовой базы школы на предмет ее актуальности, полноты, соответствия решаемым задачам. - Систематическая работа руководства школы с педагогическим коллективом, родительской общественностью и партнерами социума по разъяснению содержания ФЗ-273 и конкретных нормативно- |
Финансово-экономические риски | |
- Нестабильность и недостаточность бюджетного финансирования; - Недостаток внебюджетных, спонсорских инвестиций и пожертвований в связи с изменением финансово-экономического положения партнеров социума. | - Своевременное планирование бюджета школы по реализации программных мероприятий, внесение корректив с учетом реализации новых направлений и программ, а также инфляционных процессов. - Систематическая по работа по расширению партнерства, по выявлению дополнительных источников финансирования |
Организационно - управленческие риски | |
- Некомпетентное внедрения сторонних структур (организаций, учреждений) и лиц в процессы принятия управленческих решений по обновлению образовательного пространства школы в образовательный процесс. | - Разъяснительная работа руководства школы по законодательному разграничению полномочий и ответственности, четкая управленческая деятельность в рамках ФЗ-273 (статьи 6-9, 28). |
Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора) | |
- Недостаточность профессиональной инициативы и компетентности у отдельных педагогов по реализации углубленных программ и образовательных технологий. - Неготовность отдельных педагогов выстраивать партнерские отношения с другими субъектами образовательного процесса, партнерами социума. | - Систематическая работа по обновлению внутриучрежденческой системы повышения квалификации. Разработка и использование эффективной системы мотивации включения педагогов в инновационные процессы. - Психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогов с недостаточной коммуникативной компетентностью |
Ресурсно-технологические риски | |
- Неполнота ресурсной базы для реализации новых направлений и отдельных программ и мероприятий Программы; - Прекращение плановых поставок необходимого оборудования для реализации программ реализации ФГОС общего образования. | - Систематический анализ достаточности ресурсной базы для реализации всех компонентов Программы. - Включение механизма дополнительных закупок необходимого оборудования за счет развития партнерских отношений. Участие педагогов и всего образовательного учреждения в международных, федеральных, региональных проектах и в грантовой деятельности для расширения возможностей развития ресурсной базы. |
Все эти предусмотренные мероприятия по осуществлению, сопровождению и текущей коррекции Программа развития на 2015-2020 гг. «Приведение образовательного пространства МБОУ Уношевская СОШ в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ)» и ФГОС» являются определенной гарантией ее успешной и полноценной реализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Развития школы "Школа социального успеха"
В презентации представлены цели, задачи, образовательные проекты, содержание работы по основным направлениям реализации Программы Развития "Школы социального успеха"....
Программа развития школы
Программа развития школы является основополагающим документом, разработанным в соответствии с основными нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений....
Программа развития школы
Программа развития школы...
"РОСТОК" Программа развития школы, презентация
Презентация Программы развития на педсовете....
Программа развития школы
Программа развития МБОУ СОШ №45 станицы Северской содержит четыре раздела. Её цель создание воспитательно - образовательной среды, спасобствующей воститанию нравственной, физически здоровой личности, ...
Программа развития школы на 2012-2017 годы
Работа предназначена для директоров, заместителей директоров школ. Надеюсь, что мой материал будет полезен при составлении Программы. Разработана точно в соответствии с рекомендациями к Программе разв...
Программа развития школы
Программа развития школы...